УДК 343.98
DOI 10.17150/1996-7756.2016.10(2).270-279
ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИКРИМИНАЛЬНОГО И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Ю.П. Гармаев1' 2, Е.И. ПоповаЗ
1 Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Российская Федерация
2 Забайкальский государственный университет, г. Чита, Российская Федерация
3 Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Российская Федерация
Информация о статье Дата поступления 6 октября 2015 г.
Дата принятия в печать 23 марта 2016 г.
Дата онлайн-размещения 29 июня 2016 г.
Ключевые слова Правовое просвещение; антикриминальное просвещение; терроризм; правосознание; правовая культура; Крымский федеральный округ
Аннотация. Перед Крымским федеральным округом (КФО) проблема правового просвещения населения стоит наиболее остро по сравнению с другими регионами страны. Независимо от образования и опыта все жители округа оказались в условиях дефицита информации о российском законодательстве и праве в связи с известными событиями, произошедшими с начала 2014 г. Крымский полуостров, быть может как никакой иной регион в истории России, веками привлекал преступников различных «уголовных специальностей». Уникальные исторические, социально-политические и культурные особенности Крымского полуострова требуют специальных научных исследований и прикладных разработок, направленных на антикриминальное, антитеррористическое и, шире, общеправовое просвещение в КФО.
В статье анализируется отечественный и зарубежный опыт реализации мер правового просвещения, его применимость на территории Крымского округа. Еще в 2014 г. при Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского был создан временный научный коллектив, в который помимо сотрудников вновь созданного университета были приглашены ученые-юристы из крупных юридических вузов других регионов России. Коллектив подготовил ряд публикаций, составил и подал несколько заявок на участие в конкурсах на получение российских научных грантов по тематике правового просвещения в КФО. Авторы делают вывод о необходимости перехода от временного научного объединения к созданию постоянно действующего Центра правового просвещения населения КФО. В рамках его деятельности должна быть сформирована междисциплинарная научная программа правового просвещения населения. Предлагаются направления деятельности центра, варианты сотрудничества с юридическим сообществом других регионов страны. В частности, системная деятельность по правовому просвещению населения КФО в сфере противодействия преступности и терроризму позволит повысить эффективность профилактических мер, снизит риск совершения преступлений вследствие незнания законодательства, станет сдерживающим фактором для незаконопослушных граждан. Доступно сформулированные, в меру лаконичные междисциплинарные просветительские материалы необходимо создавать и распространять с использованием новейших информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и телекоммуникационных сетей.
THE ORGANIZATION OF ANTICRIMINAL AND ANTITERRORIST EDUCATION IN THE CRIMEAN FEDERAL DISTRICT
Yury P. Garmaev1' 2, Elena I. Popova3
1 Kuban State Agrarian University, Krasnodar, the Russian Federation
2 Zabaikalsky State University, Chita, the Russian Federation
2 East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude, the Russian Federation
Article info
Received
2015 October б
Accepted
2016 March 23
Abstract. The issue of legal education is more urgent in the Crimean Federal District (CFD) than in other regions of the country. Regardless of their educational background and experience, all residents of the District face a deficit of information on Russian legislation and law after the well-known events that happened in early 2014. The Crimean peninsular has been attracting criminals of different «criminal specializations» for centuries, and probably more than any other region in Russian history.
Available online 2016 June 29
Keywords
Legal education; anticriminal education; terrorism; legal consciousness; legal culture; the Crimean Federal District
Unique historical, social, political and cultural features of the Crimean peninsular require special research and practical work aimed at anticriminal, antiterrorism and general legal education in the CFD.
The paper analyzes Russian and international experience of implementing legal education and the possibility of using it in the Crimean District. As far back as in 2014 a temporary research team was set up at Tavrichesky Academy of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, that included not only the faculty members of the newly organized university, but also legal scholars from large Law Universities in other Russian regions. This team prepared a number of publications and compiled several applications to get Russian research grants for legal education in the CFD. The authors conclude that it is necessary to turn this temporary research team into a permanent Center of Legal Education for the residents of the CFD. Its work should allow to develop an inter-disciplinary research program of legal education. The authors present their ideas regarding the scope of the Center's work, they also describe various options for cooperation with legal communities in other regions of Russia. Thus, the systemic work on the legal education of the CFD's residents in counteracting crime and terrorism will allow to increase the effectiveness of crime prevention, to reduce the risk of committing crimes due a poor knowledge of legislation and will become a restraining factor for the law-abiding citizens.
Easily understandable and laconic inter-disciplinary educational materials should be created and disseminated with the use of information technologies connected with the development of computer technology and telecommunication networks.
