Научная статья на тему 'Методика изучения санкций как экономической категории на уроках экономики в школе'

Методика изучения санкций как экономической категории на уроках экономики в школе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулябко Валерия Александровна, Махова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика изучения санкций как экономической категории на уроках экономики в школе»

позволяет использовать научный инструментарий этих наук для углубленного исследования социальных проблем клиентов социальной работы в социальном окружении. Интегративный компонент междисциплинарного подхода дает возможность восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными научными дисциплинами (в нашем случае - между социальной работой и социальной педагогикой), изучающими проблему социальной защиты детства, что способствует расширению зоны исследования и обеспечивает надежность результатов.

Таким образом, сравнительный анализ теоретико-методологических обоснований социальной защиты детства в социальной работе и социальной педагогике свидетельствует о достаточно высоком уровне разработанности проблемы, дальнейшее углубление которой требует интеграции междисциплинарных достижений на основе принципа дополнительности. Список использованной литературы:

1. Гайсина Г.И. Мир детства как социально-педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 125-128.

2. Золотарева А.Б. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / Золотарева А. [и др.]. - М.: Ин-т Гайдара, 2011. - 268 с.

3. Основы социальной работы: учебное пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИД РИОР. 2009. - 395 с.

4. Поддубная Т.Н. Проблемы методологии социальной защиты детства в современных условиях модернизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2009. - № 4. - С. 21-26.

5. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства как педагогическая категория // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 91-98.

6. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства: соотношение понятий // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 3. - С. 155-157.

7. Теория социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. - М.: РГСУ. 2011. - 440 с.

8. Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. - М.: РГСУ. 2011. - 234 с.

© Л.М. Кочьян, 2015

УДК 372.83

Кулябко Валерия Александровна

студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация E-mail: [email protected] А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САНКЦИЙ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ НА УРОКАХ

ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье предложено методическая разработка урока по теме «Санкции» в рамках реализации учебной программы в школах.

Ключевые слова

Санкция, простая санкция, сложная санкция, негативная санкция, положительная санкция, карательная санкция, правовосстановительная санкция.

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

Современное состояние внешнеэкономической политики России диктует необходимость изучения в школе таких её элементов как санкции и их сущность, классификация и виды. Данная разработка урока поможет понять влияние санкций на внешнее и внутреннее состояние того или иного государства, как в экономической сфере, так и в политической, чем они отличаются, с помощью чего осуществляются, опираясь на используемые теоретические знания. Экономическое образование в средней школе призвано сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодежи в условиях рыночного хозяйства, но не затрагивает данную тему.

Государственным стандартом среднего общего образования в России не предусмотрено рассмотрение тем, освещающих категории, связанные с санкционными действиями. Так же нет тем, для рассмотрения санкций, их видов, классификации. Целью статьи является разработка урока для учащихся 10 - х классов на тему «Санкции». Каждый из учащихся должен различать санкции и понимать их последствия для страны, уметь классифицировать санкции по видам и сферам применения.

В результате проведения данного урока в 10 - х классах средней школы ожидается освоения учащимися теоретических знаний о влиянии санкций на государство в рамках внешнеэкономической политики. А так же овладение способностью самостоятельно анализировать те или иные санкции, и уметь предполагать их последствия. Предполагается рассмотрение данной темы в рамках реализации государственной образовательной программы «Обществознание», раздел «Экономика».

План урока

1. Понятие и сущность санкции.

2. Классификация и виды санкций.

3.Санкции, осуществляемые в порядке самопомощи. Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка задач урока.

Сегодня мы приступаем к изучению темы «Санкции». Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам лучше ориентироваться в современных мировых экономических отношениях. Наша главная задача на сегодня - определить, что такое санкции, международные санкции, познакомиться с их видами, научиться разбирать влияние санкций на государство.

Изучение нового материала (сообщение преподавателя с элементами беседы и применением информационно-коммуникационных технологий).

Вопрос 1.

Понятие и сущность санкции.

Санкция - Утверждение чего-либо высшей инстанцией; разрешение [2].

Санкция - мера, принимаемая против стороны, нарушившей соглашение, договор. Определенная мера воздействия, наказания по отношению к провинившейся стороне [4].

