Научная статья на тему 'Социальная успешность в школьном возрасте: показатели и возможности диагностики'

Социальная успешность в школьном возрасте: показатели и возможности диагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3117
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / SOCIAL SUCCESS / DIAGNOSTICS PROGRAM / INDICATORS / PERSON OF THE PUPIL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина Наталья Валентиновна

В статье анализируется феномен социальной успешности школьника, определяются сферы его проявления, показатели и критерии оценки, описываются подходы к диагностике, предлагается программа диагностики социальной успешности учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Successfulness at School Age: Indices and Diagnostic Opportunities

There are the phenomenon of social success of pupils, the spheres of its manifestation, indices and criteria of evaluation are analyzed and defined in the article. There is also the program of diagnostic of social success of elementary and high school students.

Текст научной работы на тему «Социальная успешность в школьном возрасте: показатели и возможности диагностики»

12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред.

B.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю.В. Сачкова. М., 1986.

13. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.

14. КовалевА.Г. Психология личности. Л., 1963.

15. Григорьева М.В. Сравнительный анализ механизмов и факторов школьной адаптации в разных условиях обучения. Автореф. ... канд. психол. наук. Казань, 2005.

16. Григорьева М.В. Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс адаптации их детей // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2004. Вып.1. С. 204-210.

17. Григорьева М.В. Диагностика семантических пространств педагогов // Вопр. практической психологии. Саратов, 2000. Вып. Xiii. С. 58-62.

18. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

19. РеанА.А., КудащевА.Р., БарановА.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006.

20. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

21. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журн. 1994. Т. 15, № 4. С. 39-55.

22. Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М., 1986.

23. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. 1989. № 1.

C. 92-100.

24. Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. Спб., 2007.

УДК 159.9:316.77

Н.В. КАЛИНИНА

Ульяновский государственный университет, кафедра психологии E-mail: kalininata66@mail.ru

Социальная успешность в школьном возрасте: показатели и возможности диагностики

В статье анализируется феномен социальной успешности школьника, определяются сферы его проявления, показатели и критерии оценки, описываются подходы к диагностике, предлагается программа диагностики социальной успешности учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Ключевые слова: социальная успешность, программа диагностики, показатели, личность школьника

N.V. KALININA Social Successfulness at School Age: Indices and Diagnostic Opportunities

There are the phenomenon of social success of pupils, the spheres of its manifestation, indices and criteria of evaluation are analyzed and defined in the article. There is also the program of diagnostic of social success of elementary and high school students.

Key words: social success, diagnostics program, indicators, person of the pupil.

Проблема достижения социальной успешности сегодня волнует каждого человека. Социальное развитие общества определяется возможностями, которые в нем предоставлены для достижения социального успеха каждым. Психологический статус члена общества зависит от степени успешности его в жизни. Преследующее человека переживание неуспеха приводит к внутрилич-ностному конфликту, нарушениям здоровья и дезадаптации. Стремление к социальному успеху определяется ведущими социальными потребностями - в безопасности, любви и признании, в самореализации. Неслучайно

с самого момента появления ребенка на свет окружающие взрослые, и прежде всего родители и педагоги, озабочены его социальным успехом.

В школе человек не только приобретает знания основ наук, он проходит «школу жизни». Именно в образовательном учреждении ребенок впервые сталкивается с требованиями общества. В школе он начинает взаимодействовать с другими людьми на различных уровнях - личностном и деловом. Там его пребывание носит целенаправленный, общественно значимый характер, социально оцениваются его возможности, а деятельность

© Н.В. Калинина, 2008

становится социально значимой. Образовательная среда школы как социального института представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, воплощающей социально значимую деятельность, обретает знания об обществе, и в частности, о школе как социальном институте, получает опыт социального взаимодействия; у него развиваются мотивации и личностные качества, проявляющие эту систему отношений. Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социальной успешности и неуспешности, получает возможность установить причинно-следственную связь между определенным поведением, качествами личности и социальной успешностью. Для того чтобы этот процесс был более эффективным, он не должен происходить стихийно. Детям самостоятельно трудно выделить причины социальной успешности. Они чаще видят лишь их внешнюю сторону. Для постижения и развития внутрилич-ностных оснований социальной успешности в школе должны быть созданы специальные условия, вестись целенаправленная работа, опирающаяся на научные представления о сущности социальной успешности, ее составляющих и личностных качествах, развитие которых способствует ее достижению.

