»
Управление персоналом
УДК 331.1
Л.А. Ильина
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Нормативной основой системы мотивации муниципальных (государственных) служащих являются законодательно закрепленные права и обязанности. Перечни основных прав муниципальных (государственных) служащих содержат преимущественно идентичные положения. К мотивирующим факторам относятся:
- обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- ознакомление с документами, устанавливающими права и обязанности согласно замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей и условиями должностного роста;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
- должностной рост на конкурсной основе;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации;
- государственное пенсионное обеспечение.
Однако для государственных служащих законодательством предусматривается более широкий перечень прав, среди которых необходимо отметить медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом «О медицинском страховании государственных служащих» и государственную защиту жизни и здоровья государственного служащего, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.
Экономические и социальные гарантии (см. таблицу) устанавливаются законодательством для обеспечения правовой и социальной защищенности муниципальных (государственных) служащих, повышения результативности исполнения ими должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров.
Гарантии для муниципальных (государственных) служащих
Общие гарантии Гарантии для государственных служащих Гарантии для муниципальных служащих (г. о. Самара)
Медицинское страхование служащего и членов его семьи; защита служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей; обязательное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения службы Равные условия оплаты труда, сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной деятельности; транспортное обслуживание в связи с исполнением должностных обязанностей; единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за период гражданской службы [1]; компенсация расходов на оздоровительные мероприятия во время отпуска за счет средств областного бюджета [3] Обязательное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей [2]
Сопоставительный анализ приведенных выше данных свидетельствует о более широких правах и гарантиях для государственных служащих на федеральном и региональном уровнях. Однако органы местного самоуправления городского округа (г. о.) Самара не воспользовались правом установления дополнительных прав и гарантий для муниципальных служащих, ограничившись минимальным перечнем, предусмотренным соответствующим федеральным законом. Таким образом, муниципальная служба в г. о. Самара представляется менее привлекательной, чем государственная служба в Самарской области. Урегулировать сложившийся дисбаланс можно путем включения соответствующих норм в правовые акты органов местного самоуправления.
Исполнение должностных обязанностей ограничивает служащего в возможности получения дохода от некоторых видов деятельности. Это может оказать негативное влияние на его трудовую мотивацию. Следовательно, ограничение прав субъекта рыночных отношений необходимо компенсировать достойной оплатой труда, а также повышенными социальными гарантиями.
Заработная плата не только обеспечивает физические потребности человека, но и выполняет статусную функцию, говорит о профессионализме сотрудника и престижности занимаемой должности. И по данному критерию муниципальная служба не имеет каких-либо преимуществ (для привлечения высококвалифицированных специалистов) перед офисной работой (менеджер, торговый представитель, бухгалтер) в коммерческой организации.
В идеале заработная плата муниципальных служащих должна быть приближена к бюджету высокого достатка, поскольку они являются представителями органов местного самоуправления и своим образом жизни создают имидж властных структур. Специалисты должны получать вознаграждение, адекватное их уровню квалификации и трудозатратам. К сожалению (что подтверждается результатами исследования), не все муниципальные служащие сегодня обладают должной квалификацией. Установление конкурентоспособной заработной платы повысит привлекательность муниципальной
службы и позволит привлечь высококвалифицированных специалистов.
При расчете уровня повышения оплаты труда в органах местного самоуправления следует учитывать, что подобные меры неизбежно влекут за собой увеличение расходной части и без того дефицитного бюджета. Поэтому чтобы не нарушить баланс затрат на содержание аппарата и эффективность его функционирования, необходимо соблюдать определенную осторожность. В качестве базового показателя целесообразно использовать социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, типовой потребительский бюджет с рационально построенной структурой.
Очевидно, что для достижения уровня рационального потребительского бюджета необходимо увеличение денежного содержания муниципальных служащих. Рассчитаем его величину как коэффициент повышения средней заработной платы к(В) до уровня рационального потребительского бюджета:
к( В) =
Щ В)
I (В) =
N
(1)
(2)
где Я - рациональный потребительский бюджет; ¡(В) - коэффициент иждивенческой нагрузки; Яср - средняя заработная плата муниципальных служащих; N - общая численность населения г. о. Самара; Nзан - среднегодовая численность занятых в экономике г. о. Самара.
В данном расчете не учитывается тот факт, что определенная доля сотрудников (порой существенная) получает денежное содержание ниже среднего. Самара является региональным центром, и уровень цен на товары и услуги здесь несколько выше, чем в других муниципальных образованиях области. Поэтому расчетное значение, на наш взгляд, является минимально необходимым коэффициентом увеличения оплаты труда в органах местного самоуправления г. о. Самара. Согласно формулам (1) и (2) к(В) = 2,6. Поскольку все стимулирующие выплаты связаны в процентном отношении с должностным окладом, представляется целесообразным единовремен-
ное повышение должностного оклада муниципальных служащих г. о. Самара в 2,6 раза (на 160 %).
Таким образом, повышение оплаты труда служащих органов местного самоуправления позволит решить несколько задач:
- обеспечить достойный уровень жизни муниципальных служащих и, как следствие, создать положительный имидж органов местного самоуправления;
- привлечь высококвалифицированных специалистов и повысить качество исполнения должностных обязанностей;
- повысить профессиональную конкуренцию и интенсивность трудовой деятельности.
Однако одно лишь увеличение заработной платы не способно оказать существенного воздействия на трудовую мотивацию сотрудников. Данная мера направлена на повышение привлекательности муниципальной службы и поддержание высокого уровня заинтересованности сотрудников в долгосрочной перспективе. Поэтому для достижения желаемой положительной динамики в мотивации сотрудников органов местного самоуправления необходим пересмотр структуры денежного содержания. В данной работе предложена новая методика расчета ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим г. о. Самара.
В соответствии с действующей редакцией Положения «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в городе Самаре» [4] оплата труда муниципального служащего имеет вид денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Положение предусматривает следующие виды ежемесячных дополнительных выплат к должностному окладу муниципального служащего:
- надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе (устанавливается в зависимости от стажа муниципальной службы);
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, со-
ставляющими государственную тайну (устанавливается в зависимости от степени секретности сведений, к которым муниципальные служащие имеют документально подтверждаемый доступ).
К иным дополнительным выплатам относятся:
- премия за выполнение особо важных и сложных заданий (назначается руководителем соответствующего органа местного самоуправления г. о. Самара);
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (выплачивается один раз в год в размере одного должностного оклада на основании распоряжения (приказа) руководителя соответствующего органа местного самоуправления г. о. Самара);
- материальная помощь (выплачивается в порядке и размерах, установленных руководителем соответствующего органа местного самоуправления г. о. Самара).
Большинство предусмотренных выплат имеют в своей основе объективные показатели профессиональной деятельности сотрудников (квалификационный разряд, выслуга лет) и не находятся в зависимости от качества исполнения муниципальными служащими должностных обязанностей. На наш взгляд, размеры данных выплат являются вполне обоснованными и в пересмотре не нуждаются.
Рассмотрим выплаты, направленные на повышение материальной заинтересованности муниципальных служащих в качестве выполняемой работы, своевременном и добросовестном исполнении обязанностей, а также на повышение уровня ответственности за порученную работу. К ним относятся ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы и премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Предлагается определять величины данных надбавок по балльной системе путем присвоения каждому установленному показателю определенного количества баллов.
Ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы устанавливается в размере, не превышающем 50 % должностного оклада в г. о. Самара. Такой размер надбавки является исключительно низким для органов государственной власти в Российской Федерации (данный показатель может достигать 200 % от-
носительно должностного оклада). С учетом подобной практики считаем необходимым увеличить удельный вес надбавки за особые условия муниципальной службы относительно размера должностного оклада. Но, принимая во внимание сложную экономическую ситуацию и дефицит ресурсов местного бюджета, предлагаем повысить размер указанной надбавки только до 100 % должностного оклада.
При установлении надбавки основными критериями оценки являются:
- своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;
- выполнение особо важных работ;
- применение передовых приемов, методов труда и передача опыта молодым работникам;
- компетентность в принятии управленческих решений.
По существу, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы начисляется в целях материального стимулирования служащих, исполняющих свои функциональные обязанности в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение технических средств). Поэтому своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей и компетентность в принятии управленческих решений не могут рассматриваться в качестве критериев, характеризующих особые условия муниципальной службы, и их необходимо исключить из утвержденного перечня.
