Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2013
А. ГОВОРИН доктор экономических наук, проректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Г. КАЗИАХМЕДОВ доктор экономических наук, профессор Московского университета МВД России
Е. КИНАСОВА соискатель Московского университета МВД России, инспектор по особым поручениям нормативно-правового отдела Правового
управления ФМС России
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИММИГРАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Раскрываются основные механизмы и последствия влияния иммиграции на экономическую безопасность в период экономического кризиса. Дана оценка мерам государственной политики по регулированию процесса иммиграции. Показаны основные процессы, происходящие на рынке труда иммигрантов, и их влияние на национальный рынок труда. Приведены закономерности влияния иммиграции на показатели экономики страны-реципиента. Обоснованы выводы о характере влияния иммиграции на экономику принимающего государства.
Ключевые слова: иммиграция, математические методы в экономике, занятость, ВВП, экономическая безопасность.
Классификация 1БЬ: Б150, Б220, 1100, 1210.
Происходящие в сфере иммиграции процессы оказывают сегодня существенное влияние на состояние экономической безопасности государства, на стабильность его экономической системы. При отсутствии специальной государственной политики, отвечающей требованиям обоснованности, целесообразности и эффективности, иностранные граждане, трудящиеся нелегально, а также те, чье нахождение в России и осуществление трудовой деятельности хотя и отвечают требованиям Закона, но экономически нецелесообразны, могут стать фундаментальным элементом роста угроз экономической безопасности государства и устойчивости его экономической системы.
После распада СССР проблемы в иммиграционной сфере в России обостряются с каждым годом. Главной системной угрозой экономической безопасности страны является отсутствие адекватных, отвечающих требованиям и вызовам современной реальности исследований процессов, происходящих в данной сфере.
Влияние процесса иммиграции на экономическую безопасность, особенно в период экономического кризиса, носит биполярный, неоднозначный характер. Вместе с тем полученные результаты исследования, проведенного с использованием математического и статистического ана-лиза1, а также данных социологических исследований, позволили нам прийти к важным выводам о характере взаимосвязи и векторе влияния иммиграции на экономическую безопасность, в том числе и в период экономического кризиса.
Современный экономический кризис коснулся практически всех сфер жизнедеятельности государства и социально-экономических институтов, обнажив уязвимость явления иммиграции и его чувствительность к экономическим потрясениям. За период 2008-2009 гг. количество иммигрантов, приехавших в Россию, уменьшилось на 15%, при этом более 2 млн иностранных граждан, зарегистрированных на территории России, лишились работы2.
После потери работы почти две трети (61,2%) мигрантов сделали попытку вновь трудоустроиться, а более трети вернулись к себе на Родину. По словам опрошенных респондентов, наибольшее количество мигрантов потеряли работу в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Вместе с тем ситуация почти не изменилась в небольших городах и селах европейской части России, в Поволжье (Самара, Саратов, Волгоград и т.д.), в Южном федеральном округе, в Сибири, на Дальнем Востоке.
Трудоустройство мигрантов в период кризиса затрудняет как отсутствие рабочих мест, так и изменившееся отношение к иностранным работникам, а также протекционистские меры России по защите рынка труда3. К примеру, по словам директора ФМС России К.О. Ромоданов-ского, «квота на мигрантов за четыре месяца нами выбрана на 25%...и мы эту квоту экономим, с тем чтобы в условиях кризиса трудоустраивать наших граждан».
Так, количество предприятий в Москве, подавших заявку на прием на работу мигрантов в первом квартале 2012 г., уменьшилось почти в два раза и составило 2850. Среди них прежде всего - строительные
1 Кинасова Е.Д. Методика оценки влияния иммиграции на ВВП страны-реципиента // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 81.
2 http://lenta.ru/news/2010/06/03/migrants/.
3 http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0415/tema04.php.
предприятия, далее - предприятия розничной и оптовой торговли и транспорта.
