Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Что нового Вы узнали в результате занятия? Что из произошедшего на занятии было для Вас наиболее полезным? Почему?
Домашнее задание: Повторить пройденный материал. 2-3 ученикам подготовить сообщение по любому виду санкций.
Тема «Санкции» в современном мире в связи с последними событиями в мире является неотъемлемой частью изучения экономики. К сожалению, в учебниках по обществознанию в старших классах есть раздел экономика, но данная тема в них не рассматривается. Урок в традиционной форме основан на теоретическом аспекте изучения темы «Санкции» с применением схем. Приводятся термины и понятия, которые позволяют лучше понять изучаемый материал. Особенностью данной разработки является ориентация как на обычные, так и на профильные экономические классы, в которых можно использовать данные формы и методы преподавания и углубить изучение данной темы. Список использованной литературы:
1. Виды и формы международно-правовых санкций [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://www.irbis.vegu.ru/repos/11153/HTML/73.htm (дата обращения: 16.03.2015).
2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL: http://www.efremova.info (дата обращения: 16.03.2015).
3. Международно-правовые санкции характер и классификация [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://aleksejev.ru/free_portfolio/1331/28444/?p=13 (дата обращения: 16.03.2015).
4 Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://ozhegov.textologia.ru (дата обращения: 20.03.2015).
5. Санкции в международном праве языка [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://megabank.by/kursovye/sankcii-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 20.03.2015).
6. Санкция. Нормы права [Электронный ресурс] : сайт.-URL:http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/sankciya-normy-prava.html (дата обращения: 20.03.2015).
7. Сластенин , В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Сластенин В. А, - М. : издательский центр «Академия», 2010. - 316 с.
8. Шевченко, С. Д. Школьный урок: как научить каждого [Текст] : учеб.пособие / Шевченко С. Д, - СПб «Каро», 2011. - 154 с.
© В.А. Кулябко, А. В. Махова, 2015
УДК [377.112:378.22]: [378.147.88]
Мигачева Галина Николаевна
канд.техн.наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected] Жиляева Виктория Игоревна аспирант РГППУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБОРУДОВАНИЕ ОТРАСЛИ»
Аннотация
В условиях реформирования образования и перехода на новую образовательную парадигму организация и проектирование самостоятельной работы студентов является важной компонентой, влияющей на эффективность всей системы подготовки специалистов и адаптацию её к новым вызовам времени, что определило актуальность выбора темы статьи. Рассмотрены виды, особенности и условия организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе. На основании этого, были разработаны методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оборудование отрасли». Полученные
результаты работы могут быть использованы в образовательных организациях при проектировании и организации соответствующих учебных процессов.
Ключевые слова
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, бакалавры профессионального обучения, высшее образование, методические указания, оборудование отрасли, индивидуальные задания, компьютерное тестирование.
Современное динамично развивающееся общество рождает спрос на высококвалифицированных специалистов, способных к постоянному профессиональному и творческому развитию, быстрой адаптации к новым условиям работы.
Поэтому важной задачей современного образования является формирование у студентов самостоятельности, характеризующей способность личности к саморазвитию и самообразованию, проявлению творческой и инновационной активности. Решение данной задачи связано с переосмыслением приоритетов образования и его реформированием [8].
Переход на новую образовательную парадигму, смена целей, ценностей, принципов образования предполагают создание эффективной системы самостоятельной работы студентов, направленной на подготовку конкурентоспособных специалистов, удовлетворяющих требованиям современного рынка руда.
Самостоятельная работа является обязательной частью учебного процесса в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Принято выделять два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная [8]. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
В соответствии с «Положением об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов», действующим в РГППУ, «внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов по освоению учебных дисциплин и приобретению профессиональных навыков, осуществляемую за рамками аудиторной учебной работы студентов» [7, с. 1].
Организация самостоятельной работы студентов включает в себя планирование, материально-техническое обеспечение, учебно-методическое и информационное обеспечение и средства контроля.
Авторами настоящей статьи было выявлено противоречие между необходимостью учебно-методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оборудование отрасли» и отсутствием соответствующих методических разработок.
В целях организационно-методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оборудование отрасли» были разработаны методические указания (подготовлены к публикации).
Дисциплина «Оборудование отрасли» входит в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы бакалавров Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (далее - РГППУ) по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилизации «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении» (далее - бакалавры профессионального обучения).
Целью освоения данной дисциплины является изучение способов механической обработки машиностроительных материалов с использованием современного металлорежущего оборудования, инструмента и технологической оснастки, обеспечивающих получение качественной продукции [3].
Качество организации самостоятельной работы во многом зависит от выбора оптимальных форм и видов занятий [6].
Среди основных видов самостоятельной работы студентов традиционно выделяют следующие: подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов, эссе, аналитических обзоров; выполнение лабораторных, практических и контрольных работ, решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе [8].
В целом самостоятельная работа по дисциплине «Оборудование отрасли» направлена на проработку лекционного материала путем выполнения индивидуальных домашних заданий, подготовку к практическим и лабораторным занятиям, выполнение курсового проекта, подготовку к зачету и экзамену.
Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы выполнено в соответствии с утвержденным тематическим планом дисциплины «Оборудование отрасли». В таблице 1 представлены основные виды самостоятельной работы по каждому из разделов дисциплины «Оборудование отрасли».
Таблица 1
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оборудование отрасли»
Наименование раздела учебной дисциплины Вид самостоятельной работы
Введение Подготовка к зачету и экзамену
Общие сведения о металлорежущем оборудовании Подготовка к зачету и экзамену Написание аналитического обзора по содержанию дисциплины
Технические возможности металлорежущих станков Подготовка к защите отчетов по четырем лабораторным занятиям Выполнение индивидуального задания Подготовка к зачету
Основы проектирования технологических процессов изготовления машин, обеспечивающих заданное качество Выполнение и подготовка к защите курсового проекта на тему «Проектирование технологического процесса обработки типовой детали» Выполнение индивидуального задания Подготовка к экзамену.
Основы обработки на станках с ЧПУ Выполнение индивидуального задания Подготовка к экзамену
Остановимся более подробно на таком виде самостоятельной работы, как выполнение индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой совокупность задач, направленных на закрепление полученных в ходе аудиторной работы знаний и формированию умений и владений по изучаемой дисциплине. Задач имеют следующую типовую структуру:
- информационный блок;
- исходные данные;
- вопросы по задаче;
- форма отчетности;
- информационное обеспечение.
Ниже приведем пример задачи одного из заданий:
Тема индивидуального задания: «Изображение схем обработки резанием».
Задача 1.
Информационный блок. Любой способ обработки резанием включает два основных движения: главное - движение резания Dr, и движение подачи Ds.
На схеме резания любого метода механической обработки изображается:
• заготовка в произвольный момент резания. Поэтому на заготовке различают обработанную поверхность (с которой снята стружка); поверхность резания (образованная непосредственно режущей кромкой инструмента); обрабатываемая поверхность (с которой будет сниматься стружка);
• инструмент;
• направление главного движения;
• направление движения подачи.
Исходные данные. На рисунке изображена схема обработки детали резанием. Каждому варианту задачи соответствует определенная схема. Вариант выбирается в соответствии с номером студента в общем списке группы.
Схема обработки резанием Задание. Для способа обработки, указанного в вашем варианте, выполните следующие задания: 1. Назовите вид обработки.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
2. Зарисуйте схему обработки.
3. Расшифруйте обозначения, указанные на схеме. Форма отчетности.
1. Вид обработки:
2. Схема обработки:
3. Расшифровка числовых обозначений:
Номер обозначения Расшифровка
Вид поверхности при резании:
1
2
3
Основные движения резания:
4
5
Информационное обеспечение. При подготовке к выполнению индивидуального задания необходимо использовать следующую литературу:
- Металлорежущие станки: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ]. В 2 т. Т. 2 / В. В. Бушуев [и др.]. - М.: Машиностроение, 2011. - 586 с.
- Солоненко, В.Г. Резание металлов и режущие инструменты: учеб. пособие для вузов / В. Г. Солоненко, А. А. Рыжкин. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2008. - 414 с.
Всего методические указания содержат 3 индивидуальных задания, каждое из которых состоит из нескольких задач, имеющих 20 различных вариантов исходных данных.
Отчет с выполненным индивидуальным домашним заданием сдается на кафедру за две недели до сессии и учитывается в общем рейтинге по дисциплине.
Важной и неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов по любой дисциплине является подготовка к итоговой аттестации. Авторами настоящей статьи для оказания помощи бакалаврам профессионального обучения в области подготовки к экзамену предлагается выполнение итогового теста, охватывающего основной объем учебного материала по дисциплине «Оборудование отрасли». Данный вид самостоятельной работы является необязательным и выполняется по желанию студента.
Разработка теста осуществлялась поэтапно в соответствии с рекомендациями по комплектованию тестов, описанными в трудах Аванесова В.С. [1], Майорова В.Н. [4], а также Калинкиной Е.Г. и Плетневой О.В. [2] Основные этапы приведены в таблице.
Таблица 2
Этапы разработки теста
Целеполагание Основной целью тестирования является самоконтроль студентов для определения достигнутого уровня компетенций, формируемых в результате прохождения дисциплины, выявление ошибок и их корректировка перед экзаменом
Формирование структуры теста Отбор содержания для составления тестовых заданий осуществлялся на основе анализа учебного материала дисциплины; с учетом значимости тематических разделов составлена спецификация теста и определена структура теста
Определение формы тестовых заданий С учетом содержания, трудности задания определена форма тестовых заданий
Выбор технологии проведения теста Выбрана технология компьютерного тестирования
Экспертиза тестовых заданий Подготовленные тестовые задания подверглись анализу их валидности специалистами РГППУ
Эмпирическая проверка теста Тест апробирован на учебной группе РГППУ с целью статистической обработки и последующей корректировки теста
В качестве технологии тестирования выбрана компьютерная как наиболее удобная для проведения самопроверки.
