Научная статья на тему 'Особенности переживания социальных и учебных страхов старшеклассниками и студентами вуза'

Особенности переживания социальных и учебных страхов старшеклассниками и студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1254
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ / УЧЕБНЫЙ СТРАХ / ТРЕВОГА / УЧЕБНАЯ / САМООЦЕНОЧНАЯ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СТРАХАМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности переживания социальных и учебных страхов старшеклассниками и студентами вуза»

4. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах: в 3 Ч. / В.В. Вельяминов-Зернов. - СПб., 1866.

5. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров / А.В. Головнев. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 607 с.

6. Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XX в. / Н.А. Минен-ко. - Новосибирск: Наука, 1975. - 308 с.

7. Небольсин П. Покорение Сибири. Историческое исследование / П. Небольсин. - СПб., 1849.

8. Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.). Ч. 3 / Н.Н. Оглоблин. - М.: Университетская типография, 1900.

9. Огрызко И.И. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII в. / И.И. Огрызко. -Л., 1941.

10. Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история / Е.В. Перевалова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2004. - 414 с.

11. Степанов Р.Н. К вопросу о служилых и ясачных татарах // Сборник аспирантских работ. Право, история, филология. - Казань: КГУ, 1964. - С. 52-70.

12. Шарифуллина Ф.Л. Касимовские татары / Ф.Л. Шарифуллина. - Казань, 1991. - 127 с.

13. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири (10321882 гг.) / И.В. Щеглов. - Иркутск: Восточно-Сибирский отдел ИРГО, 1883. - 778 с.

14. РО ТИАМЗ - Рукописный отдел Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. № 12 864.

15. РГИА - Российский государственный Исторический архив. Ф. 1286. Оп. 2. Д. 347.

16. ГУТО ГА в г. Тобольске - Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 329. Оп. 13. Д. 7.

Т.Л. Шабанова

особенности переживания социальных и учебных страхов старшеклассниками и студентами вуза

Ключевые слова: базовые эмоции, социальный страх, учебный страх, тревога, учебная, самооценочная, межличностная тревожность; толерантность к страхам.

В современном мире, где все больше усиливаются социальные, экономические и политические противоречия и увеличивается зона опасности для эмоционального самочувствия человека, современное образование, к сожалению, мало внимания уделяет проблеме эмоционального становления молодых людей, особенно воспитанию у них толерантности к негативным переживаниям и трудностям. Это отнюдь не способствует саморазвитию молодежи в направлении психологической независимости, взросления, успешной адаптации в наше бурное время.

По мнению ряда исследователей, базовыми переживаниями человека, определяющими становление всей его личности, а поэтому заслуживающими особенно пристального внимания, являются тревога и страх (Бинсвангер Л., Боулби Дж., Вилюнас В.К., Из-ард К., Маслоу А., Лэйнг Р., Мэй Р., Селье Г., Салливан Г., Тиллих П., Франкл В., Фрейд З., Фрейд А., Хайдеггер М., Хорни К. и др.) [1; 3; 4]. Несмотря на повышенный интерес специалистов к этой проблеме многие ее аспекты остаются недостаточно изученными и

© Шабанова Т.Л., 2013

понятыми. Одним из них является изучение влияния тревоги и страха на процесс эмоционального становления личности на разных этапах взросления. Подавляющее большинство исследований посвящено изучению страхов на ранних этапах онтогенеза, в детском возрасте. В некоторых исследованиях анализируются подростковые страхи и тревоги. И практически отсутствуют работы, посвященные изучению эмоциональных переживаний в период взросления - на этапе ранней и поздней юности. Вместе с тем именно юношеский возраст в эмоциональном развитии личности является наиболее значимым периодом, определяющим становление границ эмоционального мира, его богатство и механизмы регуляции. С завершением периода юности механизмы эмоциональной регуляции приобретают стабильность и автономность. Уже состоявшийся молодой человек будет либо с интересом реагировать на новизну и с благоговением относиться к жизни и ее неожиданностям или, напротив, жизненные трудности будут содействовать закреплению незрелой идентичности, оформлению образа Я как «неудачника», и тогда он будет чувствовать себя беспомощным в этом мире и предвосхищать лишь источники новых страхов и тревог. Поэтому исследование целостности и динамики эмоциональных переживаний молодых людей в период взросления и жизненного самоопределения, а также разработка программ психологического сопровождения эмоционального становления личности в условиях образовательного процесса является одним из важных направлений обучения и воспитания.

В исследовании Н.В. Коротковой, выполненной под нашим руководством, изучались социальные и учебные страхи старшеклассников и студентов вуза и осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов. В исследовании участвовало 90 человек: 30 учащихся 10 класса общеобразовательной школы г. Нижнего Новгорода в возрасте 1617 лет и 60 студентов 2-3 курсов исторического и филологического факультетов Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина в возрасте 18-21 год. Для изучения интенсивности, динамики и содержательных характеристик страхов использовались методики: «Шкала тревожности» A.M. Прихожан [5] и «Шкала оценки страхов», составленная нами на основе известных классификаций Захарова А.И., Карвасарского Б.Д., Кемпински А., Кузнецовой Е.Н. [2] и др. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программы STATISTICA и программы Exel. Для сравнительного анализа результатов использовался t-критерий Стьюдента.

