Научная статья на тему 'Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников'

Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
420
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PROJECT ACTIVITIES / SOCIAL MATURITY / THE MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL MATURITY / SENIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисенкова М. В., Володина Ю. А., Матяш Н. В.

В статье представлены основные направления исследований социальной зрелости старшеклассников, определены критерии сформированности. В качестве одного из важнейших механизмов формирования социальной зрелости определена проектная деятельность. Изучено влияние проектной деятельности на формирование искомого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT ACTIVITY AS A MECHANISM FOR THE FORMATION OF SOCIAL MATURITY OF THE STUDENTS

The article presents the main directions in the research project activities of students, the formation mechanisms of social maturity through project activities, described the psychological characteristics of children of school age, the analysis of the impact of project activities on the formation of social maturity of the personality of pupils.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников»

УДК 37.015.3

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

М.В. Борисенкова, Ю.А. Володина, Н.В. Матяш

В статье представлены основные направления исследований социальной зрелости старшеклассников, определены критерии сформированности. В качестве одного из важнейших механизмов формирования социальной зрелости определена проектная деятельность. Изучено влияние проектной деятельности на формирование искомого качества.

Ключевые слова: проектная деятельность, социальная зрелость, механизмы формирования социальной зрелости, старший школьный возраст.

Современная школа остро реагирует на изменение общественных требований к подрастающему поколению. Высокий уровень информационных технологий, постоянно меняющаяся ситуация в мире требуют от молодого человека таких личностных, интеллектуальных качеств, которые позволили бы быстро и адекватно принимать решения, находить нужную информацию. В соответствии с принятой Правительством Российской Федерации «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» средняя общеобразовательная школа, как общественный институт, призвана обеспечить интеграцию образовательной, научной и элементов производственной деятельности учащихся [11]. Система образования, в частности среднего полного, выходит на новый уровень конкурентоспособности, экономической перспективности и должна соответствовать инновационному экономическому развитию страны, учитывая также потребности граждан. Таким образом, на современную систему образования возлагается колоссальная ответственность в формировании социальной зрелости подрастающего поколении, и поиск адекватных механизмов ее становления видится актуальной задачей педагогической психологии.

Согласно ФГОС полного общего образования [9], проектная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. «Портрет выпускника школы», представленный в образовательном стандарте включает набор характеристик, определяющих сформированность ключевых компетенций, обобщенные характеристики которых релевантны понятию социальная зрелость: патриотичный, уважающий свой народ; осознающий человеческие, семейные, духовные и культурные ценности; способный адекватно оценить любую информацию, владеющий основами научного познания мира; мотивированный на саморазвитие, самостоятельную работу; обладающий высокой коммуникативной культурой; осознающий себя личностью; законопослушный; осознанно подходящий к выбору профессии; ориентированный на здоровый образ жизни; способный брать на себя ответственность в принятии решений, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; умеющий самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы, самостоятельно осуществлять, корректировать и контролировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. [11].