На данный момент существует достаточно большое количество программных продуктов для создания тестовых и контролирующих заданий. Одной из таких программ является программа тестирования знаний «Айрен». Данная программа позволяет создавать тесты различных типов для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах [4].
Режим тестирования в виде автономных исполняемых файлов без использования сети и без сохранения результатов ориентирован, прежде всего, на тесты, предназначенные для самопроверки.
186
Студенту, чтобы приступить к тестированию, достаточно запустить полученный файл на любом компьютере с Windows, установка каких-либо программ для этого не требуется [4]. Для удобства работы в тестовой программе разработана краткая инструкция по прохождению компьютерного тестирования (далее - инструкция).
Всего было разработано 60 тестовых заданий с закрытой и открытой формами ответов, а также на установление соответствия. Ниже приведен фрагмент теста, выполненного в программе «Айрен».
Рисунок - Фрагмент теста в программе «Айрен»
По окончанию работы над тестом средства, встроенные в программу, предоставляют возможность проанализировать полученные индивидуальные результаты: посмотреть, в каких вопросах были допущены ошибки, и узнать верный ответ. В случае возникновения вопросов студент вправе обратиться за консультацией к преподавателю дисциплины и разобрать с его помощью проблемные задания.
Так как данный тест выполняется для самопроверки по желанию студента, временных ограничений по выполнению одного задания и теста в целом в программу не заложено. В инструкции указывается рекомендуемое время выполнения теста - 1 час.
В статье самостоятельная работа студентов рассматривается как неотъемлемая часть учебного процесса, направленная на становление компетентного специалиста с высокоразвитой мотивацией к саморазвитию, самообразованию и другим способам личностного и профессионального совершенствования. При организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе необходимо использовать системный подход, включая деятельность по планированию, методическому обеспечению и контролю. Исходя из данных требований, были разработаны задания и методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оборудование отрасли». Результаты работы могут быть использованы в образовательных организациях при проектировании и организации самостоятельной работы студентов. Список использованной литературы:
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. - М.: Из-во Центра тестирования Минобразования РФ, 2002. - 239 с.
2. Калинкина Е.Г., Плетнева О.В. Экзамен в форме компьютерного тестирования: Методические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования в адаптивной среде АСТ-тест / Е.Г. Калинкина, О.В. Плетенева. - Нижний Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2009. - 24 с.
3. Мигачева Г.Н. Рабочая программа дисциплины «Оборудование отрасли» / Г.Н. Мигачева. - Екатеринбург: РГППУ, 2013. - 17 с.
4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и
использовать тесты для целей образования) / А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-центр, 2011. - 197 с.
187
5. Официальный сайт программы тестирования знаний «Айрен» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.irenproject.ru/ (дата обращения: 22.04.2015).
6. Пичкова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций [Электронный ресурс] / Л.С. Пичкова // Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации, Материалы конференции. МГИМО (У) МИД РФ. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/113958/113958.pdf (дата обращения: 22.04.2015).
7. Положение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов РГППУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/pamyatka-studenta/organizaciya-samostoyatelnoj-raboty/ (дата обращения: 22.04.2015)
8. Силласте Г.Г., Письменная Е.Е., Белгарокова Н.М. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации - М.: Финансовый университет, кафедра «Теоретическая социология», 2013. - 35 с.
© Г.Н. Мигачева, В.И. Жиляева, 2015
УДК 378.1; 371.3
Недзельская Оксана Александровна,
студентка 3 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация [email protected]
АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЮСШ В МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И КУЛЬТУРЫ ТРЕНЕРА
Аннотация
В статье описана возможность исследования особенностей самореализации и социализации обучающегося ДЮСШ с использованием анкетирования, реализующего в своей практике идеи гуманизации и здоровьесбережения, акместановления и продуктивной самореализации личности обучающегося в современном образовании.
Ключевые слова
Анкетирование, самореализация, социализация, ДЮСШ, моделирование, спорт, акмеологический
подход, гуманизм.
Теория и практика моделирования анкет и использования их в практике работы педагога по физической культуре и тренера по избранному виду спорта [1-10] - уникальное педагогическое явление, в структуре верификации качества которого определяются формируемые компетенции планирования и организации научно-педагогических исследований, объективности оценки получаемых результатов исследования, владения методами параметрической и непараметрической математической статистики.
Одной из сложностей, которую испытывают молодые педагоги в реализации идей анкетирования является сложность привязывания и уточнения уже готовых, разработанных анкет, которые публикуются в различных научно-педагогических источниках.
С другой стороны, разработка новых анкет всегда сопрягается с выделением определенного времени, которым и так не богат молодой тренер, т.к. для подготовки 1 ч. занятий уходит минимально 5 часов подготовки.
Дихотомичность несоответствий всегда реализует условия оптимизации педагогического процесса, в котором будут использоваться различные модели анкет, предопределяющие возможность выбора тренера всех нюансов педагогического исследования, системно визуализирующего качество будущей педагогической практики решения мультисредовых и поликультурных проблем развития личности в спорте (в нашем случае - вольной борьбе).
Нами разработанная анкета имеет 14 вопросов, перечислим их в последовательности предъявления: