Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельских территорий на примере Чувашской республики'

Устойчивое развитие сельских территорий на примере Чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельских территорий на примере Чувашской республики»

- наличием достаточного количества мобильных систем скорой медицинской помощи;

- развитыми формами дистанционного образования для всех возрастов, близостью специализированных образовательных учреждений аграрного профиля к местам проживания фермеров;

- развитыми скоростными железнодорожными магистралями и сетью автодорог; высокоразвитым сервисом;

- наличием доступа консультационных (юридических, экономических, финансовых) пунктов для фермеров.

В совокупности эти факторы привели к тому, что отток городского населения образовал за последние 30 лет вокруг городов многих развитых стран целые поселения-спутники, организованные по принципам сельского образа жизни.

В последнее время данную концепцию подкрепили прикладные отрасли в сфере услуг:

- экологический туризм (отдых в комфортабельных деревнях различных климатических зон);

- экологический дизайн-ландшафт (архитектура домов, строящихся в природных зонах, максимально приспосабливается к местности в целях предотвращения нанесения ущерба окружающей среде).

Конечно, данная концепция более привлекательна, однако следует учитывать, что она возникла в условиях общего экономического и социального благополучия некоторых стран [2].

В России в отношении развития села сегодня предпринимаются попытки реализовать обе стратегии одновременно. Однако наличие социально-экономических условий, которые были бы достаточны для того, чтобы проживание на селе казалось привлекательным, остаются пока «вещью в себе». Идеология урбанизации в сильной степени дискредитировала сам образ села и способ производства в нем. Даже в высокоразвитых странах (США, Япония) нередко считается, что в сельской местности способны жить люди только с определенной генетиче-

ской привязанностью к земле и природе, а таковых становится все меньше.

На наш взгляд, недостаточность обоих способов развития сельских территорий упирается в одну глубокую проблему общественного сознания: устойчивую социальную непрестижность и экономическую неэффективность этой сферы. Преодоление данных барьеров требует от государства, по всей видимости, особенных перемен в экономической структуре общества, а не простого регулирования. Так, необходимо, на наш взгляд:

- активное участие государственного капитала в развитии агропродовольственного сектора, по аналогии с естественными монополиями (газовая, нефтяная, атомная промышленность) - и это самый эффективный и быстродейственный на текущий момент способ привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров;

- приравнивание служащих социальной сферы, работающих в сельских территориях, к госслужащим (врачи, учителя и т.п.).

Первое направление позволит кардинально изменить экономический базис сельской деятельности и улучшить инвестиционный климат, второе -повысит качество социальных услуг на селе. Для сельских территорий подобный подход кардинален по своей сути. Но, как показывает практика последних лет, частичные меры и точечные инвестиции не спасают сельские территории от депопуляции, хотя и дают в отдельных регионах приросты экономических показателей.

Источники

1. Вячеслав Глазычев, Пётр Щедровицкий //По материалам: Россия. Пространственное развитие. Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа.

2. По материалам Норманна Лангер «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО США».

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Г.Т. Акимова, доц. Чебоксарского политехнического института фил. Московского государственного открытого университета

Проектом Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. основной задачей по достижению устойчивого развития как комплекса мер по сбалансированному эффективному развитию экономической, социальной и экологической сфер на селе является долговременный экономический рост, который невозможно обеспечить без повышения уровня и качества жизни в сельских поселениях, рационального использования и воспроизводства природно-ресурсного потенциала села, развития сельской инфраструктуры. В связи с этим социальное развитие села, привлекательные условия жизни и труда сельского населения является приоритетом, без которого невозможно наращивание темпов социально-экономического роста страны, региона, сельских поселений.

В Чувашской Республике, небольшой по территории (18,3 тыс. кв. км), плотно заселенной (70,4 чел. на 1 кв. км), небогатой по доходам, 42,3 процента населения которой (541,1 тыс. человек) проживают в сельской местности устойчивому развитию сельских территорий уделяется значительное место.

