УДК: 325
Гайрбекова Р.С.1 Абдуллаева Р.А.2
особенности государственного управления миграционной нагрузкой на рынке труда
Аннотация. В данной статье рассматриваются иммигранты в Российской Федерации и их условия на рынке труда, а также анализируется динамика иммиграционного процесса и его влияние на рынок труда. По последним данным, в контексте демографического кризиса и территориальных различий в стране иммиграционный процесс значительно увеличился, и иммигранты начали оказывать решающее влияние на состояние рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда, миграция, занятость, безработица.
Gayrbekova R.
Abdullayeva R.
PECULIARITIES OF GOVERNMENTAL MANAGEMENT OF MIGRATION PRESSURES IN THE LABOR MARKET
Abstract. This paper discusses immigrants in the Russian Federation and their conditions in the labor market. Also it analyzes the dynamics of the immigration process and its impact on the labor market. According to the recent data, in the context of the demographic crisis and territorial differences in the country, the immigration process has increased significantly, and immigrants began to exert significant influence on the labor market.
Keywords: labor market, migration, employment, unemployment.
В настоящее время трудовые ресурсы являются наиболее важной составляющей экономической системы правительства на всех уровнях. Наличие необходимого количества трудовых ресурсов и его качественный состав определяют эффективность рыночной экономики. Во-первых, рациональное использование труда может повысить благосостояние населения и обеспечить рост региональных продуктов. Это также повышает эффективность бизнеса. В-третьих, это показывает, что рост ВВП хороший. В свою очередь, особенности развития национального рынка труда во многом зависят от политических и социально-экономических условий отдельных регионов и страны в целом. Противоречия и несоответс-
твия проводимых реформ, медленное формирование новых механизмов регулирования и саморегулирования экономики, плохо управляемый иммиграционный процесс, влияние кризиса и другие факторы оказали негативное влияние на состояние и развитие российского рынка труда. Следует также отметить, что он четко различим в контексте основного органа Российской Федерации [2].
Актуальность решения проблем в сфере правового надзора за российской иммиграционной политикой не вызывает сомнений. Должное внимание государства к вопросам миграции предопределяет необходимость подробного научного анализа вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека, содержащихся в Кон-
1 Гайрбекова Рукият Сараповна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ Чеченский государственный университет, г. Грозный, e-mail: [email protected]
Rukiyat Gayrbekova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Management and Public and Municipal Administration, Chechen State University, Grozny, e-mail: [email protected]
2 Абдуллаева Рузана Алиевна, магистрант 2 курса, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Ruzanna Abdullayeva, 2 nd year Graduate Student, Faculty of Public Administration, Chechen State University, Grozny
ституции Российской Федерации, и находит свое отражение в общепринятых принципах и нормах международного права.
