позволяет использовать научный инструментарий этих наук для углубленного исследования социальных проблем клиентов социальной работы в социальном окружении. Интегративный компонент междисциплинарного подхода дает возможность восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными научными дисциплинами (в нашем случае - между социальной работой и социальной педагогикой), изучающими проблему социальной защиты детства, что способствует расширению зоны исследования и обеспечивает надежность результатов.
Таким образом, сравнительный анализ теоретико-методологических обоснований социальной защиты детства в социальной работе и социальной педагогике свидетельствует о достаточно высоком уровне разработанности проблемы, дальнейшее углубление которой требует интеграции междисциплинарных достижений на основе принципа дополнительности. Список использованной литературы:
1. Гайсина Г.И. Мир детства как социально-педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 125-128.
2. Золотарева А.Б. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / Золотарева А. [и др.]. - М.: Ин-т Гайдара, 2011. - 268 с.
3. Основы социальной работы: учебное пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИД РИОР. 2009. - 395 с.
4. Поддубная Т.Н. Проблемы методологии социальной защиты детства в современных условиях модернизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2009. - № 4. - С. 21-26.
5. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства как педагогическая категория // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 91-98.
6. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства: соотношение понятий // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 3. - С. 155-157.
7. Теория социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. - М.: РГСУ. 2011. - 440 с.
8. Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. - М.: РГСУ. 2011. - 234 с.
© Л.М. Кочьян, 2015
УДК 372.83
Кулябко Валерия Александровна
студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация E-mail: [email protected] А.В. Махова
канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САНКЦИЙ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ НА УРОКАХ
ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье предложено методическая разработка урока по теме «Санкции» в рамках реализации учебной программы в школах.
Ключевые слова
Санкция, простая санкция, сложная санкция, негативная санкция, положительная санкция, карательная санкция, правовосстановительная санкция.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Современное состояние внешнеэкономической политики России диктует необходимость изучения в школе таких её элементов как санкции и их сущность, классификация и виды. Данная разработка урока поможет понять влияние санкций на внешнее и внутреннее состояние того или иного государства, как в экономической сфере, так и в политической, чем они отличаются, с помощью чего осуществляются, опираясь на используемые теоретические знания. Экономическое образование в средней школе призвано сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодежи в условиях рыночного хозяйства, но не затрагивает данную тему.
Государственным стандартом среднего общего образования в России не предусмотрено рассмотрение тем, освещающих категории, связанные с санкционными действиями. Так же нет тем, для рассмотрения санкций, их видов, классификации. Целью статьи является разработка урока для учащихся 10 - х классов на тему «Санкции». Каждый из учащихся должен различать санкции и понимать их последствия для страны, уметь классифицировать санкции по видам и сферам применения.
В результате проведения данного урока в 10 - х классах средней школы ожидается освоения учащимися теоретических знаний о влиянии санкций на государство в рамках внешнеэкономической политики. А так же овладение способностью самостоятельно анализировать те или иные санкции, и уметь предполагать их последствия. Предполагается рассмотрение данной темы в рамках реализации государственной образовательной программы «Обществознание», раздел «Экономика».
План урока
1. Понятие и сущность санкции.
2. Классификация и виды санкций.
3.Санкции, осуществляемые в порядке самопомощи. Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка задач урока.
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Санкции». Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам лучше ориентироваться в современных мировых экономических отношениях. Наша главная задача на сегодня - определить, что такое санкции, международные санкции, познакомиться с их видами, научиться разбирать влияние санкций на государство.
Изучение нового материала (сообщение преподавателя с элементами беседы и применением информационно-коммуникационных технологий).
Вопрос 1.
Понятие и сущность санкции.
Санкция - Утверждение чего-либо высшей инстанцией; разрешение [2].
Санкция - мера, принимаемая против стороны, нарушившей соглашение, договор. Определенная мера воздействия, наказания по отношению к провинившейся стороне [4].
Цели санкций [3]:
- санкции, как правило, применяются до реализации мер ответственности и являются предпосылкой ее возникновения;
- целью санкции является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности;
- санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответственность;
- санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям;
- их применение не зависит от воли правонарушителя;
- основанием применения санкций является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов.
