Научная статья на тему 'Формирование социальной успешности младшего школьника как проблема социальной педагогики'

Формирование социальной успешности младшего школьника как проблема социальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2535
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ / SOCIALIZATION / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL SUCCESS OF JUNIOR SCHOOLBOY / FORMATION OF SOCIAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баранец Надежда Анатольевна

В статье рассмотрена сущность процесса формирования социальной успешности младшего школьника с позиции социальной педагогики, представлены особенности младшего школьника в социализации и результат социально-педагогической деятельности в виде социального успеха ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL SUCCESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS PROBLEM OF SOCIAL PEDAGOGICS

The article describes the essence of process of formation of social success of junior schoolchildren from a position of social pedagogics, features of junior schoolchildren to socialization and result of social and pedagogical activity in the form of social success of the pupil are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной успешности младшего школьника как проблема социальной педагогики»

УДК 36+378

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Надежда Анатольевна Баранец

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,

e-mail: silans@mail.ru

В статье рассмотрена сущность процесса формирования социальной успешности младшего школьника с позиции социальной педагогики, представлены особенности младшего школьника в социализации и результат социально-педагогической деятельности в виде социального успеха ученика.

Ключевые слова: социализация; социальное воспитание; социальная компетентность; социальная успешность младшего школьника; формирование социальной успешности.

В современных условиях социальная педагогика становится важным регулятором отношений в обществе, в создании комфортных морально-психологических условий для развития личности в различных средах.

Многие исследователи, трактуя понятие «социальная педагогика как наука», в качестве ее предмета рассматривают социальное воспитание.

А. В. Мудрик рассматривает социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией [1].

Социальному воспитанию, как базовой категории теории и практики социальной педагогики, посвящены труды многих

современных ученых (А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, И.А. Липский, В.Д. Семенов, А.В. Мудрик,

B. А. Никитин, Л.Е. Никитина, Г.Н. Филонов,

C.Н. Чистякова, Т.Ф. Яркина).

Социальное воспитание охватывает все сферы социальной жизни и деятельности: семейный социум, детство, отрочество и юность, специфику городского микрорайона и сельской общины, школу и другие учебные заведения, различные группы риска и т. д.

Социальное воспитание как составная часть социальной педагогики, как сфера научного знания и социальной практики, рассматривая человека в органическом единстве индивидуально-психического и социального, как открытую, постоянно меняющуюся систему, как бы очеловечивает, педагогизирует среду. Такой подход, по свидетельству В.Г. Бочаровой, не приемлет монодисципли-нарности, а предполагает опору на интегративную целостную концепцию человека, ориентирующуюся на установление междисциплинарных связей в структуре человеческих дисциплины (а также внутри каждой из них) [2].

В основе методологии социального воспитания лежит общефилософское направление научного познания, указывающее пути исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной лич-

ности, индивида в конкретных историкокультурных условиях общества, а также пути исследования педагогического воздействия на социальное формирование личности.

Особенности социального воспитания младшего школьника связаны с современной социальной ситуацией, актуализируется проектирование многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств: в их числе - нарастающее отчуждение между поколениями, усиление социального инфантилизма, возможность получения новых знаний у учащихся и учителей одновременно через Интернет, воздействие большого и разнородного информационного потока. Данная проблема взаимосвязана с сохранением социального здоровья подрастающего поколения.

Все это усиливает значение социального воспитания младшего школьника как процесса, обеспечивающего создание условий и стимулирования позитивного социального развития его личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Социальное воспитание младшего школьника - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социального здоровья личности ученика посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности. Для данного возраста особое значение имеет учебная деятельность как ведущая.

Важность изучения процесса формирования социальной успешности младшего школьника в аспекте социальной педагогики связана с ценностными изменениями в обществе.

Социальная успешность выпускников образовательных учреждений, являясь значимой ценностью для современного человека, становится своеобразным показателем результативности педагогической деятельности. Успех приобретается и осознается в процессе социализации личности за счет прикладываемых ею усилий и создания внешних условий, задающих образцы поведения и отношения, способствующие достижениям. Особенное значение процесс формирования социальной успешности как качества личности приобретает в младшем

школьном возрасте, когда начинается активное сознательное освоение социальной роли «ученик», когда еще желаема социально значимая учебная деятельность. Более того, «если ребенку удается достичь успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» (У. Глассер).

