Научная статья на тему 'Аграрные отношения и механизм их совершенствования'

Аграрные отношения и механизм их совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зыряева Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрные отношения и механизм их совершенствования»

Н.П. ЗЫРЯЕВА

АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аграрный сектор экономики имеет абсолютно приоритетное для общества значение, с его состоянием связана такая составляющая национальной безопасности, как продовольственная безопасность. Аграрное производство понесло тяжелые потери вследствие экономических реформ, связанных с переходом от одной экономической системы - к новой рыночной системе.

Вступление России во всемирную торговую организацию предполагает подготовку всех отраслей экономики к изменяющимся условиям. Отечественные товары, обладая недостаточной конкурентоспособностью, а следовательно, не соответствующие европейским и международным стандартам, могут быть не востребованы на международном рынке. В то же время одной из угроз отечественного АПК является по-прежнему импорт продовольственных товаров, а в связи с вступлением в ВТО зарубежное продовольствие может завоевать наш рынок, проблема продовольственной безопасности остается достаточно острой.

Аграрные отношения являются составной частью агропромышленных отношений и всей системы производственных отношений в обществе. Аграрные отношения являются экономической категорией, в основе их лежат экономические и социальные отношения между людьми, основанные на владении и использовании средств производства и результатов труда, базирующиеся на системе интересов и устремлений, общечеловеческих ценностях и правах крестьянина. В аграрном производстве земля выступает главным уникальным средством производства, следовательно, собственность на землю является основой всей системы аграрных отношений. Ограниченность земли порождает феномен земельной ренты, являющейся частью системы аграрных отношений. Рентные отношения оказывают особое воздействие на механизм функционирования агропромышленного комплекса.

Экономическая оценка земли является регулятором аграрных отношений, позволяет более правильно разграничивать влияние на величину результатов деятельности предприятия объективных условий хозяйствования, а также качества работы коллектива данного предприятия. В условиях бесплатности земли, навряд ли аграрные отношения достигли такого развития, которое наблюдается сейчас.

Важной особенностью аграрных отношений является многообразие форм собственности и хозяйствования, большое значение здесь приобретают кооперативная собственность и развитие личных подсобных хозяйств [5].

Агропромышленный комплекс является одним из жизненно важных секторов экономики Чувашской Республики. Сельское хозяйство производит около 14% внутреннего валового продукта республики. Доля производства продукции перерабатывающими предприятиями АПК в промышленности составляет 15,1%. Численность сельского населения в 2005 г. составляла 39%. Всего в сельском хозяйстве занято 38,9 тыс. человек [1].

В Чувашской Республике, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, отмечалось падение производства сельскохозяйственной продукции. Большая часть сельскохозяйственных предприятий Чувашии не выдержала современных рыночных условий. Многие из них, оказавшись на грани банкротства, сократили производство и численность работников. Но, несмотря на общие негативные тенденции, определенная часть предприятий смогла сориентироваться в жестких условиях, изменить внутрихозяйственный механизм, внедрить новые ресурсосберегающие технологии.

Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственного производства по-прежнему остается ниже прожиточного минимума и составляла на конец 2005 г. 1881,1 руб., или 37% к среднереспубликанскому уровню.

Разгосударствление агропромышленного производства не дало ожидаемого результата. С переводом планово регулируемого агропромышленного комплекса на рыночно регулируемую систему производства методом «шоковой терапии» экономические условия производства в аграрной сфере были подорваны. Реорганизация производства сопровождалась колоссальным нарастанием диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, используемые в отрасли, а также уменьшением государственной поддержки отрасли. Одновременно происходило интенсивное вытеснение отечественного производителя с внутреннего рынка.

Широкомасштабный диспаритет цен привел к изменению натуральных показателей товарообмена между городом и деревней. Для приобретения тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей, машин и оборудования для животноводческих ферм, бензина и дизельного топлива, минеральных удобрений и средств защиты растений и животных от вредителей и болезней сельскохозяйственным товаропроизводителям теперь надо было продавать продукции в десятки раз больше, чем до реформы.

По расчетам специалистов, потери сельскохозяйственного производства от неэквивалентного обмена с промышленностью за последнее десятилетие составили 300 млрд руб. В табл. 1 представлены показатели, характеризующие динамику производственного потенциала сельского хозяйства Чувашии за период 1998-2005 гг. [1]

Таблица 1

Динамика показателей производственного потенциала сельского хозяйства Чувашской Республики

Показатели 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2005 г. % к 1998 г.

