СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
УДК 364
Л. А. КУДРИНСКАЯ А. В. КАРПУНИНА
Омский государственный технический университет
ОРГАНИЗАЦИЯ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАНДРЕЙЗИНГ ЗА РУБЕЖОМ
(НА ПРИМЕРЕ США)__________________________________
В статье говорится о развитии благотворительности в странах мира Описан опыт организации благотворительной деятельности и фандрейзинга в США.
Ключевые слова благотворительность фандрейзинг, США.
Согласно законодательству Российской Федерации, благотворительность — это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [1, ст. 1].
Благотворительность существует в той или иной форме во всех государствах мира, у всех народов и наций, а ее понятие может быть закрепленным в законах страны. Анализ этого понятия показывает, что существуют отличия в его трактовках в разных регионах мира. Однако, несмотря на различия в определении благотворительности, во всем мире суть ее понимается одинаково — как безвозмездное оказание помощи нуждающимся.
Единообразие в понимании термина «благотворительность» связано с тем, что во многие языки это слово пришло из латинского языка как benevolens — благосклонный, доброжелательный; а затем трансформировалось в английское benevolence, испанское beneficencia, итальянское beneficenza, португальское beneficência, французское bienfaisance и пр. В христианской философии использовалось понятие caritas — уважение; почет; сострадательная, деятельная, милосердная любовь (англ. charity).
Тем не менее единообразие в понимании благотворительности не влияет на тот факт, что существуют значительные различия в уровне ее развития в различных регионах мира.
В 2010 году международной организацией Charity Aids Foundation (CAF), которая известна своей исследовательской деятельностью в области благотворительности, было проведено социологическое исследование частной благотворительности в 153-х странах мира (95 % населения Земли) [2, с. 2 — 3].
В каждой стране выборочная совокупность составила одну тысячу человек городского населения. В крупных странах, например, в России и Китае, проводилось анкетирование не менее 2 тысяч человек старше 15 лет, а в некоторых странах, где проведение социологических исследований затруднено, были опрошены от 500 до 1 000 человек (выборка во всех случаях была репрезентативной). Опросы проводились по телефону или очно, в зависимости от уровня телефонизации в стране.
Респонденты должны были ответить на вопрос, в каких видах благотворительной деятельности они принимали участие в течение последнего месяца: жертвовали деньги организации, работали в организации в качестве волонтера, оказывали помощь непосредственно нуждающемуся в ней незнакомому человеку. По результатам исследования был составлен мировой рейтинг благотворительности, который отражает участие граждан во всех трех видах благотворительной деятельности и рассчитывается для страны в процентах как средний показатель по совокупности учета всех трех критериев.
Исследователи пришли к выводам, что уровень развития благотворительности в стране не зависит от географического расположения и материального благосостояния населения. Социологи выявили зависимость размера пожертвования от возраста человека, а зависимость желания оказывать помощь — от общего уровня удовлетворенности жизнью. Кроме того, оказалось, что стремление помогать напрямую нуждающимся свойственно большинству людей во всем мире [2, с. 4 — 5].
Достоверность полученных данных подтверждается результатами других подобных исследований, в частности исследования различных форм гражданской активности более чем в 60 странах, проведенного Международным альянсом за гражданское участие (World Alliance for Citizen Participation) в 2008 году. Полученные данные говорят о том, что в большинстве стран люди тратят на благотворительность в среднем от 1 до 2 % доходов ежегодно, независимо от уровня жизни в государстве, а люди среднего и ниже среднего достатка составляют основную группу жертвователей. Также была выявлена сильная положительная зависимость уровня благотворительности от религиозности страны, т.е. распространения религии и устойчивости религиозных традиций [3, с. 83].