Определение показателей социальной успешности мы строили исходя из научных представлений об успехе вообще, и успехе в социальнозначимой деятельности в частности. В словаре В.И. Даля слово «успех» истолковано как удача в делах, достижение желаемого, завершение дел в нужное время. В значении слова нетрудно выделить три важнейших признака - временной, целевой и деятельностный (достижение значимой цели в нужное время).

Содержание социального успеха определяется востребованностью человека в обществе, соответствием его возможностей особенностям развития общества и его запросам. Сегодня мы живем в обществе, осуществляющем переход от индустриального пути развития к постиндустриальному, когда увеличивается значимость социальных отношений, взаимодействия, достижения успеха в социально значимой деятельности, самостоятельного решения жизненных проблем. Возрастает ответственность человека за свое собственное благополучие и благополучие жизни на земле в целом. Все больше востребованы умение эффективно

взаимодействовать, способность реализовать социально значимые цели, решать жизненные проблемы. Востребован человек, обладающий этими умениями.

Как показывает анализ научной литературы, социальная успешность может определяться с различных позиций. Во-первых, это внешняя по отношению к личности позиция, анализирующая социальную успешность с точки зрения социального признания. В психолого-педагогических исследованиях это рассмотрение социальной успешности в контексте акмеологии, представляющей социальную успешность как достижения в профессиональной деятельности (А.А. Деркач, А.К. Маркова), и связанное с ними профессионально-личностное самоопределение человека в старшем школьном возрасте (Н.С. Пряжников). С внешних позиций социальная успешность рассматривается в контексте процессов социализации и социальной адаптации (А.Л. Венгер, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Т.В. Снегирева и др.), как их результат, признанный обществом (адекватная требованиям общества социализация, эффективная социальная адаптация); как эффективное моделирование поведения (А. Бандура); как эффективное взаимодействие с миром, другими людьми и самим собой (Л.А. Петровская, В.Н. Куницина, Д. Равен).

Другая позиция рассмотрения этой проблемы связана с самой личностью, механизмами понимания, восприятия социального успеха и отношения к нему личности (А.А. Бодалев, В.В. Знаков, Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева, А. Аргайл и др.). Здесь социальная успешность рассматривается как деятельностная реализация личностью стремления обрести дело своей жизни, отвечающая ожиданиям общества, осознанная и ответственная самореализация личности. Социально успешный человек имеет субъективно ценные, позитивно окрашенные достижения в важных для него социально значимой деятельности, взаимодействии и решении жизненных проблем.

Исходя из названных подходов, социальную успешность мы понимаем как наличие социально признанных, субъективно ценных достижений в социально значимой деятельности, взаимодействии и решении жизненных проблем.

В определении показателей успешности мы исходили из анализа сфер социально значимой деятельности, где личность может достигнуть успеха.

На каждого своего гражданина общество возлагает трудовые обязанности. Человек как общественный субъект может реализоваться в профессии. Если он достигает успехов в профессиональной деятельности, становится ценным специалистом, признанным мастером своего дела и получает удовольствие от профессиональной деятельности, то такой человек, безусловно, является социально успешным. Для достижения этого необходимо определиться с выбором подходящей для личности профессии. Процесс выбора сферы профессиональной деятельности начинается уже в школе, где личность знакомится с основами различных наук и их применением в профессиональных сферах.