Посевные площади, тыс. га 747,0 693,1 679,7 564,7 75,6

Поголовье скота, тыс. гол.:

крупный рогатый скот 356,8 328,9 332,0 231,8 64,9

свиньи 298,3 215,8 231,6 146,8 49,2

овцы и козы 221,1 193,7 188,3 154,7 69,9

Объемы применения удобрений, тыс.т органических 1811, 8 1136, 4 905,8 449,5 24,8

Среднегодовая численность работников занятых в сельском, лесном хозяйстве и охота, тыс. чел. 93,0 78,6 38,9 41,8*

* По сравнению с 2000 г.

Как видно из табл. 1, все показатели имеют тенденцию к сокращению: в 2005 г. по сравнению с 1998 г. посевные площади сократились на 24,4%, поголовье свиней сократилось в 2 раза, численность населения, занятого в сельскохозяйственном производстве, уменьшилась на 58,2% по сравнению с аналогичным показателем в 2000 г.

В результате реорганизации колхозов и совхозов лидирующее положение заняли личные подсобные хозяйства. Предприятия малого бизнеса, оказавшись без государственной поддержки, остаются пока малоэффективными. Их удельный вес занимает небольшой процент в аграрной структуре.

Личные подсобные хозяйства являются наиболее многочисленной группой сельских производителей, выполняют, прежде всего, социальную функцию, со-

ставляя при этом фундаментальную основу социальной устойчивости сельского сообщества.

В Чувашской Республике в структуре продукции сельского хозяйства за 1998-2005 гг. произошли следующие перемены (табл. 2).

Таблица 2

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, % к итогу

Категории хозяйств 1998 г. 2002 г. 2005 г.

Сельскохозяйственные организации 41,1 32,0 33,9

Хозяйства населения 58,5 67,0 64,4

Крестьянские (фермерские) хозяйства 0,4 1,0 1,7

Если в 1998 г. 41,1% продукции сельского хозяйства принадлежало сельскохозяйственным организациям, то в 2002 г. - 32,0%, в 2005 г. - 33,9%. С 1997 г. хозяйства населения начали производить более половины продукции сельского хозяйства, достигнув в 2005 г. 64,4% г. от общего объема.

В денежном выражении картина следующая. В 2005 г. хозяйства всех категорий произвели продукции на сумму 15035,9 млн руб., из них 5103,9 млн руб. принадлежит сельскохозяйственным организациям, 9675,5 млн руб. - хозяйствам населения, а всего 256,5 млн руб. - крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Роль личных подсобных хозяйств как одного из основных резервов самообеспечения населения продуктами питания за последние годы заметно возросла. Личные подсобные хозяйства как источник средств к существованию, по результатам Всероссийской переписи населения в 2002 г., назвали 30,2% проживающих в Чувашской Республики [2].

Таким образом, личное подсобное хозяйство является важным условием выживания большинства городского и сельского населения. Но следует отметить тот факт, что с 2003 г. их количество уменьшается. Причинами сокращения количества ЛПХ являются, во-первых, тяжелый физический труд, если учесть, что в основном в данном секторе трудятся пенсионеры, во-вторых, увеличиваются расходы, связанные с проездом, в-третьих, имеются случаи, разграбления дачных построек. Так, если в 1990 г. ЛПХ было 213,3 тыс., в 1999 г. - 209,4 тыс., в 2002 г.

- 212,1, то в 2005 г. - 210,3 тыс. семей.

Агропродовольственная политика - совокупность мер, осуществляемых государством в целях развития и создания условий для эффективного формирования агропромышленного комплекса, повышения уровня и качества жизни населения.

Основными целями агропродовольственной политики являются: обеспечение населения Российской Федерации доступными высококачественными продуктами питания в размерах, поддерживающих здоровый образ жизни; обеспечение продовольственной безопасности; развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства; формирование развитых агропродовольственных рынков; создание равных условий хозяйствования для предприятий аграрного сектора и других отраслей экономики; повышение финансовой устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; рост доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, обеспечение материальной базы устойчивого развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения; соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, создание потенциала для будущего развития.

Придавая приоритетное значение развитию агропромышленного комплекса, в целях увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции, созда-

ния рабочих мест и условий труда для жителей сельских территорий Президентом Российской Федерации были обозначены ряд стратегических приоритетов, в развитие поручений которого на расширенном заседаний коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации были одобрены основные положения приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [4].