На протяжении ряда последних лет благодаря реализации проводимых на федеральном и региональном уровнях мер, в первую очередь программы социального развития села, приоритетный национальный проект в сфере агропромышленного комплекса, отдельных мер по поддержке агропромышленного комплекса произошли определенные положительные сдвиги в вопросах социального обустройства села, созданию сельской транспортной и инженерной инфраструктуры. Компактная территория республики, нацеленность органов исполнительной и муниципальной власти на решение поставленных задач, концентрация средств федерального и консолидированного бюджетов и других источников финансирования на приоритетных направлениях государственной политики позволили успешно осуществить ряд проектов по созданию общественной и инженерной инфраструктуры на селе в установленные сроки. На селе создаются комфортные условия жизни с природным газом, асфальтированными дорогами, модельными библиотеками и клубами, современными школами, спортивными сооружениями и офисами семейного врача.

Так, Программа газификации сельских населенных пунктов стала крупнейшей социальной программой в республике и завершена в мае 2005 г. Уровень газификации жилья в 2002 г. составлял на селе 25,2%, а на начало 2010 г. достиг уровня 76%. Природным газом пользуются практически все сельские населенные пункты.

В 2008 г. завершено строительство автодорог с твердым покрытием к каждому сельскому населенному пункту, всего построено и реконструировано 858,3 км дорог к 479 населенным пунктам на сумму

7,8 млрд руб. Несмотря на финансовые трудности, органы исполнительной власти республики планируют продолжить реализацию программы дорожного строительства на селе и повышения транспортной доступности сельских населенных пунктов, принимаются меры по развитию улично-дорожной сети сельских поселений, проводимые в рамках мероприятий по реализации проектов по комплексной компактной застройке сельских поселений.

В целях охраны здоровья и широкого привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом в последние пять лет построено 19 современных спортивно-оздоровительных комплексов, в большинстве из них с бассейнами, в том числе 15 - в сельской местности (80% от общего количества).

Сформирован «институт» общеврачебной (семейной) практики путем открытия более 600 офисов различных организационных моделей (из них 271 - на селе (почти 50%). Полное обновление автопарка службы скорой медицинской помощи и реализация принципа оперативного управления машинами позволило довести среднее время ожидания бригады до 12 минут (на селе - 14 минут).

Система образования Чувашии также стремится соответствовать времени, гибко реагирует на изменяющиеся потребности общества путем модернизации инфраструктуры образования. В результате оптимизации сети образовательных учреждений созданы 114 крупных базовых школ на селе, все школы республики полностью обеспечены компьютерным оборудованием, имеют доступ к сети Интернет. На 1 компьютер приходится 10,6 школьников, к примеру, 6 лет назад на 1 компьютер приходилось 50 школьников.

Объемы сельского жилищного строительства с 2003 г. возросли к 2008 г. почти в 2 раза: с 279,1 тыс. кв. м до 494,8 тыс.кв. м, в 2009 г. ввод жилья на селе составил 470,0 тыс. кв. м (52,2% от плана ввода жилья в целом по республике - 900,0 тыс. кв. м).

Важным этапом для развития муниципальных образований и республики в целом стала разработка территориальных схем градостроительного планирования, работу над которыми республика завершила. Данные планы территориального развития являются инструментом комплексного развития сельских территорий, эксплуатации и управления хозяйством территорий.

Безусловно, поддержка малых форм хозяйствования выделением льготных кредитных ресурсов также является серьезным подспорьем селянам в организации собственного бизнеса и в обеспечении самозанятости населения, особенно в условиях кризиса. Так, за время реализации национального проекта (2006-2009 гг.) в агропромышленный комплекс республики привлечено кредитных ресурсов в сумме 14,2 млрд руб., малыми формами хозяйствования на селе на начало 2010 г. оформлено 45 тыс. кредитов на сумму 7,3 млрд руб.,

данным направлением поддержки воспользовалась каждая пятая семья.

Практика показывает необходимость комплексного подхода к вопросам развития сельской местности, так как усилия органов государственной власти по улучшению условий жизни сельских жителей только путем создания социальной и общественной инфраструктуры за счет бюджетных вливаний не приводят к существенным положительным сдвигам в развитии сельской местности без последовательных, системных мер по поддержке агропромышленного производства, являющегося основным видом деятельности на селе, без решения экономических, социальных и экологических проблем села как основы для устойчивого развития. В результате, несмотря на проводимые государством меры, внимание к аграрной отрасли, основные социально-экономические проблемы остаются нерешенными, в том числе и производственного и социального характера.

