УДК 159.96
Иванова Н.В. студент 2 курс направление подготовки «Психология»
Ваднева В .Д. студент 2 курс направление подготовки «Психология» Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова Россия, г. Севастополь ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: целью данной статьи является выявление причин и характеристик тревожных состояний личности в юношеском возрасте. В статье дан краткий аналитический обзор теоретический воззрений зарубежных и отечественных психологов на проблему причин и особенностей тревожных состояний личности, а также выявлены основные причины и особенности тревожности, характерные для юношеского возраста.
Ключевые слова: тревожность, причины тревожности, юношеский возраст.
Ivanova N. V. Student 2 year, «Psychology» Vadneva V.D., Student 2 year, «Psychology» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol
Russia, Sevastopol REASONS AND CHARACTERISTICS OF ANXIETY STATES OF PERSONALITY IN YOUTH Annotation: the purpose of this article is to identify the causes and characteristics of anxious states of a person in adolescence. The article provides a brief analytical review of the theoretical views of foreign and domestic psychologists on the problem of the causes and characteristics of anxiety states of a person, and also identifies the main causes andfeatures of anxiety characteristic of adolescence.
Key words: anxiety, causes of anxiety, adolescence.
Тревожность человека является одним из самых интригующих феноменов в психологической науке. Несмотря на изученность многих аспектов данной темы, интерес к ней не угасает. Изучение тревожности на разных этапах развития личности важно, как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. Особую остроту приобретает изучение изменений, происходящих в эмоциональной сфере в подростковом и в юношеском возрасте, тревожности в частности. Поскольку в эти возрастные
периоды происходят сильные социальные катаклизмы, которые проявляются в их сознании.
В психологической литературе существует большое количество подходов к изучению тревожности, рассмотрение которых в задачи данной статьи не входит. Однако, обобщая теоретические воззрения на проблему тревожности, можно сделать вывод, что под тревожностью в психологии понимается индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Проблема причин возникновения тревожности является одним из наиболее важных и сложных вопросов в изучении этого свойства личности. При выделении причин тревожности мнения авторов расходятся. Одни исследователи считаю источником тревоги особенности нервной системы и повторяющиеся стрессовые ситуации (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин, Б. Н. Филипс, Н. Г. Мартин), трудности и нарушения при межличностном общении (К. Хорни, Г. С. Саливан), наличие внутриличностных конфликтов (К. Роджерс, В. Н. Мясищев) [4]. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов [1]. Иначе, тревожность может быть обусловлена влиянием множества факторов, на что указывал еще Левитов. Среди них выделяют такие, как: вероятная неспособность субъекта реализовать значимые устремления в будущем [2], угроза престижу самооценки в ситуации межличностных отношений, расхождение между самооценкой и оценкой окружающих [6].
Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, И. П. Павлов, Я. Рейковский, И. М. Сеченов, Я. Стреляу) видели основные причины возникновения тревожности в физиологических нарушениях организма, например, в нарушениях процессов регуляции функционального состояния мозга, генетических предпосылках в виде слабости нервных процессов [7].
Обращаясь к причинам возникновения тревожности в юношеском возрасте, стоит сказать, что данный возрастной период в психологической литературепринято считать этапом больших социальных и психологических изменений.
