Научная статья на тему 'Интерактивные методы формирования социальной зрелости и ответственности в ранней юности'

Интерактивные методы формирования социальной зрелости и ответственности в ранней юности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
474
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / SOCIAL MATURITY / RESPONSIBILITY / CRITERIA OF FORMATION OF SOCIAL MATURITY / EARLY YOUTH / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Утко А. Н., Борисенкова М. В.

Представлена критериально обусловленная характеристика структурных компонентов социальной зрелости, обоснован феномен ответственности как значимой личностной характеристики в структуре социальной зрелости. Рассмотрена роль проектной деятельности в ряду интерактивных методов развития личности. На представительной выборке старшеклассников и студентов исследованы личностные характеристики, соотносимые с социальной зрелостью. В качестве независимой переменной определена проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF FORMATION OF SOCIAL MATURITY AND RESPONSIBILITY IN EARLY YOUTH

The article represents some criterion-conditioned characteristics of structural components of social maturity, proves the responsibility phenomenon as a significant personal characteristic in the structure of social maturity. The role of project activities among interactive methods of personality development is considered. On the basis of the representative selection of senior pupils and students some personal characteristics correlated to social maturity are investigated. Project activities are defined as an independent variable.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы формирования социальной зрелости и ответственности в ранней юности»

УДК 37.032

Утко А.Н., старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Борисенкова М.В., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Представлена критериально обусловленная характеристика структурных компонентов социальной зрелости, обоснован феномен ответственности как значимой личностной характеристики в структуре социальной зрелости. Рассмотрена роль проектной деятельности в ряду интерактивных методов развития личности. На представительной выборке старшеклассников и студентов исследованы личностные характеристики, соотносимые с социальной зрелостью. В качестве независимой переменной определена проектная деятельность.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, социальная зрелость, ответственность, критерии сформированное™ социальной зрелости, ранняя юность, проектная деятельность.

Проблемам социальной зрелости посвящено значительное количество современных исследований (Я.А. Байбородова, Н.Н. Загряд-ская, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.Н. Че-пурных, Е.И. Холостова и др.).

Изучение научной литературы позволило нам выявить основные критерии и показатели сформированности социальной зрелости личности в ранней юности: 1) сформированность профессиональной направленности (предполагает уровень развития мотивации профессионального образования, знания о выбранной профессии, наличие альтернативных вариантов выбора профессии из числа возможных, основные мотивы поступления в учебные заведения); 2) социальная активность (наличие основных мотивов построения межличностных отношений, включенность в жизнь общественных и иных социальных групп); 3) личностная саморегуляция (уровень сформированности волевых качеств, самостоятельность, наличие готовности к преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей); 4) система ценностных ориентаций (уровень сфор-мированности системы ценностей и личностных смыслов); 5) система социальных ролей (осознание себя носителем новых социальных ролей, типа гражданин, профессионал, семьянин); 6) ответственность за свои поступки, взятые обязательства.

Анализ критериально обусловленных характеристик социальной зрелости показал, что развитие профессиональной направленности предопределено возрастными особенностями и потребностями и предполагает формирование устойчивых профессиональных интересов,

осознание себя как профессионала и своего места в конкретной профессиональной сфере. Профессиональное самоопределение предполагает ответственный, осознанный выбор профессиональной деятельности на основе анализа своих интересов, предпочтений и склонностей. Социальная активность подразумевает самостоятельное включение молодого человека в деятельность, представляющую для общества определенную пользу, направленную на его развитие и благополучие. Благодаря социальной активности старшеклассники имеют возможность испытать свои силы как в общественно-полезной деятельности, профессиональной, так и в любой другой, развивая себя как личность, как субъект деятельности, имеющей общественное значение и полезный для общества результат. Развитие личностной саморегуляции предполагает высокий уровень контроля, рефлексии своего сознания, поведения, формирование программы саморазвития, особенно характерной для данного возраста. Благодаря саморегуляции можно говорить и о самосовершенствовании. Развитие системы ценностных ориентаций напрямую связано с такими социальными институтами как семья и ближайшее окружение, школа и внешкольная деятельность и т.д. Внешние, продиктованные взрослыми, ценности, интериоризируясь, приобретают личностный смысл и определяют мотивы деятельности, общения. Постепенно взрослея и развиваясь, ребенок включается в новые отношения с окружающей действительностью, проявляя себя носителем новых социальных ролей. Принятие этих ролей означает для него переход на новый уровень личност-

ного и социального развития, изменения касаются и личности ребенка, и деятельности, и системы межличностных отношений.