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» будет реализовываться по трем основным направлениям: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Всего на реализацию национального проекта из федерального бюджета предусмотрены бюджетные средства в размере 34,9, из них в 2006 г. - 16,2, в 2007 г. - 18,7 млрд руб. Из них на развитие животноводства - 14,63, стимулирование малых форм хозяйствования в АПК - 15,97, обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе - 4,0 млрд руб.

В 2004-2005 гг. принят ряд важных указов Президента Чувашской Республики: по вопросам содействия занятости населения в сельской местности, развитию системы сбыта и закупок сельскохозяйственной продукции, по сохранению государственной поддержки села и совершенствованию кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

В 2005 г. сохранены все виды государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Чувашской Республики. В 2006 г. на развитие сельского хозяйства из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 665,5 млн руб., или 115% к уровню 2005 г.

Кроме того, в республике на социальное развитие села для создания комфортных условий проживания в сельской местности и общественной инфраструктуры как предпосылки развития бизнеса из расходной части республиканского бюджета Чувашской Республики выделяется до 1/3.

Стратегическим условием ускоренного развития Чувашской Республики является формирование эффективной инновационной среды. Основной целью инновационного развитого общества, интегрированного в мировую экономику за счет формирования на территории республики новой идеологии - идеологии инновационной культуры, обеспечивающей инновационное развитие во всех сферах ее жизнедеятельности, повышение интеллектуальной капитализации как основы социально-экономического развития Чувашской Республики. В частности, для аграрного сектора ею является реализация «зеленой революции» через максимальное использование природного и биологического потенциала сельскохозяйственных животных и растений в Чувашской Республике; специализацию организаций сельскохозяйственной сферы; обновление технической инфраструктуры; внедрение новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством.

Основными приоритетами экономической политики в ближайшее время должны быть: сохранение и повышение конкурентоспособности экономики Чувашии на внутреннем и мировом рынках, обеспечение устойчивого экономического роста и последовательное повышение уровня жизни населения, обеспечение устойчивого роста и развития крупных агропромышленных формирований.

В настоящее время в экономически развитых странах крупные аграрные предприятия являются структурообразующей основой аграрного сектора, занимая там доминирующие позиции. Не менее важное место крупные аграрные предприятия занимали и в экономике отечественного аграрного сектора. В доперестроечный период они поставляли государству абсолютное большинство производимой в

стране сельскохозяйственной продукции. На современном этапе развития крупные аграрные предприятия Российской Федерации, несмотря на крайне неблагополучные условия их жизнедеятельности, продолжают оставаться основой отечественного АПК. Очевидно, что преимущества крупного сельскохозяйственного производства являются вполне реальными. Мелкое производство с учетом его особенностей не сможет полностью заполнить экономическую нишу, образовавшуюся в результате поспешных мер по приватизации и разукрупнению крупных субъектов аграрного сектора экономики.

Особое значение приобретает целевая помощь со стороны государства наиболее крупным аграрным предприятиям, в число которых входят племзаводы, хозяйства, производящие элитные сорта зерна, и так далее. Так, в России на начало 2005 г. насчитывалось 22,3 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций. В основном это были сельскохозяйственные производственные кооперативы (57%), акционерные общества (17,8%), общества с ограниченной ответственностью (14,2%). Количество предприятий с государственной формой собственности сократилось до 2,4 тыс.

Информация о крупных и средних (по размерам производства) организациях России приведена в рейтинговых списках хозяйств, публикуемых на основе исследований ВИАПИ им. А.А. Никонова по отбору лучших организаций (клуб «Агро -300»). Членами клуба «Агро-300» являются наиболее эффективные хозяйства России, которые составляют 1,3% от общей численности сельскохозяйственных предприятий. Имея в распоряжении лишь 1,9% сельхозугодий, они дали 19,1% товарной продукции всех сельскохозяйственных предприятий страны и 89% прибыли. Лидером в рейтинговых списках является ОАО «Омский бекон». Выручка от реализации продукции данного предприятия составляет около 2 млрд руб., балансовая прибыль 490,8 млн руб. При этом численность работников - 3737 человек, площадь сельскохозяйственных угодий - 62368 га. Представителями Чувашской Республики в данном списке выступают ЗАО «Агрофирма Ольдеевская» и ОАО «Чувашский бройлер» [3]. Основными факторами, позволившими хозяйствам достигнуть столь высокой эффективности, являются масштаб производства, специализация, высокая урожайность, высокое качество, и соответственно, цена продукции, низкие издержки производства.