В целом в период экономического кризиса наблюдается снижение потока трудовой иммиграции, повсеместная утрата иностранными работниками своих рабочих мест, интенсификация нелегальной иммиграции, в том числе и нелегального осуществления иммигрантами трудовой деятельности.
Как известно, иммиграция играет одну из первостепенных ролей в нивелировании диспропорций на рынке труда, обусловленных отсутствием равновесия между спросом и предложением низкоквалифицированной рабочей силы, а также деградацией демографического потенциала страны.
Иммиграция, воспринимаемая через призму экономических отношений, социально-демографической сферы, является одновременно и элементом институциональной структуры рынка труда. В этой связи процессы, происходящие в сфере иммиграции, затрагивают не только отдельные взаимосвязанные составляющие институциональной структуры рынка труда, но и влияют на институциональную среду в целом.
В этом смысле связующим и необходимым звеном является решение важнейших актуальных вопросов, стоящих в основе реформирования институциональной структуры современного рынка труда, вызванного изменениями и модификацией институциональной среды.
На конференции в РЭУ им. Г.В. Плеханова 9 ноября 2010 г., посвященной 20-летию Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», была высказана идея о необходимости проведения фундаментальных исследований в данной области, о разработке и срочном принятии закона «О труде» взамен устаревшего и неработающего закона «О занятости». Отсутствие такого закона является главной и до сих пор не решенной методологической проблемой не только теории, но и практики экономического роста (согласно экономическим законам факторов производства, их эффективности и влияния на экономическую безопасность страны в целом). Занятость - это только один из элементов всей институциональной составляющей такого важного фактора производства, как труд. Структура закона о труде должна содержать такие ее важнейшие элементы, как сам закон (в частности, новый закон о труде), закон о миграции, закон о воспроизводстве рабочей силы и существующий закон о занятости.
Остановимся более подробно на некоторых аспектах влияния иммиграции на экономическую безопасность России и проводимых государством мерах в данном направлении. Основная проблема здесь - это отсутствие исследований по поводу потребного количества иммигрантов для России в настоящее время. Существует ничем не обоснованная цифра -10 млн чел., якобы «необходимых» стране. Вместе с тем, вопрос о том,
сколько же нужно стране иммигрантов, с точки зрения экономической целесообразности, до настоящего времени так и остается не решенным.
В связи с вышеизложенным актуальным является вопрос о влиянии иммиграции на безработицу и занятость как коренного населения, так и среди самих иммигрантов. По результатам корреляционного анализа зависимости между плотностью иммигрантов и уровнем безработицы коренного населения был получен коэффициент корреляции, равный -0,83. Между данными показателями наблюдается достаточно сильная зависимость, которая, на наш взгляд, является односторонней. Увеличившийся поток иммиграционной рабочей силы, очевидно, не может положительно сказаться на уровне безработицы в регионе или стране, потому что иностранные граждане занимают рабочие места коренного населения. В то же время, согласно статистике, чем больше иммиграционные потоки, тем меньше уровень безработицы. Об этом говорит и отрицательное значение показателя коэффициента корреляции. Данное противоречие происходит от того, что иммиграция во многом зависит от уровня безработицы. Именно низкий уровень безработицы, а значит и большое количество рабочих мест, привлекает большое количество иммигрантов. Таким образом, в данном случае преобладает обратная взаимосвязь безработицы с показателями иммиграции, обусловленная законом рынка: спрос на рабочую силу рождает ее предложение. Кроме того, следует отметить, что иммиграция сама по себе не оказывает значительного влияния на безработицу среди коренного населения. Ниже мы вернемся к вопросу о динамике вакансий под воздействием иммиграции.
