УДК 338.43
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
СЕМЫКИН В.А.,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА; e-mail: rector@kgsha.ru. СОЛОВЬЕВА Т.Н.,
кандидат экономических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА; e-mail: prorector1@kgsha.ru.
САФРОНОВ В.В.,
кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВО Курская ГСХА; e-mail: econ.teor.ksaa@ya.ru.
ТЕРЕХОВ В.П.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО Курская ГСХА; e-mail: vater.one@gmail.com.
Реферат. Современное российское общество, перейдя в 90-е годы прошлого столетия к рыночной экономике, не только все более адаптируется к новым условиям конкуренции, но и ищет дополнительные возможности ее развития. Дело в том, что это один из важнейших, если не основной рычаг повышения эффективности экономики, возможности которого пока используются недостаточно для успешного решения социально-экономических проблем общества. В статье излагаются итоги исследования социально-экономической природы конкуренции как формы реализации экономических интересов, обосновываются ее формы - экономическая, рыночная и нерыночная на основе выделения их особой социально-экономической сущности и роли, обусловленных характером экономики и рынка. Заслуживает внимания и попытка авторов охарактеризовать экономическую природу рыночной конкуренции, в том числе через определение ее функций. В статье обосновываются ведущие направления развития конкуренции на основе выделения путей и особенностей их совершенствования, а также предлагается использование социально-экономического и институционального механизма. Развитие конкуренции трактуется как объективная закономерность функционирования рыночного хозяйства, у которой есть немалое число объективных причин и условий.
Ключевые слова: конкуренция, экономическая конкуренция, рыночная конкуренция, нерыночная конкуренция, функции конкуренции, закономерности развития конкуренции, монополизированный рынок, рынок совершенной конкуренции, развитая конкуренция, совершенная конкуренция, монополия, олигополия, эффективность конкуренции, конкурентные отношения, синдикат, трест, конгломерат, инвестиции, социальные условия, прибыль.
DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC COMPETITION AS OBJECTIVE REGULARITY OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF MARKET ECONOMY
SEMYKIN V.A.,
doctor of Agriculture, Professor, Rector of Kursk state agricultural I.I. Ivanov Academy; E-mail: rector@kgsha.ru. SOLOVYOVА T.N.,
doctor of Economy, Professor, Vice-rector of Kursk state agricultural I.I. Ivanov Academy; E-mail: prorector1@kgsha.ru. SAFRONOV V.V.,
doctor of Economy, Professor, Head of the Department of Economic theory of Kursk state agricultural I.I. Ivanov Academy; E-mail: econ.teor.ksaa@ya.ru.
TEREKHOV V.P.,
аssistant Professor of the Department of Finance of Kursk state agricultural I.I. Ivanov Academy; E-mail: vater.one@gmail.com.
Essay. Modern Russian society, going to the 90-ies of the last century to a market economy, not only more and more adapted to the new conditions of competition, but also looking for additional opportunities for its development. The point is that this is one of the most important, the main lever of increase of efficiency of the economy, the possibility of which is underutilized for the successful solution of social and economic problems of society. In article results of a research of the social and economic nature of the competition as forms of implementation of economic interests are stated, its forms - economic, market and non-market based on the allocation of their special social and economic essence and a role caused by nature of economy and the market are proved. In addition, the attempt of authors to characterize the economic nature of the market competition, including through determination of its functions deserves attention. The article substantiates the leading direction of the development of competition on the basis of selection of ways and features to improve them, as well as the proposed use of socio-economic and institutional mechanism. Development of competition is treated as an objective law of the functioning of a market economy, which has a lot of objective reasons and conditions.
Keywords: competition, economic competition, market competition, non-market competition, the competition features, patterns of competition, monopolized market, the market of perfect competition, the development of competition, perfect competition, monopoly, oligopoly, the effectiveness of competition, competitive relations, syndicate, trust, conglomerate, investment, social conditions, profit.
