Научная статья на тему 'Особенности профессионально-прикладкой физической подготовки будущих специалистов сельского хозяйства'

Особенности профессионально-прикладкой физической подготовки будущих специалистов сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3175
632
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально-прикладкой физической подготовки будущих специалистов сельского хозяйства»

УДК 796+61

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

А.Л.Макаров, ст.преподаватель, Е.В.Макарова, преподаватель, Ульяновская ГСХА

Условия и характер производственной деятельности специалистов сельского хозяйства различны, и не позволяют давать единых подробных рекомендаций по специальной профессионально-прикладной физической подготовке студентов не только в различных сельскохозяйственных ВУЗах, но даже на отдельных факультетах этих высших учебных заведений. Вместе с тем специфика условий труда ряда специальностей и специализаций во многом сходна, поэтому требует примерно одинаковых средств физической культуры и единых профессионально-прикладных навыков, многие из которых могут быть освоены в процессе физического воспитания в высшем учебном заведении.

В Ульяновской ГСХА можно выделить основные группы специальностей:

1) агрономия;

2) ветеринария и зоотехния;

3) механизация сельского хозяйства;

4) экономика и управление на предприятии; бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, обучающихся по специальности «Агрономия»

При подготовке студентов этой группы специальностей необходимо особое внимание уделить развитию у них общей выносливости, силы и тренированности отдельных групп мышц (главным образом ног и спины), а также закаливанию организма к перенесению неблагоприятных и часто меняющихся метеорологических условий.

К средствам специальной профессионально-прикладной физической подготовки агрономов относятся:

1. Наиболее прикладные виды спорта, способствующие развитию необходимых физических качеств и трудовых навыков.

2. Прикладные физические упражнения, направленные на развитие двигательных и трудовых навыков.

3. Утренняя гигиеническая и производственная гимнастика.

Исходя из особенностей условий труда, требований, предъявляемых к физической подготовленности, необходимости определенных прикладных навыков студентам этой группы специальностей можно рекомендовать следующие наиболее прикладные виды спорта:

Вид спорта

Легкая атлетика

Лыжные гонки

Плавание

Туризм и спортивное ориентирование

Упражнения

Ходьба, ходьба спортивная. Бег на средние дистанции. Бег по пересеченной местности. Прыжки в длину и в высоту с разбега Передвижение на лыжах на дистанции 5,10, 15 км

Без учета времени и с учетом времени Пеший, лыжный. Походы в выходной день и многодневные

Исходя из материальных условий ВУЗа и обеспеченности спортивными базами в число вспомогательных видов спорта можно включить и такие виды спорта, как тяжелая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол).

Для агрономов можно рекомендовать следующие специально-прикладные упражнения.

1. Различные виды ходьбы, бега, приседаний и прыжков, повышающие жизнедеятельность, усиливающие обменные реакции в организме, способствующие наибольшей вентиляции легких и т. д., а также развивающие силу мышц ног.

2. Наклоны туловища и повороты, обусловливающие большую подвижность позвоночника, устраняющие утомляемость мышц спины.

3. Упражнения на координацию движений.

4. Упражнения, способствующие развитию мышц рук, спины, ног.

5. Упражнения на расслабление мышц, участвующих в работе, направленные на уменьшение мышечного напряжения и улучшение восстановительных процессов.

Данные специально-прикладные упражнения целесообразно включать в комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики, а также в учебные занятия по физическому воспитанию на протяжении всех лет обучения студентов в ВУЗе.

Систематическое проведение утренней гигиенической гимнастики со студентами, проживающими в общежитиях и находящимися на практике, вырабатывает к этому устойчивый навык, который успешно может быть перенесен в условия трудовой деятельности.

В утреннюю гигиеническую гимнастику специалистов по агрономии целесообразно включить и упражнения специально прикладного характера.

Наиболее приемлемой и интересной формой массового применения физической культуры в сельской местности служит производственная гимнастика непосредственно в процессе трудовой деятельности. Правильный режим труда и отдыха - один из важнейших условий сохранения здоровья и работоспособности.

