Научная статья на тему 'Социальная защита детства: дискурс-анализ коммуникативного пространства США и Испании'

Социальная защита детства: дискурс-анализ коммуникативного пространства США и Испании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
287
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / США / ИСПАНИЯ / СМИ / ДИСКУРС-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андриенко Оксана Андреевна

В статье анализируется упоминание в прессе США и Испании тем, связанных с помощью детям, и объясняется разница в освещении проблем детства печатными и электронными СМИ двух стран на основе дискурс-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DEFENCE OF A CHILDHOOD: A DISCOURSE-ANALYSIS OF THE USA AND SPANISH COMMUNICATIVE FIELD

The article analyses coverage of print and online newspapers of two countries, Spain and the USA, on the topics involved child care and problems connected with adolescents. The difference between coverage is explained in accordance to most recent research of dicscourse analysis.

Текст научной работы на тему «Социальная защита детства: дискурс-анализ коммуникативного пространства США и Испании»

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА: ДИСКУРС-АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА США И ИСПАНИИ

Аннотация. В статье анализируется упоминание в прессе США и Испании тем, связанных с помощью детям, и обьясняетсяразница в освещении проблем детства печатными и электронными СМИ двух стран на основе дискурс-анализа.

Ключевые слова: детская благотворительность, США, Испания, СМИ, дискурс-анализ.

Oxana Andrienko SOCIAL DEFENCE OF A CHILDHOOD:

A DISCOURSE-ANALYSIS OF THE USA AND SPANISH COMMUNICATIVE FIELD

Annotation. The article analyses coverage of print and online newspapers of two countries, Spain and the USA, on the topics involved child care and problems connected with adolescents. The difference between coverage is explained in accordance to most recent research of dicscourse analysis. Keywords: children charity, USA, Spain, media, discourse-analysis.

Дети - это будущее социальной организации любого масштаба - от семьи до государства, нации. Поэтому каждое общество стремится обеспечить детям счастливую жизнь. Однако представления о благе для ребенка не совпадают в различных культурах. И это различное понимание чрезвычайно важно учитывать в анализе и планировании коммуникаций, направленных на социальную защиту детства.

В статье представлены результаты исследования коммуникативных дискурсов, нашедших отражение в СМИ США и Испании в 2012 г. В выборку исследования вошли следующие периодические издания США (Virginia Connection Newspapers, USA TODAY, Sacramento Bee, Midland ReporterTelegram, Huffington Post, San Francisco Chronicle, Wall Street Journal, The Herald-Mail), Испании (El Pais, La Rexion, El Mundo, Faro de Vigo, El Correo).

В понимании дискурса мы исходим из определения Тен Ван Дейка, профессора Амстердамского университета, который считает, что дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим в процессе коммуникативного действия в определенном пространственно-временном контексте. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные cocтaвляющиe [22].

США. В США, как и в Великобритании, нет детских домов для постоянного проживания в нем детей-сирот, однако имеются временные дома, находящиеся под программой Foster Care, известной своей политикой воспитания детей в приемных семьях до тех пор, пока им не найдут приемную семью. Система Foster Care - это институт, позволяющий воспитывать или присматривать за детьми-сиротами или детьми, родители которых неспособны ухаживать за ними, в специальных семейных

© Андриенко О.А., 2015

УДК 304.9 О.А. Андриенко

домах или же в частных семьях, которым выплачивается пособие по уходу за ребенком. Система финансируется государством, однако сами эти заведения - частные. Foster Care отличается от усыновления тем, что деятельность приемных родителей оплачиваема, а также тем, что приемные родители в системе Foster Care не получают полных прав на ребенка в отличие от обычных приемных родителей: они подконтрольные органам опеки. Причем все наиболее важные решения в жизни ребенка принимает орган опеки, не приемные родители. Под эту системы дети могут попасть как добровольно, так и принудительно. Добровольно - когда биологический родитель не в состоянии ухаживать за ребенком. Принудительно - если ребенок забирается от биологического родителя ввиду потенциального или фактического ущерба ребенку.