В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных президентом РФ 4 мая 2011 г. (далее — Основы), обозначена актуальная для целого ряда научных направлений цель — формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства (п. 3). Важнейшей задачей в этом контексте провозглашается пропаганда и разъяснение гражданам необходимости соблюдения своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
Данная задача особенно актуальна и нова для населения Крымского федерального округа (КФО) как в текущей сложной политической и социально-экономической ситуации, активно обсуждаемой учеными разных стран мира, так и на длительную перспективу развития региона. На Крымском полуострове проблема повышения правовой грамотности и правосознания населения, обеспечения осведомленности граждан о характере, способах и пределах осущест-
вления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также организации доступа населения к квалифицированной юридической помощи будет решаться в рамках действующего законодательства Российской Федерации, т.е. в новых для жителей полуострова правовых реалиях. Ученые многих стран в настоящее время активно исследуют различные правовые явления, происходящие в Крыму [1; 2], однако задача правового просвещения в регионе еще не стала предметом глубокого научного осмысления.
Вместе с тем наиболее серьезными и вредоносными для каждого жителя КФО и для общества в целом, для органов государственной власти региона и всего государства представляются те возможные последствия, которые проистекают из недостатка правовых знаний в уголовно-правовой сфере, в частности в сфере противодействия терроризму. Действительно, важная проблема Крыма — низкий уровень правовой и психологической подготовленности населения в части противодействия этим негативным явлениям. Одним из первых документов, подписанных главой Республики Крым, стал указ «О создании антитеррористической комиссии в Республике Крым» от 15 апреля 2014 г.1 Данная
1 О создании антитеррористической комиссии в Республике Крым : указ Главы Респ. Крым от 15 апр. 2014 г. № 2-У. URL : http://glava.rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub_232067.pdf.
комиссия создана в рамках существующей общегосударственной системы предупреждения и пресечения террористических угроз на территории России. В ситуации, когда на Украине, в непосредственной близости от КФО, имеется реальная угроза продолжения боевых действий, отмечается неконтролируемый оборот огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, и все это на фоне националистических настроений отдельных узких групп населения в условиях так называемой информационной войны, актуальность противодействия указанным угрозам не вызывает сомнений [3].
Безусловно, повышение уровня угрозы терроризма в настоящее время характерно не только для России, но и для многих стран Западной Европы, Америки [4] и Азии [5, с. 106-109]. В последние годы это обеспечило заметную активизацию соответствующих научных исследований по всему миру. И хотя отдельные авторы формулируют, на наш взгляд, не вполне объективные, во многом политизированные выводы, например о высоком уровне «расистского насилия в России» [6], большинство результатов исследований позволяет изучать, анализировать и адаптировать к отечественным условиям иностранный и международный опыт противодействия угрозе терроризма и экстремизма [4; 7; 8]. Активно критикуемый в научных кругах национальный опыт, процесс и результаты реформирования отечественного уголовного и уголовно-процессуального законодательства, явные недостатки мер борьбы с преступностью в России, связанные с их низкой эффективностью и непропорциональностью [9], — все это, тем не менее, не является препятствием на пути к активизации деятельности по антикриминальному, антитеррористическому просвещению населения.
Мировой опыт показывает, что эффективность противодействия терроризму обеспечивается не столько репрессивными мерами, ужесточением уголовного законодательства, сколько устранением коренных причин терроризма, таких как нищета и пробелы в сфере защиты прав человека [10], в правовом воспитании и просвещении.
С учетом значимости так называемых силовых мер борьбы важной задачей противодействия преступности, терроризму, безусловно, является их предупреждение, что вряд ли возможно без системной правовой просветитель-
ской работы государства, без участия в этом процессе общества, а также научных коллективов и образовательных организаций. Как справедливо отметил Н.А. Беляев, «уголовно-правовая политика осуществляется не только через уголовно-правовые нормы, но и посредством идеологической работы с широкими народными массами, членами законодательных органов государства, работниками правоприменительных органов» [11, с. 99].
Вопросам правового просвещения во многих странах, а также на международном уровне уделяется большое внимание. Так, рядом развитых государств, в том числе и Россией, реализуются широкомасштабные международные проекты по антикоррупционному просвещению населения2, в странах Западной Европы (Германии, Великобритании и др.) много внимания уделяется просвещению в области экологического права. Этой проблеме посвящены специальные разделы в различных учебниках [12; 13]. В США важное значение имеет правовое просвещение в части предупреждения насильственной преступности. Осуществляется подобная работа и в России. Ведущие юридические вузы нашей страны помимо традиционных форм (грантовые программы, конференции, олимпиады, конкурсы и т.п.) ищут, находят и успешно внедряют новые, инновационные формы обучения основам правовой культуры и ее воспитания [14].
Противодействие преступности и терроризму путем правового просвещения населения, безусловно, должно отличаться гибкостью, адаптивностью и, как следствие, высокой эффективностью. Очевидно, что в Крымском округе население, а также органы государственной власти и структуры гражданского общества региона с точки зрения сложности, трудоемкости достижения целей государственной политики, изложенных в Основах (разд. IV), пребывают в более затруднительном положении, чем в других регионах страны, поскольку совсем недавно Крым находился под юрисдикцией другого государства и на момент воссоединения с Россией его жители мало что знают о ее законодательстве и особенностях правоприменения. Как отмечают ученые, серьезные сложности возникают в связи с переходом от уголовного и уголовно-процессуального законодательства
2 Project education against corruption. URL : http:// www.sdcentras.lt/antikorupcija/en/tp1.htm.
Украины к российскому уголовному и уголовно-процессуальному законодательству [15, с. 151]. Уникальные социально-политические и культурные особенности Крымского полуострова требуют специальных исследований специфики формирования правосознания его населения в условиях мультикультурной, полиэтнической и поликонфессиональной среды3.
