Научная статья на тему 'Становление крестьянских (фермерских) хозяйств в Чувашии на рубеже XX-XXI веков: этапы, проблемы, перспективы'

Становление крестьянских (фермерских) хозяйств в Чувашии на рубеже XX-XXI веков: этапы, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов Петр Петрович

Впервые в региональной историографии исследуются основные этапы становления, развития крестьянских (фермерских) хозяйств Чувашии на рубеже ХХ-ХХI вв., показаны проблемы в реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на примере национального региона Поволжья с привлечением статистических источников и материалов текущего архива Казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Агро-Инновации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление крестьянских (фермерских) хозяйств в Чувашии на рубеже XX-XXI веков: этапы, проблемы, перспективы»

УДК 94(470.344) «20/21»

СТАНОВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В ЧУВАШИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ:

ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

FORMATION OF PEASANT FARMING IN CHUVASHIA AT THE TURN OF THE XX CENTURY: GENERAL STAGES, PROBLEMS AND PROSPECTS

П. П. Павлов P. P. Pavlov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Впервые в региональной историографии исследуются основные этапы становления, развития крестьянских (фермерских) хозяйств Чувашии на рубеже ХХ-ХХ1 вв., показаны проблемы в реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на примере национального региона Поволжья с привлечением статистических источников и материалов текущего архива Казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Агро-Инновации».

Abstract. Problems in realization of the priority national project «Development of agro-industrial complex» are illustrated by the data from a national Volga region on the basis of statistic sources and materials of the current archives of the State unitary enterprise «Agro-Innovation» in the Chuvash Republic.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, историография проблемы, периодизация, перспективы развития, агропромышленный комплекс, приоритетный национальный проект.

Keywords: peasant farms, historiography of the problem, division into periods, prospects of development, agroindustrial complex, the priority national project.

Актуальность исследуемой проблемы. Провозглашенный в 1990-х годах курс на многоукладность экономики в сельском хозяйстве потребовал комплекса мер, направленных на возрождение товарного частного крестьянского хозяйства в России. В аграрном секторе появились такие специфичные формы хозяйствования, как крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Они получили значительное развитие в последние годы, но многие вопросы до сих пор остаются нерешенными. Аграрные преобразования 90-х годов XX в. были начаты спонтанно, без правовой, организационной и экономической подготовки. Отсутствие обоснованной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики, а также односторонность аграрных преобразований, слабая защита отечественного товаропроизводителя и ряд других причин привели к тяжелым депрессивным последствиям в российском сельском хозяйстве. В связи с повышением внимания государства к аграрному сектору и необходимостью насыщения аграрного рынка сельскохозяйственной продукцией, произведенной отечественными сельхозпроизводителями, обеспечением продовольственной безопасности, решением социальных вопросов на селе, не прекращающимися дискуссиями

о путях развития сельского хозяйства считаем весьма актуальным обращение к проблеме развития крестьянских (фермерских) хозяйств в конце XX - начале XXI в.

Автор в данной статье ставит целью исследование становления и развития КФХ в Чувашии в указанный период. Необходимо решить следующие задачи: проанализировать основные этапы развития КФХ, изучить влияние законов СССР, Российской Федерации и Чувашской Республики, касающихся создания и функционирования КФХ, начиная с 1990 г., определить роль приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в дальнейшем развитии и укреплении КФХ.

Материал и методика исследований. Объектом предпринятого исследования являются крестьянские (фермерские) хозяйства Чувашской Республики. Предметом исследования является поступательное развитие КФХ, а также комплекс мер, принятых государством для их развития.

Методика исследования основывается на использовании современных способов сбора, обработки и анализа информации. Эмпирическая база исследования включает статистические сборники Госкомстата РФ, данные монографических исследований и анкетирования крестьянских хозяйств республики, информацию собраний, конференций, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств ряда районов Чувашии.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучение историографии проблемы показывает, что у истоков развития фермерства в России, оценки его роли в аграрном производстве стояли видные реформаторы и экономисты-аграрники первой четверти XX в.: П. А. Столыпин, А. В. Чаянов, А. Н. Челинцев и др. В советский период эта проблема учеными не рассматривалась, так как плановая экономика предусматривала только коллективные формы ведения хозяйства. В постсоветский период проблемы становления и развития КФХ освещены в работах ряда российских ученых-экономистов: В. Ф. Башмачникова [1], В. В. Казарезова [8], Д. В. Леонова [9] и других. Среди работ, посвященных проблеме КФХ, особо следует выделить работу В. В. Казарезова «Фермеры России (очерки становления)», в которой исследуется становление фермерского движения в стране. В книге сформулированы предпосылки, обусловившие аграрную реформу, отражена необходимость преобразований на селе, изменения отношения руководства страны к их осуществлению.

Проблемами становления и развития КФХ на территории Чувашской Республики занимались М. Н. Ергачев [3], В. И. Елагин [2], И. Е. Ильин [6] и другие. В монографии И. Е. Ильина «Аграрная реформа в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» автор на богатой эмпирической базе, которую составили материалы официальной статистики, результаты собственных социологических исследований, анализирует концептуальные модели аграрного реформирования России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. При этом за основу историкосоциологического анализа берется Чувашская Республика - специфический полиэтнический регион Приволжского федерального округа.

