Близость Чувашии к развитым рынкам Татарстана, Башкортостана, Мордовии, Нижнего Новгорода, с одной стороны, открывает дополнительные возможности по сбыту сельскохозяйственной продукции, а с другой стороны, недостаточно высокий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также, предоставление значительных льгот сельскому хозяйству в этих регионах делает невыгодным и затруднительным вступление на эти рынки товаропроизводителей Чувашской Республики. В этих условиях возрастает значение программ территориального маркетинга, основанного на рыночных технологиях привлечения в регион капитала, людей, на продвижении конкурентных преимуществ территорий на рынке инвестиций, кадров, работ, услуг и товаров.
Совокупность обозначенных выше нерешенных проблем консервирует инерционный характер развития аграрного сектора экономики региона, которая, если ее брать в целом, функционирует на основе суженного типа воспроизводства, то есть «проедания» ранее созданного потенциала основных фондов и плодородия земель, снижения трудоресурсного потенциала села, сокращения сырьевой базы организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, что ведет к появлению и расширению площадей депрессивных сельских территорий.
Таким образом, задача управления устойчивым развитием сельских территорий включает в себя не только создание социальной инфраструктуры на селе, но и условий для функционирования и развития современного агропромышленного комплекса, использующего передовые технологии для производства востребованной экологически чистой продукции, на основе эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения как основного производственного ресурса.
Необходимо совершенствовать политику в отношении сельских территорий, включающую улучшение рыночных институтов, повышение качества управления, в том числе использование стратегического планирования, программно-целевого метода, развития агломеративных связей, территориального маркетинга и др. Главное, что в обществе осознана необходимость Концепции устойчивого развития, сделаны первые шаги в этом направлении, что вселяет оптимизм в успешное осуществление намеченных направлений.
Источники
1. Статистический ежегодник Чувашской Республики, 2009: Статсборник/ Чувашстат - Чебоксары, 2009. - 490 с.
2. Социальное положение и уровень жизни населения Чувашии, 2009: Стат.сб./Чувашстат-Чебоксары, 2009. - 263 с.
3. Официальный сайт Кабинета Министров Чувашской Республики Режим доступа: [http//www.gov.cap.ru]
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК
Л.А. Киркорова, д.э.н., зав. каф., И.И. Стерлядникова, асп. Новгородского ГУ им. Я. Мудрого
На сегодняшний день нарастание интеграционных процессов в АПК - это один из ключевых факторов, позволивших остановить спад производства в сельском хозяйстве и создать предпосылки для его роста. Именно интеграционные процессы могут решить такую серьезную проблему сельскохозяйственных предприятий, как дефицит собственных инвестиционных ресурсов. Сами по себе большинство сельхозпредприятий малопривлекательные объекты для инвестирования, а в составе агропромышленных объединений их инвестиционная привлекательность существенно возрастает.
В то же время интеграционные процессы требуют обеспечения кадрами с высоким уровнем образования, квалификации, с желанием работать в сельском хозяйстве. К сожалению, несмотря на высокий уровень безработицы в сельской местности (10,5%), который теоретически должен быть резервом для расширения производства и экономического роста, интегрированные формирования сталкиваются с серьезными проблемами в поиске кадров. Большинство из них ориентировано на молодежь, как кадры способные обучаться и перенимать передовой опыт хозяйствования. В большинстве случаев, не находя таких кадров в месте расположения предприятия, руководство готово финансировать программы по организации работ вахтовым методом, а также программы по переселению на постоянное место жительства специалистов из других регионов и обеспечению их жильем. Таким образом, в сельской местности достаточно много безработных и в то же время на работу в высокотехнологичную, высокоэффективную фирму, которую так долго ждала деревня, нанять уже некого. Экономически активное население сельской местности характеризуется: низким уровнем жизни, высокой долей бедно-
го населения, высоким уровнем безработицы и продолжительности поиска работы, низкой долей молодежи, наиболее инициативная и способная часть которой не планирует работать в сельском хозяйстве и получать сельскохозяйственное образование, низкой продолжительностью жизни и высоким уровнем смертности трудоспособного населения.
Следует обратить внимание, что низкий уровень жизни и высокий уровень бедности исключает в потенциальных кадрах такие наиболее важные для интеграционных процессов характеристики, как потребность в труде ради самого же труда, способность разделять миссию фирмы, лояльность к фирме. Концепция уровня жизни по определению ООН включает следующие понятия: здоровье; потребление продуктов питания; образование; занятость и условия труда; жилищные условия; социальное обеспечение; одежда; отдых и свободное время; права человека. Рассмотрим наиболее значимые из них. Степень удовлетворения основных потребностей можно косвенно охарактеризовать структурой расходов сельского населения. По данным Госкомстата РФ, наибольшей статьей затрат для жителей сельской местности является питание - 44,8%, так же значительную долю занимают расходы на непродовольственные товары - 37,9% и оплату услуг
- 15,5%. У сельских жителей с доходами ниже прожиточного минимума расходы на питание составляют 59,8% от бюджета. Вместе с тем, за период с 2002 г. по 2007 г. структура расходов сельских жителей несколько улучшилась: доля расходов на питание сократилась на 14% (при улучшении питания), доля расходов на непродовольственные товары выросла на 9,2%, на услуги - 5,4%.
