Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
760
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ANXIETY / CAUSES OF ANXIETY / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Н. В., Ваднева В. Д.

Целью данной статьи является выявление причин и характеристик тревожных состояний личности в юношеском возрасте. В статье дан краткий аналитический обзор теоретический воззрений зарубежных и отечественных психологов на проблему причин и особенностей тревожных состояний личности, а также выявлены основные причины и особенности тревожности, характерные для юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS AND CHARACTERISTICS OF ANXIETY STATES OF PERSONALITY IN YOUTH

The purpose of this article is to identify the causes and characteristics of anxious states of a person in adolescence. The article provides a brief analytical review of the theoretical views of foreign and domestic psychologists on the problem of the causes and characteristics of anxiety states of a person, and also identifies the main causes and features of anxiety characteristic of adolescence.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.96

Иванова Н.В. студент 2 курс направление подготовки «Психология»

Ваднева В .Д. студент 2 курс направление подготовки «Психология» Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова Россия, г. Севастополь ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: целью данной статьи является выявление причин и характеристик тревожных состояний личности в юношеском возрасте. В статье дан краткий аналитический обзор теоретический воззрений зарубежных и отечественных психологов на проблему причин и особенностей тревожных состояний личности, а также выявлены основные причины и особенности тревожности, характерные для юношеского возраста.

Ключевые слова: тревожность, причины тревожности, юношеский возраст.

Ivanova N. V. Student 2 year, «Psychology» Vadneva V.D., Student 2 year, «Psychology» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol REASONS AND CHARACTERISTICS OF ANXIETY STATES OF PERSONALITY IN YOUTH Annotation: the purpose of this article is to identify the causes and characteristics of anxious states of a person in adolescence. The article provides a brief analytical review of the theoretical views of foreign and domestic psychologists on the problem of the causes and characteristics of anxiety states of a person, and also identifies the main causes andfeatures of anxiety characteristic of adolescence.

Key words: anxiety, causes of anxiety, adolescence.

Тревожность человека является одним из самых интригующих феноменов в психологической науке. Несмотря на изученность многих аспектов данной темы, интерес к ней не угасает. Изучение тревожности на разных этапах развития личности важно, как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. Особую остроту приобретает изучение изменений, происходящих в эмоциональной сфере в подростковом и в юношеском возрасте, тревожности в частности. Поскольку в эти возрастные

периоды происходят сильные социальные катаклизмы, которые проявляются в их сознании.

В психологической литературе существует большое количество подходов к изучению тревожности, рассмотрение которых в задачи данной статьи не входит. Однако, обобщая теоретические воззрения на проблему тревожности, можно сделать вывод, что под тревожностью в психологии понимается индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Проблема причин возникновения тревожности является одним из наиболее важных и сложных вопросов в изучении этого свойства личности. При выделении причин тревожности мнения авторов расходятся. Одни исследователи считаю источником тревоги особенности нервной системы и повторяющиеся стрессовые ситуации (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин, Б. Н. Филипс, Н. Г. Мартин), трудности и нарушения при межличностном общении (К. Хорни, Г. С. Саливан), наличие внутриличностных конфликтов (К. Роджерс, В. Н. Мясищев) [4]. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов [1]. Иначе, тревожность может быть обусловлена влиянием множества факторов, на что указывал еще Левитов. Среди них выделяют такие, как: вероятная неспособность субъекта реализовать значимые устремления в будущем [2], угроза престижу самооценки в ситуации межличностных отношений, расхождение между самооценкой и оценкой окружающих [6].

Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, И. П. Павлов, Я. Рейковский, И. М. Сеченов, Я. Стреляу) видели основные причины возникновения тревожности в физиологических нарушениях организма, например, в нарушениях процессов регуляции функционального состояния мозга, генетических предпосылках в виде слабости нервных процессов [7].

Обращаясь к причинам возникновения тревожности в юношеском возрасте, стоит сказать, что данный возрастной период в психологической литературепринято считать этапом больших социальных и психологических изменений.

В период студенчества изменяется структура социальных ролей, повышается автономность, растет ответственность за свое будущее, стремительно изменяется образ жизни [3]. Причины тревожных состояний во всех сферах жизнедеятельности юношей, на современном этапе мало изучены, поэтому в данной работе в большей мере будут рассматриваться тревожные состояния личности в юношеском возрасте в процессе профессионального становления. Все тревожные юноши отличаются определенными социальными ценностями и стереотипами, способствующими росту отрицательных эмоций. У части юношей представлен своеобразный культ успеха, достижений и благополучия