В Чувашской Республике, как и в целом по России, в результате реформирования аграрного сектора произошел значительный спад производства продукции в сельскохозяйственных организациях, финансово-экономическое положение многих из них остается тяжелым. Выживая в кризисной ситуации, селяне вынуждены развивать собственное производство, усиливать взаимопомощь между односельчанами, родственниками, друзьями, деловыми партнерами. Основными производителями сельскохозяйственной продукции остаются сельскохозяйственные организации и, уже в большей степени, личные подсобные хозяйства, доля которых в 2008 г. составила 61,7% от общего объема произведенной продукции. Сельскохозяйственные организации в общем объеме производства составляют 33,7%, масштабы участия крестьянских (фермерских) хозяйств остаются незначительными, всего 4,6%, так как фермеры предпочитают производить рентабельную и менее затратную продукцию растениеводства.

За 2000-2008 гг. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств сократилось с

328.8 тыс. гол. (на 1 января 2000 г.) до 237,2 тыс. гол. (на 1 января 2009 г.) - на 28%, свиней соответственно с 215,8 до 186,2 - на 14%, овец и коз - с 193,7 до

171.9 тыс. гол., на 11%. В наибольшей степени сократилось поголовье скота в сельскохозяйственных организациях, в том числе крупного рогатого скота: по состоянию на 1 января 2009 г. в сравнении с аналогичной датой 2000 г. - на 56%, свиней - на 30%, овец - на 7,2%. Тенденции сокращения поголовья продолжились и в 2009 г.: поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств снизилось на 5,2% (223,8 тыс. гол.), коров - на 1,3% (122,3 тыс. гол), овец и коз - на 1,3% (170,5 тыс. гол.). Поголовье свиней увеличилось на 15,8% (212,3%).

Личные подсобные хозяйства оказались более устойчивы к рыночным преобразованиям: на 1 января 2009 г. в сравнении с 1 января 2000 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения увеличилось на 3,9%, свиней - на 11,5%. В то же время, население сократило поголовье коров на 16,7%, овец и коз - на 12%. В целом, в личных подсобных хозяйствах населения наметилась тенденция сокращения производства продуктов сельского хозяйства, что связано с ускорением процесса старения сельского населения и миграцией молодежи в города, невысокой эффективностью производства молока и мяса из-за низких цен их реализа-

ции, появлением альтернативных источников дохода сельских жителей.

Продолжается невосполняемое сокращение машин и оборудования в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, деградация почв, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность всего аграрного сектора. В этих условиях можно достичь только кратковременного улучшения отдельных показателей аграрного производства, связанных с мерами государственной поддержки, конъюнктурой рынка и другими мерами, свидетельствующими о приспосабливаемости селян к внешней среде, а не устойчивого развития.

Проблемы производственной сферы на сельских территориях отражаются на доходах и качестве жизни населения. С увеличением роста заработной платы в целом в экономике заметно серьезное отставание заработной платы в аграрном секторе. При заработной плате в сельском хозяйстве в

5903,6 руб., что составляет 51,3% от среднереспубликанского уровня в 2008 г. и является самой низкой среди других видов экономической деятельности, можно выжить только с помощью развитого личного

подсобного хозяйства, что и происходит в республике, причем в 2008 г. зарплата в сельском хозяйстве возросла по сравнению с 2005 г. в 2,3 раза.

Неразвитость рыночной инфраструктуры не позволяет увеличивать среднедушевые денежные доходы населения, которые в 2008 г. составили 8623,4 руб., что составляет 56,9% от среднероссийского уровня и опережают в Приволжском федеральном округе только Республику Мордовию (8348,2 руб.) и Республику Марий Эл (7842,8 руб.).

Одной из самых тяжелых проблем остается проблема снижения демографического потенциала сельских территорий, так как она серьезным образом сказывается на экономическом потенциале региона. Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве снизилась со 154,5 в 2000 г. до

82,6 тыс. человек в 2008 г., доля сельских работников в общей численности занятых в экономике упала с 25,4% до 13,7%.

Численность сельского населения сокращается более высокими темпами, чем городского. Динамика показателей приведена в следующей табл.1.