Вместе с тем вопрос о безработице среди самих иммигрантов в стране имеет важное значение по следующим причинам. Наряду с такими свойствами внешней миграции в Россию, как легальный или нелегальный статус иностранных граждан, который влияет только на поступления в бюджет страны налогов, штрафов и прочих отчислений, для экономической безопасности более важной характеристикой рассматриваемого процесса является наличие занятости прибывших иностранных граждан. Это вызвано, во-первых, тем, что занятый иммигрант производит товар, который вносит вклад в ВВП страны, а иностранный гражданин, не имеющий работы, не приносит экономике пользы. Кроме того велика вероятность совершения преступлений незанятым иностранным гражданином, не имеющими средств к существованию.
В качестве основной экономической модели рынка труда нами были использованы работы П. Даймонда, Д. Мортенсена и К. Писсаридеса, разработавших ДМП-модель. Данная модель применяется для исследования процессов, происходящих внутри рынка труда, и позволяет раскрыть причины высокого показателя безработицы во многих странах. Действенность данной модели подтверждена многими исследователями рынка труда.
Анализируя модель, мы пришли к выводу о целесообразности ее применения для изучения рынка труда иммигрантов. На основании ДМП-модели были выявлены процессы, происходящие на рынке труда иммигрантов при изменении их численности, а именно, изменения уровня безработицы. Полученные результаты можно отобразить следующим графическим способом (см. рис. 1).
■ при 20 млн вакансий при 30 млн вакансий
1-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-1—I-г
количество иммигрантов
Рис. 1. Уровень безработицы среди иммигрантов в зависимости от их численности и числа вакансий
ДМП-моделиь может применяться для решения различных вопросов в области рынка труда. Очевидна обоснованность применения данной модели при решении вопросов и практических задач в области труда и занятости иностранных граждан на территории Российской Федерации. Так, методом экономического моделирования можно прогнозировать количество прибывающих иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности, а в определенные периоды времени, меняя параметры применяемой ДМП-модели, регулировать их численность. Целесообразной представляется разработка ДМП-модели для двух типов иммигрантов: легальных и нелегальных. Такая модель позволяет сократить долю «ненужных» иммигрантов, обосновать долю «нужных», их нахождение на рынке труда с точки зрения занятости и потребного количества иностранных граждан, которые будут трудоустроены. Все вышеизложенное свидетельствует о принципиальной важности такого показателя, как уровень безработицы среди иммигрантов в целях обеспечения задач экономической безопасности страны.
В настоящее время актуальной остается проблема неуправляемости процесса иммиграции. Созданы правовые механизмы сопровождения иммиграционного процесса, способствования его легализации, но не управления им. Отсутствие визового режима с некоторыми странами-донорами носит политический характер, не сообразуется с экономической обоснованностью, препятствует осуществлению функций управления иммиграционным потоком из этих стран и способствует росту неорганизованности,
криминализации, хаотичности потока, в связи с чем представляет собой, в определенной степени, угрозу экономической безопасности.
Серьезной угрозой для экономической безопасности страны является огромный отток капитала из России. Официально - это около 15 млрд долл. в год. Но реальная цифра достигает 50 млрд долл., не считая объемов вывоза капитала гражданами Китая в размере порядка 30 млрд долл. в год. Этому способствует отсутствие контроля трансфертов за рубеж китайскими банками. При этом организовать систему контроля за этими потоками денежных средств крайне затруднительно. Согласно сведениям ООН, во всем мире гастарбайтеры переводят на родину 400 млрд долл., из них около 50 млрд вывозится из России. Это вдвое больше ежегодных расходов на обороноспособность российской армии. То есть Россия инвестирует в экономику Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и др., эти страны реализуют свои социальные программы за счет России. Их социальная политика - это «снятие напряжения с социального котла».
Состояние национальной экономики государства в период экономического кризиса характеризуется системой макроэкономических показателей (индикаторов). В свою очередь значение макроэкономических показателей характеризует уровень экономической безопасности страны в кризисный период. Именно при благоприятной экономической ситуации иммиграция способствует экономическому росту отдельных секторов экономики, представленных в большинстве своем, иностранной рабочей силой (строительство, общественное питание, торговля, сфера ЖКХ и др.) и, как следствие - экономики в целом. Несмотря на спрос на иностранную рабочую силу, вследствие ее сравнительной дешевизны, иностранные работники в период экономического спада подвергаются большим рискам первоочередной потери рабочих мест по сравнению с коренным населением.