Социальная зрелость как психологический феномен нашла свое отражение в работах Б.Г. Ананьева, Е.Л. Доценко, А.А. Журавлева, А.А. Меграбян, Э.З. Омарова, Е.В. Панькиной, Ю.З. Гильбуха, и т.д.. Проблема механизмов становления социальной зрелости личности активно изучалась в психологической науке (Ж. Лакан, Т. Харрис, М. Хайдеггера, Л.С Выготский, И.С. Конн и др.). В структуре зрелой личности выделяют мотивационно-потребностную, интеллектуальную сферы, а так же «Я-концепцию». Роль мотивационно-потребностной сферы в достижении зрелости личности раскрыта в трудах А. Маслоу: чем выше уровень потребностей человека, мотивации его деятельности, тем более зрелым является он как личность. Человек, направленный на удовлетворение потребности в самоактуализации, достигает высокого личностного и социального развития. Когнитивное развитие ребенка, согласно трудам Л.С. Выготского, повышает уровень его самосознания. Развитие теоретического мышления выводит самосознание человека на новый уровень. Накопленный жизненный опыт помогает осуществлять социально адекватное реагирование на различные ситуации с учетом социально приемлемых норм поведения, а также традиций, норм и правил общества. Развитие представлений о своем «Я» затрагивает такие аспекты личностных качеств, как волевая регуляция, самосознание, рефлексия и т.д., развитие которых, согласно возрастным особенностям детей, в старшем подростковом возрасте является наиболее оптимальным [7, 138]. На основании изученной отечественной и зарубежной литературы были выделены основные критерии социальной зрелости старшеклассников: 1) сформированность профессиональной направленности (предполагает уровень развития мотивации профессионального образования, знание о выбранной профессии, наличие представлений о собственном месте в ней, наличие альтернативных вариантов выбора профессии из числа возможных, основные мотивы поступления в учебные заведения); 2) социальная активность (наличие основных мотивов построения межличностных отношений, включенность в жизнь общественных и иных социальных групп); 3) личностная саморегуляция (уровень сформированности волевых качеств, самостоятельность, наличие готовности к преодолению трудностей, стремление к преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей); 4) система ценностных ориентаций (уровень сформированности системы ценностей и личностных смыслов); 5) система социальных ролей (осознание себя носителем новых социальных ролей, типа гражданин, профессионал, семьянин); 6) ответственность за свои поступки, взятые обязательства.

В проблемном поле нашего исследования мало изученным является вопрос о выборе адекватных критериально обоснованных механизмов формирования социальной зрелости старшеклассников. Анализ современных педагогических и психологических исследований (М.М. Главатских, Е.Л. Доценко, Н.И. Леонтьев и т.д.) позволяет предположить, что проектная деятельность школьников является значимой в ряду механизмов формирования искомой личностной характеристики.

Проектная деятельность достаточно широко изучена в работах П.Р. Атутова, Н.Н. Нечаева, М.Б. Павловой, В.В.

Рубцова, В.Ф. Сидоренко, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и др. Ее эффективность в формировании личностных характеристик школьников представлена в работах Е.Н. Бичеревой, Н.В. Матяш, И.А. Мезенцевой, Е.М. Фещенко и д.р. Теоретический анализ научных исследований позволяет констатировать возможность соотнесения критериев эффективности освоения проектной деятельности[5] и критериев сформированности социальной зрелости старшеклассников[2, с.87] и позволяет предположить, что обоснованные нами критерии сформированности социальной зрелости соотносимы с линиями влияния проектной деятельности на развитие личности (Таблица 1).

Таблица 1.

Линии влияния проектной деятельности на социальной зрелости старшеклассников_

Личностные характеристики учащихся старшего школьного возраста Критерии освоенности проектной деятельностью Критерии сформированности социальной зрелости старшеклассников

Самосознание (я -концепция) и самооценка Рефлексия Развитие волевых качеств Формирование целостной картины мира Понимание окружающего мира, себя, своего места в нем; формирование жизненной позиции; активное личностное самопознание Формирование ядра личности и мировоззренческих взглядов, личностная саморегуляция, развитая система ценностных ориентаций, ответственность.

Профессиональное самоопределение Определение своей профессиональной направленности; углубленное изучение конкретных, интересующих дисциплин; активное овладение современными средствами информации. Выбор профессиональной направленности, развитие теоретических знаний и получение практических навыков на пути овладения основами профессиональной деятельности

Развитие межличностных отношений со сверстниками на более высоком уровне Активное развитие навыков групповой работы; проигрывание различных социальных ролей; развитие навыков конструктивного взаимодействия с партнером; понимание ценности и значимости человека; личностного взаимоотношения. Адаптации к различного рода социальным группам и ролям, социальная активность.

Социальное развитие Знание и следование нормативно закрепленным поведенческим паттернам поведения; понимание общественного долга; усвоение способа преобразования конкретной цели в конечный результат; пространственно - временная регуляция действий. Развитие социально-активной, гражданской позиции, формирование представлений о социальных ролях.

