Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АГРОНОМОВ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АГРОНОМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОНОМ / АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ЗАКАЛИВАНИЕ / ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ансоков Х.К., Мусакаев В.М.

Статья освещает вопросы формирования физических, прикладных, специальных умений и навыков предстоящей профессиональной деятельности агронома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ансоков Х.К., Мусакаев В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL IMPORTANCE OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF FUTURE AGRONOMISTS

The article highlights the issues of formation of physical, engineering, special skills for their Future profession agronomists.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АГРОНОМОВ»

обновление и углубление профессиональных функций. В соответствии с такими серьезными преобразованиями не везде одномоментно и одинаково, но все же меняется характер и степень проявления физической подготовленности в профессиональной деятельности. Постепенно функциональная подготовка, используемая в настоящее время как фактор скорейшего приспособления работника к одной, единственной, профессиональной форме труда, наверняка, будет переориентирована на создание условий для параллельного решения других, неожиданно возникающих производственных проблем или конкретных задач. При этом общий уровень двигательных, адаптационных и координационных возможностей организма будет непременно возрастать, совершенствуя и приближая обширный фонд умений и навыков к новым формам проявления производственных отношений, сопряжённо доводя до автоматизма прежние пространственные, качественные характеристики рабочих движений.

Резюмируя, отметим актуальность учебных, производственных, научных работ, связанных с подготовкой студентов к изменяющимся условиям профессионального труда через реализацию в жизнь ППФП.

Литература

1. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. -М.: Высшая школа, 1978.

2. Кабачков В.А, Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в вузах. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. -М.: Высшая школа, 2000.

4. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. -М.: Высшая школа, 1985.

УДК 796.011.3

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АГРОНОМОВ

Ансоков Х. К., кандидат педагогических наук, доцент Мусакаев В. М., кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

THE SOCIAL IMPORTANCE OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF FUTURE AGRONOMISTS

Ansokov Kh. K., Candidate of Pedagogical Sciences, Associated Professor

Musakaev V. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Associated Professor

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Статья освещает вопросы формирования физических, прикладных, специальных умений и навыков предстоящей профессиональной деятельности агронома.

Ключевые слова: агроном, активный отдых, внешняя среда, выносливость, закаливание, открытый воздух.

Современное агропромышленное производство в условиях все большей интенсификации трудовых процессов предъявляет повышенные требования к исполнителям, уровню физической и психической работоспособности, наличию профессиональных умений и навыков. Снижение доли мышечных напряжений в трудовой деятельности, как результат научно-технической революции, вносит существенные изменения в личную жизнь каждого труженика, создает условия для активных занятий физическими упражнениями и спортом в свободное время.

В недалеком прошлом мышцы человека выполняли роль источника механической энергии и обеспечивали выполнение тяжелых и длительных физических усилий. Это привело к тому, что мышечная деятельность стала в большей степени выступать как фактор контроля, координации, регулирования и управления технологическими процессами, обеспечиваемыми извне различными источниками энергии. Вызванные прогрессом изменения в характере труда способствовали переносу физической нагрузки с крупных мышечных групп на мелкие. Одновременно с этим снижение доли «живого» труда привело к увеличению нервно-эмоциональной и нервно-психической нагрузок людей, работающих в различных отраслях производства.

Однако, техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, освобождение женщин от бытовых проблем автоматизированными приборами, иными словами, индустриализацией труда и быта, недостаточная психофизиологическая готовность человека к этим, кардинально новым способам решения жизненных проблем, его неготовность быстро адаптироваться к ним приводит, вместо ожидаемого позитива, к ухудшению показателей физического развития и здоровья. Появляются неблагоприятные функциональные сдвиги, характерные для синдрома гиподинамии, происходит ослабление трудовой активности. Двигательные умения и навыки теряют «школу» качества, становятся

The article highlights the issues of formation of physical, engineering, special skills for their Future profession agronomists.

Key words: agronomist, recreation, environment, endurance, tempering, out door air.

единообразными, заметно снижаются функциональные возможности организма и уровень физической подготовки.

Несмотря на негативные проявления, вызванные вначале эволюцией новых технологий, механизация и автоматизация трудовых процессов требуют не только повышения производительности труда, темпов и быстроты выполнения разнообразных и сложных рабочих движений, но и качественного проявления профессиональных функций.

