Научная статья на тему 'Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования'

Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ / ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TRAINING OF ECOLOGY / FOSTER A LOVE FOR NATURE / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несговорова Наталья Павловна

Методология системного подхода способствует целостному отражению экологического образования. Как целостный процесс это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, деятельности и поведения, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of system approach forming environmental education

The strategy of system approach contributes to complete reflection of environmental education. Environmental education forms its own system. Environmental education is an integral process it is a continuous process of training, education and development of a person, which is aimed to from ecological word view, ecological perception, activity and behavior, which provide responsible attitude for surrounding social and natural environment and health.

Текст научной работы на тему «Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования»

Анализ информации из воинских частей и подразделений, где проходят службу выпускники института, позволяет прогнозировать перспективы их служебного роста (табл. 2).

Просматривается стойкая тенденция снижения числа выпускников, признанных несоответствующими занимаемой должности, с 11,0% (2005 год) до 4,5 %(2007 год). Это свидетельствует об общем увеличении числа тех молодых офицеров, которые мотивированы на продолжение военной службы.

Проведенный анализ использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Омского танкового инженерного института показывает, что использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и их соответствия современным требованиям, предъявляемым основными задачами реформирования Вооруженных сил Российской Федерации.

Библиографический список

1. Панков, Н. Мы в самом начале пути // Военное образование. - 2003. - № 25-26. - 45 с.

2. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.».

3. Педагогические технологии / Под ред. B.C. Кукушина. — М. : ИКЦ «МарТ», 2006. - 333 с.

РОМАШИН Владимир Николаевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского танкового инженерного института, аспирант кафедры социальной педагогики Омского государственного педагогического университета, подполковник.

Статья поступила в редакцию 06.11.2008 г.

© В. Н. Ромашин

УДК 378.016:504(7) Н. П. НЕСГОВОРОВА

Курганский государственный университет

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методология системного подхода способствует целостному отражению экологического образования. Как целостный процесс — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, деятельности и поведения, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Ключевые слова: обучение экологии, природоохранительное воспитание, экологическое образование, экологическая культура.

В экологическом образовании, как ни в каком другом, существует большое количество попыток осмыслить и отразить его смысл в научных категориях. Возникает противоречие между усложняющейся сутью экологического образования как развивающейся реальности и возрастающей востребованностью все более корректного отражения ее в научных категориях.

Целостному отражению экологического образования как части общего, в то же время, обладающего собственной общностью, состоящей из взаимосвязанных элементов, соответствует методология системного подхода. Данный подход базируется на понятии «система». В переводе с греческого, ««система» — это целое, составленное из частей, следовательно, под системой необходимо понимать взаимосвязанное единство отдельных частей, образующее новое (по сравнению с каждой из частей и их совокупностью) качество, которому присущи свои специфические свойства. Вычлененные в системе части называют ее

элементами, или компонентами. Система характеризуется этими элементами и связями между ними. Системный подход, или метод системного анализа ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как «система», «отношение», «связь», «взаимодействие».

В нашей статье мы рассматриваем общую структуру экологического образования, останавливаемся на его содержательной компоненте.

Образование, с точки зрения педагогов — сложное философско-педагогическое понятие, рассматриваемое в образовательно-экономическом аспекте через «квалификацию» [1]. Как социальное явление, образование — относительно самостоятельная система. Его функцией является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

строем данного общества и уровнем его материальнотехнического развития. С этой точки зрения, образование объединяется и как процесс, и как социальное явление и включает обучение и воспитание. В то же время с позиции педагогической политики мы вынуждены образование рассматривать как наиболее широкое понятие, включающее цели, содержание, управление и организацию учебно-воспитательного процесса [2].