Проведение производственной гимнастики с агрономами имеет свою специфику, которая обусловлена сезонностью и срочностью посевных, уборочных работ, иногда вызывающих необходимость удлинения рабочего дня.

Производственная гимнастика проводится в форме вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минутки.

Задача вводной гимнастики в том, чтобы посредством физических упражнений создать наиболее благоприятные условия для деятельности организма, быстрее включить его в работу, улучшить здоровье и повысить работоспособность. Вводная гимнастика проводится по бригадам при утренних сборах, перед выходом на работу в поле. В условиях сельской местности, где рабочий день начинается очень рано и при отсутствии утренних сборов всей бригады, утренняя гимнастика может выполнять функции вводной гимнастики. Продолжительность вводной гимнастики 5-7 минут.

В комплекс вводной гимнастики рекомендуется вводить:

упражнение 1 - ходьба; упражнение 2 - потягивание; упражнение 3 - для мышц рук и плечевого пояса;

упражнения 4-5 - для мышц спины и живота (наклонны, повороты);

упражнение 6 - для мышц ног (прыжки, бег, приседания);

упражнение 7 - на координацию движений; упражнение 8 - ходьба на месте. Из каждой группы упражнений берется одно, которое повторяется нужное число раз.

Физкультурная минутка имеет те же задачи, что и физкультурная пауза, состоит из 2-3 упражнений, проводится независимо от наличия в режиме рабочего дня физкультурной паузы тогда, когда устает та или иная часть тела, появляются признаки утомления. После нескольких энергичных упражнений утомляемость устраняется.

Задача физкультурной паузы в том, чтобы посредством физических упражнений устранить наступающее утомление и сохранить в течение всего рабочего дня высокую работоспособность.

Физкультурная пауза проводится при появлении первых признаков утомления — два раза в день, примерно за два часа до обеденного перерыва и перед окончанием работ.

Примерная схема построения физкультурной паузы:

упражнение 1 - потягивание; упражнение 2 - для мышц рук и плечевого пояса;

упражнение 3 - для туловища (наклоны с движением рук);

упражнение 4 - для мышц рук и ног (на расслабление);

упражнение 5 - на общее воздействие и мышц нижних конечностей (прыжки, бег); упражнение 6 - для мышц туловища (повороты);

упражнение 7 - на координацию движений и внимание.

Комплексы производственной гимнастики прежде всего должны быть направлены на укрепление здоровья и улучшение физического развития. При этом следует учитывать, что комплексы вводной гимнастики должны способствовать быстрейшему включению организма в работу с полной силой, а комплексы физкультурной паузы обеспечить работоспособность, и активный отдых. Задачи этих форм производственной гимнастики различны, поэтому для вводной гимнастики и для физкультурной паузы необходимо подбирать разные комплексы упражнений.

В вводной гимнастике лучше всего использовать упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и вовлекающие в работу большие группы мышц, но не вызывающие значительного утомления.

Комплексы физкультурных пауз должны со-

держать упражнения для групп мышц, которые непосредственно участвуют в выполнении трудовых движений, а также органов, деятельность которых необходимо усилить.

При выполнении работ с большим разнообразием движений в комплексы физкультурных пауз целесообразно включать упражнения, вовлекающие в работу мышцы всех частей тела, а также упражнения на расслабление.

Для активного отдыха очень важно переключение с одного вида деятельности на другой. Поэтому комплекс упражнений физкультурной паузы должен содержать упражнения, способствующие активному отдыху от рабочих движений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, обучающихся по специальности

«Механизация сельского хозяйства»

Учитывая условия труда и характер профессиональных работ инженера-механика сельского хозяйства и автотранспортных работ, специальную физическую подготовку следует направлять на развитие силы, силовой выносливости и ловкости, связанной с координацией движений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна включать элементы профилактики профессиональных вредностей производства: деформации позвоночника, ослабление дыхательного аппарата, нарушений деятельности нервной системы. Специальная подготовка должна предусматривать элементы закаливания, связанные с изменением температурных условий.

К средствам специальной профессионально-прикладной физической подготовки инженеров-механиков могут быть отнесены в основном отдельные виды спорта и специальные прикладные физические упражнения, а также утренняя и производственная гимнастика. Из прикладных видов спорта наиболее рациональными для специальной профессиональной подготовки инженера-механика сельского хозяйства будут следующие.

Основные: а) тяжелая атлетика; б) спортивная аэробика.

Вспомогательные: а) лыжный спорт; б) легкая атлетика; в) спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис); г) плавание.

К средствам профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров-механиков относятся также специальные прикладные физические упражнения.

Упражнения, развивающие силу и силовую выносливость мышц

К этой категории относятся в основном упражнения с весовыми гирями, гантелями, штангой:

1) гири (16-24 кг):

а) выбрасывание;

б) выжимание (одной, двумя руками);

2) штанга: жим, рывок и толчок двумя руками;

3) гантели разного веса: упражнения с движениями рук (с гантелями) вверх, в стороны, вперед и назад, с круговыми движениями в боковых, лицевых и горизонтальных плоскостях.

Упражнения на вертикальной лестнице, канате

1) на канате:

а) лазание в три темпа,

б) лазание при помощи одних рук;

2) на лестнице:

а) лазание при помощи рук и ног,

б) лазание при помощи одной руки и ног.

Упражнения, способствующие общей координации

Сюда относятся простейшие акробатические упражнения:

1) кувырки вперед;

2) кувырки назад;

3) кувырки боком, выполняемые из различных исходных положений;

4) переворот боком.

Упражнения, связанные с мелкими координационными движениями кисти и пальцев рук

К ним относятся упражнения с малыми мячами, гимнастическими палками, булавами:

1) с малым мячом: бросать и ловить мяч одной (правой и левой) рукой;

2) бросать и ловить мячи одновременно двумя руками;

3) перебрасывать мяч из одной руки в другую;

4) ловить мяч после удара об пол;

5) с гимнастической палкой: бросать и ловить палку двумя руками;

6) то же, но ловить попеременно одной рукой;

7) бросать и ловить палку с переворачиванием ее в горизонтальной плоскости;

8) бросать и ловить палку с переворачиванием ее в лицевой плоскости (вправо, влево);

9) с гимнастическими булавами: малые, средние и большие круги в лицевой плоскости;

10) то же, но круги в боковой плоскости;

11) малые и средние круги в горизонтальной

плоскости.

Специальные прикладные физические упражнения, включают и упражнения, предупреждающие искривление позвоночника и грудной клетки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из задач физического воспитания студентов является обучение их умению самостоятельно подбирать упражнения и комплексы производственной гимнастики (физкультурной паузы). Содержание производственной гимнастики инженера-механика находится в зависимости от его профессиональной деятельности. Так, при выполнении схем, чертежей и других видов специальных работ, а также при вождении машины инженер сидит, согнув туловище. В целях профилактики ему необходимы упражнения в виде потягивания, распрямляющего позвоночник.

При работах в кабине, проводимых с согнутым туловищем, требуются упражнения на «открытом воздухе», усиливающие дыхание; при выполнении работ, связанных с заводкой и управлением машины, с физической нагрузкой на верхние конечности - упражнения на расслабление, а также упражнения для мышц нижних конечностей, часто находящихся в статических напряжениях. В комплексы производственной гимнастики необходимо включать также координационные упражнения и упражнения в виде прыжков и бега, повышающие общий обмен веществ и усиливающие деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата.

В целом производственная гимнастика инженера-механика может проводиться по следующей схеме:

1) потягивания с глубоким дыханием;

2) упражнения для мышц туловища, рук и ног;

3) те же упражнения, но более динамичные по характеру;

4) бег, прыжки, приседания, заканчивающиеся ходьбой или дыхательными упражнениями;

5) маховые упражнения для рук и ног;

6) упражнения на расслабление мышц рук;

7) упражнения на координацию, точность, внимание.

Рациональным применением комплексов производственной гимнастики можно повысить производительность труда и улучшить здоровье механизаторов.

Ниже приводится примерный комплекс производственной гимнастики для трактористов, комбайнеров.