Располагаемые денежные ресурсы на одного человека в сельской местности значительно меньше,
чем в городской - 5871,1 и 10354,6 руб. соответственно. При этом располагаемые ресурсы на одного члена домохозяйства в рассматриваемом периоде растут с опережением средней инфляции темпом 20-30%. При этом необходимо отметить, что в структуре располагаемых ресурсов у селян в 2007 г. все еще значительную долю занимают натуральные поступления продуктов питания - 10,3%, у малоимущих - 20,9%. В городской местности стоимость натуральных поступлений продуктов питания незначительна - 1,8%.
Серьезной проблемой в уровне жизни сельского населения остается уровень благоустройства сельского жилищного фонда, который остается низким: только 70,8% жилой площади оборудованы водопроводом, 60,6% - канализацией, 22,5% - центральным отоплением, 88,4% - газом, 51,3% - горячим водоснабжением. Доля сельского жилья с наличием удобств также не велика - только 49,8% жилья оборудовано ванной или душем (92,8% в городе), 49,5% туалетом (94% в городе). 48,6% сельских домохозяйств имеют туалет вне жилья [3].
Продолжительность жизни является универсальным показателем, оценивающим уровень смертности, благодаря независимости его от возрастной структуры населения. Данный показатель так же применяется в зарубежной и отечественной литературе для международных сравнений фонда здоровья человеческого капитала. Продолжительность жизни сельского населения в 2008 г. составила 66 лет, городского 68,6 лет, что значительно меньше, чем в западных странах, таких как Франция (81,1), Швеция (81,0), Германия (79,9), США (77,9). Продолжительность жизни сельского населения России на 2,6 года меньше, чем в городе. При этом за период реформ продолжительность жизни сельского населения сократилась на четыре года. В последние годы наметилась тенденция роста продолжительности жизни населения России, и к 2008 г. разрыв в продолжительности жизни в сравнении с 1991 г. у сельского населения составил два года. Кроме того, достаточно высокой остается смертность населения в трудоспособном возрасте. По нашим расчетам в России в трудоспособном возрасте умирает ежегодно 0,8% от населения этого возраста, в том числе в возрасте 30-34 лет -0,53%, в возрасте 35-39 лет - 0,63%, в возрасте 4044 лет - 0,81 %, в возрасте 45-49 лет - 1,09%, а в возрасте 50-54 уже 1,52%. В целом за период реформ уровень смертности сельского населения значительно увеличился. При этом высока доля смертности населения в трудоспособном возрасте от внешних причин
- 33,8% от общего числа умерших, из них 20,9% - самоубийства, 10,8% - случайные отравления алкоголем, 10,0% - убийства. Тем не менее, со смертностью в городских поселениях дела обстоят не намного лучше. Если в сельской местности смертность населения в трудоспособном возрасте составляет 0,8% в год, то в городах 0,65%. Все это говорит о серьезном социальном неблагополучии населения России [1].
Для сельской местности характерен высокий уровень бедности. Так, согласно такому критерию, как прожиточный минимум, в 2008 г. к бедным относилось 20,3% сельского населения России. Это значительно выше, чем общий уровень бедности по стране за тот же год, который составил 13,1%. Но присутствует и некоторый положительный момент -доля населения, относимого к бедному в периоде с 2005 г. по 2008 г. значительно уменьшилась - на 5,6% в целом и на 4,8% по сельской местности.
Существует проблема локализации бедности в сельских населенных пунктах: риск бедности в сель-
ских населенных пунктах значительно выше, чем для населения в целом. Наивысшим (1,94) риск бедности является для жителей населенных пунктов с числом жителей менее 200 человек, несколько меньше для населенных пунктов от 1 тыс. до 200 человек (1,59). Риск бедности в городских населенных пунктах значительно меньше, чем в сельских [3].
Профессиональный уровень сельского населения можно косвенно охарактеризовать средним сроком незанятости, который выше, чем в городской, в 2008 г. на 1,6 месяцев. При этом если в городской местности за период 2000-2008 гг. срок поиска работы сократился на 1,1 месяц, то в сельской местности только на 0,4 месяца [2].
При создании структурных подразделений в сельской местности интегрированные формирования не случайно ориентируются на молодежь. Несмотря на слабовыраженную сельскохозяйственную профориентацию, значительная часть сельской молодежи находят сельский образ жизни интересным и предпочитают его городскому. В частности, сельскую молодежь привлекают близость к природе, экология, сельский психологический климат и система общения.