Так, по данным на 2012 г. в США в приютах находилось около 397 тыс. детей, 47 % из них (184 тыс. детей) жили с приемными родителями-неродственниками, 28 % (108 тыс.) - в фостерных семьях родственников, шесть процентов (24 тыс.) - в групповых домах, 9 % (34 тыс.) - в учреждениях [3]. В 2012-м г. из детей, покинувших эту систему, 51 % (122 тыс.) детей вернулись к своим родителям, 22 % (51 тыс. детей) были усыновлены, 7 % (16 тыс.) были отданы под опеку. Около 100 тыс. детей из приемной системы ожидают усыновления. За год из фостера усыновляют примерно 50 тыс. детей, в половине случаев их усыновляют сами фостерные родители. Усыновление из системы Foster Care - самое низкое по стоимости или полностью 6ecnnaTHoe [23].

Так как отличительный принцип печатной прессы США - принцип региональное™, т.е. в каждом штате особое внимание уделяется местным событиям, а общенациональной прессы не так уж много (разве что USA Today и некоторые первоначально локальные газеты, ставшие доступными для других штатов, как Нью-Йорк Тайме или Вашингтон Пост), то в нашу выборку попали следующие издания: Нью Йорк Пост, Вашингтон Пост, Сакраменто Би, Хаффингтон Пост, Салем Ньюс.

Ежегодно в США отдается на благотворительность 300 млрд долл. США [3]. В США благотворительной организацией является организация, которая создана и функционирует для целей, благотворно влияющих на общественные интересы [10]. Освобождение от налогообложения могут получить только те организации, которые являются корпорациями, трастами или объединениями без прав юридического лица. Также организация должна иметь в своей документации информацию о том, что деятельность организации лимитирована до благотворительной и что все активы идут на благотворительные цели [21]. Деятельность благотворительных организаций в США обширна. Согласно Национальному Центру Статистики Благотворительности (National Centre of Charitable Statistics) в США действует 902 270 общественных благотворительных организаций. При этом в стране существует:

- 183 организации, связанных с помощью детям и семье;

- 285 организаций, которые имеют дело с проблемными и кризисными детьми;

- 230 организаций, заботящихся о бездомных, как детях, так и взрослых [12].

Американцы воспитывают в себе умение отдавать. Если в Британии это присутствует у людей

в крови, являясь своеобразным архетипом, то в США, видимо, необходимо привить это: в этом году впервые была запущена кампания, которую назвали «Отдающий вторник» (Giving Tuesday) по аналогии с Черной пятницей, когда во всех магазинах США открывается рождественская распродажа, а также Кибер понедельником (Cyber Monday), днем после Черной пятницы, когда распродажа набирает обороты. Цель данной акции - подумать над тем, что ты можешь «отдать» (give back [11]), не купить, как говорит официальный сайт организации Givingtuesday.org. Основатели этого национального проекта - благотворительные организации вместе с крупнейшими бизнес-структурами. Среди некоммерческих - порядка 20 организаций, в числе которых United Way, Doing the Most Good, InterAction, City of Hope, American Red Cross, Donours Choose. Примерно столько же частных компаний, вошедших в список основателей программы, таких как: JPMorgan Chase, Sony, Microsoft, Skype, Groupon. Также данный проект поддержали медиа, среди которых Financial Times, The Huffington

Post, Mashable. Специалисты утверждали, что в прошлом году сборы составили процент, вдвое превышающий прошлогодние [11]. С связи с запуском данной компании прояснились некоторые ситуации касательно благотворительной деятельности в США: например, тот факт, что и там существуют мошенники. Так, статья в газете «Сакраменто Би» от 9 декабря полностью посвящена тому, как правильно делать пожертвования в благотворительные организации. Она даже называется «Личные средства: будьте мудры, отдавая деньги на благотворительность» [5]. Данная статья представляет собой совокупность анализа деятельности благотворительных организаций и правила для тех, кто хочет пожертвовать средства. Например, автор предостерегает читателей от мошенников, советуя избегать третьей стороны.

Что же касается «Отдающего вторника», то ему было посвящено около трех десятков статей, блогов в интернет-версиях газет и т.п. В основном, это были заметки или колонки раздела «Общество/Семья», как, например, в газете Хаффингтон Пост от 27 ноября 2012 г., в которой автор, журналистка, сама мать комментировала данное событие под углом обучения детей благотворительности: как научить детей, что отдавать - хорошо что, когда и кому отдавать. Такие поучительные статьи пока -зывают, что в США, как и в Британии, много внимания уделяется культуре благотворительности.