Таким образом, формирование всего спектра качеств социальной зрелости личности может быть достигнуто в рамках проектной деятельности, обеспечивающей индивидуализацию образовательной среды, развитие знаний, склонностей по определенным направлениям деятельности человека, раскрывающей потенциал старшеклассников, способствуя их личностному росту. Варьируя содержанием образовательного процесса с опорой на приобретенные фундаментальные знания, умения и навыки, появляется возможность максимально приблизить старшеклассников к реально интересующей, профессионально ориентированной деятельности, раскрыть в полной мере их возможности, развить их социальные навыки и представления. Проектная деятельность, как комплексный метод обучения, осуществляет реализацию механизмов развития социально зрелой личности старшеклассников. Применяя в рамках проектной деятельности различные психологические средства, организационные формы работы, разнообразные формы воздействия на учеников, используя различные психологические, педагогические приемы, мы можем влиять на становление такого комплексного компонента личности, как социальная зрелость. Согласно проанализированной литературе, мы можем говорить о глубоком психологическом влиянии проектной деятельности на уровень развития социальной зрелости старшеклассников. В проектной деятельности реализуются такие частные механизмы психологического и социального развития личности, как механизм принятия и освоения социальных ролей, связанный с освоением способов поведения людей, соответствующих принятым в обществе нормам в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; механизм самоорганизации, обеспечивающий развитие коллектива, в котором на основе социально значимых целей, ценностей, идеалов рождаются способы самоорганизации, самоопределения; механизм самоуправления обеспечивает расширение управленческих функций учащихся, при котором оптимальным результатом является полная самостоятельность детей [2,5]. Исходя из всего вышесказанного, мы можем утверждать, что проектная деятельность, как метод обучения, является глубоким по своему не только предметному содержанию, но и психологическому влиянию на развитие личностной и социальной зрелости детей.

С целью выявления влияния проектной деятельности на формирование социальной зрелости старшеклассников было проведено исследование в школах Брянска и Брянской области среди учеников 10-11 классов (возраст-16-18 лет) в количестве 155 человек, среди которых 80 человек - девочки и 75 - мальчики. Зависимой переменной в исследовании выступает социальная зрелость как личностная характеристика старшеклассников, независимая переменная - проектная деятельность. В качестве показателей социальной зрелости старшеклассников нами были выделены следующие комплексные критерии личностного развития детей, являющиеся основой формирования адекватного для данного возраста уровня социальной зрелости: уровень личностного развития (включающий показатель личностной зрелости, в который включены такие компоненты, как «Я»-концепция, чувство гражданского долга и т.д.), уровень самооценки личности, определяющий отношение к себе, как личности, понимание своих достоинств и недостатков. От самооценки зависит интерпретация приобретенного жизненного опыта, ожидания относительно самого себя и других людей. Так же нами была проведена оценка степени освоения проектной деятельностью, для чего нами была использована методика «Оценки проектной компетентности» [5, с.138]. С целью изучения уровня личностной зрелости нами был использован «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха, для выявления уровня самооценки был использован модифицированная методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Результаты исследования по методике «Оценка проектной компетентности» показали общий средний уровень сформированности проектной деятельности. Шкалы, представленные в методике («Целеустремленность», «Гностичность», «Освоенность проектной деятельностью», «Самоконтроль») и определяющие уровень сформированности соответствующих компонентов проектной компетентности, также представлены на среднем уровне развития. Анализируя результаты по «Тест-опроснику личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха выборочная совокупность была разделена две экспериментальные группы, отличающиеся частотой включенности в проектную деятельность. В 1-ю экспериментальную группу вошли старшеклассники, систематически включенные в проектную деятельность (группа 1, в количестве 68 человек), а во 2-ю экспериментальную группу вошли те ученики 10-11 классов, которые эпизодически сталкивались с проектной работой и только в рамках учебных дисциплин (группа 2, в количестве 87 человек). Результаты проведенной методики представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Результаты «Тест-опросника личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха_

Уровень оценки личностной зрелости Экспериментальная группа (группа 1 ) Экспериментальная группа (группа 2)

Весьма высокий уровень 46,7%

Высокий уровень 46,7% 13,9%

Удовлетворительный уровень 6,6% 56,8%

Неудовлетворительный уровень 29,3%

Полученные результаты позволяют говорить о влиянии проектной деятельности учеников на их личностное развитие. При этом особый интерес представляют высокие показатели по таким критериям зрелости, как «Я-концепция», «Чувство гражданского долга», «Мотивация достижения».

Результаты проведенной модифицированной методики «Исследования самооценки личности» С.А. Будасси представлены в виде Таблицы 3. Выборка также была разделена на 2 группы (см. выше).

Таблица 3.

Результаты модифицированной методики «Исследования самооценки личности» С.А. Будасси_

Показатель уровня самооценки личности Контрольная группа (группа 1 ) Экспериментальная группа (группа 1 )

Высокая неадекватная 26,7% 31,4%

Высокая адекватная 53,47,4% 7,4%

Адекватная 13,3% 10,8%

Низкая адекватная 6,6% 11,8%

Низкая неадекватная --- 38,6%

Данные показатели позволяют говорить о влияния проектной деятельности на самооценку выпускников школы, что свидетельствует о высоком уровне личностного развития и адекватном отношении к себе и к окружающим людям. На основе анализа результатов проведенной методики были выявлены следующие качества личности, которые занимали самый высокий ранг среди прочих,- это «Ответственность», «Самоконтроль», «Наличие собственного мнения», «Самостоятельность», «Социальная активность». Проведение корреляционного исследования (коэффициент корреляции Спирмена) по результатам «Тест-опросника личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха и модифицированной методики исследования самооценки личности С.А. Будасси показало высокий уровень корреляционной связи (0,78 при p=0,05). Таким образом, качества, выбранные респондентами по модифицированной методике С.А. Будасси взаимосвязаны с результатами методики Ю.З. Гильбуха, высокий уровень личностного развития предполагает высокую адекватную самооценку старшеклассников.

В результате проведенного исследования сделаны выводы, подтверждающие наличие глубокого психологического смысла проектной деятельности. Являясь комплексным психолого-педагогическим методом образовательной деятельности, выполнение проектов в рамках образовательного процесса служит механизмом в формировании социальной зрелости детей старшего школьного возраста. Проектная деятельность позволяет старшеклассникам разносторонне изучить интересующий вопрос, сформировать свое мнение по данному вопросу, осознать его личностное и общественное значение, оценить себя и свою работу с точки зрения личностной о социальной значимости.

The article presents the main directions in the research project activities of students, the formation mechanisms of social maturity through project activities, described the psychological characteristics of children of school age, the analysis of the impact of project activities on the formation of social maturity of the personality of pupils.

Key words: project activities, social maturity, the mechanisms offormation of social maturity, senior school age.

Список литературы

1. Антропова Ю.Ю. Проектное управление. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. С. 164-168.

2. Гостенина В.И., Борисенкова М.В., Володина Ю.А. Социально-психолгические механизмы социальной зрелости старшеклассников, воспитанников учреждений интернатного типа// Вестник БГУ №1, 2014г, 198с.

3. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности. М., 1976. 175 с.

4. Леонтьев Н.И., Главатских М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход// Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014г, т.14, вып.1, с. 55-60.

5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. проф. Образования/Н.В. Матяш. М.:Издательский центр «Академия», 2011. 144с.

6. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Возрастная психология. -М.: «Педобщество России», 2011. 246с.

7. Пашнев Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога. Изд-во «Феникс», 2010, - 320с.

8. Российская газета. Федеральный выпуск №5812. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413 Г. Москва.

9. ФГОС среднего (полного) общего образования. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf

Об авторах

Борисенкова М.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Володина Ю.А. - доцент кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Матяш Н.В. - профессор кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.