Научная статья на тему 'Отношение к занятиям физической культурой инвалидов в позднем периоде травматической болезни спинного мозга'

Отношение к занятиям физической культурой инвалидов в позднем периоде травматической болезни спинного мозга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ / ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ИНВАЛИДЫ / ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВАЯ ТРАВМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалова Анна Владимировна, Шупенко Ирина Валентиновна, Иванчин Дмитрий Михайлович

Исследована структура мотивации к занятиям лечебной и адаптивной физкультурой инвалидов в позднем периоде травматической болезни спинного мозга во время пребывания в специализированном реабилитационном центре. Выявлен высокий уровень внутренней и внешней мотивации к физическим тренировкам с акцентированием значимости самосохранение здоровья, потребности в физической активности, получения удовольствия от движения и игровой активности. Учитывая структуру мотивации к занятиям лечебной физической культурой предложены методы оптимизации организации занятий лечебной и адаптивной физической культурой, применение когнитивной психотерапии для улучшения комплайенса инвалидов и инструктора по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалова Анна Владимировна, Шупенко Ирина Валентиновна, Иванчин Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к занятиям физической культурой инвалидов в позднем периоде травматической болезни спинного мозга»

УДК 376.22

Коновалова Анна Владнмировна

Студентка факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, пта762218@п\кг. пе1, Новокузнецк

Шупенко Ирина Валентиновна

Врач, заведующая отделением лечебной физкультуры и физиотерапии Новокузнецкого научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ННПЦ МСЭ и РИ), [email protected], Новокузнецк

Иванчин Дмитрий Михайлович

Врач по лечебной физкультуре отделения лечебной физкультуры и физиотерапии ННПЦ МСЭ и РИ, [email protected], Новокузнецк

ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ИНВАЛИДОВ В ПОЗДНЕМ ПЕРИОДЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СПИННОГО МОЗГА

Konovalova Anna Vladimirovna

A student of the faculty of the physical culture of Kuzbass state pedagogical academy, [email protected], Novokuznetsk

Shupenko Irina Valentinovna

A doctor, manager of the physiotherapy detachment in Novokuznetsk scientifically-practical centre physician-social expert operation and rehabilitations invalid (NNPC MSE and Rl), [email protected], Novokuznetsk

Ivanchin Dmitriy Mihaylovich

A doctor on medical physical culture of the physiotherapy detachment in Novokuznetsk scientifically-practical centre physician-social expert operation and rehabilitations invalid (NNPC MSE and Rl), [email protected], Novokuznetsk

ATTITUDE TO OCCUPATION BY PHYSICAL TRAINING, INVALIDS WITH SPINAL CORD INJURY

Современное общество уделяет все большее внимание социальной значимости здоровья, ответственности общества перед человеком и каждого человека перед обществом за состояние своего здоровье. Здоровье, по данным ВОЗ, на 70-80% определяется отношением человека и его возможностью повлиять на факторы, имеющие отношение к здоровью. Исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995). что ответственность общества и каждого человека «за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья... - ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными» [1].

Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. характеризуются ухудшением здоровья населения России и ростом контингента инвалидов. За последние 10 лет их количество выросло в стране почти в 3 раза. Сегодня инвалиды составляют 7,2% ко всему населению страны [2]. Поэтому сохранение здоровья граждан России, в том числе инвалидов, в настоящее время требует координированных усилий человека и общества. Большие надежды в этом плане возлагаются на занятия физической культурой.

В последние годы акцент в отношении лиц, перенесших позвоноч-но-спинномозговую травму, сместился с проблем выживания на качество жизни. Ограничение двигательной активности - наиболее важный фактор, лимитирующий их качество жизни. Среди методов восстановления двигательной активности основное место по праву отводится лечебной и адаптивной физической культуре. Разумное чередование посильной физической нагрузки и отдыха в режиме дня, регулярное выполнение специальных упражнений расширяют двигательные возможности человека, служат одним из наиболее серьезных ресурсов увеличения запаса здоровья.

Инвалиды с последствиями позвоночно-спинномозговой травмы имеют грубые ограничения в двигательном плане, измененные постуральные стереотипы. Сама травма, ее неврологические последствия, изменение биомеханики поз и движений оказывают негативное влияние на работу внутренних органов, ухудшение самочувствия. Существуют специальные физические упражнения, формирующие позу и движения, целенаправленно влияющие на работу внутренних органов и систем. Эти упражнения могут быть адаптированы к двигательным возможностям большинства пациентов рассматриваемой категории. Большинство пациентов до травмы не задумывались об управлении своим самочувствием при помощи средств физической культуры, поэтому они не имеют знаний и навыков регулярных оздоровительных занятий.

