Научная статья на тему 'Социальная защита детства: сравнительный анализ теоретико-методологических обоснований в социальной работе и социальной педагогике'

Социальная защита детства: сравнительный анализ теоретико-методологических обоснований в социальной работе и социальной педагогике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1170
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная защита детства: сравнительный анализ теоретико-методологических обоснований в социальной работе и социальной педагогике»

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

4. Белорусова В.В. Физическое образование. - М.: Логос, 2003. - С. 128

5. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Спб.: Нева, 2003. - С. 226

6. Ращупкин Г.В. Физическая культура. - Спб.: Нева, 2004. - С. 163

7. Физическая культуры./Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: ОМЕГА-Л, 2004. - С. 191

© Ю.А. Данилкина, И.С. Москаленко, Ю.И. Шульгов, 2015

УДК 364+37.013.42

Кочьян Лали Мурмановна ,магистр социальной работы, преподаватель кафедры социальной работы, рекламы и социального права Российский государственный социальный университет, филиал

Г. Сочи, Российская Федерация E-mail: kochyan_s@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация

Осуществлен сравнительный анализ теоретико-методологических обоснований социальной защиты детства в социальной работе и социальной педагогике.

Ключевые слова

Социальная защита детства, социальная работа, социальная педагогика, теоретико-методологическое обоснование.

Социальная защита детства относится к числу приоритетных направлений социальной политики Российского государства и находится в центре исследовательского внимания и практической деятельности представителей разных социально ориентированных профессий - социальных работников, социальных педагогов, социологов, медиков, психологов, правоведов, - каждая из которых вносит посильный вклад в решение проблемы в рамках дисциплинарной специфики. Вместе с тем, анализ специальной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности теоретико-методологических аспектов защиты детства как крупной социальной проблемы, которые служат научным и инструментальным фундаментом проведения эффективной социальной политики в отношении несовершеннолетних и оказания им разносторонней и действенной помощи и поддержки.

С этой точки зрения, по мнению автора статьи, значительный интерес представляет сравнительный анализ изучения теоретико-методологических основ защиты детства в социальной работе и социальной педагогике, как наиболее близких, но не идентичных, специальностях, предметно занимающихся проблемами защиты детей в теории и на практике. Исследование проблемы под таким углом зрения, по принципу дополнительности, одного из важнейших методологических и эвристических принципов науки, будет способствовать углублению научной теории социальной защиты детства.

К числу проблем, требующих всестороннего осмысления, относятся практически все базовые компоненты теории и методологии социальной защиты детства: понятийно-категориальный аппарат, объектно-субъектная сфера, подходы, формы, принципы, методы, функции, модели. С учетом необъятности объекта исследования [2, с. 5], как социальной защиты населения в целом, так и социальной защиты детства в частности, рассмотрим лишь некоторые из них.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что при всей несомненной специфике социальная защита детства выступает в качестве подсистемы комплексной системы социальной защиты населения в России, которая относится к числу собственных категорий теории социальной работы [8, с. 86]. Содержание и характеристики этой системы отражены в исследованиях известных российских специалистов в области социальной работы: Н.Ф. Басова, С.И. Григорьева, А.М. Гулиной, В.И. Жукова, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой и др. Не

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

располагая технической возможностью цитирования дефиниций всех указанных авторов, в силу ограничения объема публикации, приведем лишь одно определение социальной защиты населения, объединяющее, на наш взгляд, максимальное количество параметров этой категории: «Социальная защита как сложный и системный феномен гарантированной государственной социальной помощи (система государственного попечения для наименее защищенных групп населения, основными видами которой являются материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная помощь) и поддержки (предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения/переобучения и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации) призвана обеспечить социальную защищенность граждан РФ, то есть целостную систему законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни, и в первую очередь таким, как безработица, инфляция, бедность и др.» [7, с. 424-425].

Социальные педагоги разделяют точку зрения, согласно которой социальная защита детства является компонентом социальной защиты населения, и определяют ее как «комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения» [4, с. 23], но трактуют сущность социальной защиты населения несколько уже, нежели социальные работники.

Но, являясь подсистемой системы социальной защиты населения, социальная защита детства также понимается как система, поскольку она гораздо шире понятий «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», в силу того, что охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей [6, с. 155].

В контексте рассматриваемой темы принципиально важное значение имеет трактовка сущности понятия «социальная защита детства / детей». По сравнению с социологической и правовой трактовкой, его понимание в социальной работе является более сложным и многогранным, так как включает в себя социальное обеспечение, оказание материальной и финансовой помощи, комплекс мероприятий со стороны социальных служб детства. Ведущим аспектом социальной защиты детства следует считать всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей; особое значение имеет помощь социально не защищенным детям и детям группы риска. Результатом социальной защиты, по мнению П.Д. Павленка, является формирование социальной защищенности детей и подростков [3, с. 172-180; 4, с. 21-26].

В отличие от социальных работников, социальные педагоги в трактовке понятия «социальная защита детства» акцентируют образовательно- воспитательный, развивающий, а также психолого-педагогический аспекты в рамках гуманистической педагогической парадигмы: «...при всём многообразии мнений остается общей направленность социальной защиты на благополучие мира детства, предоставление каждому ребенку защищенного пространства, интеграцию образовательных сил в решении проблем подрастающего поколения. В целом предметом социальной защиты детства является целенаправленный процесс взаимодействия общественных институтов и ребенка по оказанию ему помощи и поддержки». «Под социальной защитой детства следует понимать осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка». [4, с. 22, 24].

Представляется, что наличие указанных составляющий, почерпнутых из социальной педагогики, в дефиниции «социальной защиты детства», принятой в социальной работе, является весьма уместным, если учесть значимость педагогического компонента в отношении защиты детей в целом.

В понимании сущности объектно-субъектной сферы социальной защиты детства социальная работа и социальная педагогика демонстрируют сходные позиции: признается как широкий, так и узкий подходы.

Объектная сфера социальной защиты детства в социальной работе и социальной педагогике обоснованно и закономерно сконцентрирована вокруг личности ребенка, который признан главным образом объектом, но в то же время и субъектом социальной защиты: объектом - с точки зрения потребления социальных услуг, форм и видов социальной защиты, помощи и поддержки; субъектом -феноменом детства как особой социальной реальности, социальной жизни, имеющей самостоятельную ценность [1, с. 125, 126, 128].

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

В объектной области мы считаем необходимым обратить внимание на долговременные и краткосрочные задачи разработки теории социальной защиты детства в России. С позиции создания единой всеобъемлющей теории социальной защиты детства, несомненно, объектами социальной защиты должны быть все дети. Вместе с тем, переориентация теории и практики социальной защиты детства на такой уровень в условиях современных российских реалий представляется преждевременной: очередной виток кризиса, вынужденное сокращение бюджета, инфляция, снижение уровня жизни семей с детьми должны, как представляется, ориентировать исследователей на разработку «фрагментированного» объекта социальной защиты детства на основе дифференцированного подхода. Будучи реалистами, социальные работники в полной мере осознают необходимость первостепенной социальной защиты наиболее уязвимых категорий детского населения страны - детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-мигрантов, детей из малообеспеченных семей, детей из многодетных семей и т.п., средствами, присущими социальной работе как профессии (социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь, социальная поддержка, опека, попечительства и т.д.). В то же время сохраняет свою значимость и теоретическая установка на всеобщий охват детей социальной защитой в области гуманистической парадигмы образования, которую отстаивают социальные педагоги. Однако, думается, и в этой сфере уместна дифференциация объектов социальной защиты детства. А именно - углубленная теоретическая разработка условий и содержания образования для детей с ограниченными возможностями -инклюзивные, дистанционные, коррекционные образовательные программы, которые позволят создать относительно равные возможности для «особенных» детей, приблизив тем самым достижение цели всеобщей системы социальной защиты детства в области образования.