Наиболее значимой для учащегося сферой жизнедеятельности является учебная деятельность. Она является социально значимой, так как отражает задачи общества, поставленные перед каждым его членом в соответствующем возрасте, характеризуется социальной оценкой и значимым, общественно ценным результатом, а также организуется посредством социального института - школы. Социальные обязанности граждан по вхождению в культуру общества посредством освоения системы знаний, умений и навыков реализуются в учебной деятельности. Для достижения успеха в ней школьнику необходимо овладеть основными компонентами учебной деятельности, выработать свой индивидуальный стиль.

К сожалению, в силу самых различных обстоятельств не все учащиеся могут достичь одинаковых успехов в учебной деятельности. Да и успешность в ней не всегда однозначно определяет социальную успешность ученика в других видах социально значимой деятельности. Кроме учения, школьник вовлечен в социальное взаимодействие - особый вид деятельности, позволяющий реализовать совместные с окружающими людьми задачи. Социально успешным может быть только человек, умеющий налаживать отношения с другими, удовлетворенный своим социальным взаимодействием. Значимыми в данном контексте являются коммуникативные умения, навыки сотрудничества.

Специфической сферой взаимодействия человека, обеспечивающей переживания личного счастья, является круг близких людей, и прежде всего семья. Доверительные отношения с близкими людьми, взаимопо-

нимание, успешное выполнение родителями своих функций - важнейшие составляющие социальной успешности. Успешная реализация роли семьянина, супружеской и родительской ролей зависит от готовности человека к их реализации, которую он приобретает уже в детском возрасте под влиянием как опыта жизнедеятельности в собственной родительской семье, так и через специальное обучение, которое может быть организовано в школе.

Особую роль во взаимодействии человека с другими людьми играют навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях, способность к решению проблем. Умение справляться с трудностями как имеет значение для успешности в учении, общении, сотрудничестве, так и обеспечивает возможность самореализации личности в обществе.

Еще одной сферой социально значимой деятельности является внеучебная деятельность, так называемая досуговая сфера. Для социальной успешности важны как наличие хобби, так и возможность его продемонстрировать. Наличие у школьника «дела для души» позволяет реализовать потребность в признании, а достижения в нем обеспечивают переживание социальной успешности.

Учитывая естественную потребность человека в признании, нельзя обойти вниманием и такую важную сферу социального самопроявления, как общественная деятельность. Проявляя общественную активность, учащийся получает возможность обнаружить и развить все имеющиеся у него способности.

И, наконец, еще одной важнейшей сферой проявления социальной успешности является сохранение и укрепление здоровья. Социальная успешность связана с установкой на здоровый образ жизни и навыками здоровьесбережения.

Достижение социальной успешности в каждой из обозначенных сфер личности определяется обретением целой системы умений: взаимодействовать с людьми, учиться решать жизненные проблемы, быть готовым к семейной жизни и воспитанию детей, найти дело по душе, организовать свой досуг, определиться профессионально, проявлять себя в социуме.

На основе выделения сфер достижения социальной успешности, навыков, ее обес-

печивающих, а также исходя из того, что социальная успешность определяется как наличие социально признанных, субъективно ценных достижений в социально значимой деятельности, взаимодействии и решении жизненных проблем, мы выделяем совокупность показателей, позволяющих оценивать степень достижения социальной успешности. При этом совокупность показателей включает в себя две группы признаков: внешние, определяющие социальное признание и одобрение достижений, и внутренние, определяющие их субъективную значимость (табл. 1).

Важной психолого-педагогической задачей является оценка динамики социальной успешности школьников в условиях конкретного образовательного учреждения. Мы выделяем два подхода к оценке эффективности деятельности школы по содействию достижению социальной успешности учащимися - диагностический, состоящий из пакета диагностических методик, адресованный отдельным участникам образовательного процесса, и экспертный, представляющий набор экспертных оценок участников образовательного процесса и внешних экспертов, изучающих его состояние.