Пребывание в специализированном реабилитационном центре дает возможность воспользоваться советами и помощью квалифицированных методистов и инструкторов по лечебной физкультуре. Специалисты могут помочь инвалиду подобрать оптимальный двигательный режим и конкретные упражнения, способствующие расширению двигательных возможностей, укреплению соматического здоровья, научить, как правильно выполнять эти упражнения.

Двигательный режим, занятия физической культурой являются наиболее сложным компонентом обучения инвалидов жизни после травмы. Но именно этот компонент и может быть освоен во время пребывания в специализированном центре. Занятия физической культурой предусматривают активное, заинтересованное участие самого инвалида и физическую нагрузку на организм. Для использования этого ресурса необходимо осознанное отношение к своему здоровью, включающее устойчивую положительную мотивацию к занятиям физической культурой, желательно индивидуально значимую.

Отношение человека к своему здоровью включает систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью, и определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Оно конкретно проявляется в поступках, переживаниях и вербально реализуемых суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие [5]. Субъективное отношение предусматривает оценку личностного смысла, который несет для субъекта объективный образ или явление [6]. Осознанное отношение «необходимо предполагает некоторую совокупность знаний, соотносясь с которой окружающее осознается» [7] и возникновение феномена осознания в онтогенезе требует, по мнению Л. С. Выготского, достижения индивидом определенного уровня психического развития, без которого сам процесс осознания оказывается невозможным [8].

У инвалидов одним из наиболее серьезных ресурсов увеличения запаса здоровья является рациональная двигательная активность, формирование оптимального двигательного режима. Инвалиды в позднем периоде травматической болезни спинного мозга, с одной стороны, имеют ограничения в двигательном плане вследствие состояния своего здоровья, но, с другой стороны, они могут целенаправленно влиять на формирование двигательных стереотипов, работу внутренних органов путем выполнения физических упражнений, самомассажа. Для активации этого ресурса необходимо с одной стороны осознанное отношение к своему здоровью и к занятиям физической культурой, а с другой - создание двигательного режима, учитывающего возможности инвалидов-студентов и их учебную нагрузку.

Знание структуры мотивации позволит повысить эффективность занятий физической культурой, более полно реализовать индивидуальный подход в преподавании физической культуры инвалидам с тетра- и параплегией.

Цель данной работы - изучение структуры мотивации инвалидов в позднем периоде травматической болезни спинного мозга, находящихся в специализированном реабилитационном центре, к занятиям физкультурой.

Материал и методы. Исследование проводилось в 2009 г. в Федеральном спинальном центре, входящем в структуру Новокузнецкого научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Использовали методы клинического обследования и сплошного однократного анкетирования перед началом тренировок с инструктором по физической культуре.

Для оценки мотивации инвалидов к занятиям физической культурой использовали анкету «Оценка мотивации учащихся к занятиям физической культурой», рекомендованная для работников образования [5] в нашей модификации [6]. Анкета содержит 30 утверждений, которые пациенты должны оценить по пятибалльной системе: «1» - не согласен совсем; «2» - мне безразлично; «3» - согласен частично; «4» - скорее да, чем нет; «5» - согласен полностью. Эта анкета предусматривает оценку мотивации по 15 шка-

лам, каждая из которых содержит 2 утверждения. 8 шкал оценивают факторы внутренней мотивации (получение положительных эмоций, сохранение здоровья, формирование и восстановление двигательных навыков и др.), а 7 - факторы внешней мотивации (доминирование, достижение спортивных результатов и др.). При обработке результатов пользовались следующими критериями: мотив определяется как «ведущий», если сумма баллов для него составляет 8 и более; как «средневыраженный», если сумма баллов составляет от 5 до 7; как «малозначимый», если сумма баллов составляет меньше 5.

Для статистической обработки полученных результатов использовали программу Microsoft Exel. Вычисляли среднее значение, ошибку среднего, среднее квадратическое отклонение.

Обследован 101 пациент в позднем периоде травматической болезни спинного мозга. Все они являлись инвалидами 1 группы, все они могли сидеть в кресле-коляске. По соматическому статусу все были компенсированы. Ни кто из обследованных не предъявлял жалоб по психическому состоянию, на выраженный болевой синдром, клинически ни у кого не выявлено признаков депрессии. 96 пациентов заполнили анкету. Пять человек заполнять анкету отказались, два заполнили формально. 94 человека ответили на вопросы по существу.

Результаты и их обсуждение. Анализ анкет показал высокую мотивацию инвалидов к занятиям физической культурой: 47% обследованных имели высокую внутреннюю мотивацию, по 26,5% - среднюю и малую. По внешней мотивации группа разделилась практически равномерно: 37% имели высокую мотивацию, 30% - среднюю и 33% - низкую. Все обследованные имели гармоничную структуру мотивации: внешняя и внутренняя составляющие ни у кого не расходились больше, чем на 3 балла, хотя отмечено стабильное практически по всем шкалам небольшое преобладание внутренних мотивов, за исключением лишь двух шкал: «Приобретение практических навыков» и «Получение положительных эмоций». У 67% обследованных и внешняя и внутренняя составляющие мотивации оказались на среднем или высоком уровне. Причем большинство инвалидов, имевших высокую внешнюю мотивацию, имели высокий уровень и внутренней мотивации. У 20% внешняя и внутренняя мотивация оказались на низком уровне. У 13% обследованных преобладала внутренняя мотивация. В целом высокий профиль внутренней мотивации имеет явные западения по шкалам: «Приобретение практических навыков» и «Получение положительных эмоций». В качестве ведущего мотив приобретения практических навыков оказался лишь у 3% опрошенных, а получение положительных эмоций - у четверти.

Анализ структуры внутренней мотивации показал преобладание с большим отрывом следующих мотивов: удовольствие от движений (ведущий мотив у 70%) сохранение здоровья (ведущий мотив у 67%), двигательная активность, как таковая (ведущий мотив у 57%), чувство внутреннего долга

(ведущий мотив у 56%), самосовершенствование (ведущий мотив у 53%). Среднюю значимость имели такие мотивы, как, привычка (ведущий мотив у 48%). Наименее значимым оказался мотив приобретения новых двигательных навыков. В качестве ведущего он был выявлен у 3% обследованных. Средний уровень этого мотива показали 29%, а низкий 68%. Положительные эмоции как ведущий мотив выявлены у 26%, как малозначимый - у 46%.

Анализ структуры внешней мотивации выявил высокую значимость двух мотивов с большим отрывом от остальных. Это оказались: доминирование (ведущий у 73%), игры и развлечения (ведущий мотив у 68%). Среднюю значимость имели мотивы: оценка окружающих (ведущий у 34%) и подражание (ведущий у 35%). Спортивные и соревновательные мотивы оказались наименее значимы в структуре внешней мотивации. Лишь 24% выбрали физкультурно-спортивные интересы в качестве ведущего мотива и 6% указали соперничество как значимый мотив. Общение в процессе занятий физкультурой оказалось значимо для 23% респондентов, а малозначимым - для 39%.

Подводя итог, отметим, что исследование показало высокую мотивацию к занятиям лечебной физкультурой у инвалидов в позднем периоде травматической болезни спинного мозга, поступивших в специализированный центр. Мотивация имела гармоничную структуру.

Среди внутренних мотивов преобладали самосохранение здоровья, физическая активность как таковая, удовольствие от движения. Неожиданно для исследователей наименее значимым оказался мотив приобретения новых двигательных навыков, что, по мнению инструкторов по физической культуре, и является основной целью занятий лечебной физкультурой.

В структуре внешней мотивации преобладали мотивы: игровой и доминирование. Низким оказался спортивно-соревновательный мотив, малозначимым - мотив соперничества. Вероятно, это связано с отношением к лечебной физкультуре, прежде всего, как к лечебному воздействию, а не физкультурно-спортивному мероприятию. Можно предположить, что многие инвалиды не осведомлены о возможностях самореализации в области адаптивного спорта. Эта составляющая в структуре мотивации, вероятно, может быть акцентирована, если проводить просветительскую работу в области адаптивного спорта, в том числе информировать пациентов о существовании в городе центров досуга инвалидов, специализированных спортивных и фитнес-центров. Полезно добавить к имеющимся формам лечебной физкультуры элементы спортивных игр. Это позволит занимающимся реализовать высокие потребности в играх и развлечениях (ведущий мотив у 68%).

То, что мотив сохранения здоровья имеет высокую внутреннюю значимость для большинства обследованных, означает их заинтересованность в состоянии своего здоровья и готовности прилагать усилия для его укрепления, что позволяет надеяться на хорошие результаты лечения. Однако это предполагает внесение изменений в структуру занятий лечебной физкуль-

турой с включением упражнений, ориентированных на улучшение работы внутренних органов и разъяснением терапевтического смысла этих упражнений в доступной форме.