Иерархически шкала субъектов социальной защиты детства и в социальной работе, и в социальной педагогике выстраивается по традиционному принципу - от государства и его институтов до специалистов разных профилей (в том числе социальных работников и социальных педагогов). В этой связи необходимо отметить лишь несколько моментов: во-первых, недостаточное внимание, уделяемое в теоретических исследованиях региональным субъектам социальной защиты детства, во-вторых, обоснованию междисциплинарной и межпрофессиональной специфики роли и функций социальных работников и социальных педагогов, как субъектов-представителей родственных специальностей, с целью создания интегрированной теории социальной защиты детства.

В разработке теоретико-методологических обоснований социальной защиты детства научные подходы к исследованию проблемы играют роль установок и ориентиров, определяющих вектор, широту и глубину изучения темы. В процессе создания теории социальной защиты детства помимо системно-структурного подхода, на который справедливо опираются социальные педагоги [4, с. 25], пристального внимания заслуживают также социетальный, виталистский, междисциплинарно-интегративный подходы, широко применяемые в теории социальной работы.

Социетальный подход в качестве базовой схемы рассматривает всю совокупность общественных связей и отношений, и представлен работами И.А. Зимней, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева. Социальная работа идентифицируется как междисциплинарная наука, объектом которой должно являться взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, социумом, предметом - личная и социальная защита / самозащита человека (И.А. Зимняя). Е.И. Холостова в качестве объекта выделяет социальные отношения, предметной области - ряд направлений, которые представлены индивидуальными, семейными, социально-экологическими, социально-экономическими проблемами, проблемами социальной стратификации, поведенческого функционирования, символизации и моделирорования, коммуникации, структур власти. Виталистский подход позволяет рассмотреть человека (ребенка) в его целостности в окружающем его мире, и опирается на социологическую концепцию жизненных сил человека. Это один из перспективных вариантов анализа в силу того, что он дает хорошие основания для использования специфически акцентированных теорий социальной работы, а также в силу генетического подхода к решению проблем жизнеосуществления человека как биопсихосоциального существа, эволюция, поддержка жизненных сил которого составляет предмет деятельности социального работника. Междисциплинарный подход применяется в теории социальной работы, исходя из природы ее сущности, определяющейся междисциплинарным характером, с точки зрения ее взаимосвязей с различными науками: медициной, социологией, психологией, педагогикой, правоведением, историей, философией и другими. Он

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»

№4/2015

ISSN 2410-700X

позволяет использовать научный инструментарий этих наук для углубленного исследования социальных проблем клиентов социальной работы в социальном окружении. Интегративный компонент междисциплинарного подхода дает возможность восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными научными дисциплинами (в нашем случае - между социальной работой и социальной педагогикой), изучающими проблему социальной защиты детства, что способствует расширению зоны исследования и обеспечивает надежность результатов.

Таким образом, сравнительный анализ теоретико-методологических обоснований социальной защиты детства в социальной работе и социальной педагогике свидетельствует о достаточно высоком уровне разработанности проблемы, дальнейшее углубление которой требует интеграции междисциплинарных достижений на основе принципа дополнительности. Список использованной литературы:

1. Гайсина Г.И. Мир детства как социально-педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 125-128.

2. Золотарева А.Б. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / Золотарева А. [и др.]. - М.: Ин-т Гайдара, 2011. - 268 с.

3. Основы социальной работы: учебное пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИД РИОР. 2009. - 395 с.

4. Поддубная Т.Н. Проблемы методологии социальной защиты детства в современных условиях модернизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2009. - № 4. - С. 21-26.

5. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства как педагогическая категория // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 91-98.

6. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства: соотношение понятий // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 3. - С. 155-157.

7. Теория социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. - М.: РГСУ. 2011. - 440 с.

8. Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. - М.: РГСУ. 2011. - 234 с.

© Л.М. Кочьян, 2015

УДК 372.83

Кулябко Валерия Александровна

студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация E-mail: Hooliganka.cska@gmail.com А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САНКЦИЙ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ НА УРОКАХ

ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье предложено методическая разработка урока по теме «Санкции» в рамках реализации учебной программы в школах.

Ключевые слова

Санкция, простая санкция, сложная санкция, негативная санкция, положительная санкция, карательная санкция, правовосстановительная санкция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.