Научная статья на тему 'Социальная адаптация молодых инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры'

Социальная адаптация молодых инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
721
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОРАЖЕНИЕ СПИННОГО МОЗГА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ADAPTIVE PHYSICAL ACTIVITY / SPINAL MARROW AFFECTION / MOTOR ABILITIES / MOVEMENT DISORDER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рубцов Алексей Валерьевич

Последствия травмы спинного мозга проявляются нарушениями функции удержания позы и передвижения. Исследование посвящено изучению использования средств адаптивной физического культуры в процессе социальной адаптации людей с поражением спинного мозга. Применение разработанной методики расширит двигательные возможности лиц с поражениями спинного мозга, что позволит эффективно решить проблему социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рубцов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF YOUNG CHAIRMEN WITH SPINAL MARROW AFFECTION BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL ACTIVITY

The consequence of spinal marrow affection is function of keeping pose and movement disorder. The research is devoted to studying means of adaptive physical activity in the process of social adaptation of people with spinal marrow affection. Applying the developed method will enlarge motor abilities that will help to solve the problems of social adaptation effectively.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация молодых инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры»

УДК: 796.3ll.42.2l

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЯМИ СПИННОГО МОЗГА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Алексей Валерьевич РУБЦОВ

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Российская Федерация, соискатель, зав. лабораторией, старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, e-mail: fireball06@mail.ru

Последствия травмы спинного мозга проявляются нарушениями функции удержания позы и передвижения. Исследование посвящено изучению использования средств адаптивной физического культуры в процессе социальной адаптации людей с поражением спинного мозга. Применение разработанной методики расширит двигательные возможности лиц с поражениями спинного мозга, что позволит эффективно решить проблему социальной адаптации.

Ключевые слова: социальная адаптация; адаптивная физическая культура; поражение спинного мозга; двигательные возможности; двигательные нарушения.

Социальная адаптация рассматривается как явление, в результате которого формируются необходимые качества, знания, навыки и умения человека, которые позволяют ему быть полноценным участником общественных взаимоотношений.

Большая часть инвалидов имеет низкий уровень адаптированности в обществе из-за имеющихся противоречий между существующими у них потребностями и отсутствием возможностей их удовлетворения.

Существует дистанция между формально провозглашенной целью равных возможностей в обществе для инвалидов и реальным их участием в общественном труде и других сферах жизни общества.

Социальная адаптация является основным механизмом взаимодействия личности и социальной среды (приспособление к новым условиям, принятие новых социальных ролей и правил общественного поведения). Процесс социальной адаптации есть выражение социальной активности личности, которая проявляется вследствие его деятельности. Социальная активность, в классическом понимании, может выступать и как мера, и как важное условие социальной адаптированно-сти личности [1].

Активность - это способ самовыражения, при котором сохраняется индивидуальность личности и обеспечивается процесс адаптации. Эта активность определяется уровнем двигательных возможностей и, как следствие, уровнем двигательной активности человека с ограниченными возможностями.

Двигательная активность является основным фактором практического воздействия в процессе адаптивного физического воспитания на функциональные свойства организма, определяя тем самым эффективность процесса социальной адаптации человека с ограниченными возможностями.

Активность также определяется мотивационно-волевой подосновой: мотивами, навыками, привычками, подражанием, которые успешно формируются во время занятий адаптивной физической культурой в виде навыков самообслуживания, навыков преодоления препятствий лицами с ограниченными возможностями, освоения рациональной техники основных двигательных действий, привычки соблюдения личной и общественной гигиены, мотивационной основы для системного самосовершенствования и формирования навыков здорового образа жизни.

Таким образом, социальная адаптация -это беспрерывный процесс достижения соответствия между актуальными потребностями и их удовлетворением путем активной позиции, которую занимает личность в процессе жизненного пути, и измеряется качеством жизни индивида. Целью социальной адаптации является достижение сходных результатов жизнедеятельности по отношению к другим членам общества.