Таким образом, эффективная реализация мер антикриминального просвещения в КФО, равно как и во всей стране, является важной задачей для всего государства, всего российского общества, всех слоев населения региона и каждого человека, проживающего в нем. Решение этой задачи должно строиться на основе прочного научного фундамента, включающего в себя результаты комплексных междисциплинарных теоретико-прикладных исследований различных аспектов правового просвещения [16].
Соответствующие научно-теоретические исследования и прикладные разработки целесообразно проводить и внедрять системно и согласованно, что с наибольшей эффективностью можно реализовать силами единого творческого коллектива. В этой связи в марте 2014 г. такой коллектив был создан. В его состав вошли работники кафедры уголовного процесса и криминалистики, других кафедр юридического факультета тогда еще Таврического национального университета, а ныне — Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (КФУ), призванного обеспечить подготовку кадров для комплексного социально-экономического развития КФО4. В научный коллектив были приглашены и ученые-юристы ряда крупных юридических вузов других городов и регионов России — Москвы, Новосибирской, Саратовской, Иркутской областей, Республики Бурятия и др. (один из авторов настоящей статьи также вошел в этот коллектив).
Данный научный коллектив подготовил ряд публикаций, составил и подал несколько заявок на конкурсы российских научных фондов
3 Заявка № 16-03-12033 на Основной конкурс 2016 г. Российского гуманитарного научного фонда «Создание системы информационного обеспечения антикоррупционного просвещения населения Крымского федерального округа» (тип проекта «в»). URL : http://www.rfh.ru/index.php/en.
4 Распоряжение Правительства РФ от 4 авг. 2012 г. № 1465р. URL : http://www.rg.ru/2014/08/13/kfu-site-dok.html.
(РГНФ, РНФ) по тематике правового просвещения в КФО. Проведенные коллективом за истекшие два года исследования дали интересные результаты. Они, в частности, указывают на недостаточный уровень правовой культуры, правосознания и правовых знаний населения полуострова. Вместе с тем и президент России в ранее упомянутых Основах впервые признал недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан всей страны, указав на это как на серьезную проблему обеспечения реализации принципов верховенства права (пп. 10, 11).
Одно из предложений указанного научного коллектива было следующим: на базе федерального университета необходимо создать подразделение — Центр правового просвещения населения КФО, в структуре деятельности которого на начальном этапе можно было бы обозначить, к примеру, следующие основные направления:
1. Антикоррупционное просвещение. Должно включать междисциплинарные исследования в области относительно новой науки — антикоррупционного права, а также ряда наук антикриминального цикла, административного права и других дисциплин, призванных обеспечивать комплексные меры по противодействию коррупции (коррупционным преступлениям и иным правонарушениям).
2. Правовое просвещение в сфере противодействия преступности, терроризму и экстремизму. Оно предполагает проведение исследований, направленных на правовое просвещение населения в области уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и криминологии, а также в вопросах противодействия таким сложным негативным явлениям, как терроризм и экстремизм (уголовно-правовое направление).
3. Правовое просвещение в сфере гражданских и трудовых правоотношений. Должно включать исследования, направленные на правовое просвещение населения в области гражданского права, гражданского процесса, трудового права, а также других наук и учебных дисциплин гражданско-правового цикла (гражданско-правовое направление).
4. Правовое просвещение с применением междисциплинарных и межотраслевых средств. В его рамках подразумевается право-
вое просвещение населения в области конституционного, административного права, а также проведение исследований с использованием потенциала ряда смежных в аспекте правового просвещения неюридических наук: философии, психологии, педагогики, информационных технологий (для краткости — межотраслевое направление).
5. Обеспечение доступности правовой информации и юридической помощи. Должно включать исследования и организационные мероприятия, направленные на реализацию мер названной государственной политики по обеспечению доступности правовой информации, развития системы информационно-правовых ресурсов, эффективного функционирования информационно-справочных систем, доступности всем слоям населения юридических услуг и т.п. с учетом положений п. 16 Основ (для краткости — направление обеспечения доступности).
В рамках реализации данных направлений необходимо сформировать инновационную междисциплинарную, межотраслевую научную программу правового просвещения населения Крыма, применение которой в дальнейшем можно распространить по всей России. Программа помимо создания центра должна включать разработку с использованием инновационных методологических средств специального информационного, в том числе программного, обеспечения, направленного на правовое воспитание, правовое просвещение и правовое информирование населения в Крымском федеральном округе.
Как констатируется в Основах, в реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, кроме государства, участвуют профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации (п. 5). С учетом этого указанный творческий коллектив целесообразно развивать на базе КФУ во взаимодействии с ООО «Ассоциация юристов России», другими профессиональными юридическими сообществами и структурами гражданского общества.
Пользуясь тем, что «Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права» имеет большой авторитет и широкую аудиторию читателей и авторов, от лица указанного коллектива предлагаем
нашим коллегам — ученым-юристам, преподавателям, представителям иных научных направлений, а также студентам и аспирантам всех регионов Российской Федерации откликнуться на предложение о взаимодействии в рамках предмета деятельности создаваемого Центра правового просвещения населения КФО (предложения могут быть направлены руководителю научного коллектива — заведующему кафедрой уголовного процесса и криминалистики Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского, кандидату юридических наук, доценту Михаилу Анатольевичу Михайлову ([email protected]) или одному из соавторов статьи ([email protected])).
Необходимо совместными усилиями реализовать системную деятельность по оказанию правовой помощи гражданам, развитию и укреплению правовой культуры, комплексной разработке, широкому распространению и использованию доступных, понятных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, для широкого распространения в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, в том числе с помощью СМИ.
Например, взаимодействие в данном направлении может быть реализовано следующим образом. Во Всероссийском государственном университете юстиции (РПА Минюста России) несколько лет назад была озвучена идея разработки классификатора популярных, рассчитанных на широкий круг читателей изданий по правовой тематике. Указывалось на необходимость «подготовки сводного плана издания и распространения серий (циклов) брошюр, буклетов, плакатов правовой тематики... сориентированных на массового читателя» [17]. К сожалению, эта полезная инициатива, в том числе в виде ежегодного конкурса соответствующих работ, реализовывалась только в рамках РПА Минюста России. Как сообщили нам коллеги из РПА, в настоящее время эти конкурсы не проводятся, а указанные информационные материалы не получили широкого распространения. Имеет смысл возродить идеи создания классификатора и проведения подобного конкурса как минимум по антикриминальной, антитеррористической тематике, но не в рамках одного вуза, а на всероссийском уровне. Результаты его проведения — конкретные средства правового просвещения (памятки, буклеты, электронные
приложения и т.п.) — необходимо свободно размещать в Интернете, на сайте создаваемого центра, сайтах юридических вузов.
Реализация программы антикриминального, антитеррористического просвещения обеспечит решение актуальной задачи общегосударственного масштаба, а также устойчивое развитие Крымского федерального университета и вузов других регионов, значительным образом укрепит их кадровый потенциал, будет способствовать развитию не только юридических, но и других общественных наук, информационных технологий, придаст необходимый импульс осуществлению научных исследований и разработок мирового уровня на полуострове, созданию наукоемкой продукции — комплексных средств правового просвещения населения региона и всей страны.
Проведение исследований и реализация мер правового просвещения населения КФО являются актуальной задачей для наук из всех перечисленных научных направлений. Следует отметить, что проблемы правового просвещения во взаимосвязи с проблематикой правовой культуры и правового воспитания рассматривались в трудах многих российских и зарубежных ученых-юристов. Из числа юридических наук проблемы правового просвещения изучает в основном теория права и государства. Анализ различных источников показывает, что к данной тематике обращались исследователи — представители и иных отраслей знаний: психологии, социологии, культурологии и т.д. Активно занимается обозначенными проблемами юридическая педагогика.
Высоко оценивая результаты соответствующих исследований, отметим, что они, как правило, не отличаются прикладной, собственно просветительской направленностью, поскольку предназначены в основном для специалистов и студентов (юристов, а также педагогов, социологов и др.) и, как правило, не адресованы широким слоям населения.
В ходе проведенных ранее исследований ни в рамках одного из предложенных выше направлений (уголовно-правового, антикоррупционного, гражданско-правового, межотраслевого и обеспечения доступности), ни в рамках одной из входящих в эти направления наук не предпринимались комплексные разработки, направленные на правовое просвещение населения
применительно к жителям КФО и с учетом вхождения Крымского полуострова в состав Российской Федерации. Кроме того, в рамках научных исследований в области правового просвещения ранее не использовались инновационные средства, предусматривающие применение новейших информационных технологий. Ни на Украине (до марта 2014 г.), ни в Российской Федерации пока не создана и не реализована межотраслевая научная программа правового просвещения населения.
Если предметно говорить о двух названных антикриминальных направлениях правового просвещения — антикоррупционном просвещении и правовом просвещении в сфере противодействия преступности, терроризму и экстремизму, то следует исходить из того, что, как уже отмечалось, в КФО научная и прикладная проблема противодействия преступности и терроризму стоит наиболее остро по сравнению с другими регионами страны. Жители КФО обладают различными уровнями правовой осведомленности — от качественного юридического образования и опыта правоприменения на Украине до примитивного набора знаний о законодательстве на бытовом уровне. Однако независимо от образования и опыта все жители региона оказались в условиях дефицита информации о российском праве в связи с известными событиями, произошедшими с начала 2014 г.
