Научная статья на тему 'Социально-экономическая эффективность процесса социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов-колясочников средствами адаптивной физической культуры'

Социально-экономическая эффективность процесса социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов-колясочников средствами адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
694
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОРАЖЕНИЕ СПИННОГО МОЗГА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING / SPINAL CORD DEFEAT / IMPELLENT POSSIBILITIES / IMPELLENT INFRINGEMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рубцов Алексей Валерьевич

Последствия травмы спинного мозга проявляются существенными двигательными и, как следствие, социальными ограничениями. Исследование посвящено изучению использования средств адаптивной физического культуры как фактора повышения социальноэкономической эффективности процесса реабилитации молодых инвалидов. Применение разработанной методики расширит двигательные возможности лиц, использующих инвалидную коляску, что позволит эффективно решить проблему социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рубцов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF PROCESS OF SOCIAL ADAPTATION AND INTEGRATION OF YOUNG INVALIDS ON CARRIAGE BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING

Consequences of injuring of a spinal cord are shown in essential impellent and, as consequence, in social restrictions. Research is devoted to studying the use of adaptive physical culture means as factor of increase of social and economic efficiency of process of rehabilitation of young invalids. Application of the developed technique will expand impellent possibilities of the persons using an invalid carriage that will allow to solve a social adaptation problem effectively

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая эффективность процесса социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов-колясочников средствами адаптивной физической культуры»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А. В. РУБЦОВ

Последствия травмы спинного мозга проявляются существенными двигательными и, как следствие, социальными ограничениями. Исследование посвящено изучению использования средств адаптивной физического культуры как фактора повышения социальноэкономической эффективности процесса реабилитации молодых инвалидов. Применение разработанной методики расширит двигательные возможности лиц, использующих инвалидную коляску, что позволит эффективно решить проблему социальной адаптации.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивная физическая культура, поражение спинного мозга, двигательные возможности, двигательные нарушения.

Существует дистанция между формально провозглашенной целью равных возможностей в обществе для инвалидов и реальным их участием в общественном труде и других сферах жизни общества. При этом, участие инвалидов в общественной жизни и их профессиональная востребованность в различных производственных сферах будет иметь существенный социально-экономический эффект. Зарубежная модель профессиональной адаптации и реабилитации различных категорий инвалидов, обеспечивающая их выход на рынок труда, уже неоднократно доказала свою эффективность. Однако, в России, несмотря на имеющиеся предпосылки со стороны общественного движения самих инвалидов и развивающейся Государственной программы «Безбарьерная среда», трудоустройство инвалидов, пользующихся инвалидной коляской, по-прежнему является скорее редким исключением, чем правилом.

Процесс социальной адаптации есть выражение социальной активности личности, которая проявляется вследствие его деятельности. Социальная активность в классическом понимании может выступать и как мера, и как важное условие социальной адаптированности личности [1].

Активность - это способ самовыражения, при котором сохраняется индивидуальность личности и обеспечивается процесс адаптации. Эта активность определяется уровнем двигательных возможностей и, как следствие, уровнем двигательной активности человека с ограниченными возможностями. Двигательная активность является

основным фактором практического воздействия в процессе адаптивного физического воспитания на функциональные свойства организма, определяя тем самым эффективность процесса социальной адаптации человека с ограниченными возможностями.

Активность также определяется мотивационно-волевой подосновой: мотивами, навыками,

привычками, подражанием, которые успешно формируются во время занятий адаптивной физической культурой в виде навыков самообслуживания, навыков преодоления препятствий лицами с ограниченными возможностями, освоения рациональной техники основных двигательных действий, привычки соблюдения личной и общественной гигиены, мотивационной основы для системного самосовершенствования и формирования навыков здорового образа жизни.

Таким образом, социальная адаптация - это беспрерывный процесс достижения соответствия между актуальными потребностями и их удовлетворением путем активной позиции, которую занимает личность в процессе жизненного пути, и измеряется качеством жизни индивида. Целью социальной адаптации является достижение сходных результатов жизнедеятельности по отношению к другим членам общества, а результатом ее становится неоспоримый значительный социально-экономический эффект как для личности инвалида, так и для общества в целом.

В свою очередь, социальная недостаточность представляет собой социализацию нарушения или

ограничения жизнедеятельности и, как таковая, отражает культурные, социальные, экономические последствия для индивида и его контактов со средой обитания, которые вытекают из наличия нарушения и ограничения жизнедеятельности.

При оценке состояния индивида выделяют следующие виды социальной недостаточности:

1. Социальная недостаточность из-за ограничения физической независимости.

2. Социальная недостаточность из-за ограничения мобильности.

3. Социальная недостаточность из-за ограничения способности заниматься обычной деятельностью.

4. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к получению образования.

5. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к профессиональной деятельности.

6. Социальная недостаточность из-за ограничения экономической самостоятельности.

7. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к интеграции в общество.

Адаптивная физическая культура в процессе социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями представляет собой интегративный социальный институт, позволяющий в той или иной мере компенсировать социальную недостаточность инвалида в ее основных проявлениях, и обеспечивающий поступательное развитие и восстановление взаимодействия с окружающей средой [5].

Гуманизация, как ведущий элемент социально ориентированного мышления, требует существенных изменений по отношению к людям, имеющим инвалидность, создания им условий, необходимых для реализации естественных прав на обучение, развитие, лечение, реабилитацию, передвижение, путешествия, отдых, занятия адаптивной физической культурой и спортом [2].

Адаптивная физическая культура имеет большие возможности для коррекции личности и адаптации инвалида в социальных группах. Но как показывает опыт практической деятельности, еще мало изучены особенности использования средств адаптивной физической культуры на разных этапах реабилитации людей с повреждениями спинного мозга, а без этих знаний невозможно решить проблему их интеграции в социум.

Практически отсутствуют научные разработки по организационно-методическим основам социальной адаптации инвалидов-колясочников средствами адаптивной физической культуры, хотя ее проведение, могло бы обеспечивать наи-

большую степень восстановительного процесса у этого контингента [3; 4].

Актуальность проблемы определяется отсутствием исследований в области изучения взаимосвязи степени двигательных ограничений и их роли в восстановлении способности к самообслуживанию и овладению профессиональными навыками с уровнем социальной адаптации инвалидов с поражениями спинного мозга, а также эффективностью использования средств адаптивной физической культуры в системе комплексной реабилитации этой категории.

Целью работы явилось повышение эффективности системы социальной адаптации инвалидов на колясках, при использовании средств адаптивной физической культуры для решения задач интеграции в общество инвалидов с повреждениями спинного мозга.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ средств, форм и методов АФК и их применения в системе социальной адаптации инвалидов с ПОДА.

2. Изучить психофизические, психомоторные особенности и уровень социального функционирования инвалидов молодого возраста с поражениями спинного мозга.

3. Разработать и экспериментально проверить методику социальной адаптации молодых инвалидов-колясочников средствами адаптивной физической культуры.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов и методик, позволяющих получить разностороннюю информацию о физическом, психологическом, психомоторном состоянии и уровне социального функционирования молодых инвалидов с поражениями спинного мозга и их динамике в процессе проведения педагогического эксперимента.

В нашем исследовании принимали участие 20 студентов-инвалидов с травмами спинного мозга. Давность травматического поражения спинного мозга составляла не менее 7 лет.

На основании анализа литературных источников и результатов констатирующего эксперимента нами была разработана комплексная программа социальной адаптации инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры, которая включала в себя: дыхательные упражнения, пассивные упражнения, идеомоторные упражнения, пальцевые упражнения, упражнения для восстановления навыков самообслуживания, постуральные упражнения, занятия на тренажерах, вестибулярную тре-

нировку, упражнения на фитболах, упражнения с предметами, циклические упражнения на коляске.

Контрольная группа занималась по программе, структуру и содержание которой составляла методика лечебной физической культуры.

Занятия по программе проводились четыре раза в неделю. Два раза в неделю проводились занятия в урочной форме, одно занятие в неделю посвящалось восстановлению навыков самообслуживание, одно занятие содержало преимущественно циклические упражнения.

Учебно-тренировочное занятие состояло из четырех частей: подготовительной, вводной, основной и заключительной. Нагрузка в занятии распределялась так, чтобы физиологическая кривая нагрузки имела одновершинный характер. Пик нагрузки должен был приходиться на первую половину занятия.

В методике особо учитывалась важность упорядоченных функциональных сдвигов в работе кардио-респираторной системы как условия профилактики вторичных отклонений в состоянии здоровья данной категории инвалидов.

По окончании эксперимента нами была обнаружена положительная динамика исследуемых показателей.

При анализе результатов оценки мышечной функции по ММТ (мануально-мускульное тестирование) в ЭГ после эксперимента был отмечен рост показателей у всех испытуемых. Достоверно увеличились показатели функции мышц брюшного пресса, мышц спины и плечевого пояса при уровне значимости р < 0,05.

Показатели функций мышц нижних конечностей в ЭГ претерпели изменения, однако достоверных различий в сравнении с контрольной группой выявлено не было, что обусловлено спецификой заболевания обследуемых. В КГ по показателю ММТ достоверных изменений не произошло.

Изменения в показателях оценки психоэмоционального состояния по опроснику «Качество жизни» достоверно возросли за анализируемый период в исследуемых группах: в ЭГ на

0,4 балла (р < 0,05). В КГ достоверных изменений по показателю ОКЖ не произошло (рис. 1).

Баллы 6,8

6,6

6.4 6,2

6 5,8 5,6

5.4

2

Группы

□ До эксперимента и После эксперимента

1

3

Рис. 1. Динамика результатов оценки психо-эмоционального состояния по опроснику «Качество жизни» 1 - экспериментальная группа; 2 - контрольная группа; 3 - здоровые студенты

Для оценки уровня общей выносливости и реакции организма на физическую нагрузку нами был использован модифицированный тест Купера, заключавшийся в преодолении максимально возможной дистанции на коляске за 12-ти минутный отрезок времени. Помимо учета пройденной дистанции была исследована реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, а также вычислялся коэффициент выносливости оп формуле Кваса.

