ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Г.Г. Недюрмагомедов
FORMING ECOLOGICAL CULTURE AS AIM OF SENIOR PUPILS' ECOLOGICAL EDUCATION
Nedurmagomedov G.G.
The article revels the basic aim of senior pupils' ecological education - forming ecological culture. The elements of ecological culture are specified, the main blocks of ecological knowledge to be added to natural-scientific subjects are suggested.
В статье дается обоснование цели экологического образования старшеклассников -формирование экологической культуры. Выделены элементы экологической культуры, предложены основные блоки экологического знания, которое рекомендуется включать в содержание естественнонаучных дисциплин.
УДК 371.033
Среди главных проблем, обусловивших возникновение экологического кризиса биосферы, - объем антропогенного воздействия на природу в ХХ веке, приблизившим биосферу к пределу устойчивости; противоречия между сущностью человека и природой, его отчуждение от природы; продолжение развития «цивилизации потребления» -роста необязательных потребностей людей и общества, удовлетворение которых ведет к повышению избыточной техногенной нагрузки на окружающую среду. Сущность экологического кризиса связывают с тремя основными формами его проявления: загрязнением, нарушением равновесия и деструкцией (1, с. 158). Процесс нарушения экологической гармонии в виде нарушения равновесия между природными системами, необходимыми для сохранения жизни (живых существ и человека), и промышленными, технологическими и демографическими потребностями человечества и делает проблему экологического кризиса одной из глобальных проблем современности.
В отчете МКОСР «Наше общее будущее» (1987 г.) была показана невозможность решения экологических проблем без их связи с проблемами экономическими, политическими и социальными (2). В документе последующей Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июль 1992 г.) «Повестка дня на XXI век» констатировалось: «Человечество переживает решающий момент в истории. Противоречия между сложившимся харак-
ШНедюрмагомедов Г.Г.
«Формирование экологической культуры как цель экологического образования...»
тером развития и природой достигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к глобальной катастрофе, когда природа отплатит человечеству за надругательство над собой глобальными ответными реакциями - изменением климата, засухами, опустыниванием, усилением проникновения через атмосферу жесткого ультрафиолетового излучения, непредсказуемыми генетическими изменениями, эпидемиями, голодом и мором» (3).
Хотя развитие глобального экологического кризиса не удалось предотвратить, знание его причин и тенденций развития должно способствовать разработке реальной политики для смягчения его последствий. Экологический кризис усугубляется кризисом воспитания (трансформация целей и ценностей). Ауреллио Печчеи считает, что «...суть проблемы, которая встала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменения человека, его внутренней сущности» (4, с. 7).
В литературе, где в качестве причин рассматривается рост населения Земли и усиление негативного влияния научно-технической революции, возникло ошибочное мнение, что с помощью экологического образования можно предотвратить экологический кризис.
Экологическое образование является только одним из путей преодоления экологического кризиса. Поэтому ученые, обозначая серьезность проблемы экологического кризиса на планете, указывают выход не только в совершенствовании технологий производства, но, главное - в изменении образа жизни людей, их сознания и отношения к природе. Чтобы ценности новой культуры XXI века соответствовали глобальным экологическим законам, требуется целенаправленное образование. Сегодня «система образования обретает две глобальные функции -
неогуманистическую (суть которой сводится к ориентации образовательного процесса на выживание и непрекращающееся развитие всего человечества) и экологическую, которая акцентирует внимание на сохранении биосферы, природы вообще, обеспечении благоприятных экологических условий.» (5). Главную роль в развитии качественно новых отношений между обществом и природой осуществляет экологическое образование.
Целенаправленная работа в области экологического образования учащихся ведется в России уже более трех десятков лет. Однако, по мнению С.Н. Глазачева, «. ничего не изменилось в главном - в нашем отношении к окружающей природе, нашем сознании, системе ценностей культуры. Мы продолжаем давить «на педаль» потребления, увеличивая темпы деградации среды, скорость движения к пропасти глобального кризиса, и при этом заботиться -хватило бы ресурсов...! Бизнес и инстинкт потребления правит миром. Духовная культура задавлена. Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет» (6). Аналогичного взгляда придерживается Железнов Ю.Д.: «.что-то мы делаем не так, если методы, которыми мы осуществляем экологическое образование и просвещение, не достигают цели» (7).
