УДК 796.011.3 ББК 75.01+75.1
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ СПИННОГО МОЗГА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И. Н. Кафидов, С. И. Алексеева
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
В работе предложен комплексный медико-педагогический подход к реабилитации инвалидов с повреждениями спинного мозга. Рассмотрены факторы, влияющие на эффективность реабилитации.
Ключевые слова: инвалид, физическая реабилитация, повреждения спинного мозга.
Инвалидность, её последствия, пути снижения и профилактики, реабилитация больных и нетрудоспособных граждан были и в настоящее время остаются одной из наиболее острых проблем, решаемых специалистами в области адаптивной физической культуры.
Спинномозговая травма относится к одному из наиболее тяжёлых видов повреждений, которые в значительном количестве случаев являются причиной смертности и тяжёлой инвалидности.
Изучение динамики лечения и реабилитации этого контингента свидетельствует о том, что в 61 % случаев группа инвалидности остаётся неизменной на протяжении многих лет, в 24 % отмечается частичная реабилитация, а в 15 %— ухудшение состояния [1].
Особое внимание специалисты уделяют проблеме социальной и физической реабилитации инвалидов средствами физического воспитания с целью восстановления здоровья, привлечения их к общественно полезному труду.
Полное восстановление трудоспособности инвалидов и возвращение их к профессиональной деятельности наблюдаются крайне редко. В связи с этим проблема физической реабилитации инвалидов приобретает особую остроту. Одним из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и воспитания характера во все времена остаются занятия физической культурой. Физические упражнения помогают обучению необходимым в жизни умениям и навыкам, способствуют восстановлению двигательной активности и формированию положительных черт характера.
Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры удовлетворяет
Инвалидность—жизнь не кончается.
Ю. Н. Верхало
потребность инвалида в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций. Целью адаптивной физической реабилитации является формирование адекватных психических реакций инвалида на заболевание, ориентация на использование естественных средств реабилитации, стимулирующих скорейшее восстановление организма [2].
1. Проблема физической реабилитации лиц с травмами спинного мозга средствами адаптивной физической культуры. Повреждения спинного мозга при травмах позвоночника (рисунок) влекут за собой тяжёлые последствия в виде двигательных, чувствительных, трофических, тазовых расстройств.
Социально-трудовая и физическая реабилитация больных является сложной и актуальной задачей в условиях возрастающего травматизма. Ежегодно в России количество инвалидов этого профиля увеличивается на 8 тыс. чел. [1]. Физическая реабилитация инвалидов с нарушениями функций спинного мозга решает важнейшую задачу—восстановление жизненно важных двигательных навыков и умений, формирование функциональных компенсаторных механизмов [3; 6].
Физическая реабилитация является составной частью медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующей средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.
Адаптивная физическая культура включает средства, приёмы и методы физического воспитания для формирования у инвалидов жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствова-
Компьютерная томограмма спинного мозга без повреждения (верхнее фото) и с повреждениями
ния физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, бытовую и психо -логическую независимость.
Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их—всегда педагогический, образовательный процесс.
Все средства и возможности физической культуры должны быть направлены на повышение двигательной активности инвалидов, которая рассматривается как определяющее условие интеграции (всесторонняя реабилитация плюс социальная адаптация) инвалидов в обществе.
2. Общие положения реализации процесса физической реабилитации инвалидов с нарушениями функций спинного мозга. Физическую реабилитацию инвалидов с наруше -ниями функций спинного мозга необходимо рассматривать как медико-педагогическую систему, эффективность которой зависит от полноты проявления системообразующих факторов.
Физическая реабилитация, включающая в себя, в зависимости от этапа, лечебную физическую культуру, коррекционные занятия, индивидуальные занятия физическими упражнениями в условиях производства, быта и отдыха инвалидов, обеспечивает нормализацию двигательной
активности и психического состояния больного, формирует на начальных этапах предпосылки, затем становление, развитие и совершенствование функциональных компенсаторных механизмов локального характера.
В процессе физической реабилитации инвалидов с нарушениями функций спинного мозга положительный результат может быть достигнут путём последовательного решения следующих задач:
1. Вывести больного из общего тяжёлого состояния, мобилизовать систему кровообращения и дыхания, сформировать предпосылки выхода из психического кризиса.
2. Улучшить регуляцию основных нервных процессов, сформировать предпосылки к развитию функциональных компенсаторных механизмов, составляющих основу двигательных действий.
3. Восстановить подвижность позвоночного столба, стимулировать произвольные движения, двигательные действия конечностей.
4. Ослабить спастическое сокращение мышц туловища, сформировать мышечный «корсет».
5. Стимулировать функции внутренних органов, сформировать устойчивую тенденцию улучшения трофических процессов и развития резервных возможностей организма больного.
6. Сформировать устойчивые навыки бытового самообслуживания и передвижения, создать устойчивые предпосылки их применения и совершенствования.
7. Сформировать устойчивую мотивацию и интерес к систематическим организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, увязать эти занятия с профессиональной и бытовой деятельностью.
8. Сформировать систему знаний по вопросам теории и методики физического воспитания инвалидов, развить навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями в условиях профессиональной, бытовой деятельности и отдыха.
9. Выявить уровни двигательной одарённости инвалидов, обеспечить их систематическими занятиями в условиях спортивной подготовки, участия в соревнованиях.
Важнейшее средство для решения задач в каждой конкретной форме физической реабилита-ции—это физические упражнения, эффективность которых зависит от органичности их сочетания с санитарно-гигиеническими факторами и естественными силами природы.
Руководствуясь основными положениями принципа дифференциально-интегральных опти-мумов [3] в достижении положительного эффекта физической реабилитации, необходимо классифицировать физические упражнения по следующим категориям:
1. Упражнения оздоровительной направленности — общеукрепляющие физические упражнения, обеспечивающие достижение профилактического и оздоровительного эффекта физической реабилитации больных и инвалидов.
2. Специальные физические упражнения, для которых характерно избирательное воздействие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата.
3. По характеру мышечного сокращения:
- динамические (изотонические) физические упражнения;
- статические (изометрические) физические упражнения.
4. Упражнения с использованием естественных факторов природы:
- солнечного облучения;
- аэрации и воздушных ванн как методов закаливания, солнечных ванн как метода закаливания;
- общих обливаний, обтираний и гигиенического душа, купания в пресных водах и в море.
3. Теоретические и практические основы эф -фективности формирования двигательных актов. Эффективность процесса обучения зависит от полноты реализации следующих педагогических требований в условиях физической реабилитации:
• Активная умственная и двигательная деятельность инвалидов как важнейшее условие качественного овладения учебным материалом.
• Эффект восстановления жизненно важных двигательных навыков и умений у инвалидов может быть достигнут только путём формирования двигательных навыков.
• В процессе формирования новых двигательных действий у инвалидов необходимо содействовать развитию основных двигательных ка-честв—силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
• Процесс формирования двигательных действий, функциональных компенсаторных механизмов у инвалидов будет эффективным при условии, что они пройдут предварительное обучение.
• Результативность обучения двигательным действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобре -тённым инвалидами уровнем двигательной подготовленности.
Наиболее важным этапом формирования двигательных актов является этап начального разучивания двигательного действия, задача которого состоит в обучении инвалида с травматическими нарушениями функций спинного мозга основам техники изучаемого двигательного действия, чтобы в дальнейшем обеспечить стабильное их выполнение.
В целях решения этой задачи необходимо реализовать следующие педагогические условия:
а) устранить излишнее напряжение при выполнении движений;
б) предупредить возникновение ненужных движений или устранить их, если в процессе обучения они появились;
в) сформировать предпосылки общего ритма двигательного действия как ведущей биомеханической характеристики, развитие которой обеспечивает конструирование расчленённого двигательного действия в целостное.
Для повышения эффективности процесса обучения на этом этапе необходимо формировать способность инвалидов к самоконтролю и самоанализу результатов своей деятельности путём
развития зрительной и слуховой ориентации, анализа качества движений по мышечным ощущениям.
На этапе разучивания двигательного действия необходимо предусмотреть коррекцию двигательных ошибок, основными причинами которых являются следующие:
- неуверенность в своих силах, отсутствие решительности, страх перед координационной структурой двигательного действия;
- отрицательное влияние ранее опробованных действий;
- неверное понимание инвалидами задачи обучения;
- несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования педагогическим требованиям.
Знание причин возникновения двигательных ошибок позволяет инструктору-методисту предусмотреть меры, предупреждающие их появление. Предупредить ошибки—значит в полной мере соблюсти педагогические принципы и требования обучения [4; 5]. Для этого:
- ошибка должна быть понята; выявлению ошибки способствуют повторные объяснения и показ упражнения, консультации с инструктором-методистом;
- ошибки следует исправлять последовательно, по степени их значимости, начиная с наиболее
важных, так как от них часто зависит появление и всех второстепенных ошибок;
- указание об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям инвалида в данный момент обучения.
Физические упражнения являются физиологичным и адекватным методом восстановления утраченных двигательных функций и находят применение как основной фактор в комплексе реабилитационных мероприятий у больных со спинномозговой травмой.
Направленность реабилитационных мероприятий при повреждении спинного мозга отражена в табл. 1.
Многие исследователи проблем реабилитации при травматической болезни спинного мозга считают, что важнейшее значение имеют методы замещающих компенсаций, в основе которых лежит увеличение двигательных возможностей больного за счёт сегментов спинного мозга, частично сохранивших свою структуру и ранее в этих движе -ниях не участвовавших, а также вовлечение в двигательные акты ослабленных мышц переходной зоны выше уровня травмы совместно со здоровыми мышечными группами. Эти механизмы являются теоретическим обоснованием применения средств физической культуры в комплексе мер по восстановлению функций, утраченных в результате травмы спинного мозга [7].
Таблица 1
Реабилитационные мероприятия при повреждении спинного мозга
Направленность мероприятий Метод лечебной физкультуры
Увеличение мышечной силы Активная гимнастика: движения с облегчением (на подвесах, в горизонтальной плоскости в воде, после устранения сопротивления антагонистов), с преодолением сопротивления (массы конечности, постороннего сопротивления, сопротивления антагонистов, отягощения и т.д.), рефлекторная гимнастика с использованием естественных синкинезий
Предупреждение и лечение мышечных атрофий, контрактур и деформаций Пассивные движения, активное расслабление спастических мышц и стимуляция их антагонистов, противосодружественные упражнения, импульсивно-фантомная гимнастика, лечение положением, ортопедическая гимнастика
Восстановление и компенсация координации движений Вестибулярная гимнастика, упражнения на точность и меткость движений, обучение тонкой дифференцировке и дозировке усилий, скоростей, амплитуд, сочетание движений в нескольких суставах, упражнения на равновесие в различных исходных положениях
Выработка навыков самообслуживания и передвижения Комплексное применение всех перечисленных методов, занятия у специального стенда бытовых приборов, обучение статике, ходьбе, ходьбе с преодолением препятствий, овладение ортопедическими и протезными изделиями
Тактика реабилитации основывается на общих принципах длительного, непрерывного и систематического воздействия комплексом восстановительных средств, ведущее место среди которых отводится физическим упражнениям (кинезоте-рапии) и воспитанию необходимых потребностей в систематических занятиях физкультурой.
Разработаны методические приёмы, которые позволяют заставить больного выполнить движение и поверить в возможность реабилитации.
К таким приёмам относятся:
- выполнение идеомоторных упражнений;
- изометрические напряжения мышц;
- упражнения в воде;
- выбор исходных упражнений;
- пассивные и активно-пассивные упражнения;
- использование различных приспособлений, уменьшающих вес.
Среди больных, перенёсших спинномозговую травму, только 5-10 % могут обслуживать себя, 20-30 % обслуживают себя частично, у остальных возможность самообслуживания утрачена полностью. В острой стадии раннего периода травматической болезни спинного мозга лишь больные с низким уровнем травмы и нижним па-рапарезом способны частично к элементарному самообслуживанию, у остальных такая способность утрачена.
Одним из действенных средств восстановления является трудотерапия. Однако такую роль в реабилитационном арсенале это средство может сохранить лишь при разумном подходе к его применению. Использование труда в лечении представляет собой патогенетическое воздействие, восстанавливающее нарушенные двигательные функции. В своей сущности трудотерапия явля-
ется лечебной гимнастикой, включающей трудовые движения.
Трудовая деятельность, нацеленная на результат, закрепляет достигнутые движения, отрабатывает их комплексно, используя движения в качестве физиологического стимулятора, способствует увеличению амплитуды движений, выработке автоматизма, снижению мышечной ригидности, повышению силы мышц и их пластичности. В процессе выполнения тех или иных работ контакт с разнохарактерными материалами, отличными друг от друга по форме, объёму, упругости, стимулирует восстановление чувствительности. Различные трудовые процессы включают мышцы в работу с разной степенью активности. Поэтому при назначении трудотерапии следует специально подбирать трудовые операции с учётом биомеханических особенностей той или иной технологии, ориентируясь на функциональный дефект, учитывая клинические особенности случая и двигательные возможности больного.
Эффективность кинезотерапии повышается, если она применяется в комплексе с физическими методами лечения и медикаментозными средствами направленного действия. Восстановление утраченных функций под влиянием физических упражнений достижимо только у больных с устранённой компрессией спинного мозга, восстановленной анатомической целостью позвоночного канала и стабилизацией позвонков. В остальных случаях возможно лишь приспособление к дефекту. В табл. 2 в качестве примера показано дифференцированное использование кинезотерапии при вялых и спастических параличах.
Революционным оказалось разработанное канадскими врачами-ортопедами объединение вер-
Таблица2
Дифференцированное использование кинезотерапии при вялых и спастических параличах
Вялые парезы Спастические парезы
Повышение тонуса, силы мышц и выносливости Нейромоторное перевоспитание (включение мышц, не участвующих в норме в данном двигательном акте) Замыкание суставов, восстановление гравитации Воспитание и стимуляция произвольных движений Регуляция мышечной напряжённости, релаксация, нормализация реципрокных отношений Усиление ослабевших и растянутых мышц, включение мышц-антагонистов Увеличение подвижности суставов Тренировка импульсной активности
тикальной разгрузки в подвесной системе и тренировок на тредмиле (бегущая дорожка), получившее название тредмил-терапии с частичной вертикальной разгрузкой. Для проведения тренировочного занятия парализованного пациента помещают в подвесную систему, расположенную над тредмилом, вертикальная разгрузка обеспечивается блочной или пневмосистемой. Справа и слева от пациента располагаются два методиста, пассивно осуществляющие «шагание» ног пациента, длительность процедуры составляет 40 мин. В ходе тренировочных занятий пассивное «шагание» последовательно сменяется пассивно-активным, активным с помощью, а затем активным шаганием. Тренирующий эффект тредмил-терапии связывают с систематической активацией спинальных локомоторных генераторов, осуществляемой через афферентный вход от рецепторов (мышечных, кожных, суставных) ног, совершающих ритмические движения [7]. Проведённый сравнительный анализ использования новейших технологий с существующими методиками показывает положительную динамику в комплексной терапии пациентов. Главным критерием эффективности реабилитации может быть только функциональное восстановление, полное либо частичное. Только активная тактика может обеспечить успех реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга. Главным критерием эффективности реабилитации может быть только функциональное восстановление, полное либо частичное. Только активная тактика может обеспечить успех реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга.
Благодаря развитию медицины показатели смертности при травме позвоночника в течение первых трёх месяцев заболевания снизились с 92 % в начале и середине XX в. до 27,9 % в настоящее время. Около 50 % больных со спинальной травмой выживают, живут более 25 лет, но большинство из них—глубокие инвалиды. Это обусловливает необходимость совершенствования методов реабилитации таких больных, что имеет большое практическое значение.
Выводы. Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта способствует гуманизации общества, изменению его отношения к этой группе населения и поэтому имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров.
Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей.
Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.
Совершенствование системы мероприятий по физической реабилитации больных с травматической болезнью спинного мозга—это решение задач по восстановлению или компенсации нарушенных функций, коррекции сопутствующих деформаций, максимальной адаптации (социальной, профессиональной) данных пациентов в обществе, достижения максимальной независимости, в том числе экономической и профессиональной, улучшение качества жизни.
Список литературы
1. Амелина, О. А. Травма спинного мозга. Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы / О. А. Амелина.- СПб., 1998.
2. Басков, А. В. Современные основы реабилитации больных с повреждениями спинного мозга / А. В. Басков // Спинной мозг : материалы I учред. науч.-практ. конф.- М., 2002.- С. 2-5.
3. Григоренко, В. Г. Педагогические основы физической и социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций спинного мозга : в 2 ч. / В. Г. Григоренко.- М. : Совет. спорт, 1991.
4. Кафидов, И. Н. Особенности физической реабилитации студентов с нарушением осанки в условиях вуза / И. Н. Кафидов, С. И. Алексеева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка.-2012. - №№ 2.- С. 29-32.
Поступила в редакцию 25 мая 2016 г.
5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев.- М., 2008.- 544 с.
6. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, Г. В. Герасимова, А. А. Потапчук, Д. С. Поляков.- М. : Совет. спорт, 2010.- 488 с.
7. Физическая реабилитация : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под общ. ред. С. Н. Попова. -3-е изд.- Ростов н/Д. : Феникс, 2005.- 608 с.
Для цитирования: Кафидов, И. Н. Физическая реабилитация инвалидов с повреждениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры / И. Н. Кафидов, С. И. Алексеева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.- 2016.- Т. 1, № 4.- С. 52-58.
Сведения об авторах
Кафидов Игорь Николаевич—кандидат медицинских наук, доцент, Московский городской педагогический университет. Москва, Россия. [email protected]
Алексеева Светлана Ивановна—кандидат физико-математических наук, доцент, Московский городской педагогический университет. Москва, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 4, pp. 52-58.
Physical Rehabilitation of Persons with Disabilities with Spinal Cord Injuries by Means of Adaptive Physical Culture
I. N. Kafidov1, S. I. Alekseeva2
Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia 1 [email protected], [email protected]
Integrated medico-pedagogical approach to rehabilitation of disabled people with injuries of a spinal cord is offered. The factors influencing efficiency of rehabilitation are considered.
Keywords: disabled person, physical rehabilitation, injuries of a spinal cord.
References
1. Amelina O.A. Travma spinnogo mozga. Kliniches-kaya nevrologiya s osnovami mediko-sotsial'noy eksper-tizy [Trauma to the Spinal Cord. Clinical Neurology with the Basics of Medico-social Examination]. St. Petersburg, 1998. (In Russ.).
2. Baskov A.V. Sovremennyye osnovy reabilita-tsii bol'nyh s povrezhdeniyami spinnogo mozga [Modern Principles of Rehabilitation of Patients with Spinal Cord Injury]. Spinnoy mozg: materialyi I uchreditel'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Spinal Cord: proceedings of the I founding of the scientific-practical conference]. Moscow, 2002. Pp. 2-5. (In Russ.).
3. Grigorenko V.G. Pedagogicheskiye osnovy fiziches-koy i sotsial'noy reabilitatsii invalidov s narusheniyami funktsiy spinnogo mozga [Pedagogical Bases of Physical and Social Rehabilitation of Persons with Disorders of the Spinal Cord]. Moscow, 1991. (In Russ.).
4. Kafidov I.N., Alekseyeva S.I. Osobennosti fiziches-koy reabilitatsii studentov s narusheniyem osanki v us-loviyah vuza [Features of Physical Rehabilitation of Students with Incorrect Posture in the Conditions of the University]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovani-ye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2012, no. 2, pp. 29-32. (In Russ.).
5. Matveyev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul-tury [Theory and Methodology of Physical Culture]. Moscow, 2008. 544 p. (In Russ.).
6. Yevseyev S.P., Kurdybaylo S.F., Gerasimova G.V., Potapchuk A.A., PolyakovD.S. Fizicheskaya reabili-tatsiya invalidov s porazheniyem oporno-dvigatel'noy sistemy [Physical Rehabilitation of Invalids with Defeat of the Musculoskeletal System]. Moscow, 2010. 488 p. (In Russ.).
7. Fizicheskaya reabilitatsiya [Physical Rehabilitation]. Rostov-on-Don, 2005. 608 p. (In Russ.).