Системная работа по правовому просвещению населения КФО в сфере противодействия преступности и терроризму позволит снизить риск совершения преступлений вследствие незнания людьми законодательства, выступит сдерживающим фактором для незаконопослушных граждан, склонных к совершению правонарушений, уменьшит риск стать потерпевшими от преступлений для жителей региона. Конкретные советы и обучение населения поведению при угрозе террористических действий помогут предотвратить или существенно сократить ущерб даже в тех отдельных, надеемся, крайне редких случаях, когда, например, не удалось предотвратить соответствующие преступные проявления. Очевидно, что специальные, научно обоснованные средства правового просвещения необходимо распространять и среди особого типа адресатов — потенциальных потерпевших от преступлений, террористической деятельности. А это абсолютно каждый житель региона [3].
Следует помнить, что Крымский полуостров, быть может как никакой иной регион, на протяжении многих лет привлекает преступников различных «уголовных специальностей», в том числе мошенников, воров, грабителей, насильников. Совершенствуются способы и механизмы осуществления преступной деятельности. Растут реальные (а не только статистические) показатели организованной, профессиональной, трансграничной преступности. Своевременное упреждающее правовое информирование населения о потенциальных угрозах, средствах их предотвращения и пресечения с помощью правоохранительных органов, технико-криминалистических средств, внедрение системы мер виктимологи-ческой профилактики [18] может резко снизить вероятность для каждого стать потерпевшим, сведет до минимума шансы преступников.
Как показали исследования, предыдущие годы характеризовались недостаточной эффективностью работы милиции, высоким уровнем коррумпированности ее сотрудников, далеко не всегда их высоким профессионализмом, зачастую равнодушным отношением к обратившимся за помощью гражданам [19]. Преодоление этих проблем в ныне действующих российских правоохранительных органах, с одной стороны, и обращение к гражданам через систему правового просвещения, с другой стороны, способны вернуть кредит доверия населения подразделениям полиции и других правоохранительных, а также судебных органов.
В то же время правовое просвещение даст возможность адресатам правовой помощи противостоять все еще встречающимся противоправным действиям со стороны отдельных недобросовестных работников государственных органов.
Предварительные исследования в рамках подготовки заявок на гранты, проведенные упомянутым выше научным коллективом, показали, что деятельность по правовому просвещению населения КФО в сфере противодействия преступности и терроризму, если ее осуществлять без применения инноваций, без учета тенденции к информатизации образования, не даст устойчивого результата. Необходимо использование новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и телекоммуникационных сетей. Новая, информационная эпоха диктует необходимость
создания качественно обновленной информационно-образовательной среды [20, с. 28].
Привычные пока еще пути получения индивидами правовой информации разнообразны, но далеко не всегда удобны и доступны широким слоям населения. Препятствием для ее распространения и усвоения является ряд взаимодействующих факторов: платный характер значительной части юридической помощи, использование профессиональными юристами специальной терминологии, сложность формулировок. Реальность такова, что традиционные текстовые и прочие формы передачи правовой информации уже недостаточно эффективны, зачастую плохо воспринимаются, ненадолго задерживают внимание и не остаются в памяти ее адресата.
Между тем доступно сформулированные, в меру лаконичные, конкретные знания об уголовно-правовой квалификации тех или иных распространенных общественно опасных деяний, разъяснение ответственности за их совершение, информация криминологического, виктимологического характера, рекомендации в рамках уголовно-процессуальных, криминалистических средств профилактики преступлений и многое другое могут стать эффективными средствами противодействия преступности и терроризму, иным угрозам государственной и общественной безопасности, безопасности каждого жителя полуострова.
Говоря об этих средствах правового просвещения, мы ведем речь, в частности, о разнообразных печатных и электронных памятках, пособиях, лекциях, видеороликах, плакатах, буклетах (примерный перечень подобных средств правового просвещения часто упоминается в научных публикациях, но в них ничего не говорится о методологии и методике их создания в рамках соответствующих юридических наук) [21], а также об электронных приложениях, мультимедийных презентациях и т.п., в которых в краткой, наглядной и доступной для широких слоев населения форме излагались бы основные требования действующего законодательства (правовое информирование), а также вытекающие из них советы гражданам, вновь вступающим или могущим вступить в правоотношения либо находящимся в группе риска с точки зрения возможности совершения противоправных действий или, наоборот, рискующим стать жертвами посягательств, и т.п.