В 1970 г. на конференции в США (г. Карсон-Сити, Невада) впервые было сформулировано понятие «экологическое образование: «. экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и придания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработку поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» (9). А немного позже, в 1975 году в Белграде на международном экологическом форуме в документе
«Белградская хартия», экологическое воспитание впервые было объявлено компонентом общего образования, и были определены цели и содержание экологического воспитания. Захлебный А.Н. считает, что «экологическое образование - это элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества» (10). Большинство ученых и педагогов разделяют взгляд на общеобразовательную школу как приоритетную в экологическом обучении и воспитании систему образования, поскольку только она может обеспечить охваченность всех учащихся системным экологическим обучением и воспитанием.
Мы считаем, что старший школьный возраст можно рассматривать как ключевую ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни личность приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Именно в этот возрастной период происходит осознание особой универсальной ценности природы для общества и человека, понимание важнейших взаимосвязей в системе «человек - общество - природа», осознание роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов, обеспечивается широкое включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Только в старшем школьном возрасте при систематической и целенаправленной эколого-воспитательной работе в процессе учебной деятельности, можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентаций, положительной мотивации по отношению к экологической деятельности, ответственное отношение к природной среде, что является необходимым условием и факторами становления и развития основ экологической культуры.
В качестве главной цели экологического образования определяется формирование основ экологической культуры личности и общества. Но до настоящего времени нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образова-
ния. В Тбилисской декларации выдвигались следующие цели:
- способствовать развитию осознания и озабоченности по поводу взаимозависимости экономических, социальных, политических и экологических проблем в городских и сельских районах проживания;
- предоставить каждому человеку возможность получать знания, ценности, отношения, обязательства и навыки, необходимые для защиты и улучшения окружающей среды;
- создать новые модели поведения индивидуумов, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде (11).
Сегодня главной целью экологического образования старшеклассников является формирование основ экологической культуры личности. Достижение цели экологического образования в настоящее время затруднено кризисными явлениями во всех сферах жизни общества, в том числе и в системе образования. Это необходимо учитывать в процессе формирования экологической культуры старшеклассников. Экологическая культура, определяющая совершенство человеческих качеств, становится важным фактором управления в системе «человек-общество-природа», социокультурной адаптацией личности в новых условиях жизни. Экологическая культура старшеклассников представляет собой систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных элементов:
- экологических знаний: естественнонаучных, гуманитарных, нормативных, практических и др.;
- экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей; выяснение причин, сущностей и путей решения проблем; принятие решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза;
- культуры чувств: сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности;
- культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления, культуры чувств и деятельности личности,
ШНедюрмагомедов Г.Г.
«Формирование экологической культуры как цель экологического образования.»
осознавшей свое космопланетарное предназначение (12, с.47).
Разные авторы выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры:
1. Уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент).
2. Уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент).
3. Запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).
Именно сочетание этих трех компонентов - деятельностного, ценностного и интеллектуального - должно определить формирование экологической культуры.
Экологическая культура как новый способ взаимоотношений в системе "человек - природа - общество", в которой общественные изменения целиком зависят от природного потенциала, должна сочетать все три компонента. Только учитывая это можно говорить о возможности устойчивого развития современного мира.
Понятие «экологическая культура» пока не имеет четкой формулировки и общепризнанного значения, оно означает часть или сегмент единого феномена культуры общества, отражающий определенный вид общественных отношений, а именно отношения между обществом и природой наряду с аналогичным образом выделенными политической, правовой, нравственной и т.д. культурами. Экологическая культура выступает как часть культуры, образующая основание общечеловеческой культуры и является ее своеобразным стержнем. Таким образом, многообразие подходов к определению культуры, выражающихся в многозначности этого понятия, расширения его семантического поля, свидетельствует, с одной стороны, об определенном уровне научной рефлексии, отвергающем мнение, согласно которому экологическая проблематика лишь в значительной степени подвергнута изучению как проблема культуры. С другой стороны, до сих пор наука не выработала удовлетворяющее всех определение экологиче-
ской культуры, а множество точек зрения и подходов - усложняет эту задачу.