При рассмотрении содержательной стороны образования отсутствует единый подход. По мнению Б. С. Гершунского, можно выделить, по меньшей мере, четыре аспекта содержательной трактовки этого понятия: образование как ценность; образование как система; образование как процесс; образование как результат. Образование как результат., по мнению Б. С. Гершунского, отражено в содержании ступеней иерархической образовательной «лестницы»: грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет. Пропуская первые ступени образовательной лестницы, остановимся на более высоких. Культура — более высокая ступень на лестнице достижения результата образования. С философской точки зрения, культура — (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее проявлениях [3]. С точки зрения В.С. Степина, корпус культуры составляют программы деятельности, поведения и общения, представленные многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций [4, с. 344 — 347]. Культура хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В данном ракурсе ее можно сравнить с геномом — совокупностью генов, носителей наследственной информации в живой материи. В культурно-антропологическом аспекте понятие «образование» трактуется, с одной стороны, как часть культуры, обеспечивающая ее выживание, с другой — как часть культуры, в которой человек воспитывается и которая оставляет свой отпечаток на его личности. С этой точки зрения, образование — это процесс сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, мышления и деятельности. Менталитет. — квинтэссенция культуры, в которой воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, группы или социума. На основе анализа определений, содержащихся в работах как российских, так и зарубежных ученых, И. Г. Дубов приводит несколько дефиниций этого понятия, синтезируя наиболее существенные признаки менталитета, в итоге он приводит следующую психологическую характеристику данного понятия: «Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности и интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других»[5, с. 298]. Как отмечает Б. С. Гершунский, высшая ценность образования и его высшая цель — формирование менталитета личности и социума.

В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. В цепочке результативности образования менталитет занимает иерархически высшую ступень, предопределяя содержание всех других звеньев этой цепочки. К достижению высшей ступени образования — менталитету — личность движется в течение всей сознательной жизни, общество — в течение всего исторического отрезка существования данной обшественно-экономической формации. Поэтому более реальной целью образования, по нашему мнению, является формирование определенного уровня культуры, который формируется личностью в течение периода активной деятельности.

Использование данного подхода способствует рассмотрению содержательной компоненты системы экологического образования. В рассматриваемом нами аспекте по отношению к экологическому образованию базовое выступает в качестве необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки для дальнейшего приращивания содержательного поля. Что же является базой? Как систематическая единица экологическое образование тесно связано, и его содержание строится на основе содержания естественнонаучного и гуманитарного образования. Компоненты этих видов образования входят составной частью в профессиональное образование, которое, в свою очередь, в преобразованном виде отдельным компонентом включает блоки знаний экологического содержания. Гуманитарное образование как самостоятельная система, охватывает комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о социальной природе человека, а также основы художественной культуры и ее языка. Целью гуманитарного образования является нравственно-этическое и художественно-эстетическое развитие человека, формирование личностной зрелости обучаемых. Естественнонаучное образование направлено на формирование научного мировоззрения, представления об единстве и многообразии свойств неживой и живой природы, экологических знаний. Основной целью профессионального образования является подготовка специалистов различной квалификации для работы в определенной области деятельности. В рамках рассмотренного подхода экологическое образование является частью общего образования, имеющего непрерывный характер. Его содержательная основа построена на базе гуманитарного и естественнонаучного образования. Поэтому экологическое образование как результат, представляет собой систему знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, совокупность знаний, умений, навыков природоохранительной деятельности. С этой позиции его основное содержание почерпнуто из содержания естественнонаучного образования. Экологическое образование как процесс и как результат направлено на усвоение научных знаний о взаимодействии природы и общества и формирование системы взглядов и убеждений, нацеленных на сохранение окружающей природной среды, рациональное использование ресурсов на основе знаний объективных закономерностей развития природы. Формирование научного мировоззрения на основе усвоения содержания экологического образования будет способствовать нравственно-этическому развитию человека, формированию его личной зрелости. Экологическое образование, вбирая в свое содержание основные компоненты естественнонаучного и гуманитарного

образования, приобретает надпредметное содержание и по праву может быть выделено в особую над-предметную образовательную область.

Экологическое образование — до некоторой степени самостоятельное направление педагогической деятельности, образующее собственную систему. Его специфичность вытекает из специфики передаваемой в нем культуры, оно «комплементарно общему образованию» [6, с. 270].

Прежде чем приступать к рассмотрению структуры экологического образования, мы попытаемся разделить понятия «экологическое образование» и «обучение экологии», «природоохранительное воспитание».

Экология — (греч. — жилище, местообитание и — учение) — учение о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Понятие впервые было использовано в 1866 году немецким биологом Э. Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» для обозначения отрасли биологии, которая изучала воздействие на организм неорганической и биотической среды [7]. В дальнейшем интенсивные исследования в области экологии изменили ее статус как естественной науки: пришло осознание, что доминирующими в изменяющейся биосфере являются антропогенные воздействия. Под экологическим, образованием, стали понимать систему знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, совокупность знаний, умений, навыков природоохранительной деятельности. Следовательно, решение задачи экологического образования было отдано в руки учителей экологии, естественнонаучных предметов, которые в процессе обучения основам, экологии и должны были решить данную задачу. Разработке содержания экологического образования в данном направлении посвящены переводные работы Р. Даже, Р. Риклефса, Ф. Рамада, Ю. Одума. Среди отечественных ученых данной проблеме уделили внимание Б. Г. Иогансен (1959), Н. Л. Наумов (1963), А. К. Бродский (1992), И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина(1995), З. И. Тюмасева (1996), Н. И. Пономарева, Н. М. Чернова, С. В. Алексеев (1998), Н. В. Груздева и другие.

Анализ современного состояния среды жизни показал недостаточность усилий экологического обучения (трактовавшегося как экологическое образование, в том числе и в официальных документах). Появились научные исследования в области экологического воспитания, сущность которого достаточно глубоко рассмотрена в работах С. Н. Глазачева. Под экологическим воспитанием он понимает «природоохранительное воспитание» [8]. В его понимании структура экологического образования в контексте природоохранительно-педагогической деятельности включает: природоохранительное воспитание в широком смысле (максимально общая категория), природоохранительное просвещение, природоохранительное образование (формальное просвещение), ненаправленное воспитание, неформальное просвещение, которые являются базой для природоохранительного обучения (преподавания, учения), природоохранительного воспитания и природоохранительного педагогического развития [9, с. 88 — 89].

Глобальные проблемы современности и новые социокультурные детерминации изменяют основные парадигмальные установки. Решение проблем экологической безопасности показывает, что в качестве доминирующих парадигм должны быть избраны такие, как «чувство глобальности» (А. Печчеи), «витальная ценность» (Ортега-и-Гассет) и другие элементы ново-

го гуманизма, составляющие контекст современного цивилизационного процесса. В новых социальных реалиях именно они призваны сформировать системное экологическое мышление и иерархию функционирующих в обществе ценностей — регуляторов целенаправленной индивидуальной и массовой деятельности. В развитии социума подобные ценностные установки определяют уровень экологической культуры, когда субъект на основе выбора соответствующих парадигм способен создавать приоритетные социокультурные программы, обеспечивающие нормальное развитие системы «природа-общество», ее закономерную коэволюцию, правильно оценивать, моделировать и решать возникающие экологические проблемы. По нашему мнению, в соответствующей ситуации основное внимание в экологическом образовании следует обратить на подрастающие поколения субъектов нового социума. С ними необходимо осуществлять комплексное, разностороннее экологическое образование в системе базового, общего, профессионального, дополнительного, в целом непрерывного образования [10].

Исходя из структуры образования, включая в него экологическое содержание, мы предлагаем следующую структурную модель экологического образования. Его основными компонентами (ЭО) являются экологическое обучение, тесно связанное с экологическим воспитанием, в процессе становления экологического мировоззрения, развития личности, формирования экологических потребностей и экологически сообразного поведения [11].

В современной педагогике обучение как вид познавательной деятельности имеет несколько значений: формирование знаний, умений и навыков; формирование мировоззрения, взглядов и убеждений; достижение определенного уровня образованности, культуры, воспитанности; развитие способностей учащихся. Экологическое обучение, с нашей точки зрения — это двусторонний процесс формирования знаний, умений, творческого опыта в деле охраны природы, среды жизни человека; экологического мировоззрения; ответственного отношения к природе, социуму, человеку как личности, здоровью; навыков экодеятельности.

Экологическое просвещение, задачей которого является информирование различных слоев общества о состоянии окружающей среды, экологических проблемах и путях их решения, другой компонент системы экологического образования. Основная задача экологического просвещения — формирование знаний у широких масс населения, определяющих принятие экологически ответственных решений.

Воспитание — целенаправленная деятельность по руководству и управлению процессом подготовки личности к выполнению социальных функций, следовательно, воспитание — это педагогическое управление процессом развития личности.

Экологическое воспитание — процесс социализации личности (поколения) путём передачи в ряду поколений экологической культуры как социального опыта. В рамках данного процесса осуществляется формирование социально ценных убеждений, форм поведения и эмоционального опыта в области охраны природы, среды жизни и здоровья. Отсюда и идет акцентирование задач воспитания — выработка системы личных смыслов в процессах самореализации, включения человека в систему ценностей, символов, норм и традиций экологической культуры. В воспитании и самовоспитании принимаются традиционные и вырабатываются собственные системы ценностей,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

происходит становление экологического сознания и формирование экологически сообразного поведения.

