Научная статья на тему 'Методика оценки влияния иммиграции на ВВП страны-реципиента'

Методика оценки влияния иммиграции на ВВП страны-реципиента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ВВП / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ ИММИГРАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ / ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ / IMMIGRATION / GDP / ECONOMIC SECURITY / A MATHEMATICAL MODEL FOR FORECASTING / STATISTICAL ANALYSIS / MANAGEMENT OF THE IMMIGRATION PROCESS / THE REPRODUCTION OF LABOR FORCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кинасова Е. Д.

Исследуется макроэкономический показатель (индикатор) экономической безопасности (ВВП) под влиянием процесса иммиграции. Выявлена зависимость между численностью иммигрантов на территории Российской Федерации в отдельные периоды времени и ВВП Российской Федерации в динамике; разработан математический инструментарий, позволяющий рассчитать с большой долей вероятности оптимальное и пороговое значение численности иммигрантов, необходимое для активного роста экономики Российской Федерации, и не создающее угроз экономической безопасности. Сделаны выводы о характере зависимости изменения исследуемого показателя экономической безопасности от числа иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ASSESSMENT OF IMMIGRATION INFLUENCE ON GDP OF THE HOST STATE

This article devoted to the investigation of macroeconomic indicators Economic Security (GDP) under the influence of immigration. This investigation found the statistical dependence between the immigrant population in the Russian Federation in certain periods of time and the GDP of the Russian Federation in the dynamics, as well as formulate mathematical tools for calculate limit and optimal immigrant population needed for strong economic growth and do not endanger economic security. Based on these results, we have made important conclusions about the kind of dependence of the GDP variation under the influence of immigration.

Текст научной работы на тему «Методика оценки влияния иммиграции на ВВП страны-реципиента»

год и выделяемых ГУ МВД (У МВД) по субъектам Российской Федерации (распорядители и получатели бюджетных средств), а также ОВД (получатели бюджетных средств). Порядок организации снабжения материальными средствами подразделений МВД России, определение головной (единой) системы органов и организаций, ответственных за снабжение материальными средствами органов внутренних дел, организаций, учреждений системы МВД России и единый план снабжения в соответствии со штатами, табелями и нормами довольствия (по-ложенности) установлены приказом МВД России от 3 июля 2000 г. №720 «Об утверждении Инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России».

1 См.: Закон РФ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» ст. 8 ч. 2. от 13 апреля 1998 г. №60-ФЗ. СЗ РФ — 1998,- №»16. ст. 1795; Указ Президента Российской федерации «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. №»1037 (с изменениями от 03 февраля 1998 г., от 13 января 1999 г., от 01 сентября 2000 г. С3 РФ. — 1997.- №39.- 4527.

2 См., например: Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. — Вопросы экономики. — 1994. №12. С. 5; Блинов Н.М. Экономическая безопасность центра и регионов. Региональная политика в современной России — Краснодар, 1995. — С. 15; Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — СПб — С. 45; Илларионов А. Критерии экономической безопасности. — Вопросы экономики. — 1998. — №10. — С. 49.

3 Российская газета. — 1999. 18 декабря; 2000. 22 и 29 января, 5 февраля и т.п.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИММИГРАЦИИ НА ВВП СТРАНЫ-РЕЦИПИЕНТА

Е.Д. Кинасова,

соискатель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России, инспектор по особым поручениям нормативно-правового отдела Правового управления ФМС России Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая

безопасность)

Научный руководитель: Г.М. Казиахмедов, доктор экономических наук, профессор Рецензент: Г.Б. Шишков, кандидат технических наук, профессор E-mail: kinasova@mail.ru

Аннотация. Исследуется макроэкономический показатель (индикатор) экономической безопасности (ВВП) под влиянием процесса иммиграции. Выявлена зависимость между численностью иммигрантов на территории Российской Федерации в отдельные периоды времени и ВВП Российской Федерации в динамике; разработан математический инструментарий, позволяющий рассчитать с большой долей вероятности оптимальное и пороговое значение численности иммигрантов, необходимое для активного роста экономики Российской Федерации, и не создающее угроз экономической безопасности. Сделаны выводы о характере зависимости изменения исследуемого показателя экономической безопасности от числа иностранных граждан.

