УДК 37 . 017 . 4
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-218-226
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
Е. Ю. Плотникова
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань
В процессе изучения научно-теоретической литературы описаны различные подходы к пониманию проблемы по формированию гражданской позиции на современном этапе с указанием ученых, исследующих данную область знаний. Акцентируется внимание на последнем десятилетии в исследовании данной проблемы. Выделяются следующие виды позиций в области психологии и педагогики: жизненная, общественная, внутренняя.
Разъясняются объективные и субъективные факторы, под воздействием которых формируется гражданская позиция личности. Исходя из этого, приводятся компоненты, которые наиболее часто выделяются учеными в процессе изучения и обобщения гражданской позиции личности, способствующие ее становлению, - когнитивный, моти-вационно-ценностный, деятельностный.
Выделяются два подхода к толкованию определения «гражданская позиция»: первый - раскрывает сущность гражданской позиции и характеризует ее как интегратив-ную систему установок личности к государству, праву, гражданскому обществу, самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в социально значимой деятельности; второй - морально-ценностные, нравственные, деятельностные, общественные отношения.
В итоге уточнено определение понятию «гражданская позиция». Гражданская позиция - это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо.
Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, активная гражданская позиция, гражданское воспитание, социальная позиция, жизненная позиция, внутренняя позиция, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, де-ятельностный компонент, гражданин.
Современные тенденции в социокультурной сфере (миграционные процессы, виртуальные формы межкультурной коммуникации, академическая мобильность и др.) обостряют проблему формирования общечеловеческих ценностных ориентаций учащейся молодежи, тем самым актуализируют в педагогической науке и практике задачи поиска нового содержания и эффективных форм воспитания современной молодежи, в частности воспитания гражданской позиции, которая проявляется в общении, социальной активности, профессиональной деятельности.
На современном этапе формирование гражданской позиции является предметом научного исследования многих ученых, таких как Л. А. Байкова, А. М. Князев, Т. И. Кобелева, Ю. В. Мельник, Т. А. Мирошина, Н. Н. Перепеча, Э. П. Стрельникова, Т. А. Сухарев, которыми раскрывается сущность понятия «гражданская позиция». Благодаря работам таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, описаны психологические аспекты формирования гражданской пози-
ции. В научных трудах Г. М. Андреевой, Е. И. Исаева, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Б. Д. Па-рыгина, В. И. Слободчикова, Д. И. Фельдштейна гражданская позиция раскрывается как социальный феномен, формирование которого зависит от общественных отношений и организации образовательного процесса. В исследованиях Е. А. Базалей, Т. Н. Балобановой, В. А. Гришко, Т. И. Кобелевой, Ю. И. Лоюк, Н. В. Попович, Л. К. Фортовой выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия и способы формирования гражданской позиции учащихся, определены критерии и показатели эффективности моделей формирования гражданской позиции учащихся в социокультурной среде. В последнее десятилетие особенно возрос интерес к исследованиям по проблеме формирования гражданской позиции в юношеском возрасте. Так, Д. В. Кириллов [1] изучает формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам, Т. И. Кобеле-ва [2] - средствами социального проектирования, К. И. Маслов [3] - в образовательной среде вуза как факторе развития гражданской позиции студентов, В. В. Страхов [4] - становление и формирование гражданской позиции учащихся СДЮШОР, Э. П. Стрельникова [5] - во внеклассной работе школы, А. Ф. Абзалов [6] - педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов высших учебных заведений и др.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и И. Д. Шведовой определяет понятие «позиция» двумя точками зрения: принцип, положенный в основу поведения, действий личности, и положение, место, занимаемое личностью [7]. И. С. Кону принадлежит понятие «социальная позиция», которое он характеризует как место человека в структуре социальных отношений, иными словами, его «социальная роль» [8]. Современные ученые в области педагогики отмечают следующие виды позиций: жизненная позиция, социальная позиция, внутренняя позиция. В научных исследованиях психологов понятие «позиция» изучается как позиция личности. Б. Г. Ананьев исследовал позицию личности в обществе (социальная, экономическая, политическая) как социальные роли, выполняемые человеком в зависимости от его положения и политической обстановки [9]. По мнению ученого, такие отношения или роли, выполняемые личностью в определенных жизненных ситуациях, представляют собой образцовое поведение, ожидаемое от любого отдельного человека, занимающего данную позицию. Положение и отношение также изучаются Б. Г. Ананьевым как «позиция личности», характеризующая субъективную, деятельностную сторону личности в социальной структуре, то есть позиция - это деятельност-ное выражение социального статуса, осмысление прав и обязанностей, которое раскрывает положение человека в обществе, классе, группе [9]. Л. И. Божович, рассматривая «позицию» как деятельностный компонент формирования личности, выделяет термины «внутренняя позиция» и «внешняя позиция» личности. «Внутренняя позиция» формируется на основе предшествующего опыта человека, его способностей и возможностей, возникающих потребностей и относится к положению, которое личность занимает в обществе в данный момент и которое она хотела бы занимать в будущем. Именно такая «позиция» влияет на отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе. [10]. Следовательно, «внутренняя позиция» способствует формированию у подрастающего поколения новых личностных качеств.
С. Л. Рубинштейн, рассматривая отношения личности как позицию, указывал на связь психики человека и его деятельности, обозначение их целостности и единства. Благодаря разуму человек приобретает умения определить собственную позицию по отношению к общественной жизни [11]. Несколько иную точку зрения выдвигает А. Н. Леонтьев. Он предполагает, что позиция не итог, а основа и фактор формирования человека и его психики. Следовательно, осмыслив собственную позицию, человек повышает свой уровень развития, становится на более высокую ступень. Таким образом, А. Н. Леонтьев поясняет устройство развития индивида как субъекта социальных отношений [12].
А. Ф. Шамич полагает, что гражданская позиция личности формируется под воздействием комплекса объективных и субъективных факторов. Под объективными факторами подразумеваются социально-политические условия, такие, как уровень политической обстановки в государстве, степень демократизации отношений в обществе, уровень экономического положения в стране, формирование и развитие социальных институтов гражданского общества, нравственно-психологической среды в гражданском обществе. Автор отмечает, что субъективными факторами выступают интересы личности, ее потребности и способности, ценностные ориентации, сущность внутреннего мира, духовное богатство, уровень формирования самосознания, мировоззрения, побуждение к деятельности и мотивы поведения личности, характеризующие общее состояние стремления к социально значимой деятельности [13].
А. Ф. Абзалов в своей научной работе указывает на то, что позиция, с точки зрения осмысленной решимости человека действовать, выражается в взаимосвязи таких компонентов, как интеллектуальные, эмоциональные, деятельностные по отношению к определенному объекту действительности. Эта готовность впоследствии влияет на поведение личности в конкретных социальных ситуациях, а поведение, в свою очередь, определяет процесс развития социального опыта, при котором первостепенную роль играет комплекс имеющихся навыков, умений и знаний. Следовательно, ученый рассматривает позицию как оценку политической, экономической и социальной обстановки, в аспектах личностной и государственной безопасности [6]. В свою очередь Л. А. Еселева выделяет три компонента, которые присущи для формирования гражданской позиции: ценностный (позиция человека по отношению к окружающей действительности), поведенческий (стремление человека проявлять поведенческие установки), деятельностный (готовность человека действовать в общественных интересах) [14]. По мнению В. В. Гаврилюка [15], в структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента: познавательный, мотивационно-ориенти-ровочный, поведенческий. Так, познавательный компонент содержит совокупность стержневых ценностных ориентаций, которые подразумевают осознанное отношение личности к социальной реальности. Они оказывают влияние на определение смысла жизни личности, что для нее особенно ценно, значимо. Познавательный компонент классифицируется наполненностью этическими, социальными, правовыми, политическими, общественными знаниями, полнотой их осознанности, отражающими субъективное отношение личности к усваиваемым требованиям государства и общества. Мотивационно-ориентировочный компонент гражданской позиции характеризует позицию личности к собственной персоне, окружающим людям, социуму, событиям, происходящим в мире, посредством системы морально-нравственных правил, реализующихся в виде определенных стандартов, требований, социальных норм, установок, а также системой нормативных правовых актов и законодательства государства. Морально-нравственная особенность законодательства, по мнению автора, заключается в том, что они предписывают, как надо делать в нравственном аспекте, то есть добросовестно, честно, усердно, скрупулезно, ответственно, старательно, но не что надо делать. Поведенческий компонент подразумевает реальное поведение личности, возможность придерживаться определенных правил, соблюдать необходимые социально-нравственные обязанности. Значительность и преобладание поведенческого компонента гражданской позиции человека обусловлены тем, что развитие и овладение социальными ценностями вытекают из собственных действий личности в области самоактуализации, когда их важность и значимость доказываются действительными жизненными процессами. В. В. Гаврилюк уточняет, что потребность в общественном признании и ощущении собственной значимости испытывает любой индивид, в результате этого каждый человек занят поисками способов и средств для самоактуализации [15].
Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, можно выделить следующие критерии сформированности гражданской позиции: когнитивный (характеризуется показателями: знаниями о гражданственности, гражданской позиции, гражданскими правами и обязанностями; умением анализировать социальные ситуации и проблемы, умением высказывать собственную точку зрения); мотивационно-ценностный (характеризуется показателями: гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, людям и самому себе, гражданскими ценностными ориентациями, обеспечивающими усвоение ею норм социального поведения, осознанием личностной значимости) и деятель-ностный (представлен показателями: умением личности выполнять свои гражданские права и обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, осуществлять социально значимую деятельность на общественное благо). В характеристике гражданской позиции личности эти критерии взаимосвязаны, снижение влияния на какой-либо из данных компонентов обязательно скажется на других, следовательно, и на уровне сформированности гражданской позиции личности в целом.
К. И. Маслов в своей научной работе при анализе теоретических подходов выделяет следующие направления в определении «гражданской позиции»: Отечество, государство, гражданский долг, гражданская ответственность (В. И. Кожокарь, А. Ф. Никитин, Л. П. Раз-бегаева, Н. Г. Суворова и др.); ценностные отношения к социальной действительности (Г. Я. Гревцева, Р. Г. Гурова, В. Крысяк, Б. Т. Лихачева и другие); активный выбор личности своей социальной роли (Г. М. Коджаспирова, Н. И. Элиасберг и др.) [3].
На сегодняшний день современная наука дает большое количество определений понятию «гражданская позиция». Так, во Всеобщей декларации прав человека приводится определение данному понятию: «Гражданская позиция - ответственное выполнение гражданского долга», а «гражданский долг - это требования, предъявляемые к личности в виде обязанностей перед коллективом, классами и обществом в целом» [16]. А. Ф. Абзалов [6] трактует определение термина «гражданская позиция» как гражданское мировоззрение индивида, в котором взгляды, убеждения, рассуждения, понимание взаимосвязаны с нравственными качествами, которые, в свою очередь, проявляются в действиях, активности личности, деятельности, направленных на создание образцовых взглядов и достижение целей. Т. И. Кобелева определяет гражданскую позицию как интегративную систему подхода человека к своей личности как к гражданину, обществу, гражданскому праву, выражающую направление на социально-общественную пользу и проявляющуюся в действиях [2]. Г. М. Коджаспирова полагает, что гражданская позиция - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение обязанностей перед государством и обществом [17]. Г. Я. Гревцева классифицирует гражданскую позицию по трем аспектам: мировоззренческом - знания, убеждения, ценностные ориентации; оценочном - морально-нравственное, политическое, правовое самосознание; культурном - поведение, отношения, ценности [18]. Кроме того, по мнению ученого, объяснение гражданской позиции как совокупности качеств личности сближает термины «гражданская позиция» и «гражданственность», характеризующиеся как «интегральное качество человека как сознательного и активного гражданина, формирующееся и выражающееся в таких проявлениях, как высоконравственный гражданский долг, основанный на знании гражданских прав и обязанностей, готовность трудиться на общую пользу, решимость и умение отстаивать общественные интересы, непримиримость к антигосударственным проявлениям, умение сочетать личные интересы с общественными», что практически устраняет различия между ними.
По мнению А. М. Князева, гражданственность - это сложная, многогранная категория, в которой переплетается очень многое. Данный термин включает в себя: социальную ак-
тивность и деятельность, направленные на пользу общества и государства; проявление интереса к жизни общества, своей стране и ее истории; соблюдение установленных норм поведения и обязанностей; выполнение долга перед государством и гражданами; готовность и возможность выполнять гражданские обязанности; наличие уровня культуры и знаний личности в условиях государства и общества, системы гражданских отношений. В истории государства непосредственно взаимосвязаны такие термины, как «патриотизм», «гражданство», «гражданственность», «гражданин». В научной литературе не разделяют эти термины, в результате образуются объективные сложности в осознании общественных событий, разработке научных обоснований, построении научных выводов [19]. Стоит отметить, по нашему мнению, гражданственность - это личностное качество, которое формируется постепенно и начинается именно с гражданской позиции. Два этих понятия тесно связаны между собой, но это не одно и то же.
Проведенный анализ научных работ показал, что, несмотря на многообразие существующих в литературе определений понятию «гражданская позиция», можно выделить два подхода к его толкованию. Такие ученые, как А. С. Гаязов, С. В. Митросенко, Т. Н. Осман-кина, Э. П. Стрельникова, И. Л. Судакова, Г. Т. Суколенова, А. Ф. Шамич, раскрывают сущность гражданской позиции и определяют ее как интегративное качество личности [5, 13]. По мнению других ученых, таких как Н. Ф. Крицкая, В. Крысяк, А. М. Шаленов, гражданская позиция личности - это моральные, нравственные, деятельностные, общественные отношения [20, 21].
На основании изученной литературы выделены следующие позиции, связанные с содержанием понятия «личность» и имеющие прямое отношение к проблеме ее формирования. Концептуальная идея - определяется первооснова человека (В. Н. Мясищев, А. Г. Ко-залев, Э. В. Ильенков) [22]. В работах Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, А. В. Петровского [9] рассматривается сущность индивида как системное качество человека. В научных работах А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна личность выступает в роли деятельност-ного человека, иными словами, в деятельности проявляются условия формирования и развития субъекта [12, 11].
А. Г. Асмолов, К. Ю. Бабанский, Г. А. Берулава, Е. С. Вагайцева, Г. Ф. Гаврилычева, А. Я. Данилюк, А. С. Запесоцкий, Т. Б. Игонина, З. Я. Капустина, А. М. Князев, В. В. Курков, К. Ю. Милованов, Т. А. Мирошина, О. В. Поздеева, Н. А. Савотина, Д. И. Фельдштейн, Г. Н. Филонов теоретически обосновали внешние и внутренние факторы формирования гражданской позиции. Формирование гражданской позиции личности связано прежде всего с объективным состоянием общества, социально-политической обстановкой [19, 23].
По мнению ученых А. Ф. Абзалова, Т. Н. Балобановой, А. К. Быкова, Н. Н. Волобоевой, О. С. Газмана, И. Л. Гуляевой, Т. И. Кобелевой, Л. И. Котруца, В. Н. Кузнецова, А. А. Леонтьева, Т. А. Мирошиной, В. Н. Мясищева, Э. П. Стрельниковой, Н. Е. Щурковой [6, 2, 5, 12, 22-26], по своему содержанию формирование гражданской позиции включает формирование чувства любви к Родине, потребности в труде на благо общества, понимания своих гражданских обязанностей, ответственное исполнение своего гражданского долга и осознание того, что от твоих поступков и деятельности зависит не только собственная судьба, но и окружающих людей и страны в целом.
Таким образом, после изучения научной литературы по данной проблеме исследования, выявив наиболее значимые для человека объекты отношений (государство, право, общество, гражданин), а также учитывая социально-политические условия, сформулировано определение понятию «гражданская позиция». Гражданская позиция - это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на
самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо.
Формирование гражданской позиции личности, по нашему мнению, закладывается не только субъективными усилиями педагогов, но прежде всего объективным состоянием общества, социально-политической обстановкой. Главные убеждения по отношению к государству формируются в пубертатный период на основании социального опыта, полученного в школе, семье, социуме и в последующем развиваются в течение всей жизни личности. Так, становление гражданской позиции происходит на основе сформированных личностных качеств личности, таких как гражданские знания, гражданские взгляды, гражданская ответственность, гражданское поведение, гражданская активность, гражданская убежденность, гражданский долг. Анализ научных работ позволяет констатировать несомненную теоретическую и практическую значимость проведенных исследований по проблеме формирования гражданской позиции современной молодежи, однако следует отметить, что данная проблема недостаточно полно решена в контексте социокультурных отношений 10-х годов XXI века и современного этапа общественно-политического развития России.
Список литературы
I. Кириллов Д . М . Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис . ... канд . пед . наук . Волгоград, 2005. 208 с .
2 . Кобелева Т. И . Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального
проектирования: дис .... канд . пед . наук . Самара, 2006 . 186 с .
3 . Маслов К . И . Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студентов: дис . ... канд . пед .
наук Краснодар, 2008 253 с
4. Страхов В . В. Становление и формирование гражданской позиции учащихся СДЮШОР: дис . . . . канд. пед. наук. Мурманск, 2006 . 143 с .
5 . Стрельникова Э . П . Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дис . ...
канд . пед . наук . Липецк, 2001. 267 с .
6 . Абзалов А. Ф . Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис .. . . канд. пед . наук. Екатеринбург, 2006 . 151 с .
7 . Ожегов С . И . , Шведова И . Д . Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений . М . :
Азбуковник, 1997 . 939 с .
8 . Кон И . С . Психология ранней юности: Книга для учителя . М . : Просвещение, 1989. 254 с .
9 . Ананьев Б. Г . Психология и проблемы человекознания . Москва: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК,
1996.384 с .
10 Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте СПб : Питер, 2008 400 с
II. Рубинштейн С . Л . Основы общей психологии . СПб. : Питер, 2015 . 713 с .
12 . Леонтьев А. Н . Деятельность. Сознание . Личность: учеб . пособие . М . : Смысл, Академия, 2005. 352 с .
13 . Шамич А . Ф . Воспитание гражданской позиции студентов: дис . ... канд . пед . наук . Екатеринбург, 2002 . 187 с .
14 . Еселева Л . А . Социально-культурные методы формирования гражданской позиции учащихся Санкт-Петербурга (на
примере молодежи Невского района): автореф .... канд . пед . наук. СПб. , 2008. 19 с .
15 . Николаева А. А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской
студенческой молодежи: дис .... канд . социол . наук. Орел, 2010 . 224 с .
16 . Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран - членов ООН документ, принятый на
третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года .
17 . Коджаспирова Г . М . Культура профессионального самообразования педагога . М . : Гардарики, 1994. 146 с .
18 . Гревцева Г . Я . , Скребцова Т . П . Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы.
Челябинск: Цицеро, 2011. 260 с .
19 . Князев А . М . Гражданственность личности . М . : Акад . ФПС России, 2003. 100 с .
20 . Крицкая Н . Ф . Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис .. . . канд . пед . наук. Киров, 2005. 214 с .
21. Шаленов А. М . Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80-х годов: автореф . дис .... канд . пед . наук . Алма-Ата, 1991.19 с .
22 . Мясищев В . Н . Психология отношений . Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с .
23 . Мирошина Т . А. Формирование гражданской позиции студентов вуза: дис .... канд . пед наук . Кемерово, 2009 . 255 с .
24 . Балобанова Т . Н . Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы: дис . ... канд . пед .
наук. СПб. , 2007 . 164 с .
25 Волобоева Н Н Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе: дис . ... канд . пед . наук . Омск, 2008. 155 с .
26 . Щуркова Н . Е . Педагогика . Воспитательная деятельность педагога . Москва: Юрайт, 2017 . 365 с .
Плотникова Елена Юрьевна, аспирантка, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина (ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390039). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.01.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-218-226
CONCEPT AND ESSENCE OF THE CIVIL POSITION IN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
E. Yu. Plotnikova
Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Ryazan, Russian Federation
During the study of scientific and theoretical literature, various approaches to understanding the problem of forming a civil position at the present stage are described, with an indication of scientists studying this field of knowledge. Emphasis is placed on the last decade in the study of the problem. The following types of positions in the field of psychology and pedagogy are distinguished: life, social, internal.
Objective and subjective factors under which the civil position of the individual is formed are explained. On this basis, the components that are most often identified by scientists in the process of studying and generalizing the civil position of the individual, which contribute to its formation, are given, such as cognitive, motivational-value, activity.
Two approaches to the interpretation of the definition of «civil position» stand out: the first - reveals the essence of civil position and characterizes it as an integrative system of personal attitudes towards the State, law, civil society, itself as a citizen, defining orientation for the public good and realized in socially significant activities; the second - moral-value, moral, activity, social relations.
As a result, the definition of «civil position» has been clarified. The civil position is a system of positive values of the individual on the state, the law, civil society, on himself as an active citizen, carrying out socially significant activities oriented for the public good.
Keywords: civil position, civic consciousness, active citizenship, civic education, social position, life position, internal position, cognitive component, motivational and value component, activity component, citizen.
References
1. Kirillov D . M . Formirovaniye grazhdanskoy pozitsii starsheklassnikov v obuchenii gumanitarnym distsiplinam. Dis. kand. ped. nauk [Formation of a civic stand of high school students in teaching humanities . Diss . cand . of ped . sci . ] . Volgograd, 2005. 208 p . (in Russian) .
2 . Kobeleva T I . Formirovaniye grazhdanskoy pozitsii uchashchihsya starshih klassov sredstvami sotsial'nogo proektirovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Formation of a civil position of pupils of the senior classes by means of social design . Diss . cand . of ped . sci . ] . Samara, 2006 . 186 p . (in Russian) .
3 . Maslov K . I . Obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor razvitiya grazhdanskoy pozitsii studentov. Dis. kand. ped. nauk [The edu-
cational environment of the university as a factor in the development of students' civil position . Diss . cand . of ped . sci . ] . Krasnodar, 2008. 253 p . (in Russian) .
4 . Strakhov V. V Stanovleniye i formirovaniye grazhdanskoy pozitsii uchashchikhsya SDYUSHOR. Dis. kand. ped. nauk [Forma-
tion and formation of a civic stand of students of the Sports School . Diss . cand . of ped . sci . ] . Murmansk, 2006 . 143 p . (in Russian)
5 . Strel'nikova E . P Formirovanye grazhdanskoy pozitsii starsheklassnikov vo vneklassnoy rabote shkoly. Dis. kand. ped. nauk
[Formation of a civic position of high school students in extracurricular school work . Diss . cand . of ped . sci . ] . Lipetsk, 2001. 267 p . (in Russian) .
6 . Abzalov A . F. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya grazhdanskoy pozitsii u studentov vuzov v protsesse izucheniya dist-
sipliny "Bezopasnosf zhiznedeyatel'nosti". Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of a civil position among university students in the process of studying the discipline «Life safety» . Diss . cand . of ped . sci . ] . Ekaterinburg, 2006 . 151 p . (in Russian) .
7 . Ozhegov S . I . , Shvedova I. D . Tolkovyy slovar'russkogoyazyka: 80 000slovi frazeologicheskikh vyrazheniy [Dictionary of the
Russian language: 80000 words and phraseological expressions] . Moscow, Azbukovnik Publ . , 1997 . 939 p . (in Russian) . 8. Kon I. S . Psikhologiyaranneyyunosti:Knigadlyauchitelya [Psychology of early adolescence: A book for the teacher] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1989. 254 p . (in Russian) .
9 . Anan'ev B . G . Psikhologiya iproblemy chelovekoznaniya [Psychology and problems of human knowledge] . Moscow, Institute
of Practical Psychology, Voronezh, MODEK Publ . , 1996. 384 p . (in Russian) .
10 . Bozhovich L . I. Lichnost'i eye formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood] . Saint Petersburg,
Piter Publ , 2008 400 p (in Russian) 11. Rubinshteyn S . L . Osnovy obshchey psikhologii [Basics of general psychology] . Saint Petersburg, Piter Publ . , 2015 . 713 p . (in Russian)
12 . Leont'ev A. N . Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost: uchebnoye posobiye [Activity Consciousness . Personality: study guide] .
Moscow, Smysl, Akademiya Publ . , 2005. 352 p . (in Russian) .
13 . Shamich A . F. Vospitaniye grazhdanskoy pozitsii studentov. Dis. kand. ped. nauk [Education of a civil position of students . Diss .
cand . of ped . sci . ] . Ekaterinburg, 2002 . 187 p . (in Russian) .
14 . Eseleva L . A . Sotsial'no-kul'turnye metody formirovaniya grazhdanskoy pozitsii uchashchihsya Sankt-Peterburga (na primere
molodezhi Nevskogo rayona). Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socio-cultural methods of forming a civic stand of students in St. Petersburg (on the example of young people in the Nevsky district) . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Saint Petersburg, 2008. 19 p . (in Russian) .
15 . Nikolayeva A. A . Sotsial'naya aktivnost' kak faktor formirovaniya grazhdanskoy identichnosti sovremennoy rossiyskoy stu-
dencheskoy molodezhi. Dis. kand. sots. nauk [Social activity as a factor in the formation of civic identity of modern Russian students . Diss . cand . of sociol . sci . ] . Orel, 2010 . 224 p . (in Russian) .
16 . Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka - rekomendovannyy dlya vsekh stran - chlenov OON dokument, prinyatyy na
tret'yey sessii General'noy assamblei OON rezolyutsieye 217 A (III) ("Mezhdunarodnyy pakt o pravakh cheloveka") ot 10 de-kabrya 1948 goda [The Universal Declaration of Human Rights is a recommended document for all UN member states adopted at the third session of the UN General Assembly by resolution 217 A (III) («International Covenant on Human Rights») of December 10, 1948] (in Russian) .
17 . Kodzhaspirova G . M . Kul'tura professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga [Culture of professional self-education teacher] .
Moscow, Gardariki Publ . , 1994. 146 p . (in Russian) .
18 . Grevtseva G . Yu . , Skrebtsova T P Grazhdanskoye vospitaniye detey i podrostkov v uchrezhdeniyakh sotsial'noy sfery [Civic
education of children and adolescents in social institutions] . Chelyabinsk, Tsitsero Publ . , 2011. 260 p . (in Russian) .
19 . Knyazev A. M . Grazhdanstvennost' lichnosti [Citizenship of a person] . Moscow, Acad. Federal Border Service of Russia Publ . ,
2003. 100 p . (in Russian) .
20 . Kritskaya N . F. Formirovaniye grazhdanskoy pozitsii podrostka na osnove refleksii v protsesse izucheniya obshchestvennykh
distsiplin. Dis. kand. ped. nauk [Formation of the civic position of a teenager on the basis of reflection in the process of studying social disciplines: dissertation . Diss . cand . of ped . sci . ] . Kirov, 2005. 214 p . (in Russian) . 21. Shalenov A . M . Problema vospitaniya grazhdanstvennosti shkol'nikov v sovetskoy pedagogike 70-80-kh godov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The problem of civic education of schoolchildren in the Soviet pedagogy of the 70-80-s . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] .Alma-Ata, 1991.19 p . (in Russian) . 22 . Myasishchev V. N . Psikhologiya otnosheniy [Psychology of relations] . Voronezh, MODEK Publ . , 2003. 400 p . (in Russian) .
23 . Miroshina T A. Formirovaniye grazhdanskoy pozitsii studentov vuza. Dis. kand. ped. nauk [Formation of the civic position of
university students . Diss . cand . of ped . sci . ] . Kemerovo, 2009 . 255 p . (in Russian) .
24 . Balobanova T N . Formirovaniye grazhdanskoy pozitsii uchashchikhsya v sotsiokul'turnoy srede shkoly. Dis. kand. ped. nauk
[The formation of the civic position of students in the socio-cultural environment of the school . Diss . cand . of ped . sci . ] . Saint Petersburg, 2007 . 164 p . (in Russian) .
25 . Voloboyeva N . N . Sotsial'no-pedagogicheskiye usloviya stanovleniya aktivnoy grazhdanskoy pozitsii podrostkov v sovremen-
noy shkole. Dis. kand. ped. nauk [Socio-pedagogical conditions for the formation of an active civic position of adolescents in a modern school . Diss . cand . of ped . sci . ] . Omsk, 2008. 155 p . (in Russian) .
26 . Shchurkova N . E . Pedagogika. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga [Pedagogy. Educational activity of the teacher] . Mos-
cow, Yurayt Publ . , 2017 . 365 p . (in Russian) .
Plotnikova E. Y., Ryazan State University named after S. A. Yesenin (ul. Svobody, 46, Ryazan, Russian Federation, 390039). E-mail: [email protected]