Таким образом, кадровому обеспечению интеграционных процессов препятствуют такие социально-демографические проблемы, как низкий уровень жизни, высокая доля бедного населения, высокий уровень безработицы и продолжительности поиска работы, низкая продолжительностью жизни и высокий уровень смертности трудоспособного населения. Решить задачу кадрового обеспечения интеграционных процессов не просто, но возможно, реализовав следующий комплекс мер:
- достойная заработная плата, которую интегрированные формирования в большинстве своем могут себе позволить;
- широкий спектр мер по мотивации и развитию лояльности к фирме;
- ориентация на выпускников сельскохозяйственных ВУЗов региона, выходцев из сельской местности, которых в отличие от городской молодежи еще привлекает сельский образ жизни;
- эффективная профессиональная ориентация в рамках школьной программы;
- популяризация сельского образа жизни в средствах массовой информации.
При этом необходимо, чтобы принципы корпоративной культуры не противоречили особенностям менталитета сельского человека, например, таким, как самостоятельность, ориентация в поведении на свое понимание справедливости и правильности. Если эти особенности учесть при создании корпоративной культуры, например, при подборе кадров уделять большое внимание разделению работником ценностей организации, можно добиться значительных результатов.
Несмотря на значительное число проблем в области кадрового обеспечения интеграционных процессов, в основном качественного характера, указанный комплекс мер позволит создать эффективного работника сельского хозяйства с высоким человеческим потенциалом.
Источники
1. Демографический ежегодник России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. иР1_: http://www.gks.ru/bgd/regl/B09 16/Ма1п.^т
2. Труд и занятость в России - 2009 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. иР1_: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09 36/Ма1п.^т
3. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2009 г. [Электронный ресурс] // Федеральная
служба государственной статистики [сайт]. и^:
http://www.aks.ru/bad/real/b09 44/Маіп.ГСт
ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ
КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ
Н.А. Фисенко, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Инновационное развитие России предполагает формирование открытого информационного общества, одной из задач которого является преодоление информационного неравенства. Информационное неравенство становится одним из важнейших факторов социально-экономического расслоения как в масштабах страны, так и на уровне региона, семьи и индивида. Поэтому для определения политических стратегий и мер, направленных на смягчение социально-экономической дифференциации и сокращение бедности сельского населения, крайне актуальной становится задача изучения проблемы доступа населения к информационным ресурсам. В этом контексте представляется целесообразным исследовать современное состояние информационно- библиотечных ресурсов на селе и определить направления их эффективной интеграции с целью совершенствования информационного обеспечения жителей села и улучшения качества сельской жизни.
В ходе исследования был проведён анализ сложившихся тенденций и структурных особенностей формирования библиотечных ресурсов в Саратовской области с учётом внедрения новых информационных технологий в библиотечные процессы.
В Саратовской области на 01.01.2010 г. по данным министерства культуры функционирует 2610 библиотек, обслуживающих 1 738 917 человек. С целью освоения новых информационных технологий и создания условий для получения читателями полной оперативной информации по различным отраслям знаний с 1997 г. крупнейшие библиотеки г. Саратова и области объединены в «Единую региональную компьютерную сеть». Саратовская областная универсальная библиотека как координатор деятельности сельских библиотек области одна из первых в
России внедрила использование компьютерной техники в библиотечные процессы, информационные технологии внедряются и в муниципальных библиотеках городов и районных центров области. Характеристика библиотечной деятельности свидетельствует о тенденции небольшого роста по основным количественным показателям. Посещаемость общедоступных публичных библиотек области составила в 2008 г. 1123 тыс. читателей, что на 3,8 тыс. человек больше по сравнению с 2007 г., книговыдача составила 2464,47 тыс. экз. (на 53,28 тыс. больше, чем в 2007 г.). Процент охвата населения библиотечным обслуживанием в Саратовской области составил в 2008 г. 43,5% , что на 8,6% больше, чем в среднем по России и на 2,7% больше, чем по Приволжскому федеральному округу. Между тем только 96 общедоступных библиотек области оснащены компьютерной техникой, что составляет лишь 9% от их общего числа; 23 общедоступные (публичные) библиотеки области имеют доступ к сети "Интернет', что составляет лишь 2,2% от их общего количества.
Анализ сложившихся тенденций в области развития библиотечных ресурсов Саратовской области показывает, что при определении мер информационной политики, направленной на улучшение качества сельской жизни, необходимо обращать внимание на два важных момента. С одной стороны, необходимо сохранять традиции функционирования сельской библиотеки как одного из основных институтов в жизни сельского социума, формирующего образовательное и культурное пространство на селе. С другой стороны, совершенствование доступа селян к информации возможно только при эффективной координации информационно-библиотечных ресурсов.
Рисунок 1. Схема распространения информации в системе библиотечного обеспечения агропродовольственного сектора России
На рис. 1 представлена схема распространения информации в системе библиотечного обеспечения агропродовольственного сектора России и отражены взаимодействия между информационными агентами. Важно, чтобы в этой современной многоуровневой системе информационного обеспечения разнообразных субъектов аграрного сектора осущест-
влялось не механическое продвижение информационных ресурсов из центра системы (Центральная научная сельскохозяйственная библиотека) к пользователю, а проводились взаимодополнение и отбор их в каждом звене системы, шла творческая их интерпретация с учётом реальных местных условий. В целях совершенствования доступа информации до потреби-