По уровню развития благотворительной деятельности страны мира можно разделить на три основные группы:
1) страны с высоким уровнем развития благотворительности, ее давними традициями (можно ввести термин «беневолентные страны» в соответствии с латинским значением этого слова): Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Канада, Швейцария, США, Нидерланды, Великобритания, Шри-Ланка, Австрия,
Лаосская Народно-демократическая Республика, Сьерра-Леоне, Мальта, Исландия, Туркменистан, Гайана, Катар, Гонконг, Германия, Дания, Гвинея;
2) страны со средним уровнем развития — Израиль, Судан, Финляндия, Швеция, Кипр, Мексика и пр.;
3) страны с низким уровнем — Россия (138-е место в рейтинге), Украина, Греция, Китай, Турция, Португалия, Болгария и пр.
Особый интерес представляет организация благотворительности в странах первой группы, которые, несмотря на лидерские позиции, все же различаются по географическому расположению и уровню благосостояния.
Рассмотрим особенности благотворительной деятельности и связанной с ним организации фандрей-зинга в США — одной из беневолентных стран, которая известна во всем мире своим отношением и соответствующим уровнем развития благотворительной помощи.
В США ежегодный объем пожертвований составляет 1,7 % ВВП — это самый высокий показатель в мире (в России 0,15 % ВВП). Доля средств частных лиц в благотворительности — 83 % от общей суммы. На втором месте — Великобритания, для которой этот показатель равен 0,73 %, на третьем — Франция (0,6 %) [4].
Исследователи считают, что на высокий уровень благотворительности в США оказали влияние несколько факторов, таких как распространенность католицизма и протестантизма, особенности менталитета и ценностных ориентаций американцев (прагматизм, индивидуализм, свобода личности), государственная политика материального и морального стимулирования, недостаточность системы государственной социальной защиты населения [5, с. 7-11, 106-107].
Понятие «благотворительность» (charity) в США имеет три значения: практическое оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку; качество человека (благодетельность, альтруизм); принцип философии и риторики (гуманизм, гуманность, рациональная аккомодация) [6].
На бытовом уровне под благотворительностью классически понимается оказание помощи нуждающемуся. Само слово «благотворительность» (charity) имеет религиозный оттенок, так как считается частью христианского триплета «вера, надежда, благотворительность» (faith, hope, charity) и обозначает безграничную любовь и доброту ко всем людям.
Благотворительность выражена в акте непосредственной или опосредованной передачи денежных средств и материальных благ, а также в волонтерской деятельности. Характерные объекты благотворительной помощи — это бедные (особенно вдовы и сироты) , люди с различными заболеваниями и с инвалидностью. Наиболее популярные виды оказания помощи — это передача еды, воды, одежды, предоставление крова и присмотр за больными. Большое внимание в США благотворители уделяют профилактике бедности и различных заболеваний. Также благотворительностью считаются посещение заключенных в тюрьмах или находящихся под домашним арестом, пособия для бедных женщин, выплата залога за совершивших преступление, оплата обучения сирот.
Для обозначения вида благотворительной деятельности, имеющего более широкий охват объектов помощи и направленного на улучшение качества жизни людей в целом, используется термин «филантропия». Филантропия — это важнейший источник финанси-
рования культуры, науки и образования, гуманитарной помощи, сельского хозяйства. Известными филантропами считаются Билл Гейтс, Джон Д. Рокфеллер, Уоррен Баффет и т.д.
В благотворительности участвуют и жители крупных городов, и пригорода, несмотря на различие в доходах. Однако жители пригорода имеют больше свободного времени, более религиозны, более склонны принимать участие в делах сообщества, поэтому фандрейзеры, занимающиеся привлечением средств, имеют равный успех как в городской, так и сельской местности [7].
В США существует огромное количество различных благотворительных организаций, которые могут быть основаны как трасты, фонды и корпорации. Кроме того, существуют специальные организации для развития благотворительной деятельности в стране и для выявления случаев мошенничества. Все эти организации могут быть освобождены от налога на прибыль или получить значительные налоговые льготы.
Налоговый учет и регулирование их деятельности осуществляются на двух уровнях: федеральном и уровне штата. Федеральные налоги регламентированы разделом 501 Кодекса внутренних доходов США, действующего с 1986 года. Кодекс также определяет 28 типов неприбыльных организаций, которые могут быть освобождены от некоторых федеральных налогов. В дополнение каждый штат может устанавливать и свои собственные налоги и льготы [8].