В этих условиях соответствовать требованиям профессии сразу невозможно без своевременного воспитания общей физической подготовки (ОФП), которая непосредственно используется только в рабочих профессиях, связанных с тяжелым физическим трудом, а также со служебными функциями некоторых силовых структур ФСБ и МВД. По этому поводу известный ученый проф. В.В.Белинович сказал, что нельзя проводить резкую грань между ОФП и прикладной физической подготовкой. Они не противопоставляются между собой и потому должны идти параллельным курсом на протяжении всего периода обучения студентов.

Удельный вес одной и другой подготовки может меняться как в каждом отдельном занятии, так и на протяжении определенного периода времени. Значит, прикладные физические упражнения одновременно могут служить средством всесторонней физической подготовки, и наоборот, но в любом случае уклон в ту или иную сторону зависит от профиля изучаемой профессии.

Большинство профессий не требует применения ОФП в трудовом процессе, но ее значение состоит в создании предпосылки для освоения профессиональной деятельности и возможности проявления себя не прямо, а косвенно (опосредованно), укрепляя здоровье, повышая работоспособность и двигательную подготовленность, ускоряя адаптацию к специфическим условиям труда. Эти параметры комплексно воздействуют на результативность экономической составляю-

щей труда. Социальная значимость физической культуры и спорта, профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) выражается в экономической эффективности их деятельности, которая позволяет выделить следующие факторы:

- сокращение заболеваемости людей хотя бы на 1% ежегодно дает более 30 миллионов рабочих дней;

- отсутствие должного здоровья приводит к тому, что из трудового процесса и учебной деятельности студентов ежедневно по болезни выключается более трех миллионов человек;

- национальный доход значительно увеличится за счет продления активной трудовой деятельности людей, снижения инвалидности, смертности в трудоспособном возрасте вследствие дорожно-транспортных происшествий, пагубных вредных привычек, террористических актов, техногенных, природных и других причин;

- значительно заметней станет экономия бюджетных средств по линии социального страхования и социального обеспечения;

- уменьшатся расходы на лечение амбулаторных и госпитальных больных ввиду сокращения заболеваемости людей;

- всестороннее и гармоничное развитие трудоспособного населения повысит индивидуальную и общественную производительность труда;

- люди рациональнее и эффективнее станут использовать свободное время для сохранения и укрепления здоровья;

- сплоченность производственного коллектива будет формировать нормальный психологический климат и общественное здоровье.

Повышение степени трудовой активности молодежи привлечет их к участию в общественной жизни сельского поселения, а появление общих интересов, совместное преодоление трудностей приведет к мысли остаться в своем трудовом коллективе, что в целом, при появлении подобных массовых случаев, даст повод сказать о медленном, постепенном стирании различий между городом и селом. Возможно, этот процесс будет длиться десятилетиями, но научно-технический прогресс и экономическая стабильность могут ускорить решение этой проблемы.

Создание в каждом крупном селе спортивно-оздоровительного комплекса, стадиона с беговыми дорожками и искусственным футбольным полем, объектов социальной инфраструктуры и в достаточном количестве рабочих мест удержит молодежь на местах и это станет очевидным ша-

гом вперед, чтобы окончательно развеять миф о преимуществах городской жизни в аграрной республике. Пожилые люди перестанут быть брошенными и одинокими, и старость проведут в кругу своей семьи, окруженные домочадцами, проявляющими истинную заботу и любовь в малом и большом. При таком радужном решении жизненных вопросов эффективность нравственных и воспитательных воздействий представителей старшего поколения на молодежь существенно возрастет. Недаром говорят: «Воспитывая детей, начинай с себя». Старшее поколение имеет нелегкую «школу» жизни, опыт, мудрость, знания, возможность сравнения результатов прошлого и настоящего времени. Оно не развращено цивилизацией, прогрессом, демократией, знает почем фунт лиха.

Постоянное общение молодежи со степенными и мудрыми аксакалами - прекрасная школа воспитания и приобретения жизнеутверждающих качеств. Сохранение здоровья, бодрости, активности, трудолюбия на долгие годы возможно при соблюдении определенных норм и устоев: не переедать, не курить, не употреблять алкоголь (если необходимо по обычаям, только пригублять), не лениться, ложиться спать в одно и то же время, вставать спозаранку, днем работать по хозяйству, постоянно поддерживать двигательную активность, много ходить, использовать оздоровительный бег, выполнять общеразвивающие упражнения для поддержания подвижности суставов (их состояние определяет качество жизнедеятельности). Используйте наш совет: суставы будут в порядке - достаточно выполнять ежедневно 20 движений. При первых болях - 50-100 движений, при явных поражениях суставов - 200-300 движений, и это, несмотря ни на какие боли и трудности. Р.Ролан сказал: «Нельзя победить раз и навсегда, надо побеждать ежедневно». Другими словами: нельзя никакую болезнь сразу и навсегда излечить, за здоровье надо бороться каждую минуту жизни. Знаменитый кардиолог, академик Н.Амосов предлагает ежедневно выполнять 1000 (тысячу) движений, прорабатывая от малых до больших все суставы.

