_В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ_
УДК 53:372
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2007 г Г.Г. Недюрмагомедов
The goals of ecological education and the structure of ecological culture of senior form pupuls are investigated in the article. The analysis of the main models and approaches in ecological education used in practical activity of Daghestan schools is presented.
В начале XXI в. человечество в своей истории подошло к планетарному экологическому кризису, углубляющемуся в связи с возрастающей потерей равновесия между природными системами поддержания жизни и индустриальными, технологическими и демографическими потребностями людей. В природной среде планеты наблюдаются опасные нарастающие необратимые явления, которые ведут к радикальному изменению облика планеты и ставят под угрозу жизнь всего человечества.
Процесс осмысления возникших глобальных противоречий не поспевает за темпами их нарастания и обострения. Но за последние годы представления об общечеловеческих проблемах значительно расширились, претерпело и миропредставление людей, понимание ими того, что человек в значительно большей степени, чем это осознавалось раньше, зависит от природы, от окружающей среды. Поэтому ученые, обозначая серьезность проблемы глобального экологического кризиса, видят выход из него не только в модификации технологий производства, но и в изменении образа жизни людей, их сознания и отношения к природе. Чтобы ценности новой культуры, человека постиндустриального общества соответствовали глобальным экологическим законам, требуется целенаправленное образование.
Существенная роль в этом процессе отведена образованию и его ведущему учебно-воспитательному учреждению - школе. Несмотря на то что работа в области экологического образования учащихся ведется в России более 30 лет, можно констатировать несостоятельность усилий, затраченных на охрану природы педагогическими методами, если в качестве критерия ее эффективности рассматривать изменение экологической обстановки за это время.
Причина неэффективности кроется в формулировке задач, на решение которых были направлены усилия педагогов-экологов: если в 1970-е гг. основной задачей было экологическое просвещение (в то же время в зарубежных странах уже была осознана необходимость решительных действий по охране природы и ориентации экологического образования на решение экологических проблем), то во второй половине 80-х гг. -формирование экологической культуры, забота о защите природной среды; в 90-е гг. на первый план выдвинулось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления (это заменило собой задачу защиты природной среды
силами учащихся, что, как отмечает В. Б. Калинин [1], было шагом в сторону). Корректировка задач содержит значительный потенциал повышения эффективности экологического образования. Достижение нового качества экологического образования на федеральном и региональном уровнях становится возможным при условии выполнения следующих принципиальных положений:
- признание приоритетности экологического образования как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к жизни в быстро меняющихся и непредсказуемых условиях, скорость интеграции российской школы в мировое образовательное пространство и ее готовность перехода к постиндустриальному, информационному обществу;
- принятие общей, одинаково трактуемой всеми участниками педагогического процесса цели;
- уточнение базы содержания обучения экологии;
- усиление роли естественнонаучного образования, и в частности, химико-биологического;
- коррекция значительной части компонентов методической системы, обеспечивающей выход экологического образования из состояния внутренней замкнутости и самодостаточности;
- изменение подходов в диагностике результатов экологической подготовки старшеклассников [2].
При рассмотрении проблем экологического образования необходимо выявить соотношение понятий «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Сегодня об экологическом воспитании говорят как о составляющей экологического образования. В научной литературе часто встречается сочетание «экологическое образование и воспитание», иногда эти понятия отождествляются. Это, на наш взгляд, неверно. Поскольку экологическое образование и экологическое воспитание - частные направления более общих процессов образования и воспитания, правомерно первое увязать с формированием системы экологических знаний, умений, навыков, т.е. с умственным, познавательным развитием старшеклассников. Второе формирует экологические потребности, интересы, убеждения, правила, принципиальные установки, т.е. экологические ценности, ориентации. Экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на нравственное развитие старшеклассников, а тот или иной реальный уровень экологической культуры старшеклассников есть не что иное, как результат воспитания.
Базисными категориями экологического образования являются такие понятия, как «сознание», «мышление», «знание», «деятельность», а экологического воспитания - «ценности», «отношение», «поведение», «ответственность».
Понятие «экологическое образование» произошло от переплетения нескольких дисциплин, что в свою очередь привело к различному толкованию этого термина. Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировки, технологии, городского и сельского планирования со всей окружающей средой человечества.
За рубежом общепризнано, что экологическое образование состоит из трех элементов [3] (рис. 1):
образовали об ^^озабочен ^^^ окружающей среде ж ^ность^ \ образование для окружающей среды
1 ^гш индивидуальное
1 £ 1 холистическое развитие
ш я \ знание и понимание
V / \ концепции, навыки ,
XI \отношения^деист 1 ж 4t опыт ^^ 7 вия Lr
образование внутри или посредством окружающей
среды
Рис. 1. Взаимосвязь между тремя элементами современного экологического образования за рубежом
- образование об окружающей среде, основанное на знаниях. Оно приводит обучающихся от информированности к экологической грамотности и ответственности;
- образование внутри окружающей среды - обучение на практике, которое воспитывает в обучающихся экологическую компетентность. Здесь экологическое образование пересекается с экологическими дисциплинами;
- образование для окружающей среды - сочетание опыта, идей и исследований вопросов экологии, которое приводит к появлению экологически ответственных граждан (экологическому гражданству).
Наиболее полное определение экологического образования представлено в [4, с. 25-26], где под «экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры».
Экологическое образование - это процесс познания человеком окружающей среды и приобретения знаний, навыков, ценностей, опыта, а также определенности, которое позволит действовать (индивидуально и всем вместе), чтобы решить настоящие и бу-
дущие экологические проблемы, охватывающего не только события, но и наиболее основной подход к построению общества в целом. Экологическое образование обеспечивает осознание необходимости установления партнерства, понимание деятельности неправительственных организаций, развивает подходы к активному участию в городском планировании и гарантирует создание будущих рынков для экобизнеса. Экологическое образование - это процесс изучения, увеличивающий знание и понимание людей об окружающей среде и происходящих изменениях, развивающий необходимые навыки и опыт, адресованные к этим переменам, и способствующий формированию ориентаций, побуждений и обязательств в выработке информационно подкрепленных решений и принятию ответственных действий [5].
По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.
Целью экологического образования в общеобразовательной школе является формирование основ экологической культуры.
Главная цель экологического образования - направленность на личность и создание условий для ее развития и гармонизации, воспитание гражданина Земли, способного войти в отношения коэволюции с природой, что обеспечит поддержание стабильной экосферы и изменение стиля жизни, приоритетов и системы ценностей. Формирование экологической культуры при этом рассматривается как форма регуляции взаимодействия человека и природы.
Поэтому при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы (экологическое знание) должно быть обязательным для каждого учащегося, оно должно быть основой экологической культуры старшеклассников.
Экологическая культура - это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практи-ческое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в следующем определении: экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования (рис. 2).
Существует точка зрения, в соответствии с которой образование рассматривается как неизбежная предпосылка, способствующая постоянному развитию способности людей объясняться по вопросам улучшения состояния окружающей среды, следовательно, повышению экологической культуры.
Показателями экологической культуры старшеклассников, на наш взгляд, могут служить:
Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к природному миру, любовь к _природе (экологическая сознательность)
Экологические знания, представления, умения, навыки
(экологическая образованность)
Ш
п
Экологические поступ-
ки, поведение
участие в экологических
мероприятиях
(экологическая деятель-
ность)
Рис. 2. Структура экологической культуры личности
- наличие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений, навыков взаимодействия с природными объектами;
- сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;
- выполнение научных исследований по экологической тематике;
- актуализация экологической значимости учебно-исследовательской работы;
- понимание ответственности будущего выпускника школы за результаты своей будущей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа-человек-общество;
- практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;
- постоянная потребность в общении с природой.
Экологическое образование может быть реализовано через экологизацию дисциплин (химия, биология, физика, география) путем введения дисциплины «экология», за счет часов школьного компонента факультативных курсов и курсов по выбору экологической направленности.
В школах могут реализоваться три основные модели экологического образования: однопредметная, многопредметная и смешанная.
В школах республики частично применяется однопредметная модель, т.е. экология изучается в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что курсы охраны окружающей среды должны стать частью общей системы образования. Эта модель, реализованная в 1998-2005 гг. в ряде школ Дербентского, Хасавюртовского и Бабаюртов-ского районов Дагестана, оказалась малоэффективной. Основная причина этого в том, что конечная цель экологического образования - формирование экологической культуры личности - сложное комплексное образование, и в связи с этим один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания, справиться с этим не может.
В школах некоторых районов республики реализуется многопредметная модель экологического образования, которая предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов. Предлагается использование подобного подхода и в виде «вкладышей» по проблемам окружающей среды в школьные учебники. Экологизация содержания,
например, школьной биологии, должна осуществляться преемственно от курса к курсу (от ботаники до общей биологии) или найти свое отражение в рамках регионального компонента, на изучение которого Базисным учебным планом отводится 10-15 % учебного времени.
Включение экологической информации в структуру биологического содержания возможно несколькими способами, например:
- увязывание программного материала по биологии с экологическим через его отбор, согласно изучаемой теме;
- введение специальных тем, имеющих экологическую направленность;
- одновременное использование обоих способов, рассмотренных выше;
- введение содержания регионального компонента в учебный материал.