В условиях экономического кризиса положительное влияние иммиграции на состояние экономики гораздо меньше, чем в периоды экономического роста. Вследствие того, что в период спада потребность в иностранных работниках заметно снижается, а их количество и увеличившаяся за годы экономического роста интенсивность иммиграционного потока являются избыточными, наблюдается превышение предложения иностранной рабочей силы над спросом, что может явиться фактором угрозы экономической безопасности государства.
Существует множество показателей состояния экономической безопасности государства. Влияние процесса иммиграции на экономическую безопасность проявляется через динамику значений индикаторов экономической безопасности, в том числе и наиболее значимого из них - результирующего макроэкономического показателя - ВВП. Иммигранты, находящиеся на территории государства, участвуют в производственном процессе, тем самым влияя на валовой внутренний продукт.
Полученные нами результаты исследования, проведенного на основе статистического и математического анализа, позволили прийти к следующим выводам. Нами была выявлена корреляционная зависимость количества иммигрантов и ВВП, коэффициент которой равен 0,9164 (графически данная зависимость отображена на рис. 2).
. 30000,0
Б
о.
ч 20000,0
П 10000,0
менее 1500 1500-3000 3000-1500 более 4500
иммигранты (тыс .чел.) Рис. 2. Зависимость ВВП от численности иностранных граждан
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о сильной зависимости данных показателей. Очевидно, что каждый трудящийся на территории нашего государства иностранный гражданин вносит свой вклад в ВВП, независимо от его статуса, а также вне зависимости от размера его денежных перечислений в страну исхода. Так, по подсчетам ФМС России, ежегодный вклад иммигрантов в ВВП России составляет около 5%, т.е. около 100 тыс. руб. с иммигранта, что, скорее всего, соответствует их годовой заработной плате.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что иммиграция оказывает значительное влияние на экономику страны и на показатели ее экономической безопасности. Для оценки влияния иммиграции на рассматриваемый показатель экономической безопасности в динамике мы разработали формулу зависимости ВВП от количества иностранных граж-дан5. Здесь мы не будем подробно останавливаться на методике, так как результаты исследования были опубликованы ранее. Применив эту формулу для предыдущих периодов, мы сравнили полученные результаты (рассчитанные показатели ВВП в динамике в зависимости от изменения количества иммигрантов) с реальными показателями ВВП. При этом наибольшая разница между рассчитанными и реальными значениями находилась в периоды сильного воздействия внешних факторов: цены на нефть в 2006-2008 гг. и мирового экономического кризиса в 2008-2010 гг. Графически полученные результаты отображены на рис. 3.
4 Кинасова ЕД. Методика оценки влияния иммиграции на ВВП страны-реципиента// Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 81-90.
5 Там же. С. 81-90.
—О— рассчитанный ВВП —■— реальный ВВП
Рис. 3. Сравнение реального и рассчитанного ВВП
В то же время из рис. 3 следует, что в период экономического кризиса влияние количества мигрантов на экономику снижается.
Полученные результаты и дальнейшее исследование позволил выявить характер зависимости изменения показателя экономической безопасности от количества иностранных граждан во время экономического подъема и в период экономического кризиса.
Экономическая развитость, в первую очередь характеризуемая ВВП и ВРП, создает дополнительные рабочие места и привлекает потоки иностранных граждан. В этом смысле неверным представляется убеждение, что иммиграция жизненно необходима экономическому развитию государства. Также неверно воспринимать иммиграцию как самостоятельный двигатель экономического роста (таким двигателем стоит считать рост производительности труда), равно как и возможный буфер, призванный смягчить влияние кризисных тенденций на экономику в целом или отдельно взятые домохозяйства. Проведенные социологические исследования показывают, что в период экономического кризиса российские работодатели охотнее отказываются от труда иммигрантов, чем от труда коренных жителей, и готовы сохранить оплату труда квалифицированного коренного жителя за счет сокращения числа трудящихся на производстве иммигрантов.
Вместе с тем, несмотря на некоторые негативные аспекты, можно говорить и о положительном влиянии иммиграции на экономическую систему принимающего государства на макроэкономическом уровне. На основе полученных данных при исследовании вопроса влияния иммиграции на ВВП Российской Федерации и на основе дальнейшего математического анализа осуществлен прогноз показателя ВВП, созданного иммигрантами и коренным населением, графически имеющий следующий вид (см. рис. 4.).
120000,00 100000,00 80000,00 60000,00 40000,00 20000,00 0,00
ОгНСЧСО^ЮчОСхОО^ОгНСЧСО^ЮЧОСчООСЧ ОООООООООО-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
ОгНСММ-^Ю^О^ОО^О
__________....................СЧГ-4СЧСЧС-4СЧСЧСЧСЧГЧСП
ООООООООООООООООООООООООООООООО
I ВВП с учетом тренда в 5% I I ВВП, произведенное мигрантами I | ВВП, произведенное гражданами РФ
Рис. 4. Прогноз показателя ВВП, созданного гражданами РФ и иммигрантами
На рис.4 графически изображен прогноз положительной тенденции роста ВВП, произведенного гражданами РФ, выведенной на основании разработанной ранее одним из соавторов методики6, что наглядно показывает доли ВВП, произведенные иммигрантами и гражданами РФ.
Иммигранты, трудясь на территории принимающего государства, обеспечивают высокий уровень роста ВВП и создают дополнительный продукт. Однако не следует забывать, что его создание происходит исключительно в той отрасли, где привлечены иммигранты. Повышение ВДС в отдельных отраслях приводит к созданию в них дополнительных рабочих мест. Таким образом, иммигранты, трудясь и производя дополнительный продукт в отдельно взятой отрасли, способствуют ее экономическому развитию, что приводит к созданию в ней рабочих мест для дополнительного притока иммигрантов. Стоит отметить, что иммигранты, помимо прочего, занимают непривлекательные для коренного населения рабочие места, а те дополнительные рабочие места, которые создаются под воздействием иммиграции, могут быть заняты также и коренным населением. Масштаб создания дополнительных рабочих мест достаточно широк, что позволяет дифференцировать дополнительные рабочие места для самих иммигрантов (например, строительные специальности) и для коренного населения (к примеру, административный персонал в строительной компании).
Представление о том, что процесс создания дополнительных рабочих мест для иммигрантов происходит также и в отраслях, где не привлечены иммигранты, является неверным (таковые могут создаваться искусственно, по воле работодателя). Этот процесс не является результатом влияния иммиграции. Увеличение и уменьшение потока иммигрантов
6 Там же. С. 81-90.
и экономические эффекты, возникающие под его влиянием, пропорционально следуют за успехами либо спадами в экономике принимающего государства. Так, экономический рост провоцирует приток иммиграции, а спады и кризисы - существенный отток иностранных граждан в страны-реципиенты. Из оставшейся части иностранных граждан в период кризиса - большинство теряет работу либо продолжает работать на условиях сниженной заработной платы, равно как и коренное население, что также не позволяет делать вывод о роли буфера.
Как видим, структура и объем иммиграционного потока зависимы от состояния экономики в определенный период времени и нужд принимающего государства. В то же время, иммиграция является своеобразным «сапрофитом», привнося ряд положительных последствий для экономики государства, напрямую способствует ускорению роста результирующего макроэкономического показателя (ВВП).
Включение последовательного анализа явления иммиграции в методологию мониторинга факторов угрожающих экономической безопасности страны позволит сформировать подходы к преодолению дисбаланса национальной экономической системы, возникающего под влиянием иммиграционного потока снижающего ее устойчивость.