Понятие конкуренция происходит от латинского слова «сопсштеге» и означает оно сталкиваться, соперничать. Это одна из древнейших и широко употребляемых как в теории, так и на практике категорий, с ее использованием и развитием многие научные школы и практика связывают ускорение экономического роста, преодоление многочисленных кризисов, улучшение технологического и социально-экономического прогресса, рост прибыли. Однако, такая трактовка конкуренции, на наш взгляд, сильно упрощает эти отношения, сводит их только к борьбе и не учитывает наличия других ее эффектов, видов, форм, в частности, экономической, рыночной и нерыночной конкуренции, ее композитивного характера, включающего не только столкновение интересов субъектов экономики, но и общность интересов, движение конкуренции от первичного, простейшего состояния, характерного для древнего мира к развитому, комплексному. К недостаткам распространенного определения сущности конкуренции следует отнести и то, что ее содержание на всех этапах трактуется неизменно. Наконец, отношения столкновения, борьбы существуют и в растительном и в животном мире. Отношения конкуренции относятся к чрезвычайно актуальным и в тоже время сложным категориям современной экономики. Значение ее сущности видится в том, что она позволяет более глубоко определять и всесторонне характеризовать ее природу, роль и место в современном обществе, создавать более обоснованную методологическую базу развития. Если исходить из всей совокупности экономических, социальных и институциональных отношений, их реального состояния, то, несомненно, развитие конкуренции повышает их эффективность и должно быть подчинено объективным закономерностям, требует серьезного прогресса не только в выявлении ее социально-экономической природы и роли, но и законов объективного формирования, определения эффективных путей развития конкуренции. Для того, чтобы решить эти вопросы необходим глубокий анализ ее социально-экономических и институциональных форм и функций, что позволяет еще более глубоко и полно понять сущность конкуренции, ее роль, а вместе с этим и иметь более обоснованные меры ее развития.
Совершенно очевидно, что конкуренцию в экономике нельзя приравнивать к конкуренции в животном или растительном мире за условия выживания и воспроизводства, хотя такая сфера конкуренции реально существует и представляет несомненный интерес для агрономической и зоотехнической науки, для создания заповедных парков дикой природы, оптимизации размеров животноводческих комплексов, регулирования процессов урбанизации территорий, и все же это особая сфера науки. Экономической конкуренцией должна заниматься экономическая наука, как содержанием, так и ее формами в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, услуг, на рынках ресурсов, рабочей силы, инноваций, субсидий и общественных благ. Экономическая конкуренция имеет богатую историю существования, она возникает вместе с появлением человека. По мере роста численности людей и их потребностей расширяются и экономические интересы, которые наталкиваются на
ограниченность ресурсов, а отсюда и на неизбежное соперничество за их присвоение. При определенных условиях соперничество перерастает в экономическую конкуренцию, основой которой являются различные экономические интересы людей на всех стадиях воспроизводства. Она наблюдается в таких сферах, как производство, распределение, обмен и потребление, в связи с экономическими интересами людей в части присвоения территорий и ресурсов, носит всеобщий характер, пронизывает все общество, касается каждого человека, оказывает значительное влияние на знания, опыт и культуру общества, имеет мультипликативную эффективность. Поэтому под экономической конкуренцией в самом широком смысле следует понимать социально-экономическую форму реализации экономических интересов людей, они находятся в основе ее сущности, форм и методов развития. Вместе с тем это не простая категория, она не только эффективна, но и противоречива, поддержание и развитие ее требует адекватных форм и социально-экономических и институциональных механизмов. Она проникает во все сферы жизни и деятельности общества, затрагивает каждого человека и всех субъектов рынка, носит универсальный характер. Этот подход к определению сущности экономической конкуренции важно иметь в виду и при разработке социально-экономических форм экономической конкуренции, механизмов и институтов их развития. Возникновение местных, региональных, межрегиональных, международных рынков, появление новых товаров, услуг, повышение их качества приводит к формированию такой ее формы, как рыночная конкуренция. За тысячелетия своего существования она доказала свою эффективность - улучшалось предложение товаров, выросли доходы товаропроизводителей, совершенствовалось производство, создавались предпосылки для еще большего развития рыночной экономики.
Рыночная конкуренция тесно связана с экономической конкуренцией, обе они охватывают большую часть экономики, выполняют аналогичные функции, через них реализуются личные и коллективные экономические интересы в части присвоения территорий, природных ресурсов, рынков, имеют они и серьезные отличия. Экономическая конкуренция - отношения, более широкие, чем рыночная конкуренция. Рыночной конкуренцией можно называть экономическую конкуренцию в условиях рыночного хозяйства. Эффективность ее видится в том, что она экономически и институционально принуждает человека совершенствовать производство, создавать отрасли, переходить от нестабильной формы обеспечения продукцией, например, за счет охоты, собирания грибов и ягод к более устойчивому и гарантированному производству - земледелию, скотоводству, позволившим на определенных этапах создавать излишки продукции и условия для обмена. Возникновение рыночного хозяйства способствовало появлению рыночной конкуренции. Рыночная конкуренция основана на борьбе за сырье и инновационные решения, характерна постоянным повышением эффективности инвестиций. В развитом обществе она охватывает практически всю экономику, но есть и сферы, где сохраняются нерыночные формы конкуренции. Это
могут быть бесплатное образование и здравоохранение, субсидии, дотации и общественные блага, определенные виды государственных затрат, фонды социального обеспечения. В нерыночной конкуренции велика роль институциональных отношений и государства. Изучение и развитие ее тоже актуально, она может влиять на состояние рыночной конкуренции и экономики в целом.
