Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа конкурсов, вечеров, викторин и т.д., а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок-походов по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию в море или бассейне и др. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении лечиться и отдыхать.
Курортные программы в зависимости от места проведения тура могут предусматривать специальные процедуры, прописанные врачом. Это и морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, аэрариях, грязе- и водолечение, принятие минеральных вод и пр. Очень важно здесь учитывать возраст и заболевание человека, т.к. могут пойти осложнения со здоровьем.
Программы отечественных оздоровительных туров строятся с учетом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять на лечебно-оздоровительные процедуры.
Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа конкурсов, вечеров танцев, викторин и т.п., а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок-походов по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию и др. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении лечиться и отдыхать.
Значение туризма в стране и в мире очень велико. Развитие его постоянно возрастает: улучшается качество обслуживания туристов, люди следят за благосостоянием природы и экологии в целом, соблюдаются культурные, эстетические нормы и правила, улучшается качество лечения, появилось разнообразие досуговой деятельности и все это, конечно, положительно сказывается на туристской индустрии в стране.
Список литературы
1. Агафонов М.А. Спортивное ориентирование: цели, задачи, проблемы / М.А. Агафонов // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития в индустрии туризма. Материалы 3-й Международной молодежной, научно-практической конференции, г. Сочи 21-24 апреля 2003 г. / Сочи, 2003. С. 168.
2. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015. № 23. Ст. 455.
УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Хакимова Ф.Т.1, Холиева Н.Х.2
'Хакимова Феруза Тошпулатовна - старший преподаватель; 2Холиева Нигора Хуйдобердиевна - старший преподаватель,
кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются меры по организации и проведению занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: направления рабочих программ по дисциплине «Физическая культура», материально-технические условия, дополнительные требования в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Ключевые слова: физическая культура, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, средства физической реабилитации и социальной адаптации.
В государственных и общественных учреждениях общего назначения детей и взрослых, оказывающих дополнительные услуги в области физической культуры и спорта, все еще отсутствуют специалисты адаптивной физической культуры, несмотря на развернутую профессиональную
92
подготовку в вузах, а значит, отсутствует возможность организованных рекреационных и спортивных занятий с лицами, имеющими нарушениями в развитии. Наблюдаемый дефицит технологий социальной интеграции в адаптивной физической культуре не позволяет получить наиболее полный социально-педагогический эффект от занятий двигательной деятельностью. Имеющиеся программы и технологии организации физкультурно-оздоровительной работы, мероприятий культурно-спортивной деятельности характер. В настоящее время наиболее разработаны модели педагогической сохраняют эпизодический интеграции (интернальной и экстернальной) в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, однако они имеют ограничения по возрастным и клиническим показателям и практически используются в различных видах адаптивной физической культуры [1].
В Ташкентском государственном экономическом университете получают профессиональное образование инвалиды с нарушением опорно-двигательной системы. В условиях инклюзивного образования, обучаются здоровые студенты. Обучение проходит на пяти факультетах: экономическом, бухгалтерского учёта и аудита, международного туризма, корпоративного управления и информационных технологий. Здесь встречается и детский церебральный паралич (ДЦП), и патологическое развитие конечностей, травматическая болезнь спинного мозга (ТБСМ), сколиозы и множество других.
Эти нарушения способствуют ограничению двигательной активности и поэтому наряду с основными, возникают вторичные нарушения и сопутствующие заболевания. Так, при поражении опорно-двигательного аппарата большая нагрузка ложится на мышечно-связочный аппарат позвоночного столба, нижних конечностей. Если мышцы недостаточно сильны, то в результате перегружаются и травмируются суставы. При пониженной двигательной активности нарушается работа функциональных систем, что, в конечном счете, приводит к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем.
Задачи, стоящие перед организацией занятий физическим воспитанием студентов с ПОДА различны: педагогические (образовательные, воспитательные, оздоровительные); реабилитационно-дифектологические задачи (реабилитационные, коррекционные, компенсаторные). Такое многообразие задач, стоящих перед занятиями по адаптивной физической культуре можно решить только при условии развитой материально-технической базы и квалифицированным профессорско-преподавательским составом кафедры [2].