В центре диагностического подхода находится личность, и прежде всего личность школьника как «продукт» деятельности школы. Он описывает систему требований к личности школьника, отраженную в категории «социально успешная личность». Этот подход позволяет оценить результативность работы по изменениям, происходящим в личности ученика, определить тенденции этих изменений и, что особенно важно, соотнести происходящие изменения с идеальными вариантами, моделями и целями деятельности.

На основе выделенных нами показателей социальной успешности и личностных

качеств, способствующих ее достижению на различных этапах общего образования, была построена программа диагностики, направленная на изучение внутренних критериев социальной успешности и личностных качеств, способствующих ее достижению. При этом осуществлена критериальная конкретизация каждого показателя социальной успешности в соответствии с возрастными моделями «социально успешной личности». Подбор методик осуществлялся также с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. К диагностике привлекались школьники трех возрастных групп: младшие школьники, ученики среднего звена и старшеклассники. Диагностику проводили педагог-психолог и классные руководители.

Экспертный подход представлял собой внешнюю (объективную) оценку проявлений социальной успешности школьников, а точнее, фиксировал социально одобряемые успехи в значимых сферах жизнедеятельности школьников. В качестве показателей использовались объективные достижения. При этом в качестве экспертов выступали педагоги, сами школьники, их родители, что позволяло максимально учесть все сферы жизнедеятельности.

В диагностический аппарат включались методики, используемые для изучения субъективных признаков и личностных качеств, способствующих достижению социальной успешности школьников, а также экспертные листы оценки социальных достижений ученика.

Тест тревожности Филлипса позволяет определить общий уровень эмоционального благополучия человека в социуме, а также выделить и оценить отдельные факторы, его определяющие (переживание социального стресса, фрустрацию потребности достижения успеха, характер взаимодействия). Важ-

Таблица 1

Показатели социальной успешности

Внешние признаки Внутренние признаки

Достижения в учебе Достижения во внеучебной деятельности Общественная активность Социальная адаптация Конструктивное взаимодействие Профессионально-личностное самоопределение Семейные ценности Здоровье Интерес к обучению Удовлетворенность деятельностью Самореализованность Решенность значимых проблем Удовлетворенность отношениями Осмысленность жизни Доверительные отношения в семье Психологический комфорт

но, что тест дает возможность выявить характер эмоционального самочувствия ребенка в школе, показывающего уровень приспособления к школьной среде и окружающей действительности.

16-факторный опросник личностных черт Кетелла оценивает степень сформирован-ности личностных качеств, определяющих успешное поведение в социуме, таких как общительность, эмоциональная устойчивость, активность, социальная ответственность, совестливость, проницательность, групповая зависимость, самоконтроль.

Тест-опросник коммуникативных умений Ю.З. Гильбуха направлен на выявление уровня сформированности конструктивных коммуникаций школьника во взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми. Он показывает степень сформирован-ности такого важного основания социальной успешности, как умение взаимодействовать с другими людьми.

Опросник «Мотивация успеха - боязнь неудач» А.А. Реана определяет ведущую мотивацию человека, направляющую его поведение, и дает возможность оценить степень выраженности стремления к успеху как ведущей мотивационной характеристики социально успешной личности.

Тест измерения самооценки Дембо-Ру-бинштейн показывает уровень самооценки школьником своей личности, степень ее адекватности, отражающую адекватность поведения в социуме, а также позволяет выявить уровень потребности в достижении как индикатор стремления к самосовершенствованию, выступающего в качестве базового основания социальной успешности.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева направлен на выявление жиз-

ненных смыслов человека, определение жизненных позиций, социальных ценностей. Показывает степень осмысленности жизни, наличие жизненных целей, направляющих социализацию личности в обществе, профессионально-личностное самоопределение.

Тест ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева дает возможность выявить ценности, к которым, по мнению испытуемого, следует стремиться, а также степень реализации этих ценностей. Дает возможность оценить характер стремлений испытуемых, социальную значимость для личностной реализации в обществе этих стремлений, включая и семейные ценности.

Тест СПА (социально-психологической адаптации личности) в адаптации Снегиревой оценивает степень социальной адаптивности личности, определяет сферы, в которых она реализовалась.

