Научная статья на тему 'Представления о феномене тревожности личности в современной психологии'

Представления о феномене тревожности личности в современной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3717
915
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / РИСК-ФАКТОР / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / КОРРЕКЦИЯ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ANGST / RISK-FACTOR / SOCIAL DISCOMFORT / PERSONALITY STRUCTURE / PERSONALITY QUALITY / CORRECTION / NERVE AND PSYCHE DISEASES / EMOTIONAL TENSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Решетова Татьяна Яковлевна

Анализируется проблема тревожности в контексте интенсивно усиливающегося социального дискомфорта личности в обществе. На основе исследований зарубежной и отечественной психологии рассматривается природа происхождения данного психологического феномена, определяются его содержание и функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas about phenomenon of personality angst in modern psychology

The researcher seeks to describe and analyze the central characteristics of angst against the background of increasingly related social discomfiture persons experience within societies. Exploration of the origins of this mental phenomenon with the based on the findings and inferences from foreign researches and studies. Identification of its contents and functions.

Текст научной работы на тему «Представления о феномене тревожности личности в современной психологии»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Решетова Т.Я.

Проблема тревожности является одной из наиболее сложных и активно изучаемых в психологической науке, что обусловлено интенсивно усиливающимся социальным дискомфортом личности в обществе.

В зарубежной и отечественной психологии активно изучается природа происхождения данного психологического феномена, определяются его содержание и функции. Большинство специалистов признает, что тревожность является наиболее значимым риск-фактором, ведущим к нервно-психическим заболеваниям.

Тревога в мире человеческих переживаний - явление, имеющее столько разных оттенков, что трудно дать ей однозначное определение и описать точную природу ее возникновения.

Многозначность и семантическая неопределенность термина “тревожность” в психологии является следствием его использования в различных значениях - это и гипотетическая “промежуточная переменная”, и временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и свойство личности, формирующееся под влиянием внутренних и внешних факторов; и мотивационный конфликт личности.

Анализ исследований, посвященных феномену тревожности в зарубежной психологии, показал, что термин “тревога” был внесен в психологию психоаналитиками. Многие представители психоанализа рассматривали тревогу как врожденное свойство личности, изначально присущее человеку состояние.

З.Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений - инстинктов, которые являются движущей силой развития личности, определяют ее поведение и настроение. З. Фрейд считал, что

столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает тревогу и неврозы. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимации “энергии либидо”, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от невротической тревоги [11].

Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего, у К. Хорни. В теории К. Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом определенных человеческих отношений. К. Хорни считала, что при помощи удовлетворения потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности нена-сыщаемы, удовлетворить их невозможно, следовательно, от тревоги нет путей избавления (2004).

В большей степени к мнению К. Хорни близок С. Салливан. Он считал, что личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. У человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом его межличностных отношений. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности. Возникнув в раннем возрасте в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.

Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм. Он считал, что в эпоху средневекового общества человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в опасности и не

© Решетова Т.Я., 2011

испытывал сильных тревог, потому что не был “отчужден” от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Э. Фромм называет “естественными” социальными связями. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной “негативной свободой”, человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть в “бегстве в себя”, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги (Э. Фромм, 1990).

Э. Фромм, К. Хорни и С. Салливан пытались показать различные механизмы избавления от тревоги. Э. Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе “бегство в себя”, лишь прикрывают чувство тревоги, но полностью не избавляют индивида от нее. Наоборот, чувство изолированности усиливает тревогу, поскольку утрата своего “Я” порождает самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по мнению Э. Фромма, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги.

К. Роджерс определяет личность как продукт развития человеческого опыта или как результат усвоения общественных форм сознания и поведения. Основной конфликт личности и возникновение тревоги К. Роджерс выводит из соотношения двух систем личности - сознательной и бессознательной. Если между этими системами имеется полное согласие, то у человека хорошее настроение, он удовлетворен собой, спокоен. При нарушении согласованности между двумя системами возникают различного рода переживания, беспокойство и тревога. Это может вызывать вегетативную реакцию, сердцебиение, которые сознательно воспринимаются как волнение, тревога, а человек не в состоянии оценить причины беспокойства. Тревога ему кажется беспричинной (К. Роджерс, 1980).

В рассмотренных выше теориях авторы выделяют несколько источников тревоги:

• тревога из-за потенциального физического вреда, угрожающего болью, опасностью, физическим неблагополучием;

• тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников);

• тревога, вызванная чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет; у старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного;

• тревога из-за неспособности овладеть средой, которая появляется, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, выдвигаемыми среда. Тревога связана с чувством неполноценности, но не идентична ему;

• тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации (фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности);

• возникновение тревоги обусловлено семейным воспитанием, взаимоотношениями ребенка и матери; период детства является предопределяющим последующее развитие личности.