Первое упражнение. Потягивание. Цель его -улучшить деятельность органов дыхания.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, на счет 1-2 медленно поднять руки через сто-

роны вверх, потянуться - вдох, на счет 3-4 вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 4-6 раз.

Второе упражнение. При управлении трактором устают руки. Цель этого упражнения расслабить утомленные мышцы рук и «снять» усталость.

Исходное положение: ноги врозь, руки в стороны, на счет 1-2 медленно согнуть руки в локтях, на счет 3 расслабить руки, как бы уронить их вниз, на счет 4 возвратиться в исходное положение. Дыхание произвольное. Повторить 68 раз.

Третье упражнение предназначено для мышц туловища. Исходное положение: ноги врозь, руки на поясе. На счет 1 наклониться назад, развести руки в стороны - вдох, на счет 2 наклониться вперед, руки опустить - выдох; на счет 3 выпрямиться, руки в стороны - вдох; на счет 4 принять исходное положение - выдох. Повторить 8-10 раз.

Четвертое упражнение для мышц ног. При работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах, когда основная рабочая поза - поза сидя, приседания особенно полезны для восстановления нормального кровообращения. Исходное положение: ноги вместе, руки к плечам. На счет 1 присесть, руки вперед - выдох, на счет 2 выпрямиться - вдох. Повторить 10-12 раз.

Пятое упражнение. Махи ногами, направлены на расслабление мышц ног и тем самым способствуют их активному отдыху. Исходное положение: ноги вместе, руки вперед чуть в стороны. На счет 1 взмахнуть расслабленной правой ногой и постараться достать кисть левой руки, на счет 2 опустить ногу в исходное положение. То же проделать левой ногой. Дыхание свободное, глубокое и ритмичное. Повторить 10-12 раз.

Шестое упражнение. Подскоки на месте. Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Выполнить 10-15 подскоков на носках, слегка сгибая ноги в коленях, по окончании упражнения походить 30-40 сек., успокоить дыхание.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, обучающихся по специальностям «Ветеринария» и «Зоотехния»

К средствам специальной профессионально-прикладной физической подготовки для данных специалистов относятся физические упражнения,

направленные на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, точности движений и действий, а также утренняя гигиеническая и производственная гимнастика.

Очень важно студентам как можно больше находиться на свежем воздухе, поэтому утреннюю гимнастику, занятия физическими упражнениями желательно проводить не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе. В этом случае занятия спортом, кроме физического воздействия на организм, будут носить оздоровительный характер.

Исходя из условий труда этой группе специалистов в занятия по физическому воспитанию целесообразно включать следующие прикладные виды спорта: 1) туризм; 2) настольный теннис; 3) стрельба.

Специально-прикладные физические упражнения, направленные на развитие специфических качеств и отдельных групп мышц, непосредственно принимающих участие в трудовых процессах, могут проводиться как без предметов, так и с предметами (отягощения).

Одним из действенных средств профессионально-прикладной физической подготовки ветеринарных врачей и зоотехников является производственная гимнастика.

Комплексы вводной гимнастики состоят из 67 упражнений. При их составлении рекомендуется придерживаться следующей схемы:

упражнение 1 - ходьба на месте с несложными движениями рук;

упражнение 2 - для мышц рук и плечевого пояса;

упражнение 3 - для мышц туловища (наклоны);

упражнение 4 - для мышц рук и ног; упражнение 5 - на общее воздействие и мышцы ног (прыжки, бег);

упражнение 6 - для мышц туловища (повороты);

упражнение 7 - на координацию движений и внимание.

Комплексы физкультурной паузы содержат 68 упражнений и составляются по следующей схеме:

упражнение 1 - для мышц рук и пальцев с элементами расслабления; упражнение 2 - для мышц туловища (наклоны и повороты без движения и с движением рук);

упражнение 3 - для рук и плечевого пояса; упражнение 4 - на общее воздействие и для мышц ног (прыжки, бег, приседания);

упражнение 5 - для мышц рук и пальцев с

элементами расслабления.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, обучающихся по специальностям «Экономика и управление

на предприятии» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Выполнение экономистами и бухгалтерами своей работы, как правило, связано с продолжительным нахождением в помещении, с относительно малой подвижностью. Для экономистов и работников бухгалтерского учета характерна рабочая поза - сидя. К факторам, неблагоприятно влияющим на состояние организма и на продуктивность выполняемой работы, следует отнести:

1) продолжительное нахождение в малоподвижной позе;

2) недостаточно благоприятные гигиенические условия помещений;

3) большое напряжение зрительного анализатора;

4) постоянно нервное напряжение в связи с большой ответственностью за точность выполняемой работы.

