УДК 332.1
ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА
СЕМЫКИН В.А.,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected]. СОЛОВЬЕВА Т.Н.,
кандидат экономических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected].
САФРОНОВ В.В.,
кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected].
ТЕРЕХОВ В.П.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected].
Реферат. Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам развития интеграции материального производства, науки, образования, здравоохранения и культуры как условия формирования эффективной рыночной экономики и общества. В статье на основе исторического и международного опыта сделан вывод об объективном и композитивном характере рыночной экономики, развивающейся на основе интеграционных процессов и конкуренции. Авторы доказывают, что интеграция подчиняется таким объективным социально-экономическим законам, как усложнение технологий производства, необходимости повышения эффективности общественной экономики, углубления уровня кооперации и сращивания производств и отраслей, комплексности эффективности развития производства, необходимости преодоления его диспропорций, выхода на уровень экономической, социальной и экологической безопасности, конкурентоспособности глобального уровня, создания отраслевых и региональных кластеров. В статье сделан вывод, что интеграция как экономическое и социальное явление имеет тенденцию к нарастанию, обосновывается необходимость использования целого комплекса направлений и форм ее характеристики, стимулирования и управления. Современная экономика не только в России, но и в развитых странах это этап перехода от интеграции, основанной на кооперации и обмене к этапу, характеризуемому установлением более сложных связей не только рыночных, но и непосредственных, оптимизацией структуры отраслей и сфер экономики, ростом доли услуг и сращиванием всех сфер и видов деятельности, что позволяет значительно повышать эффективность использования инвестиций, социально-экономических ресурсов, в том числе и в агропромышленном производстве, разрабатывать более оптимальные концепции развития образования, здравоохранения, научной и культурной политики. Авторами сделан вывод о том, что нарастание интеграции, сращивание всех сфер деятельности - историческая тенденция развития хозяйственной практики. С далеких времен человек не только использует специализацию труда, производства, территорий, обмен, но и кооперацию и интеграцию, постоянно их совершенствует, повышая социально-экономическую и экологическую эффективность всей системы отношений. Особое значение эти процессы интеграции сфер деятельности людей приобрели и в настоящее время в условиях «экономики знаний».
Ключевые слова: производство, наука, образование, культура, интеграция, эффективность, специализация, диверсификация, закон интеграции, противоречия интеграции, этапы интеграции, сращивание социально-экономических сфер, управление интеграцией, агропромышленные комплексы, человеческие ресурсы, компози-тивная экономика, здравоохранение, здоровье.
INTEGRATION OF MATERIAL PRODUCTION, SCIENCE, EDUCATION AND CULTURE AS AN OBJECTIVE CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF ECONOMY AND SOCIETY
SEMYKIN V.A.,
Doctor of Agriculture, Professor, Rector of Kursk state agricultural Academy, е-mail: [email protected]. SOLOVYOVА T.N.,
Doctor of Economy, Professor, Vice-rector of Kursk state agricultural Academy, е-mail: [email protected]. SAFRONOV V.V.,
Doctor of Economy, Professor, Head of the Department of Economic Theory of Kursk state agricultural Academy, е-mail: [email protected].
TEREKHOV V.P.,
Assistant Professor of the Department of Finance of Kursk state agricultural Academy, е-mail: [email protected].
Essay. The article is devoted to theoretical and practical issues of integration of material production, science, education, health and culture as a condition of the formation of an effective market economy and society. In article on the basis of historical and international experience, the conclusion is drawn on objective and compositive nature of the market economy developing based on integration processes and the competition. Authors prove that integration submits to such objec-
tive social and economic laws as complication of production technologies, need of increase in efficiency of public economy, deepening of level of cooperation and merging of productions and industries, complexity of efficiency of development of production, need of overcoming its disproportions, an exit to the level of an economic, social and ecological safety, competitiveness of the global level, creation of industry and regional clusters. The article concluded that the integration of both economic and social phenomenon tends to increase, the necessity of using a whole range of areas and forms of its characteristics, stimulation and management is proved. The modern economy not only in Russia, but also in developed countries is a transition stage from the integration based on cooperation and exchange to the stage characterized by establishment of more difficult communications not only market, but also direct, optimization of structure of industries and spheres of economy, growth of a share of services and merging of all spheres and types of activity that allows to increase considerably efficiency of use of investments, social and economic resources including in agro-industrial production, to develop more optimum concepts of development of education, health care, scientific and cultural policy. Authors have drawn a conclusion that integration increase merging of all fields of activity - a historical tendency of development of economic practice. Since ancient times people not only uses labor specialization of production areas, the exchange, but also cooperation and integration, constantly improving them by increasing socio-economic and environmental efficiency of the whole system of relations. These processes of integration of fields of activity of people were of particular importance and now in the conditions of "economy of knowledge".