В свою очередь, социальная недостаточность представляет собой социализацию нарушения или ограничения жизнедеятельности и как таковая отражает культурные, со-

ll5

циальные, экономические последствия для индивида и его контактов со средой обитания, которые вытекают из наличия нарушения и ограничения жизнедеятельности. Неудобство социального характера возникает из неудачи или неспособности индивида отвечать ожиданиям или общественным нормам своего окружения.

При оценке состояния индивида выделяют следующие виды социальной недостаточности:

1) социальная недостаточность из-за ограничения физической независимости;

2) социальная недостаточность из-за ограничения мобильности;

3) социальная недостаточность из-за ограничения способности заниматься обычной деятельностью;

4) социальная недостаточность из-за ограничения способности к получению образования;

5) социальная недостаточность из-за ограничения способности к профессиональной деятельности;

6) социальная недостаточность из-за ограничения экономической самостоятельности;

7) социальная недостаточность из-за ограничения способности к интеграции в общество.

Адаптивная физическая культура в процессе социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями представляет собой интегративный социальный институт, позволяющий в той или иной мере компенсировать социальную недостаточность инвалида в ее основных проявлениях и обеспечивающий поступательное развитие и восстановление взаимодействия с окружающей средой [2].

Гуманизация, как ведущий элемент социально ориентированного мышления, требует существенных изменений по отношению к людям, имеющим инвалидность, создания им условий, необходимых для реализации естественных прав на обучение, развитие, лечение, реабилитацию, передвижение, путешествия, отдых, занятия адаптивной физической культурой и спортом [3].

Адаптивная физическая культура имеет большие возможности для коррекции личности и адаптации инвалида в социальных группах. Но, как показывает опыт практической деятельности, еще мало изучены особенности использования средств адаптивной

физической культуры на разных этапах реабилитации людей с повреждениями спинного мозга, а без этих знаний невозможно решить проблему их интеграции в социум.

Создание необходимых условий для социальной адаптации всех категорий инвалидов является одной из основных составляющих их реабилитации, нормальной интеграции в общество. Все это особенно важно для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, пользующихся инвалидной коляской, т. к. они представляют собой наиболее сложную, в двигательном отношении, категорию инвалидов.

Практически отсутствуют научные разработки по организационно-методическим основам социальной адаптации инвалидов-колясочников средствами адаптивной физической культуры, хотя ее проведение могло бы обеспечивать наибольшую степень восстановительного процесса у этого контингента [4, 5].

Актуальность проблемы определяется отсутствием исследований в области изучения взаимосвязи степени двигательных ограничений и их роли в восстановлении способности к самообслуживанию и овладению профессиональными навыками с уровнем социальной адаптации инвалидов с поражениями спинного мозга, а также эффективностью использования средств адаптивной физической культуры в системе комплексной реабилитации этой категории.

Целью работы явилось повышение эффективности системы социальной адаптации инвалидов на колясках при использовании средств адаптивной физической культуры для решения задач интеграции в общество инвалидов с повреждениями спинного мозга.

Задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ средств, форм и методов АФК и их применения в системе социальной адаптации инвалидов с ПОДА.

2. Изучить психофизические, психомоторные особенности и уровень социального функционирования инвалидов молодого возраста с поражениями спинного мозга.

3. Разработать и экспериментально проверить методику социальной адаптации молодых инвалидов-колясочников средствами адаптивной физической культуры.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов и методик, позволяющих получить разностороннюю информацию о физическом, психологическом, психомоторном состоянии и уровне социального функционирования молодых инвалидов с поражениями спинного мозга и их динамике в процессе проведения педагогического эксперимента.

В нашем исследовании принимали участие 20 студентов-инвалидов с травмами спинного мозга. Давность травматического поражения спинного мозга составляла не менее 7 лет.

