Научная статья на тему 'Влияние иммиграционного процесса на экономическую безопасность государства'

Влияние иммиграционного процесса на экономическую безопасность государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ИММИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ИММИГРАЦИОННЫЙ ПОТОК / IMMIGRATION / НЕЛЕГАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ / ILLEGAL IMMIGRATION / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / MANPOWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеева М.В.

В данной статье рассмотрен иммиграционный процесс как фактор влияния на экономическую безопасность страны. При этом автором выделены наиболее актуальные угрозы экономической системе, порождаемые неконтролируемым интенсивным иммиграционным потоком. Сбалансированность интересов личности, общества и государства, повышение эффективности экономики и обеспечение экономической безопасности это главные приоритеты страны в процессе управления иммиграционным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the immigration process on the economic security of the state

This article describes the immigration process as a factor of influence on the economic security of the country. While the author identifies the most pressing threats to the economic system arising from uncontrolled intense immigration flow. The balance of interests of personality, society and state, improving the efficiency of the economy and economic security are the main priorities of the country in the management of the immigration process.

Текст научной работы на тему «Влияние иммиграционного процесса на экономическую безопасность государства»

УДК 331.556.4 ББК 65.248

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА МИХЕЕВА,

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России им В.Я.Кикотя Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

(экономическая безопасность) E-mail: mvmikheeva@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В данной статье рассмотрен иммиграционный процесс как фактор влияния на экономическую безопасность страны. При этом автором выделены наиболее актуальные угрозы экономической системе, порождаемые неконтролируемым интенсивным иммиграционным потоком. Сбалансированность интересов личности, общества и государства, повышение эффективности экономики и обеспечение экономической безопасности — это главные приоритеты страны в процессе управления иммиграционным процессом.

Ключевые слова: миграция, иммиграция трудовых ресурсов, миграционная политика, экономическая безопасность, иммиграционный поток, нелегальная иммиграция, теневая экономика.

Annotation. This article describes the immigration process as a factor of influence on the economic security of the country. While the author identifies the most pressing threats to the economic system arising from uncontrolled intense immigration flow. The balance of interests of personality, society and state, improving the efficiency of the economy and economic security are the main priorities of the country in the management of the immigration process.

Keywords: migration, immigration, manpower, migration policy, economic security, immigration, illegal immigration, the shadow economy.

Международная миграция — термин, означающий перемещение людей из одной страны в другую. При этом, следует понимать, что миграционный поток разнонаправлен: выезжающие из страны граждане создают эмиграционный поток, а въезжающие в страну иностранные граждане — иммиграционный.

Учитывая тот факт, что сальдо внешнего миграционного баланса России является положительным непрерывно с 1975 года и наше государство стабильно занимает второе место в мире после США по количеству проживающих в нем иммигрантов1, вопрос регулирования именно иммиграционного процесса представляется весьма актуальным.

Так, по данным Федеральной миграционной службы России в 2014 году на территории Российской Федерации находилось порядка 10,4 млн иностранных граждан. Однако согласно статистике специальной комиссии ООН по вопросам международной миграции количество иммигрантов в России составляет — от 15 до 20 миллионов человек. При этом, по данным руководителя Федеральной миграционной службы России К.О.Ромодановского к началу 2015 года соотношение легальных и нелегаль-

ных иммигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, составило примерно 1:12.

Говоря о процессе иммиграции в Россию, мы подразумеваем, прежде всего, трудовых иммигрантов, главными поставщиками которых на российский рынок трудовых ресурсов являются следующие страны:

Руководителем ФМС России были отмечены изменения в географии иммиграционных потоков, наблюдающиеся в начале 2015 года: сокращение потока иммигрантов и стран средней Азии с одновременным увеличением трудовых иммигрантов из Украины и Молдовы, с одной стороны, и из Китая, КНДР и Южной Кореи, с другой3.

Анализ влияния иммиграции на состояние экономической безопасности России, являющейся страной-реципиентом, — это важнейшая составляющая оценки социально- экономического состояния страны, имеющая, в свою очередь, большое значение для совершенствования и реализации государственной миграционной политики. Таким образом, процесс иммиграции, как и любое социально-экономическое явление, нуждается в управлении им.

Страна гражданства Количество человек (по данным ФМС России на 05.11.2014 года)

Украина 2 651 109

Узбекистан 2 335 960

Таджикистан 1 105 500

Азербайджан 610 327

Молдавия 586 122

Казахстан 575 400

Киргизия 552 014

Армения 514 663

Беларусь 498 878

Китай 273 034

Германия 244 662

США 142 405

Турция 111 681

По мнению ряда исследователей данной проблемы4, в настоящее время еще не сформирована система управления иммиграционным процессом с учетом факторов влияния на экономическую безопасность России. Меры государственной миграционной политики направлены на сопровождение процесса иммиграции и, прежде всего, на обеспечение законности нахождения на территории нашей страны всех иностранных граждан, при этом механизмы ограничения количества прибывающих на территорию Российской Федерации иммигрантов отсутствуют.

Управление процессом иммиграции имеет огромное значение для обеспечения экономической безопасности государства. Количество прибывающих иммигрантов должно, во-первых, определяться четко обоснованными потребностями в трудовых ресурсах, причем в разрезе не только их количества, но и качественного состава. Во-вторых, регулирование иммиграционного потока должно опираться на пороговые и оптимальные значения количества иммигрантов для России. В-третьих, управление иммиграционным потоком должно быть направлено на обеспечение и поддержание оптимального уровня экономической безопасности государства.

Особенности иммиграционных процессов в России выражаются не только в количественной составляющей иммиграционного потока, но и в составе иммигрантов, направленности их размещения на территории

Российской Федерации, а также в последствиях, оказываемых на всех уровнях безопасности личности, общества и государства, что вызывает необходимость обеспечения защиты национальных интересов, в первую очередь, экономических, от угроз, возникающих в условиях интенсивного иммиграционного потока и слабости мер административного регулирования.

К основным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, возникающим под воздействием интенсивной неконтролируемой иммиграции, следует отнести:

• финансовые угрозы, проявляющиеся в виде оттока капитала из страны, а также в неконтролируемом со стороны государства характере этого явления. Официально признано, что на сегодняшний день 50% валового национального продукта (дохода) Таджикистана формируется за счет денежных переводов таджикских трудовых иммигрантов, работающих в России. В Киргизии эта доля составляет порядка 30%, в Молдавии — 23%. В Украине и Грузии эта цифра меньше — 8%. В период с 2007 по 2013 год количество денег, официально пересланных из России в другие страны, выросло с 8,6 до 21 миллиарда долларов в год.

• низкая профессиональная квалификация трудовых иммигрантов, вследствие чего, конечный продукт, производимый ими в России, отличается низким качеством и, как следствие, неконкурентоспособностью;

• низкая восприимчивость основной массы трудовых иммигрантов к инновациям, отсутствие потенциала научно-технического развития, что предопределено, в первую очередь, низкой квалификацией труда иммигрантов. В сочетании с «вытеснением» собственной квалифицированной рабочей силы с рынка труда данный фактор приводит к снижению темпов инновационного развития экономики;

• чрезмерное скопление иммигрантов на территориях трудоизбыточных регионов, что создает угрозу возникновения безработицы среди самих иммигрантов. В последнее время вследствие активного привлечения к труду иностранных граждан произошло искусственное удешевление ряда профессий, которые, в свою очередь, приобрели исключительно этнический характер, в результате чего теряется привлекательность данных сфер деятельности для коренного населения страны. Кроме того, воз-

никает угроза оттока трудовых ресурсов с территорий выбытия, который может усилить спад производства в отдельных отраслях экономики; • значительное количество нелегальных иммигрантов, находящихся на территории России, что оказывает негативное влияние не только на экономику региона, увеличивая теневой сектор, но и на социальную сферу в целом, предопределяя повышение нелегальных форм занятости и усиление социального напряжения, связанного с ухудшением криминогенной обстановки, активизацией деятельности этнических диаспор. При этом следует понимать, что миграционные процессы являются следствием усиливающегося процесса глобализации мировой экономики, представляя собой объективно существующее явление. При этом, экономическая составляющая процесса иммиграции, структура и объем иммиграционного потока зависят от состояния экономки страны-реципиента в определенный период времени и нужд принимающего государства. Страна, пребывающая в состоянии экономического подъема, или, по крайней мере, обладающая уровнем социально-экономического развития выше, чем соседние государства, всегда привлекательна для трудовых иммигрантов, и наоборот. В то же время, иммиграция несет в себе не только угрозы экономической безопасности государства, но и определенные положительные экономические эффекты, например, прямо способствует ускорению роста результирующего макроэкономического показателя (ВВП страны). Так, в диссертационном исследовании Кинасовой Е.Д.5, посвященном изучению анализу влияния иммиграции на экономическую безопасность России, произведен расчет взаимосвязи численности иммигрантов и ВВП государства, в результате чего получен высокий коэффициент корреляции, равный 0,97, свидетельствующий о прямой взаимозависимости этих показателей.

Следует помнить, что трудовые иммигранты — это люди в трудоспособном возрасте, которые, как правило, заняты в реальном секторе экономики страны-реципиента. Так, представляет интерес сравнение количества занятых в реальном секторе экономики России из числа коренных жителей и трудовых иммигрантов. При условии общей численности населения России порядка 146 млн человек количество экономически активного населения составляет 75 млн человек. При этом, по статистике только пятая его часть занята в реальном секторе экономики, создавая валовый внутренний продукт государства, что составляет при-

мерно 15 млн российских граждан. Эта цифра вполне соизмерима с количеством трудовых иммигрантов и объясняет большой коэффициент корреляции между количеством иммигрантов и ростом ВВП. Таким образом, вполне обоснован вывод о том, что стоящая перед Россией задача роста ВВП не может быть решена без привлечения рабочей силы.