Рыночная конкуренция не лишена и противоречий, она нередко сопровождается провалами, уходом капитала в теневой сектор экономики, монополизацией, коррумпированностью общества, безответственным и бесхозяйственным поведением субъектов рынка, случаями вытеснения дешевого ассортимента, а также малого и среднего бизнеса, фальсификацией товаров, банкротством предприятий, игнорированием социальных и экологических интересов населения, снижением экономической безопасности. Одним из самых нежелательных уровней рыночной конкуренции может быть ее слабое состояние или полное отсутствие, в этом случае происходит монополизация рынков, их картелизация, рост картельных цен, исчезновение борьбы, установление монополиями недопустимого контроля за рынками и их регулирования в собственных интересах. Все это самым отрицательным образом сказывается на совокупном спросе, реальных доходах населения, качестве жизни большой части населения, что также отрицательно сказывается на развитии конкуренции.
Большое значение для характеристики сущности и законов развития рыночной конкуренции имеет выделение ее функций. Исследование указывает на их множественность и тесную связь не только с производителем, но и потребителем, экономикой отраслей, регионов и целых государств. В самом общем виде функции рыночной конкуренции могут быть представлены на рисунке 1.
Позволяет повышать социально-экономическую и экологическую эф фективность обще ственного труда
Рисунок 1 - Основные социально-экономические функции отношений рыночной конкуренции
Конкурентные отношения в рыночных условиях носят комплексный характер, выполняют стимулирующую, социальную, регулирующую, перераспределительную, информационную функции, а также функцию экономического принуждения, реализации экономических интересов, ускорения научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности всех звеньев экономики и общества. Рыночная конкуренция стимулирует повышение социально-экономической и экологической эффективности общества, интеграции
материального производства, науки и образования, специализации и диверсификации производства. Важнейшей функцией рыночной конкуренции является стимулирование наращивания производства, прибыли, повышения качества продукции и услуг, обновление ассортимента продукции в соответствии со спросом, преодоление дефицитности рынков, более эффективного использования производственных мощностей, сырья, повышения рентабельности отраслей и предприятий. Конкуренция стимулирует инновационный прогресс, переход к все более эффективным технологиям и формам организации труда, повышение компетентности кадрового состава. Конкуренция оказывает большое влияние на отраслевую структуру капитала и производства (структурирующая функция), расстановку всех отраслей в равные институциональные условия воспроизводства. Конкурентные отношения выполняют социальную функцию, путем повышения качества продуктов, улучшения условий труда, снижения цен на товары и услуги. Она заставляет хозяйствующие субъекты ориентироваться на инновационный путь развития, замену и модернизацию устаревших технологий, форм и методов организации производства, на создание конкурентных преимуществ, формирование эффективных отраслевых кластеров, на все более тесную интеграцию в глобальную экономику, в том числе и за счет оптимизации места стран и регионов в международном разделении труда. Функции конкуренции наиболее полно характеризуют ее сущность, подтверждают необходимость ее развития, более полно характеризуют закон развития отношений конкуренции.
В уточнении нуждается и само понятие - развитие рыночной конкуренции, оно должно быть динамичным, четким и полным. Очевидно, что это определенная ее динамика, движение от слабой к развитой конкуренции, переход к более эффективному хозяйствованию. Конкуренция не может не развиваться, так как в рыночной экономике это мощный фактор совершенствования экономики и механизм хозяйствования, без конкуренции экономика развиваться не может. Даже в мобилизационной экономике в каких-то специфических формах она всегда существовала, об этом, в частности свидетельствует и опыт планового хозяйства. Под развитием конкуренции следует понимать ее движение по пути максимизации использования ее потенциальных возможностей, приближение состояния конкуренции к ее уровню в развитых странах. Развитие рыночной конкуренции происходит путем движения от первичных случаев обмена, местных рынков к региональным, всеобщим, национальным, наконец, глобальным, повышения их качества, преодоления всех причин для не вхождения на рынок новых субъектов, использования оптимальных и цивилизованных методов борьбы, внедрения конкуренции в сферы, в которых она не используется, в том числе путем устранения разрушительных маркетинговых войн, использования инновационных программ, достижения максимально высокого уровня конкурентоспособности технологий, человеческих ресурсов, продукции и услуг. Для развития рыночной конкуренции важно и формирование всей системы рынков, как внутренних, так и внешних, особенно перспективных для ускорения научно-технического прогресса. Развитие рыночной конкуренции предполагает свободное движение трудовых ресурсов, капитала, информации, использование нерыночной сферы (фундаментальная наука, любительский спорт, самодеятельность, субсидии, дотации).