ей

культивируемый обществом, средствами массовой информации, референтной группой. Если юноша недостаточно соответствует этим требованиям, то это способствует формированию у него негативного отношения к себе и возникновению внутреннего конфликта личности, сопровождаемого возрастанием тревожности. Состояние тревожности тесно связано с состоянием фрустрации, которое, в свою очередь, во многом зависит от невозможности осуществить выдвигаемые обществом нормы, ценности и идеалы. Согласно предположению Ю. А. Зайцева, ключевым фактором возникновения адекватной или неадекватной тревожности в юношеском возрасте является неминуемое столкновение с будущим, определение себя и своего места в быстро меняющемся мире. Также Ю. А. Зайцев считает, что окружающие взрослые и родители ориентируют его на достижение высоких результатов, не учитывая способности и возможности [6]. Тревожность влияет на психические процессы. Особое влияние оказывает на эмоциональную сферу, пропадает жизнерадостность, появляется постоянное чувство раздражения и злости. В юношеском возрасте развивается пессимистическая позиция, неуверенность в своих силах. Чувство тревожности усиливает неуверенность в себе, негативно влияет на настойчивость, любознательность на познавательную активность. Одним из частых проявлений тревожности в юношеском возрасте является апатия, вялость, безынициативность. Исследователи отмечают, что у студентов вузов наблюдается наибольшее количество стрессов по сравнению с другими периодами жизни. Это касается как глобальных жизненных изменений (выбор профессиональной деятельности, вступление, в брак, рождение ребенка, устройство на работу), так и повседневных стрессов (конфликтов, нехватки времени) [3]. Самостоятельным источником стресса и тревоги в данный период времени у большинства юношей является учебная деятельность. Для будущего специалиста ключевую роль играет период обучения в высшем учебном заведении. Чем выше достигнутые в этот период результаты, тем больше шансов получить в последующем престижную работу и достигнуть успеха в карьере. В связи с этим роль успешного выполнения различных проверочных работ в процессе обучения сильно возрастает. Причем провал на экзамене или зачете, может лишить студента, возможности реализовать свои устремление. Именно это делает экзамены и другие формы контроля знаний источником стресса и тревоги. В зарубежной психологической литературе существует огромное количество исследований, посвященных стрессу во время испытаний и тревоге как его проявлению. Это явление получило название оценочной тревожности. Оценочная тревожность - склонность индивида испытывать тревогу или страх при подготовке, во время или после испытаний, связанных с оценкой умений интеллектуальных или физических способностей. Такого рода тревожность появляется при обнаружении в ситуации любых признаков, напоминающих об оценивании. Выделяют два компонента оценочн тревожности: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компоне

описывает мыслительные процессы, связанные с переживанием относительно своих способностей. Эмоциональный компонент связан с физическим ощущения беспокойства. В процессе учебной деятельности в высшем учебном заведении, проявление ситуативной и личностной тревожности неодинаково на разных курсах. В исследовании, проведенном Т. М. Масловой, была выявлена следующая динамика: На первом курсе преобладает высокий уровень ситуативной тревожности и низкий уровень личностной тревожности. Причинами данной тенденции могут выступать смена социального окружения и статуса, переход в новое социальное сообщество - профессиональное. Незнакомая обстановка, преподаватели, сокурсники - все это повышает тревожность и неуверенность студента.

При этом тревожность как личностное качество, у первокурсников не выявлена, то есть уровень личностной тревожности не выражен. К третьему курсу студенты уже полностью адаптируются к своему статусу и социальной ситуации, в которой происходит их жизнедеятельность. Поэтому ситуация обучения не вызывает особой тревоги, все события для них знакомы и предсказуемы, уровень ситуационной тревожности у них снижен. Ситуация меняется к концу обучения, когда происходит следующий этап личностного и профессионального самоопределения: студенты скоро станут «молодыми специалистами» и им необходимо будет искать работу адаптироваться к новым социальным условиям. Тревога перед будущим, неизвестность и неопределенность приводят к тому, что уровень ситуативной тревожности повышается достаточно существенно. Личностная тревожность также возрастает, поскольку происходит окончательное формирование «Я-концепции»[5]. Итак, ситуативная тревожность в процессе профессионального становления имеет следующий характер: отмечается высокий уровень ситуативной тревожности в начале и в конце обучения, в то время как в середине обучения уровень ситуативной тревожности снижен. Уровень личностной тревожности в начале и середине обучения снижен, однако к концу обучения уровень личностно тревожности достаточно выражен. Таким образом, среди наиболее общих причин возникновения тревожности в юношеском возрасте можно выделить следующие:

— неопределенность социального положения;

— осознание противоречий между своими возможностями и способностями;

— несоответствие уровню успешности, выдвигаемых в обществе;

— внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с самооценкой и оценкой другими успешности в различных сферах деятельности.

Использованные источники:

1. Аракелов Г. Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. // Психологический журнал. -2005. - Т.18, №2. - С. 102-113.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая. - Л.: Наука, 2011. -270 с.

3. Илюхин А. Г. Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: копинг-стратегии и оценочная тревожность // Социально экономические явления и процессы. - 2011. - №3-4. - С. 476-482.

4. Кириллина С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков // Национальный психологический журнал. - 2013. - №4[12]. - С. 36-43.

5. Маслова Т. М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 168-171.

6. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник удмуртского университета. - 2013. - №2. - С. 42-52.

7. Щербатых Ю. В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобии / Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. - Воронеж: Истоки, 2014. -282 с.

УДК 316.6

Иванова Н.В. студент 2 курс направление подготовки «Психология»

Ваднева В.Д. студент 2 курс направление подготовки «Психология» Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе

Россия, г. Севастополь ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ И

ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ Аннотация: в данной статье рассмотрены ключевые особенности межэтнических коммуникаций студентов и роль этнической толерантности в этом взаимодействии, через анализ психологических особенностей студенческого возраста, как переходного периода от юношества к взрослости. Особое внимание уделено факторам формирования и развития культуры межнационального общения молодежи, а также условиям формирования межэтнической толерантности. Новизна данной работы заключается в том, что в ней обобщены и дополнены представления об особенностях межэтнической коммуникации студентов и специфике формирования толерантности молодежи.

Ключевые слова: межнациональные отношения, студенческий возраст, толерантность, этническая нетерпимость.

А

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.