References
8. www.ru.rn.wikipedia.org
9. www.aup.ru
10. www.dissercat.com
11. www.forum.ykt.ru
12. http://bmsi.ru
13. http://sakha.gov.ru
14. http://olonkhotheatre.ru
Тиосова Т.Н.1, Сизова Н.Н.2
'Ст. преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии; 2Ст. преподаватель, Владивостокский
филиал Российской таможенной академии
ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ППФП СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация
Главная задача: формирование с помощью различных средств физической культуры и спорта профессионально важных свойств и качеств личности таможенного специалиста.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, физическое воспитание, прикладные качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость.
Tiosova Т.К1, Sizova N.N.2
1,2Senior teacher, Vladivostok Branch of Russian Customs Academy SPORTS AND EXERCISE FOR TRAINING OF CUSTOMS SPECIALISTS PROFESSIONALNY
Abstract
Main task: forming by means of different facilities of physical culture and sport professionally important properties and qualities of personality of custom specialist.
Keywords: professional activity, P.E, applied qualities - quickness, force, endurance, flexibility, adroitness.
Составная часть физического воспитания в ВУЗе, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении будущей профессии [3, с.187].
Цель: Психофизическая подготовка к успешной профессиональной деятельности, достигается созданием у студентов предпосылок и готовности:
- к ускорению профессионального обучения;
- к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
- к предупреждению профессиональных заболеваний;
- к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время;
- к внедрению физической культуры и спорта в профессиональный коллектив.
На Дальнем Востоке органом обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России является Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) наиболее крупномасштабное по занимаемой территории управление Федеральной таможенной службы России. Владивостокский филиал Российской таможенной академии является кузницей кадров для таможенных органов всего Дальневосточного региона, каждый пятый специалист таможенных органов - выпускник академии. Усилия таможенников направлены на решение важных государственных задач: содействие внешнеэкономической деятельности, пополнение федерального бюджета, защиты экономической безопасности страны, борьба с таможенными правонарушениями и преступлениями [1].
Главная задача: формирование с помощью различных средств физической культуры и спорта профессионально важных свойств и качеств личности таможенного специалиста.
Специфические задачи ППФП студентов, как будущих специалистов таможенной службы:
1. развитие ведущих для данной профессии физических качеств;
2.. формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;
3. повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
4. воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;
5. повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);
6. содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики [3, стр. 115].
Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.
Прикладные качества - это те же общеизвестные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии.
Под прикладными специальными качествами подразумеваются - способности организма человека противостоять, специфическим воздействиям внешней среды:
-холода и повышенной температуры;
-укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта;
-недостаточного парциального давления кислорода в горах и др.
Эти способности могут совершенствоваться:
- путем закаливания в ходе тренировки на открытом воздухе;
-дозированной тепловой тренировке физическими упражнениями;
-специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях в гимнастике, акробатике и т.д.),
-специальным укреплением мышц брюшного пресса;
-упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия, имеющая много общего с горной гипоксией и т.д.
При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов - таможенной службы следует всегда помнить о том, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой (ОФП). Еще раз подчеркнем, что ОФП является необходимой основой, фундаментом ППФП [2, с.102].
49
Решение задач ППФП для конкретно профессии возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера (трудовые функции, режим труда и отдыха), санитарногигиенические условия, вредное воздействие. Дополнительные факторы: пол (м., ж.,), возраст, состояние здоровья,
профессиональные заболевания, географо-климатические условия, профессионально важные физические качества (ПВК), профессионально важные психические и личностные качества национальные традиции региона.
По общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все составляющие трудового акта тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте на подготовку к трудовой деятельности. Профессионально важные качества специалиста таможенной службы:
1. личностные:
- организаторские способности и инициативность - (спортивные игры, судейская практика и т.п.);
- смелость и решительность, стойкость - воспитывается путем насыщения учебных занятий физическими упражнениями, предоставления большой самостоятельности студентам в выборе упражнений и порядка их выполнения, организация и проведение спортивно-массовой работы;
- эмоциональная устойчивость - воспитывается путем преодоления обучаемыми ситуаций, требующих мобилизации всех сил и волевого поведения;
- оперативное мышление - выработка у обучаемых способности к быстрой переработке поступающей информации и принятия решения в соответствии со стоящей задачей;
2. психофизические:
- статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии - формирование происходит в условиях применения динамических и статических упражнений, направленных на развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности;
- устойчивость к воздействию неблагоприятных метеорологических и производственных факторов - путем закаливания организма и мышечной тренировки;
- устойчивость внимания, постепенного усложнения двигательного задания, их новизны, неожиданности появления или изменения тех или иных ситуаций и сигналов;
3. физические:
- общая выносливость - обеспечивается двигательной тренировочной нагрузкой в режиме, который соответствует работе умеренной и большой мощности, общая выносливость развивается посредством выполнения разнообразных физических упражнений, вовлекающих в работу более 2/3 мышц тела;
- быстрота - выполнение простых по технике исполнения и хорошо освоенных обучаемыми упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью;
- ловкость - освоение координационно-сложных двигательных действий и способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки;.
- сила - выполнение силовых упражнений, в основном, с внешним сопротивлением (штанга, гиря, набивные мячи и т.п.).
В области использования средств и методов физической культуры и спорта для решения служебных задач специалист таможенного дела должен обладать:
- знаниями (основных положений системы физического воспитания и ППФП);
- навыками - организация проведения в коллективе физкультурных мероприятий в рабочее время и после него, рациональной организации труда и отдыха своего и коллег, проведения мероприятий по реабилитации и восстановлению работоспособности;
-привычками - систематически заниматься физическими упражнениями.
После определения содержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП [4, с.368].
Кроме прикладной направленности отдельных видов спорта следует еще раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.).
Литература
1. Сизова, Н.Н. Экспериментальная проверка эффективности использования комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности на занятиях по самообороне с девушками вузов [Текст] / Н.Н.Сизова, Ю.И. Исмагилова //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014.No 6 (112). С. 173-177.
2. Теория и методика физической культуры: [Текст]: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2007. -464с.
3. Физическая культура студента [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд, перераб. /Под ред. В. Д. Дашинорбоева.. -Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. — 229 с.
4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/Ж. К.Холодов, В. С. Кузнецов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-480с.
References
1. Sizova, N.N. Jeksperimental'naja proverka jeffektivnosti ispol'zovanija kompleksov uprazhnenij preimushhestvenno ajerobnoj napravlennosti na zanjatijah po samooborone s devushkami vuzov [Tekst] / N.N.Sizova, Ju.I. Ismagilova //Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2014.No 6 (112). S. 173-177.
2. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury: [Tekst]: uchebnik / pod red. Ju. F. Kuramshina. - M.: Sovetskij sport, 2007. - 464s.
3. Fizicheskaja kul'tura studenta [Tekst]: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, 2-e izd, pererab. /Pod red. V.
D. Dashinorboeva.. -Ulan-Udje: Izdatel'stvo VSGTU, 2007. — 229 s.
4. Holodov, Zh. K. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i sporta [Tekst]: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. uchebn. zavedenij/Zh. K.Holodov, V. S. Kuznecov.- 3-e izd., ster.- M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004.-480s.
Титова М.В.
Преподаватель дошкольного направления, АНО «Пермский центр развития робототехники», г. Пермь ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы создания новой образовательной модели, включающей робототехнику в качестве средства развития детей и перспективы внедрения робототехники в дошкольное образование.
Ключевые слова: дошкольное образование, образовательная робототехника, конструирование, развитие детей.
50