Ключевые слова: иммиграция, ВВП, экономическая безопасность, математическая модель прогнозирования, статистический анализ, управление иммиграционным процессом, воспроизводство рабочей силы.

METHODS OF ASSESSMENT OF IMMIGRATION INFLUENCE ON GDP OF THE HOST STATE

E.D. Kinasova,

an applicant for the department of economic security and economics of Moscow University, Ministry of Interior of the Russian Federation

Annotation. This article devoted to the investigation of macroeconomic indicators Economic Security (GDP) under the influence of immigration. This investigation found the statistical dependence between the immigrant population in the Russian Federation in certain periods of time and the GDP of the Russian Federation in the dynamics, as well as formulate mathematical tools for calculate limit and optimal immigrant population needed for strong economic growth and do not endanger economic security. Based on these results, we have made important conclusions about the kind of dependence of the GDP variation under the influence of immigration.

Keywords: immigration, GDP, economic security, a mathematical model for forecasting, statistical analysis, management of the immigration process, the reproduction of labor force

Рост экономики государства характеризуется системой результирующих макроэкономических показателей (индикаторов), отражающих состояние национальной экономики. Именно макроэкономические показатели системы национальных счетов характеризуют уровень экономической безопасности страны и ее благосостояние.

Раскрывая вопрос влияния процесса иммиграции на экономическую безопасность, необходимо определить показатели экономики Российской Федерации, на которые иммиграция влияет напрямую или косвенно.

Доктринальные источники приводят неограниченное количество показателей состояния экономической безопасности государства. Бесспорно, одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, служит валовой внутренний продукт (ВВП). Его динамика используется для оценки состояния и уровня экономики и общей эффективности ее функционирования, следовательно, для определения относительного успеха или несостоятельности мер экономической политики.

В качестве индикатора экономической безопасности в настоящей работе будет использоваться не конкретный экономический показатель в определенный момент времени, а показатель тенденции

изменения выбранного индикатора экономической безопасности, т.е. отношение показателя экономической безопасности в динамике. Для оценки состояния экономической безопасности страны предлагается использовать показатель уровня роста ВВП по сравнению с предыдущим периодом.

В качестве порогового значения уровня роста ВВП было выбрано 100%. Данное пороговое значение выступает базовой величиной. Выход за пределы порогового значения может характеризовать спад производства и кризис экономики страны на определенном этапе.

ВВП страны, будучи результирующим показателем экономики, зависит от множества факторов.

Влияние процесса иммиграции на него значительно. А даже малейшее влияние на ВВП требует внимания ввиду исключительной важности данного экономического показателя.

Стоит заметить, что одним из главных показателей, от которых зависит ВВП, является численность экономически активного населения. На протяжении 2000-х годов численность экономически активного населения росла за счет вступления в трудоспособный возраст людей, родившихся еще в СССР, в 80-е. годы. Но начиная с 2010 г. в трудоспособный возраст вступают те, кто родился в 90-е. А в этот период в стране уровень рождаемости был очень низок.

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

ВВП России, млрд.руб. 33410,5 36134,6 39218,7 41276,8 38051,4 39586,5

Уровень роста ВВП, в % - 108.2 108,5 105,2 92,16 104

Таблица 1

Рост ВВП России 2005-2010 гг.1

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая самые оптимистические прогнозы, не включающие возможные иммиграционные процессы, численность экономически активного населения через 1520 лет в России сократится на треть. При этом, стоит отметить неизбежность данного процесса. Учитывая ограниченную скорость роста производительности труда, несмотря на попытки ее увеличения путем «модернизации» экономики, единственным выходом из данной ситуации останется привлечение иммигрантов.

Таким образом, необходимо определить степень влияния иммиграции на ВВП, для чего представляется необходимым доказать существование взаимосвязи между ними. Для решения данной проблемы воспользуемся методом корреляционного анализа.

Во-первых, сложность применения данного метода заключается в необходимости рассмотрения большого количества (от 20) случаев для изучения. Во-вторых, корреляция не позволяет понять, какой из параметров влияет на другой (например, нельзя однозначно утверждать, что количество иммигрантов увеличивает ВВП страны или рост ВВП страны, как результат экономических успехов, привлек в страну дополнительное количество иммигрантов).