Констатирующий эксперимент показал преимущественно астенический тип реакции на предложенную нагрузку у большинства испытуемых, также один испытуемый экспериментальной группы продемонстрировал дистонический тип

реакции на нагрузку, характеризовавшийся наличием «феномена бесконечного тона».

В ходе результирующего эксперимента ряд испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали нормотонический тип (40 %), астенический тип реакции на нагрузку продемонстрировали 60 % испытуемых. Дистонического типа реакции на физическую нагрузку в ЭГ выявлено не было. В КГ только двое испытуемых приблизились к нормотоническому типу.

Изменение процентного соотношения характера реакции произошло за счет испытуемых из экспериментальной группы. Это свидетельствует об эффективности комплексной методики соци-

альнои адаптации инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры.

По окончании педагогического эксперимента показатель коэффициента выносливости в ЭГ составил 19,51, что свидетельствует об улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы и формировании адаптационных механизмов к воздействию физической нагрузки. Кроме того, несколько меньшими стали и внутригрупповые колебания коэффициента выносливости.

В контрольной же группе этот показатель даже несколько увеличился (26,14), что свидетельствует о нарастании функциональной недостаточности сердечно-сосудистой системы в связи с низкой двигательной активностью.

Уровень социальной адаптации является интегральным показателем, характеризующимся внутренними взаимовлияниями составляющих его компонентов. Измерять социальные ролевые ограничения весьма затруднительно без сопутствующей оценки навыков самообслуживания, мобильности, бытовой активности, а также психоло-го-педагогического статуса инвалида, использующего коляску. В связи с этим мы рассматривали социальную адаптацию как производную трех компонентов: двигательного, социальнобытового и психолого-педагогического.

Именно нарушение двигательных возможностей определяет степень прочих нарушений жизнедеятельности инвалида-колясочника. У лиц с поражением спинного мозга произвольная двигательная деятельность в полном объеме невозможна, в результате чего возникают социальные ограничения, которые приводят в последствии к психо-эмоциональным ограничениям. В свою очередь, психо-эмоциональный фактор усугубляет социальную недостаточность, которая в свою очередь негативно влияет на уровень двигательной активности.

Индекс социальной адаптации является количественной величиной, характеризующей динамику совокупности, состоящей из непосредственно несоизмеримых компонентов. Для наиболее достоверной оценки уровня социальной адаптации была использована субъективная оценка исследуемых показателей испытуемым и объективная оценка самим исследователем.

Результирующий эксперимент показал достоверные качественные изменения индекса социальной адаптации в ЭГ и незначительный прирост этого показателя в КГ, что свидетельствует об эффективности экспериментальной комплексной методики социальной адаптации молодых инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры (рис. 2).

Индекс социальной адаптации

10

□ контрольная

□ экспериментальная

Рис. 2. Динамика показателей индекса социальной адаптации в контрольной и экспериментальной группах

9

8

Особенно важно отметить изменения социальной роли и социального статуса молодых инвалидов на колясках по окончании эксперимента: два человека поступили в институт, четверо трудоустроились (и это не надомная работа), еще

четверо активно и серьезно занялись спортом и начали выезжать на соревнования.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что применение методики социальной адаптации инвалидов с поражениями

спинного мозга средствами адаптивной физической культуры при увеличении общего времени двигательной активности в неделю оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма инвалидов-колясочников, корректирует психо-эмоциональный статус, повышает уровень социального функционирования и достоверно улучшает качество жизни, решая тем самым задачи социальной адаптации молодых инвалидов, пользующихся инвалидной коляской, и обеспечивая существенный социально-экономи-ческий эффект от их интеграции в общество.

Литература

1. Будаева Г. С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. соц. наук. Улан-Удэ, 2005.

2. Дементьева Н. Ф. [и др.] Социальная реабилитация и ее роль в интеграции инвалидов в общество // Развитие социальной реабилитации в России. М., 2000. С. 4-11.

3. Кавокин С. Н. Инвалид и общество (организационно-правовой аспект) // Комплексная реабилитация инвалидов. Вып. 1. М., 2002.

4. Лаврова Д. И. Развитие системы реабилитации инвалидов в России // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1999. С. 21-29.

5. Рубцова Н. О. Адаптивное физкультурно-спортивное движение как фактор социальной адаптации инвалидов различных категорий // Теория и практика ФК. 1998. №3. С. 23-29.

* * *

SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF PROCESS OF SOCIAL ADAPTATION AND INTEGRATION OF YOUNG INVALIDS ON

CARRIAGE BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING

A. V. Rubtsov

Consequences of injuring of a spinal cord are shown in essential impellent and, as consequence, in social restrictions. Research is devoted to studying the use of adaptive physical culture means as factor of increase of social and economic efficiency of process of rehabilitation of young invalids. Application of the developed technique will expand impellent possibilities of the persons using an invalid carriage that will allow to solve a social adaptation problem effectively.

Key words: social adaptation, adaptive physical training, spinal cord defeat, impellent possibilities, impellent infringements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.