Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1875
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
тревожность / самооценка / подростковый возраст / anxiety / self-esteem / adolescence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прислопская Наталья Владимировна

В данной статье рассматривается вопрос влияния тревожности на самооценку (завышенную, заниженную) в подростковом возрасте. Рассказано о причинах возникновения тревожности с точки зрения западных и отечественных психологов. Даны рекомендации психологам по работе с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANXIETY AND ITS IMPACT ON SELF-ESTEEM IN ADOLESCENCE

This article addresses the issue of the effect of anxiety on selfesteem in adolescence. Talked about the causes of anxiety from the point of view of Western and domestic psychologists. Recommendations are given to psychologists on working with adolescents.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»



I

SCIENCE TIME

I

ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Прислопская Наталья Владимировна, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

E-mail: [email protected]

ANXIETY AND ITS IMPACT ON SELF-ESTEEM IN ADOLESCENCE

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос влияния тревожности на самооценку (завышенную, заниженную) в подростковом возрасте. Рассказано о причинах возникновения тревожности с точки зрения западных и отечественных психологов. Даны рекомендации психологам по работе с подростками.

Abstract. This article addresses the issue of the effect of anxiety on self-esteem in adolescence. Talked about the causes of anxiety from the point of view of Western and domestic psychologists. Recommendations are given to psychologists on working with adolescents.

Ключевые слова: тревожность, самооценка, подростковый возраст.

Key words: anxiety, self-esteem, adolescence.

В современной психологии тревожность рассматривается как одно из основных свойств личности, определяющее ее развитие. Проблема тревожности является довольно актуальной проблемой в современной психологии. Проявляясь в раннем возрасте под действием неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.

Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени [1]. Ее рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного свойства. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие

1 SCIENCE TIME 1

грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека.

Дискуссия о причинах возникновения тревожности продолжаются. На сегодняшний день преобладает мнение, согласно которому тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Проблема тревожности у подростков зачастую ведет к снижению продуктивности и работоспособности, влечет за собой трудности в общении. Подросток с повышенной тревожностью, как правило, имеет неадекватную часто противоречивую самооценку: заниженную, завышенную, конфликтную, что нередко приводит к различным соматическим заболеваниям. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. в своем психологическом словаре раскрывают понятие самооценка как значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [1]. Она в процессе становления личности занимает важное место и, изучение механизмов возможного влияния на неё ради сохранения здоровья нации является одной из важнейших задач.

На западе понятие тревожность пришло в психологию из психоанализа и психиатрии. По мнению многих психоаналитиков во главе с Фрейдом, тревожность является врожденным свойством личности. Фрейд тщательно анализировал и изучал данное явление, пересматривал свои взгляды, дорабатывал аспекты концепции, касающихся причин и функций тревожности. Фрейд рассматривал тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Неопределенность и беспомощность суть тревожности. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», иными словами в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности [2].

К. Хорни как представительница неофрейдистов посветила изучению тревожности целое развернутое исследование. В своей работе она говорит о невротических потребностях личности, о том, что лишь удовлетворив эти потребности, человек может избавиться от тревожности. Но, эти невротические (всего их 11) потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, невозможно избавиться от тревожности.

Создатель «межличностной теории» С. Салливен так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. [4]. Тревога, появившись под воздействием неблагоприятного социального окружения в раннем возрасте, постоянно и неизменно присутствует в жизни человека. «Центральной потребностью» для человека является избавление от чувства беспокойства и страха через разнообразные «динамизмы».

34

1 SCIENCE TIME 1

Другой взгляд на проблему тревожности имеет Э. Фромм, рассматривая явление психического дискомфорта через призму исторического развития общества. По его мнению, «естественные социальные связи» могут существовать только в первобытном обществе. С ростом капитализма, изменениями способов производства разрываются первичные узы, появляется свободный, независимый, а значит оторванный от природы и людей индивид. Следствием этой «негативной свободы» являются одиночество, тревожность, глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения. Таким образом, человеку для освобождения от тревоги требуется сначала освободиться от самой этой свободы. Бегство от свободы как бегство от самого себя, забытье - единственное решение в борьбе с тревожностью [5].

Подводя небольшой итог, можем сказать, что тревожность - это врожденная, связанная с сохранением целостности организма реакция страха.

По мнению многих специалистов, считается, что среди факторов, вызывающих подростковую тревожность, на первом месте стоит неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка со сверстниками. Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием подростка в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки.

Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако важно помнить, что ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию. Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни подростка. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и многие другие отечественные психологи, являются родительские отношения [6, 7].

35

1 SCIENCE TIME 1

А.И. Захаров в своей работе «Неврозы у детей» приходит к следующему выводу: «Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе» [6].

Такой специфический вид тревожности, как «семейная тревога», был выделен Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким. Под «семейной тревогой» понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися, прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность, родственные, межсоседские отношения и т. п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах других членов семьи, в родительской любви, неуверенность в себе; например, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не соответствует его представлению о себе. Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении. В соответствии с этим индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, какую бы объективно позицию в ней ни занимал и сколь активную роль бы ни играл. Данное семейно-обусловленное состояние, как показывают наблюдения Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, во взаимодействии с характерологическими особенностями личности (в частности, явной сенситивной, психастенической, реже лабильной акцентуацией) оказывается важным фактором, участвующим в возникновении обессивно-фобического невроза. Необходимо отметить также роль данного состояния в этиологии острых аффективных реакций, а также острых реактивных психозов (в том числе реактивной депрессии). Семейно-обусловленная тревога выступает в этих случаях как «фактор почвы», способствуя резкому усилению реакции на патогенную ситуацию [8].

Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношения «мать-ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат. Вместе с тем существует достаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений, семейного воспитания, которые являются специфическими с токи зрения возникновения у детей устойчивой тревожности.

1 SCIENCE TIME 1

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки у подростков снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы подростка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности подростка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у подростка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. В этой ситуации также необходимо проводить работу с самим подростком и желательно в двух направлениях: снижение уровня тревожности; повышение уровня самосознания и самооценки подростка. Следовательно, на данный момент имеется острая необходимость в разработке подобных коррекционно-развивающих мероприятий. Сложившиеся обстоятельства считаем весомым аргументом, для продолжения изучения данной темы.

Результаты сделанного нами обзора точек зрения известных психологов и психотерапевтов помогут психологу в практической работе с подростками. С помощью конкретных знаний можно разрешить сложные проблемы и конфликты, которые возникают с детьми подросткового возраста. При негативных проявлениях в поведении подростка психолог должен в первую очередь изучить его взаимоотношения с ближайшими родственниками в контексте самооценки, поскольку взаимоотношения с ними являются отражением ведущей деятельности, а самооценка главным личностным конструктом в данном возрасте. Использование знаний данной проблемы поможет повысить эффективность образовательного и воспитательного процессов, способствующих развитию полноценного, здорового, уверенного в себе и своих силах члена общества.

Литература:

1. Психологический словарь: 2-е издание, под редакцией Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: АСТ-Астрель-Хранитель. - 2007. - 479 с.

2. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Свет. - 1989, - 404 с.

3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. -СПб.: Лениздат. - 1997. - 412 с.

4. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. - СПб.: Лань. - 1997. - 240 с.

37

I SCIENCE TIME Щ

5. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.: Академия, 1990. - 330 с.

6. Захаров А.И. Неврозы у детей / А.И. Захаров. - СПб.: Лениздат, 1996 - 642 с.

7. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 11-17.

8. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. -М.: Академия, 1990. - 400 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.

10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. -179 с.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.