Кроме того, главную сложность представляет собой подсчет количества иностранных граждан в тот или иной период времени. Официальная статистика априори не может отразить реальность ввиду значительного количества нелегальных иммигрантов, которые, в свою очередь, могут как нелегально находиться на территории страны, так и нелегально осуществлять трудовую деятельность при законном пребывании (проживании) на территории страны.

Стоит отметить, что наиболее масштабным иммиграционным потоком и вызывающим наибольшие трудности с точки зрения управления выступает временная трудовая миграция в Россию.

Здесь и далее, говоря о нелегальной иммиграции, будем подразумевать иностранных граждан, незаконно осуществляющих именно трудовую деятельность, независимо от того легально или нелегально они находятся на территории России. В дальнейшем, говоря о количестве иностранных граждан, будем говорить только о тех, которые прибыли в Россию в целях осуществления трудовой деятельности. Иностранные лица, прибывшие с целью туризма, учебы и т.п. в рамках данной работы не рассматриваются.

Полученные при исследовании статистические данные можно представить в следующем виде.

Таблица 2

Численность иммигрантов в Российской Федерации за 2000-2010 гг

Период, годы Легальная иммиграция, тыс. чел. Нелегальная иммиграция, тыс. чел. Доля нелегальной иммиграции нелег.ин.гр. на одного легального Всего, тыс. чел.

2000 200 6300 31 6500

2001-2004 400 7500 19 7900

2005-2008 1900 13 600 7 15 500

2009-2010 1300 13 000 9 14 300

Рис. 1 Распределение иммигрантов по федеральным округам

Используя полученные данные, а также данные о количествах въездов иностранных граждан по федеральным округам из ежегодных отчетов ФМС

России, представим в сводной таблице количество и плотность иммигрантов и, соответственно им, показатели экономической безопасности.

Таблица 3

Численность и плотность иммигрантов и показатели экономической безопасности (по федеральным округам за 2000-2010 гг.)

Территория Период Численность иммигрантов / ВВП, ВРП в пост.

изучения изучения, плотность миграции, ценах 2008 года,

годы тыс. чел./ иммигрантов на 1000 населения млрд руб.

2000 6 500/44 24 800

о 2001-2004 7 900/54 28 521,9

О о рц 2005-2008 15 500/108 37 510,1

2009-2010 14 300/94 38 819

2008 7 900/212 12 674

О © 2009 6 900/186 11 229

2010 5 800/156 -

л 2008 3 100/296 8 249

о о 2 2009 2 700/257 7 022

2010 2 600/246 -

о © 2008 2 470/183 3 388

2009 2 400/179 3 341

о 2010 1 600/119 -

ЮФО 2008 2 460/107 2 729

2009 1 970/86 2 731

2010 2 300/100 -

ПФО 2008 1 780/59 5 324

2009 1 250/41 4 827

2010 1 200/39 -

УФО 2008 1 410/114 4 816

2009 1 050/86 4 313

2010 900/73 -

СФО 2008 1 800/91 3 442

2009 1 250/64 3 326

2010 1 000/51 -

ДФО 2008 470/72 1 535

2009 450/70 1 698

2010 220/34 -

Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных — сводке. Цель сводки — получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических

явлений и определенные статистические закономерности. Полученные нами данные систематизируем по методу группировки, используя в качестве груп-пировочного признака — для ВВП — численность иностранных граждан, так как ВВП — показатель абсолютный.

Группировка статистических данных на основе данных табл. 3

Таблица 4

Группировка Численность иммигрантов/ плотность иммиграции, тыс. чел./иммигрантов на 1000 населения ВВП, ВРП в пост.ценах 2008 г., млрд. руб.

Группировка по численности иммигрантов менее 1500 3 419,2

1500-3000 3 996,7

3000-4500 8 249

более 4500 25 592,3

Группировка по количеству иммигрантов на 1000 населения менее 50 -

50-100 -

100-150 -

150-200 -

200-250 -

Более 250 -

Полученные результаты графически можно представить в следующем виде (рис. 2)

Рис. 2 Зависимость ВВП/ВРП от численности иностранных граждан

На рис. 2 визуально представлены результаты сводки по группировочным признакам.