При разработке содержания регионального компонента необходимо учитывать интересы социального и экономического состояния региона. Реализация данной модели в школах Махачкалы, Дербента, Каспийска и Хасавюрта сталкивается со сложностями при конструировании единого содержания и реализации его на практике: каждый учебный предмет строится в логике своей науки, отличной от цели экологического образования.
Работа ряда школ республики показывает, что оптимальные возможности для становления экологической культуры старшеклассников представляет смешанная модель экологического образования, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль берет на себя один из альтернативных интегрированных современных курсов экологической направленности, в содержании которых в органичной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. В этой модели содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах.
Таким образом, типология моделей экологического образования в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной - к мног-предметной и смешанной. Администрации образовательного учреждения принадлежит ведущая роль в решении вопроса о выборе модели экологического образования, в создании необходимых условий для деятельности педагогического коллектива и в управлении процессами организации экологического образования в школе.
Необходимо отметить, что в системе этапов экологического образования школьное экологическое образование занимает важнейшее место. Это связано со следующими обстоятельствами:
- школа охватывает практически все население в том возрасте, когда удачно сочетаются любознательность с уже возникающими способностями к анализу явлений;
- длительность периода обучения (10 - 11 лет) позволяет использовать разнообразные методы, опираясь на представления возрастной психологии. В соответствии с этим однотипные вопросы могут рассматривать-
ся на разных уровнях и с помощью различного дидактического инструментария, позволяя значительно углублять знания и умения.
Экологическое образование старшеклассников -особая быстро развивающаяся совокупность специальных знаний, активно использующая достижения педагогики и психологии.
Учеными разработан ряд педагогических подходов, получивших распространение в развитых странах мира [1] и использованных в практике экологического образования учащихся школ Дагестана:
- субъект-объектный подход (учитель - субъект, ученик - объект педагогической деятельности) -предполагает равноправное взаимодействие ученика и учителя, без которого решение экологических проблем средствами образования невозможно;
- интерактивный подход - это обучение, погруженное в общение. К интерактивным методам обучения относятся, в частности, направленная дискуссия, ролевые и имитационные экологические игры, моделирующие ситуации, направленные на решение социально-экологических проблем;
- холистический подход, основанный на целостной единой работе обоих полушарий головного мозга (от англ. «whole» - целый). Старшеклассники с доминирующим левополушарным типом познавательной деятельности более сильны в теории, чем в практических действиях, столь важных для решения экологических проблем. В советской школе педагогическая деятельность была направлена на развитие именно левополушарного типа, поэтому в современном экологическом образовании старшеклассников необходимо актуализировать развитие правополу-шарного типа деятельности и гармонизировать работу обоих полушарий для наиболее полной реализации способностей старшеклассников;
- фасилитационный подход (от лат. корня «фасили-тация», означающего в образовательном контексте «создание благоприятных условий») - предполагает создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе сотрудничества и поддержки учеников, вере в их способности. Фасили-тационный подход содействует развитию навыков вы-
рабатывания собственного мнения, формированию активной жизненной позиции и самореализации старшеклассников.
Названные подходы могут быть положены в основу новых педагогических технологий с целью оптимизации экологического образования школьников.
Рассмотрение вышеуказанных проблем экологического образования старшеклассников позволяет сделать следующие выводы:
- в связи с тем, что в современных неустойчивых условиях отношение человека к окружающей среде приобретает новое ценностное значение, экологическое образование должно занять доминантное место в процессе общего образования;
- для повышения эффективности экологического образования необходимо учитывать реальную совокупность элементов учебного процесса в старшей школе (стандарты, учебные планы, программы, учебные пособия, средства, формы и методы обучения и т.д.) с целью обеспечения реализации смешанной модели экологического образования;
- экологическое образование старшеклассников не следует сводить только к усвоению экологических знаний, оно должно стать средством формирования активно-позитивного отношения к окружающей среде;
- экологическое образование старшеклассников должно быть направлено на освоение экологических знаний в процессе учебной деятельности, на формирование экологически целесообразного поведения и основ экологической культуры.
Литература
1. Калинин В.Б. // Экология и жизнь. 1996. № 1. С. 38-44.
2. Голов В.П., Воробьев А.Н. // Проблемы региональной
экологии. 2003. № 6. С. 105-110.
3. Palmer J. // Environmental Education. 1993. Vol. 43. P. 12.
4. Мамедов Н.М. Культура. Экология. Образование. М.,
1996.
5. Образование в области окружающей среды в свете ре-
комендаций Тбилисской конференции ЮНЕСКО. Париж, 1981.
Дагестанский государственный педагогический университет
16 октября 2006 г.