Keywords: production, science, education, culture, integration, efficiency, specialization, diversification, law of integration, integration contradiction, integration stages, merging of social and economic spheres, integration management, agro-industrial complexes, human resources, compositive economy, health care, health.
Введение. В социально-экономической мысли понятие «интеграция» происходит от латинского слова <аП^гайо», что означает соединение, объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Она имеет место как на уровне национальных хозяйств различных стран, так и на уровне предприятий, отраслей, регионов, а также сфер деятельности людей. Наблюдается она в виде установления и углубления производственных, социальных, экономических и информационных связей, создания друг для друга оптимальных условий, освобождения общества от различного рода препятствий и несогласованности. В современной экономике она означает установление между производством, отраслями, наукой, образованием, здравоохранением и культурой таких взаимосвязей, которые делают экономику и общество органически синхронным механизмом. В ХХ и XXI веках эти взаимосвязи становятся все более тесными, характерными сращиванием всех сфер и отраслей. Необходимость органической интеграции не только субъектов материального производства, но и отраслей и сфер науки, образования, здравоохранения и культуры объясняется многими объективными причинами (рисунок 1).
Необходимость выравнивания технологического развития отраслей, сфер и производств
Создание единого экономического ритма и качества производства
Необходимость повышения и создания единого уровня качества человеческих ресурсов
Формирование более высокого, единого конечного социально-экономического эффекта
Необходимость согласования темпов и качества развития отраслей, сфер и производств
Основные объективные причины интеграции производства, науки, образования, здравоохранения и культуры
Усиление взаимосвязей между всеми экономическими и социальными сферами
Проникновение во все сферы и отрасли достижений науки, высокого уровня компетенций и знаний
Формирование единых требований, стандартов, норм, дисциплины труда
Необходимость объединения экономических интересов всех звеньев общества
Потребность общества и экономики в создании и сохранении высоких, единых культурных ценностей
Рисунок 1 - Объективные причины интеграции производства, науки, образования, здравоохранения и культуры
К причинам интеграции можно отнести перемены в материальном производстве, особенно такие, как рост объемов производства, применение новых технологий, создание перспективных отраслей, их диверсификацию,
военные и научные заказы государства. Сложность научно-технических проблем, возрастание роли человеческого капитала требуют ускоренного и синхронного развития науки, образования, здравоохранения, информации, инноваций и инвестиций. Интеграция материального производства, науки, образования, здравоохранения и культуры в этих условиях становится объективной потребностью общества, способствует нарастанию эффективности общественного воспроизводства, формированию единого тесного взаимосвязанного пространства отраслей и сфер деятельности человека, использованию единых технологических и организационных решений, стратегических и институциональных норм, наконец, применению множества факторов, которые усиливают социально-экономические и технологические процессы их взаимодействия, создают базу реформ.
Результаты исследования. Проведенные исследования характера развития современной экономики, в том числе и АПК, позволяют сделать выводы о том, что она все более характеризуется объективной тенденцией интеграции, объединения и сращивания всех сфер деятельности людей, при этом не только на национальном, межотраслевом и международном уровнях, но и на глобальном уровне, это не только интеграция в экономических и социальных отношениях, но и между ними -производством, социальной сферой, нравственными и духовными отношениями. Экономика в этом случае должна быть не только рентабельной, производительной, но и социально ориентированной, нравственной, и отставание в этих сферах способно порождать самые различные провалы общества, извращения, антизаконную деятельность, спекуляцию, коррупцию и мошенничество. Интеграция материального производства, науки, образования, здравоохранения и культуры чрезвычайно эффективна и в других направлениях. Это подтверждается опытом развитых стран, отраслей и регионов, в том числе и Курской области. Наиболее существенное влияние она оказывает на воспроизводственные процессы, экономический рост и качество жизни (рисунок 2).