Для подсчета коэффициента корреляции использовались специальные программные средствами (Excel). Таким образом, посчитав коэффициенты корреляции и основываясь на результатах группировки, можем сделать следующие статистические выводы о зависимости между численностью иммигрантов и ВВП/ВРП. Полученный коэффициент корреляции равен 0,916.

Высокий коэффициент корреляции и визуальный анализ полученных результатов говорят о сильной зависимости данных показателей. Действительно, каждый трудящийся на территории России иностранный гражданин вносит свой вклад в ВВП страны и ВРП региона, независимо от его статуса, а также вне зависимости от того, какую часть зарплаты он отправит на родину. Так, по подсчетам директора ФМС России, ежегодный вклад иммигрантов

в ВВП России насчитывает около 5%2, т.е. около 100 000 руб. с иммигранта, что скорее соответствует их годовой заработной плате.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время сильна и обратная взаимосвязь. Экономическая развитость, а именно ее в первую очередь характеризуют ВВП и ВРП, создает дополнительные рабочие места и привлекает потоки иностранных граждан.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что иммиграция оказывает значительное влияние на экономику страны и показатели ее экономической безопасности. Но чтобы оценить масштабы этого влияния, статистических методов недостаточно. Для оценки влияния процесса иммиграции на выбранный показатель экономической безопасности необходимо проанализировать данное влияние, выявив формулу характера зависимости показателя экономической безопасности от количества или плотности иностранных граждан в целях выявления

пороговых значений иммиграции.

Для определения оптимального и порогового значений численности иммигрантов для экономики страны необходимо получить функции, переменной которых является численность иммигрантов, а результатом — показатели экономической безопасности.

Расчет ВВП в рамках настоящей работы планируется производить по следующей формуле:

где, У — ВВП; p — средняя годовая производительность труда, т.е. стоимостный вклад человека в производство за год; N — численность населения, принимающего участие в производстве товаров или услуг. Данная формула основывается на международных методологических руководствах по расчету производительности труда (здесь и далее под производительностью труда будем понимать среднюю годовую производительность).

Одновременно с этим производительности труда иностранных граждан и коренного населения различны:

где, pm — средняя годовая производительность иностранного работника; kpm — коэффициент, равный отношению производительностей коренного жителя и иммигранта.

Одним из главных факторов, влияющих на коэффициент крт, является продолжительность пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации или региона. Средняя продолжительность пребывания иммигрантов на территории России в год в рамках данной работы будет принята за 8 месяцев. Это утверждение основывается на данных, полученных Центром миграционных исследований при опросе мигрантов в различных городах России3. По результатам исследований примерно четверть иммигрантов живут в России на постоянной основе.

По мнению автора, при сравнении производи-тельностей труда коренного жителя и иностранного работника два других фактора различия нивелируются. С одной стороны, негативным фактором, влияющим на производительность труда иммигрантов, выступает низкий уровень их квалификации. Основной «трудовой нишей» иностранных рабочих является малопрестижная, «грязная» работа, производительность которой априори мала. С другой стороны, продолжительность рабочего дня иностранного работника больше чем у коренного жи-

теля. Кроме того, многие иммигранты работают по выходным. Исходя из предположения, что эти два фактора нивелируют друг друга, а остальное факторы малозначительны, можно сделать вывод, что на различие в производительности будет влиять только фактор сезонности, а значит, будет равен 0,67.

Таким образом, согласно формулам (1) и (2) прогнозируемый показатель ВВП будет рассчитываться по формуле

или с учетом необходимости прогноза ВВП, при задаваемом М:

где, ЫР — численность экономически активного населения, участвующего в трудовой деятельности, М — численность иностранных работников, р(^) и функции производительности и экономически активного населения соответственно от времени, а и — уровень безработицы среди иммигрантов.

Функция средней годовой производительности труда р©, будет представлять собой функцию:

где, p0 — производительность труда в начальный период, которую необходимо вычислить, а Ар -средний годовой прирост производительности труда.

