УДК 316.442 ББК 65.9
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10197 © Н.П. Купрещенко, Е.В. Егорова, 2020
Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Николай Пиманович Купрещенко,
профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Елена Васильевна Егорова, начальник кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается взаимосвязь миграционных процессов, происходящих в современной России, и их влияние на социально-экономическую безопасность страны, воздействие иммиграции на различные стороны жизни общества. Анализируются потенциальные угрозы и вызовы социально-экономической безопасности государства.
Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, трудовая миграция, международная миграция, рабочая сила, иммиграция, внутренняя миграция, эмиграция, миграционный процесс, угрозы, вызовы.
SOCIAL AND ECONOMIC SECURITY AND MIGRATION PROCESSES IN MODERN RUSSIA
Nikolay P. Kupreshhenko,
Professor of the Department of Economics and Accounting, Doctor of Economic Sciences, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Elena V. Egorova, Head of the Department of Economics and Accounting, Candidate of Economic Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article discusses the relationship of migration processes taking place in modern Russia and their impact on the social and economic security of the country, as well as the impact of immigration on various aspects of society. Analyzed the potential threats and challenges to the socio-economic security of the state.
Keywords: socio-economic security, labor migration, international migration, labor force, immigration, internal migration, emigration, migration process, threats, challenges.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Купрещенко Н.П., Егорова Е.В. Социально-экономическая безопасность и миграционные процессы в современной России. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):259-63.
Международное разделение труда содействует тому, что увеличившаяся миграционная оживленность трудовых ресурсов из одного государства в другое, становится как основанием отрицательных явлений, так и источником выгоды для государств, участвующих в трудовых миграционных процессах.
В Указе «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы» от 31 октября 2018 года раскрываются:
условия формирования и реализации миграционной политики; цель, задачи и основные принципы миграционной политики; международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции; информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики [1].
Международный рынок труда складывается импортом и экспортом трудовой миграции. В настоящее время, большинство стран приглашает тру-
довых мигрантов из других стран или направляет свою рабочую силу за рубеж.
Согласно статистики МВД РФ, с января 2019 года по ноябрь миграционные обстоятельства сложились следующие. Практически 16,5 миллионов граждан из других стран поставлено на миграционный учет в 2019 году, против 14,5 миллионов, учтенных за 2017 год [7].
Например, Узбекистан является лидером по количеству иммигрантов в Российской Федерации. В 2018 году из этой республики въехало в Россию более 3,5 миллиона человек. Из них почти 1,5 миллиона - с рабочими целями (согласно миграционным карточкам). Второе место занимают иммигранты из Таджикистана - 1 745 555 человек. Из них почти 800 человек - с рабочими целями (согласно миграционным карточкам). На третьем месте иммигранты с Украины - более одного миллиона человек. Из них 347 242 человека - с рабочими целями (согласно миграционным карточкам).
Что движет иммигрантов бывших союзных республик в Российскую Федерацию в настоящее время? Прежде всего - возможность оставить нищенское существование у себя на родине; безопасность семьи и личная безопасность; доступное медицинское обслуживание; вероятность получения образования; получение средств к существованию и работы; возможность приобретения жилья; необходимая доступность продуктов для качественного питания.
Однако, наравне с принятием иммигрантов из других государств, из Российской Федерации ежегодна уезжают сотни тысяч высококвалифицированных специалистов и ученых в экономически более развитые страны, такие как США, Канада, Австралия, Германия, Финляндия, Израиль, Великобритания. Данные страны выделяются устойчивостью экономики и обширными вероятностями для специалистов реализовать себя профессионально. Так, в 2018 году эмигрировало из Российской Федерации 313 210 человек. Отъезду граждан способствует ослабление национальной валюты, снижение уровня жизни, спад экономического роста, безработица, невозможность реализовать быстро свои научные и профессиональные возможности. В то же время, это неизбежный процесс мирового развития экономики.
Вместе с тем, миграционная обстановка постоянно меняется. Ныне, в России больше иммигрантов, чем эмигрантов. Но аналитики, в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, предсказывают увеличение эмиграционного потока уже в ближайший год.
С одной стороны, трудовая иммиграция содействует возмещению природного убываня населения; возмещает дефицит рабочих, в том числе и высококвалифицированных; увеличивает бюджеты разных уровней. Например, в октябре 2019 года мэр Москвы определил доходы города от легальной трудовой миграции в 16 миллиардов рублей.
С другой стороны, изменения в структуре населения приводит к обесцениванию рабочей силы, в результате чего, местные специалисты демотивиро-ваны и теряют свою квалификацию; растет культурная и профессиональная дистанция между населением страны и мигрантами, что оказывает влияние на различные стороны жизни общества и представляет собой угрозу для экономической безопасности государства [3].
