Научная статья на тему 'Социально-бытовые условия и ближайшее окружение, влияющие на формирование психофизиологического потенциала и состояние здоровья подростков'

Социально-бытовые условия и ближайшее окружение, влияющие на формирование психофизиологического потенциала и состояние здоровья подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2643
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / МИКРСОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / CHILDREN-ORPHANS / MICROSOCIAL PEDAGOGICAL NEGLECT / PATRONAT A FAMILY / A SOCIAL ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аминов А. С.

Выявлены причины социального сиротства, ключевыми из которых являются педагогическая несостоятельность и социальная незрелость. Показаны возможности воспитания детей в патронатных семьях и их преимущество перед учреждениями интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social conditions and the nearest environment, influencing formation of psychophysiological potential and a state of health of teenagers

The reasons of a social orphanhood key from which the pedagogical inconsistency and social immaturity is are established. Possibilities of education of children in patronat families and their advantage before establishments boarding school type are shown.

Текст научной работы на тему «Социально-бытовые условия и ближайшее окружение, влияющие на формирование психофизиологического потенциала и состояние здоровья подростков»

УДК 616-053.2/.5+371.72-012.6

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ И БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

А.С. Аминов ЮУрГУ, г. Челябинск

Выявлены причины социального сиротства, ключевыми из которых являются педагогическая несостоятельность и социальная незрелость. Показаны возможности воспитания детей в патронатных семьях и их преимущество перед учреждениями интернатного типа.

Ключевые слова: дети-сироты, микрсоциальная педагогическая запущенность, патронатная семья, социальное сиротство.

В настоящее время, в переломный период социально-экономических преобразований в России, проблемы сиротства становятся особо острыми. В современной России количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно растет, а число детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, приближается к 250 тысячам, поэтому утверждение, что воспитание в семье -наилучшее для нормальной жизни и развития детей и подростков, становится все более актуальным [19,20].

Проблемы сиротства включены в сферу научных и практических интересов медицины и психологии относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последнее время в связи с небывалым ростом количества детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы резко возросла. То, что в стране официально зарегистрировано более 700 тысяч детей-сирот и более 4 млн беспризорных детей, ставит их социализацию в ряд наиболее приоритетных национальных проблем.

В работах Г.М. Миньковского [13], Н.А. Стручковой [19] отмечается, что значение семьи в воспитании и формировании личности подростка имеет первостепенное значение. В настоящее время семья как социальный институт значительно изменилась в силу экономических, социальных, правовых и политических факторов [2]. Разрушение семей, социальное сиротство привели к негативным последствиям. Установлено, что безнадзорность дает 80 % преступлений, 60 % подростков приобщаются к алкоголю в семье [1, 2, 4]. Около 25-30 % трудных подростков выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой. Чем хуже взаимоотношения между родителями и детьми, тем выше вероятность того, что подросток совершит преступление [12, 17, 18].

Формирование индивидуальных психофизио-

логических возможностей и личности ребенка, проходящее в обедненных и искаженных условиях микросоциального окружения, претерпевает серьезную деформацию за счет резкого дефицита столь необходимой в раннем возрасте упорядоченной взрослыми информации и за счет эмоциональной депривации, приводящей к постоянному сниженному фону настроения, к подавлению познавательной активности [8, 11, 14-16].

Воспитательный процесс в рамках семейного воспитания (патронатного) ставит одну из главных задач - целостное формирование личности воспитанника. Решение названной проблемы возможно за счет вовлечения подростков в социально-значимую деятельность, а направленное использование средств и методов физической культуры, рекреаций позволит скорректировать физическое, нравственное и психологическое состояние воспитанников. Перспективность такого подхода обоснована в ряде исследований [3, 5-7, 9, 10], проводимых на группах дезадаптированных подростков. Несмотря на то, что количество публикаций по проблеме профилактики «микросоциально-педагогически-запущен-ных» (МСПЗ) среди несовершеннолетних возрастает, все же множество вопросов остаются неисследованными. Патронатная форма устройства детей-сирот в семью в настоящее время наиболее прогрессивная, так как она менее затратная для семьи, решившейся взять на воспитание ребёнка-сироту.