Создает возможность развивать конкуренцию, дополнять ее отношениями интеграции
Позволяет проводить активную политику импортоза-мещения
Позволяет формировать отрасли и сферы деятельности как единую систему
Рисунок 2 - Социально-экономическая и экологическая характеристика эффективности интеграционных процессов в обществе
Эффективность интеграции всех сфер в экономике и обществе состоит в том, что она позволяет отношения экономической конкуренции дополнить новыми, не менее эффективными отношениями согласования, объединения, адаптации, синхронизации, сращивания, более ускоренно использовать новые идеи науки и практики, технологии, осваивать фундаментальные знания, повышать эффективность НИОКР, улучшать подготовку специалистов и работников массовых профессий, согласовывать экономические интересы.
Интеграция и сращивание различных сфер деятельности человека - производственной, научной, социальной и культурологической создают основы для формирования комплексных отраслевых, региональных и национальных кластеров, аграрных и промышленных комплексов, повышения эффективности материального производства, науки, образования, культуры, согласованного поведения, преодоления диспропорций, отставания здравоохранения, культуры, духовной жизни. Интеграция сфер, отраслей, технологий, человеческих ресурсов и образа жизни позволяет обеспечивать их новейшими технологиями и лучшим человеческим капиталом, создавать методологические и практические основы для создания соответствующего более эффективного механизма хозяйствования, основанного на композитивной системе отношений, необходимой для разработки оптимальных концепций реформирования производства и науки, образования, здравоохранения и культуры, для совместного управления, в том числе и за счет высокого уровня менеджмента и команды исполнителей, прогнозирования и планирования, их перспектив. В условиях глубокой интеграции важно не только способствовать развитию конкуренции, но и объединению всех отраслей и сфер человеческой деятельности, которые прежде всего нуждаются в научно -техническом прогрессе, новых знаниях, квалифицированных кадрах.
Аксиомой науки является вывод классиков о том, что первичной сферой любого общества жизни людей является материальное производство и хотя в развитых странах доля его в валовом внутреннем продукте сокращается (65 %), роль его в развитии общества и экономики остается ведущей. В условиях «экономики знаний», как свидетельствует опыт развитых стран, структура ВВП стремится к повышению доли сферы образования (до 8 %), науки (2,5 %), информационных технологий (12 %), здравоохранения и биотехнологий (12 %), повышается производительность труда, усиливается
диверсификация экономики, возрастает зависимость общества от науки, НИОКР, новых технологий, роботизации, неуклонного повышения качества человеческих ресурсов, улучшения условий труда. На наш взгляд это в полном объеме относится и к аграрной экономике, но необходимо не только развивать эти сферы, но и интегрировать материальную сферу с наукой, образованием, здравоохранением, всей социальной сферой. Принцип, активно пропагандировавшийся в 90-е годы - долой «социалку» с производства сегодня неприемлем не только для общества, но и для бизнеса, экономия в социальных нуждах, образовании и здоровье работников чревата серьезными потерями в сфере формирования человеческих ресурсов и экономического роста. Перекладывание социальных проблем исключительно на работника приводит к снижению стимулов, рождаемости, росту отчужденности людей от производства, ухудшению качества труда. Развитие социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) в тесной связи с материальным производством всегда эффективно. Большая роль в современном и будущем обществе принадлежит и науке, она обеспечивает экономику новыми знаниями, проектами, технологиями, материалами и решениями. Интеграция науки и других сфер деятельности людей помогает повышать научно -технический и интеллектуальный уровень их развития, они не могут не интегрироваться, так как теснейшим образом взаимозависимы, без нее не может быть инновационного прогресса. На сегодняшний день, в том числе и в российском АПК связи науки и других сфер экономики явно недостаточные, нужны новые кадры и инвестиции.
