Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕE ВЛИЯНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕE ВЛИЯНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная тревожность / неуверенность / нестабильность. / Social anxiety / uncertainty / instability.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Р.Л. Петросян

В данной статье рассмотрены различные взгляды на проблему социальной тревожности, проанализированы теоретические исследования влияния тревожности на процессы обучения и общения в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ANXIETY AND ITS IMPACT IN ADOLESCENCE

The article touches upon different views on the problem of social anxiety; theoretical studies of the influence of anxiety on the processes of learning and communication in adolescence have been analyzed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕE ВЛИЯНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

DOI 10.24412/с1-37233-2024-2-291-296

СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Р.Л. Петросян

Университет Практической психологии и социологии « Урарту» petrosyanhripsime 712@^аИ сот АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены различные взгляды на проблему социальной тревожности, проанализированы теоретические исследования влияния тревожности на процессы обучения и общения в юношеском возрасте.

Ключевые слова: Социальная тревожность, неуверенность, нестабильность.

Введение

В современной психологии проблема тревоги и тревожности является одной из наиболее разработанных. В философской школе экзистенциализма (П. Тиллих, С. Кьеркегор и др.) проблема тревоги рассматривалась как неотъемлемая составляющая человеческого существования. В конце IX века представители психодинамического направления (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер и др.) сформировали проблему невротических заболеваний, выступающих как следствие глубинного психологического конфликта. Паттернами такого конфликта являются страхи и тревога.

Существует большое количество классификаций видов тревожности. З. Фрейд описал три типа тревожности - объективную, невротическую, моральную. И. Имедадзе выделяет два уровня тревожности - низкий и высокий. К. Роджерс характеризует тревогу как результат конфликта между «я -реальный» и «я - идеальный» [4].

По мнению Э. Фромма, психологическая изоляция, выходя за определенные пределы, приводит к возникновению тревоги [12].

К. Юнг отмечал, что непрерывный конфликт разных элементов личности - настоящая первопричина тревожности [13].

Г. Прихожан рассматривает тревожность как относительно стойкое образование, которое, включившись в структуру личности, имеет тенденцию к самоподкреплению и самоподдержке, приобретает собственную побудительную силу и осуществляет влияние как на развитие других личностных образований, так и на саму себя [7].

Материал и методы

В настоящее время тревога играет важную роль в жизни человека. Тревога является значимой проблемой современности. Это явление рассматривается как психологическое состояние, проявляющееся в беспокойстве, ощущении угрозы. В современном мире люди не успевают адаптироваться к скорости изменениям, вследствие чего и возникают различные тревоги и страхи. Тревожность ощущается как чувство неопределенности, беспомощности, напряжения.

Тревожность неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности, приводит к неуверенности, формирует конфликтные взаимоотношения.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуровновешенность, резкая смена настроения, тревожность). Проблемами юношеского возраста: поиск смысла собственного существования, страхи непонимания и одиночества, самоутверждение в среде сверстников - часто сопровождаются тревожными настроениями. Неопределённость и непредсказуемость будущего вызывает у большинства юношей состояние эмоциональной напряженности. Значительное количество молодых людей чувствуют себя одинокими, ощущают душевный дискомфорт в результате отсутствия доверительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, неопределенности социальной позиции в коллективе, несформированности ценностных ориентаций, планов на будущее.

Социальная тревожность оказывает негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и на качество жизни в юношеском возрасте. Юноша с высоким уровнем социальной тревожности избегает ситуаций, в которых необходимо проявление социальной активности, испытывает

дискомфорт в ситуациях взаимодействия с малознакомыми людьми и серьезные затруднения при знакомстве с противоположным полом, в стрессовой ситуации прибегает к избегающему поведению [5].

Выделяют следующие причины возникновения социальной тревожности - наследственность, темперамент, воспитание, негативный опыт, физические причины.

Юношеский возраст связан с большими социальными изменениями: поступление в новое учебное заведение, смена референтной группы, новые знакомства. Все эти события проходят для многих с проявлениями тревожности.

Несмотря на заинтересованность специалистов этой темой, до сих пор не существует однозначного определения тревожности.

Проблема тревожности особенно остро предстает перед теми, кто проходит через перемены в жизни. Высокий уровень тревожности может предопределить поведение юношей и девушек при общении в коллективе [3]. В межличностных отношениях, в период социальной адаптации, у тревожной личности могут проявляться такие нежелательные формы поведения, как стремление избежать эмоциональной связи с ровесниками, сохранение за собой нейтрального мнения в возникающих конфликтах и т. д.

Юношеский возраст является периодом, наиболее подверженным эмоциональной дезадаптации. Потребность молодого человека в принятии и одобрении другими активизирует возникновение страха. Даже однократный негативный опыт может сформировать у юноши убеждения в собственной несостоятельности и заставить его избегать ситуаций взаимодействия с людьми [8].