Для изучения социально-бытовых условий, ближайшего окружения подростков 12-15 лет с МСПЗ были проведены исследования. Предполагалось, что данное исследование позволит выявить причины запущенности подростков, а изучение возрастных особенностей функционального, физического и психоэмоционального состояния позволит установить временные периоды адаптации в патронатных семьях и на основании этого осуществить подбор средств и методов оздоровления и коррекции отклоняющего поведения.

Интегративная физиология________________________________________________________________

ловия были выявлены в среднем у 48,12 % обследованных семей. По своему социальному положению родители подростков относятся: к рабочим -66,51 % и безработным - 33,49 %. Материальное положение плохое было у 88,75 % и удовлетворительное соответственно - у 11,25 %. Материальное положение в среднем по четырем возрастным группам находилось: на среднем прожиточном уровне -3,61 %, ниже прожиточного уровня - 23,18 %, на низком уровне - 73,21 %.

По данным классных руководителей, воспитателей, социальных работников воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, идеалов и поступков, опыта социального общения, состава семьи. Семья может способствовать или тормозить формирование всесторонне развитой личности. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доведя их до крайности. Они довольно часто стремятся сопоставлять слова родителей с их делами. Нами выявлены причины потери родителей в основном по четырем категориям: в связи со смертью в среднем -

Таблица 1

Социально-бытовые условия проживания подростков 12-15 лет с микросоциальной педагогической запущенностью

Возраст испытуемых

Социально-бытовые условия 12 лет, п = 58 13 лет п = 64 14 лет, п = 65 15 лет, п = 61

абс. % абс. % абс. % абс. %

Состав семьи: полная 2 3,45 5 7,81 3 4,62 1 1,64

отсутствует отец 47 81,03 54 84,38 50 76,92 53 85,24

отсутствует мать 9 15,52 5 7,81 12 18,46 8 13,12

три и более ребенка 27 46,55 35 54,69 42 64,61 38 62,29

Жилищные условия: плохие 51 87,93 53 82,81 57 87,69 57 93,44

удовлетворительные 7 12,07 11 17,19 8 12,31 4 6,55

Социальное положение: рабочие 11 18,96 8 12,50 10 15,38 12 19,67

безработные 47 81,04 56 87,50 55 84,61 49 80,33

Материальное положение: средний уровень 2 3,45 1 1,56 4 6,15 2 3,28

ниже прожиточного уровня 16 27,59 14 21,87 10 15,38 17 27,87

низкий уровень 40 68,96 49 76,57 51 78,47 42 68,85

Причины потери родителей: в связи со смертью 4 6,90 7 10,94 6 9,23 9 14,75

в связи с лишением свободы 15 25,86 13 20,31 14 21,54 11 18,03

лишение родительских прав 29 50,00 31 48,44 39 60,00 34 55,74

не было семьи (оставили в роддоме) 10 17,24 13 20,31 6 9,23 7 11,48

Бывали ли конфликты между детьми и родителями: да 33 56,90 41 64,06 45 69,23 43 70,49

нет 20 34,48 14 21,87 17 26,15 12 19,67

иногда 5 8,62 9 14,07 3 4,62 6 9,84

Контролировали ли учебу родители: да И 18,96 14 21,87 9 13,85 5 8,20

нет 47 81,04 50 78,13 56 86,15 56 91,80

Приступая к исследованию, необходимо иметь представление о той среде и условиях, в которых росли и воспитывались испытуемые. С этой целью было проведено анкетирование подростков, опрос преподавателей, воспитателей, родителей. Результаты исследований, посвященные изучению социально-бытовых условий проживания подростков, представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, среди многочисленных факторов риска, которые влияют на педагогическую запущенность, важное место отводится социально-экономическому: материальному обеспечению, жилищным условиям, составу семьи, ее социальному статусу. Собственные наблюдения, а также данные работников милиции позволили сделать заключение, что в неблагополучных семьях дети и вовсе стали объектом преступных сделок. Увеличение числа пьющих родителей, одного, а иногда и двух сразу, увеличение количества разводов и, как следствие, обмен или продажа жилплощади привели к тому, что около 87,93 % подростков 12 лет, 82,81 % - 13 лет, 87,69 % - 14 лет и 93,44 % - 15 лет живут в плохих жилищных условиях. Удовлетворительные жилищно-бытовые ус-

10,45 %; в связи с лишением свободы - 21,43 %; лишение родительских прав - 53,54 %; оставили в роддоме - 14,56 %. Как мы видим из выше изложенных данных, практически половина подростков считаются сиротами при живых родителях.

