Научная статья на тему 'Социально-аксиологические основы профессионально-экологического образования'

Социально-аксиологические основы профессионально-экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папуткова Г. А.

Автор рассматривает процесс становления и развития экологии. Исследует основные проблемы, принципы и компоненты экологической науки как важнейшее условие профессионально-экологического образования. Обосновывает необходимость формирования экологического мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-аксиологические основы профессионально-экологического образования»

СОЦИАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор рассматривает процесс становления и развития экологии. Исследует основные проблемы, принципы и компоненты экологической науки как важнейшее условие профессионально-экологического образования. Обосновывает необходимость формирования экологического мировоззрения.

На всех этапах развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы была и остается одной из самых актуальных. Использование человеком природы без учета присущих ей закономерностей ставит под угрозу существование человека и общества.

Люди, длительно и постоянно нарушая нормальные, естественные процессы в природе, создали смертельную угрозу для своего существования. В настоящее время (начиная с 50-х г. XX века) рассогласование в жизни людей и природы приобретает катастрофические масштабы. Стремительное развитие производительных сил вызвало такие изменения в природе, которые ведут к уничтожению биологических основ жизни человека.

Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование (Н.Н. Моисеев, К.А. Романова, Г.Я. Ягодин и др.). С принятием государством РФ стратегии устойчивого развития в стране изменилась и роль образования в решении общественных проблем. При этом базой реализации данной стратегии рассматривается именно экологическое образование как междисциплинарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружая каждого индивидуума способностями решать жизненные задачи, опираясь на природосберегающий подход к ним.

Двадцать - тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только ученые и специалисты, но сейчас уже многие знают, что экология - наука, занимающаяся изучением закономерностей существования всего живого на планете. Впервые термин «экология» употребил в 1858 году американский писатель Торо. Однако научное содержание этому понятию дал в 1866 году Эрнст Геккель, определив экологию как

«общую науку об отношениях организмов к окружающей среде...»

Существуют различные подходы в определении понятия экологии. Одни ученые рассматривают экологию как научную дисциплину биологического профиля, которая занимается вопросами взаимоотношения между органическими системами и местом их обитания (А.М. Гиляров, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Ю. Одум и др.). Другие - как сложную систему взаимосвязей человека и природы (А.А. Г орелов, В.А. Лось, С.С. Шварц и др.).

Таким образом, об экологии можно говорить как о конкретной биологической, так и об интегральной науке.

Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Она сформировалась в результате накопления различными учеными сведений о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни (В.И. Вернадский, Э. Геккель, Ч. Дарвин, Ж.-Б. Ламарк и др.). Работами данных ученых было доказано, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчиняются определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.

Выделившись в системе других естественных наук, экология и сейчас продолжает развиваться, обогащая свое содержание и расширяя задачи. За свою историю развития экология перешагнула биологические рамки. Многие ученые отмечают, что из сугубо научной она превратилась в «общественную экологию», наполнилась тревожными сигналами неблагополучия в природе, которое исходит прежде всего от разнообразной деятельности людей.

В настоящее время экология представляет разветвленную систему наук. Она подразделяется на общую экологию, изучающую закономерности связей со средой, присущие всем группам организмов, и частные направления, отражающие экологическую специфику отдельных групп: экология животных, экология растений, медицинская, космическая, сельскохозяйственная и т. п.

Экология приобрела черты инфраструктуры - синтетического учения, объединяющего в одно целое исследование процессов, протекающих в живом веществе и человеческом обществе.

Т.Б. Невзоров предлагает выделять четыре аспекта рассмотрения вопросов экологии, включенных в систему образования:

- экология - составляющая целостного мировоззрения,

- экология - составляющая процесса приобретения знаний, познаний мира, достижения уровня понимания,

- экология - основание практической деятельности,

- экология человека как обитателя и социального объекта мира.

Современное экологическое состояние, по мнению ученых, требует срочных мер по сохранению условий жизни человека на Земле. Одним из главных направлений решения экологических проблем является проблема экологической культурыг людей, их экологического воспитания и образования.

В экологическом воспитании и образовании прежде всего становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы.

Человек - уникальная, духовноприродная, саморазвивающаяся система (К.Я. Вазина). Он является высшей ступенью развития живых организмов на Земле. По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находится в диалектическом единстве, взаимодействии (В.И. Вернадский, В.К. Вилюнас, М.К. Мамардашвили, В.П. Зинченко).

Ведущими мировоззренческими идеями, вытекающими из экологичекой картины мира, являются следующие:

- признание целостности, единства мира и человека как органичной части биосферы и космоса;

- ответственность человека за выполнение негэнтропийной биосферной функции;

- резонансное взаимодействие природы и человека, доброжелательное взаимодействие между людьми;

- гуманизм в контексте экологической культуры как признание приоритета природных факторов человеческого бытия перед социальными;

- коэволюция как оптимизация взаимодействия развивающегося общества и изменяемой им природы;

- признание самоценности природы, более высокого уровня самоорганизации природных систем по сравнению с социальными системами.

Человек как природное явление интересовал и интересует ряд наук: философию, биологию, психологию, педагогику, экологию и т. д. Идея комплексного изучения природы человека уже давно завладела общественным сознанием. Долгое время существовало мнение (да и теперь еще многие ученые в этом убеждены), что общество тотально формирует человека. Между тем человек был всегда и остается уникальным природным созданием. Он представляет собой особый род сущего. Его природа оказывает всепроникающее воздействие на культуру и социум.

Если систематизировать главные экологические проблемы, то можно увидеть, что особое место среди них занимают проблемы экологического образования.

Существует несколько определений понятия «экологическое образование». Например, А.Н. Захлебный считает, что «экологическое образование - это элемент общего образования, связанный с овладением учащимся научными основами взаимодействия природы и общества (человека)». Н.М. Мамедов и И.Т. Суравегина пришли к выводу, что экологическое образование -это «целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природе во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой». По Н.Ф. Реймерсу, экологическое образование - «педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы».

Экологическое образование представляет собой, по мнению И.Н. Пономаревой, педагогическую и методическую область знаний об организации процесса развития экологической культуры.

Целью экологического образования является становление экологически культурной личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Экологическое образование предусматривает прежде всего формирование научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания

человека, придает единство его духовному облику, вооружает социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде.

Природа является сложным образованием. Поэтому, по мнению О.Ю. Тютюнник, в экологическом образовании нельзя применять традиционную методику, которая знакомит с явлениями природы, разделяя элементы, чтобы выяснить роль каждого из них.

Эффективной следует признать интегративную методологию, при которой каждый элемент становится понятным лишь в связи с другими, со всей системой.

В исследовании Д.Б. Эльконина рассмотрены три основные модели, представляющие интерес для образования в целом и экологического образования в образовательных учреждениях в частности: однопредметная, многопредметная и смешанная. Однопредметная модель предусматривает введение специального предмета - экологии. Многопредметная модель заключается в том, чтобы каждый учебный предмет раскрывал те или иные аспекты экологических проблем. Наиболее перспективной является смешанная модель, предполагающая усиление экологической направленности всех предметов на широкой межпредметной основе, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся и введение одного специального систематизирующего предмета.

Основная цель экологического образования человека заключается в том, чтобы сформировать у него нравственно-познавательно-эстетические основы рационального отношения к окружающему миру прежде всего в области природопользования, развить новое экологическое мышление, способное прогнозировать последствия действий человека по отношению к окружающей среде, дающего возможность жить в относительной гармонии с природой.

Ряд ученых (Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева и др.) выделяют следующие принципыг экологического образования: - гуманизации, утверждающей право человека на жизнь в благоприятной среде;

- научности, включающей в себя современные научные знания в разных областях наук;

- прогностичности, включающей в себя проектирование будущего, предвидение его и заботу о нем;

- непрерывности в плане онтогенеза: от раннего возраста до смерти;

- систематичности, которая предусматривает единство целей, методов, приемов, средств и задач.