Другим компонентом системы образования является развитие. Развитие — качественные изменения, сопряженные с преобразованием внутренних и внешних связей. Экологическое развитие личности есть образование целостной системы внутренних и внешних отношений человека, системы открытой, уникальной и, вместе с тем, имеющей типичную и закономерно определенную структуру. В данной структуре непрерывно происходят процессы интеграции и дифференциации, кристаллизации и диссоциации ее компонентов, происходит формирование экологической культуры личности.

Таким образом, экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, деятельности и поведения, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальноприродной среде и здоровью. Конечная цель экологического образования — экологическая культура личности и общества в целом.

Экологическая культура — это производное от общей культуры, культуры мышления, культуры поведения, сознания и деятельности. Экологическая культура личности формируется в результате взаимодействия внешних факторов (уровень культурноисторического развития цивилизации, общественное экологическое мировоззрение, общественное экологическое сознание, цивилизационные потребности, образовательная среда, содержание образования и воспитания, социальные условия и т.д.) и индивидуальных особенностей человека (психо-физиологи-ческие свойства, способности и задатки, генетические особенности). Процесс становления экологической культуры растянут во времени, непрерывен, начинается с первых минут жизни индивида и заканчивается её последними минутами. Экологическая культура — интегративное качество личности, характеризующее ее мировоззрение, сознание, поведение и деятельность.

Таким образом, в логике системного подхода каждый элемент экологического образования имеет смысл рассматривать как систему, в которой определенным образом разрешаются диалектические противоречия. Посредством системного подхода существует возможность находить и механизмы их разрешения.

Комментарием к вышесказанному могут послужить успехи студентов-экологов, обучающихся на факультете естественных наук Курганского госуни-верситета. На эту специальность поступали абитуриенты из различных школ Курганской области, экологическое образование в которых осуществляется в рамках трех моделей[12]: однопредметной — обучение экологии (реализуется в основном одна компонента — экологическое обучение); многопредметной, в форме экологизации предметов в основном есте-

ственнонаучного цикла, чаще биологии (сходно с экологическим просвещением, так как происходит знакомство лишь с азами экологических знаний) и комплексной модели, в рамках которой в учебном плане школы существует предмет экология, отведены часы на курсы по выбору (в том числе и по экологической тематике), активно ведется внеклассная и внеучебная деятельность по экологическому воспитанию школьников (создание детских общественных организаций, проведение экологических акций), развитию исследовательских навыков в процессе организации научных обществ учащихся, то есть реализуется целостная модель экологического образования. Студенты, пришедшие из этих школ, разительно отличаются по осознанности выбора будущей профессиональной деятельности, по стремлению и результативности освоения знаний, личностным качествам (ценностным ориентациям, потребностно-мотиваци-онной сфере), заинтересованности и участию в научно-исследовательской деятельности.

В современной системе образования имеются возможности реализации целостного комплексного подхода к осуществлению экологического образования. Однако в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера оно не осуществляется в полной мере. Одной из наиболее важных проблем, лежащих в основе эффективности данного процесса, является готовность педагогов, уровень которой далеко не всегда соответствует требованиям.

Библиографический список

1. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич.-Мн. : «Современное слово», 2005. — 720 с. [1], [4], [5].

2. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация / Г.Н.Сериков . — Челябинск : Факел, 1998. — 664 с. [2], [12].

3. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя / С.Н. Гла-зачев. — М. : Современный писатель, 1998. — 520 с. [3], [6], [8],

[9].

4. Новиков, Г.А. Сто лет экологии Эрнста Геккеля. Очерки по истории экологии / Г.А.Новиков. — М. : Наука, 1970. — С. 2 — 79. [ 7].

5.Несговорова, Н.П. Формирование готовности педагогов к экологическому образованию. Вопросы теории и практики / Н.П. Несговорова. — Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 228 с. [10], [11].

6. Моисеева, Л.В. Альтернативные модели экологического образования / Л.В. Моисеева. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997. — 106 с. [12].

НЕСГОВОРОВА Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета естественных наук.

Статья поступила в редакцию 25.11.2008 г.

© Н. П. Несговорова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.