Осуществляет структурирование экономики и социальной сферы, систему рынков, отраслей и регионов
Требует от людей постоянного совершенствования человеческих ресурсов
В современной российской экономике, в том числе в агропромышленном комплексе, конкуренция развита слабо, что наносит немалый ущерб состоянию производства, научно-техническому прогрессу, приводит к монополизации рынков, росту многих видов цен, сопровождается слабой антимонопольной политикой государства. Для развития конкуренции особенно важно преодоление дефицита продукции, повышение ее качества, формирование новых отраслей, повышение рентабельности производства, сохранение рабочих мест, своевременное поступление налогов в бюджет государства. Знание социально-экономической и институциональной природы конкуренции, как социально-экономического и институционального выражения экономических интересов, ее форм, а также сущности категории развития конкуренции позволяет более обоснованно подходить к разработке социально-экономического и институционального механизма их развития. Совершенно очевидно, что это не могут быть квазисвободные отношения, для развития рыночной конкуренции нужен комплекс социально-экономических и институциональных направлений, форм и мер, учитывающих всю совокупность экономических интересов и разрабатываемых с учетом особенностей стран, регионов и отраслей, а также совокупности функций конкуренции. В экономической теории можно нередко встретить позицию, согласно которой развитие рыночной конкуренции должно происходить стихийно, самостоятельно, на самом деле это далеко не так, помимо свободного перелива капитала необходим и социально-экономический и институциональный механизм. Он необходим потому, что свободная конкуренция может носить и противоречивый характер, осуществляться нецивилизованными методами, в том числе за счет фальсификаций и монополизации рынков. Экономический механизм развития рыночной конкуренции необходим и в связи с возможными провалами рынка в виде инфляции, безработицы, банкротства предприятий, игнорирования экономической и экологической безопасности. Комплексный механизм призван оптимизировать соотношение рыночной и нерыночной экономики, обеспечивать более полное использование потенциала конкуренции и ее развития. Для развития конкурентных отношений важно оптимизировать и структуру рынков, придав особое значение использованию рынков монополистической конкуренции. В этом случае монополизация имеет не отрицательный, а положительный смысл, так как основана она на разнообразии качеств товаров и услуг, что для конкуренции чрезвычайно полезно. В тоже время важно сокращать позиции рынков олигополий, картелей, двухсторонних монополий, в настоящее время они практически не выделяются и не регулируются, нанося немалый ущерб формированию развитой конкуренции. Совершенно недопустимы и такие формы рынков, в основе которых находятся монополистические объединения типа синдикатов, трестов, конгломератов, их последствия для конкуренции могут быть самыми негативными. Не менее важно работу по развитию системы рынков продолжить и по повышению их качества, они должны быть способны на условиях требований мирового рынка удовлетворять спрос населения и бизнеса. Важно сокращать бесконкурентные сферы, которые как правило слабо используют ресурсы. Система рынков должна быть и все более полной, где наряду с традиционными рынками достойное место должны занимать инновационные, информационные и социальные рынки, а также рынки земли, природных ресурсов, сложного труда.
В российской экономике очень важно преодолеть разросшийся в последние годы монополизм, для чего необходимы не только правовые и экономические меры, но и меры организационные в виде роста числа малых и средних предприятий, развития личных подсобных хозяйств, кластеризации всех отраслей и производств, особенно в регионах. Важным направлением развития конкуренции должно стать и расширение межрегиональных и глобальных рынков. В регионах на основе конкурентных преимуществ следует расширять их экспортные возможности, в том числе на основе импортозамещения. Перспективными для развития конкуренции могут оказаться такие факторы, как специализация, диверсификация, интеграция экономики абсолютно на всех уровнях. В развитии рыночной конкуренции большое значение имеет объективная и комплексная оценка экономической деятельности субъектов рынка, а также их конкурентоспособности. Целью развития конкуренции должно быть достижение экономикой глобального уровня конкурентоспособности.
Значительная роль в развитии конкуренции может принадлежать и улучшению состояния макроэкономики, экономического роста, повышению занятости населения, реальной заработной платы, оптимизации финансово-кредитных отношений. Социально-экономический и институциональный механизм развития рыночной конкуренции это целый комплекс направлений и инструментов, основные элементы которых представлены на рисунке 2.
