УДК 616-053.2/.5+371.72-012.6
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ И БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
А.С. Аминов ЮУрГУ, г. Челябинск
Выявлены причины социального сиротства, ключевыми из которых являются педагогическая несостоятельность и социальная незрелость. Показаны возможности воспитания детей в патронатных семьях и их преимущество перед учреждениями интернатного типа.
Ключевые слова: дети-сироты, микрсоциальная педагогическая запущенность, патронатная семья, социальное сиротство.
В настоящее время, в переломный период социально-экономических преобразований в России, проблемы сиротства становятся особо острыми. В современной России количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно растет, а число детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, приближается к 250 тысячам, поэтому утверждение, что воспитание в семье -наилучшее для нормальной жизни и развития детей и подростков, становится все более актуальным [19,20].
Проблемы сиротства включены в сферу научных и практических интересов медицины и психологии относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последнее время в связи с небывалым ростом количества детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы резко возросла. То, что в стране официально зарегистрировано более 700 тысяч детей-сирот и более 4 млн беспризорных детей, ставит их социализацию в ряд наиболее приоритетных национальных проблем.
В работах Г.М. Миньковского [13], Н.А. Стручковой [19] отмечается, что значение семьи в воспитании и формировании личности подростка имеет первостепенное значение. В настоящее время семья как социальный институт значительно изменилась в силу экономических, социальных, правовых и политических факторов [2]. Разрушение семей, социальное сиротство привели к негативным последствиям. Установлено, что безнадзорность дает 80 % преступлений, 60 % подростков приобщаются к алкоголю в семье [1, 2, 4]. Около 25-30 % трудных подростков выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой. Чем хуже взаимоотношения между родителями и детьми, тем выше вероятность того, что подросток совершит преступление [12, 17, 18].
Формирование индивидуальных психофизио-
логических возможностей и личности ребенка, проходящее в обедненных и искаженных условиях микросоциального окружения, претерпевает серьезную деформацию за счет резкого дефицита столь необходимой в раннем возрасте упорядоченной взрослыми информации и за счет эмоциональной депривации, приводящей к постоянному сниженному фону настроения, к подавлению познавательной активности [8, 11, 14-16].
Воспитательный процесс в рамках семейного воспитания (патронатного) ставит одну из главных задач - целостное формирование личности воспитанника. Решение названной проблемы возможно за счет вовлечения подростков в социально-значимую деятельность, а направленное использование средств и методов физической культуры, рекреаций позволит скорректировать физическое, нравственное и психологическое состояние воспитанников. Перспективность такого подхода обоснована в ряде исследований [3, 5-7, 9, 10], проводимых на группах дезадаптированных подростков. Несмотря на то, что количество публикаций по проблеме профилактики «микросоциально-педагогически-запущен-ных» (МСПЗ) среди несовершеннолетних возрастает, все же множество вопросов остаются неисследованными. Патронатная форма устройства детей-сирот в семью в настоящее время наиболее прогрессивная, так как она менее затратная для семьи, решившейся взять на воспитание ребёнка-сироту.
Для изучения социально-бытовых условий, ближайшего окружения подростков 12-15 лет с МСПЗ были проведены исследования. Предполагалось, что данное исследование позволит выявить причины запущенности подростков, а изучение возрастных особенностей функционального, физического и психоэмоционального состояния позволит установить временные периоды адаптации в патронатных семьях и на основании этого осуществить подбор средств и методов оздоровления и коррекции отклоняющего поведения.
Интегративная физиология________________________________________________________________
ловия были выявлены в среднем у 48,12 % обследованных семей. По своему социальному положению родители подростков относятся: к рабочим -66,51 % и безработным - 33,49 %. Материальное положение плохое было у 88,75 % и удовлетворительное соответственно - у 11,25 %. Материальное положение в среднем по четырем возрастным группам находилось: на среднем прожиточном уровне -3,61 %, ниже прожиточного уровня - 23,18 %, на низком уровне - 73,21 %.