Более действенная правовая проверка за иммиграционными отношениями может быть достигнута путем простого обращения к статистике с целью упорядочения процесса народонаселения и защиты прав и интересов коренных народов в Российской Федерации. Стоит отметить, что общие теоретические и практические аспекты иммиграции всегда были предметом исследований в учебной литературе и многих профессиональных исследований. Миграция - это трудный социальный процесс, близко связанный с трансформациями в экономической структуре и распределении производительности, а также повышается социальная и трудовая мобильность населения, политика в зоне внешней трудовой миграции представляет собой совокупность законодательных и административных регламентов по иммиграционному процессу. Как правило, это достигается для того, чтобы сформулировать интересы политической элиты на уровне принятия властных решений, и не всегда учитывает коммерческие интересы и социальные потребности основных потребителей иностранной рабочей силы. Предметом разработки и реализации общегосударственной политики в сфере трудовой миграции является Президент Российской Федерации, а также Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. На международном уровне внешняя трудовая миграция, руководствуясь нормами международного права, также использует межгосударственные и внутригосударственные политические процессы, чтобы стать инструментом «мягкой силы» и потенциалом политики одной страны по стабилизации политической системы и политической системы другой страны. Современный российский процесс трудовой миграции и принцип наполнения российского рынка труда работниками ярко иллюстрируют реализацию этого принципа «мягкой силы». Также это зависит от огромного размера страны, отраслевых особенностей каждого региона, существенной разницы в уровнях безработицы и увеличения размера нелегальной заня-
тости. Государственное законодательство и социально-экономическая политика призваны обеспечить эффективное функционирование рынка труда и его разумный баланс. Однако из-за большого количества регионов и не всегда правильных приоритетов на национальном рынке труда наблюдается дисбаланс [4], в то время как некоторые регионы характеризуются избыточными трудовыми ресурсами, тогда как другие находятся в невыгодном положении. Устаревшей нормативно-правовой базы в настоящее время недостаточно, чтобы отреагировать на все реалии экономического процесса. В контексте демографического кризиса и территориальных различий в стране значительно возрос процесс иммиграции, и миграция, в том числе внешняя миграция, оказала серьезное влияние на состояние рынка труда в отдельных регионах и по всей стране. По мере снижения рождаемости в России стареющее население увеличивается. В результате в 2017 году коэффициент естественных потерь составил -2 286 человек, а количество пенсионеров составило 43 177 миллионов человек.
Это приводит к освобождению возможностей трудоустройства и увеличению стоимости пенсий. В то же время легальные иммигранты закрывают имеющиеся вакансии и обеспечивают национальный доход. Однако из-за низкой стоимости альтернативной рабочей силы иммигрантов рост нелегальных иммигрантов привел к вытеснению национальных трудовых ресурсов [5], а в некоторых областях - к росту числа безработных в России.
Согласно данным Федерального ведомства по миграции и Федерального статистического управления, в 2017 году в Российской Федерации насчитывалось приблизительно 9 747 621 иммигрант, большинство из которых были законными [7]. Только в 2017 году 575 158 человек прибыли в Россию издалека. Подавляющее большинство составляют жители стран СНГ с населением 511 773 человек. Количество людей из стран ЕС достигло 10 809 человек. В результате население иммигрантов выросло на 26,19 млн. В 2017 году было выдано 149 013 разрешений на работу и 1510378 патентов. Узбекистан (более 2 миллионов человек), Украина (более 2 миллионов человек), Тад-
жикистан (около 1 миллиона человек), Казахстан (45000 человек), Армения (30000-35000 человек) отдают приоритет передаче рабочей силы в Россию сила. Если считать, что общая численность занятых в 2018 году составляет 68,43 млн. человек, то в современных условиях иммиграция является не только незаменимым, но и решающим фактором на рынке труда, особенно в региональном контексте. Одним из основных показателей, определяю-
щих влияние иммиграционного процесса на условия рынка труда, является фактор бремени иммиграции на рынке труда.
Поскольку фактор иммиграционной нагрузки на рынке труда важен для определения влияния иммиграции на рынок труда, необходим более подробный анализ для определения влияния определенных факторов. Результаты расчета факторного анализа приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Факторный анализ КМНРТ по России
Показатель 2008 г. 2017 г. Отклонение (+; -)
1) число прибывших в трудоспособном возрасте, человек 221812 463303 241491
2) число выбывших в трудоспособном возрасте, человек 27913 309667 281754
3) заявленная потребность работодателя в работниках в службы занятости, человек 894696 1135168 240472
4) Изменение КМРНТ, всего -0,08
- число прибывших в трудоспособном возрасте 0,27
- число выбывших в трудоспособном возрасте -0,32
- заявленной потребности работодателя в работниках в службе занятости -0,03
Источник: рассчитано и составлено авторами по данным Росстата.