Таким образом, внедрение эффективной инновационной, междисциплинарной системы мер правового просвещения, в том числе в уголовно-правовой сфере, в сфере противодействия терроризму в КФО обладает высокими характеристиками актуальности и масштабности:
- для ряда юридических и иных наук, прежде всего антикриминального цикла: уголовного права, криминологии, криминалистики и др., заинтересованных в разработке междисциплинарных, межотраслевых средств профилактики перечисленных угроз, в том числе на региональном уровне, с учетом уникальной ситуации, сложившейся в связи с присоединением Крыма к России. Поскольку в адрес юридических наук часто раздаются критические замечания, связанные с их отставанием от потребностей практики [22; 23], предлагаемая концепция формирования кратких, доступных в процессе изучения рекомендаций, причем преимущественно в интерактивной, мультимедийной (стационарной плюс мобильной) форме, с междисциплинарным содержанием, может и должна стать приоритетным направлением развития прикладных разработок в рамках наук антикриминального цикла [24];
- для населения КФО, поскольку, как показывают проведенные исследования, оно в основной своей массе плохо знакомо с положениями виктимологической профилактики, с уголовным, уголовно-процессуальным и иным законодательством России в сфере противодействия преступности и терроризму, практикой его применения и теми весьма строгими видами юридической ответственности, которые могут быть применены к каждому человеку, вольно
или невольно ставшему субъектом преступной деятельности;
- для государства и общества, поскольку уже в момент создания КФО пришло осознание того факта, что терроризм, организованная преступность, коррупция в регионе относятся к числу основных источников угроз общественной безопасности, безопасности каждого жителя Крыма. При этом неприменение надлежащих мер предупреждения терроризма, преступности в КФО в текущих сложных социально-экономических и политических условиях грозит свести на нет все усилия государства и общества по адаптации и гармонизации региона в составе Российской Федерации;
- для экономики КФО, для которой названные угрозы являются ключевыми препятствиями к устойчивому развитию;
- не менее актуальна проблема и для правового воспитания молодежи (учащихся школ, колледжей, вузов) как наиболее уязвимой в силу возрастных особенностей категории населения полуострова.
Задачи, поставленные перед КФО, по скорейшей адаптации к новым условиям уникальны и еще ни в одном субъекте России не планировались к реализации в столь короткие сроки и в таких непростых условиях. Решению этих задач и будет способствовать широкомасштабная научно-просветительская деятельность по правовому просвещению крымчан, вернувшихся в правовое поле Российской Федерации. И эта деятельность может быть реализована эффективно только общими усилиями научного и вузовского сообщества всей страны, структурами гражданского общества при активной поддержке государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hilpold P. Ukraine, Crimea and New International Law: Balancing International Law with Arguments Drawn from History / P. Hilpold // Chinese Journal of International Law. — 2015. — Vol. 14, iss. 2. — P. 237-270.
2. Mullerson R. Ukraine: Victim of Geopolitics / R. Mullerson // Chinese Journal of International Law. — 2014. — Vol. 13, iss. 1. — P. 133-145.
3. Гармаев Ю.П. Правовое просвещение в Крымском федеральном округе: антикриминальный аспект / Ю.П. Гарма-ев, М.А. Михайлов // Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика : материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф., Симферополь — Алушта, 24-25 апр. 2015 г. / отв. ред. М.А. Михайлов, Т.В. Омельченко. — Симферополь : Крым. федер. ун-т им. В.И. Вернадского, 2015. — С. 23-26.
4. Investigating the Applicability of Macro-Level Criminology Theory to Terrorism: A County-Level Analysis / J.D. Freilich, A. Adamczyk, S.M. Chermak, K.A. Boyd, W.S. Parkin // Journal of Quantitative Criminology. — 2014. — Vol. 31, iss. 3. — P. 383-411.
5. Кочои С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика / С.М. Кочои. — М. : Проспект, 2005. — 175 с.
6. Arnold R. Systematic racist violence in Russia between «hate crime» and «еthnic conflict» / R. Arnold // Theoretical Criminology. — 2015. — Vol. 19, iss. 2. — P. 239-256.
7. Mythen G. Criminology and Terrorism: Which Thesis? Risk Society or Governmentality / G. Mythen, S. Walklate // The British Journal of Criminology. — 2006. — Vol. 6, iss. 43. — P. 379-398.
8. Pantazis C. From the «Old» to the «New» Suspect Community: Examining the Impacts of Recent UK Counter-Terrorist Legislation / C. Pantazis, S. Pemberton // The British Journal of Criminology. — 2009. —Vol. 49, iss. 5. — P. 646-666.
9. Смирнова И.Г. Общественное мнение об уголовном судопроизводстве: о чем говорят цифры / И.Г. Смирнова // Журнал российского права. — 2011. — № 5. — С. 57-65.
10. Hammond F. Terrorism's next victim : judicial review of the Malaysian Internal Security Act 1960 / Felicity Hammond // The Asian-Pacific Law & Policy Journal. — 2007. — Vol. 8, iss. 2. — P. 270-291.
11. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации / Н.А. Беляев. — СПб. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. — 176 с.
12. Kloepfer M. Umweltrecht / M. Kloepfer. — Muenchen : Beck, 2004. — 935 S.
13. Kraemer L. Environmental law / L. Kraemer. — 6th ed. — L. : Sweet and Maxwell, 2007. — 465 p.
14. Garmaev Yu.P. International Student Film Festival as A Means of Legal Education: Proposal for Holding the Event in Russia / Yu.P. Garmaev, L.P. Chumakova // World Applied Sciences Journal. — 2015. — Vol. 33, iss. 1. — P. 44-50.
15. Волеводз А.Г. О системе сосуществования российского и иностранного уголовного права и его процессуального применения на переходный период в Крыму и Севастополе / А.Г. Волеводз, Е.А. Копылова // Евразийский юридический журнал. — 2014. — № 4 (71). — С. 150-158.
16. Гармаев Ю.П. Правовое просвещение и правовое информирование в уголовном процессе и криминалистике / Ю.П. Гармаев // Библиотека криминалиста. — 2015. — № 5. — С. 258-271.
17. Герасимов С.И. О реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: проблемы и содержание / С.И. Герасимов // Проблемы формирования правосознания и правовой культуры современного российского общества : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.И. Герасимова. — М. : Рос. правовая акад. Минюста России, 2012. — С. 28-29.
18. Алымов Д.В. Актуальные проблемы профилактики преступлений террористической направленности / Д.В. Алымов // Полiтика в сферi боротьби зi злочиныстю : матерiали Мiжнародноí науково-практично!' 1нтернет-конференцп. — 1вано-Франювськ, 2014. — С. 292-296.
19. Михайлов М.А. Прогнозирование криминологической обстановки в Крыму / М.А. Михайлов, А.А. Игнатенко // Матерiали IV звпно!' науково-практично! конференцп професорсько-викладацького та курсантського складу ^мського юридичного шституту Нацюнального уыверситету внутршых справ : у 2 ч. — Омферополь : ДОЛЯ, 2002. — Ч. 1.— С. 45-52.
20. Воробьева Е.В. Основные тенденции использования инновационных технологий в образовании / Е.В. Воробьева // СМАЛЬТА. — 2014. — № 5. — С. 28-30.
21. Киселёва Н.А. К вопросу о роли и методике правовой пропаганды в правоохранительных органах / Н.А. Киселёва // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2011. — № 6. — С. 72-76.
22. Вележев С.С. Консолидация теории и практики в решении проблем, связанных с юридической ответственностью и наказанием / С.С. Вележев // Администратор суда. — 2011. — № 1. — С. 7-8.
23. Hilgendorf E. Juristenausbildung und neue Medien / E. Hilgendorf // Juristische Zeitung. — 2005. — № 8.— S. 369.
24. Гармаев Ю.П. Мультимедийные криминалистические и межотраслевые средства противодействия преступности: перспективы разработки и внедрения / Ю.П. Гармаев // Бюллетень Международной ассоциации содействия правосудию. — 2013. — № 1/7. — С. 24-32.
REFERENCES
1. Hilpold P. Ukraine, Crimea and New International Law: Balancing International Law with Arguments Drawn from History. Chinese Journal of International Law, 2015, vol. 14, iss. 2, pp. 237-270.
2. Mullerson R. Ukraine: Victim of Geopolitics. Chinese Journal of International Law, 2014, vol. 13, iss. 1, pp. 133-145.
3. Garmaev Yu.P., Mikhailov M.A. Legal education in the Crimea Federal District: an anti-criminal aspect. In Mikhailov M.A., Omel'chenko T.V. (eds). Ugolovnoe proizvodstvo: protsessual'naya teoriya i kriminalisticheskaya praktika. Materialy 3-i Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Simferopol' — Alushta, 24-25 aprelya 2015 g. [Criminal Procedure: Procedural Theory and Criminalistic Practice. Materials of the 3rd International Research Conference, Simferopol' — Alushta, April 24-25, 2015]. Simferopol', V.I. Vernadsky Crimean Federal University Publ., 2015, pp. 23-26. (In Russian).
4. Freilich J.D., Adamczyk A., Chermak S.M., Boyd K.A., Parkin W.S. Investigating the applicability of macro-level criminology theory to terrorism: A county-level analysis. Journal of Quantitative Criminology, 2014, vol. 31, iss. 3, pp. 383-411.
5. Kochoi S.M. Terrorizm i ekstremizm: ugolovno-pravovaya kharakteristika [Terrorism and Extremism: a Criminal Law Characteristic]. Moscow, Prospekt Publ., 2005. 175 p.
6. Arnold R. Systematic racist violence in Russia between «hate crime» and «еthnic conflict». Theoretical Criminology, 2015, vol. 19, iss. 2, pp. 239-256.
7. Mythen G., Walklate S. Criminology and Terrorism: Which thesis? Risk society or governmentality. The British Journal of Criminology, 2006, vol. 6, iss.43, pp. 379-398.
8. Pantazis C., Pemberton S. From the «Old» to the «New» Suspect community: Examining the impacts of recent UK counter-terrorist legislation. The British Journal of Criminology, 2009, vol. 49, iss. 5, pp. 646-666.
9. Smirnova I.G. Public opinion of criminal court procedure: what numbers tell us. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, 2011, no. 5, pp. 57-65. (In Russian).
10. Hammond F. Terrorism's next victim: judicial review of the Malaysian Internal Security Act 1960. The Asian-Pacific Law & Policy Journal, 2007, vol. 8, iss. 2, pp. 270-291.
11. Belyaev N.A. Ugolovno-pravovayapolitika iputi ee realizatsii [Criminal Law Policy and Ways of its Implementation]. Saint Petersburg, Leningrad State University Publ., 1986. 176 p.
12. Kloepfer M. Umweltrecht. Muenchen, Beck, 2004. 935 S.
13. Kraemer L. Environmental law. 6th ed. London, Sweet and Maxwell, 2007. 465 p.
14. Garmaev Yu.P., Chumakova L.P. International Student Film Festival as A Means of Legal Education: Proposal for Holding the Event in Russia. World Applied Sciences Journal, 2015, vol. 33, iss. 1, pp. 44-50.
15. Volevodz A.G., Kopylova E.A. On the principle of coexistence of the Russian and foreign criminal law and the peculiarities of its implementation during the transitory period in Crimea and Sevastopol. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2014, no. 4 (71), pp. 150-158. (In Russian).
16. Garmaev Yu.P. Legal education and legal awareness in the criminal proceedings and forensic science. Biblioteka krimina-lista = Criminalist's Library, 2015, no. 5, pp. 258-271. (In Russian).
17. Gerasimov S.I. On implementing state policy in the sphere of developing legal literacy and law awareness of citizens: issues and content. In Gerasimov S.I. (ed.). Problemy formirovaniya pravosoznaniya i pravovoi kul'tury sovremennogo rossiiskogo obshchestva. Materials of Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Issues of Developing Legal Awareness and Legal Culture of Contemporary Russian Society. Materials of All-Russia Research Conference]. Moscow, Russian Law Academy of the Russian Ministry of Justice Publ., 2012, pp. 28-29. (In Russian).
18. Alymov D.V. Topical issues of preventing terrorism crimes. Politika vsferi borot'bizizlochinnistyu. Materiali Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi Internet-konferentsii [Policy in the Sphere of Crime Counteraction. Materials of the International Research Internet-Conference]. Ivano-Frankivsk, 2014, pp. 292-296. (In Russian).
19. Mikhailov M.A., Ignatenko A.A. Forecasting the criminological situation in the Crimea. Materiali IV zvitnoi naukovo-praktichnoi konferentsii profesors'ko-vikladats'kogo ta kursants'kogo skladu Krims'kogo yuridichnogo institutu Natsional'nogo universitetu vnutrishnikh sprav [Materials of IV Research and Practice Conference of Faculty and Students of Crimean Law Institute of National University of Internal Affairs]. Simferopol, DOLYa Publ., 2002, pr. 1, pp. 45-52. (In Russian).
20. Vorob'eva E.V. Major trends of using innovative technologies in education. SMALTA, 2014, no. 5, pp. 28-30. (In Russian).
21. Kiseleva N.A. To the issue of the role and method of legal propaganda in law enforcement bodies. Zakonnost' i pravopo-ryadok v sovremennom obshchestve = Legality and legal order in modern society, 2011, no. 6, pp. 72-76. (In Russian).
22. Velezhev S.S. The consolidation of the theory and practice in resolving issues connected with legal liability and punishment. Administrator suda = Court's Administrator, 2011, no. 1, pp. 7-8. (In Russian).
23. Hilgendorf E. Juristenausbildung und neue Medien. Juristische Zeitung, 2005, no. 8, S. 369.
24. Garmaev Yu.P. Multimedia criminalistic and interbranch means of counteracting crimes: the prospects of development and adoption. Byulleten' Mezhdunarodnoi assotsiatsii sodeistviya pravosudiyu = Bulletin of the International Union of Assistance of Justice, 2013, no. 1/7, pp. 24-32. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гармаев Юрий Петрович — профессор кафедры криминалистики Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар, Российская Федерация; профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса Забайкальского государственного университета, г. Чита, Российская Федерация; доктор юридических наук, профессор; e-mail: [email protected].
Попова Елена Ильинична — доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, кандидат юридических наук, г. Улан-Удэ, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Гармаев Ю.П. Организация антикриминального и антитеррористического просвещения в Крымском федеральном округе / Ю.П. Гармаев, Е.И. Попова // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 2. — С. 270-279. — DOI : 10.17150/1996-7756.2016.10(2).270-279.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Garmaev, Yury P. — Professor, Chair of Criminalistics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, the Russian Federation; Professor, Chair of Criminal Law and Criminal Process, Zabaikalsky State University, Chita, the Russian Federation; Doctor of Law, Professor; e-mail: [email protected].
Popova, Elena I. — Ass. Professor, Chair of Criminal Law Disciplines, East Siberia State University of Technology and Management, Ph.D. in Law, Ulan-Ude, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Garmaev Yu.P., Popova E.I. The organization of anticriminal and antiterrorist education in the Crimean Federal District. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2016, vol. 10, no. 2, pp. 270-279. DOI: 10.17150/1996-7756.2016.10(2).270-279. (In Russian).