Одним из главных направлений радикального реформирования аграрных отношений в России в начале 1990-х годов определялось создание качественно нового сектора сельхозпроизводства - КФХ.

Первым законодательным актом, ставшим юридической базой и определявшим понятие собственности в отношении КФХ, стал Закон СССР «О собственности», принятый 6 марта 1990 г. № 1305-1 [4]. Но он, к сожалению, не снял препятствий на пути создания полноправных КФХ.

Наиболее важным среди нормативных актов, регулирующих отношения в аграрной сфере, явился Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. № 348-1 [5]. Принятый в разгар острой политической борьбы, он заложил правовую базу для создания и осуществления деятельности КФХ. Однако в законе оказались нормы компромиссного характера, недостаточно четкие по содержанию.

Попытки внедрения фермерских хозяйств в Чувашском крае были предприняты еще в эпоху столыпинских реформ. Но результаты этих реформ были мизерные - не более 0,5 % чувашских крестьян выделились на хутора и стали полновластными собственниками средств производства. Вновь к идеям Столыпина вернулись в эпоху радикального реформирования аграрных отношений в России в 1990-е годы.

В процессе создания, становления и развития КФХ в Чувашии мы предлагаем выделить четыре этапа:

Первый этап, начальный этап - период с 1990 по 1993 г. В это время наблюдается бурный рост числа КФХ. В этот период реформ, несмотря на провозглашенный плюрализм форм хозяйствования, приоритет перед другими формами был отдан КФХ. Если на

1 января 1991 г. в Чувашии было зарегистрировано всего 7 КФХ, то в конце первого этапа число хозяйств достигло 863. Постановлением Правительства РФ был установлен срок (до 1 июля 1991 г.) создания земельного фонда для обеспечения вновь организуемых КФХ; выделены бюджетные средства для обеспечения экономической поддержки; предоставлены льготы в налогообложении; начато льготное кредитование хозяйств через Фонд развития и поддержки КФХ «Российский фермер». Однако несовершенство форм контроля за расходованием этих средств привело к тому, что большая часть этих денег была израсходована не по целевому назначению.

Неоднозначным было отношение к фермерству и сельского населения, привыкшего к условиям жизни в колхозах и совхозах. Нередки были случаи открытого противодействия руководителей сельскохозяйственных предприятий, из земель которых выделялись КФХ. Например, в ряде районов республики руководители районных администраций нарушали сроки рассмотрения заявлений на создание КФХ. Желающие создать их были вынуждены обращаться в Антимонопольный комитет Чувашской Республики и в суды, решения которых, как правило, выносились в пользу фермеров. Среди объективных трудностей можно отметить отсутствие необходимой техники и невозможность приобретать ее в кредит, в счет будущего урожая, отсутствие натуральной семенной ссуды.

Таким образом, становление новых форм отношений в деревне шло с большим трудом. Связано это с тем, что на территории Чувашии общинная форма сельского хозяйства (землевладения) и общинная психология имеют многовековые корни. Сказались на этом процессе также просчеты и ошибки политиков и законодателей. Среди иных причин необходимо отметить отсутствие контроля над исполнением законов о земельной реформе, четких нормативных документов, определяющих порядок образования хозяйств, приватизации земель.

Второй этап - с начала 1994 г. по начало 2000 г. Этот период характеризуется частой сменой руководителей правительства России (И. С. Силаев, Е. Т. Гайдар, В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко), в силу чего обещанная поддержка КФХ не выполнялась в полной мере. Вот как об этом периоде пишет знаток фермерского движения В. В. Казарезов: «Руководители коллективных хозяйств и местные начальники, и так-то в большинстве своем недоброжелательно относившиеся к фермерам, видя охлаждение к этому укладу со стороны правительства, стали самым бессовестным образом мешать

созданию новых КФХ. В результате состояться фермерами оказалось по плечу только людям, обладающим незаурядными личностными качествами» [7, 84]. В целом по России в этот период происходит уменьшение количества КФХ с 280,1 до 261,7 тыс. Чувашский крестьянин оказался более настойчивым и упорным, доказательством чего является тот факт, что количество КФХ в Чувашии в период с 1994 по 1999 г. увеличилось с 940 до 1286 хозяйств. Находились люди, которые, не боясь трудностей, организовывали КФХ.

Третий этап - с 2000 по 2005 г. Это период характеризуется относительной стабилизацией КФХ по численности (с 1471 до 1993 хозяйств) при быстром росте обрабатываемых фермерами земельных площадей (с 12,3 до 18,7 тыс. га). Растет удельный вес фермерской продукции в общем объеме производимого продовольствия. Наблюдается заметное расслоение КФХ по главному признаку - количеству обрабатываемой земли (от нескольких гектаров до нескольких сотен гектаров). Государство начало оказывать реальную поддержку сельскому хозяйству, в том числе и КФХ. 30 декабря 2000 г. была принята республиканская целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы», включающий комплекс мероприятий по развитию отраслей агропромышленного комплекса, техническое оснащение и перевооружение, а также научное, кадровое и консультационное обеспечение. В феврале 2001 г. подписан Указ Президента Чувашской Республики Н. Федорова «О развитии реформ в агропромышленном комплексе», и этот год был им объявлен Годом агропромышленного комплекса, что говорит об особом отношении к этой отрасли и большом уважении к крестьянскому труду. В 2003 г. доля КФХ в структуре производства во всех категориях хозяйств составила 1,1 %, а индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в сравнении с предыдущим годом составил 133,3 %. При сокращении поголовья скота в республике в 2003 г. по сравнению с 2002 г. КФХ удалось сохранить поголовье коров, увеличить поголовье свиней, овец и коз, а также поголовье птицы. При росте общего объема производства валовой продукции сельского хозяйства на 1-2 % в год прирост объема производства в КФХ Чувашии в период с 2004 по 2006 г. составил 255,3 млн руб. (с 147,8 млн руб. до 403,1 млн руб.) [10]. Трудно назвать такую отрасль не только в Чувашии, но и в России, которая развивалась бы такими впечатляющими темпами.

Четвертый, современный этап - начался с 2006 г., с года начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в котором в качестве базового выделен приоритет развития малых форм хозяйствования на селе со значительной государственной поддержкой. Страна и ее сельское хозяйство получили в виде национального проекта новый инструмент управления, позволяющий сконцентрировать ресурсы государства, бизнеса и общества на наиболее значимых для него направлениях.

Вышеназванный проект реализуется по трем основным направлениям: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. Льготные долгосрочные кредиты в рамках программы развития АПК позволили не только пополнить оборотные средства КФХ, но и закупить новейшую технику и оборудование, новые элитные семена и высокопродуктивный скот. Принятие мер господдержки начало сказываться и на производительности КФХ. Несмотря на то, что доля КФХ в общем объеме продукции сельского хозяйства остается незначительной, она хоть медленно, но продолжает нарастать. При положительных сдвигах в развитии КФХ остается нерешенным ряд проблем в области правого положения, налогового законода-

тельства, обеспечения социальными гарантиями членов КФХ, что является причиной, по которой часть фермеров меняет статус КФХ на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), переоформляются в общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК). Особое беспокойство вызывает продажа собственниками своих земельных долей предпринимателям из других регионов. Чувашские фермеры не в состоянии составить должную конкуренцию в финансах и представителям банковских кругов. Все это в конечном счете может оказать негативное влияние на будущее чувашской деревни.

Резюме. Анализ современного состояния показал, что крестьянские (фермерские) хозяйства имеют большие возможности в своем развитии в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», получив равный доступ ко всем финансовым ресурсам, предусмотренным в федеральном и республиканском бюджетах на поддержку агропромышленного комплекса, и к льготному кредитованию для усиления своей материально-технической базы.

Представляется необходимым осуществление всего комплекса мероприятий, направленных на:

1) финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий и КФХ;

2) безусловное исполнение законов, обязывающих проведение определенных процедур при купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения и их целевого использования.

Сегодня, опираясь на статистические данные, можно констатировать, что крестьянские (фермерские) хозяйства в отдельных отраслях сельского хозяйства смогли создать достойную конкуренцию сельскохозяйственным организациям иных форм собственности и темпы роста производства в них за последние годы настолько выросли, что их можно охарактеризовать как устойчиво-динамические.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башмачников, В. Ф. Российский фермер: собственник, управляющий, работник / В. Ф. Башмачников. - М. : Панорама, 1994. - 67 с.

2. Елагин, В. И. Фермерские хозяйства Чувашии: проблемы организации и опыт практики / В. И. Елагин. - Чебоксары, 1997. - 246 с.

3. Ергачев, М. Н. Современное состояние и перспективы развития фермерских хозяйств в Чувашии / М. Н. Ергачев // Социально-экономические проблемы реформирования народного хозяйства на современном этапе. - 1994 (1995). - С. 138-177.

4. Закон № 1305-1 «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. - Режим доступа : http://www.zaki.ru/docs_ссср.ph?id=4568.

5. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Режим доступа : http://www.nalog.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=34764.

6. Ильин, И. Е. Аграрная реформа в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. / И. Е. Ильин. - Чебоксары : ЧГИГН, 2005. - 254 с.

7. Казарезов, В. В. Очерки истории крестьянского вопроса в России / В. В. Казарезов. - Вологда : «ИПЦ «Легия», 2003. - 98 с.

8. Казарезов, В. В. Фермеры России (очерки становления) : в 2-х т. / В. В. Казарезов. - М. : Колос, 1999. - 359 с.

9. Леонов, Д. В. Крестьянские (фермерские) хозяйства в аграрной политике государства: конец ХХ -начало ХХ1 вв. (На материалах областей Нижнего Поволжья) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Д. В. Леонов. - Саратов, 2003. - 186 с.

10. Чувашия - цифры и факты. 2008 / Статсб. - Чебоксары : Чувашстат, 2008. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.