Для широкомасштабной работы по поддержанию крупных аграрных предприятий необходимо решение следующих проблем: инвестирование крупных аграрных предприятий посредством целевых бюджетных поступлений, что позволит крупным аграрным субъектам хозяйствования в дальнейшем наращивать объемы производства сельскохозяйственной продукции; обеспечить продовольственную безопасность; расширить сбыт и рост рынков отечественных продуктов питания; обеспечить паритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Реалии российского аграрного сектора таковы, что в нынешних условиях экономически более выгодно развивать крупные сельскохозяйственные предприятия, чем организовывать новые, мелкие. Перспективы у крупного аграрного производства есть, и они вполне могут быть воплощены в жизнь.

Мелкие по размерам предприятия не могут соблюдать научно обоснованных систем земледелия и животноводства, приобретать высокопроизводительную технику, внедрять инновационные технологии и конкурировать на рынке. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий привела к многоукладной экономике. Мелкие товаропроизводители оказались в большинстве своем низкоконкурентными. Личные подсобные хозяйства имеют невысокую производительность труда, применяют в производстве в основном простейшие технологии, следовательно, труд в них является не самым прогрессивным. Крупные предприятия раз-

вивают аграрный сектор, позволяют создавать основу для кооперации и сотрудничества с фермерскими хозяйствами и личными подворьями, внедрять инвестиции, инновации и развивать потребительскую кооперацию.

Несомненно, вступление России во Всемирную торговую организацию является шагом вперед в развитии рыночных отношений, так как способствует интеграции в мировую экономику, развитию экспорта российских товаров, привлечению выгодных инвестиций и т.д.

Таким образом, основными приоритетами аграрной политики на современном этапе развития аграрных отношений являются сохранение и повышение конкурентоспособности экономики аграрного сектора Чувашии; рост уровня жизни сельского населения; создание условий для роста инвестиционной привлекательности АПК за счет реализации высокоэффективных проектов, ускоренного развития общественной инфраструктуры; усиление поддержки малого предпринимательства, активизация мер по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, содействие крупным сельскохозяйственным предприятиям.

Для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования, проведения сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики. Необходимость государственного вмешательства в агропромышленный комплекс ни у кого не вызывает сомнения, так как оно преследует цель продовольственной безопасности и улучшения продовольственного обеспечения населения страны.

С учетом приоритетности развития аграрных отношений в современных условиях хозяйствования основными задачами государственного регулирования являются:

- установление объемов закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных и муниципальных нужд, создание их резерва по основной номенклатуре и выделение на эти цели бюджетных средств и кредитных ресурсов;

- создание и повышение роли государственного оптового продовольственного рынка в формировании резерва продовольствия;

- повышение роли и ответственности представителей государства в органах управления АО с пакетами акций, находящимися в собственности государства, за выполнение возложенных на них обязанностей;

- создание условий для привлечения в сельское хозяйство инвестиций, достижение безубыточности агропромышленного производства;

- поддержка крупных сельскохозяйственных предприятий как основы аграрного сектора экономики;

- защита отечественных товаропроизводителей;

- развитие сельскохозяйственной кооперации с целью улучшения условий доступа на товарные и финансовые рынки;

- повышение уровня жизни населения;

- разработка и реализация республиканских целевых программ развития социальной и инженерной инфраструктуры.

Реализация вышеперечисленных мероприятий будет способствовать совершенствованию аграрных отношений, так как позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства, модернизировать материальнотехническую базу производителей и переработчиков сырья. Наряду с этим дополнительную поддержку получат сельскохозяйственные товаропроизводители, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, что в це-

лом будет способствовать развитию малого бизнеса и иных форм предпринимательства.

Литература

1. Агропромышленный комплекс Чувашии, 2006: Стат. сборник / Чувашстат. Чебоксары, 2006. 135 с.

2. Ильин И.Е. Аграрная реформа в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Чебоксары, 2005. 344 с.

3. Кто они лидеры российского агробизнеса? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 12. С. 1-10.

4. Материалы официального сайта Минсельхоза России Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. 2006. № 1. С. 3.

5. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В.А., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др. М.: Политиздат, 1988. 735 с.

ЗЫРЯЕВА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА родилась в 1979 г. Окончила Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры управления и экономики Алатыр-ского филиала Чувашского университета. Соискатель кафедры экономической теории и рыночного хозяйства Чувашского университета. Занимается проблемами аграрных отношений в современной экономической системе. Имеет 8 публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.