Таблица 1. Изменение численности населения в Чувашской Республике

Годы Население на 1 января, тыс. чел. Изменение за год

Общий прирост, убыль (-) В том числе: естественный прирост, убыль (-) из них, в том числе

городское сельское

2002 1319498 -7761 -6852 -1679 -5173

2003 1311737 -6753 -6807 -1617 -5190

2004 1304984 -5678 -5637 -1039 -4598

2005 1299306 -7070 -6549 -1384 -5165

2006 1292236 -5997 -5609 -1093 -4516

2007 1286239 -3672 -3807 -164 -3643

2008 1282567 -3208 -3469 +213 -3682

Источник: Чувашстат.

Продолжительность жизни на селе меньше, чем в городе примерно на 2,3 года: этот показатель для мужчин в сельской местности составляет 59,3, у женщин - 73,4 года. Для республики проблема снижения демографического потенциала сельских территорий грозит прежде всего потерей значительной доли активного, трудоспособного населения, оттоком высококвалифицированных специалистов

из села. Для государства в целом это еще и проблема обезлюдения сельских территорий, потери генофонда, необходимого для воспроизводства народонаселения страны.

Сохраняется малоэффективная занятость сельского населения и высокий уровень безработицы, что подтверждается следующими данными (табл. 2).

Таблица 2. Уровень занятости населения и уровень безработицы

2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), всего, тыс. чел. 15,2 13,8 13,1 13,7 12,9 11,9 9,7 11,7

Мужчины 4,9 3,8 3,6 3,8 3,6 3,6 2,6 4,0

Женщины 10,3 10,0 9,5 9,9 9,3 8,3 7,1 7,7

Уровень занятости населения, в % 90,5 90,6 91,5 90,1 88,6 91,4 91,2 91,9

Уровень безработицы населения, в % 9,5 9,4 8,5 9,9 11,4 8,6 8,8 8,1

Источник: Чувашстат.

Разразившийся кризис заметно отразился на статистике занятости в Чувашии. Численность безработных в Чувашии в 2009 г. возросла до 79,2 тыс. человек и составила 143,1% к уровню 2008 г., что выше среднероссийских темпов роста (133%) и регионов Приволжского федерального округа (137,2%). За январь-февраль 2010 г. уровень безработицы в республике (от численности экономически активного населения) составил по данным Росстата 11,7% и является самым высоким в Приволжском федеральном округе (8,7%). Высокий уровень безработицы вынуждает сельское трудоспособное население покидать родные места в связи с ограниченностью

рабочих мест и устраиваться на работу в города республики, либо за ее пределами. Наибольшие показатели миграционного оборота отмечаются с соседними крупными регионами, такими как Татарстан, Нижегородская область и Марий Эл, а также с Москвой и Московской областью.

Снижение качества жизни в сельской местности - одна из наиболее актуальных социальных проблем. Под этим термином понимается не только вся совокупность благ и услуг, получаемых человеком, включая уровень здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты, а также решение вопросов жилищной сферы, инженерной и

транспортной инфраструктуры, информационного обеспечения. Динамика ввода в действие объектов социальной инфраструктуры и коммунального хозяйства в сельской местности демонстрирует снижение из года в год количества возводимых социальных объектов, за исключением жилых домов, построенных населением и газовых сетей (табл.3).

Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры села еще остается актуальной проблемой. Отсутствие надежных источников водоснабжения населенных пунктов, обеспечения населения респуб-

лики качественной питьевой водой являются серьезными инфраструктурными ограничениями повышения качества жизни населения. Уровень комфортности сельского жилья значительно уступает городскому: водопроводом на селе оборудовано 21,5 против 60,4% в городе, водоотведением (канализацией) только 14,1 против 56,7%, горячим водоснабжением - 6,8 против 48,2% в городе. Относительно благополучная ситуация благодаря газификации сельских населенных пунктов в обеспечении газом (сетевым, сжиженным) и отоплении, соответственно 90,2 и 83,3%.