Мы исследовали социальные страхи старшеклассников и студентов. Анализ различий в степени интенсивности переживания страхов в разных группах испытуемых приведен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ степени интенсивности социальных страхов у старшеклассников и студентов с применением ¿-критерия Стьюдента

Категория испытуемых Показатели

Среднее значение (М) Стандартное отклонение (о)

Старшеклассники 286,1 70,5

Студенты вуза 222,3 58,3

Значение различий 0,01

Мы обнаружили достоверные различия в более интенсивном переживании социальных страхов школьниками по сравнению со студентами 3,8; р < 0,01). Старшеклассники в меньшей степени, чем студенты способны осознавать и контролировать свои страхи. Чрезмерные страх и тревога оказывают дезорганизующее влияние на деятельность и поведение молодых людей, препятствуют проявлению социальной активности, повышают уязвимость личности, неуверенность, беспомощность.

Представляло интерес изучение содержания социальных страхов у молодых людей. Переживаемые страхи отражают наиболее значимые области социальных отношений и степень удовлетворения базовых социальных потребностей. Результаты сравнительного анализа доминирующих социальных страхов с учетом возраста в группах испытуемых приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ содержательных показателей социальных страхов у старшеклассников и студентов вуза

Виды страхов частота встречаемости разных видов страхов в группах испытуемых (в %)

Старшеклассники Студенты вуза

Страх социального отвержения и личной несостоятельности 83,3 80

Страх нарушения межличностных связей и отношений (несчастья близких, предательства, конфликтов и т.д.) 73,3 63,3

Медицинские страхи (боли, болезней, врачей, лечения) 60 66,7

Природные страхи (природных явлений, катастроф, животных и т.д.) 33,3 40

Экзистенциальные страхи (смерти, старения, утраты, пустоты, неизвестности) 66,7 30

Для большинства старшеклассников и студентов доминирующими оказываются страхи социального отвержения и личной несостоятельности. Среди них наиболее значимыми являются страхи взаимодействия с авторитетными личностями, неодобрения, критики, отрицательной оценки, несоответствия социальным ожиданиям и стандартам, неудач в преодолении трудностей, быть обойденным другими. Для старшеклассников характерны страхи «попасть в неловкое положение» и быть «не собой». Страх «быть не собой» - это переживание быть лишенным своего мнения, потерять индивидуальность и самобытность. У студентов доминирует страх волнений и переживаний в ситуациях социальной оценки.

Старшеклассники больше чем студенты боятся ситуаций нарушения межличностных отношений (конфликтов, предательства), а также проблем и несчастья близких. Для них в большей степени, чем для студентов актуальны экзистенциальные переживания,

связанные с поиском смысла жизни, неизвестностью будущего. Студенты в большей степени, чем школьники обеспокоены состоянием своего здоровья. Также они более интенсивно, чем старшеклассники переживают угрозу стихийных бедствий, экологической катастрофы.

Содержание социальных страхов у современных молодых людей, как в период ранней, так и поздней юности, связано, прежде всего, с угрозой быть неуспешным, несостоятельным и социально отвергнутым. Различия в содержании социальных страхов обусловлены возрастными особенностями и социальной ситуацией развития. Для старшеклассников более актуальны переживания, связанные с угрозой благополучию межличностных отношений, страхом ответственности и выбора, особенно в условиях неизвестности и неопределенности будущего. Студенты более обеспокоены личным и общественным благополучием в плане сохранения своего здоровья, жизни и экологической стабильности.

Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность, которая определяет окончательное становление личности. Эмоциональный опыт, приобретенный в период обучения, будет влиять на формирование личностной зрелости, ответственности и мировоззрения молодых людей. Поэтому далее мы изучали учебные страхи и тревоги старшеклассников и студентов с целью выявления их интенсивности, содержания, происхождения для разработки программ эмоционального саморазвития. Анализ результатов представлен в таблице 3.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа интенсивности учебных страхов и тревог у старшеклассников и студентов вуза

Категория испытуемых Области тревожных переживаний

Учебная Самооценочная Межличностная Общая

Старшеклассники 24,4 ± 7,5 23,6 ± 6,2 26,9 ± 7,1 74,9 ± 17,5

Студенты вуза 19,7 ± 6,4 17,3 ± 5,2 14,3 ± 5,9 51,3 ± 15

Значение различий 0,05 0,01 0,01 0,01

Мы обнаружили достоверные различия у студентов вуза и старшеклассников по следующим факторам: учебная тревожность (I = 2,6; р < 0,05), самооценочная тревожность (I = 4,2; р < 0,01), межличностная тревожность (I = 7,5; р < 0,01), общая тревожность ^ = 5,6; р < 0,01).