Однако цель занятий лечебной физкультурой в специализированном реабилитационном центре предусматривает, прежде всего, именно частичное восстановление утраченных двигательных навыков, формирование новых двигательных навыков, компенсирующих утраченные возможности, обучение максимальному использованию оставшихся двигательных возможностей для самообслуживания и труда.

Настоящее исследование показало, что программа занятий лечебной физкультурой, направленная на формирование и восстановление двигательных навыков, абсолютно не значима для инвалидов. Причины этого могут таиться в недостаточном осознании ими возможностей лечебной физкультуры и своих двигательных перспектив. Инвалиды не верят в возможность расширить свои двигательные навыки, занимаясь лечебной физкультурой, следовательно, их ожидания в этой области равны нулю. Учет этой особенности в структуре мотивации открывает значительный резерв повышения эффективности занятий лечебной физкультурой.

Для инструктора по лечебной физкультуре на первое место по значимости выходит освоение инвалидом новых двигательных навыков, а пациенты не мотивированы к этому. Мотив освоения новых двигательных навыков для них имеет нулевой уровень значимости. Это может быть связано с недопониманием перспектив восстановления движений, с неверием в свои силы и возможности, незнанием роли, которая отводится лечебной физкультуре в жизни человека после позвоночно-спинномозговой травмы.

Введение элементов когнитивной психотерапии в виде разъяснения смысла занятий и ориентирования инвалида на конкретный достижимый двигательный результат, с одной стороны, повышает уровень мотивации к занятиям в целом, с другой, способствует совпадению ожиданий инвалида и инструктора по физической культуре, что повышает качество реабилитации в целом и субъективную удовлетворенность инвалида.

Внутренняя мотивация относится к устойчивым характеристикам личности. Она будет побуждать людей тренироваться самостоятельно после выписки из специализированного центра. Высокий и средний уровень мотивации к занятиям у большинства обследованных дает основания предполагать эффективность когнитивной психотерапии среди этого контингента с целью повышения внутренней составляющей мотивации, формирования устойчивой мотивации к продолжению занятий дома и изменению структуры мотивации в заданном направлении.

Анализ структуры внешней мотивации выявил преобладающие мотивы: игровой и доминирование. С учетом этих мотивов, в занятия желательно включать элементы рекреации, использовать элементы подвижных и спортивных игр, доступные инвалидам, привлекать пациентов, достигших определенных успехов в занятиях лечебной физкультурой, для обмена опытом

с другими пациентами. Относительную независимость о мнения окружающих (значимый мотив лишь для 33% пациентов) и малую значимость общения в процессе занятий ЛФК, мы расцениваем как положительный момент в структуре внешней мотивации. Потребность в общении обследованные удовлетворяют в свободное время. Это позволяет им сосредоточиться на выполнении упражнений, поскольку занятия физкультурой предполагают минимум объяснений и максимум движения. Неожиданно малозначимым оказался соревновательный мотив. Это может быть связано с отсутствием занятий адаптивным спортом, эстафет и состязаний при занятиях физкультурой в Центре. Вероятно, не имея такого опыта, пациенты разделяют занятия лечебной физкультурой и адаптивный спорт.

Интересно, что аналогичное обследование, проведенное в специализированном колледже-интернате для инвалидов с поражением органов опоры и движения [10] выявило несколько другую структуру мотивации к занятиям физической культурой. Исследования проведены с разницей в несколько лет среди одного контингента. Различие составляет лишь социальный статус обследованных: в одном случае являются студентами, а в другом - пациентами специализированного центра. У студентов структуре внутренней мотивации сохранение здоровья составило лишь 16%, двигательная активность выступила в качестве ведущего мотива для 32% опрошенных, 60% рассчитывали на получение положительных эмоций от занятий физической культурой (против четверти опрошенных пациентов). Различия в структуре внешней мотивации менее разительны. У студентов, как и у пациентов наиболее значим мотив доминирования (54%), 41% студентов выбрали развлечение в качестве ведущего мотива. Однако студентам значимо оказалось соперничество (50% против 6% у пациентов) и общение (43% против 23% у пациентов).

Таким образом, среди студентов специализированного колледжа-интерната для инвалидов с поражением органов опоры и движения уровень мотивации к занятиям физической культурой в целом также оказался высоким, структура его гармоничной (важны и внутренние и внешние составляющие мотивации), отмечается приоритет внутренних мотивов. Однако из компонентов внутренней мотивации на первое место четко выходит эмоциональная составляющая, а не сохранение здоровья и покрытие потребности организма в физической активности, как у пациентов реабилитационного центра. Мотив получения практических навыков от занятий ЛФК оказался наименее убедительным для обоих обследованных контингентов.

Из компонентов внешней мотивации на первое место вышли мотивы стремления к доминированию и потребности в развлечении, как и у пациентов реабилитационного центра. Наибольшие различия отмечены по шкалам соперничества и потребности в общении, которые весьма значимы для студентов и малозначимы для пациентов центра реабилитации. Наименее устойчивые компоненты мотивации взрослого человека, такие как подражание и стремление получить одобрение окружающих наименее значимы и для обеих категорий наших респондентов.

По результатам исследований структуры мотивации инвалидов к занятиям лечебной физической культурой 2006 и 2009 гг. можно сделать следующие практические рекомендации: инвалиды высоко мотивированы к расширению двигательного режима как находясь в специализированном реабилитационном центре, так и во время обучения в специализированном колледже-интернате. Несмотря на некоторые различия по отдельным компонентам мотивационной сферы, у обеих социальных групп респондентов крайне востребованы формы адаптивной физической культуры, включающие игровой и соревновательный компоненты, командное взаимодействие; важно также акцентировать внимание на возможности формирования новых двигательных навыков с помощью методов лечебной физкультуры и проводить разъяснительную когнитивную психотерапию в процессе занятий адаптивной физической культурой.

Выводы.

1. Исследование показало высокую внутреннюю и внешнюю мотивацию к занятиям лечебной физкультурой у инвалидов с последствиями позвоночно-спинномозговой травмы, пребывающих в условиях специализированного центра. Мотивация имела в целом гармоничную структуру.

2. Выявленная высокая внутренняя значимость мотива самосохранение здоровья, а также потребности в физической активности как таковой, получения удовольствия от движения означает заинтересованность в состоянии своего здоровья и готовность прилагать усилия для его укрепления, что позволяет надеяться на хорошие результаты лечения.

3. Неожиданно наименее значимым оказался мотив приобретения новых двигательных навыков, что, по мнению методистов и инструкторов по лечебной физической культуре, является основной целью занятий лечебной физкультурой.

4. В структуре внешней мотивации преобладали мотивы: игровой и доминирование. Низким оказался уровень спортивно-соревновательных достижений и соперничества.

5. Структуру мотивации необходимо учитывать при организации занятий лечебной и адаптивной физической культурой

Результаты данной работы определили некоторые наиболее значимые направления рациональной когнитивной психотерапии для внесения коррекции в структуру мотивации пациентов к занятиям лечебной физкультурой, и сближения ожиданий пациента и инструктора по лечебной физкультуре или тренера от этих занятий, что улучшает комплайенс. Выявленные особенности мотивации на сохранение здоровья позволили внести изменения в комплексы лечебной физкультуры с созданием дополнительного акцента на стимуляцию работы внутренних органов.

С учетом преобладания потребности в играх и развлечениях, а также значимостью мотива и доминирования полезно добавить к имеющимся формам лечебной физкультуры элементы спортивных игр.

Низкий уровень спортивно-соревновательного мотива и соперничества, вероятно, связан с неосведомленностью о возможностях самореализации в области адаптивного спорта. Эта составляющая в структуре мотивации, вероятно, может быть значительно акцентирована при проведении просветительской работы с пациентами о значимости адаптивного спорта, существовании пара - олимпийского движения, достижениях российских спортсменов в этой области.

Библиографический список

1. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.[Текст]/ Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002.

2. Реабилитация инвалидов с нарушениями функции опоры и движения / Под ред.Л. В. Сытина, Г. К. Золоева, Е. М. Васильченко. - Новосибирск. 2003.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. -М., 2002.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативная основа ком-петентностного подхода в образовании. Авторская версия[Текст]/И. А. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Кабаева, В. М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения подростков к собственному здоровью[Текст]: методические рекомендации для педагогов-психологов./ В. М. Кабаева. - М: АПК и ПРО, 2002.

6. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность.[Текст]/А. Н. Леонтьев-М, 1975.

7. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание.[Текст]/С. Л. Рубинштейн. - М., 1957.

8. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6т. Т.2. [Текст]/ Л. С. Выготский. - М., 1982.

9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: Московский городской центр поддержки школьного книгоиздания, 2004.

10. Коновалова, А. В. Мотивация к занятиям физической культурой инвали-дов-студентов специализированного колледжа-интерната.[Текст]/ А. В. Коновалова, Н. Г. Коновалова, Л. В. Стройкина.// «Мониторинг психического здоровья»: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции. - Томск, Новокузнецк, 2006. - С.90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.