Ддро содержания экологического образования, согласно исследованиям А.Н. Захлебного, содержит в себе четыре взаимосвязанных компонента:

познавательным - понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;

ценностныш - осознание человеком значения природы как универсальной ценности: не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т. д.;

нормативны й - овладение нормами, правилами поведения в окружающей природной среде;

деятельностныш - овладение видами и способами общественно-полезной практической деятельности, направленной на формирование умений экологического характера.

Главным компонентом педагогической системы экологического образования является содержание экологических знаний и их трансформация в отношение к природе. Длительное время программные документы, определяющие процесс ознакомления с природой в образовательных учреждениях, ограничивались постановкой задач формирования бережного отношения к окружающей природе. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования разносторонних представлений о мире природы. Однако исследования показали, что реализация образовательных программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

В настоящее время особое внимание уделяется формированию экологического мировоззрения как основы экологического образования. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека.

В рекомендациях по созданию экологического образования будущего Г.А. Ягодин не обошел проблемы подготовки педагога. «В будущем, вероятно, в начальной школе все предметы будет вести один учитель. Это потребует введения особых требований к абитуриентам, готовящимся стать учителями начальной школы. При подготовке учителя начальной школы должно быть улучшено и расширено изучение теории и практики таких дисциплин, как психология, валеология, педагогика, методика, музыка, физическая культура, предметы изобразительного цикла. Должен быть включен специальный предмет - «Жизнь в окружающей среде».

Экологическое образование уже давно стало предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания указывается практически во всех международных форумах по проблемам окружающей среды. Многие из них посвящаются собственно экологическому образованию.

Концепция экологического образования представлена, в частности, в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП» (Тбилиси, 1977), на международном конгрессе «Тбилиси + 10» (Москва, 1987). Она базировалась на представлении о необходимости включения в систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии.

Основы экологического воспитания изложены в программе «Экологическая безопасность России» в 1993-1995 гг. В ней даются рекомендации по разработке пакета программ и методические указания по содержанию, формам и методам экологического образования.

Программы по экологическому образованию должны строиться на межпредметной основе и отличаться гибкостью, которая бы позволяла учитывать специфические особенности географических районов, и четкой экологовоспитательной направленностью, обеспечивающей формирование чувства любви к природе, ответственности за нее, личной заинтересованности в решении проблем окружающей среды, развития ценностей и мировоззрения экологического характера.

Вместе с тем следует признать, что постановка экологического образования в учебных заведениях оставляет желать лучшего: затягивается введение специального курса по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, который должен стать составной частью процесса образования во всех средних и высших учебных заведениях. Далеко не везде идет переработка различных предметов и курсов в плане их сопряжения с вопросами экологии: материал излагается часто без проекции на печальное состояние земель, вод, лесов и т. д.

В экологическом образовании еще много нерешенных проблем. В учебном процессе не стимулируется эколого-познавательная активность обучаемых, стремление проникнуть в глу-

бинные тайны природы, элементарные умения и навыки научного поиска. Не создана система непрерывного экологического образования.

Историко-педагогический анализ становления экологического образования позволяет сделать следующие выводы.

Экологическое образование - это новая социальная категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, с различными ее ответвлениями. В основе экологического образования лежат адаптивные ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среды, человек и среда.

Экологическое образование - это целенаправленный педагогический процесс, обладающий высоким развивающим потенциалом, который позволяет развивать в человеке его психические процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и способности (интеллектуальные, творческие, музыкальные, лингвистические и т. д.).

Содержание работы, условия функционирования образовательного учреждения всегда определяет государственная цель, для решения которой применяются те или иные образовательные модели. Подготовка специалиста-эколога с высоким уровнем экологической компетентности в условиях экологического кризиса, являющегося не только носителем определенной профессиональной ориентации, но и владеющего системой профессиональных средств, позволяющих воплощать эти идеи в профессиональную деятельность, становится одной из наиболее значимых проблем в системе профессионально-экологического образования.