Социальная успешность - категория междисциплинарная. В педагогике успешность рассматривается как качественная характеристика результатов деятельности,

имеющая протяженность во времени [3].

Успешность младшего школьника складывается из его достижений в разных видах деятельности, в частности социальной.

Социальная успешность учащихся определяется И.А. Гришановой как результат положительного опыта деятельности, проявляющегося в стремлении включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности [4].

В нашем понимании социальная успешность - это качество личности, индикатор социального статуса личности, позволяющее в процессе освоения социального опыта конструктивно функционировать, позитивно

развиваться, благополучно преодолевать трудности и разрешать проблемы. О. А. Яш-нова считает, что успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается за счет приложенных усилий и старания [3, с. 74].

Социальная успешность личности - результат социального воспитания, социализации личности.

Формирование социальной успешности младшего школьника необходимо рассматривать как процесс педагогически направленной его социализации. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.

Необходимо учитывать, что основная функция социализации отлична от основной функции воспитания. Если для социализации достаточна такая степень развития человека, которая позволяла бы ему функционировать в качестве полноправного члена общества, без соотнесения с определенной моделью развития личности, то основной функцией

воспитания как раз и является реализация заранее сконструированной модели личности, отвечающей задачам и потребностям наиболее успешного функционирования и развития общества.

Д.И. Фельдштейн считает, что если социализацию рассматривать как процесс, а индивидуализацию - как отношение к присвоенному в ходе этого процесса, тогда «социализация объективно предстает как поступательный, многоплановый и сложно ранжированный процесс, который не сводится просто к социально заданному (даже при рассмотрении присвоения как готовности к реализации, которое может быть востребовано и действительно реально реализовано) и социально необходимому. Потому что уже в социально заданном, присваиваемом личностью содержится, имеется действенный компонент будущего - необходимость не только воспроизводства на сегодняшнем уровне, но и движение деятельности (воспитание на прошлом, устремленном в будущее). Ибо если ребенок будет только присваивать и одновременно не реализовывать это в себе и для других за пределами приспособления, повторения, наступит конец развития, в том числе и развития человеческого общества...». И далее: «Социализация по своей сути - это движение, а не ряд локальных действий присвоения. Отсюда чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, прикосновением, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой - отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его «Я», раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы» [5].

Так как формирование социальной успешности личности учащегося является частью общего процесса становления личности, включая социализацию и индивидуализацию, интерес для нашего исследования представляли образующие «взросления» (по Д.И. Фельдштейну):

1) раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;

2) определение характера и особенностей воздействия социальной среды и систе-

мы воспитательных воздействий как условий личностного развития;

3) анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и субъекта действия;

4) выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире [5, с. 12].

Д.И. Фельдштейн определяет «сложный процесс социализации - индивидуализации, как объективно задаваемый социальной действительностью, социальными задачами, требованиями общества», который «выступает одновременно и как процесс имманентного саморазвития психики и личности ребенка» [5, с. 12].

Вслед за Д.И. Фельдштейном считаем, что развитие личности возможно только в деятельности, которая осуществляется

взрослеющим человеком вначале с помощью взрослых (педагогическое управление развитием и соразвитие), затем - самостоятельно: растущий человек проходит путь от самораз-личения, самовосприятия, через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации» (саморазвитие). В деятельности происходит раскрытие внутренних возможностей личности, актуализация творческого потенциала, формируется социальная успешность.

Таким образом, базовый процесс формирования социальной успешности младшего школьника предполагает три взаимосвязанных процесса: педагогическое управление, соразвитие субъектов ведущей учебной деятельности и саморазвитие личности учащегося в зоне опережающего развития.

Опираясь на позицию Д.И. Фельдштейна, считаем, что «в настоящее время приоритетным является подход о реальном действии социального на биологическое. Именно такой подход к рассмотрению онтогенетического развития обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов, при учете, во-первых, наличия в процессе развития периодов открытости человека определенным общественным воздействиям и, во-вторых, внутренней его готовности принять их и самореализоваться в них» [5, с. 11].

