Научная статья на тему 'Социально-демографические и эмоционально-коммуникативные характеристики родителей и их детей с нарушениями речевого развития'

Социально-демографические и эмоционально-коммуникативные характеристики родителей и их детей с нарушениями речевого развития Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
155
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение речи / речевое развитие / неговорящие дети / социальный фактор / демографический фактор / средовой фактор / коммуникация / дети / дошкольный возраст / speech disorders / speech development / non-speaking children / social factor / demographic factor / environmental factor / communication / children / preschool age

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Аханькова Татьяна Евгеньевна, Шипкова Каринэ Маратовна

В кратком сообщении с целью выявления роли социального, демографического и средового факторов в нарушении речевого развития у детей дошкольного возраста проанализированы данные 32 неговорящих детей в возрасте 2,5–5,5 года. Неговорящие дети в 77% случаев были физически здоровыми – по шкале Апгар 8/9 баллов. Большинство родителей детей отмечали у себя проблемы коммуникации по типу «избирательно-общительные» или «малообщительные». По стилю эмоционального реагирования у матерей преобладал сдержанно-тревожный стиль, у отцов – сдержанно-спокойный. У 90,6% выборки детей диагностированы нарушения психологического развития и расстройства аутистического спектра. Ставится вопрос о необходимости комплексного психологического подхода к работе с неговорящими детьми и их родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Аханькова Татьяна Евгеньевна, Шипкова Каринэ Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-demographic and emotional-communicative characteristics of parents and their children with speech development disorders

In pursuit of the objective of identifying the part played by the social, demographic, and environmental factors i№ the disorders of speech development of preschool children, this brief report submits the analysis of the data for 32 non‑speaking children aged between 2.5 and 5.5. In 77% of cases, non-speaking children were found to be somatically healthy with the Apgar score of 8/9. Most of the parents reported experiencing communication difficulties, describing themselves as either “selectively sociable” or “unsociable”. Reserved-anxious style of emotional response was found to be predominant among these children’s mothers, whereas the reserved-placid style predominated among the fathers. In this sample, 90.6% of children have been diagnosed as suffering from disorders of psychological development and the autism spectrum disorder. We raise the issue of the need for a comprehensive psychological approach towards working with non-speaking children and their parents.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические и эмоционально-коммуникативные характеристики родителей и их детей с нарушениями речевого развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХИАТРИИ

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2019

УДК: 616.89-008.434.59

DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11954

Материалы научно-практической конференции «Будущее детей с особенностями психического развития» (Москва, 28-29 ноября 2019 г.)

Т.Е. Аханькова1, К.М. Шипкова2- 3

Социально-демографические и эмоционально-коммуникативные характеристики родителей и их детей с нарушениями речевого развития

Краткое сообщение

1 ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации», Москва, Россия

2 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

3 ФГБОУ «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия

В кратком сообщении с целью выявления роли социального, демографического и средового факторов в нарушении речевого развития у детей дошкольного возраста проанализированы данные 32 неговорящих детей в возрасте 2,5-5,5 года. Неговорящие дети в 77% случаев были физически здоровыми - по шкале Апгар 8/9 баллов. Большинство родителей детей отмечали у себя проблемы коммуникации по типу «избирательно-общительные» или «малообщительные». По стилю эмоционального реагирования у матерей преобладал сдержанно-тревожный стиль, у отцов - сдержанно-спокойный. У 90,6% выборки детей диагностированы нарушения психологического развития и расстройства аутистического спектра. Ставится вопрос о необходимости комплексного психологического подхода к работе с неговорящими детьми и их родителями.

Ключевые слова: нарушение речи; речевое развитие; неговорящие дети; социальный фактор; демографический

фактор; средовой фактор; коммуникация; дети; дошкольный возраст Для цитирования: Аханькова Т.Е., Шипкова К.М. Социально-демографические и эмоционально-коммуникативные характеристики родителей и их детей с нарушениями речевого развития // Российский психиатрический журнал. 2019. № 6. С. 45-48. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11954

TE Achankova1, KM Shipkova2- 3

Socio-demographic and emotional-communicative characteristics of parents and their children with speech development disorders

Brief report

1 Center of speech pathology and neurorehabilitation, Moscow, Russia

2 V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow, Russia

3 Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

In pursuit of the objective of identifying the part played by the social, demographic, and environmental factors i№ the disorders of speech development of preschool children, this brief report submits the analysis of the data for 32 non-speaking children aged between 2.5 and 5.5. In 77% of cases, non-speaking children were found to be somatically healthy with the Apgar score of 8/9. Most of the parents reported experiencing communication difficulties, describing themselves as either "selectively sociable" or "unsociable". Reserved-anxious style of emotional response was found to be predominant among these children's mothers, whereas the reserved-placid style predominated among the fathers. In this sample, 90.6% of children have been diagnosed as suffering from disorders of psychological development and the autism spectrum disorder. We raise the issue of the need for a comprehensive psychological approach towards working with non-speaking children and their parents.

Key words: speech disorders; speech development; non-speaking children; social factor; demographic factor; environmental

factor; communication; children; preschool age For citation: Akhankova TE, Shipkova KM. [Socio-demographic and emotional-communicative characteristics of parents and their children with speech development disorders]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2019;(6):45-8. Russian. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11954

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХИАТРИИ

За последние два десятилетия наблюдается неуклонный рост количества детей с проблемами здоровья, в частности психического развития [1, 2], которые в последствии переходят в стойкие формы нарушения здоровья и приводят к инвалидности [3]. Запаздывание сроков речевого развития - наиболее частая причина обращений родителей за помощью к врачу, логопеду, психологу. Так, по данным неврологов, в России от 5 до 10% детей имеют проблемы с речью [4], а в некоторых европейских странах - до 30% детей [5]. Отклонения в развитии речи охватывают как трудности становления речевой артикуляции центрального или периферического генеза, проблемы понимания/построения фразовой речи, так и нарушения поведения, сопровождающиеся нарушением речевой коммуникации. К нарушениям развития устной речи в последующем могут присоединиться трудности усвоения школьных навыков (чтения, письма) [6, 7]. Тревожной тенденцией становится оказание специализированной помощи на поздних сроках, что связано с разными причинами. Одна из них заключается в том, что родители неговорящих детей, как правило, обращаются к логопедам/дефектологам после достижения ребёнком 3-4-летнего возраста. Другая причина - мононаблюдение специалиста, обычно невролога или логопеда, что зачастую ведёт к недооцениванию психического статуса ребёнка. Ещё одной причиной может быть нахождение ребёнка в зоне комфорта, атмосфере гиперопеки, что снижает его мотивационные возможности.

Материал и методы

Организация научной работы - выборочное одномоментное исследование описательного типа. Исследование выполнено в период 2018-2019 гг. на базе Центра патологии речи и нейрореабилита-ции г. Москвы. В работе была проанализирована выборка из 32 неговорящих детей, сформированная методом случайного выбора из банка данных 117 обращений. Неговорящие дети - это дети с грубым нарушением речевого развития, у которых речь имеет единичные элементы лепетной речи или представлена в форме крика, визга. Возраст детей - от 2,5 до 5,5 года, в том числе: до 2 лет -6,25%, от 2 до 3 лет - 37,5%, от 3 до 4 лет - 31,2%, от 4 до 5 дет - 21,8%, после 5 лет - 3,1%. Распределение по полу: мальчиков - 71,9%, девочек -28,1%.

Методы статистического анализа. Поскольку исследование носило описательный характер, то методы статистического анализа не применяли.

Этический аспект. Научная работа проведена с соблюдением принципов этических стандартов, гарантирующих уважение ко всем субъектам исследования и защиту их здоровья и прав.

Результаты и обсуждение

Причины обращений имели разнообразный характер: отсутствие вербальных средств общения; речь на уровне вокализмов, лепета; речь на «своём» языке; речь с использованием отдельных слов с нарушением звукопроизношения; эхола-лии, нередко с речевым негативизмом. У детей отмечались нарушения поведения: двигательные стереотипии; эмоциональная лабильность с аф-фективностью реакций и неадекватностью степени выраженности эмоционального ответа; недостаточная сформированность либо отсутствие навыков самообслуживания (неумение одеться, принимать пищу самостоятельно). Для всей выборки были характерны нарушения внимания: быстрая пресыщаемость, повышенная отвлекаемость, нарушение слухового внимания. По анамнестическим данным в 70% случаев роды происходили на сроке 38-40 недель, по шкале Апгар 77% новорождённых имели 8/9 баллов. При первичном обследовании детям были выставлены следующие диагнозы: F84.8 (31%) (общие расстройства развития), F94.8 (58,6%) (расстройства социального функционирования), F84 (6,9%) (детский аутизм), F83 (3,4%) (смешанные специфические расстройства психологического развития). Таким образом, в представленной выборке 90,6% детей имели нарушения психологического развития и практически у всех детей отмечались те или иные нарушения аутисти-ческого спектра.

Нами было проведено анкетирование родителей с целью сбора данных об их социально-демографических (возраст/образование) и эмоционально-коммуникационных (степень коммуникабельности/доминирующий тип эмоционального реагирования) характеристиках. Все родители имели высшее образование. Возраст родителей (мать/отец): 18-30 лет - 10/4 человека; 31-40 лет - 22/23 человека; 41-50 лет - 0/5 человек соответственно. Большинство родителей отмечали у себя проблемы коммуникации: 76% матерей и 66% отцов характеризовали себя как «избирательно-общительные» или «малообщительные». По эмоционально-личностным характеристикам ответы матерей распределились следующим образом: сдержанно-тревожный тип - 62,5%, сдержанно-педантичный - 25%, спокойно-эмоциональный тип - 12,5%. У отцов были следующие ответы: сдержанно-спокойный тип - 62,5%, тревожно-педантичный - 25%, эмоционально-импульсивный тип - 12,5%.

Заключение

Обычно при работе с детьми с грубым нарушением речевого развития (неговорящие дети) недооцениваются и по этой причине не исследуются специфические особенности семейной среды. Практика работы специалистов с этой категори-

Т.Е. Аханькова, К.М. Шипкова

ей детей ориентирована в основном на ребёнка. Результаты нашего исследования показывают, что у подавляющего большинства неговорящих детей сами родители имеют проблемы коммуникации, что является фактором, осложняющим коммуника-

тивное развитие неговорящего ребёнка. Таким образом, практика психологической работы с этими детьми должна быть ориентирована на комплексный подход, включающий работу и с ребёнком, и с его семьёй.

Сведения об авторах

Аханькова Татьяна Евгеньевна - заведующая детским амбулаторным отделением ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации» (Москва) Индекс: ORCID: 0000-0001-8833-0546 E-mail: document51@mail.ru

Шипкова Каринэ Маратовна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела патологии речи и нейрореабилитации Московского научно-исследовательского института психиатрии - филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва), доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической психологии ФГБОУ «Российский государственный гуманитарный университет» (Москва) Индексы: РИНЦ AuthorlD: 481674; ORCID: 0000-0001-8235-6155; ResearcherlD: L-6302-2013 E-mail: karina.shipkova@gmail.com

Информация о конфликте интересов и источнике финансирования

Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов. Научная работа инициативная, не финансируемая.

Литература

1. Макушкин Е.В., Демчева Н.К. Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000-2018 годах // Российский психиатрический журнал. 2019. № 4. С. 4-15.

2. Захарова Н.М., Милехина А.В. Психические и поведенческие расстройства у детей, развившиеся в условиях дистресса // Российский психиатрический журнал. 2019. № 4. С. 16-19.

3. Портнова А.А., Трущелёв С.А., Серебровская О.В. и др. Инвалидность детей с психическими расстройствами в Москве // Российский психиатрический журнал. 2018. № 2. С. 4-9.

4. Ягунова К.В., Гайнетдинова Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста // Российский вестник перина-тологии и педиатрии. 2018. Т. 63, № 6. С. 23-30.

5. Eicher J.D., Powers N.R., Miller L.L. et al. Characterization of the DYX2 locus on chromosome 6p22 with reading disability, language impairment, and IQ // Hum. Genet. 2014. Vol. 133. Р. 869-881.

6. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. 380 с.

7. Gibson C.J., Gruen J.R. The human lexinome: Genes of language and reading // Journal of Communication Disorders. 2008. Vol. 41. P. 409-420.

References

1. Makushkin EV, Demcheva NK. [Dynamics and comparative analysis of child and adolescent incidence of mental disorders in the Russian Federation in the years 2000-2018]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2019;(4):4-15. Russian. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11930

2. Zakharova NM, Milekhina AV. [Mental and behavioral disorders in children, developed in the context of distress]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2019;(4):16-9. Russian. DOI: 1560-957X-2019-11931

3. Portnova AA, Trushchelev SA, Serebrovskaya OV, et al. [Disability of children with mental disorders in Moscow]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2018;(2):4-9. Russian

4. Yagunova KV, Gaynetdinova DD. [Diagnostics and systematization of speech disorders in young and preschool children]. Ros Vestn Perinatol i Pediatr. 2018;63(6):23-30. Russian. DOI: 10.21508/10274065-2018-63-5-23-30

5. Eicher JD, Powers NR, Miller LL, et al. Characterization of the DYX2 locus on chromosome 6p22 with reading disability, language impairment, and IQ. Hum. Genet. 2014; 133:869-81. DOI: 10.1007/s00439-014-1427-3

6. Kornev AN. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: Klinicheskie i psikhologicheskie aspekty. SPb; 2005. 380 p. Russian.

7. Gibson CJ, Gruen JR. The human lexinome: Genes of language and reading. Journal of Communication Disorders. 2008;(41):409-20. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2008.03.003

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2019

УДК: 616.89-02-085

DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11955

Для корреспонденции

Мельникова Татьяна Сергеевна - доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории патологии мозга Московского научно-исследовательского института психиатрии -филиала ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3, к. 10 Телефон: +7 (495) 963-76-55 E-mail: tmel777@rambler.ru

Т.С. Мельникова, Э.Э. Цукарзи, С.А. Трущелёв, С.Н. Мосолов

Динамика альфа-ритма электроэнцефалограммы при транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга больных с резистентными депрессиями

Результаты оригинального исследования

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

В контролируемом эксперименте с целью изучения динамики характеристик альфа-ритма электроэнцефалограммы при транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга проведено исследование с участием 32 больных с терапевтически резистентными депрессиями. Транскраниальную магнитную стимуляцию головного мозга проводили при неэффективной тимоаналептической терапии. Спектральный анализ параметров электроэнцефалограммы проводили методом быстрого преобразования Фурье с усреднением не менее 30 эпох по 2 с. После транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга наибольшие изменения наблюдались в диапазоне альфа-ритма: его индекс возрастал во всех корковых зонах, но в большей степени усиление альфа-активности отмечалось в затылочных областях коры, формируя нормальное зональное распределение основного ритма электроэнцефалограммы.

Ключевые слова: транскраниальная магнитная стимуляция; ТМС; депрессия; спектральный анализ;

ЭЭГ; электроэнцефалография Для цитирования: Мельникова Т.С., Цукарзи Э.Э., Трущелёв С.А., Мосолов С.Н. Динамика альфа-ритма электроэнцефалограммы при транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга больных с резистентными депрессиями // Российский психиатрический журнал. 2019. № 6. С. 48-53. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11955

TS Melnikova, EE Tsukarzi, SA Trushchelev, SN Mosolov

The dynamics of EEG alpha-rhythm in transcranial magnetic stimulation of patients with treatment-resistent depression

Original article

V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow, Russia

We have carried out a controlled experiment in pursuit of the objective of studying the dynamics of EEG alpha-rhythm characteristics in transcranial magnetic stimulation of 32 patients with treatment-resistant depression. TMS was carried out when thymoanaleptic therapy was found to be ineffective. Spectral analysis of EEG parameters was carried using the Fast Fourier transform method averaging no less than 30 epochs at 2 sec. each. Following the transcranial magnetic stimulation, greatest alterations have been observed in the alpha-rhythm range - its index increased in all cortical areas, but the greatest increase i№ alpha-rhythm activity was seen in the occipital cortical areas, thus forming the normal zonal distribution of the main EEG rhythm.

Key words: transcranial magnetic stimulation; TMS; depression; spectral analysis; EEG; electroencephalography For citation: Melnikova TS, Tsukarzi EE, Trushchelev SA, Mosolov SN. [The dynamics of EEG alpha-rhythm in transcranial magnetic stimulation of patients with treatment-resistent depression]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2019;(6):48-53. Russian. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11955

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.