Тревога свойственна каждому человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе по отношению к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть “эмоционально болезненным” и может привести к отчаянию. Чтобы избавить себя от отрицательных эмоциональных переживаний, тревоги, человек использует различные защитные механизмы.

Своеобразный взгляд на природу тревоги и на определение ее роли в развитии личности можно увидеть у представителей экзистенциальной психологии (таких, например, как С. Кьеркегор и Р. Мэй).

По мнению С. Кьеркегора, встреча с тревогой может освободить человека от скуки, может обострить его восприятие, она создает то напряжение, на котором основано сохранение человеческого существования. Если есть тревога, значит, человек живет. Как и лихорадка, тревога свидетельствует о том, что внутри человека идет борьба. Пока эта борьба продолжается, еще не поздно найти конструктивное решение проблемы. Когда тревога кончается, это означает, что битва завершилась, и если проблема осталась нере-

шенной, за этим может последовать пустота, невроз, депрессия. Именно поэтому С. Кьеркегор называл тревогу “лучшим учителем” в жизни человека. По его мнению, тревога возникает тогда, когда перед человеком раскрываются новые возможности [5].

Р. Мэй указывает, что тревога имеет смысл. Хотя она может разрушать жизнь человека, тревогу можно использовать конструктивно. Сам факт, что человек выжил, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу своей тревоге. Тревога сыграла решающую роль в жизни человека, научив наших предшественников думать, а также пользоваться символами и орудиями для защиты от врагов. Однако загадка тревоги до сих пор не решена. Знания о ней расширились, но психологи до сих пор не решили, что делать с нашей тревогой. Хотя в целом теоретические представления в психологии о нормальной тревоге не вызывают возражений, из них еще не сделаны практические выводы. Психологи все еще склонны полагать, что “психически здоровый человек может жить без тревоги”, но этот иллюзорный идеал жизни, из которой исключена тревога, представляет собой искаженное восприятие реальности, что особенно очевидно в наше время на фоне таких явлений, как ядерная энергия, водородная бомба.

Причины тревоги современного человека лежат в сфере психологии и духовности - в широком смысле этого слова, поскольку тревога связана и с ощущением бессмысленности. Человек уже боится не тигров и мастодонтов, он боится потерять самоуважение, боится отвержения со стороны группы, боится проиграть в соревновании с другими людьми. Тревога видоизменилась, но переживания тревоги по своей сути не отличаются от переживаний наших предков. Тревога - важнейший элемент существования человека [6].

В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходится на 1970-е - 1990-е гг. Несмотря на большое количество исследований, как в психиатрии, так и в психологии, присутствует большой спектр мнений в определении тревожности.

Отечественные исследования тревожности представлены работами Л.И. Божо-

вич, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, Г.Г. Бочкаревой, Н.А. Грищенко, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловской, А.М. Прихожан, Л.С. Славиной и других.

В данных работах тревожность рассматривается как разновидность “аффективного переживания”. Под аффективным переживанием Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович имеют в виду не просто интенсивную эмоцию, сопровождающуюся затуманенностью сознания, ослаблением воли, потерей контроля над своими действиями. В их понимании аффективное переживание рассматривается как длительное, глубокое, эмоциональное переживание, связанное с активно действующими потребностями и стремлениями, имеющими для субъекта жизненно важное значение. Чем более существенны для субъекта потребности, тем более сильными и глубокими будут его аффективные переживания [6].

Аффективные переживания различают по знаку (положительные - отрицательные), по интенсивности (тревожность, фрустрация, стресс, невроз), по устойчивости (ситуативная тревожность - устойчивое свойство личности). Одновременно проявляясь в познавательной, двигательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики, они оказывают существенное влияние на развитие личности.

Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в отечественной психологии внесен А.М. Прихожан (1988, 1990, 1991, 1994, 2000, 2004). Тревожность ею рассматривается как характерная черта депривационного синдрома, спектр нарушений которого очень широк: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений интеллекта и личности. В зависимости от того, какие потребности субъекта не удовлетворяются, чего именно он лишен, выделяют различные виды депривации - сенсорную, двигательную, информационную, социальную, материнскую и другие.

А.М. Прихожан сделан детальный анализ проблемы тревожности в общении со сверстниками у подростков (1977); проявления тревожности в младшем школьном возрасте у детей, воспитывающихся вне семьи (1982); тревожности, связанной

с учебной деятельностью (1990, 1991, 1994, 2004). На основе подхода, разработанного Л.И. Божович, А.М. Прихожан у подростков в общении со сверстниками были выделены два вида тревожности:

• адекватная, являющаяся реакцией на реальное неблагополучие подростка в отношениях со сверстниками;

• неадекватная, которая при объективном благополучии порождается конфликтным строением самооценки, при этом суть переживаний неадекватной тревожности заключается в наличии постоянных колебаний между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Здесь даже нейтральные ситуации оцениваются индивидом как угрожающие.

