Научная статья на тему 'Социальная защита государственных служащих'

Социальная защита государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5663
1081
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / GOVERNMENT SERVANT / WARRANTIES / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казакова Ноила Дохиевна, Рунов Александр Владимирович, Новиков Анатолий Степанович

В статье рассматриваются особенности социальной защиты государственных служащих как субъектов, занимающихся специфическим видом управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Казакова Ноила Дохиевна, Рунов Александр Владимирович, Новиков Анатолий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of social protection of government servants as the subjects engaged in a specific type of management are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Социальная защита государственных служащих»

Ноила КАЗАКОВА, Александр РУНОВ, Анатолий НОВИКОВ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

В статье рассматриваются особенности социальной защиты государственных служащих как субъектов, занимающихся специфическим видом управленческой деятельности.

The features of social protection of government servants as the subjects engaged in a specific type of management are considered in the article.

Ключевые слова:

государственный служащий, гарантии, социальная защита; government servant, warranties, social protection.

КАЗАКОВА Ноила Дохиевна — д.соц.н., профессор кафедры организационнокадровой работы в органах государственной власти МГУПИ kаzдkneШ@yаndex.ru

РУНОВ

Александр Владимирович — д.соц.н., профессор кафедры социологии и культуры МГУПИ [email protected]

НОВИКОВ

Анатолий Степанович — д.филос.н, профессор кафедры философии МГУПИ [email protected]

В современных условиях развития российского общества осо -бую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт и специальный вид управленческой деятельности. Адекватная кадровая политика государства, направ -ленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение различ -ных задач, одним из приоритетов при этом является создание эффективной системы социальной защиты государственных служащих.

Социальная защита — это система экономических, организаци -онных, административных, правовых мер, осуществляемых обще -ством, государством и другими социальными институтами и при -званных предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды или смягчать последствия таких воздей -ствий1.

В целом, система социальной защиты предполагает целый ком -плекс мер по обеспечению гарантий в области занятости, справед ливого вознаграждения за труд, социальной защищенности нетру доспособных членов общества, ликвидации малообеспеченности, борьбы с бедностью, пенсионных выплат престарелым и инвали -дам, компенсации потерь населения от инфляции, роста цен и т.д.

Среди основных мероприятий по организации социальной защиты в современных условиях можно выделить индексацию цен и доходов всего населения, компенсационные выплаты и пособия наименее защищенным слоям населения, установление минималь ного заработка, а также размеров пенсий на уровне прожиточного минимума и т.д.

По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет лич -ного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости.

Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39) каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Однако для служащих в органах государственной власти в силу специфики их дея тельности разрабатываются дополнительные льготы и мероприятия по их социальной защите.

Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере социальной защиты, взаимосвязаны и построены на единых принципах, т.е. правилах, положениях, определяющих ее сущность, содержание

1 Социологическая энциклопедия. — М. : Мысль, 2003, т. 2, с, 455.

и направление развития. Системы соци альной защиты стран ЕС функционируют на базе следующих единых принципов: 1) социального страхования; 2) социаль -ного обеспечения; 3) вспомоществования; 4) социальной солидарности1.

При соблюдении этих принципов в орга -нах государственной власти повышается уровень социальной защищенности го -сударственных служащих, однако специ -фика деятельности не позволяет приме нять их в полной мере.

Согласно федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2 государствен -ные служащие имеют ряд государственных гарантий, среди которых:

— равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффек тивности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей граждан -ской службы;

— право на своевременное получение денежного содержания в полном объеме;

— отдых, обеспечиваемый установле -нием нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих празднич ных дней, а также ежегодных оплачивае -мых основного и дополнительных отпусков;

— медицинское страхование граждан -ского служащего и членов его семьи, в т.ч. после выхода гражданского служащего на пенсию по выслуге лет;

— обязательное государственное соци -альное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;

— выплаты по обязательному государ -ственному страхованию;

— возмещение расходов, связанных со служебными командировками, а также связанных с переездом гражданского

1 Антропов В.В. Экономические модели соци -альной защиты населения в государствах ЕС : автореф. дис. ... д.э.н. — М., 2007.

2 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ред. от 21.11.2011 № 329- ФЗ // Электронный фонд нормативных документов «Кодекс»; http://docs. kodeks.ru/document/901904391

служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

— защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и дру гих неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанно стей;

— государственное пенсионное обеспе -чение.

Помимо этого, в случае изменения статуса государственного служащего он имеет право выбора условий пенсионного обеспечения. Эти гарантии такие же, как и у всего населения РФ. Однако государ ственные служащие имеют также допол -нительные гарантии, такие как:

— профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денеж ного содержания;

— транспортное обслуживание, обеспе -чиваемое в связи с исполнением должност ных обязанностей, в зависимости от кате гории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенса ция за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

— замещение иной должности граждан -ской службы при реорганизации или лик видации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы;

— единовременная субсидия на приоб -ретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

Наличие дополнительных гарантий спо -собствует повышению уровня социальной защищенности госслужащих по срав -нению с другими категориями граждан. Однако, на наш взгляд, это лишь небольшая компенсация за невозможность использования дополнительных источни ков улучшения своего материального бла -госостояния.

Среднемесячная начисленная заработ ная плата гражданских служащих государ ственных органов субъектов РФ в 2011 г. составила 40 902 руб., ее структура пред -ставлена на рис. 1.

Как видно из рисунка, оплата по долж ностному окладу составляет 15% от всей заработной платы, 20% — это различные надбавки в общей сумме на 8 339 руб. и

иные выплаты

надбавка за классный чин 4%

надбавка за. секретность 1%

надбавка за особые условия службы 13%

Рисунок 1. Структура заработной платы государственных служащих в 2011 г.

45

40

351

30

25Н

20

15

10

5

а

высоким

скорее высокии, скорее низкии, чем низкий чем высокий

затруднились с ответом

Рисунок 2. Оценка государственными гражданскими служащими уровня своей социальной защищенности

оставшиеся 65% — другие дополнительные выплаты.

Для сравнения, заработная плата в сред -нем по РФ по результатам выборочных обследований организаций за октябрь 2011 г. составила 22 717 руб.1, что в 1,8 раза меньше, чем у государственных служащих. Однако рядовой гражданин может иметь дополнительные источники заработка, включая доходы от предпринимательской деятельности, инвестирования и т.п.

Конечно, деятельность в государствен -

1 Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/

ном секторе обеспечивает определенную стабильность служебного положения, что отмечает 45,4% госслужащих, в то время как 27,9% скорее не уверены и 23% не уве -рены в этом2. Помимо не очень высокой степени уверенности в служебном поло -жении, государственные служащие также довольно низко оценивают уровень своей социальной защищенности (рис. 2).

Данные рисунка свидетельствуют о том, что положительно (высокий и скорее высокий, чем низкий) оценили уровень

2 Магомедов К.О. Социология государственной службы : учебное пособие — М. : Изд-во РАГС, 2010, с. 68.

социальной защищенности лишь 29,3% госслужащих, а 66,7% — отрицательно (низкий и скорее низкий, чем высокий).

Анализ пожеланий кандидатов на заме -щение вакантных должностей государст венной гражданской службы РФ в 2010 г., зарегистрированных на Федеральном пор -тале управленческих кадров, относительно оплаты труда показал, что среди выдви -женцев от федеральных органов исполни -тельной власти, государственных органов субъектов РФ, организаций, высших учеб -ных заведений и самовыдвиженцев дан -ные пожелания значительно различаются. Среднее значение желаемой оплаты труда у самовыдвиженцев составляет около 40 тыс. руб., а у выдвиженцев — более 83 тыс. руб. При этом наиболее распростра ненный желаемый уровень оплаты труда у выдвиженцев составляет около 50 тыс. руб., в то время как у самовыдвиженцев — 30 тыс. руб.1 При этом желаемый уровень

1 Федеральный портал управленческих кадров // http://rezerv.gov.ru/

оплаты труда повышается с возрастом, наличием дополнительного послевузов -ского образования, ростом опыта профес сиональной деятельности и повышением социального статуса.

На наш взгляд, существует необходи -мость совершенствования социальной защиты государственных служащих по двум основным направлениям. Первое

— это дифференцированный подход к оплате труда с учетом статуса и опыта государственной службы, а также вне дрение стимулирующих выплат за интен сивность труда, инновационные предло -жения и сложность выполняемой работы. Второе — это предоставление возмож -ности легально заниматься отдельными видами предпринимательской деятель ности.

Таким образом, существует необходи -мость совершенствования существую щих механизмов социальной защиты в органах государственной власти всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.