В юношеском возрасте происходит коренная перестройка эмоциональной сферы. Такая перестройка имеет позитивные и негативные моменты. Эмоциональная нестабильность усиливается происходящими изменениями в социальной ситуации его развития, что увеличивает нагрузку на эмоциональную сферу и может провоцировать кризисы в юношеском возрасте.

Таким образом, юношеский возраст является более сензитивным к повышению уровня тревожности. Трудность заключаются в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живёт, не даёт средств, достаточных

для ее решения. Существует очень много факторов, которые могут вызвать чувства тревожности, а в дальнейшем и чувства тревоги. Они могут быть разнообразными - это и отношения со сверстниками, и неуспеваемость в учебе.

Л. С. Выготский обращал внимание на то, что личная нестабильность способна рождать противоречивые желания и поступки. Это значит, что юноши все больше стараются быть похожими на сверстников и при этом выделиться среди них, они всегда хотят заслужить уважение, ожидают верности, но при этом сами меняют друзей [1].

Исследования доказывают, что повышенная личностная тревожность приводит к неуверенности в своих коммуникативных возможностях, связана с негативным социальным статусом, формирует конфликтные взаимоотношения.

Состояние тревожности характеризуется сильным психоэмоциональным напряжением. Поэтому высокий уровень тревожности нуждается в системной коррекционной работе.

Отсутствие способности обращаться за социальной поддержкой приводит к отставанию в учебном процессе. Поскольку социальная активность существенным образом влияет на успешность обучения и эмоциональное благополучие юношей и девушек, социальная тревожность может стать серьезной помехой на пути развития и самореализации молодого человека.

По мнению К.Р. Сидорова, тревожность, как черта личности, побуждает школьников стремиться к успешности при постоянной неудовлетворенности, напряженности. Потребность к достижению ведет к перегрузке, снижению работоспособности, повышению уровня эмоционального возбуждения, и, соответственно, к адаптационной перестройке функциональных систем, сопровождающихся ослаблением иммунной системы [9].

И.В. Старшинина также считает, что переживание интенсивной тревожности дезорганизует обучение [10].

О. В. Кузнецова считает, что для высокотревожных учащихся характерны гиперответственность, стремление избегать конфликтов с учителем и сверстниками [6].

Е.И. Стрижиус у старшеклассников описывает «тревожность выпускника», в ситуации «оценивания» [11].

А.Г. Илюхин отмечает, что оценочная тревожность нарушает когнитивные процессы, способствует снижению результатов экзаменов [2].

Основываясь на актуальности этой проблемы, мы провели экспериментальное исследование.

В исследовании приняли участие первокурсники факультета психологии Университета практической психологии и социологии «Урарту» (г. Ереван).

Всего - 30 человек, возраст от 18-20 лет. Исследование уровня тревожности у первокурсников было проведено с помощью методики Г. Спил-бергера, Ю. Ханина. Анализ данных показал, что у студентов средний (21 человек) и высокий (9 человек) уровень тревожности. В данной работе мы брали тревожность как целостную черту личности и не рассматривали отдельные компоненты тревожности.

Таким образом, у первокурсников преобладает средний показатель тревожности.

Результаты показали, что тревожность является распространенным явлением в учебной деятельности. Рекомендуется в процессе обучения использовать продуктивные методы и подходы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология, М.: «АСТ», 2008.

2. Илюхин А.Г. Развитие совпадающего поведения в юношеском возрасте // «Социально-экономические явления и процессы». № 3-4, 2011.

3. Кажарская О.Н. Влияние тревожности на социализацию в студенческой группе // «Инновационная экономика», № 7, 2020.

4. Корытко И.Д. Психологические факторы социальной тревожности студентов // «Научные труды московского гуманитарного университета». 2021, № 1.

5. Краснова В.В., Холмогарова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // «Психологическая наука и образование», № 1.

6. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизма адаптации личности в период юности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н., М., 2009.

7. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // «Психологическая наука и образование», 1998, №2.

8. Сагалакова О.А., Стоянова И.Я. Социальная тревога в подростковом и юношеском возрасте в контексте психологической безопасности // «Вопросы психологии», 2016, № 6.

9. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // «Вестник Удмуртского университета», 2013.

10. Старшина И.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н., М., 2007.

11. Стрижиус Е.И. Динамика тревожности в старшем школьном возрасте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н., М., 2013.

12. Фромм Э. Бегство от свободы, Мн., «Попурри», 1998.

13. Юнг К. Конфликты детской души. М.: «Канон», 1995.

SOCIAL ANXIETY AND ITS IMPACT IN ADOLESCENCE

H. Petrosyan

University of Practical Psychology and Sociology "Urartu " ABSTRACT

The article touches upon different views on the problem of social anxiety; theoretical studies of the influence of anxiety on the processes of learning and communication in adolescence havebeen analyzed.

Keywords: Social anxiety, uncertainty, instability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.