Исходя из данных Росстата и формулы (1) в таблице 5 приведены результаты вычисления производительности труда за 2000—2008 гг., и средние темпы его роста.

В то же время, по нашему мнению, необходимо внесение корректив в официальные данные статистики, а именно произвести учет нелегальных иммигрантов, осуществляющих свою трудовую деятельность на территории России в численности занятых в экономике (табл. 5).

Так как уровень производительности труда, равный 473,6 тыс. руб. на человека, является средним показателем производительности для иностранных граждан и коренного населения, воспользуемся значением коэффициента крт и известной численностью занятых в экономике граждан Российской Федерации, чтобы найти необходимую производительность коренного населения (р0). Для этого, составим уравнение с одним неизвестным (р0), являющееся формулой для нахождения средней производительности труда коренного населения и иммигрантов:

Таблица 5

Рост производительности труда в России 2002-2010 гг с учетом численности нелегальных иммигрантов

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

ВВП в ценах 2008 года, млрд. руб. 27312,3 29304,9 31407,8 33410,5 36134,6 39218,7 41276,8 38051,4 39586,5

Занятые в

экономике

граждане РФ и легальные 66658,9 66432,2 67274,7 68168,9 68854,9 70570,5 70965,1 69284,9 69803,6

иммигранты, тыс. чел.

Нелегальные иммигранты, 8000,0 8800,0 10500,0 11800,0 13000,0 15000,0 16192,0 13942,0 11820,0

тыс.чел.

Всего занятых в экономике, 74658,9 75232,2 77774,7 79968,9 81854,9 85570,5 87157,1 83226,9 81623,6

тыс.чел.

Производитель-

ность ВВП/ Занятых, тыс. руб. на чел. 365,828 389,526 403,8304 417,7936 441,446 458,320 473,590 457,200 484,988

Сравнение производительности. с 1,06477 1,036722 1,034577 1,05661 1,03822 1,03331 0,96539 1,06077

предыдущим периодом

473,6 =

68 948,1 X р0 + 18 209 Хр0Хкр 87 157,1

где, 473,6 — известное значение средней производительности труда иммигрантов и коренного населения, тыс. руб. на человека; 68 948,1 — известное количество занятых в экономике граждан РФ, тыс. человек в 2008 г.; 18 209 — известное количество иностранных граждан, тыс. человек в 2008 г.; 87 157,1 — сумма занятых в экономике граждан РФ и иммигрантов, тыс. человек в 2008 г.. Полученные данные используем для нахождения необходимой производительности труда коренного населения (р0) по следующей формуле:

Ро =

473,6x87157,1 68 948,1 + 18209x0,67

= 508,7

где, 473,6 — известное значение средней производительности труда иммигрантов и коренного населения, тыс. руб. на человека; 87 157,1 — сумма занятых в экономике граждан РФ и иммигрантов,

тыс. человек в 2008 г.; 68 948,1 — известное количество занятых в экономике граждан РФ, тыс. человек в 2008 г.; 18 209 — известное количество иностранных граждан, тыс. человек в 2008 г.; 0,67 — значение коэффициента крт.

Таким образом, приняв за начальный период 2008-ой год, р0 будет равен 508,7 тыс. руб. на одного человека в год, а Ар — 1,044 (средний рост производительности труда в период с 2003 г. по 2008 г.), согласно формуле (4):

р(0=508,7 X 1,044^ (5)

Функция численности занятых в экономике КР(^), будет зависеть от численности населения в трудоспособном возрасте (от 16 до 72-х лет) в заданный период (№р), от уровня занятости и от уровня безработицы. Значение численности населения в трудоспособном возрасте соответствует прогнозу, приведенному на официальном сайте Росстата; за показатели уровня занятости и безработицы приняты аналогичные средние показатели за предыдущие 5 лет4. 0,74 — коэффициент занятых в экономике

среди населения в трудоспособном возрасте5. N„(t) = NpX 0,74; (6)

Таким образом, формула прогноза ВВП от количества иммигрантов и временного периода будет выглядеть таким образом:

Y{M, t) = 508,7 X 1,044е X (0,74NP + 0,67М(1 - и)) где 508,7 — p0; 1,044 — Ap ; 0,74 — коэффици-

ент занятых в экономике среди населения в трудоспособном возрасте; N — численность населения в трудоспособном возрасте (от 16 до 72-х лет) в заданный период; 0,67 — значение коэффициента крт; Ы - количество иммигрантов; (1-м) — коэффициент занятости иммигрантов.