Дальнейшие исследования А.М. Прихожан показали, что в подростковом возрасте неадекватная тревожность крайне редко проявляется в какой-либо одной сфере, в большинстве случаев это “разлитая” тревожность, захватывающая самые разнообразные сферы психической активности подростка.

А.М. Прихожан выдвинута интересная гипотеза о том, что нельзя рассматривать роль тревожности в формировании личности только как сугубо негативную, препятствующую творческому развитию личности. В определенных случаях, как устойчивое личностное образование, тревожность может играть и позитивную роль, что будет зависеть от особенностей личности, ее способностей и интеллекта (1990).

Дальнейшие исследования тревожности у детей и подростков [8; 9], привели к предположению, что тревожность не всегда является собственно личностным образованием. Она может быть функцией неблагоприятных особенностей общения. В тех случаях, когда удается изменить отношение сверстников или родителей к ребенку (например, уговорить родителей снизить уровень требований, более выражено проявлять эмоциональную поддержку), повышенная тревожность постепенно исчезает.

По мнению А.М.Прихожан, современное состояние исследований проблемы тревожности характеризуется определенной двойственностью, сочетанием общепринятых положений и недостаточной экспериментальной и клинической доказанностью, что во многом обусловлено недо-

статочностью онтогенетического аспекта изучения проблемы (2007).

В исследованиях последних лет по проблеме тревожности преобладают подходы, где феномен тревожности рассматривается как состояние и свойство личности, анализируется их взаимовлияние как взаимодополняющих категорий. Так А.В. Махнач (1995) в своих исследованиях приходит к выводу, что состояние тревожности как свойство в структуре личности занимает одно из ведущих мест. По его мнению, на континууме “состояние - черта личности” тревожность в разные отрезки времени, в зависимости от окружающей социальной и природной среды, имеет не фиксированную точку, а область, где по выраженности и стабильности ее можно квалифицировать и изучать как черту или состояние.

В работах Березина оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека. Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения [2].

В.М. Астапов указывает на необходимость реализации функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности[1]. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасной. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления.

Им выявлены следующие психические функции тревоги:

1. Функция сигнала - сигнализирует о неопределенной опасности и побуждает к ее поиску (имеет приспособительное значение).

2. Функция поиска - человек пытается найти источник угрозы, так как соприкосновение с опасностью разряжает беспо-

койство (нормальная тревожность), при постоянном поиске источника угрозы можно говорить о патопсихологических нарушениях личности.

3. Функция оценки - анализ сложившейся ситуации. Имеет сложный характер, включающий не только перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализации прошлого опыта и умений человека и так далее. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться.

Большое внимание уделяется также конкретным, частным видам тревожности, например, школьной тревожности у детей (Решетова, 2003; Костина, 2004; Дмитриева, 2005; Никитина, 2006; Суш-ков, 2006 и другие).

Анализ проблемы тревожности в психологии позволяет заключить следующее:

• В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее сложных и активно изучаемых, что связывается с постоянно усиливающимся дискомфортом личности в обществе. Однако причины происхождения, содержание и функции психологического феномена тревожности исследователями трактуются по-разному.

• В зарубежной психологии по проблеме тревожности выполнено большое количество экспериментальных исследований, направленных на выявление механизмов проявления тревожности и поиск путей ее преодоления, особенно в тех видах человеческой деятельности, которые связаны с высокой степенью риска или оценкой способностей индивида.

• В отечественной психологии фундаментальные исследования тревожности связаны в основном с исследованием отклонений в развитии в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. В данных исследованиях в качестве причин возникновения тревожности рассматриваются неблагополучие в общении со сверстниками, авторитарный стиль руководства процессом обучения, наличие обедненной социальной среды развития, неадекватный стиль родительского общения и другое, однако вне поля исследования остаются вопросы прояв-

ления тревожности у взрослых в деятельности, семейных и межличностных отношениях.

• Существенное влияние тревожности на формирование структуры личности признается почти всеми психологами. Такое влияние ставит проблему своевременной коррекции повышенной тревожности до того, как она станет устойчивым свойством личности, ведущим к нервнопсихическим заболеваниям.

• Тревога обеспечивает эмоциональную напряженность, ощущение риска, состояние собранности перед преодолением трудностей, и это указывает на еще одну проблему при изучении тревожности, которая пока еще остается недостаточно исследованной: на взаимосвязь тревоги с творчеством, оригинальностью и сообразительностью.

Литература

1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. СПб., 2001.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

3. БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995.

4. Костина Л.М. Адаптация первоклассников путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. 2004. № 1.

С. 137 - 143.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет // Тревога и тревожность. СПб., 2001.

6. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. СПб., 2001.

7. Никитина В.А. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С.102 -103.

8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., Воронеж, 2000.

9. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб., 2007.

10. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. СПб., 2001.

11. Фрейд 3. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. СПб., 2001.

12. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.