Факторный анализ показывает, что национальный рынок труда оказывает существенное влияние на коэффициент иммиграционной нагрузки, а количество трудоспособных (почти в 2 раза) изменилось, увеличив коэффициент на 0,27 процентных пункта. Изменения в пенсионерах трудоспособного возраста и спросе работников привели к снижению на 0,35 процентных пункта. В результате коэффициент миграционной нагрузки на рынке труда увеличился на 1,51 пункта в результате
трехкратного увеличения числа прибывающих, а изменение спроса на рабочие выросло в 2,3 раза, что привело к снижению на 0,75 процентных пункта.
В текущей ситуации на рынке труда, принимая во внимание иммиграцию и корреляционный анализ, приведенный в таблице 2 (используя коэффициент Пирсона), можно сделать вывод, что дальнейшая иммиграционная политика в том же направлении только усугубит эту ситуацию.
Таблица 2. Зависимость между показателями миграции и рынка труда
Корреляция По России
Кипм (КМНТ) 0,24
Кипм (КРМС) 0,91
Кипм (Эм) -0,90
Кипм (Кнапр) -0,73
Источник: рассчитано и составлено авторами по данным Росстата.
Из-за его относительно высокой зависимости от коэффициента интенсивности (Кимп) (корреляция Пирсона 0,91), когда прибывает международная миграция, можно прогнозировать увеличение коэффициента эффективности линии миграции (МЕМС). Существует также сильно обратная связь между коэффициентом силы международной иммиграции (Кимп) и коэффициентом напряженности на рынке труда (Кнапр) (-0,73 Пирсона), что можно объяснить снижением спроса на работников (потенциальную рабочую силу), возникающих в результате иммиграции. И большое количество незарегистрированных нелегалов. Можно предсказать, что снижение коэффициента эффективности миграции (ЕМ) обусловлено относительно высокой обратной зависимостью с коэффициентом интенсивности (Крмс) (Пирсон -0,9), когда прибывает международная миграция, из-за увеличения притока и общей миграции. Сокращение доли чистой миграции.
Следует отметить, что хотя иммиграция втекает в Россию (коэффициент интенсивности (Кимп) при прибытии международных иммигрантов) и население постепенно уменьшается, согласно Росстату, коэффициент бремени иммиграции на тысячу трудоспособного населения не имеет определенного направления развития.
Корреляция в Российской Федерации низкая (0,24) из-за ужесточения пенсионного возраста в 2017 году из-за ужесточения иммиграционной политики и экономического развития. Нынешняя взаимосвязь между коэффициентом численности международных иммигрантов (Кимп) и коэффициентом бремени иммиграции на 1000 населения трудоспособного возраста (КМНТ) составляет 0,69, что позволяет нам прогнозировать рост числа новых иммигрантов среди населения трудоспособного возраста. Необходимо улучшить иммиграционную политику в регионе, чтобы предотвратить дальнейшее усиление влияния иммиграции на региональные рынки о работе и составе населения.
Как и в настоящее время, снижение напряженности на рынке труда обеспечивается иностранными работниками (корреляцион-
ный анализ между коэффициентом интенсивности международной иммиграции (Кимп) и коэффициентом напряженности на рынке труда (Кнапр) обратно пропорционален, эквивалентный -0,63). Однако следует отметить, что в последние годы занятость населения страны возросла в связи с событиями в регионе и осуществляемыми социальными программами. Существующая территория примыкает к главному центру притяжения для иммигрантов, что указывает на то, что иностранные иммигранты в этом районе являются «транзитными», России является привлекательным центром, коэффициент интенсивности международной иммиграции (Кимп) и коэффициент эффективности иммиграционных отношений, и низкая корреляция является доказательством этого.
Исследования показали, что в условиях демографического кризиса, размеров и региональных особенностей страны миграция населения, включая трудовую миграцию, является одним из ключевых элементов национального рынка труда.