В школах Дагестана, формирование экологической культуры реализуется путем применения нескольких моделей экологического образования: многопредметной, одно-предметной и смешанной.
Многопредметная модель экологического образования предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов. Некоторые педагоги предлагают реализацию подобного подхода в виде «вкладышей» по проблемам окружающей среды в учебники - считая, что экологическое образование должно сформировать систему научных и практических знаний и умений у старшеклассников.
Однопредметная модель экологического образования предполагает изучение экологии как самостоятельного предмета. Можно отметить, что такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что «курсы охраны окружающей среды должны стать частью общей системы образования».
Смешанная модель представляется наиболее перспективной. В этой модели содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах, таких как «сельскохозяйственная экология», «экология города», «промышленная экология» и т. д.
Экологическое образование старшеклассников в дагестанских школах широко осуществляется путем экологизации традиционных школьных учебных предметов, введением новых интегративных курсов в рамках традиционных систематических предметов и введением самостоятельного курса «Экология» в 9 или 10 классах, дающих целостное представление о взаимосвязях природы и человека. В то же время важно учитывать, что изучение отдельного факультативного курса «Экология» является лишь частным случаем в системе непрерывного экологического образования. Мы считаем, что вариант кооперации содержания
систематических учебных предметов с образовательной областью «Экология» выглядит наиболее оптимальным. Считаем также отметить, что полноценное экологическое образование старшеклассников предполагает сочетание классно-урочного обучения с организацией исследовательских и практических занятий учащихся в окружающей среде. Такой подход позволяет усилить мотивацию и воспитательный эффект обучения.
Экология в школах Дагестана представлена как самостоятельным факультативным курсом и системой модулей. Их изучение предлагается на разных этапах средней школы, на основе координации с содержанием действующих предметов базисного учебного плана. Модульная структура курса «Экология» имеет свои преимущества, например - возможность, с одной стороны, более гибко строить его содержание с учетом особенностей возрастной психологии старшеклассников, с другой стороны, -обеспечить реальное конструирование их индивидуальной траектории обучения.
Наряду с ними в учебный план включаются общекультурные предметы, особенно имеющие прогностическую и ценностную значимость в формировании современного миропонимания у старшеклассников. Среди них - «Региональная экология», «Экология и культура» и т.п. Важно, чтобы каждый старшеклассник имел представление о том, какую цену в виде потери личного здоровья и экономических затрат он заплатит за комфорт жизни, создаваемый без соблюдения экологических требований. Знания об экологических глобальных и региональных проблемах сегодня достаточно широко даются в девятом классе средней школы. Экологическое содержание естественнонаучных дисциплин, включает знания:
• о природе, живых организмах, принципах функционирования экосистем;
• об экологической безопасности, понятии благоприятной окружающей среды и принципах неистощительного использования природных ресурсов;
• об экосистемных последствиях воздействия деятельности человека на окружающую среду, о взаимосвязи образа
жизни человека и негативного воздействия на окружающую среду;
• о влиянии качества окружающей среды на развитие общества, о взаимосвязях социальных, экологических и экономических проблем;
• о технике, технологиях, технических и организационных решениях позволяющих минимизировать или исключить негативное влияние на окружающую среду;
• об экологических правах граждан, требованиях законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
• об основах экологической этики.
На основании опыта преподавания
факультативного курса "Экология" в школах Дагестана можно отметить, что предметное содержание программ включает следующие блоки:
• биосфера, понятие о биосфере; структура биосферы; роль массовых и малочисленных видов в обеспечении устойчивого состояния биосферы;
• экосистемы, понятие о различных экосистемах, зависимость их от сред обитания; изучаются потоки энергии и круговороты веществ, сбалансированность экосистем, основные закономерности динамики их развития;
• экологическая структура вида, ареала, популяции. Взаимодействие популяций. Темпы видообразования и вымирания видов. Устойчивость популяций, в том числе и человека;
• биоразнообразие, рассматривается разнообразие видов, как условие стабильного существования биосферы;
• антропогенное воздействие на природу, изменение сред обитания у живых организмов. Перераспределение веществ в биосфере; экологические проблемы изменения климата на Земле;
• региональные и местные экологические проблемы Республики Дагестан.