Объединение под одним пунктом таких критериев, как применение передовых приемов, методов труда и передача опыта молодым работникам, представляется, по меньшей мере, необоснованным, поскольку они не являются взаимосвязанными, и рассматривать каждый из них необходимо в отдельности.
Для простоты и повышения объективности оценки предлагается разделить критерий «выполнение особо важных работ» на три самостоятельных показателя:
- выполнение срочных заданий (до трех дней);
- выполнение заданий большого объема;
- выполнение заданий высокой степени сложности,
а также дополнить предлагаемый список следующими критериями:
- выполнение служебных обязанностей вне рабочего места;
- выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности рабочего дня.
В Положении «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в г. о. Самара» указано следующее: размер надбавки за сложность и напряженность муниципальный службы устанавливается, отменяется или изменяется руководителем соответствующего органа местного самоуправления городского округа Самара [4]. При этом в документе не прописаны ни периодичность, ни порядок установления надбавки.
Представляется целесообразным устанавливать указанную надбавку по итогам работы за год сроком на один календарный год, а для новых сотрудников - не ранее чем через три месяца и не позднее чем через шесть месяцев со дня поступления на муниципальную службу, сроком до 31 декабря текущего года.
В целях повышения объективности и снижения влияния личностного фактора на распределение материального поощрения между сотрудниками предлагается поручить установление надбавки за особые условия муниципальной службы специально созданной экспертной комиссии (аналогичной конкурсной или аттестационной). В состав комиссии рекомендуется включить руководителей структурных подразделений, а также представителей профсоюзной организации (не менее двух человек) и независимых экспертов (не менее двух человек); председателем комиссии назначить руководителя данного органа местного самоуправления. Заседание комиссии следует проводить ежегодно до 15 января, а также, при необходимости, в течение года. Для начисления ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы на каждого сотрудника заполняется «Лист оценки деятельности муниципального служащего» (далее - Лист), в котором экспертной комиссией оценивается каждый из приведенных показателей. Для каждого показателя устанавливается максимальное значение (в процентном отношении к окладу), сумма значений представляет собой итоговый размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы. При установлении значения по каждому из критериев оценки преду-
сматривается краткое обоснование. Надбавка муниципальному служащему за сложность и напряженность работы устанавливается приказом руководителя органа местного самоуправления на основании заполненного и заверенного подписями председателя и членов комиссии Листа в размере, определенном экспертной комиссией.
Премирование за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется руководителем соответствующего органа местного самоуправления г. о. Самара. Порядок и условия премирования муниципальных служащих администрации городского округа Самара, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов устанавливаются Положением о премировании [5], утверждаемым главой городского округа Самара. Положением предусмотрены следующие виды премиальных выплат:
- ежемесячная премия;
- премия за определенный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
- единовременная премия.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с законом Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» понятия премия за выполнение особо важных и сложных заданий и ежемесячное денежное поощрение разделяются [6]. В целях приведения правовых актов органов местного самоуправления г. о. Самара в соответствие с действующим региональным законодательством предлагается:
- исключить понятие ежемесячная премия из Положения «О премировании работников администрации городского округа Самара», преобразовав в самостоятельный вид дополнительных выплат как ежемесячное денежное поощрение, и дополнить данным пунктом Положение «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в городе Самаре»;
- премию за определенный период и единовременную премию рассматривать как виды премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Ежемесячное денежное поощрение, по сути, является стимулирующей выплатой за достигнутые муниципальным служащим результаты труда. Конкретный размер денежного поощрения определяется в процентном отношении к долж-
ностному окладу с учетом всех надбавок и устанавливается руководителем органа местного самоуправления на основании аргументированного представления руководителя структурного подразделения.
Для определения величины ежемесячного денежного поощрения предлагается учитывать следующие показатели:
- достижение показателей результативности деятельности служащего, закрепленных в должностных регламентах;
- выполнение поручений (заданий) в установленные сроки;
- соответствие подготовленных документов предъявляемым требованиям;
- недопущение ошибок;
- соблюдение трудовой дисциплины.
Для начисления ежемесячного денежного поощрения руководители структурных подразделений заполняют «Лист показателей оценки деятельности служащих» на каждого сотрудника своего подразделения. Для каждого критерия устанавливается максимальное значение (в процентном отношении к окладу с учетом всех надбавок). Сумма значений может достигать 25 %, что соответствует величине ежемесячной премии, начисляемой в настоящее время. При установлении значения по каждому из критериев оценки предусматривается краткое обоснование.
До 10 числа месяца, следующего за расчетным, заполненные и подписанные листы должны направляться в структурное подразделение, осуществляющее подготовку распорядительного документа о ежемесячном денежном поощрении.
Для расчета итогового значения ежемесячного денежного поощрения сумма значений по всем критериям умножается на надбавочный коэффициент (от 1 до 2), устанавливаемый руководителем органа местного самоуправления. Данный коэффициент вводится в целях реализации принципа единоначалия и повышения персональной ответственности руководителя за эффективность функционирования органа местного самоуправления, а также для снижения влияния субъективного фактора при установлении размера поощрения непосредственным руководителем.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий начисляется в целях поощрения гражданских служащих и повышения уровня ответственности за порученную работу.
Сегодня основными критериями оценки результативности труда, определяющими право работников администрации г. о. Самара на премию, являются:
- активное, своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей;
- оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию работника;
- эффективность принимаемых управленческих решений;
- проявление творческой инициативы при выполнении функциональных обязанностей;
- выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем работ, систематическое выполнение срочных и неотложных работ, работ, требующих повышенного внимания, заданий особой важности).
Однако следует отметить несоответствие установленных критериев содержательной стороне данного вида стимулирующих выплат:
- «активное, своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей» и «оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию работника» по существу дублируют показатели, используемые при назначении ежемесячного денежного поощрения, и имеют отношение к текущей деятельности сотрудника, а не к «выполнению особо важных и сложных заданий»;
- «большой объем работ, систематическое выполнение срочных и неотложных работ, работ, требующих повышенного внимания» является критерием для установления ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы.
Другие основания для расчета премий за выполнение особо важных и сложных заданий предлагается рассматривать в следующей редакции:
- принятие эффективных управленческих решений;
- проявление профессиональной инициативы при выполнении функциональных обязанностей, внесение инновационных предложений;
- выполнение персональных заданий особой важности,
а также дополнить настоящий список следующими критериями:
- высокий качественный уровень подготовки исходящих документов, проектов нормативных правовых актов, информационно-аналитических и методических материалов;
- подготовка, организация и участие в крупных экономических и социально значимых проектах в установленной сфере деятельности.
Размер премии (Р) вычисляется по формуле
Р = X (РЛ(Р)), (3)
п = 1
где Рп - п-й премиальный показатель; д(Р) - коэффициент значимости п-го показателя; п - количество показателей.
Коэффициент значимости может быть задан в процентном отношении к должностному окладу либо в фиксированной сумме и верхним пределом не ограничивается. Выплата премии производится за счет экономии бюджетных ассигнований и не учитывается в расчете годового фонда оплаты труда.
Порядок премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренный Положением «О премировании работников администрации городского округа Самара» в полной мере отвечает сути и назначению указанной дополнительной выплаты, а также соответствует практике, сложившейся в органах государственной власти Самарской области. Поэтому предлагается оставить его без изменений, за исключением следующего дополнения: «В предложении о премировании подробно указывается, за достижение каких конкретно показателей предполагается выплата премии, со ссылками на подтверждающие данное событие факты».
Таким образом, введение дифференцированной системы оплаты труда при одновременном повышении базовой части (оклада денежного содержания) позволит:
- большинству сотрудников получать заработную плату, сопоставимую с рациональным потребительским бюджетом. Это обеспечит достойный уровень жизни и укрепит авторитет органов местного самоуправления;
- высококвалифицированным служащим, в большей мере проявившим свои знания и умения при исполнении должностных обязанностей, получать заработную плату, сопоставимую с потребительским бюджетом высокого достатка. В результате возрастает мотивационное воздействие материального вознаграждения и сформируется здоровая конкуренция в коллективе.
Обязательно начисляется только должностной оклад муниципального служащего, все дополнительные выплаты носят исключительно стимулирующий характер и выплачиваются лишь при соблюдении условий их установления. Они не являются обязательными, и при их назначении недопустим уравнительный подход. Поэтому максимальный размер данных выплат не может быть установлен для всех сотрудников.