Таблица 3. Ввод в действие объектов социальной инфраструктуры и коммунального хозяйства

в сельской местности

1990 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Ввод в действие в сельской местности : жилых домов, тыс. кв.м. об- 180,5 154,8 235,4 279,1 327,2 359,7 459,3 497,5 494,8

щей площади, из него населением 113,4 145,0 217,8 268,8 322,7 350,4 448,1 483,0 483,1

Общеобразовательных учреждений, уч. мест 3128 1242 1302 1176 436 216 1021 860 410

Дошкольных учреждений, мест 1675 220 - - - - - - 20

Больниц, коек 40 28 - 36 - 20 - 34 50

Амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену 370 225 300 100 100

Учреждений культуры клубного типа, мест 2500 620 240 150

Объектов коммунального хозяйства, км: водопроводных сетей 101,4 17,4 3,8 21,1 1,6 39,8 44,7 36,2 28,3

тепловых сетей - - - - 0,8 - - - -

газовых сетей 155,1 415,6 433,5 2156,2 3300,6 842,4 146,1 39,3 29,7

Источник: Чувашстат

Для закрепления положительных тенденций в социальном развитии села, наращиванию экономического потенциала аграрного сектора, повышению уровня и качества жизни требуется объединение усилий не только всех ветвей власти на решении социально-экономических проблем села, но и сельского сообщества, которое доказало свою состоятельность тем, что долгие годы, несмотря на недостаток финансовых средств, отсутствие развитой системы сбыта сельскохозяйственной продукции, современной сельскохозяйственной техники производит более половины продовольствия в стране. Необходимо обеспечить децентрализацию власти, как передачу полномочий от центральных органов государственной власти местным и сокращение прямых бюджетных инвестиций при одновременном расширении институциональных мер, стимулирующих предпринимательскую и социальную активность, используя опыт новой региональной политики в индустриально развитых странах.

Целевые программы и проекты, реализуемые за счет бюджетных и внебюджетных средств, направленные на привлечение инвестиций в сельскую экономику, развитие дорожной сети, инженерной и социальной инфраструктур в сельской местности, должны учитывать специфику конкретных территорий и детализироваться в муниципальных и межму-ниципальных программах устойчивого развития сельских территорий Чувашской Республики. Реализация программ развития территорий должна осуществляться не на основе директивного планирования «сверху - вниз», а с учетом реальных возможностей, приоритетов и перспектив развития муниципальных образований, сельских территорий и только при одобрении местного сообщества.

Учитывая различия сельских территорий, обусловленные объективными и исторически сложив-

шимися факторами, природно-климатическими условиями, степенью удаленности от основных транспортных коммуникаций, развитостью дорожной сети межрайонного и местного значения, необходимо предусмотреть разнообразие путей их развития с учетом социально-экономического потенциала. В этих целях необходимо проведение типологизации сельских районов Чувашской Республики на основе анализа уровня их социально-экономического развития, специализации, степени диверсификации экономики и инвестиционной привлекательности и создание гибкой системы механизмов управления развитием сельских территорий.

В отношении территорий, отличающихся более высоким уровнем инвестиционной и социальной привлекательности, выгодным географическим расположением и развитыми транспортными коммуникациями, наличием квалифицированных трудовых ресурсов, целесообразно формирование проектов комплексного развития территорий, в которых решаются задачи развития территорий, включая стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей на применение инновационных продуктов в сельскохозяйственном производстве, биотехнологий, подготовки площадок для реализации проектов комплексной жилой застройки с обеспечением высокого уровня благоустройства др.

Назрела необходимость в разработке схемы пространственно-территориальной модели размещения производительных сил агропромышленного комплекса с учетом специализации агропромышленного производства, условий для развития несельскохозяйственных видов деятельности, в том числе программы по развитию туризма, в которой должно быть предусмотрено развитие институционального, инфраструктурного и кадрового обеспечения.

Близость Чувашии к развитым рынкам Татарстана, Башкортостана, Мордовии, Нижнего Новгорода, с одной стороны, открывает дополнительные возможности по сбыту сельскохозяйственной продукции, а с другой стороны, недостаточно высокий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также, предоставление значительных льгот сельскому хозяйству в этих регионах делает невыгодным и затруднительным вступление на эти рынки товаропроизводителей Чувашской Республики. В этих условиях возрастает значение программ территориального маркетинга, основанного на рыночных технологиях привлечения в регион капитала, людей, на продвижении конкурентных преимуществ территорий на рынке инвестиций, кадров, работ, услуг и товаров.

Совокупность обозначенных выше нерешенных проблем консервирует инерционный характер развития аграрного сектора экономики региона, которая, если ее брать в целом, функционирует на основе суженного типа воспроизводства, то есть «проедания» ранее созданного потенциала основных фондов и плодородия земель, снижения трудоресурсного потенциала села, сокращения сырьевой базы организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, что ведет к появлению и расширению площадей депрессивных сельских территорий.

Таким образом, задача управления устойчивым развитием сельских территорий включает в себя не только создание социальной инфраструктуры на селе, но и условий для функционирования и развития современного агропромышленного комплекса, использующего передовые технологии для производства востребованной экологически чистой продукции, на основе эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения как основного производственного ресурса.

Необходимо совершенствовать политику в отношении сельских территорий, включающую улучшение рыночных институтов, повышение качества управления, в том числе использование стратегического планирования, программно-целевого метода, развития агломеративных связей, территориального маркетинга и др. Главное, что в обществе осознана необходимость Концепции устойчивого развития, сделаны первые шаги в этом направлении, что вселяет оптимизм в успешное осуществление намеченных направлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники

1. Статистический ежегодник Чувашской Республики, 2009: Статсборник/ Чувашстат - Чебоксары, 2009. - 490 с.

2. Социальное положение и уровень жизни населения Чувашии, 2009: Стат.сб./Чувашстат-Чебоксары, 2009. - 263 с.

3. Официальный сайт Кабинета Министров Чувашской Республики Режим доступа: [http//www.gov.cap.ru]

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК

Л.А. Киркорова, д.э.н., зав. каф., И.И. Стерлядникова, асп. Новгородского ГУ им. Я. Мудрого

На сегодняшний день нарастание интеграционных процессов в АПК - это один из ключевых факторов, позволивших остановить спад производства в сельском хозяйстве и создать предпосылки для его роста. Именно интеграционные процессы могут решить такую серьезную проблему сельскохозяйственных предприятий, как дефицит собственных инвестиционных ресурсов. Сами по себе большинство сельхозпредприятий малопривлекательные объекты для инвестирования, а в составе агропромышленных объединений их инвестиционная привлекательность существенно возрастает.

В то же время интеграционные процессы требуют обеспечения кадрами с высоким уровнем образования, квалификации, с желанием работать в сельском хозяйстве. К сожалению, несмотря на высокий уровень безработицы в сельской местности (10,5%), который теоретически должен быть резервом для расширения производства и экономического роста, интегрированные формирования сталкиваются с серьезными проблемами в поиске кадров. Большинство из них ориентировано на молодежь, как кадры способные обучаться и перенимать передовой опыт хозяйствования. В большинстве случаев, не находя таких кадров в месте расположения предприятия, руководство готово финансировать программы по организации работ вахтовым методом, а также программы по переселению на постоянное место жительства специалистов из других регионов и обеспечению их жильем. Таким образом, в сельской местности достаточно много безработных и в то же время на работу в высокотехнологичную, высокоэффективную фирму, которую так долго ждала деревня, нанять уже некого. Экономически активное население сельской местности характеризуется: низким уровнем жизни, высокой долей бедно-

го населения, высоким уровнем безработицы и продолжительности поиска работы, низкой долей молодежи, наиболее инициативная и способная часть которой не планирует работать в сельском хозяйстве и получать сельскохозяйственное образование, низкой продолжительностью жизни и высоким уровнем смертности трудоспособного населения.

Следует обратить внимание, что низкий уровень жизни и высокий уровень бедности исключает в потенциальных кадрах такие наиболее важные для интеграционных процессов характеристики, как потребность в труде ради самого же труда, способность разделять миссию фирмы, лояльность к фирме. Концепция уровня жизни по определению ООН включает следующие понятия: здоровье; потребление продуктов питания; образование; занятость и условия труда; жилищные условия; социальное обеспечение; одежда; отдых и свободное время; права человека. Рассмотрим наиболее значимые из них. Степень удовлетворения основных потребностей можно косвенно охарактеризовать структурой расходов сельского населения. По данным Госкомстата РФ, наибольшей статьей затрат для жителей сельской местности является питание - 44,8%, так же значительную долю занимают расходы на непродовольственные товары - 37,9% и оплату услуг

- 15,5%. У сельских жителей с доходами ниже прожиточного минимума расходы на питание составляют 59,8% от бюджета. Вместе с тем, за период с 2002 г. по 2007 г. структура расходов сельских жителей несколько улучшилась: доля расходов на питание сократилась на 14% (при улучшении питания), доля расходов на непродовольственные товары выросла на 9,2%, на услуги - 5,4%.

Располагаемые денежные ресурсы на одного человека в сельской местности значительно меньше,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.