На основании анализа литературных источников и результатов констатирующего эксперимента нами была разработана комплексная программа социальной адаптации инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры, которая включала в себя: дыхательные упражнения, пассивные упражнения, идео-моторные упражнения, пальцевые упражнения, упражнения для восстановления навыков самообслуживания, постуральные упражнения, занятия на тренажерах, вестибулярную тренировку, упражнения на фитбо-лах, упражнения с предметами, циклические упражнения на коляске и подвижные игры.

Контрольная группа занималась по программе, структуру и содержание которой составляла методика лечебной физической культуры. Занятия по программе проводились четыре раза в неделю. Два раза в неделю проводились занятия в урочной форме, одно занятие в неделю посвящалось восстановлению навыков самообслуживание, одно занятие содержало преимущественно циклические упражнения.

Учебно-тренировочное занятие состояло из четырех частей: подготовительной, вводной, основной и заключительной. Нагрузка в занятии распределялась так, чтобы физиологическая кривая нагрузки имела одновершинный характер. Пик нагрузки должен был приходиться на первую половину занятия.

В методике особо учитывалась важность упорядоченных функциональных сдвигов в работе кардио-респираторной системы, как условия профилактики вторичных отклонений в состоянии здоровья данной категории инвалидов.

По окончании эксперимента нами была обнаружена положительная динамика исследуемых показателей.

При анализе результатов оценки мышечной функции по ММТ (мануальномускульное тестирование) в ЭГ после эксперимента был отмечен рост показателей у всех испытуемых. Достоверно увеличились показатели функции мышц брюшного пресса, мышц спины и плечевого пояса при уровне значимости р < 0,05.

Показатели функций мышц нижних конечностей в ЭГ претерпели изменения, однако достоверных различий в сравнении с контрольной группой выявлено не было, что обусловлено спецификой заболевания обследуемых. В КГ по показателю ММТ достоверных изменений не произошло.

Изменения в показателях оценки психоэмоционального состояния по опроснику «Качество жизни» достоверно возросли за анализируемый период в исследуемых группах: в ЭГ на 0,4 балла (р < 0,05). В КГ достоверных изменений по показателю ОКЖ не произошло (рис. 1).

Для оценки уровня общей выносливости и реакции организма на физическую нагрузку нами был использован модифицированный тест Купера, заключавшийся в преодолении максимально возможной дистанции на коляске за 12-минутный отрезок времени. Помимо учета пройденной дистанции была исследована реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, а также вычислялся коэффициент выносливости по формуле Кваса.

Констатирующий эксперимент показал преимущественно астенический тип реакции на предложенную нагрузку у большинства испытуемых, также один испытуемый экспериментальной группы продемонстрировал дистонический тип реакции на нагрузку, характеризовавшийся наличием «феномена бесконечного тона».

В ходе результирующего эксперимента ряд испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали нормотонический тип (40 %), астенический тип реакции на нагрузку продемонстрировали 60 % испытуемых. Дистонического типа реакции на физическую нагрузку в ЭГ выявлено не было. В КГ только двое испытуемых приблизились к нормотоническому типу.

Баллы 6,8

6,6

6.4 6,2

6

5,8 5,6

5.4

1 2 3

Группы

щ До эксперимента щ После эксперимента

Рис. 1. Динамика результатов оценки психо-эмоционального состояния по опроснику «Качество жизни»: 1 - экспериментальная группа; 2 - контрольная группа; 3 - здоровые студенты

Индекс социальной адаптации

10

9

8

до после

Рис. 2. Динамика показателей индекса социальной адаптации в контрольной и экспериментальной группах

Изменение процентного соотношения характера реакции произошло за счет испытуемых из экспериментальной группы. Это свидетельствует об эффективности комплексной методики социальной адаптации инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры.

По окончании педагогического эксперимента показатель коэффициента выносливости в ЭГ составил 19,51, что свидетельствует об улучшении функционального состояния

сердечно-сосудистой системы и формировании адаптационных механизмов к воздействию физической нагрузки. Кроме того, несколько меньшими стали и внутригрупповые колебания коэффициента выносливости.

