Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрусевич Аркадий Аркадьевич

Статья посвящена изучению социально-значимых ценностей, присущих студентам. Полученные результаты исследования убеждают в наличии тесной взаимосвязи занимаемой социальной позиции личности и ее ценностных ориентаций. В работе представлены подробные характеристики различных групп студентов педагогического вуза с различной социально-активной позицией, отражающейся в ее ценностно-смысловых характеристиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' SOCIALLY ACTIVE POSITION AS A CHARACTERISTIC OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY

The article is devoted to the study of students' socially significant values. The obtained results of the study substantiate the close relationship between the social position of the individual and his value orientations. The paper presents detailed characteristics of various groups of pedagogical university students with different socially active positions, reflected in its value-semantic characteristics.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ»

УДК 371.1 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-33-145-149

Науч. спец. 13.00.08

Аркадий Аркадьевич Петрусевич

Омский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, Омск, Россия e-mail: petrark47@mail.ru

Социально-активная позиция студентов как характеристика ценностно-смысловой сферы личности

Аннотация. Статья посвящена изучению социально-значимых ценностей, присущих студентам. Полученные результаты исследования убеждают в наличии тесной взаимосвязи занимаемой социальной позиции личности и ее ценностных ориентаций. В работе представлены подробные характеристики различных групп студентов педагогического вуза с различной социально-активной позицией, отражающейся в ее ценностно-смысловых характеристиках.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, социально-активная позиция, ценностные ориентации, приоритетные ценности личности.

Arkady A. Petrusevich

Omsk State Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy,

Omsk, Russia e-mail: petrark47@mail.ru

Students' Socially Active Position As a Characteristic of Value-Semantic Sphere of the Personality

Abstract. The article is devoted to the study of students' socially significant values. The obtained results of the study substantiate the close relationship between the social position of the individual and his value orientations. The paper presents detailed characteristics of various groups of pedagogical university students with different socially active positions, reflected in its value-semantic characteristics.

Keywords: value-semantic sphere of personality, socially active position, value orientations, priority values of personality.

Введение (Introduction)

Проблема исследования ценностно-смысловой сферы личности студента — будущего учителя, всегда актуальна, поскольку содержит в себе вопрос о ценностях, которыми он руководствуется, когда готовится к будущей профессионально-педагогической деятельности. Современные вызовы системе высшего образования в подготовке учителя требуют поиска механизмов, способствующих осуществить влияние на приобретение будущим учителем ценностей и смыслов, обеспечивающих продуктивное взаимодействие с социальным окружением, формирование умений устанавливать деловые и личные коммуникации, выстраивать и реализовывать траектории саморазвития. Вместе с тем исследование особенностей ценностно-смысловой сферы современных студентов позволяет получить новое знание о роли социально-активной позиции личности как совокупности идеалов, ценностей, схем общения, которые формируют общую систему ценностей человека. Характеристика такой позиции дает основание осуществлять значимое влияние на нравственный выбор студентов в образовательной

деятельности, проявлять активность в поступках, которые ориентированы на осуществление деятельности, приоритетной для общества.

В педагогической литературе под активностью личности понимается ее деятельное отношение к миру, ее способность осуществлять преобразования в образовательной, творческой, социальной деятельности, в общении. По сути, это позиция, которую демонстрирует личность по отношению к духовному и материальному миру. В современных психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделяется характеристикам социальной позиции личности.

Методы (Methods)

Рассматривая социально-активную позицию в современной педагогической литературе, следует отметить, что ряд авторов, изучая ее структуру, выделяют в ней три основных компонента, вполне характеризующих ее содержание: когнитивный компонент, отражающий знания, практический жизненный опыт и нравственно-ценностные ориентиры в жизнедеятельности; мотивационный компонент,

© Петрусевич А. А., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 4 (33), с. 145-149. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 4 (33), pp. 145-149.

представляющий потребность и стремление личности к взаимодействию в социально значимой деятельности; деятельностный компонент как активность личности, как ее ответственность и инициативность в преобразовании окружающего мира в соответствии с нравственно-ценностными установками (Д. В. Лубовский, Н. В. Пилипчевская, А. Н. Серегин, А. А. Тулебаева и др.).

В таблице 1 представлены основные компоненты социально-активной позиции личности и ее проявления.

Таблица 1

Компоненты социально-активной позиции личности и ее проявления

Компоненты социально-активной позиции Показатели социально-активной позиции

Когнитивный - Активность в поиске ценностных смыслов в практике жизнедеятельности, - ориентация на осуществление приоритетной для общества деятельности, - представления о значимости активности человека в социально-ценностном преобразовании мира

Мотивационный - Потребность к взаимодействию с социумом, - желание проявить себя в социально значимой деятельности, - стремление оправдать ожидания других членов общества к выполнению социально значимых задач

Деятельностный - Включение во взаимодействие на основе сотрудничества, - активность, инициатива и ответственность в общественно-ценностной деятельности, - стремление к саморазвитию в участии в различных формах деятельности

Такое представление структуры социально-активной позиции личности убеждает, что этот феномен представляет собой сложное, многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются ценностно-смысловые позиции личности, ее ценностные ориентации и система личностных смыслов. Метод нашего эмпирического исследования позиции студентов Омского государственного педагогического университета построен на предложенной здесь классификации.

Литературный обзор (Literature Review)

Позиция, как отмечала Л. И. Божович, это «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках» [1, с. 33]. В исследованиях, характеризующих социальную позицию личности, отмечается, что она неразрывно связана с «жизненной позицией человека» [2] и отражает его мировоззрение, отношение к социальному и предметному окружению. В таком представлении социальная позиция показывает тесное единство субъективного и объективного в личности, формирующееся в социальном

взаимодействии с другими [3]. То есть социальная позиция проявляется в жизненных принципах человека [4], в его отношении к жизнедеятельности [5], положении личности в группе [6] и, наконец, в положении индивида или группы в системе отношений в обществе.

Особое значение для современных исследований имеет раскрытие понятия социально-активной позиции личности и ее отражение в педагогической науке и практике. Ряд исследователей отмечают, что социальная активность — это системное социальное качество личности, в котором проявляются ее субъектное отношение с социумом, принципиальность и последовательность в отстаивании своей точки зрения, своих оценок и взглядов, ее активность в стремлении к социально значимым преобразованиям, в стремлении к саморазвитию (А. С. Королев, Т. Н. Маль-ковская, Г. В. Палаткина и др.).

Социально-активная позиция личности тесно связана с пониманием таких категорий, как активность: социальная, образовательная, трудовая, творческая, активность как жизненная и субъектная позиция, как социальная компетентность. Ее развитие в студенческой среде является сегодня одной из важнейших задач современного высшего образования, поскольку этот процесс предполагает формирование гражданина, личности, способной полноценно жить в современном обществе.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Исследование особенностей социально-активной позиции студентов 3-4-х курсов Омского государственного педагогического университета показало, что использование когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов позволяет определить три группы испытуемых с различным уровнем социально-активной позиции.

К первой группе, с высоким уровнем, были отнесены те студенты, у которых выявлялись: сформированность ценностно-смысловых ориентаций в практике осуществления различных видов деятельности и общения в социуме; высокое понимание необходимости овладения знаниями и умениями для осуществления социально полезной деятельности; наличие осмысленных представлений о социальной активности как важного условия социально значимых преобразований в социуме; выраженная потребность в продуктивном взаимодействии с социальным окружением; искреннее желание проявления себя в общественно полезной деятельности; устойчивое стремление оправдать ожидания других людей в процессе выполнения социально значимых задач; приоритет взаимодействия на основе сотрудничества; высокая социальная ответственность, проявляющаяся в поведении себя с другими людьми; выраженное стремление к саморазвитию в различных формах деятельности.

Ко второй группе, со средним уровнем развития социально-активной позиции, отнесены студенты, которые демонстрировали: наличие ценностно-смысловых ориентаций в некоторых личностно значимых видах деятельности; ориентация на овладение знаниями и умениями в личност-но значимых видах деятельности; наличие общих представлений о необходимости проявления активности в процессе преобразовательной деятельности; избирательная

потребность в осуществлении взаимодействия с окружающими людьми; недостаточно выраженные желания проявить себя в социально и личностно значимой деятельности; сдержанные стремления к оправданию ожиданий других людей в осуществлении социально-полезной деятельности; приоритет компромиссного взаимодействия в процессе решения общественно значимых задач; ситуативное проявление активности и инициативы в коммуникации с другими людьми; эпизодическое стремление к саморазвитию в социальной деятельности.

Третья группа студентов, с низким уровнем развития социально-активной позиции, характеризуется такими проявлениями, как: слабая выраженность ценностно-смысловых ориентаций в осуществлении социально значимой деятельности; недостаточное понимание необходимости проявления активности в установлении социально-ценностных отношений; пассивность в реализации задач, требующих социально значимых преобразований в практике жизнедеятельности. У студентов этой группы потребность в социальном взаимодействии не выражена, не выявлено желание проявить себя в социально-полезной деятельности, не отмечено стремление оправдать ожидания других людей в социально значимой деятельности, слабы умения организации взаимодействия на основе сотрудничества; им присуща пассивность и невыявленная ответственность в социальном взаимодействии, а также невыраженное участие в социальной деятельности, ведущее к саморазвитию.

Результаты исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика социально-активной позиции студентов, %

Компоненты социально-активной позиции студентов Уровни проявления

Высокий Средний Низкий

Когнитивный 20,1 51,1 19,8

Мотивационный 33,3 50,0 16,7

Деятельностный 21,8 42,8 35,4

Нетрудно заметить, что значительное число студентов не имеют достаточно глубокого понимания значимости активности человека в социально-ценностном преобразовании мира, в поиске ценностных смыслов в практике жизнедеятельности (19,8 %) и в проявлении активности и ответственности в общественно-ценной деятельности (35,4 %). Другими словами, обнаруживается проблема безразличного отношения к личным и общественным ценностям у той части студентов, которую отличает низкий уровень социально-активной позиции. Ценности, как отмечает Л. Х. Нагоева, отражают отношение личности к предметному и социальному миру, который представляется человеку из значимости различных его сторон. Учитывая, что социально-активная позиция отличается внутренней установкой на оценку социальной действительности [7], на деятельностное отношение к формированию ценностей и ценностных смыслов [8], на продуктивное взаимодействие с социумом, мы основывались на идее связи ценностно-смысловой сферы лич-

ности и ценностных ориентаций, как одной из сторон этой сферы.

Исследование ценностных ориентаций студентов с разным уровнем выраженности социально-активной позиции осуществлялось с использованием методики С. С. Бубнова [9], которая предназначена для изучения ценностных ориентаций личности в реальных условиях взаимодействия. Такими реальными условиями выступала образовательная деятельность студентов, их взаимоотношения в группах, проявляющиеся в научной, учебной и внеучебной деятельности.

В таблице 3 представлены результаты опроса студентов с различной социально-активной позицией.

Таблица3

Сформированность социально-активной позиции студентов с различным уровнем ценностных ориентаций (методика С. С. Бубнова), %

Ценностные ориентации студентов Уровни социально-активной позиции у разных групп студентов

Высокий Средний Низкий

Приятное времяпрепровождение, отдых 23,2 34,2 42,6

Высокое материальное благосостояние 33,7 25,7 40,6

Поиск и наслаждение прекрасным 18,8 67,7 14,1

Помощь и милосердие к другим людям 27,1 60,4 12,5

Любовь 31,2 33,3 35,5

Познание нового в мире, природе,человеке 36,8 48,6 14,6

Высокий социальный статус и управление людьми 37,5 40,6 21,9

Признание и уважение людей и влияние на окружающих 39,6 47,8 12,6

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 42,4 47,2 10,4

Общение 40,8 36,1 23,1

Здоровье 23,8 50,6 25,6

Анализируя данные таблицы, можно отметить, что студентов с высоким уровнем социально-активной позиции отличают предпочтительное отношение к ценностям, в которых выражены межличностные отношения. В структуре ценностных ориентаций можно особо выделить социальную ответственность студентов. Так, например, наиболее высокие оценки по таким шкалам, как «высокий социальный статус» (37,5 %), «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (39,6 %), «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (42,4 %), свидетельствуют о том, что они ориентированы на этические

ценности, благодаря которым можно заслужить уважение в обществе, авторитет, осуществить позитивные социальные изменения.

Вместе с тем заслуживают внимания данные, в которых студенты с высокой социально-активной позицией ориентированы на ценности, связанные с «познанием нового в мире, природе, человеке» (36,8 %), с «общением» (45,8 %). Это одни из наиболее значимых ценностей, характеризующих отношение студентов к процессу профессионального образования, их содержание отражает познавательные и волевые стороны учения,ответственность и настойчивость в достижении целей образования.

Характеризуя так называемую смысложизненную систему ценностей, раскрывающую ценности жизни людей: «любовь», «помощь и милосердие к другим людям», «приятное времяпрепровождение, отдых», следует отметить невысокие оценки в общей системе ценностей этих студентов. Ранжируя их, мы получили, что они занимают соответственно 6, 7, 10-е место. Отдельно следует сказать о ценностях здоровья и материального благосостояния. Здесь нами отмечено одно общее свойство, касающееся всех групп студентов. Ценности здоровья слабо воспринимаются студентами как жизненные ценности, необходимые для успешной будущей профессиональной деятельности и жизни (8-е место). Учитывая напряженность и сложность работы учителя в современной школе можно предположить, что это один из существенных недостатков системы воспитания будущего учителя. Невысокие предпочтения по шкале, отражающей ценности «материального благополучия» (5-е место в ранге), свидетельствуют о том, что студенты старших курсов достаточно осведомлены о своем будущем материальном положении и хорошо понимают его зависимость от общей экономической ситуации в государстве.

Анализ данных таблицы 3 раскрывает особенности ценностно-смысловой сферы студентов с низким уровнем социально-активной позиции. В качестве предпочтительных ценностных ориентаций выступают ценности, отражающие «приятное времяпрепровождение, отдых» (42,6 %), «высокое материальное благосостояние» (40,6 %), «любовь» (35,5 %). В содержании системы ценностей этой группы студентов преобладают прагматические, в рамках которых многие студенты не особо заботятся о высоком качестве приобретаемых профессиональных знаний, ограничивая свое образовательное действие выполнением минимума того, что требуется для получения удовлетворительных оценок. Значительная часть студентов старших курсов в качестве приоритетных ценностей рассматривает ценности счастливой семейной жизни. Именно поэтому любовь, как ценность, занимает в ранжированном ряду 3-е место.

Анализ результатов исследования показывает, что студентов с низким уровнем социально-активной позиции отличает слабо выраженная социальная ответственность.

Оценки на шкалах «высокий социальный статус» (21,9 %), «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (12,6 %), «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (10,4 %) свидетельствуют о том, что в общей системе ценностей для большинства студентов эти ценности не являются приоритетными.

Низкая ориентация на ценности, отражающие стремление к «познанию нового в мире, природе, человеке» (14,6 %), к «общению» (28,1 %), указывает на то, что студентов этой группы отличает низкий уровень образовательной ответственности и невысокая социальная активность в осуществлении сотрудничества с другими студентами в рамках решения различных образовательных задач. Интеракцио-нистская система, включающая ценности коммуникации, необходимые в межличностном и групповом общении, не выражена, а, следовательно, не является значимой в практике реализации различных образовательных и жизненных задач.

Ранжирование ценностей студентов данной группы показывает, что их особые предпочтения сосредоточены на смысложизненных ценностях, раскрывающихся в ценностях человеческой жизни, красоты, «поиска и наслаждения прекрасным» (67,7 %), «помощи и милосердия к другим людям» (60,4 %). Очевидно, что эти ценности этического плана важны для профессии педагога. Студентов этой группы отличает ориентация на такие ценности, как «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (47,8 %), «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (47,2 %). Можно предположить, что, руководствуясь такими ценностями, будущие педагоги будут мотивированы на решение различных задач обучения и воспитания детей. Следует отметить, что одна из значимых характеристик, показывающих ценностно-смысловую сферу студентов данной группы, — витальная система, отражающая ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта.

Заключение (Conclusion)

Таким образом, сформированность социально-активной позиции студентов характеризует положительную мотивацию к построению ценностно-смысловой сферы, в которой ценностные ориентации представлены как регуляторы отношений и поведения личности. Выявленные характеристики различных групп студентов с разным уровнем социально-активной позиции показали, что они отражают степень включенности студента в различные социальные связи и группы, в которых он, руководствуясь приоритетными ценностями, реализуется как обучающийся и как личность. Вместе с тем уровень социальной активности стимулирует студента на осуществление нравственного выбора, на развитие социальной ответственности и ответственности за свое профессиональное и жизненное будущее.

Библиографический список

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 2008. 286 с.

2. Королев А. С., Лобачев В. В. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению сформированности социально-активной позиции у студентов — будущих учителей физической культуры // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 7 (137). С. 53-57.

3. Акулова Л. Н., Королев А. С. Анализ современного состояния социально-активной позиции учителя физической культуры // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 21-26. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p21-26

4. Волобоева Н. Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008. 24 с.

5. Щербакова О. В. Формирование профессионально-субъектной позиции будущих педагогов в условиях гуманитарного колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. 24 с.

6. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1989. С. 191-205.

7. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. № 4. С. 286-289.

8. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 19-1. С. 82-97.

9. Бубнов С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. 2013. № 2. С. 144-157.

References

Akulova L. N., Korolev A. S. (2016) Analiz sovremennogo sostoyaniya sotsial'no-aktivnoi pozitsii uchitelya fizicheskoi kul'tury [Analysis of Current State Socially—Active Position Teacher Physical Education], Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft]*, no. 3 (133), pp. 21-26, doi: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p21-26 (in Russian)

Bozhovich L. I. (2008) Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and Its Formation in Childhood]*. Moscow, Pedagogika Publ., 286 p. (in Russian)

Bubnov S. S. (2013) Metodika diagnostiki individual'noi struktury tsennostnykh orientatsii lichnosti [Methodology for Diagnosing the Individual Structure of Personal Value Orientations]*, Metody psikhologicheskoi diagnostiki [Methods of Psychological Diagnostics]*, no. 2, pp. 144-157. (in Russian)

Kon I. S. (1989) Sotsializatsiya i vospitanie molodezhi [Socialization and Education of Youth]*, PetrovskiiA. V. (ed.) Novoe pedagogicheskoe myshlenie [New Pedagogical Thinking]*. Moscow, Pedagogika Publ., pp. 191-205. (in Russian)

Korolev A. S., Lobachev V. V. (2016) Analiz rezul'tatov opytno-ehksperimental'noi raboty po izucheniyu sformirovannosti sotsial'no-aktivnoi pozitsii u studentov — budushchikh uchitelei fizicheskoi kul'tury [Analysis of Results of the Pilot and Experimental Studies Covering the Formation of the Socially Active Position at Future Students — Teachers of Physical Training], Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft]*, no. 7 (137), pp. 53-57. (in Russian)

Nagoeva L. Kh. (2011) Tsennostnye orientatsii: ponyatie i fenomen [Value Orientations: Concept and Phenomenon], Novye tekhnologii [New Technologies], no. 4, pp. 286-289. (in Russian)

Shcherbakova O. V. (2017) Formirovanie professional'no-sub"ektnoi pozitsii budushchikh pedagogov v usloviyakh gumanitarnogo kolledzha [Formation of the Professional-Subject Position of Future Teachers in the Context of a Humanitarian College]", Cand. ped. sci. diss. Abstr. Ekaterinburg, 24 p. (in Russian)

Voloboeva N. N. (2008) Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya stanovleniya aktivnoi grazhdanskoi pozitsii podrostkov v sovremennoi shkole [Socio-Pedagogical Conditions for the Formation of an Active Civic Position in Adolescents in a Modern School]*, Cand. ped. sci. diss. Abstr. Omsk, 24 p. (in Russian)

Yanitskii M. S., Seryi A. V. (2012) Osnovnye metodologicheskie podkhody k izucheniyu tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti [The Basic Methodological Approaches to the Study of the Personal Value-Semantic Sphere], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], no. 19-1, pp. 82-97. (in Russian)

" Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.