Считаем, опираясь на позицию В.И. Сло-бодчикова, что ведущая деятельность должна

«специально культивироваться в качестве возрастно-нормативной, в рамках, определенных ценностных оснований и целевых ориентиров развития» [6]. Соответственно, для младшего школьника - это учебная деятельность.

В отечественной психологии было проведено значительное количество исследований по проблеме возрастной периодизации, возрастным особенностям развития личности (Л.М. Божович, А.В. Запорожец, Н.С. Лей-тес, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В них отмечается, что конкретный возраст характеризуется особенностями условий жизни и требований, предъявляемых к индивиду на данном этапе его развития, отношениями с микро- и макросоциумом, особенностями развития его структуры личности.

А. В. Петровский считает, что в аспекте развития личности для каждого возрастного периода ведущим является деятельностноопосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у взрослеющей личности с наиболее референтной для него в этот период группой или лицом [7]. Эта позиция является для нашей работы особенно важной, т. к. в процесс формирования социальной успешности младшего школьника должны быть включены многочисленные институты и агенты социализации, но референтными агентами социализации младшего школьника являются родители и учитель младших классов. Формирование личности рассматривается как «процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания» [7, с. 10].

По мнению Е.В. Бондаревской, «понимание воспитания как управления развитием личности стало значительным шагом в гуманизации теории воспитания, но одновременно породило множество проблем, связанных с вопросом - что и как развивать?» [8]. Отбирая все наиболее ценное, разработанное в смежных науках относительно сущности, содержания и процессов развития личности, педагогика обосновывает собственные концепции, вкладывая в понятие «личность» педагогическое содержание, специфика которого состоит в определении тех компонентов личности (свойств, структур, процессов), которые могут рассматриваться предметом педагогического воздействия, помощи, под-

держки, педагогически управляемого развития и саморазвития [8, с. 133]. Педагогически управляемым результатом может являться социальная успешность как интегральное свойство личности, обеспечивающее ей достижение социально и личностно значимого результата развития субъекта деятельности.

Мы согласны с позицией Е.В. Бондаревской о том, что «приоритетной сферой развития личности является ценностно-смысловая». Это означает, что целью и главным предметом педагогической деятельности является ценностно-смысловое развитие

личности. Разделяя эти позиции, рассматриваем личностную направленность как фундаментальное свойство современного образования, указывающее на его обращенность к человеку как субъекту познания и преобразования культуры и личности учащегося.

Считаем, что формирование социальной успешности младшего школьника должно быть личностно-ориентированным, связанным с нравственным воспитанием и быть обеспечено педагогической поддержкой:

1) признание ее как субъекта и ее способности самостоятельно разрешать проблемы;

2) актуализация ее возможностей, владение которыми дает возможность личности оптимально разрешать проблемы;

3) моделирование и разрешение естественных или искусственных проблемных ситуаций, в которых личность поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей в достижении социального успеха.

Особое значение для исследования процесса формирования социальной успешности младшего школьника имеет концепция развивающего обучения, которое ориентирует учебный процесс на возможности человека и на их реализацию в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития) - саморазвитие, но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педагогами (зона ближайшего развития) - соразвитие.

Свое развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эль-конина, В. В. Давыдова [9]. Обучение младшего школьника предполагает работу в зоне ближайшего и перспективного, опережающего развития личности.

«Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у

школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития» [10]. Он переживает успех в учебной, исследовательской деятельности.

Формирование социальной успешности взаимосвязано с социальным воспитанием как направленной социализацией. Процесс социального воспитания существенно зависит от принятых в обществе норм, которые регулируют требования, предъявляемые им человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

Социализируясь, человек обогащается опытом и реализует себя, влияя на окружающий социум. Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого индивида в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т. п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека.

В процессе формирования готовности личности к реализации совокупности социальных ролей, освоения этих ролей происходит социальное самоопределение - выбор своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий его включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Аспект освоения социальной роли «ученик» имеет особое значение для социализации младшего школьника.