Социально-экономические проблемы, возникающие в обществе из-за негативного влияния миграции, отражаются на социально-экономической безопасности страны. Следует отметить наиболее значимые угрозы для России, создаваемые миграцией:
- эмиграция научно-технических кадров создают угрозу деградации научно-технического потенциала;
- внутренняя межрегиональная миграция может нанести серьезный ущерб региональным рынкам, результатом чего может стать спад производства в отдельных отраслях экономики;
- чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории чревата обострением безработицы на региональном рынке труда и является источником постоянного роста диспропорции в размещении населения [4];
- резкий отток иммигрантов в свои страны, под воздействием каких-либо стихийных бедствий (ко-ронавирус), негативно влияет на стабильность внутреннего рынка труда в России.
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года незаконная миграция называется в качестве главных стратегических
рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере [2].
Учет трудовой миграции упрощается несовершенством сбора информации. Для поддержания необходимого учета социально-экономической безопасности страны необходима компетентная миграционная политика.
За последнее время наблюдается ряд преступлений - наркоторговля, организованная преступность, терроризм, криминализации экономики под влиянием нелегальных иммигрантов.
В целом за 2018 г., по оценкам ГУВМ МВД России, в Россию въехало 17 миллионов иностранных граждан, в настоящее время на территории страны находятся около 10 миллионов иностранцев. По информации представленной в краткой характеристике состояния преступности в Российской Федерации с января по сентябрь 2019 года, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России совершено более девяти тысяч преступлений, в том числе гражданами государств - участников СНГ 8,3 тыс., что на 10,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Расследование дел о незаконной миграции затрудняется тем, что большинство мигрантов на территории России не имеют места регистрации, прописки и официального места работы. Более того, они покупают паспорта с вымышленными данными, и, скрывшись из страны, могут вернуться уже с другим именем. В этих документах мигранты меняют все: имена, даты и места рождения и сведения о браках и детях [6].
Согласно данным Центробанка, зарубежные переводы мигрантами (через системы «Золотая Корона», «Юнистрим», Western Union) из России за полугодие 2019 года сократились на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,6 млрд долларов. Это самый низкий показатель за последние три года.
Вместе с тем, стоит заметить, что переводы денежных средств физическим лицам тесно связаны с миграционными потоками. Нелегальные переводы денежных средств влекут за собой нарушение валютно-экспортного законодательства, рост объема обналичивания теневых средств, вывоз и перевод капитала за рубеж. В этом случае необходимы рычаги государственного регулирования для поддержания баланса международного движения капитала.
Нельзя не отметить экономический ущерб, причиняемый нелегальной миграцией России в виде неуплаты налогов. Работодатель уходит от налогообложения и обязательных социальных выплат, привлекая нелегальные трудовые ресурсы.
Независимо от выделенных потоков, миграция оказывает всестороннее влияние на жизнь общества и этим создает ряд угроз различным компонентам экономической безопасности. Это угрозы деградации научно-технического, экономического, демографического и трудового потенциала, экономический ущерб вследствии роста безработицы, риск спада производства в различных отраслях экономики, отсутствие трудовой мотивации населения, усиление теневого сектора экономики.
Мировой опыт показывает, что рост международной миграции несет угрозы и новые вызовы социально-экономической безопасности коренному населению тех стран, где увеличивается число иммигрантов. Например, в странах Европы в 2019 году насчитывалось примерно около 82 млн международных мигрантов. Это 11% от всего населения Европейских государств. Если в Германии в 2000 году международных мигрантов было 9,0 млн, то в 2019 их стало 13,13 млн, темп роста составил 145,9% (прирост 45,9%). Во Франции за этот же период, темп роста составил 152,0% (прирост 52,0%). В Великобритании соответственно, темп роста составил 201,9% (прирост 101,9%). Италия - темп роста составил 295,6% (прирост 195,6%). Испания - темп роста составил 367,5% (прирост 267,5%) [7].
Основная проблема в том, что международные мигранты прибывают в основном из Северной Африки со своей культурой, обычаями, традициями и не желают ассимилироваться с культурой граждан, страны, в которую они приехали. Создаются иммигрантские пояса, окружающие крупные города по аналогии гетто, где их обитатели живут так, как у себя дома, откуда они приехали, по понятиям родо-племенного строя, где существует клановость, семейственность, кумовство, рост коррупции. Возрастают различные виды преступности по отношению к коренному населению. Эти и другие проблемы с рабочими иммигрантами есть и у России.
Особенно, в настоящее время, в связи с распространением коронавируса появились дополнитель-
ные вызовы и угрозы в социально-экономической сфере России. Так, большое количество трудовых иммигрантов - чаще всего работающих в сферах питания, ЖКХ и особенно в строительном секторе, уехали в свои страны, а те, кто не успел уехать до закрытие границ, остались в России, без работы и средств существования. В экстремально складывающихся социально-экономических условиях, Правительство вынуждено было принимать решительные меры по работе с иммигрантами во время коронавирусной инфекции.