К занятию физической культуры, проводимому с учащимися специальной медицинской группы, предъявляются следующие требования:
1. Обучение рациональному дыханию.
2. Формирование навыков, привычек правильной осанки и коррекция функциональных нарушений позвоночника.
3. Индивидуальный и дифференцированный подход к занимающимся.
4. Занятие должно быть эмоциональным, эстетически оформленным.
Перед педагогом и врачом стоит задача: подбирать индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого студента, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге - максимального оздоровительного эффекта от занятий.
Для студентов I и II групп инвалидности создан зал лечебной физической культурой (ЛФК). Он оснащён необходимым оборудованием для физической реабилитации: кушетки, гимнастические лестницы, брусья, гимнастические маты, зеркала. Здесь студенты, имеющие ограниченные возможности приобретают жизненно необходимые двигательные навыки. На занятиях применяются различные дыхательные и общеразвивающие упражнения в облегчённых исходных положениях, перед зеркальной стеной (для самоконтроля выполняемых движений) и с применением различного инвентаря: гимнастические палки, обручи, скакалки, утяжелители, гантели.
Для коррекции отставаний в физическом развитии и функциональных возможностей организма обучающихся в ТГЭУ оборудован кабинет «Валеологии». Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем происходит на степптренажёре и лыжном тренажёре. Коррекция физических нарушений происходит с отягощением, можно выполнять упражнения со штангой и гантелями лёжа на атлетической скамье.
В ТГЭУ на занятиях ЛФК успешно решаются задачи по расширению двигательного потенциала студентов. Для этого имеется игровой зал и футбольное поле. На урочных и неурочных (секционных) занятиях успешно развиваются такие виды спорта, в том числе и паралимпийского, как: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, армрестлинг и шахматы.
Преподаватели кафедры сталкиваются с проблемами, которые в первую очередь касаются среды, в которой воспитываются абитуриенты. Надо признать, что проблемы физической реабилитации и
93
социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
Список литературы
1. Миронова С.П. Занятия по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 31. С. 126-130.
2. Загайнова Е.В., Хацринова О.Ю., Старшинова Т.А., Иванов В.Г. Психология и педагогика. Учебное пособие. КГТУ, 2007. 92 с.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА Алимбаева Р.Д.1, Разуваева И.Ю.2
'Алимбаева Розия Даулбаевна - старший преподаватель;
2Разуваева Ирина Юрьевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются учёт индивидуально-типологические особенности организма и конкретные задачи оптимизации определенных компонентов физического состояния, учёт сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, оценка физической подготовленности на основе типологических нормативов на занятии физического воспитания.
Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные качества, студентки, индивидуальные особенности.
В условиях модернизации узбекского высшего образования в качестве одного из перспективных направлений совершенствования учебного процесса рассматривается информатизация, признанная значительно повысить уровень подготовки кадров и обеспечить формирование у обучающихся информационной культуры.
Информатизация образования в Республике Узбекистан приобретает огромное значение успех нашей страны и возможность выбирать и реализовать стратегию повышения качества учебного процесса зависит от наличия современной образовательной и информационной сферы общества. Состояние информационной сферы в решающей мере зависит от степени образования в стране.
В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания студентов, однако он часто основан на имеющих целью достижение половозрастных нормативов физической подготовленности, базирующихся на среднестатистических данных. В связи с этим необходима разработка и реализация новой стратегии в сфере физического воспитания, направленной на преодоление противоречий между уровнем накопленных медико-биологических и психолого-педагогических знаний, с одной стороны, и современной практикой физического воспитания. Основными принципами этой стратегии должны стать адекватность содержания и условий физического воспитания индивидуально-типологическим особенностям организма и конкретным задачам оптимизации определенных компонентов физического состояния, учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, оценка физической подготовленности на основе типологических нормативов, соответствие форм двигательной активности возможностям и способностям каждого.
Согласно разработанной технологии группа специалистов с инновационными технологиями учитывающие индивидуально-типологические особенности обучающихся. Результаты показали повышение двигательной подготовленности обучающихся. Это означает, что учащиеся должны получать такие задания, выполнение которых было бы для них приятным и интересным благодаря