Ответственность, как один из критериев социальной зрелости, предполагает сознательное и самостоятельное осуществление той или иной деятельности, ее контроль, анализ, принятие последствий данной деятельности на себя. Таким образом, ответственность представляет собой совокупность мотивациии, интеллекта и деятельности. В науке понятие ответственности раскрыто, прежде всего с юридической стороны, и характеризуется принятием и выполнением личностью своего долга перед обществом [7]. В социально-психологическом аспекте проблема ответственности представлена в виде отдельных фрагментарных исследований, которые носят экспериментальный характер, и не раскрывают в полной мере особенности и механизмы формирования ответственности (Агеев З.С, Коршунов Л.Е., Растигеев А.П., Слободская А.Л., Сухинсая Л.А. и т.д.). В ряде работ ответственность рассматривается как внешняя или внутренняя необходимость, при этом, внешняя необходимость лежит в основе социальной ответственности, а социальная ответственность, интериоризируясь, является основой формирования внутренней инициативности [3].

На основе экспериментальных исследований ответственности авторами были выявлены показатели, наличие которых позволяет утверждать о развитой ответственности. К этим показателям относятся осознание важности принятых обязательств как для себя самого, так и для других; понимание возможных трудностей при выполнении поручения; планирование различных способов преодоления данных трудностей; осознание необходимости отчитываться за проделанную работу; планирование осуществления деятельности по выполнению данных обязательств [6]. Таким образом, данные показатели характеризуют ответственность как такой уровень зрелости личности, при котором деятельность, которую выполняет личность, а также мотивы межличностного взаимодействия, является внутренне детерминированными, осознанными, спланированными, проанализированными, при необходимости, скорректированными. При этом отчет о выполненной деятельности или взятой ответственности не обязательно должен осуществляться перед конкретными людьми, в качестве субъекта контроля может выступать и сам человек, принявший на себя ответственность или

давший какие-либо обязательства [7].

Анализ феноменов ответственности и социальной зрелости позволяет утверждать, что ответственность, является универсальным критерием, который, ввиду своего высокого уровня осознанности, самоконтроля, повсеместности проявления, охватывает выделенные критерии социальной зрелости.

В возрасте ранней юности, ввиду его психологических особенностей и новообразований, проявление ответственности осуществляется во всех сферах жизнедеятельности: учебе, межличностном общении, профессиональном самоопределении. Именно в этом возрасте происходит формирование различных видов ответственности, а именно моральной, социальной, закладываются основы профессиональной, юридической ответственности. Наиболее благоприятной средой для развития ответственности является специально организованный образовательный процесс, который может охватить все возможные задачи личностного и социального развития молодого человека.

Школа как социальный институт оказывает колоссальное влияние на становление личностных характеристик старшеклассников, в ряду которых значимыми являются структуры, обуславливающие социально зрелую личность. Поэтому выбор образовательной технологии -это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств.

Исследователи отмечают (А.В. Антюхов, М.В. Ретивых, С.Л. Мельников и др.) что в качестве стилевой характеристики современных образовательных технологий выделяют их интерактивность [1, с. 303]. Интерактивность означает, что все обучение выстраивается в режиме субъект-субъектного взаимодействия, преломляется через мотивы, ценностные ориентации, профессиональные цели и соразмеряется с ними, что позволяет не только «снабдить» учащегося знаниями и компетенциями, но и развить у него такие качества личности, которые востребованы обществом, рынком труда.

В рамках интерактивности в обучении создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития.

К интерактивным методам обучения можно отнести дидактические игры, дебаты,

групповую дискуссию, «мозговой штурм», метод творческих проектов, решение квазипрофессиональных задач, виртуальное путешествие, работу в малых группах, метод «кейсов», анализ ситуаций морального выбора и др.

В ряду современных интерактивных методов обучения особого внимания заслуживает метод творческих проектов как комплексный метод развития у учащихся качеств субъекта деятельности, преобразовывающего окружающий мир и самого себя [4]. Метод творческих проектов, в основе которого лежит проектная деятельность, достаточно широко изучен в современной науке (П.Р. Атутов, Н.Н. Нечаев, МБ. Павлова, В.В. Рубцов, И.А. Сасова, В.Ф. Сидоренко, В.Д. Симоненко и др.). Его эффективность в формировании личностных характеристик школьников обоснована в работах Е.Н. Бичеревой, К.Н. Поливановой, Н.В. Ма-тяш, И.А. Мезенцевой, Е.М. Фещенко и др. В своем исследовании мы предположили, что проектная деятельность является значимым средством формирования у юношей и девушек социальной зрелости и ответственности.

Для проверки этой гипотезы мы провели исследование среди выпускников лицея и студентов младших курсов вузов, принимавших активное участие в проектной деятельности. Экспериментальную выборку составили 77 человек, среди которых 35 юношей и 42 девушки (всего 77 респондентов).

С целью выявления сформированности у

Изучение влияния проектной деятельности на

них социальном зрелости и ответственности нами были использованы следующие методики: тест «Опросник проектной компетентности» Н.В. Матяш, Ю.А. Володиной [4], «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гиль-буха [2], «Шкала социальной компетентности» А.М. Прихожан [5]. Независимой переменной явилась проектная деятельность, а зависимой -социальная зрелость и ответственность.

В результате первичной обработки данных проведенных методик была обнаружена следующая тенденция: среди подавляющего большинства испытуемых (88,3%) проектная деятельность сформирована на высоком уровне, так же по шкале «Мотивация достижений» так же высокие результаты продемонстрировали 75,3% опрошенных. По шкале «Ответственность» значения выше среднего были выявлены у 76% старшеклассников. Результаты первичного анализа по шкалам «Интерес к социальной жизни» (86, 7%), «Самостоятельность» (84,7%), «Уверенность в себе» (78,3%), «Организованность, развитие произвольности» (79,4%) показали развитие данных показателей у большинства опрошенных старшеклассников на высоком уровне.

С целью определения непосредственного влияния проектной деятельности на формирование социальной зрелости и ответственности были использованы методы математической статистики. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

сформированность компонентов социальной

Результаты методики/шкал методик Чувство гражданского долга Мотивация достижений Ответствен-ность Интерес к социальной жизни Самостоя-тель-ность Уверенность в себе Организованность, развитие произвольности

Методика «оценка проектной компетентности» 0,614 0,323 0,61 0,339 0,436 0,532 0,473

при критическом значении N=77, p<0,01

Полученные данные свидетельствуют о том, что коэффициент ранговой корреляции Спирмена является статистически значимым по всем позициям исследования и находится в интервале 0,6 - 0,4, при критическом значении N=77, р<0,01.

Список литературы

1. Антюхов А.В. Базовые характеристики и функции современных образовательных технологий в вузе // Антюхов А.В., Ретивых М.В., Мельников С.Л. Вестник Брянского государственного университета. 2016. №1 (27). С. 297-301.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о положительном влиянии проектного метода обучения как интерактивной технологии на формирование социальной зрелости и ответственности старшеклассников.

2. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. 79 с.

3. Матяш Н.В. Проектная компетентность как результат образования //Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 4. С. 32-34.

4. Матяш Н.В. Методика оценки проектной компетентности студентов // Матяш Н.В., Володина Ю.А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3 (17). С. 9.

5. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.

6. Поздняков А.В. Изучение социальной зрелости старшеклассника при аттестации школы // Учитель. 2005. № 3. С. 53-56.

7. Сафин В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности / Сафин В.Ф., Нурлы-гаянов И.Н. Уфа: Вагант, 2008. 188 с.

INTERACTIVE METHODS OF FORMATION OF SOCIAL MATURITY AND RESPONSIBILITY IN EARLY YOUTH

The article represents some criterion-conditioned characteristics of structural components of social maturity, proves the responsibility phenomenon as a significant personal characteristic in the structure of social maturity. The role of project activities among interactive methods of personality development is considered. On the basis of the representative selection of senior pupils and students some personal characteristics correlated to social maturity are investigated. Project activities are defined as an independent variable.

Keywords: interactive methods of training, social maturity, responsibility, criteria of formation of social maturity, early youth, project activities.

References

1. Antyukhov, A.V. (2016) Bazovye harakteristiki i funkcii sovremennyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vuze [Basic Characteristics and Functions of Modern Educational Technologies in a Higher Education Institution]. VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald], 1 (27), 297-301.

2. Gilbukh, Yu.Z. (1989) Psihodiagnostika v shkole [Psychodiagnostics at School]. Moskva.: "Znanie".

3. Matyash, N.V. (2011) Proektnaya kompetentnost' kak rezul'tat obrazovaniya [Project Competence as a Result of Education]. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [The Higher School Herald], 4, 32-34.

4. Matyash, N.V., Volodina, Yu.A. (2011) Metodika ocenki proektnoj kompetentnosti studentov [Evaluation Technique of Student Project Competence]. Psihologicheskie issledovaniya: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal [Psychological Research: Online Scientific Journal], 3 (17), 9.

5. Prikhozhan, A.M. (2007) Diagnostika lichnostnogo razvitiya detej podrostkovogo vozrasta [Diagnostics of Personal Development of Teenagers]. Moskva: ANO PEB. .

6. Pozdnyakov, A.V. (2005) Izuchenie social'noj zrelosti starsheklassnika pri attestacii shkoly [Study of Social Maturity of Senior Pupils during School Merit Rating]. Uchitel' [The Teacher], 3, 53-56.

7. Safin, V.F., Nurlygayanov, I.N. (2008) Psihologiya samoopredeleniya i samoocenki lichnosti [Psychology of Self-determination and Self-assessment]. Ufa: The Vagant.

Об авторах

Утко Алексей Николаевич - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]

Борисенкова Мария Вячеславна - аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, E-mail: [email protected].

Utco Alexey Nikolaevich - senior lecturer of department of pedagogics and psychology of the childhood, Bryansk State Academician I.G. Petrovsky University (Russia), E-mail: [email protected] Borisenkova Maria Vyacheslavna - Graduate student, Bryansk State Academician I.G. Petrovsky University, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.