Первый из названных факторов имеет своим следствием хроническую недогрузку двигательного аппарата. Это приводит к падению мышечного тонуса, а со временем к частичной атрофии мышц. В организме начинают накапливаться излишние отложения жировой ткани; что осложняет нормальную работу внутренних органов, а также мышц.

Качественные показатели двигательной деятельности также снижаются: уменьшается быстрота и точность движений, мышечная сила и выносливость, ухудшается осанка и подвижность в суставах, развивается сутулость.

Другие факторы влекут за собой перенапряжение нервной системы, что, в свою очередь, выражается в неблагоприятных сдвигах в состоянии здоровья, учащаются случаи нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и некоторых гумморальных систем организма.

Снижение работоспособности - естественный результат этих влияний, причем отмечается, что сохранение уровня работоспособности прямо зависит от физической подготовленности работника и от систематичности применения физических упражнений в режиме труда и отдыха.

Физическая подготовка студентов, обучающихся данным специальностям, должна быть направлена прежде всего на приобретение высокого уровня разностороннего физического развития.

Определяющим признаком профессионально-прикладной физической подготовки должно быть умение пользоваться средствами активного отдыха, в том числе и умение самостоятельно провести и организовать занятия производственной гимнастикой с учетом конкретных условий труда. Отсюда - повышенные требования к знанию теоретических основ проведения вводной и производственной гимнастики.

Будущие специалисты этого профиля должны четко представлять особенности предстоящей им работы и ясно усвоить, что без занятий физической культурой и спортом они будут не способны поддерживать хорошее физическое состояние организма и не смогут достигнуть высокой производительности труда.

Характерное для названных специалистов рабочее положение тела (продолжительное сидение с небольшим наклоном) поддерживают, в основном, мышцы спины, нормальное дыхание при несколько затрудненной экскурсии грудной клетки обеспечивают мышцы грудной клетки, как правило, постоянно работают мышцы предплечья и кисти. Поэтому применяемые виды спорта и упражнения должны быть направлены преимущественно на укрепление указанных групп мышц. Упражнения на расслабление и на координацию также должны войти в число профессионально-прикладных упражнений.

Преимущество надо отдавать видам спорта, занятия которыми проводятся на открытом воздухе.

Основное требование к студентам в отношении утренней гигиенической гимнастики - безусловная систематичность проведения, выработка стойкого навыка с тем, чтобы сохранить его затем и по окончании ВУЗа.

Литература

1. Выдрин В.М. и др. Физическая культура студентов ВУЗов. Воронежский университет, 1991.

2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: АО «Аспект Прогресс», 1995.

3. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов. - М.: Высшая школа, 1978.

4. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических ВУЗов. - М.: Высшая школа ,1989.

5. Физическая культура студента / Под ред. В.И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2004.

УДК 796 + 61

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП (СМГ) ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

В.П. Голомолзина, ст. преподаватель, Ульяновская ГСХА

Исследование конституциональных типов телосложения, их зависимости с морфологическими и физиологическими компонентами важно для построения технологии физической подготовки студенток в рамках общих требований физического воспитания, учитывающих индивидуально-психологические особенности личности.

Изучение этой проблемы проводилось на основе использования анкеты, состоящей из 23 вопросов, 10 из которых представлены в таблице. В исследовании принимали участие 158 студенток СМГ.

При анализе результатов анкетирования нас, прежде всего, интересовали те характеристики образа жизни, которые имеют наибольшую связь с развитием моторики. К ним можно отнести:

- особенности отношения студенток СМГ с различными типами телосложения к занятиям физической культурой и спортом;

- характер их общей, привычной двигательной активности;

- особенности отношения к определенным видам физической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.