Рынок труда в целом обременяет фактор оценки миграции по всей стране и охватывает отдельные регионы, что отражает значительное влияние таких факторов миграции, как число жителей Гонконга трудоспособного возраста, число лиц, уволенных из трудоспособного возраста, и предполагаемые изменения потребностей работников. Такой «азиатский» список обусловлен экономическими предпосылками: иммигранты из этих стран «избегают» материальных потребностей, чтобы найти лучшую работу. Однако они не верят, что Россия является возможным новым домом. Для них Россия - это только рабочее место, которое выгодно политическим элитам Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Политическая элита считает, что занятость граждан на территории России является одним из приоритетных направлений регулирования ее внутренней политики: она направлена на стабилизацию национального рынка труда, снижение протестных настроений в обществе и использование денежных переводов иммигрантов для привлечения экономических средств. В то же время высокий уровень рож-
даемости, низкий уровень жизни, занятость по признаку пола, кумовство, отсутствие «социальных лифтов» и коррупция способствовали росту протеста в регионе.
Все это вынуждает власти использовать механизм трудовой миграции, чтобы искать возможности легально истощить сотрудников, недовольных текущей ситуацией в России. Следует отметить, что процедуры привлечения относительной свободы иностранных работников из таких стран, как Россия, могут гарантировать стабильность существующей политической системы в регионе.
Темпы роста производительности труда и напряженности на рынке труда, а также снижение коэффициента эффективности миграции свидетельствуют о том, что дальнейшая реализация существующих иммиграционных политик только ухудшит ситуацию. Политические факторы остаются главной причиной вынужденной миграции, и это все больше приближается к экономическим и социальным начинаниям. Вместе они инициируют и поддерживают иммиграционные отношения. В результате абсолютное снижение численности населения России в странах СНГ стабильно.
Для улучшения ситуации в этой области Российской Федерации необходимо предпринять более активные дипломатические шаги в
рамках СНГ и двусторонних отношений. Эти шаги также желательны на уровне многосторонних отношений, потому что, входя в неконтролируемое государство, миграционные потоки могут стать серьезным фактором, который подрывает стабильность мирового порядка, но они также могут служить источником нового духовного богатства. Богатство включает в себя творческое развитие человеческого потенциала. Поэтому в настоящее время невозможно найти баланс между существующим спросом на рабочую силу и доступными трудовыми ресурсами без привлечения трудовой миграции. В целях уменьшения зависимости от национального рынка труда иностранной рабочей силы и совершенствования ее управления за счет собственных кадровых и географических особенностей необходимо совершенствовать иммиграционную политику Российской Федерации. В этом случае мировой опыт показывает, что основой иммиграционной политики должны быть объективные и точные требования к иностранной рабочей силе с учетом существующего внутреннего трудового резерва, направления и темпов социально-экономического развития, а также отдельных регионов и России в целом и соблюдать общие, экономические и геополитические интересы.
библиографический список
1) Васильева Е.В., Куклин А.А., Леонтьева А.Г. Социальная защита населения, ее роль в по-
вышении качества жизни в регионах России // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 9. С. 22-31.
2) Воробьева О.Д., Рыбаковский Л.Л., Савинков В.И. Основные проблемы современной мигра-
ционной политики России // Народонаселение. 2016. № 4. С. 4-13.
3) Зайончковская Ж.А. Почему России необходима иммиграционная политика / Методология
и методы изучения миграционных процессов. М., 2007. С. 316.
4) Коршунов Л.А., Никулина Н.Л. Экологические и экономические аспекты устойчиво-безо-
пасного развития региона // Ползуновский альманах. 2011. № 3. С. 4-8.
5) Топилин А. Миграция и внутренний рынок труда: анализ проблемы регулирования // Эко-
номист. 2014. № 11. С. 73-82.
6) Сводка по миграционной ситуации в России за 2017 год. Я - мигрант. Информационная под-
держка мигрантов [Электронный ресурс]. URL: http://yamigrant.ru/svodka-po-migratsionnoj-situatsii-v-rossii-za-2016-god.html
7) Россия в цифрах - 2017. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm