Кашкаров Алексей Александрович
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, начальник кафедры уголовного права и криминологии Крымского филиала Краснодарского университета МВД России (e-mail: kashkarov79@ yandex.ru)
Социально-демографическая характеристика личности преступника, совершившего должностное преступление в органах публичной власти Крымского федерального округа
В статье на основании исследования статистических и иных материалов за период с марта 2014 г. по октябрь 2015 г. проведен анализ социально-демографических факторов, которые характеризуют личность должностного лица органа публичной власти, совершившего должностное преступление в Крымском федеральном округе. Выявлены характерные особенности должностных преступлений, сформулирован криминологический портрет лица, совершившего должностное преступление в Крымском федеральном округе.
Ключевые слова: преступление, должностное лицо, орган публичной власти, Крымский федеральный округ.
А^. Kashkarov, Master of Law, Senior Researcher, Head of the Chair of Criminal Law and Criminology of Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kashkarov79@ yandex.ru
Socio-demographic characteristics of criminal who has committed crime in public authorities of Crimea federal district
In the article is made the analysis of socio-demographic factors that characterize the identity of the public authority official who has committed crime, based on statistical research and other materials for the period of March 2014 to October 2015 in the Crimea Federal District. In the article are determined key features of malfeasance and are formulated criminological portrait of the person who has committed crime in the Crimea federal district.
Key words: crime, official, public authority, the Crimea federal district.
Целью данной статьи является составление социально-демографической характеристики личности преступника, совершившего должностное преступление в органах публичной власти Крымского федерального округа (далее - КФО), на основании анализа статистических данных МВД по Республике Крым и УМВД России по городу Севастополю, а также материалов ГСУ СК России по Республике Крым, СУ СК России по городу Севастополю, иных сведений, полученных в результате исследования. В выборку исследования попали статистические данные и материалы уголовных дел, возбужденных в отношении должностных лиц органов публичной власти КФО в период с марта 2014 г. по август 2015 г. по признакам коррупции (согласно указанию Генпрокуратуры России от 11 сентября 2013 г. № 387-11, МВД России № 2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Рос-
сийской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [1]), в том числе возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, в отношении руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее -УФНС по РК).
Традиционно исследователи личности преступника осуществляют анализ устоявшихся приговоров по уголовным делам, по той или иной категории, однако с учетом того факта, что на данный момент отсутствует репрезентативная выборка приговоров по крымским должностным лицам органов публичной власти, которые совершили преступления, нами взяты в качестве эмпирической базы исследования именно вышеуказанные материалы.
Актуальность данного социально-демографического исследования заключается в том, что органы публичной власти КФО, как и все
26
крымское общество, являются транзитивными, т.е. проходят процесс интеграции и адаптации в российское правовое, политическое и социальное пространство. Большая часть должностных лиц органов публичной власти КФО ранее проходили службу в органах публичной власти Украины и, соответственно, находились в иной социокультурной и этико-профессиональной парадигме, которая имела свои, отличительные от российских, направления и тенденции развития, которые не всегда базировались на принципах профессионализма и гласности.
Анализ статистических данных, как отмечает А.Н. Игнатов, дает основание выявить изменения в динамике соответствующих показателей, определить взаимосвязи между ними и соответствующими процессами и явлениями, которые имеют место в социуме, определить закономерности формирования личности преступника [2, с. 138].
Изучение личности преступника носит комплексный и системный характер и основывается на изучении нескольких элементов, среди которых: социально-демографический, психологический, морально-нравственный, уголовно-правовой (который раскрывает сущность субъекта преступления). Все указанные компоненты, характеризующие личность преступника, являются общей криминологической характеристикой личности преступника.
Проведение социально-демографического исследования дает возможность осуществить более детальный анализ личности преступника, провести характеристику психологических особенностей личности преступника, совершившего должностное преступление в органах публичной власти, а также мотива-ционных процессов, которые происходят в сознании личности. В этой связи будет уместным привести высказывание Ю.М. Антоняна и В.Е. Эминова о том, что изучение личности коррупционера лежит, скорее, в области социальной и юридической психологии, нежели в рамках обычных общих подходов к личности преступника [3, с. 203].
Социально-демографическая характеристика личности преступника тесно взаимосвязана с уголовно-правовой характеристикой субъекта преступления (преступника), т.к. основными критериями, на основании которых осуществляется уголовно-правовая характеристика, являются возраст, вменяемость, наличие специальных признаков (родственные отношения с потерпевшим, наличие специального правового статуса (должностное лицо, военнослужащий)). Специальные признаки, дополнитель-
но характеризующие субъект преступления, в обязательном порядке находят свое законодательное закрепление в норме закона об уголовной ответственности, т.е. приобретают юридическое закрепление. Признаки, дающие основание проводить социально-демографическую характеристику личности преступника, не находят законодательного закрепления, как и психологические, однако социально-демографическая характеристика личности преступника значительно шире, при ее характеристике используются дополнительные признаки (которые некоторые социологи и психологи называют маркерами), даже базовый критерий уголовно-правовой характеристики - возраст -при осуществлении социально-демографического анализа изучается шире. Возраст, как категория социально-демографического исследования, всегда ранжируется и группируется, что дает основание для проведения исследования возрастных групп лиц, совершивших преступление.
Также следует напомнить, что уголовно-правовая характеристика субъекта преступления имеет важное значение для квалификации преступления, однако социально-демографическая и психологическая характеристика личности преступника может иметь важное значение при избрании меры пресечения и назначении наказания.
Все признаки, которые дают возможность осуществить социально-демографическую характеристику личности преступника, можно разделить на общие и специальные. К общим признакам (маркерам), на основании которых осуществляется социально-демографическая характеристика личности преступника, теория криминологии относит: пол, возраст, социальный статус, семейное положение, наличие на иждивении детей (родителей, иных лиц), образовательный уровень.
К специальным признакам (маркерам) социально-демографической характеристики личности преступника могут быть отнесены различные факторы. Дополнительные факторы характеристики дают возможность более детально изучить личность преступника, приблизиться к формированию личностно-психологи-ческого портрета преступника. Так, например, для социально-демографической характеристики личности наемного убийцы могут быть использованы такие маркеры, как служба в органах внутренних дел или служба в армии, участие в боевых операциях, наличие специальной физической, психологической или иной подготовки.
27
Как отмечают авторы монографии «Личность преступника: криминолого-психологиче-ское исследование», личность коррупционера следует понимать как относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, а также характер социального взаимодействия. Далее авторы отмечают, что личность коррупционера существенным образом отличается от личности других преступников, они обладают исключительными деловыми качествами, высоким уровнем трудоспособности, имеют высшее образование и часто не одно [3, с. 202-203].
Что касается социально-демографической характеристики личности должностного лица органа публичной власти, совершившего должностное преступление, то тут специальными маркерами должны, на наш взгляд, выступать следующие: должность, продолжительность службы в органах публичной власти, продолжительность нахождения в последней должности (временное исполнение обязанностей должностного лица).
В отношении характеристики должностной преступности в КФО можно также использовать дополнительные признаки (маркеры): является ли должностное лицо местным жителем или прибыло для прохождения службы из иного субъекта Российской Федерации; имеется ли в правоохранительных органах компрометирующая информация в отношении должностного лица органа публичной власти КФО до присоединения к России, однако такого рода показатель в рамках данного исследования проанализировать не представляется возможным.
Переходя к социально-демографической характеристике личности должностного преступника органа публичной власти в КФО, отметим, что с момента вступления в состав Российской Федерации по октябрь 2015 г. было зарегистрировано 336 преступлений коррупционной направленности (из них совершенных должностными лицами органов публичной власти: 36 преступлений в 2014 г. и 51 - в 2015 г.), в городе федерального значения Севастополь -203 (из них в отношении исследуемой категории лиц: 17 - в 2014 г. и 34 преступления -в 2015 г.). За неполные два года в КФО оперативными подразделениями МВД и ФСБ России задокументирована преступная деятельность 138 должностных лиц органов публичной власти, которые совершили преступления коррупционной направленности.
Традиционно социально-демографическую характеристику личности преступника начина-
ют с анализа возраста. Возрастные показатели лиц, совершивших должностные преступления, распределились следующим образом: в возрасте от 20 до 30 лет - 31 человек (22,46%); от 31 до 40 лет - 51 (36,95%); от 41 до 50 -40 (28,98%); от 51 до 60 - 15 (10,86); свыше 61 - 1 (0,72 %).
Также одним из обязательных социально-демографических маркеров является гендер-ное соотношение. Анализируя имеющуюся информацию, можно отметить, что практически 93% являются лицами мужского пола. Данный факт объясняется тем, что большинство должностных лиц органов публичной власти, которые совершили коррупционные преступления в анализируемый период в КФО, являются сотрудниками правоохранительных органов. Женщины (9 человек из общего количества), которые совершили коррупционные преступления, - это преимущественно сотрудницы ФМС России, представители органов местного самоуправления, председатель участковой избирательной комиссии.
Изучение биографических сведений должностных лиц органов публичной власти КФО, в отношении которых возбуждены коррупционные уголовные дела, по признаку «образовательный уровень» дает основание утверждать, что подавляющее большинство исследуемых лиц имеют высшее образование, исключение составляет помощник участкового уполномоченного полиции по Ленинскому району, который на момент получения взятки за несоставление протокола об административном правонарушении обучался в одном из вузов Крыма.
Продолжая анализ образовательного уровня должностных лиц органов публичной власти, следует отметить, что треть (34,3%) должностных лиц органов публичной власти, в отношении которых возбуждены уголовные дела, имеют два высших образования (преимущественно одно из них либо юридическое, либо экономическое, либо техническое). Показательным является образовательный уровень руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, который имеет три высших образования (медицинское, экономическое и управленческое) [4].
Первое место по профилю высшего образования среди должностных лиц органов публичной власти, в отношении которых возбуждены уголовные дела в КФО, занимает юридическое образование (свыше 60%). Данный факт объясняется тем, что подавляющее число уголовных дел возбуждено в отношении сотрудников ОВД, представителей прокуратуры и Феде-
28
ральной службы судебных приставов, наличие юридического образования у которых обусловлено квалификационными требованиями к занимаемым должностям.
Также следует отметить, что распространенным среди указанных лиц является экономическое (19%), техническое (12%), педагогическое (7%), медицинское либо биологическое (1%) образование.
Характеризуя такой профессиональный маркер социально-демографической характеристики личности преступника, как занимаемая должность, следует отметить, что из всех лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, это:
сотрудники ОВД - 49;
сотрудники Федеральной таможенной службы - 7;
сотрудники ФССП России - 8; сотрудники ФМС России - 12; сотрудники ФСИН России - 3; сотрудники прокуратуры - 2; сотрудники ФНС РФ - 9; представители органов публичной власти субъектов - 16;
представители местных (муниципальных) органов публичной власти - 32, из них главы муниципальных образований - 3 (Керчь, Коктебель и Инкерман).
Отдельно следует отметить также наличие различного рода поощрений должностных лиц органов публичной власти КФО, в отношении которых возбуждены уголовные дела по признакам коррупции. Так, согласно полученным данным около 87% исследуемых лиц (120 человек) поощрялись руководством в виде благодарностей и денежных премий за высокие
1. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание Гзнпрокура-туры России от 11 сент. 2013 г. № 387-11, МВД России № 2. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LA W_154639/.
2. Игнатов А.Н. Социально-демографическая характеристика лиц, совершивших умышленные убийства // Южно-украинский правовой журнал. 2013. № 2.
3. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование. М., 2010.
4. Руководитель УФНС по Республике Крым. URL: http://www.nalog.ru/rn91/about_fts/ structure/head/5071572/
показатели в работе и профессионализм; 12% имеют поощрения от органов публичной власти субъектов Российской Федерации; 2,2% имеют награды и поощрения федеральных органов власти.
Исходя из этого, можно предположить, что должностные лица органов публичной власти, привлекаемые к уголовной ответственности в КФО, находятся на хорошем счету у руководства, что также может свидетельствовать о наличии склонности к карьеризму у данных лиц.
Большинство должностных лиц органов публичной власти в КФО, в отношении которых подразделениями следственного комитета возбуждены уголовные дела, до референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации проживали на территории полуострова, исключение составили должностные лица федеральных органов публичной власти, которых откомандировали для оказания практической помощи и организации деятельности того либо иного органа публичной власти. С точки зрения отраслевой принадлежности это представители ГИБДД МВД и Федеральной таможенной службы.
Проанализировав социально-демографические показатели должностных лиц органов публичной власти, в отношении которых возбуждены уголовные дела в КФО по признакам коррупции, можно сделать обобщающий вывод, что таким лицом является мужчина, сотрудник правоохранительных органов, в возрасте до 43 лет, который находится на хорошем счету у руководства, а также проживал в Крыму до референдума, имеет высшее (скорее юридическое) образование, женат и имеет на иждивении ребенка.
1. About introduction of the lists of the articles of the Criminal code of the Russian Federation used in making statistical reporting: note of the Russian Prosecutor General's Office of Sept. 11, 2013 № 387-11, the Ministry of the Interior of Russia № 2. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154639/.
2. IgnatovA.N. Socio-demographic characteristics of persons who have committed premeditated murder // South-Ukrainian legal magazine. 2013. № 2.
3. Antonyan Yu.M., Eminov V.E. Person of the criminal: criminological-psychological research. Moscow, 2010.
4. Guide of the Federal Tax Service of the Republic of Crimea. URL: http://www.nalog.ru/rn91/ about_fts/structure/head/5071572/
29