Тест учебной мотивации Гильбуха, методика эмоционального отношения к учению Д. Андреевой позволяют в соответствии с возрастными особенностями школьников выявить преобладающий тип учебной моти-вации,интерес к учению.

Данные методики используются в строгом соответствии с возрастными особенностями испытуемых, на основе возрастных моделей социальной успешности (табл. 2).

Результаты диагностики оцениваются по каждому показателю социальной успешности отдельно в уровнях, предлагаемых в каждой методике. Анализ результатов проводится на основе динамики уровней у каждого ученика, количества учеников каждого уровня по классу и школе в целом. Общий уровень не определяется, так как нас интересует дина мика показателей социальной успешности и

Таблица 2

Использование средств диагностики

Методика Группы испытуемых

Младшие школьники Подростки Старшие школьники

Тест тревожности Филлипса + + +

Тест Кетелла + + +

Тест коммуникативных умений Гильбуха + +

Опросник мотивации Реана + +

Тест самооценки Дембо-Рубинштейн + + +

Тест учебной мотивации + + +

СПА + +

Тест СЖО Леонтьева +

Тест ценностных ориентаций Рокича + +

личностных особенностей, способствующих ее достижению.

Экспертная оценка социальной успешности и ее личностных оснований осуществляется на основе схемы оценки достижений ученика. Каждый ученик имеет экспертный лист оценки социальной успешности. К его заполнению привлекаются классный руководитель, педагог-психолог, учащийся и его родители. Мнения множества экспертов позволяют учесть все сферы проявления социальной успешности. Участие самого ученика способствует активизации его внутренних

ресурсов для достижения социальной успешности.

Итоговая оценка производится на основании общего количества баллов. Результативность определяется на основе отслеживания динамики показателей социальной успешности каждого ученика, учеников каждого класса и в целом - по школе. Таким образом, предложенная система диагностических показателей и средств позволяет надежно определять пути психолого-педагогической работы по формированию социальной успешности у школьников.

УДК 159.947

А.В. ФИЛИППОВ

Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра теории, истории и педагогики искусства E-mail: lavr-f@mail.ru

Проблема процессуального подхода к вокальной деятельности

В статье дан психологический анализ вокальной деятельности с точки зрения функционально-деятельностного подхода.

Ключевые слова: деятельность, психология искусства, вокальная деятельность, структура деятельности.

A.V. PHiLiPPOV The Problem of the Remedial Approach to Vocal Activity

There is the psychological analysis of vocal activity from the point of view of functional-active approach in the article. Key words: activity, art psychology, vocal activity, activity structure.

Понятие деятельности все более и более становится органичным в методике музыкального обучения, музыкальном искусстве и занимает в последнее время все больше места в научной литературе и научных дискуссиях. Предмет обсуждения начал складываться по мере того как деятель-ностный подход, характеризующий вначале материально-производственную сферу, все более внедрялся в когнитивные разделы психологии. С одной стороны, деятельнос-тный подход объявлялся основой познания личности, с другой стороны, высказывались мнения, что поиск знаний на основах принципов деятельности существенно сдерживает развитие психологии. Долгое время категория деятельности игнорировалась и музыкознанием. Тем не менее осознание музыки

как специфического мышления, имеющего в своей основе не язык, а интонацию, и развитие представлений о мышлении, творчестве как элементах деятельности все более сближают искусство и науку.

По нашему мнению, окончательно примирить деятельностный подход с психологией искусства можно лишь уяснив его в свете процессуального аспекта. Как известно, временные характеристики, а именно таким является процесс, наиболее трудны для осознания и усвоения. Процесс является некой душой, частицей вечности, оживляющий и объединяющий аналитические компоненты, в нашем случае, - деятельности (цель, мотив, операции и т.д.) в единое целое. Интуитивный по своей природе, он практически не поддается прямому управлению. Однако

© А.В. Филиппов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.