По данным классных руководителей, воспитателей, социальных работников воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, идеалов и поступков, опыта социального общения, состава семьи. Семья может способствовать или тормозить формирование всесторонне развитой личности. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доведя их до крайности. Они довольно часто стремятся сопоставлять слова родителей с их делами. Нами выявлены причины потери родителей в основном по четырем категориям: в связи со смертью в среднем -
Таблица 1
Социально-бытовые условия проживания подростков 12-15 лет с микросоциальной педагогической запущенностью
Возраст испытуемых
Социально-бытовые условия 12 лет, п = 58 13 лет п = 64 14 лет, п = 65 15 лет, п = 61
абс. % абс. % абс. % абс. %
Состав семьи: полная 2 3,45 5 7,81 3 4,62 1 1,64
отсутствует отец 47 81,03 54 84,38 50 76,92 53 85,24
отсутствует мать 9 15,52 5 7,81 12 18,46 8 13,12
три и более ребенка 27 46,55 35 54,69 42 64,61 38 62,29
Жилищные условия: плохие 51 87,93 53 82,81 57 87,69 57 93,44
удовлетворительные 7 12,07 11 17,19 8 12,31 4 6,55
Социальное положение: рабочие 11 18,96 8 12,50 10 15,38 12 19,67
безработные 47 81,04 56 87,50 55 84,61 49 80,33
Материальное положение: средний уровень 2 3,45 1 1,56 4 6,15 2 3,28
ниже прожиточного уровня 16 27,59 14 21,87 10 15,38 17 27,87
низкий уровень 40 68,96 49 76,57 51 78,47 42 68,85
Причины потери родителей: в связи со смертью 4 6,90 7 10,94 6 9,23 9 14,75
в связи с лишением свободы 15 25,86 13 20,31 14 21,54 11 18,03
лишение родительских прав 29 50,00 31 48,44 39 60,00 34 55,74
не было семьи (оставили в роддоме) 10 17,24 13 20,31 6 9,23 7 11,48
Бывали ли конфликты между детьми и родителями: да 33 56,90 41 64,06 45 69,23 43 70,49
нет 20 34,48 14 21,87 17 26,15 12 19,67
иногда 5 8,62 9 14,07 3 4,62 6 9,84
Контролировали ли учебу родители: да И 18,96 14 21,87 9 13,85 5 8,20
нет 47 81,04 50 78,13 56 86,15 56 91,80
Приступая к исследованию, необходимо иметь представление о той среде и условиях, в которых росли и воспитывались испытуемые. С этой целью было проведено анкетирование подростков, опрос преподавателей, воспитателей, родителей. Результаты исследований, посвященные изучению социально-бытовых условий проживания подростков, представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, среди многочисленных факторов риска, которые влияют на педагогическую запущенность, важное место отводится социально-экономическому: материальному обеспечению, жилищным условиям, составу семьи, ее социальному статусу. Собственные наблюдения, а также данные работников милиции позволили сделать заключение, что в неблагополучных семьях дети и вовсе стали объектом преступных сделок. Увеличение числа пьющих родителей, одного, а иногда и двух сразу, увеличение количества разводов и, как следствие, обмен или продажа жилплощади привели к тому, что около 87,93 % подростков 12 лет, 82,81 % - 13 лет, 87,69 % - 14 лет и 93,44 % - 15 лет живут в плохих жилищных условиях. Удовлетворительные жилищно-бытовые ус-
10,45 %; в связи с лишением свободы - 21,43 %; лишение родительских прав - 53,54 %; оставили в роддоме - 14,56 %. Как мы видим из выше изложенных данных, практически половина подростков считаются сиротами при живых родителях.
С возрастом у подростков, как свидетельствуют результаты исследований, увеличивается количество конфликтов с родителями. В среднем конфликтовали 65,17 % подростков, не конфликтовали - 25,54 %, иногда - 9,29 %. Основной причиной конфликтов, как указывают родители и сами подростки, является плохая успеваемость в школе, пропуски учебных занятий, нарушения дисциплины, а по данным классных руководителей, и педагогическая несостоятельность родителей. Согласно полученным данным, во многих семьях из года в год снижается контроль за учебной деятельностью подростков (табл. 2).
Так, у подростков 12 лет 81,04% родителей безразлично относятся к их успеваемости, у 13 летних - 78,13, 14 лет - 86,15 %, к 15 годам число таких родителей увеличивается до 91,80 %. Как результат этого, к 15 годам увеличивается число учащихся равнодушно относящихся к учебе. Снижается и успеваемость по общеобразовательным предметам. Анализ результатов анкетирования испытуемых показал, что 20,69 % 12-летних проявляют интерес к учебе, однако на «4» и «5» учатся только 13,79 %. В 13 лет учебный процесс интересует 28,12 %, а на «4» и «5» учатся 15,62 %, в 14 лет соответственно - 21,54 и 15,38 %, в 15 лет -24,59 и 18,03 %. В основном преобладает тип учащихся с удовлетворительной успеваемостью и равнодушным отношением к учебе.
Таким образом, результаты социологического исследования, посвященные изучению социально-бытовых условий, ближайшего окружения подростков 12-15 лет с МСПЗ, показали, что среди многочисленных факторов, оказывающих существенную роль в формировании личности подростков, принадлежит семье. От ценностных ориентаций, которые сложились в семье, зависит, как подрос-
ток будет реализовывать свои возможности. Педагогическая несостоятельность родителей, неполная семья, дезадаптированные семьи увеличивают возможность появления у детей негативного отношения к окружающему миру, что с возрастом может приобрести устойчивый характер.
В нашем обследовании дети из неблагополучных семей, находящиеся в детских домах, центрах реабилитации (приютах), интернатах, были определены в патронатные семьи для создания благоприятных условий проживания. Патронатные семьи проходят комплексное сопровождение, которое подчеркивает определенную самостоятельность патронатных семей в воспитании и развитии подростка при условии, если это развитие осуществляется эффективно. Отличие этой формы контроля от традиционных контрольных обследований опекаемых детей заключается в том, что осуществля-
ется не просто проверка условий жизни и воспитания подростка, а проверка выполнения намеченного плана по защите прав ребенка. Проверка включает в себя оценку состояния здоровья и адаптации подростка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены подростка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания. В патронатной семье каждому подростку разрабатывают индивидуальный план развития. Реализация плана обеспечивает индивидуальную траекторию социальной адаптации каждого воспитанника. В процессе адаптации в патронатной семье обеспечивается комплексное сопровождение воспитанника, которое включает медицинское, психологическое, социально-правовое, педагогическое сопровождение и осуществляется психологом, социальным педагогом, врачом, воспитателями патронатной семьи.
Далее представляем результаты отношения к учебе и успеваемости через один год проживания в патронатной семье подростков 12-15 лет с МСПЗ (табл. 3).
Как видно из представленных в табл. 3 дан-
Таблица 2
Отношение подростков 12-15 лет к учебной деятельности (до проживания в патронатной семье)
Возраст испытуемых
12 лет, п = 58 13 лет п = 64 14 лет, п = 65 15 лет, п = 61
абс. % абс. % абс. % абс. %
Отношение к учебе: учиться нравится 12 20,69 18 28,12 14 21,54 15 24,59
равнодушное 20 34,48 26 40,62 26 40,00 23 37,70
не нравится 26 44,83 20 31,26 25 38,46 23 37,71
Успеваемость: 4-5 8 13,79 10 15,62 10 15,38 11 18,03
3-4 24 41,38 29 45,31 16 24,61 17 27,87
3 16 27,59 11 14,19 27 41,54 20 32,79
не успевают по 1, 2 предметам 10 17,24 14 21,88 12 18,47 13 21,31
Интегративная физиология
Таблица 3
Отношение подростков 12-15 лет к учебной деятельности (через год проживания в патронатной семье)
Возраст испытуемых
12 лет, п = 58 13 лет п = 64 14 лет , п = 65 15 лет, п = 61
абс. % абс. % абс. % абс. %
Отношение к учебе: учиться нравится 34 58,622 29 45,31 36 55,38 31 50,82
равнодушное 14 4,14 22 34,37 20 30,77 16 26,23
не нравится 10 17,24 13 20,32 9 13,85 14 22,95
Успеваемость: 4-5 17 29,31 12 18,75 14 21,54 9 14,75
3^ 28 48,27 34 53,12 31 47,69 22 36,06
3 11 18,96 13 20,31 14 21,54 22 36,06
не успевают по 1, 2 предметам 2 3,46 5 7,82 6 9,23 8 13,13
ных, результаты анкетирования обследуемых подростков, проживающих один год в патронатной семье, показали, что на 37,93 % у 12-летних, на 17,19 % - 13-летних, на 33,84 % - 14-летних, на 26,23 % - у подростков 15 лет повысился интерес к учебе. Равнодушное отношение к учебе снизилось в среднем по всем обследуемым группам на 9,33 %. На «4» и «5» в среднем стали учиться на 5,39 % подростков больше; «3» и «4» на 11,49 %; на удовлетворительно - 4,81 %. Результаты анкетирования и данных классных журналов школы позволяют говорить об эффективности патронат-ного воспитания как о хорошей модели социальной адаптации.
Таким образом, мы можем утверждать о том, что в замещающей семье развитие происходит успешнее по сравнению с сиротскими учреждениями. Знание особенностей, касающихся только социально-бытовых условий, оценки учебной деятельности подростка, недостаточно для того, чтобы эффективно и правильно проводить оздоровительно-коррекционные мероприятия. Преподавателю, воспитателю необходимо учитывать и выделять значимую для него задачу осуществления индивидуального подхода к такому подростку, который предполагает учет его дифференциально-психологических особенностей (внимания, типов темперамента, процессов его восприятия, потребностей, мотиваций, характера), т. е. выяснения того, чем этот подросток отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную, учебную и оздоровительно-коррекционную работу.
Литература
1. Азаров, Ю. Беспризорность и детская преступность — наши беды / Ю. Азаров // Воспитание школьников. — 2002. -№7.
2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. — М., 1993.
3. Бобылева, И.А. Семейный центр - форма патронатного воспитания / И.А. Бобылева // Па-
тронатное воспитание в России на современном этапе: сост. Н.П. Иванова. - М., 2002.
4. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. -207 с.
5. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2001. -М2 11.
6. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982.
7. Иванова, Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье /Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. - М., 2002.
8. Иовчук, Н.М. Психолого-медико-педагоги-ческая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях / Н.М. Иовчук// Народное образование. -2001.-№ 7. - С. 185-189.
9. Иовчук, Н.М. Школа родителей: Об одной из моделей службы психолого-медико-педагогиче-ской поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях / Н.М. Иовчук, Е.И. Морозова, А.М. Щербакова //Детский дом. - 2004. - № 3 (12).
10. Костицина, Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношения к родителям /Е.А. Костицина //Психологическая наука и образование. - 2001. -№ 2.
11. Кочетов, А.Н. Работа с трудными детьми / А.Н. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1986. -160 с.
12. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. — М., 1999.
13. Миньковский, Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков / Г.М. Миньковский // Социологические исследования. - 1982. -№> 2. - С. 105-113.
14. Новоселова, А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками / А. С. Новоселова. - Пермь: ПГПН, 1988. - 78 с.
15. Нуржанов, С. Г. Внешкольная воспитательная работа с педагогически запущенными детьми средствами физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.Г. Нуржанов. -М., 1986. - 24 с.
16. Потанин, Г.М. Предупреждение педагогической запущенности подростков / Г.М. Потанин. -М.: 1985. -39 с.
17. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы /Е.М. Рыбинский. - М., 2004.
18. Стручков, Н.А. Трудные дети и трудные
взрослые / Н.А. Стручков. - М.: Просвещение, 1991. - 190 с.
19. Чепурных, Е.Е. Значение патронатного воспитания как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семье граждан / Е.Е. Чепурных // Патронатное воспитание в России на современном этапе (в ходе опытно-экспериментальной работы в регионах Российской Федерации). - М., 2002.
20. Чепурных, Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования / Е.Е. Чепурных. — Ярославль, 2001.
Поступила в редакцию 10 декабря 2009 г.