Было выявлено, что все показатели тревожных переживаний у старшеклассников превышают нормативные значения. Десятиклассники склонны воспринимать обширный круг разнообразных школьных ситуаций как содержащих угрозу и реагировать на них усиленным состоянием тревоги, неадекватным величине реальной опасности. Особенно эмоционально уязвимы старшеклассники в ситуациях общения со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми взрослыми, что отражается в высоком значении межличностной тревожности. Также выявлен показатель повышенной учебной тревожности, которая отражает опасения учащихся по поводу возможных неуспехов в учебных ситуациях, предвосхищении отрицательных оценок, негативного отношения со стороны педагогов. По оценкам старшеклассников, школьные страхи - постоянный спутник об-

учения. Они возникают во время опроса, ответов у доски, при выполнении контрольных работ, зачетов и экзаменов. Девочка-старшеклассница пишет: «Как только начинается опрос и проверка домашнего задания, у меня холодеют и становятся мокрыми руки, потом дрожат колени». Превышает норму у десятиклассников и показатель самооценочной тревожности, актуализирующий страх личной несостоятельности и неуверенности в своих решениях, способностях и результатах действий.

Исследователи отмечают, что подверженность страхам и тревогам зависит от возрастных и личностных особенностей школьников, а их содержание указывает на социальную природу. Мы сопоставляли страхи современных старшеклассников с литературным данными, приведенными в исследованиях А.М. Прихожан и сотрудников (80-90-е гг.) [5]. Аналогичные опубликованные результаты свидетельствуют о возрасте десятого класса как периоде относительного эмоционального благополучия. По имеющимся в литературе данным, «пик тревожности» приходится на старший школьный возраст, на одиннадцатый класс. В настоящее время в связи с изменением социальной ситуации обучения, необходимостью выбора основных предметов и началом периода интенсивной подготовки к сдаче ЕГЭ уже в десятом классе согласно нашим данным происходит рост учебной тревожности школьников. Многие десятиклассники оказываются неподготовленными к ситуациям высокой учебной нагрузки и социальных требований, принятию ответственных решений, неизвестности и неопределенности в связи со своим будущим.

У студентов вуза также показатели учебных страхов и тревог наиболее высоки и превышают нормативные значения. Учебная деятельность студентов характеризуется высокими эмоциональными перегрузками. Ее отличает высокий динамизм, большая загруженность, высокий контроль. Особенно страшит студентов ситуация экзамена. Студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», «как изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку». Значимость экзамена вызвана тем, что его итоги влияют на социальный статус молодого человека, его самооценку, материальное положение (стипендия), на дальнейшие перспективы учебы в вузе и, возможно, дальнейшую профессиональную карьеру. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета («повезет - не повезет?») и жесткий лимит времени на подготовку усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений. Средний показатель самооценочной тревожности, отражающий представления о себе, у студентов находится в диапазоне нормальных значений (т =17,3). Показатель межличностной тревожности, отражающий уровень переживаний во взаимоотношениях с другими людьми, также соответствует норме (т=14,3).

Таким образом, и старшеклассникам, и студентам свойственны сильные переживания страхов и тревог в ситуациях обучения, общения с педагогами. При этом у старшеклассников по сравнению со студентами вуза интенсивность учебных страхов и тревог достоверно выше. Этот факт свидетельствует о неспособности молодых людей конструктивно справляться со своим волнением в напряженных учебных ситуациях, следствием этого является снижение результатов обучения или достижение успехов в сочетании с нарушением здоровья и личностного благополучия. Помимо учебных страхов старшеклассникам свойственны переживания опасений по поводу благополучия самооценки и межличностных отношений со сверстниками. Этот факт свидетельствует о том, что потребности в принятии, самореализации, полноценности, безопасности и успешности в условиях обучения у них не удовлетворяются в большей степени, чем у студентов.

Наше исследование показало, что эмоциональная культура молодых людей в плане конструктивного взаимодействия со своими тревогами и страхами крайне низка. Ре-

шению выявленных проблем будет способствовать специально организованная психолого-педагогическая работа в образовательных учреждениях по воспитанию толерантности к страхам у школьников и студентов. Толерантность к страхам формируется под влиянием, с одной стороны, объективной социальной ситуации и зависит от степени ее комфортности, благополучия для молодых людей, с другой - субъективными внутренними факторами: наличием достаточных личностных ресурсов совладания с трудностями. Психологическая программа развития толерантности к страхам в юношеском возрасте должна решать следующие задачи: 1) формирование у молодых людей положительной установки интереса к жизненным и учебным трудностям; 2) обучение анализу трудно узнаваемых форм тревоги и страха, построению взаимоотношений с другими людьми без конфликтов; 3) овладение приемами противостояния нежелательным эмоциональным воздействиям со стороны других людей; 4) овладение приемами открытого выражения своих чувств и помощи окружающим в преодолении аффектов, обид и других отрицательных состояний. Для этого в процесс школьного и вузовского обучения необходимо включение дополнительных специальных учебных курсов по психологии эмоций и эмоциональных состояний, тренингов, направленных на развитие способностей к эмоциональной рефлексии и психологической проработке эмоций, адекватному эмоциональному самовыражению в общении и деятельности.

Библиографический список

1. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

2. Кузнецова Е.Н. Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания: автореф. дис. ... канд. психол. н., - Ставрополь, 2003. - 18 с.

3. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

4. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 235 с.

5. Прихожан А.М. Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.