В связи с тем, что в школах нет единого подхода к осуществлению экологического образования, необходимо определить «экологический образовательный мини-
ШНедюрмагомедов Г.Г.
«Формирование экологической культуры как цель экологического образования.»
мум», - т.е. обязательный минимум содержания школьных образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение старшеклассниками базового набора знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.
Таким образом, содержание экологического образования старшеклассников должно объединять три взаимосвязанных компонента:
• знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;
• практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;
• эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней.
Характеризуя состояние современного экологического образования в дагестанских школах, необходимо отметить и его внутреннюю противоречивость, которая является специфической особенностью данной предметной области. Так, С. Хэмом и Д. Сьюингом выявлено, что учителям мешают эффективно включать в учебный план вопросы экологического содержания четыре барьера: концептуальный (определяющийся отсутствием консенсуса относительно характера и содержания экологического образования), логический (недостаток времени и средств для подготовки качественных программ и материалов), образовательный (недостаток подготовки учителей) и отношен-ческий (учителя не соответствуют экологическому образованию по своим мировоззренческим установкам) (13). Данные противоречия характерны и для дагестанских школ. Не практикуется и повсеместное включение вопросов экологического содержания, а также методики их преподавания в содержание курсов повышения квалификации учителей. В этих условиях учителя оказываются неподготовленными к данному виду деятельности.
Достижение качественно нового уровня школьного экологического образования возможно при условии реализации следующих положений:
• признание приоритетности школьного экологического образования как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к жизнедеятельности в быстро меняющихся и непредсказуемых условиях, готовности перехода школы к информационному обществу;
• принятие общей, одинаково трактуемой всеми участниками учебно-воспитательного процесса цели среднего экологического образования;
• обновление содержания экологического образования всех ступеней средней школы;
• совершенствование компонентов методической системы среднего экологического образования;
• разработка и внедрение современных подходов в педагогическую диагностику экологического образования школьников.
В заключение необходимо отметить, что целостное осмысление процессов в области экологического образования старшеклассников, раскрытие основных тенденций и противоречий в их развитии является необходимым условием позитивной динамики педагогических поисков. Задачу по формированию экологической культуры старшеклассников невозможно успешно решить только усилиями отдельных педагогов-энтузиастов - необходима систематическая работа всего педагогического коллектива школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркович Д.Ж. Социальная экология. - М.: Изд-во РУДН, 1996. - 436 с.
2. Наше общее будущее: Доклад МКОСР. - М.: Прогресс, 1989. - 376 с.
3. Повестка дня на 21-й век: Конф. ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. - М, 1992. -218 с.
4. Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. - 311 с.
5. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. - М.: Наука, 1990. - 269 с.
6. Глазачев С.Н. Экология и образования: на пути к культуре мира // Биология в школе. -1999. - № 3. - С. 5 - 10.
7. Несговорова Н.П. Экологическое образование. Введение в предмет: Учеб. пособие. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 163 с.
8. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: Монография. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 264 с.
9. Environmental Educational Act of 1970. (1970) Washington: US Congress.
10. Захлебный А.Н., Сластенина Е.С., Суравеги-на И.Т. Состояние и основные тенденции развития школьного природоохранительного просвещения: Обзорная информация. Вып. VIII. - М, 1977. - 47 с.
11. Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды,
Тбилиси (СССР), 14-26 октября 1977 г. - М., 1977. -110 с.
12. Марина А.В., Соломин В.П, Станкевич П.В. Современные проблемы школьного биологического образования. - СПб.: НИИХимии СПбГУ, 2000. - С. 47.
13. Ham S.H., Sewing D.R. Barriers to Environmental Education //The Journal of Environmental Education, 19(2), 17-21, win. 1987-88.
Об авторе
Недюрмагомедов Георгий Гаджимирзоевич,
старший преподаватель кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов - экологическое образование и воспитание школьников; методика преподавания экологии.