Так, уже 19 марта 2020 года Первый заместитель Министра МВД подписал требование по работе с мигрантами в период распространения корона-вирусной инфекции для сотрудников МВД по всей России [8].
Согласно этому документу, с 19 марта иностранные граждане смогут не только получить миграционную карту и продлить срок пребывания в РФ до 90 дней, подав заявление в территориальный орган МВД, но и оформить патент на работу, не выезжая из страны, или продлить разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ), даже если нарушены сроки подачи документов. Это и другое, позволит частично снять данную проблему.
Однако существует и положительное влияние миграции на социально-экономическую безопасность.
Можно определить основные положительные факторы привлечения трудовых мигрантов для социально-экономического рост в России:
- в регионах со сложными условиями производства и небольшой оплатой неквалифицированного труда, привлечение иммигрантов будет способствовать совершенствованию производства и улучшению рыночной инфраструктуры;
- используя высококвалифицированный труд иммигрантов и тем самым повышая производительность труда, при этом снижая переменные издержки и этим увеличивая конкурентоспособность продукции на рынке, можно способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в России;
- прилив квалифицированной рабочей силы содействует организации новых рабочих мест, развитию регионов, отдельных отраслей экономики и повышению благосостояния граждан;
- интеграция иммигрантов является вспомогательным средством в решении демографических показателей.
Если страна полностью выйдет из экономического кризиса, то потенциальные возможности миграции станут хорошим вкладом в российскую экономику.
Учитывая социально-демографическую ситуацию, отсутствие в стране условий для цивилизованного приема мигрантов и необходимость обеспечения экономической безопасности государства, руководством страны установлены основные приоритеты в миграционной политике:
- совершенствование правовой базы в миграционной сфере в целях создания условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и создания благоприятных условий реализации их трудового потенциала;
- выработка адекватной ситуации политики по использованию демографического потенциала различных категорий мигрантов, учитывающей цели безопасности общества и государства;
- установление простых, понятных для населения и исполнимых правил, отвечающих целям и задачам миграционной политики, свободных от административных барьеров;
- создание эффективной системы адаптации мигрантов, с учетом многообразия этнокультурных укладов жизни населения России [6].
Основными задачами в росте миграционной привлекательности РФ остаются:
- поддержка добровольному переселению на постоянное место жительства высококвалифицированных специалистов и создание благоприятного режима для перемещения научных и педагогических работников в целях развития науки, экономики и сферы государственного управления [5];
- оптимизация организации системы временного прибывания иностранной рабочей силы на основе автоматизированного учета МВД России;
- усиление системы мониторинга по учету трудовых мигрантов, для определения их реального количества, в целях прогнозирования их занятости в различных секторах экономики;
- соответствующим органам, постоянное ведение профилактической, разъяснительной и право-
вой работы с работодателями, которые используют труд нелегальных мигрантов.
Таким образом, миграционные процессы оказывают воздействие на всевозможные стороны социально-экономической жизни общества.
Следовательно, воздействие миграционных процессов неоднозначно, в общей сложности они являются ситуационно обусловленными и требуют непрерывного исследования и рассмотрения.
Литература
1. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» от 31 октября 2018 года.
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года // Собрание законодательства РФ. 2017. 15 мая. №. Ст. 2902.
3. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 351 с.
4. Петрова О.В. Оценка влияния незаконных миграционных процессов на экономическую безопасность России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 3-2. С. 136-142. URL: https://www.vaael.ru/ru/article/view?id=384
5. Щукина К.В. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Зебра, 2015. С. 149-152. URL https:// moluch.ru/conf/econ/archive/133/7357/
6. Официальный сайт МВД РФ Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/3542799
7. Режим доступа: https://ria. ru/20190918/1558790085html; ttps://www.rosbalt.ru/ world/2019/09/18/1802948.html; https://migrantvisa. ru/russia/migraciya/statistika/
8. Требование МВД № 1/2964 от 19.03.2020 г. «О дополнительных мерах по предупреждению распространения короновирусной инфекции (2019-nCoV)». https://migrantmedia.ru/migracionnoe-zakonodatelstvo-rf/rasporyazhenie-mvd-ot-19-03-2020-g-n1-2964-o-merah-po-preduprezhdeniyu-rasprostraneniy
Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.С. Прудникова. 2020 г. 535 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебное пособие подготовлено с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению миграции и ее правового регулирования, обеспечивающих положительную динамику развития миграционных процессов. В частности, в нем нашли отражение такие понятия, как «миграция и миграционная система», «международные стандарты в области регулирования миграции населения», «порядок приобретения гражданства», «правовые основы предоставления статуса беженца и временного убежища».
Дается общая характеристика деятельности государственных органов, участвующих в реализации национальной миграционной политики.
Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.