Огромное значение для развития современной экономики и общества имеет образование и культура. Мировой опыт указывает на то, что там, где они находятся на недостаточном уровне, отстает и производство, и наука, используются устаревшие социально-экономические модели развития, тормозится переход к новейшим технологиям, имеет место дефицит квалифицированных работников, специалистов по самым востребованным направлениям экономики. На этапах функционирования общества в период реформ особенно велики потребности в опыте, традициях, знаниях, от них зависит производительность труда, удовлетворение спроса в кадрах, состояние производства, его прогресс и организация, концептуальные решения. Обучаясь первоначально у природы, накапливая общественный опыт, человек становился все более сильным и эффективным, полученные новые знания и опыт становились традицией, нормой, наряду с первичными формами обучения возникали новые формы обучения, менялось его содержание, методы передачи знаний и опыта. По мере появления классического производства систематизированным становилось и образование, расширялись его направления, повышалось качество, появлялись прикладные и фундаментальные знания, которые становились все более научно обоснованными. Сегодня функции образования еще более многообразны, оно осуществляет подготовку специалистов разного уровня, работников массовых профессий, научные кадры, менеджеров, политиков, занимается распространением знаний, что позволяет развивать экономику, формировать кадровый потенциал, внедрять достижения науки в массовое производство и образ жизни. Качество образования формирует качество всего общества, поэтому оно должно постоянно повышаться. Некачественное образование - это путь к застою и деградации общества, поэтому экономить на образовании недопустимо.
Большое влияние на состояние экономики и общества оказывает культура, она развивает человеческие ресурсы, объединяет интересы людей. Можно привести немало случаев, когда безответственность, безразличие, халатность, криминальное поведение людей, непрофессионализм, безнравственность приводят не только к снижению эффективности производства, но и к гибели людей, ценностей, в том числе духовных. Это требует налаживания системы воспитания, начиная с детства человек должен усвоить требования общества в части образа жизни, поведения, поступков, отношении к родителям, товарищам, государству, праву и закону, стремление к отказу от различного рода антиобщественных поступков, в частности от потребления табачных и алкогольных напитков. В тоже время он должен быть патриотом своего отечества, способствовать его укреплению, укреплять семью, заботиться о детях.
Жизнь людей, успехи экономики тесно связаны и еще с такой важной сферой деятельности человека как здравоохранение, работой по увеличению периода эффективной работы человека. Для этого важно оптимально решать многие вопросы установления разумного образа жизни, самочувствия, психологического состояния, здорового отдыха и физической нагрузки, отказа населения от вредных привычек. Важно снизить аварийность на производстве и на транспорте, что зависит от вполне решаемых вопросов - технологических, экономических, социальных и институциональных, для этого общество не должно надеяться на стихию, а активно ставить в этом отношении актуальные цели и задачи и оперативно их решать. Стихия, необоснованные ожидания и бездействие здесь недопустимы.
Значение всех сфер деятельности людей состоит в том, что они позволяют формировать человеческие ресурсы (физические, духовные, потенциальные, используемые и накапливаемые, управленческие и творческие), открывают перед обществом и человеком огромные возможности, несомненно являются неоценимым не только личным, но и общественным богатством. Они позволяют развивать производство, науку, образование, культуру, морально-политическое единство, общественную сплоченность, все формы безопасности, формировать совокупные и творческие способности людей на многие годы жизни. Вместе с тем процессы интеграции материального производства, науки, образования и культуры сталкиваются с определенными трудностями и противоречиями, несогласованностью экономических и социальных интересов людей, ее развитию нередко мешает неравномерность развития отраслей, несовпадение интересов социальных групп, различия в условиях воспроизводства, слабые научные и профессиональные кадры специалистов и менеджеров, отставание социальной сферы, особенно здравоохранения, культуры, образования, наличие в системе социально-экономических и культурологических отношений, несовершенных рыночных отношений, монополизма, неэффективной поддержки государства, недостаточной эффективности инвестиций, что тормозит не только конкуренцию, но и интеграцию. В этих условиях в обществе и экономике необходим новый механизм управления, система социально-экономических и институциональ-
ных отношений, способных не только обеспечивать функционирование рыночных отношений, конкуренцию, формирование «экономики знаний», но и интеграцию всех сфер деятельности общества. Их объективная совокупность позволяет иметь своеобразный компози-тивный, комплексный механизм стимулирования, прогнозирования и регулирования материального производства, науки, образования и культуры. В современных условиях, в том числе и в агропромышленном комплексе механизм управления интеграцией основных сфер экономики мог бы иметь вид, представленный на рисунке 3.