Касательно приобщения к благотворительности, американская пресса также использует такой инструмент влияния на публику, как личный пример из жизни, что, как мы думаем, весьма эффективно, беря в расчет определение американской мечты и принцип «селф-мейд мэн». Иными словами, каждый может стать героем, все зависит только от тебя. На этом посыле строится, например, публикация в высокоуважаемой газете Вашингтон Пост от 8 декабря, в которой рассказывается история мальчика из Нигерии, куда однажды приехали миссионеры из США, предложили ему поехать в США тренироваться, потому что у мальчика был талант в игре в баскетбол. «Они мне сказали никогда не оставлять надежды», - говорил Охонмэ. И в перерывах между продажей прохладительных напитков у себя на родине, мальчик шел тренироваться на ближайший стадион» [9]. В дальнейшем описании упоминаются его первые кроссовки, которые ему подарил миссионер: герой статьи, выросши и став успешным деятелем, основал благотворительный фонд, который доставляет кроссовки в детские школы США. Читая между строк, обязательно разглядишь скрытую пропаганду необходимости помогать и отдавать другим, играя с подсознанием американцев, у которых принцип американской мечты - неотъемлемая часть стремлений, если не основа.

Также наряду с историями о простых людях, которые стали героями, американцы любят писать и о знаменитостях. Как мы считаем, данного рода публикации также являются скрытой пропагандой благотворительности, так как многие почитатели творчества той или иной «звезды» хотят в той или иной мере быть похожим на него/нее. Поэтому если, например, в статье от 16 ноября 2012 г. в газете Хаффингтон Пост появилась статья под заголовком «Благотворительность Деми Мур и Эш-тона Катчера: бывшие супруги работают вместе над ассоциацией ТОРН» [7], то поклонники их творчества будут весьма воодушевлены, ожидая, что у пары, пусть и бывшей, действительно все хорошо и что они подают положительный пример. Похожими по тематике статьями пестрят онлайн версии газет: Барак Обама посетил ежегодную Рожественскую благотворительную ярмарку [19]. Алиша Киз собрала почти три миллиона и спасла ребенка [20], крупнейший бизнесмен, никогда не испытывавший нужду и имеющий слишком много денег, закладывает часть на благотворительность [14]. Майк Тайсон заботится о детях и запускает новый фонд [17] и т.п. Пример звезд помогает благотворительности развиваться, апеллируя к желанию американцев быть самим звездами или хотя бы влиятельными людьми.

Испания. В Испании, как и в США, превалирует принцип региональное™, позволяющий каждому отдельно взятому региону выпускать вполне приличную и полноценную газету, интересную для локальной публики, более того, даже не одну, а целых 20! Однако в отличие от США, где прак-

тически не существует общенациональной прессы, в Испании существуют два столпа, Эль Пайс и Эль Мундо, - две газеты, которые настолько популярны во всей Испании, что обычно кладутся в кафе с утра рядом с локальной газетой, что означает, что общенациональной прессе испанцы доверяют также, как и локальной, и считают эти две газеты серьезными изданиями. Поэтому в нашу выборку попали газеты Эль Пайс, Эль Мундо, а также газета Ла Расон, считающаяся локальной и издающаяся в нескольких провинциях - Мурсии, Каталонии, Андалусии, Валенсии и Кастильи и Леон, - интернет-портал Levante.emv.com, а также несколько локальных газет.

В Испании функционирует порядка 7500 благотворительных организаций [12], причем интересно заметить, что испанское общество, будучи довольно привязанным к своему месту жительства и ценящее любую заботу и помощь, склонно заниматься благотворительностью локально, - именно поэтому в регистре благотворительных организаций в поисковой строке надо вводить не штат или провинцию, а город, так как практически в каждом городе с населением около 100 тыс. человек существует порядка 30-50 благотворительных организаций. Среди 7500 организаций 2116 из них занимаются помощью детям и подросткам, что составляет наибольшее количество организаций, и с этим числом могут конкурировать только такие категории, как помощь развитию общества, образование, ограниченные возможности и женщины.

Отличительной чертой испанской прессы и освещения темы детей является, пожалуй, тема детей и родителей, затронутая в меньшей степени прессой США и Великобритании. Так, в газете «20 минут» описывается, как ухаживать за новорожденным и какие проблемы могут возникнуть в первые дни [4]. Популярный испанский вэб-журнал Levante.emv.com обеспокоен проблемой потери контроля родителями над детьми: так, в интервью с главой отдела по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних говорится, что родители не могут контролировать своих детей, когда им исполняется 14 лет, и что агрессивные дети - это проблема общества [16]. Так, в прошлом году было арестовано 156 детей только в регионе Валенсия, поэтому проводятся меры по воспитанию детей, различные акции и мероприятия. Интересно, что в испанской прессе эта проблема преподносится под углом, немного отличным от британской, - здесь говорится о слабости родителей, в то же время не обвиняя их, испанская пресса переносит на них ответственность.

Так как испанское общество является одним из наиболее патриархальных в Европе, следующая проблема освещается в испанских СМИ, что делает ее своего рода уникальной: проблема неуважения детей к родителям. Так, в газете Ла Расон от 10 марта говорится о «Маленьких диктаторах» («Menores dictadores» [15]), которые не уважают своих родителей. Причинами автор называет неспособность родителей сказать «нет».

Другой темой, затрагиваемой в испанских СМИ, является тема здоровья детей. Так, в газете Эль Мундо от 11 марта 2013 г. в статье «Новое лицо школьных столовых» («Nueva 'cara' de los comedores en los colegios» [18]) говорится о законопроекте, позволившем улучшить детское питание в школьных столовых, уменьшив количество соли и добавив в употребление больше зелени и других здоровых продуктов питания.

В той же газете от 5 марта говорится о том, как приучить детей к книгам [6], что позволяет говорить и о важности детского образования.

Среди общеевропейских и, более того, мировых проблем, самая распространенная, пожалуй, -это дети за чертой бедности. Так, в газете Эль Мундо эта тема широко освещена по регионам. Например, в статье от 6 марта 2013 г. написано, что на Майорке около 45 тыс. детей живут за чертой бедности [8]. Автор винит во всем кризис и отмечает тот факт, что каждый десятый ребенок имеет открытый файл в органах попечительства.

Таким образом, нам удалось идентифицировать дискурсы, характерные для двух представленных в статье стран [1]. Мы выяснили, что в зависимости от аудитории и принадлежности к опре-

деленной стране наблюдается различное понимание благотворительности. Отметим, что наиболее консолидированное мнение общественности по проблемам детства наблюдается в Испании. Все разнообразие публикаций на эту тему воспроизводит в различных аспектах метасценарий традиционных семейных добродетелей: возрастные особенности воспитания, рекомендации по организации детского досуга, психологические проблемы в отношениях подростков и родителей и т.д.

В США однородность дискурса социальной защиты детства обеспечивается сильной пропагандистской доминантой. Американцев приобщают к культуре благотворительности, используя такие типично маркетинговые инструменты, как благотворительные акции, истории с героями - знаменитостями и простыми людьми. В США просматривается отчетливая оппозиция между постмодернистской либертарианской моделью «социального предпринимательства» и консервативной моделью «социальной политики», характерной для обществ модернизма с классическими представлениями о ведущей функции государства в организации социального пространства. Однако в Испании либертарианский дискурс отсутствует. Мы идентифицировали единственный дискурс, диагностирующий консервативность испанцев, их приверженность традиционным протестантским ценностям.

Библиографический список

1. Старых Н.В. Гуманитарные технологии в рекламе // Реклама и связи с общественностью: сборник программ учебных курсов для студентов факультета журналистики МГУ (специализация «Реклама» и «Связи с общественностью»). - М.: Факультет журналистики МГУ, 2014. - С. 233-237.

2. Administration for children and families statistics [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acf.hhs.gov (дата обращения: 16.02.2015).

3. Annie Lowrey In Fine Print of Fiscal Debate, Charities Unite to Defend Deductions // New York Times [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nytimes.com/2012/12/06/business/charities-press-congress-to-save-tax-deductions.html?_r=0 (дата обращения: 11.02.2015).