Экономические механизмы
Создание новых рынков, укрепление
традиционных рынков, повышение их качества
Формирование системы конкурентных предприятий, продуктов, ресурсов
Стимулирование специализации и диверсификации экономики
Развитие межрегиональных и международных отношений импорта и экспорта
Повышение конкурентоспособности человеческого капитала (ресурсов)
Модернизация материально-технической базы, технологий
Разработка стратегии развития открытой экономики
Социальные отношения
Улучшение демографической ситуации регионов, приватизация гос. собственности
Повышение доходов населения, преодоление незаинтересованности
Развитие социальной инфраструктуры, повышение качества жизни
Подготовка топ-менеджеров для работы в условиях роста конкуренции
Необходимость комплекса мер по преодолению бедности
Улучшение социально-психологической обстановки
Формирование социальной привлекательности территорий
Институциональные отношения
Государственная поддержка конкуренции, инноваций, науки, образования, здравоохранения
Активизация антимонопольной политики государства и общества. Новый закон о конкуренции, коррупции
Активное изучение рынков конкуренции и конкурентоспособности
Освобождение рынков от неправовых и административных ограничений
Формирование рынка информационного обеспечения рынков, бизнеса и государства
Развитие правовых основ конкуренции,
бизнеса и труда. Создание равных условий для всех
Оптимизация правовых основ макроэкономики и ВЭС
Рисунок 2 - Элементы социально-экономического и институционального механизма развития конкуренции
Развитие конкуренции прежде всего зависит от совершенствования отношений собственности, если иметь в виду, что более 3/4 ВВП российской экономики производит государственный сектор, то приватизация государственных активов в этих условиях становится как никогда актуальным направлением ее развития.
Поскольку процесс развития конкуренции может быть связан с трудностями, то важно для их преодоления выделять пути, которые позволяют сокращать случаи бесхозяйственности, технологической отсталости, недисциплинированности. Необходим прогресс и в деле формирования новой структуры экономики, путем создания эффективной промышленности и снижения
экономических рисков. Конкуренция нередко сталкивается с неразвитой информационной базой, отсталой материально-технической базой, отсутствием квалифицированных работников, криминализацией рыночных сделок, это требует целого комплекса мер, позволяющих освободить рынки от всех этих аномалий путем улучшения условий функционирования предприятий, отраслей и стран, наращивания их конкурентных преимуществ. Особенно важной задачей является повышение конкурентоспособности продукции, услуг, предприятий, доведение ее до уровня развитых стран и отраслей, в том числе на основе приватизации недостаточно эффективных государственных предприятий.
Список использованных источников
1. Теория и практика конкуренции в АПК: учебное пособие // В.В. Сафронов, М.В. Шатохин, В.М. Окороков и др. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014.
2. Микроэкономика (Продвинутый уровень): учебное пособие // В.В.Сафронов, М.В. Шатохин, Р.В. Солошен-ко и др. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014.
3. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 9.09.2015 г. №1735-р
4. Сафронов В.В., Терехов В.П. Повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса на основе реализации стратегии диверсификации его экономики // Конкурентоспособность агропромышленного комплекса в условиях открытой экономики: Монография. - Курск, 2014. - С. 337-378.
5. Особенности стратегии и тактики функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях нарастания реальной экономической конкуренции / В.А. Семыкин, Т.Н. Соловьева, В.В. Сафронов, В.П. Терехов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 5. - С. 3-7.
List of sources used
1. The theory and practice of competition in agriculture. Tutorial // V.V. Safronov, M.V. Shatohin, V.M. Okorokov and others. Ed. Kursk State Agricultural Academy, 2014.
2. Microeconomics (Advanced Level). Tutorial // V.V. Safronov, M.V. Shatohin, R.V. Soloshenko et al. Ed. Kursk State Agricultural Academy, 2014.
3. The standard of competition in the Russian Federation subjects. Russian Federation Government Decree of 09.09.2015 №1735-p.
4. Safronov V.V., Terekhov V.P. Improving the competitiveness of the agro-industrial complex on the basis of the strategy of diversification of its economy // Competitiveness of the agro-industrial complex in the conditions of an open economy: Monograph. - Kursk, 2014. - Pp. 337-378.
5. Features of the strategy and tactics of the functioning of the agricultural enterprises in the conditions of growth of real economic competition / V.A. Semykin, T.N. Solovievа, V.V. Safronov, V.P. Terekhov // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - № 5. - C. 3-7.