С позиции налогообложения можно выделить бесприбыльные организации (non-profit organizations) и освобожденные от налога организации (exempt organizations), которые могут регистрироваться в форме частных фондов, публичных организаций и др. (ассоциации, трасты и т.п.).
Большинство американских организаций уже отказались от краткосрочных проектов, направленных на «лечение симптомов» (например, на организацию бесплатных столовых). В основном свои усилия они пытаются направлять на устранение причин неблагополучия, решение социальных проблем общества и т.д., что, в общем, характерно для всех беневолентных стран. Крупные организации и известные частные фонды привержены долгосрочному социальному инвестированию — борьбе с изменениями климата, популяризации образования, профилактике социальных болезней и пропаганде здорового образа жизни.
Исключение составляют благотворительные организации — христианские, исламские, буддистские, которые в основном предоставляют бесплатные обеды и жилье для людей в трудной жизненной ситуации. Наибольшее распространение имеет католическая благотворительность, цель которой «обеспечить обслуживание нуждающихся людей, защищать их интересы и призывать все силы церкви и добрых людей делать то же самое» [9].
Благотворительность в США — это неотъемлемая часть жизни, повседневная практика американского общества, охватывающая те сферы, которые часто упускаются государством или общественными организациями. Благотворительность прошла долгий и эффективный путь развития, поэтому здесь существуют такие ее формы, которые пока еще не проникли в страны второй и третьей группы.
Примером могут являться распорядительные фонды (donor advised funds), которые управляют средствами на благотворительных счетах частных лиц или компаний. Вкладчики получают налоговые
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
льготы на сумму, которую внесли на счет, а фонд, руководствуясь их пожеланиями, перечисляет средства на благотворительные нужды. В США становится все более популярным завещание недвижимости в благотворительных целях и завещание посмертной выплаты по полису страхования жизни фонду (это дает право на вычет этой суммы из налогов при жизни).
Большое распространение в США получили «Банки продуктов» — это организации, осуществляющие сбор продуктов питания обычно длительного хранения. В супермаркетах на выходе стоят коробки с надписью «Для банка продуктов», куда люди складывают продукты, которые только что приобрели в магазине (консервы, макаронные изделия, крупы, конфеты). Также в «Банки» свежую продукцию поставляют фермерские хозяйства, которые получают налоговые льготы; торговые организации — те продукты, у которых не истек срок годности, но потерявших в силу ряда причин первоначальный товарный вид. «Банки продуктов» при помощи волонтеров сортируют продукты и в соответствии с заявками формируют продуктовые наборы для нуждающихся. На таких же принципах работают и «Банки вещей».
Кроме банков существуют благотворительные магазины (charity shop, resale shop) — магазины, управляемые благотворительной организацией или волонтерами с целью привлечения средств на конкретную цель. Благотворительные магазины являются инновационным инструментом фандрейзинга и работают по технологии социального предпринимательства, то есть занимаются коммерческой деятельностью с целью сбора средств на социальные нужды. Как правило, благотворительные магазины реализуют пожертвованные населением вещи. Сама идея благотворительных магазинов очень поддерживается обществом, т.к. она схожа с идеями экологического движения, пропагандируя идею повторного использования вещей и сокращения перепотреб-ления. Кроме того, использование бывших в употреблении предметов сокращает производство новых вещей для населения, следовательно уменьшает количество потраченных на производство ресурсов. Для России этот механизм достаточно инновационен, однако благотворительные магазины уже на протяжении 70 лет успешно работают не только в США, но также и в других странах. На сегодняшний день только в Великобритании действует около 7 000 благотворительных магазинов, которые собирают средства для бездомных детей, бедных, больных раком, брошенных животных [10].
Пожертвования могут также быть выражены в форме передачи машин благотворительным организациям (charity car, donated vehicle). Граждане, имеющие не нужные им машины, звонят в такие организации (www.charitycar.us). Волонтеры забирают транспортные средства, при необходимости ремонтируют их и передают нуждающимся семьям или используют для перевозки продуктов из магазинов в банки и т.д.