Активный образ жизни пожилых людей, не сомневаемся, будет привлекать к ним молодежь, которым можно порекомендовать беречь здоровье смолоду, полюбить физическую культуру и спорт, сделать их жизненной необходимостью и ежедневной потребностью, что в результате повлияет на эффективность их подготовки к профессиональному труду.

Необходимость привлечения студентов к регулярным занятиям физической культурой и

спортом, помимо прочих причин, диктуется и государственными интересами, т.е. повышения их социальной активности не только как студентов, но и как будущих руководителей, организаторов сельскохозяйственного производства и воспитателей трудовых коллективов.

После вступления в должность на выпускников сельхозвуза сразу, в соответствии с должностными обязанностями, будет возложена организационная, моральная и юридическая ответственность за выполнение производственных функций, плановых заданий, здоровье, условия труда и отдыха, своевременную выплату зарплаты и многое другое. От качества знаний, умения их применить на пользу своему коллективу, понимания важности решения этих вопросов, зависит степень использования неограниченных возможностей средств физической культуры и спорта в работе с прямыми производителями трудовых доходов. Именно поэтому, социальную активность нынешних студентов можно и нужно повышать в период прохождения учебной и производственных практик. Кому, как не им, будущим руководителям со свежими знаниями, умениями и навыками, дружить с физической культурой и спортом, быть активными, здоровыми, сильными, выносливыми, работоспособными, стать судьей по какому-либо виду спорта, инструктором-общественником, инструктором физической культуры, инструктором производственной гимнастики. Считаю целесообразным восстановить 6 подготовку в рамках учебного процесса по физической культуре с выдачей удостоверений государственного (как в прошлые годы) образца к концу обучения в 4 семестре. Подготовка общественных физкультурных кадров позволит интенсифицировать учебный процесс, повысить значимость обязательных занятий и выявить (хотя бы для интереса), кто же серьезно думает о профессиональной работе в качестве агронома после окончания обучения, и выполнить важный социальный заказ государства по внедрению физической культуры и спорта в повседневную жизнь населения страны.

Поводом для решения этой важной задачи может стать возможность привлечения наиболее активных и спортивных юношей и девушек к общественной работе в период прохождения производственной практики в сельской местности. Формы работы могут быть разнообразными. Действовать, по нашему мнению, необходимо начать с того, что вначале следует зайти в местную школу, познакомиться с учителями физической культуры, рассказать о своих планах и предложениях и, получив согласие, обсудить все

возможные варианты совместной деятельности, написать объявления и приступить к его реализации в жизнь. По совету учителей физкультуры провести мелкий ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовить места занятий. Приступить к проведению совместных тренировок. Установить сроки организации товарищеских встреч по спортивным играм. Открыть секции и кружки по видам спорта, оказать методическую и организационную помощь. Разработать вместе с учителями физкультуры программу одного масштабного физкультурно-спортивно-зрелищного мероприятия, приурочив к какой-либо знаменательной дате. Согласовать и утвердить исполнителей и участников всех номеров. Начать репетиции и тренировки в спортзале школы. После генеральной репетиции - просмотра всей программы, назначить дату и место проведения мероприятия. Через руководителя производственной практики задействовать как можно больше студентов. Вывесить объявления с приглашением зрителей и гостей. Именные приглашения почетным жителям села, ветеранам войны и труда вручать лично в руки.....

...Любое мероприятие, организованное торжественно, весело, интересно, с юмором и шутками, без длительных пауз, четким судейством оставит неизгладимый след в сердцах жителей села. Такой праздник - лучшая агитация и пропаганда здорового образа жизни и возможность не только проявить себя, но одновременно провести и профориентационную работу среди сельской молодежи на предмет поступления в высшее учебное заведение. Праздник объединяет и воодушевляет людей на благие дела. Хотя реалии жизни вскоре вновь встанут перед ними, но, возможно, зародившаяся мысль, что «здоровье - всему голова» заставит многих очевидцев талантливых выступлений земляков призадуматься и сделать далеко идущие выводы:.........

«Движение - жизнь, покой - смерть» (П.Ф. Лес-гафт). Только в движении сила (мышц, воли, психики, мысли) набирает мощь и уверенность в завтрашнем дне.

Одни занятия физической культурой не могут решить проблему всестороннего физического развития студентов. Необходима сознательная, целенаправленная, самостоятельная работа студентов по воспитанию необходимых физических и прикладных качеств для освоения профессионально значимых умений и навыков.

У профессиональных агрономов среднесуточный уровень энергетического обмена зашкаливает за 5000 ккал, что относят к категории очень тяжелых работ. В то же время по анкет-

ному опросу труд агрономов называют тяжелым, средним, легким, умственным. При этом профессиональная деятельность постоянно сопровождается эмоциональной и психологической нагрузкой разной степени напряженности. Годовой их труд - прерывистый. Но в период посевной и уборочной рабочий день длится 1216 часов в сутки. Наступление утомления и снижение работоспособности у разных людей происходит по-разному. Одни агрономы устают до обеда (склонен считать, что они в студенческие годы были далеки от двигательной активности или же увлекались силовыми видами спорта, или развитием силы отдельных мышечных групп), другие - после обеда (занимались видами спорта скоростно-силовой направленности), третьи - только к концу рабочего дня (специализировались видами спорта циклического характера, т. е. развитием общей выносливости). Увлечение в молодости тем или иным видом спорта значительно влияет на качество работоспособности в профессиональной деятельности.

Считается, что труд и отдых следует рассматривать в единстве. Не вызывает сомнения, что человек, который производительно работает, должен иметь условия и нормально отдыхать. При целесообразной организации профессиональной деятельности и отдыха любой труд становится не таким уж обременительным и утомительным. Всякое преждевременное переутомление - результат серьезных ошибок в научной организации производства, в данном случае, агрономов и поиска причин снижения функциональной работоспособности организма и необходимости внесения существенных корректировок.

При наличии возможностей для снятия утомления агрономы купаются в речке или водоеме, обливаются холодной водой, выполняют физические упражнения (без акцента на какие мышечные группы), идут подышать свежим воздухом или отдыхают в тени. Исходя из феномена И.М. Сеченова, отдых в процессе трудовой деятельности должен сводиться не к полному покою, а к смене вида труда. Мышечная работа иного характера оказывается более действенной среди различных вариантов, которые могут обеспечить восстановление работоспособности уставших мышечных групп и, что кратковременный активный отдых значительно результативнее, чем продолжительный пассивный отдых.

Вместе с тем, на наш взгляд, самым важным физическим качеством является выносливость, затем координация движений (ловкость), сила, быстрота, гибкость. Виды спорта, используемые

для развития прикладных физических качеств, ранжируются следующим образом: беговые виды легкой атлетики, спортивные игры, туризм, плавание, автомотоспорт, велоспорт, тяжелая атлетика, конный спорт.

Если характер профессионального труда связан с разнообразными способами передвижения, то возникает необходимость включать в учебный процесс развитие не только отдельных частей, но и использование целостных способов передвижения (автомобили (грузовые, легковые), газели (грузовые, пассажирские), тракторы (колесные, гусеничные), водная преграда (моторная лодка, лодка с веслами, плавание), передвижение на лошадях, велосипеде, мотоцикле, мопеде, квадроцикле), в экстренных случаях -вертолет. При механизированных способах передвижения параллельно следует заниматься вопросами укрепления вестибулярной устойчивости к укачиванию, используя различные кувырки, вращения, качели, лопинги, бревно, параллельные и разновысокие брусья и др.

Быстрое ухудшение функционального состояния организма и снижение физической работоспособности при переходе на повышенный уровень двигательной активности в период посевной и уборочной страды говорит о том, что к таким существенным изменениям необходимо студентов готовить акцентировано и заблаговременно. Труд агронома требует проявления разных физических качеств и потому следует обратить внимание, в первую очередь, на ОФП, затем - на выносливость (можно использовать гладкий бег на стадионе), кроссовый бег по пересеченной местности, велоспорт, плавание, тренажеры (бегущая дорожка), ходьба на лыжах и др. Будущей профессиональной деятельности совсем не помешают, если регулярно заниматься с отягощениями небольшого веса (гантели по 3, 5, 10 кг, гири весом 16, 24 кг, штанга) для развития силовой выносливости. Этого вполне достаточно, ведь агрономам нередко приходится поднимать тяжести (мешки с удобрениями, ящики) весом до 50 кг, выполнять руками различные действия.