4. Bebé en casa: algunos consejos de alimentación e higiene para padres primerizos // 20 minutos [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.20minutos.es/noticia/1754988/0/bebe-consejos/padres/primerizos/ (дата обращения: 24.02.2015).

5. Claudia Buck Personal Finance: Be wise when giving to charities // Sacramento Bee [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sacbee.com/2012/12/09/5039985/claudia-buck-be-wise-when-giving.html (дата обращения: 15.02.2015).

6. Cómo acercar a un niño a los libros? // El Mundo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elmundo.es/elmundo/2013/03/05/valencia/1362464499.html (дата обращения: 22.02.2015).

7. Demi Moore, Ashton Kutcher Charity: Ex-Couple Working Together On THORN Foundation // Huffington Post [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.huffingtonpost.com/2012/11/16/demi-moore-ashton-kutcher-charity-working-together thorn_n_2143498.html (дата обращения: 23.02.2015).

8. En Mallorca hay 45.000 menores por debajo del umbral de la pobreza // El Mundo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elmundo.es/elmundo/2013/03/06/baleares/1362574074.html (дата обращения: 12.02.2015).

9. Former ND college student returns to promote charity that provides shoes for poor kids // Washington Post [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.washingtonpost.com/newssearch/?query=Former+ND+college+ student+returns+to+promote+charity+that+provides+shoes+for+poor+kids&contenttype=&searchType=&blogNa me=&datefilter=All+Since+2005&sort=Relevance (дата обращения: 22.02.2015).

10. What is the difference between a private foundation and a public charity? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grantspace.org/tools/knowledge-base/Funding-Resources/Foundations/private-foundations-vs-public-charities (дата обращения: 17.02.2015).

11. Giving Tuesdayweb-site [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://givingtuesday.org/get-involved/ (дата обращения: 12.02.2015).

12. Hace falta, тсатистическая информация по благотворительным организациям Испании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.canalsolidario.org/directorio-ong/a-coruna www.canalsolidario.org/ directorio-ong/a-coruna (дата обращения: 22.02.2015).

13. Human and civil rights navigator [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.charitynavigator.org/index.cfm?bay=search.categories&categoryid=8 (дата обращения: 12.02.2015).

14. Jacob Levenson. «Giving to Charity and the Children» // The Wall Street Journal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.wsj.com/article/SB10001424127887323401904578159490706917284.html?mod= googlenews_wsj (датаобращения: 22.02.2015).

15. Javier Urra. Menores dictadores // La Razon [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.larazon.es/detalle_normal/noticias/1430622/local+madrid/menores-dictadores (дата обращения: 24.02.2015).

16. José Vicente García. Muchos padres pierden el control de sus hijos cuando cumplen 14 años // Levante [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levante-emv.com/comunitat-valenciana/2013/03/10/padres-pierden-control-hijos-cumplen-14-anos/980645.html (дата обращения: 18.02.2015).

17. Kwania Vick. Alicia Keys' keep a child alive raises more than $2.9 million at charity event // Examiner [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.examiner.com/article/alicia-keys-keep-a-child-alive-raises-more-than-2-9-million-at-charity-event (датаобращения: 12.02.2015).

18. Laura Tardón. Nueva 'cara' de los comedores en los colegios // El Mundo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elmundo.es/elmundosalud/2013/03/08/nutricion/1362769876.html (дата обращения: 22.02.2015).

19. Matthew Larotonda. «Obamas Attend Annual 'Christmas in Washington' Charity Concert» // ABC News Blogs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abcnews.go.com/blogs/politics/2012/12/obamas-attend-annual-christmas-in-washington-charity-concert/ (дата обращения: 17.02.2015).

20. Mike Tyson 'Cares' About the Kids; Launches Children's Charity // Electronic Urban Report [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurweb.com/2012/11/mike-tyson-cares-about-the-kids-launches-childrens-charity/ (датаобращения: 22.02.2015).

21. Tax exempt and government entitles // Internal revenue service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/p4220.pdf (дата обращения: 18.02.2015).

22. Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach / Van Dijk Teun. - London: Sage, 1998.

23. The Donaldson Adoption Institute report [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adoptioninstitute.org/supportus/annual-reports/ (дата обращения: 16.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.