С возрастом у подростков, как свидетельствуют результаты исследований, увеличивается количество конфликтов с родителями. В среднем конфликтовали 65,17 % подростков, не конфликтовали - 25,54 %, иногда - 9,29 %. Основной причиной конфликтов, как указывают родители и сами подростки, является плохая успеваемость в школе, пропуски учебных занятий, нарушения дисциплины, а по данным классных руководителей, и педагогическая несостоятельность родителей. Согласно полученным данным, во многих семьях из года в год снижается контроль за учебной деятельностью подростков (табл. 2).

Так, у подростков 12 лет 81,04% родителей безразлично относятся к их успеваемости, у 13 летних - 78,13, 14 лет - 86,15 %, к 15 годам число таких родителей увеличивается до 91,80 %. Как результат этого, к 15 годам увеличивается число учащихся равнодушно относящихся к учебе. Снижается и успеваемость по общеобразовательным предметам. Анализ результатов анкетирования испытуемых показал, что 20,69 % 12-летних проявляют интерес к учебе, однако на «4» и «5» учатся только 13,79 %. В 13 лет учебный процесс интересует 28,12 %, а на «4» и «5» учатся 15,62 %, в 14 лет соответственно - 21,54 и 15,38 %, в 15 лет -24,59 и 18,03 %. В основном преобладает тип учащихся с удовлетворительной успеваемостью и равнодушным отношением к учебе.

Таким образом, результаты социологического исследования, посвященные изучению социально-бытовых условий, ближайшего окружения подростков 12-15 лет с МСПЗ, показали, что среди многочисленных факторов, оказывающих существенную роль в формировании личности подростков, принадлежит семье. От ценностных ориентаций, которые сложились в семье, зависит, как подрос-

ток будет реализовывать свои возможности. Педагогическая несостоятельность родителей, неполная семья, дезадаптированные семьи увеличивают возможность появления у детей негативного отношения к окружающему миру, что с возрастом может приобрести устойчивый характер.

В нашем обследовании дети из неблагополучных семей, находящиеся в детских домах, центрах реабилитации (приютах), интернатах, были определены в патронатные семьи для создания благоприятных условий проживания. Патронатные семьи проходят комплексное сопровождение, которое подчеркивает определенную самостоятельность патронатных семей в воспитании и развитии подростка при условии, если это развитие осуществляется эффективно. Отличие этой формы контроля от традиционных контрольных обследований опекаемых детей заключается в том, что осуществля-

ется не просто проверка условий жизни и воспитания подростка, а проверка выполнения намеченного плана по защите прав ребенка. Проверка включает в себя оценку состояния здоровья и адаптации подростка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены подростка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания. В патронатной семье каждому подростку разрабатывают индивидуальный план развития. Реализация плана обеспечивает индивидуальную траекторию социальной адаптации каждого воспитанника. В процессе адаптации в патронатной семье обеспечивается комплексное сопровождение воспитанника, которое включает медицинское, психологическое, социально-правовое, педагогическое сопровождение и осуществляется психологом, социальным педагогом, врачом, воспитателями патронатной семьи.

Далее представляем результаты отношения к учебе и успеваемости через один год проживания в патронатной семье подростков 12-15 лет с МСПЗ (табл. 3).

Как видно из представленных в табл. 3 дан-

Таблица 2

Отношение подростков 12-15 лет к учебной деятельности (до проживания в патронатной семье)

Возраст испытуемых

12 лет, п = 58 13 лет п = 64 14 лет, п = 65 15 лет, п = 61

абс. % абс. % абс. % абс. %

Отношение к учебе: учиться нравится 12 20,69 18 28,12 14 21,54 15 24,59

равнодушное 20 34,48 26 40,62 26 40,00 23 37,70

не нравится 26 44,83 20 31,26 25 38,46 23 37,71

Успеваемость: 4-5 8 13,79 10 15,62 10 15,38 11 18,03

3-4 24 41,38 29 45,31 16 24,61 17 27,87

3 16 27,59 11 14,19 27 41,54 20 32,79

не успевают по 1, 2 предметам 10 17,24 14 21,88 12 18,47 13 21,31

Интегративная физиология

Таблица 3

Отношение подростков 12-15 лет к учебной деятельности (через год проживания в патронатной семье)