Ввиду низкого уровня двигательной активности и физиологической неготовности организма большинство студентов не могут выполнить минимальные контрольные нормативы физической подготовленности. Поэтому, чтобы повысить эффективность профессиональной подготовки к трудовой деятельности, необходимо оптимизировать учебный процесс по физической культуре, воспитывая все физические качества и, в первую очередь, выносливость и связанную с ней общую работоспособность. Отметим, что

содержание практических занятий будущих агрономов отличается своей специфичностью, своеобразностью развития специализированных прикладных качеств, которые при должном отношении, будут способствовать формированию профессиональных умений и навыков.

Чтобы осуществить преемственность в обучении, плавный переход от учебной (развивающей физические качества) к профессиональной подготовке, необходимо у студентов воспитывать специальные прикладные качества, т. е. умение противостоять различным воздействиям внешней среды, а именно:

- температурные колебания, снег, дождь, град, ветер;

- укачивания при механизированном передвижении;

- гипоксия (недостаточность парциального давления кислорода в горах);

- перепады барометрического давления;

- естественные факторы природы (солнце, воздух и вода).

Научить противостоять внешним воздействиям можно, если проводить учебные занятия на открытом воздухе в любую погоду, за исключением примерно с 20 ноября по 31 марта, когда студенты должны заниматься в спортивном зале по смешанному варианту обучения: открытый воздух - зал. Такие занятия позволят воздействовать на терморегуляционные механизмы организма и систематически закаливать (используя тепловые и холодовые тренировки) студентов, которые должны с пониманием относиться к требованиям преподавателей и одеваться по погоде в облегченную или утепленную спортивную форму с капюшоном, соответствующую обувь и головной убор. Необходимость выполнения задач урока, несмотря на погодные условия, и одновременный прием закаливающих процедур, ставит организм студентов в условия противостояния различным внешним воздействиям. Но как долго организм может выдержать? Рано или поздно организм студентов потеряет свой прежний слабый иммунитет, и холодовые учебные процедуры могут стать причиной простудных заболеваний. Избежать отрицательные средовые влияния вполне возможно, если студенты начнут систематически самостоятельно закаливать свой организм в такой последовательности: влажное обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоеме, растирание снегом, «моржевание». Закаливание водой сочетается с восстановительными упражнениями после физического и умственного утомления, стресса или невроза, используя любое из доступных средств: теплый или горячий душ, контрастный

душ, хвойный душ, паровая (русская) или сухо-воздушная (сауна) бани, «моржевание». Вместе с тем закаливание дозировкой воздушных ванн следует осуществлять только постепенным увеличением длительности процедуры при постоянной температуре воздуха. После достижения определенной (принципы систематичности и постепенности не следует нарушать) степени закалки, вариативность процедур (острота воздействия) может существенно изменяться.

Одновременно с закаливанием необходимо приучать студентов к дозированным циклическим нагрузкам для адаптации организма и повышения тренированности. Систематическое включение в каждое занятие беговой нагрузки совершенствует механизмы регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшает физическую работоспособность, решает задачи профессионально-прикладной физической подготовки, развивает общую выносливость, способствует усовершенствованию разнообразных умений и навыков (смешанное передвижение, чередование упражнений циклического характера с общеразвивающими и прикладными) и преодолению различных препятствий в естественных условиях окружающей среды, умению ориентироваться на местности и организовывать свой быт в полевых условиях.

Выполнение различных по целевому назначению физических нагрузок сопровождается проявлением морально-волевых, психических и личностных качеств. От степени проявления творческого потенциала, настойчивости, стойкости, воли, упорства зависит достижение заветной цели, решение конкретной задачи. Например, при развитии выносливости (а это самое нелюбимое физическое качество для наших студентов) мы стремимся активизировать эмоциональную сферу студентов такими словами:

- Вспомни, какие качества (физические, волевые, психические) ты должен проявить, чтобы пробежать 3 км на «удовлетворительно»?;

- Ты можешь мотивировать, заинтересовать себя словами: «Я должен», «Я смогу потерпеть, дотерпеть», «Я докажу», «Я обязан», «Я не слабее других духом, волей», «Я знаю, что бег -лучшее лекарство для здоровья», «Я знаю, что хороший агроном, в первую очередь, должен быть выносливым и работоспособным», «Я буду агрономом»;

- Спортсмены - такие же люди, как ты, студент. В трудные минуты спортивной деятельности тренеры, чтобы активизировать спортсмена, поддержать его и поднять моральный дух, кричат им такие слова: «Терпи через «не могу» и через «не хочу»., терпи «на зубах», терпи «до

отказа», терпи, «мертвая точка» скоро пройдет, соберись и не отпускай его, не сходи с дистанции» и др. Если тебе во время бега будут кричать подобные слова, каковы твои действия, какие внутренние силы ты сможешь «пробудить» в себе?

Чаще всего слабое тело проявляет слабый дух. «Чем слабее тело, тем меньшей волей человек обладает, тем меньше у него возможностей достичь желанной цели» (Джон Локк). С такими студентами надо долго и упорно работать, прививая им навыки самостоятельности, самоконтроля, самовоспитания, самоответственности, самодисциплины, саморегуляции.

Опытные агрономы говорят, что работа в специфических полевых условиях, где на человека воздействуют температурные колебания и перепады барометрического давления, различные неблагоприятные факторы внешней среды, отсутствие санитарно-гигиенических, бытовых и других условий, трудности профессионального и производственного характера «ломают» многих молодых агрономов и потому нередки случаи «отсева по профессиональной непригодности». Наличие таких примеров будет «бить» по престижу любого вуза и одновременно обнажит неполноценность качественной подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности и снизит экономический эффект обучения.

Если такие факты имеют место быть, то появляется повод еще раз обратить внимание на необходимость акцентированной разносторонней подготовки студентов к будущей профессиональной работе, «вооружив» их знаниями, прикладными умениями и навыками, выработав постоянную потребность в двигательной активности.

Эффективным средством воспитания прикладных физических качеств являются спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол и др.) которые прекрасно развивают быстроту реакции и координационную ловкость, коммуникабельность, решительность, настойчивость. Игровики - студенты всегда жизнерадостны, энергичны, тоньше и глубже понимают игровую ситуацию, зрительным контролем легко оценивают удачное или неудачное расположение игроков на поле, быстрее осваивают технические приемы и запоминают тактические действия, чаще других проявляют инициативность и самостоятельность в критические для команды минуты. Примерно то же самое отмечается и в учебе. Усвоение теоретических знаний происходит значительно эффективнее, память обычно их не подводит, умственная работоспособность устойчива. Вместе с тем, наблюдения за игровиками в период экза-

менационной сессии показывают увеличение силы кистей и тремора рук. Ничего удивительного здесь нет. Эмоциональное напряжение происходит из-за естественного проявления ими ответственности за результаты экзаменов. Это -обычная психологическая реакция спортсменов, которая проявляется в форме «стартовой лихорадки», и кстати может сопровождаться и иными исходами. Хорошо, что у студентов не проявилась «предстартовая апатия» или, что еще хуже, «мертвая точка». Небезынтересно, что скорость протекания умственных способностей у студентов - спортсменов на порядок выше, чем у неспортсменов. Первые с удовольствием выполняют больше общественных поручений, чем вторые. Заметный рост жизнедеятельности проявили студенты, увлекающиеся бегом на средние и длинные дистанции. Сочетание активных занятий спортом с учебой совершенствует прикладной характер вида спорта, развивает важные психические качества и свойства личности, укрепляет духовные и нравственные ценности.

Подытоживая, обратим внимание, что использование средств физической культуры и спорта для формирования у студентов - будущих агрономов необходимых теоретических, физических, прикладных, специальных знаний, умений и навыков, повышение устойчивости организма к воздействию условий внешней среды, учет обстоятельств и характера предстоящей профессиональной деятельности составляют основу и социальную значимость ППФП студентов.

Литература

1. Валиулллина О.В., Селезнева Л.Г. Социальное значение физической культуры в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи. В сб. «Актуальные проблемы, механизмы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России». Иркутск. - 2011. -С. 158-161.

2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для ВУЗов. - Академия, 2002.

3. Жолдак В.И. Методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. - М., 1983.

4. Иванов Г.Д. Активизация учебно -воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания. - Алма-Ата - Мектел, 1989.

5. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.С. Никифорова / - СПб.: Питер, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.