Рисунок 3 - Социально-экономический и институциональный механизм интеграции производства, науки, образования и культуры
Выводы. Несомненно, органическая интеграция различных отраслей производства, науки, социальных сфер, дело достаточно сложное, требующее не только убедительной теории, методологии, обобщения практики, но и хорошо подготовленных специалистов и ученых с диверсифицированным образованием, в том числе по инвестициям, кластерам, выравниванию экономических условий воспроизводства, по конкуренции и интеграции, механизму хозяйствования. Бизнесу следует ориентироваться не только на быструю прибыль, но и на долгосрочные интересы, на повышение не только окупаемости инвестиций, но и развитие социальной, научной и культурной сфер. Учет бизнесом долгосрочных интересов страны и регионов позволит реально интегрировать все сферы, сделать их все более эффективными. Инвестиции в науку, образование, культуру, производство должны предусматривать абсолютно все субъекты общества на основе согласованных планов, проектов и стратегий. Не менее важно и их формирование по муниципалитетам, регионам, территориям, отраслям и хозяйствам. Для определения их эффективности можно использовать хорошо известную формулу экономического роста Кобба-Дугласа, где в качестве факторов могли бы выступать инвестиции в основной капитал и затраты на воспроизводство социальной сферы, а результатами быть повышение качества жизни и экономический рост.
Список использованных источников
1. Аганбегян А.Г. Капитал мозга // Аргументы и факты. - № 27. - 2016.
2. Сафронов В.В., Переверзева Н.В. Развитие образования как ключевой вопрос формирования экономической и социальной безопасности общества // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 6.
3. Сафронов В.В., Чарочкина Е.Ю. Подготовка научных кадров как одно из важнейших направлений формирования социально-экономической и экологической безопасности // Научный альманах Центрального Черноземья. -№1. - 2013.
4. Переверзева Н.В., Терехов В.П., Чарочкина Е.Ю. Интеграция науки, образования и производства как объективная тенденция развития современной экономики // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2013. - № 1.
5. Сафронов В.В., Чарочкина Е.Ю. Общекультурная и профессиональная компетентность как новая парадигма формирования кадрового потенциала инновационной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. - 2012. - № 2.
6. Сафронов В.В., Пожидаева Н.А. Непрерывное образование как социально-экономическая форма разрешения противоречий рынка труда в современной экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 3.
7. Терехов В.П., Переверзева Н.В., Шумакова Н.О. Развитие научно экспертного сообщества как условие инновационного развития региональной экономики // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2014. - № 3.
List of sources used
1. Aghanbegyan A.G. Brain Capital // Argumenty i Fakty. - № 27. - 2016.
2. Safronov V.V., Pereverzevа N.V. The development of education as a key issue of the formation of economic-cal and social security of the society // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2013. - № 6.
3. Safronov V.V., Charochkina E.Y. Training of scientists as one of the major directions of formation of the socioeconomic and environmental security // Scientific Almanac of the Central Black Earth region. - № 1. - 2013.
4. Pereverzevа N.V., Terekhov V.P., Charochkina E.Y. Integration of science, education and production as an objective trend of development of modern economy // Scientific Almanac Central Black Soil. - № 1. - 2013.
5. Safronov V.V., Charochkina E.Y. General cultural and professional competence as a new pas paradigm of formation of personnel potential of the innovation economy // Proceedings Southwestern gosu University endowment. Economy Series. Sociology. Management. - 2012. - №2.
6. Safronov V.V., Pozhidaeva N.A. Continuing education as a socio-economic form of time-solving contradictions of the labor market in the modern economy // Journal of Kursk state agricultural academy. - 2011. - № 3.
7. Terekhov V.P., Pereverzevа N.V., Shumakovа N.O. Development of the scientific expert community as a condition of innovative development of regional economy // Scientific Almanac of the Central Black Earth region. - 2014. - № 3.