Вопрос 2.
Классификация и виды санкций.
Рисунок 1- Классификация санкций
По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.
Простые санкции содержат одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда).
Сложные - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) - клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности) [6].
Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.
Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.
Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается [6].
В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие
виды.
Карательные санкции
ВИДЫ Пр а во в о с ста н о вит ель ны е
САНКЦИИ санкции
Предупредительные санкции
Рисунок 2 - Виды санкций
Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).
Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.
Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.) [6].
Вопрос 3.
Санкции, в порядке самопомощи. Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
Санкции в порядке самопомощи.
Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются [5].
Международная практика выработала следующие формы реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.
В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан.
Репрессалии - это ответные принудительные меры, направлен-ные на ограничение прав другого государства, совершившего право-нарушение. Современное международное право запрещает воору-женные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рас-сматриваются как акты агрессии [5].
Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов стра-ны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.
Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение [5].
В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.
Необходимая
оборона.
у '
Рисунок 3- Виды
Необходимая оборона представляет собой отражение актов при-менения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принуди-тельные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны.
Самооборона от агрессии - это отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности [1].
Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций
Санкциями, осуществляемыми с помощью международных организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.
Санкции вооруженного характера должны применяться, если ис-черпаны остальные меры воздействия [1].
Итог: вопросы для учащихся:
- Что такое санкции?
- Какие виды санкций вы знаете?
- Какие санкции в прядке самопомощи вам запомнились?
- Приведите примеры действующих на данный момент санкций по отношению к России.
Рефлексия занятия.
Вопросы для рефлексии:
Самооборона от агрессин
самообороны
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Что нового Вы узнали в результате занятия? Что из произошедшего на занятии было для Вас наиболее полезным? Почему?
Домашнее задание: Повторить пройденный материал. 2-3 ученикам подготовить сообщение по любому виду санкций.
Тема «Санкции» в современном мире в связи с последними событиями в мире является неотъемлемой частью изучения экономики. К сожалению, в учебниках по обществознанию в старших классах есть раздел экономика, но данная тема в них не рассматривается. Урок в традиционной форме основан на теоретическом аспекте изучения темы «Санкции» с применением схем. Приводятся термины и понятия, которые позволяют лучше понять изучаемый материал. Особенностью данной разработки является ориентация как на обычные, так и на профильные экономические классы, в которых можно использовать данные формы и методы преподавания и углубить изучение данной темы. Список использованной литературы:
1. Виды и формы международно-правовых санкций [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://www.irbis.vegu.ru/repos/11153/HTML/73.htm (дата обращения: 16.03.2015).
2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL: http://www.efremova.info (дата обращения: 16.03.2015).
3. Международно-правовые санкции характер и классификация [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://aleksejev.ru/free_portfolio/1331/28444/?p=13 (дата обращения: 16.03.2015).
4 Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://ozhegov.textologia.ru (дата обращения: 20.03.2015).
5. Санкции в международном праве языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://megabank.by/kursovye/sankcii-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 20.03.2015).
6. Санкция. Нормы права [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/sankciya-normy-prava.html (дата обращения: 20.03.2015).
7. Сластенин , В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Сластенин В. А, - М. : издательский центр «Академия», 2010. - 316 с.
8. Шевченко, С. Д. Школьный урок: как научить каждого [Текст] : учеб.пособие / Шевченко С. Д, - СПб «Каро», 2011. - 154 с.
© В.А. Кулябко, А. В. Махова, 2015
УДК [377.112:378.22]: [378.147.88]
Мигачева Галина Николаевна
канд.техн.наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected] Жиляева Виктория Игоревна аспирант РГППУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБОРУДОВАНИЕ ОТРАСЛИ»
Аннотация
В условиях реформирования образования и перехода на новую образовательную парадигму организация и проектирование самостоятельной работы студентов является важной компонентой, влияющей на эффективность всей системы подготовки специалистов и адаптацию её к новым вызовам времени, что определило актуальность выбора темы статьи. Рассмотрены виды, особенности и условия организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе. На основании этого, были разработаны методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оборудование отрасли». Полученные