Цели санкций [3]:

- санкции, как правило, применяются до реализации мер ответственности и являются предпосылкой ее возникновения;

- целью санкции является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности;

- санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответственность;

- санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям;

- их применение не зависит от воли правонарушителя;

- основанием применения санкций является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов.

Вопрос 2.

Классификация и виды санкций.

Рисунок 1- Классификация санкций

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.

Простые санкции содержат одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда).

Сложные - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) - клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности) [6].

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается [6].

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие

виды.

Карательные санкции

ВИДЫ Пр а во в о с ста н о вит ель ны е

САНКЦИИ санкции

Предупредительные санкции

Рисунок 2 - Виды санкций

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.) [6].

Вопрос 3.

Санкции, в порядке самопомощи. Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкции в порядке самопомощи.

Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются [5].

Международная практика выработала следующие формы реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан.

Репрессалии - это ответные принудительные меры, направлен-ные на ограничение прав другого государства, совершившего право-нарушение. Современное международное право запрещает воору-женные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рас-сматриваются как акты агрессии [5].

Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов стра-ны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение [5].

В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая

оборона.

у '

Рисунок 3- Виды

Необходимая оборона представляет собой отражение актов при-менения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принуди-тельные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии - это отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности [1].

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Санкции вооруженного характера должны применяться, если ис-черпаны остальные меры воздействия [1].

Итог: вопросы для учащихся:

- Что такое санкции?

- Какие виды санкций вы знаете?

- Какие санкции в прядке самопомощи вам запомнились?

- Приведите примеры действующих на данный момент санкций по отношению к России.

Рефлексия занятия.

Вопросы для рефлексии:

Самооборона от агрессин

самообороны

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

Что нового Вы узнали в результате занятия? Что из произошедшего на занятии было для Вас наиболее полезным? Почему?

Домашнее задание: Повторить пройденный материал. 2-3 ученикам подготовить сообщение по любому виду санкций.

Тема «Санкции» в современном мире в связи с последними событиями в мире является неотъемлемой частью изучения экономики. К сожалению, в учебниках по обществознанию в старших классах есть раздел экономика, но данная тема в них не рассматривается. Урок в традиционной форме основан на теоретическом аспекте изучения темы «Санкции» с применением схем. Приводятся термины и понятия, которые позволяют лучше понять изучаемый материал. Особенностью данной разработки является ориентация как на обычные, так и на профильные экономические классы, в которых можно использовать данные формы и методы преподавания и углубить изучение данной темы. Список использованной литературы:

1. Виды и формы международно-правовых санкций [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://www.irbis.vegu.ru/repos/11153/HTML/73.htm (дата обращения: 16.03.2015).

2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL: http://www.efremova.info (дата обращения: 16.03.2015).

3. Международно-правовые санкции характер и классификация [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://aleksejev.ru/free_portfolio/1331/28444/?p=13 (дата обращения: 16.03.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://ozhegov.textologia.ru (дата обращения: 20.03.2015).

5. Санкции в международном праве языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://megabank.by/kursovye/sankcii-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 20.03.2015).

6. Санкция. Нормы права [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/sankciya-normy-prava.html (дата обращения: 20.03.2015).

7. Сластенин , В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Сластенин В. А, - М. : издательский центр «Академия», 2010. - 316 с.

8. Шевченко, С. Д. Школьный урок: как научить каждого [Текст] : учеб.пособие / Шевченко С. Д, - СПб «Каро», 2011. - 154 с.

© В.А. Кулябко, А. В. Махова, 2015

УДК [377.112:378.22]: [378.147.88]

Мигачева Галина Николаевна

канд.техн.наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected] Жиляева Виктория Игоревна аспирант РГППУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБОРУДОВАНИЕ ОТРАСЛИ»

Аннотация

В условиях реформирования образования и перехода на новую образовательную парадигму организация и проектирование самостоятельной работы студентов является важной компонентой, влияющей на эффективность всей системы подготовки специалистов и адаптацию её к новым вызовам времени, что определило актуальность выбора темы статьи. Рассмотрены виды, особенности и условия организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе. На основании этого, были разработаны методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оборудование отрасли». Полученные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.