Многообразие форм благотворительности обусловливает широкую вовлеченность населения: практически любой гражданин Америки так или иначе связан с оказанием помощи. Кроме того, высокий уровень развития благотворительности в беневолент-ных странах обусловливает и большое разнообразие фандрейзинговых методов.
Например, для тех, кто совсем не имеет возможности расходовать средства на благотворительность, существует возможность помогать без денег. Суть
этого фандрейзингового интернет-метода в том, что люди заходят на определенный сайт и там просматривают рекламные объявления. Таких сайтов более 50, большинство из них посвящено защите окружающей среды, помощи бедным, лечению больных и защите животных. Деньги рекламодателей идут на благотворительность [11].
Практически все благотворительные организации имеют свои интернет-сайты, а также страницы в популярных социальных сетях (Facebook, Twitter и т.п.). Существуют сайты, которые подробно рассказывают о благотворительных организациях, описывают направления их деятельности, их достоинства и надежность. Посетители имеют возможность выбрать подходящую им организацию для внесения пожертвований (http://www.charitynavigator.org/, http:// www.charityusa.com/). Вообще, фандрейзинг в США имеет несколько другой уровень, так как частные лица не ждут, когда их попросят о помощи, а сами ищут и выбирают отвечающего их интересам и потребностям получателя и форму оказания помощи. В помощь выбирающим существуют сайты с рекомендациями как выбрать благополучателя и в какой форме оказывать помощь на основе индивидуальных особенностей каждого посетителя (http:// www. suite 101. com/content/how-to-choose-a-charity-a16867).
Интернет в США уже давно признан самым эффективным методом фандрейзинга, так как он имеет значительные преимущества над другими методами: отсутствие большого количества документации, чеков, банковских квитанций, почтовой рассылки, доступность средств фандрейзерам, возможность ведения электронных баз учета доноров и пожертвований. Но самое главное преимущество интернет-фандрейзинга в его дешевизне, что обеспечивает наивысший уровень сборов: затраты на интернет-фандрейзинг составляют 10 центов при привлечении 1 доллара США (для сравнения 40 — 50 центов для почтовой рассылки, 60 — 70 центов для телемаркетинга, 90 центов для раздачи листовок и проспектов) [12, с. 47-48].
Проведение благотворительных лотерей является новой растущей тенденцией в фандрейзинге. Лотереи жестко регламентированы законодательством и зачастую требуют консультаций юристов, однако они позволяют собрать довольно большие суммы денег [13].
В США любая благотворительная организация занимается фандрейзингом, который понимается как определенный вид бизнеса и часть стратегического планирования организации. Фандрейзинг предусматривает обязательное наличие хорошего веб-сайта и маркетинговую стратегию, включающую формирование известности организации, PR, пресс-релизы, регистрацию в социальных сетях, ведение блогов, грант-райтинг, профессиональную бухгалтерию, долгосрочные перспективные планы и т.д. Привлечением средств занимаются волонтеры, обычно прошедшие специальное обучение. Фандрейзеры часто принимают участие в различных тренингах и семинарах. Расходы на фандрейзинг благотворительной организации в США в среднем составляет около 5 % [14, c. 2-3].
Таким образом, благотворительность известна во всех странах мира, однако уровень ее развития в них неодинаков. Лидеров мирового рейтинга можно обозначить как «беневолентные» страны. Одной из таких стран является США, где благотворительность стала частью жизни всего общества. Именно здесь
можно наблюдать наибольшее разнообразие ее методов и форм (особенно добровольчества как непосредственной помощи нуждающимся [15, с. 75]), а также большое количество инновационных инструментов фандрейзинга, которые пока еще не используются в других странах, в том числе и в России.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135 —ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// base.garant.ru/104232/. (дата обращения: 12.07.2011)
2. Мировой рейтинг благотворительности-2010: результаты соц. исследования Charities Aid Foundation // Материалы сайта CAF Россия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:/ /www.cafrussia.ru/files/blocks/World%20Giving%20Index% 20Final%20Report.pdf (дата обращения: 24.05.2011).