Применив данную формулу для предыдущих периодов (показатель периода t примет отрицательное значение) и сравнив результаты с реальными показателями ВВП, приняв м=0 в связи с низкой безработицей в этот период, сравним получившиеся результаты (табл. 6).

Таблица 6

Сравнение рассчитанного и реального ВВП

Годы Период, годы, 2008-ой год — нулевой Кол-во лег. иммигрантов, тыс.чел Кол-во иммигрантов, тыс.чел Население в возрасте от 16 до 72-хлет, тыс.чел. Рассчитанный ВВП, млрд.руб. Реальный ВВП, млрд. руб.

t M Np Y ВВП

2000 -8 213 6 500 86 731 24 703,29 24 799,9

2001 -7 284 7 200 87 612 26 213,03 26 062,5

2002 -6 360 8 360 88 515 27 935,32 27 312,3

2003 -5 378 9 178 89 205 29 599,82 29 304,9

2004 -4 460 10 960 89 896 31 633,67 31 407,8

2005 -3 702 12 502 90 218 33 595,26 33 410,5

2006 -2 1 014 14 014 90 328 35 585,66 36 134,6

2007 -1 1 890 16 890 90 152 38 028,46 39 218,7

2008 0 2 098 18 290 89 751 40 029,49 41 276,8

2009 1 1 328 15 270 89 432 40 592,05 38 051,4

2010 2 1 200 13 020 88 759 41 267,36 39 586,5

Рис.3. Сравнение реального и рассчитанного ВВП Вестник Московского университета МВД России

Из табл. 6 и рис. 3 можно сделать вывод, что предложенная для расчета ВВП формула (7) верна. Наибольшая разница между рассчитанными и реальными значениями находится в периоды сильного воздействия внешних факторов: цены на нефть в 2006-2008-ых годах, и мирового экономического кризиса в 2009-2010-ых годах.

Формула (7) достаточно точна, но тем не менее, не учитывает все возможные влияния на ВВП. Так, при расчете коэффициента 0,67 в формуле (7) были взяты усредненные показатели уровня занятости и уровня безработицы. Одновременно с этим, уровень безработицы — один из показателей экономической безопасности, поэтому отдельное его изучение представляет интерес.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить сильную зависимость между количеством иммигрантов на территории Российской Федерации в отдельные периоды и ВВП Российской Федерации.

Дальнейшее изучение полученных результатов позволило выявить характер зависимости измене-

ния показателя экономической безопасности от количества иностранных граждан.

Экономическая развитость, в первую очередь, характеризуемая ВВП и ВРП, создает дополнительные рабочие места и привлекает потоки иностранных граждан. В этом смысле неверным представляется убеждение, что иммиграция жизненно необходима экономическому развитию государства; неверно также воспринимать иммиграцию как самостоятельный двигатель экономического роста (таким двигателем стоит считать рост производительности труда), равно как и возможный буфер, призванный смягчить влияние кризисных тенденций на экономику в целом или отдельно взятые домохозяйства. Проведенные социологические исследования показывают, что в период экономического кризиса российские работодатели охотнее отказываются от труда иммигрантов, чем от труда коренных жителей и готовы сохранить оплату труда квалифицированного коренного жителя за счет сокращения числа трудящихся на производстве иммигрантов.

Рис. 4. Прогноз показателя ВВП, созданного гражданами РФ и иммигрантами

На рис. 4 показан прогноз положительной тенденции роста ВВП, произведенного гражданами РФ, выведеный на основании рассмотренной ранее экономической модели, наглядно раскрывающей доли ВВП, произведенной иммигрантами и гражданами РФ.

Очевидно, что иммигранты, трудясь на территории принимающего государства, создают дополнительный продукт, однако не следует забывать, что его создание происходит исключительно в той отрасли, где привлечены иммигранты. Повышение

ВДС в отдельных отраслях приводит к созданию в них дополнительных рабочих мест. Таким образом, иммигранты, трудясь и производя дополнительный продукт в отдельно взятой отрасли, способствуют ее экономическому развитию, что приводит к созданию в ней рабочих мест для дополнительного притока иммигрантов.

Представление о том, что процесс создания дополнительных рабочих мест для иммигрантов происходит также и в отраслях, где не привлечены иммигранты, является неверным; таковые

могут создаваться искусственно (по воле работодателя). Последнее возникает под воздействием иммиграции.

В целом же иммиграция и экономические эффекты, возникающие под ее влиянием, пропорционально следуют экономическим успехам либо провалам принимающего государства.

Так, экономический рост провоцирует приток иммиграции, а спады и кризисы — существенный отток иностранных граждан в страны-реципиенты, а из оставшейся части иностранных граждан в период кризиса — большинство теряет работу, т.е. ничего не производит и дополнительные рабочие места не создает, либо продолжает работу, но на условиях сниженной заработной платы и постоянных сокращений, равно как и коренное население, что также не позволяет делать вывод о роли буфера.

Таким образом, иммиграция не представляет собой какого-либо самостоятельного явления в экономическом аспекте; структура и объем иммиграционного потока зависят от состояния экономики в определенный период времени и нужд принимающего государства. В то же время, иммиграция выступает своеобразным «сапрофитом», обладая рядом положительных последствий для экономики государства, напрямую способствует ускорению роста результирующего макроэкономического показателя (ВВП).

Выбранный математический инструментарий позволил выработать методику оценки влияния иммиграции на ВВП принимающего государства, что, по мнению автора, весьма важно и актуально в векторе современной миграционной политики. Предложенная автором методика выработана в целях реализации задач обеспечения экономической безопасности и защиты от угроз, возникающих под влиянием активной иммиграции на экономику нашей страны, а также содействия в выявлении и прогнозировании последствий активной иммиграции для экономики и принятии сообразного выводам безошибочного направления миграционной политики государства. Изложенный в данной статье материал может быть включен в методологию мониторинга факторов, угрожающих экономической безопасности. На основе полученных результатов могут быть разработаны пути преодоления механизмов дисбаланса экономической системы, действующих под влиянием иммиграционного потока и ухудшающих ее безопасность.

В рамках рассматриваемой темы, следует обратить внимание на фактор воспроизводства рабочей силы, с учетом особенностей изучаемого процесса. Представленная взаимосвязь между ростом ВВП и

притоком иммигрантов не в полном объеме отражает влияние разрушения системы воспроизводства рабочей силы на экономическую безопасность страны.

Как известно, в экономическом понимании, под воспроизводством рабочей силы понимается непрерывное возобновление социальных, культурных и профессиональных характеристик рабочей силы как важнейшего элемента общественного способа производства.

Проецируя данное понятие на экономические отношения, складывающиеся в настоящее время, можно прийти к выводу о необходимости изучения воспроизводства рабочей силы в условиях активного притока иммигрантов в нашу страну.

Поскольку иммиграция стала в последнее десятилетие неотъемлемым элементом одного из важнейших факторов производства, воспроизводство рабочей силы иммигрантов становится важной задачей, от решения которой зависит возможность повышения эффективности производства той части ВВП, что создается руками иммигрантов.

Создание конкурентоспособного продукта, без повышения квалификации производящих его иммигрантов, весьма затруднительно, что может привести к снижению эффективности производства ВВП.

Необходимость решения данной задачи в ближайшем будущем очевидна, а ее решение может стать одним из успешных направлений государственной политики в данной области и важнейшим путем совершенствования управления иммиграционным потоком в Российской Федерации.

1 Данные Росстата, http://www.gks.ru.

2 http:// www.gzt.ru/topnews/ wallet/ -migrantov-vzyali-v-razrabotku-/ 128914.html, Интервью у директора ФМС России, К.О. Ромода-новского.

3 http://www.neweurasia.ru/media/Migration2.pdf — Миграция и демографический кризис в России, под редакцией Ж.А. Зайонч-ковской и Е.В. Тюрюкановой, 2010

4 http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/ demography

5 Среднее по данным Росстата http://gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.