Опираясь на индивидуальное своеобразие личности ребенка, воспитание должно способствовать созданию условий для достижения успеха каждого (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сухо-млинский и др.). Поскольку воспитание опирается на собственные личностные составляющие, желания, интересы, способности и возможности личности, возникает необходимость формировать умение адекватно использовать данные способности, а это возможно при наличии у ребенка социальной компетентности. В младшем школьном возрасте расширяются рамки социального взаимодействия, увеличивается его темп, усложняется содержание знаний, неуклонно увеличивается их объем. Возникает необходимость направить взаимодействие педагога с детьми на развитие у ребенка стремления к самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации и самоопределению, на оказание помощи в становлении его личности (О. С. Газ-ман, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.).

Младший школьный возраст характеризуется расширением детских возможностей, существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, в развитии нравственной, умственной и физической сфер. В этом возрасте нельзя еще говорить о сложившейся иерархии мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения. Это дает реальную возможность влиять на процесс формирования социальной успешности наиболее эффективно. Период младшего школьного возраста является сен-зитивным в формировании социальной успешности, поскольку у учащегося развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Социальная успешность ученика проявляется в успешной учебе, успешности в общении со сверстниками и взрослыми, его популярности, наличии друзей, внутренней свободе и благополучии.

На социальную успешность оказывает влияние наличие мотива достижений - желание добиться положительных результатов деятельности и улучшить прежнее. В связи с

этим особую значимость приобретает процесс педагогического обеспечения достижения социальной успешности младшим школьником, который рассматривается как эффективное взаимодействие различных видов деятельности всех субъектов образовательного процесса (учащиеся, учитель, родители, руководители кружков, секций и другие референтные агенты социализации).

Опираясь на позицию Н.В. Гарашкиной, рассматриваем социальную успешность как показатель социального здоровья младшего школьника. «Социальное здоровье личности -это определенный уровень развития, сфор-мированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовать это взаимодействие» [10, с. 33].

В качестве критериев оценки социального здоровья детей она предлагает следующие: адаптация в референтных общностях (семья, группа сверстников, друзья); овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная); уравновешенность социализации и индивидуализации; выработка индивидуального стиля поведения (деятельности); наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств; общая средовая адаптация - интеграция в общество [10, с. 34].

Структура социальной успешности как индикатора социального здоровья личности младшего школьника включает: духовнонравственный (следование социальным

нравственным нормам, наличие позитивных социальных ценностей), социально-психологический (социальная направленность, социальная адаптивность, удовлетворенность) и деятельностный (социальная компетент-

ность, социально полезный успешный опыт деятельности) компоненты.

Данные компоненты как показатели результата задают основные направления социально-педагогической деятельности по формированию социальной успешности младших школьников:

- формирование здорового образа жизни;

- создание условий для позитивной социализации личности, включая создание развивающей среды, способствующей проявлению субъектности и успешности ребенка;

- педагогическая поддержка социального развития детей;

- социальная поддержка и помощь детям в преодолении проблемных ситуаций.

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2003. С. 17.

2. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход: монография. М., 1999. С. 137.

3. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. М., 2003. С. 14.

4. Гришанова И.А. Коммуникативная успеш-

ность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): монография.

Ижевск, 2006. С. 47.

5. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М, 2005. С. 4.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 43.

7. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1987. С. 20.

8. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1997. № 6. С. 132.

9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

10. Гарашкина Н.В. Социальное здоровье личности как объект социальной работы // Державинские чтения. Тамбов, 2010. С. 158.

Поступила в редакцию 1.10.2010 г.

UDC 36+378

FORMATION OF SOCIAL SUCCESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS PROBLEM OF SOCIAL PEDAGOGICS

Nadezhda Anatolyevna Baranets, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: silans@mail.ru

The article describes the essence of process of formation of social success of junior schoolchildren from a position of social pedagogics, features of junior schoolchildren to socialization and result of social and pedagogical activity in the form of social success of the pupil are presented.

Key words: socialization, social education, social competence, social success of junior schoolboy, formation of social success.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.