Учитывая объективно существующий иммиграционный процесс перед государством возникает достаточно сложная задача по обеспечению экономической безопасности страны и эффективности экономики в условиях, когда имеет место одновременное воздействие негативных факторов (усиление оттока капитала и рост уровня преступности) и благоприятных факторов (рост ВВП в абсолютном и относительном измерении). В связи с этим, возникает необходимость расчета оптимального количества численности иммигрантов, при котором достигается наилучшее состояние экономической системы страны-реципиента.

В качестве одного из примеров подобного расчета можно привести совокупный индикатор иммиграционной емкости экономики принимающего государства, предложенный в своей диссертационной работе вышеупомянутый автор Кинасова Е.Д. для определения оптимального и порогового количества иммигрантов. Данный совокупный индикатор представляет собой функцию зависимости ряда показателей экономической безопасности от численности иммигрантов, максимальное значение которого является критерием достижения оптимального состояния экономики под воздействием иммиграционного процесса. Данный совокупный индикатор агрегирует в себе такие показатели экономической безопасности, как объем ВВП в целом и на душу населения, количество преступлений на 100 тысяч населения, уровень вывоза капитала. На основании произведенных автором математических расчетов оптимальное значение количества иммигрантов для 2012 года было определено на уровне 23 млн. иностранных граждан. Практическое значение данного совокупного индикатора определяется возможностью его использования для расчета оптимального количества иммигрантов для страны-реципиента.

Однако задача государства по управлению количеством иммигрантов при условии необходимости соблюдения баланса интересов и сохранения устойчивости экономической системы затруднена в связи с тем, что значительное количество трудовых мигрантов находится и трудится на территории России нелегально. При решении проблемы легализации иностранной рабочей силы положительный эффект иммиграционного

процесса был бы ощутимее ввиду роста бюджетных доходов.

По признанию руководителя ФМС России К.О.Ромодановского6 система квотирования рабочих мест для иностранных трудовых мигрантов оказалась несостоятельной в России, породив лишь теневой рынок перекупщиков разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иммигрантами. Введенная в 2010 году патентная система для трудовых иммигрантов, позволяющая работать у физических лиц, дала положительные результаты, в результате чего, по данным ФМС России, из «тени» вывели 6 млн трудовых мигрантов и пополнили бюджет Российской Федерации на 36 млрд рублей. Данный эффект сложился благодаря доступности и простоте патентной системы.

В связи с введением новых правил регулирования порядка въезда иностранных граждан на территорию РФ и осуществления ими трудовой деятельности с января 2015 года патент теперь позволяет иностранному гражданину работать не только у физических лиц, но и у юридических. При этом изменения коснулись и Налогового кодекса РФ, а именно положений, касающихся особенностей исчисления суммы и порядка уплаты налога иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по патенту7. С 2015 года размер платежа по патенту (для Москвы) составляет 4000 рублей против 1200 рублей в 2014 году, что значительно «удорожает» стоимость жизни трудового иммигранта. Кроме того, первоначальная стоимость патента и различных пошлин и справок доходит до

30000 рублей, о чем свидетельствуют данные интернета. Таким образом, в условиях экономического спада и девальвации курса национальной валюты в России, повлекших как поток реэмиграции трудовых мигрантов на родину, так и сокращение количества въехавших иностранных граждан на территорию РФ в январе 2015 года8, велика вероятность того, что будет наблюдаться рост нелегальных форм занятости, нивелируя положительный опыт применения патентной системы в период с 2010 по 2014 годы.

Таким образом, нельзя отрицать важное значение иммиграции как фактора, влияющего на экономическую безопасность государства, и следует признать ее процессом, являющимся, с одной стороны, фактором угроз экономической безопасности при несостоятельности и слабости мер управления ею, а, с другой стороны, полноценным ресурсом, или фактором производства, при обоснованном регулировании.

1 https://ru.wikipedia.org

2 Пресс-служба ФМС России, 12 января 2015 года.

3 Пресс-служба ФМС России, 12 января 2015 года.

4 Кинасова Е.Д. Иммиграция и экономическая безопасность России// автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук. М., 2013. - 30 с.

5 Кинасова Е.Д. Иммиграция и экономическая безопасность России// Дисс. на соиск. уч. ст. канд.экон.наук. М., 2013. - 197 с.

6 Пресс-служба ФМС России, 12 января 2015 года

7 Особенности исчисления и порядок уплаты налога указан в ст. 227.1 Налогового кодекса РФ

8 По данным ФМС России количество иммигрантов в январе 2015 года сократилось на 70% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.