Для решения этой проблемы образовательный процесс необходимо основывать на применении современных психолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития человека, на принципах индивидуального, личностного и деятельностного подходов, заключающихся в том, что обучающийся овладевает доступными ему способами использования богатств, накопленных человечеством в области психолого-пе-дагогических, гуманитарных и экологических знаний.

Эти подходы диктуют необходимость использования целостной современной модели развивающего обучения, в которой могли бы учитываться личностные особенности в процессе профессионально-экологического образования. В настоящее время происходит рождение новой системы отечественного образования, появляются альтернативные концепции, модифициру-

ются существовавшие ранее способы обучения, разрабатываются педагогические технологии.

Профессионально-экологическое образование - это совокупность нетрадиционных способов (технологических средств методов обучения) при гибком управлении развитием профессионально-познавательных способностей обучаемых (Ю.К. Васильев, Г.Г. Габдулин, Л.В. Занков, Т.К. Цветкова и др.).

Основными показателями управления являются следующие:

• процесс обучения осуществляется при постоянном отслеживании, контроле, консультационном участии преподавателя в овладении учебным материалом, при индивидуально-личностном подходе;

• индивидуально-личностная и групповая подготовка осуществляется не только в процессе академических занятий, но и в условиях дополнительных образовательных услуг и самостоятельной работы;

• основными направлениями преемственности этапов образовательного процесса является модульный тематический план.

Понятие профессионально-экологическое образование включает в себя:

• процесс непрерывного профессиональноэкологического образования студентов;

• системное, полифункциональное содержание обучения, включающее в себя личностные и профессионально-педагогические качества;

• сочетание гуманитарного и технологического знания;

• сочетание группового обучения и самообучения.

Для решения современных проблем профессионально-экологического образования необходимо непрерывное развитие профессиональной компетентности, формирование культуры.

Культура эколого-педагогического влияния выражается:

- в усилении приоритета общечеловеческих ценностей;

- в углублении культурологического аспекта управления;

- в использовании современных инновационных технологий;

- в развитии профессиональных интересов и творчества сотрудников;

- в развитии рефлексивных форм мышления.

Общество заинтересовано в большем количестве творческих людей. Образовательное пространство становится косным, непродуктивным, если в нем нет стимула для творчества, а само творчество зачастую «наказуемо». Решение всех сложных современных проблем, в том числе эколого-педагогических, невозможно без компетентных и творческих профессионалов.

Результатом экологического образования является сформированное у человека экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологически ориентированное поведение, гуманная природоохранительная деятельность.

Экологически образованный человек имеет активную жизненную позицию в осуществлении са-моподдерживающегося развития цивилизации. Такое развитие не сводится только к материальному благополучию, хотя и предусматривает разумное удовлетворение потребностей человека и ликвидацию таких социальных явлений, как нищета, детская смертность из-за недостатка питьевой воды, пищи, плохого воздуха и т. д. Его главной задачей является духовное совершенствование человека. Реализация этой задачи происходит в процессе образования и воспитания, в первую очередь через систему профессионально-экологического образования разных ступеней и профилей.

Список использованной литературы:

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: 1989.

2. Геккель Э. Естественная история миротворения /пер.А.Я. Герда. - СПб.,1873. - 396 с.

3. Горелов А.А. Экология - наука - моделирование. - М., 1985.

4. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). - М., 1986. - 77 с.

5. Зинченко В.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Сов.педагогика - 1991. - №1. - С. 81 - 87.

6. Лосев В.А. Человек и природа: социально - философские аспекты экологической проблемы. - М.: Мысль,1988.

7. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. - М.,1995.

8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика - синтез, 1999. - 224 с.

9. Папуткова Г.А.Формирование экологической компетентности педагогических кадров: Монография. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. - 133 с.

10. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М.,1992. - 192 с.

11. Романова К.А.Послевузовское профессионально - экологическое образование руководящих работников: Монография. -М.: Моск. Гос. ун-т печати, 2003. - 333 с.

12. Ягодин Г.А. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования // Бюлл. Гос. ком. СССР по нар.обра-зованию. - 1989. - №4. - С. 2-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.