В контрольной же группе этот показатель даже несколько увеличился, что свидетельствует о нарастании функциональной недостаточности сердечно-сосудистой системы в связи с низкой двигательной активностью.

Уровень социальной адаптации является интегральным показателем, характеризующимся внутренними взаимовлияниями составляющих его компонентов. Измерять социальные ролевые ограничения весьма затруднительно без сопутствующей оценки навыков самообслуживания, мобильности, бытовой активности, а также психологопедагогического статуса инвалида, использующего коляску. В связи с этим мы рассматривали социальную адаптацию как производную трех компонентов: двигательного, социально-бытового и психолого-педагоги-ческого.

Именно нарушение двигательных возможностей определяет степень прочих нарушений жизнедеятельности инвалида-коля-сочника. У лиц с поражением спинного мозга произвольная двигательная деятельность в полном объеме невозможна, в результате чего возникают социальные ограничения, которые приводят впоследствии к психо-эмо-циональным ограничениям. В свою очередь, психо-эмоциональный фактор усугубляет социальную недостаточность, которая, в свою очередь, негативно влияет на уровень двигательной активности, что определяет дальнейшее снижение двигательных возможностей, являющихся ведущим компонентом в процессе социальной адаптации индивида.

Индекс социальной адаптации является количественной величиной, характеризующей динамику совокупности, состоящей из непосредственно несоизмеримых компонентов. Для наиболее достоверной оценки уровня социальной адаптации была использована субъективная оценка исследуемых показателей испытуемым и объективная оценка самим исследователем.

Результирующий эксперимент показал достоверные качественные изменения индекса социальной адаптации в ЭГ и незначительный прирост этого показателя в КГ, что

свидетельствует об эффективности экспериментальной комплексной методики социальной адаптации молодых инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры (рис. 2).

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что применение методики социальной адаптации инвалидов с поражениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры при увеличении общего времени двигательной активности в неделю оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма студентов-инвалидов, повышает психоэмоциональный статус, повышает уровень социального функционирования и достоверно улучшает качество жизни, решая тем самым задачи социальной адаптации молодых инвалидов, пользующихся инвалидной коляской.

1. Будаева Г. С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе (на материалах Республики Бурятия): авто-реф. дис. ... канд. соц. наук. Улан-Удэ, 2005.

2. Рубцова Н.О. Адаптивное физкультурноспортивное движение как фактор социальной адаптации инвалидов различных категорий // Теория и практика физической культуры.

1998. № 3.

3. Дементьева Н.Ф. и др. Социальная реабилитация и ее роль в интеграции инвалидов в общество // Развитие социальной реабилитации в России. М., 2000. С. 4-11.

4. Кавокин С.Н. Инвалид и общество (организационно-правовой аспект) // Комплексная реабилитация инвалидов. М., 2002. Вып. 1.

5. Лаврова Д. И. Развитие системы реабилитации инвалидов в России // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М.,

1999. С. 21-29.

Поступила в редакцию 25.07.2011 г.

UDC 796.311.42.21

SOCIAL ADAPTATION OF YOUNG CHAIRMEN WITH SPINAL MARROW AFFECTION BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL ACTIVITY

Alexey Valerievich RUBTSOV, Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism, Moscow, Russian Federation, Competitor, Laboratory Chief, Senior Lecturer of Theory and Methodics of Adaptive Physical Activity Department, e-mail: fireball06@mail.ru

The consequence of spinal marrow affection is function of keeping pose and movement disorder. The research is devoted to studying means of adaptive physical activity in the process of social adaptation of people with spinal marrow affection. Applying the developed method will enlarge motor abilities that will help to solve the problems of social adaptation effectively.

Key words: social adaptation; adaptive physical activity; spinal marrow affection; motor abilities; movement disorder.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.