Реализация мер по совершенствованию системы мотивации муниципальных служащих г. о. Самара требует дополнительного финансирования и неизбежно влечет увеличение затрат на содержание аппарата. Во избежание неоправданных издержек предлагается принять следующие меры по оптимизации структуры и штатной численности муниципальных служащих:
- уменьшить численность персонала за счет рационального распределения должностных обязанностей;
- оптимизировать структуру органов местного самоуправления за счет внедрения норм управляемости.
Для подтверждения целесообразности применения предложенных инноваций разработана
методика оценки эффективности, включающая три этапа.
Этап 1. Прогноз увеличения затрат на содержание аппарата органов местного самоуправления г. о. Самара.
Расчет увеличения затрат производится при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год по каждому структурному подразделению органов местного самоуправления, затем формируется свод по муниципальному образованию в целом.
Расчет фонда оплаты труда муниципальных служащих У(!) производится исходя из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат (см. рисунок).
Обозначения на рисунке:
F(A) - фонд оплаты труда; N(1) - единый социальный налог (на текущий момент составляет 26,2 % ФОТ); В(А)п - фонд оплаты труда п-го сотрудника; А - численность аппарата органов местного самоуправления; Сп - ежемесячное денежное содержание п-го сотрудника;
Оп и Оп баз - соответственно должностной оклад с учетом рассчитанного в рамках настоящего исследования коэффициента повышения заработной платы и должностной оклад по действующему штатному расписанию;
Мп - материальная помощь п-го сотрудника (закладывается из расчета три оклада в год);
Рп - ежемесячные поощрительные выплаты;
е, g, И, I, ] - надбавки соответственно за выслугу лет, квалификационный разряд, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, особые условия муниципальной службы, ежемесячное денежное поощрение.
У(Е) = Е(Л) +
Рп = Оп (е + $ + к + I)
Расчет фонда оплаты труда муниципальных служащих
Оп = 2,6 О
п баз
Этап 2. Оценка динамики трудовой мотивации сотрудников органов местного самоуправления г. о. Самара.
Для анализа эффективности внедрения предложенных инноваций и своевременной корректировки кадровой политики необходимо проведение мониторинга трудовой мотивации муниципальных служащих. Эти исследования должны проводиться регулярно, не реже одного раза в год, на базе специально разработанной методики.
Этап 3. Анализ контрольных показателей результативности внедренных инноваций в сфере мотивации муниципальных служащих г. о. Самара.
Последовательная реализация процедур оценки инновационных методов повышения трудовой мотивации позволит установить оперативную обратную связь и будет способствовать своевременной корректировке кадровой политики в целях совершенствования деятельности органов местного самоуправления.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления в значительной степени зависит от применения ими принципов и процедур управления, ориентированных на достижение конечного результата, разработки и внедрения административных регламентов в органах местного самоуправления и стандартов предоставления муниципальных услуг, оптимизации функций органов местного самоуправления, формирования в муниципальных образованиях необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения для развития местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют полномочия принимать муниципальные правовые акты. Комплексный подход к формированию кадровой политики не только способствует амортизации неблагоприятного воздействия мирового финансового кризиса, но и стимулирует прогрессивные структурные изменения, способствующие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : Фед. закон № 79-ФЗ от 27.07.04 г. // Российская газета. - 2004. - 31 июля.
2. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст] : Фед. закон № 25-ФЗ от 02.03.07 г. // Российская газета. - 2007. - 7 марта.
3. О государственной гражданской службе Самарской области [Текст] : Закон Самарской области № 103-ГД от 06.04.05 г. // Волжская коммуна. - 2005. - 7 апр.
4. Об утверждении Положения «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в городе Самаре [Текст] : Пост. Самарской городской Думы № 165 от 27.06.02 г. //
Самарская газета. - 2002. - 13 июля.
5. Об утверждении Положения «О премировании работников Администрации городского округа Самара» [Текст] : Распоряжение Главы городского округа Самара № 219-р от 06.06.07 г.
6. О муниципальной службе в Самарской области [Текст] : Закон Самарской области № 96-ГД от 09.10.07 г.// Волжская коммуна. - 2007. - 12 окт.
7. Макарова, Н.А. Совершенствование денежного содержания муниципальных служащих в современных условиях [Текст] / Н.А. Макарова, Л.А. Ильина // Вестник ун-та (Гос. ун-т управления). - 2009. - № 26. -С. 206-210.