3. Исраелян, Е. Благотворительность и волонтерство за рубежом / Е. Исраелян // Гражданский диалог : журнал гражданского самовоспитания. — 2009. — № 2 (6). — С. 83 — 84.
4. Благотворительность в США // Возрождение : материалы сайта благотворительного фонд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://charity-children-world.com/charity_in_ usa.php (дата обращения: 18.07.2011).
5. Целых, М. П. Социальная работа за рубежом : Соединенные Штаты Америки : уч. пос./ М. П. Целых. — М. : Академия, 2007. - 128 с.
6. Charity (Article) // Wikipedia, the Free Encyclopedia. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://en.wikipedia. org/wiki/Charity. (Дата обращения: 18.07.2011).
7. Stossel, John. Who Gives to Charity? // Real Clear Politics. — 2006. — Dec., 06.
8. 501(c) organization (Article) // Wikipedia, the Free Encyclopedia. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// en.wikipedia.org/wiki/501(c)(3)#501.28c.29.-283.29. (дата обращения: 18.07.2011).
9. Catholic Charities (Article) // Wikipedia, the Free Encyclopedia. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://en.wikipe-dia.org/wiki/Catholic_Charities. (дата обращения: 18.07.2011).
10. Благотворительный магазин (статья) // Материалы Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Благотворитель-ный_магазин. (дата обращения: 12.07.2011).
11. Strain, Jeffrey. Donating Money Without Spending A Cent (Free Click Donation Article) (статья) // Статья сайта Gharity dick Donation. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.charityclickdonation.com/article.html. (дата обращения: 21.07.2011).
12. Ireland, E., Nash, P. T. Secrets of Successful Online Fundraising: Tips For Increasing Donations // Campaigns & Elections, Aug 2001, Vol. 22, Issue 6, 47-51.
13. Gibson, R. Sebastian. Charity and Non-Profit Organization Law in California — How to Hold A Charitable Raffle or Poker Tournament in Orange County // Статья информационного сайта о законах и государственному управлении HG.org от 21.02.2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.hg.org/article.asp?id = 6035. (дата обращения: 21.07.2011).
14. 10 Thousands x 10 Weeks: An Achievable Timeline for Nonprofit Growth! — BizCentral USA, 2010. — 5 c.
15. Кудринская, Л. А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа / Л. А. Кудринская // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. — 2009. — № 6 (82). — С. 73—77.
КУДРИНСКАЯ Людмила Александровна, доктор социологических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой социологии, социальной работы и политологии.
КАРПУНИНА Анастасия Владимировна, старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.08.2011 г.
© Л. А. Кудринская, А. В. Карпунина
Книжная полка
Теория и методология в практиках российских социологов: постсоветские трансформации : монография. — М. : Научный мир, 2010. — 480 с. — ISBN 978-5-91522-243-3.
В коллективную монографию вошли результаты социолого-науковедческого проекта (2007 — 2009 гг.), в котором изучались практики применения теории и методологии в российских социологических исследованиях постсоветского периода. Методологические рамки проекта включают элементы онтологии, истории и биографики. В эмпирическую базу вошли экспертные интервью с российскими социологами, принимающими участие в теоретических и методологических разработках, и руководителями исследовательских центров, результаты опроса сотрудников общероссийской опросной сети, а также данные всероссийского опроса населения о социологии как науке и профессии социолога. В когнитивном и организационном планах проанализированы изменения, которые произошли в теоретико-методологических ориентациях российских социологов в постсоветский период. Исследованы академический, вузовский и опросный секторы социологии. Трансформации в академическом и вузовском секторах изучались в контексте перехода от парадигмы советского марксизма к «полипарадигмальности», в опросном секторе — в контексте усиления изоморфизма опросной отрасли со сферой маркетинговых исследований. Книга адресована специалистам в области социологии науки, истории российской социологии, науковедения, а также аспирантам и студентам профильных вузов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