Возраст испытуемых

12 лет, п = 58 13 лет п = 64 14 лет , п = 65 15 лет, п = 61

абс. % абс. % абс. % абс. %

Отношение к учебе: учиться нравится 34 58,622 29 45,31 36 55,38 31 50,82

равнодушное 14 4,14 22 34,37 20 30,77 16 26,23

не нравится 10 17,24 13 20,32 9 13,85 14 22,95

Успеваемость: 4-5 17 29,31 12 18,75 14 21,54 9 14,75

3^ 28 48,27 34 53,12 31 47,69 22 36,06

3 11 18,96 13 20,31 14 21,54 22 36,06

не успевают по 1, 2 предметам 2 3,46 5 7,82 6 9,23 8 13,13

ных, результаты анкетирования обследуемых подростков, проживающих один год в патронатной семье, показали, что на 37,93 % у 12-летних, на 17,19 % - 13-летних, на 33,84 % - 14-летних, на 26,23 % - у подростков 15 лет повысился интерес к учебе. Равнодушное отношение к учебе снизилось в среднем по всем обследуемым группам на 9,33 %. На «4» и «5» в среднем стали учиться на 5,39 % подростков больше; «3» и «4» на 11,49 %; на удовлетворительно - 4,81 %. Результаты анкетирования и данных классных журналов школы позволяют говорить об эффективности патронат-ного воспитания как о хорошей модели социальной адаптации.

Таким образом, мы можем утверждать о том, что в замещающей семье развитие происходит успешнее по сравнению с сиротскими учреждениями. Знание особенностей, касающихся только социально-бытовых условий, оценки учебной деятельности подростка, недостаточно для того, чтобы эффективно и правильно проводить оздоровительно-коррекционные мероприятия. Преподавателю, воспитателю необходимо учитывать и выделять значимую для него задачу осуществления индивидуального подхода к такому подростку, который предполагает учет его дифференциально-психологических особенностей (внимания, типов темперамента, процессов его восприятия, потребностей, мотиваций, характера), т. е. выяснения того, чем этот подросток отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную, учебную и оздоровительно-коррекционную работу.

Литература

1. Азаров, Ю. Беспризорность и детская преступность — наши беды / Ю. Азаров // Воспитание школьников. — 2002. -№7.

2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. — М., 1993.

3. Бобылева, И.А. Семейный центр - форма патронатного воспитания / И.А. Бобылева // Па-

тронатное воспитание в России на современном этапе: сост. Н.П. Иванова. - М., 2002.

4. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. -207 с.

5. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2001. -М2 11.

6. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982.

7. Иванова, Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье /Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. - М., 2002.

8. Иовчук, Н.М. Психолого-медико-педагоги-ческая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях / Н.М. Иовчук// Народное образование. -2001.-№ 7. - С. 185-189.

9. Иовчук, Н.М. Школа родителей: Об одной из моделей службы психолого-медико-педагогиче-ской поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях / Н.М. Иовчук, Е.И. Морозова, А.М. Щербакова //Детский дом. - 2004. - № 3 (12).

10. Костицина, Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношения к родителям /Е.А. Костицина //Психологическая наука и образование. - 2001. -№ 2.

11. Кочетов, А.Н. Работа с трудными детьми / А.Н. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1986. -160 с.

12. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. — М., 1999.

13. Миньковский, Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков / Г.М. Миньковский // Социологические исследования. - 1982. -№> 2. - С. 105-113.

14. Новоселова, А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками / А. С. Новоселова. - Пермь: ПГПН, 1988. - 78 с.

15. Нуржанов, С. Г. Внешкольная воспитательная работа с педагогически запущенными детьми средствами физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.Г. Нуржанов. -М., 1986. - 24 с.

16. Потанин, Г.М. Предупреждение педагогической запущенности подростков / Г.М. Потанин. -М.: 1985. -39 с.

17. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы /Е.М. Рыбинский. - М., 2004.

18. Стручков, Н.А. Трудные дети и трудные

взрослые / Н.А. Стручков. - М.: Просвещение, 1991. - 190 с.

19. Чепурных, Е.Е. Значение патронатного воспитания как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семье граждан / Е.Е. Чепурных // Патронатное воспитание в России на современном этапе (в ходе опытно-экспериментальной работы в регионах Российской Федерации). - М., 2002.

20. Чепурных, Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования / Е.Е. Чепурных. — Ярославль, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 10 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.