В период студенчества изменяется структура социальных ролей, повышается автономность, растет ответственность за свое будущее, стремительно изменяется образ жизни [3]. Причины тревожных состояний во всех сферах жизнедеятельности юношей, на современном этапе мало изучены, поэтому в данной работе в большей мере будут рассматриваться тревожные состояния личности в юношеском возрасте в процессе профессионального становления. Все тревожные юноши отличаются определенными социальными ценностями и стереотипами, способствующими росту отрицательных эмоций. У части юношей представлен своеобразный культ успеха, достижений и благополучия
ей
культивируемый обществом, средствами массовой информации, референтной группой. Если юноша недостаточно соответствует этим требованиям, то это способствует формированию у него негативного отношения к себе и возникновению внутреннего конфликта личности, сопровождаемого возрастанием тревожности. Состояние тревожности тесно связано с состоянием фрустрации, которое, в свою очередь, во многом зависит от невозможности осуществить выдвигаемые обществом нормы, ценности и идеалы. Согласно предположению Ю. А. Зайцева, ключевым фактором возникновения адекватной или неадекватной тревожности в юношеском возрасте является неминуемое столкновение с будущим, определение себя и своего места в быстро меняющемся мире. Также Ю. А. Зайцев считает, что окружающие взрослые и родители ориентируют его на достижение высоких результатов, не учитывая способности и возможности [6]. Тревожность влияет на психические процессы. Особое влияние оказывает на эмоциональную сферу, пропадает жизнерадостность, появляется постоянное чувство раздражения и злости. В юношеском возрасте развивается пессимистическая позиция, неуверенность в своих силах. Чувство тревожности усиливает неуверенность в себе, негативно влияет на настойчивость, любознательность на познавательную активность. Одним из частых проявлений тревожности в юношеском возрасте является апатия, вялость, безынициативность. Исследователи отмечают, что у студентов вузов наблюдается наибольшее количество стрессов по сравнению с другими периодами жизни. Это касается как глобальных жизненных изменений (выбор профессиональной деятельности, вступление, в брак, рождение ребенка, устройство на работу), так и повседневных стрессов (конфликтов, нехватки времени) [3]. Самостоятельным источником стресса и тревоги в данный период времени у большинства юношей является учебная деятельность. Для будущего специалиста ключевую роль играет период обучения в высшем учебном заведении. Чем выше достигнутые в этот период результаты, тем больше шансов получить в последующем престижную работу и достигнуть успеха в карьере. В связи с этим роль успешного выполнения различных проверочных работ в процессе обучения сильно возрастает. Причем провал на экзамене или зачете, может лишить студента, возможности реализовать свои устремление. Именно это делает экзамены и другие формы контроля знаний источником стресса и тревоги. В зарубежной психологической литературе существует огромное количество исследований, посвященных стрессу во время испытаний и тревоге как его проявлению. Это явление получило название оценочной тревожности. Оценочная тревожность - склонность индивида испытывать тревогу или страх при подготовке, во время или после испытаний, связанных с оценкой умений интеллектуальных или физических способностей. Такого рода тревожность появляется при обнаружении в ситуации любых признаков, напоминающих об оценивании. Выделяют два компонента оценочн тревожности: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компоне
описывает мыслительные процессы, связанные с переживанием относительно своих способностей. Эмоциональный компонент связан с физическим ощущения беспокойства. В процессе учебной деятельности в высшем учебном заведении, проявление ситуативной и личностной тревожности неодинаково на разных курсах. В исследовании, проведенном Т. М. Масловой, была выявлена следующая динамика: На первом курсе преобладает высокий уровень ситуативной тревожности и низкий уровень личностной тревожности. Причинами данной тенденции могут выступать смена социального окружения и статуса, переход в новое социальное сообщество - профессиональное. Незнакомая обстановка, преподаватели, сокурсники - все это повышает тревожность и неуверенность студента.
При этом тревожность как личностное качество, у первокурсников не выявлена, то есть уровень личностной тревожности не выражен. К третьему курсу студенты уже полностью адаптируются к своему статусу и социальной ситуации, в которой происходит их жизнедеятельность. Поэтому ситуация обучения не вызывает особой тревоги, все события для них знакомы и предсказуемы, уровень ситуационной тревожности у них снижен. Ситуация меняется к концу обучения, когда происходит следующий этап личностного и профессионального самоопределения: студенты скоро станут «молодыми специалистами» и им необходимо будет искать работу адаптироваться к новым социальным условиям. Тревога перед будущим, неизвестность и неопределенность приводят к тому, что уровень ситуативной тревожности повышается достаточно существенно. Личностная тревожность также возрастает, поскольку происходит окончательное формирование «Я-концепции»[5]. Итак, ситуативная тревожность в процессе профессионального становления имеет следующий характер: отмечается высокий уровень ситуативной тревожности в начале и в конце обучения, в то время как в середине обучения уровень ситуативной тревожности снижен. Уровень личностной тревожности в начале и середине обучения снижен, однако к концу обучения уровень личностно тревожности достаточно выражен. Таким образом, среди наиболее общих причин возникновения тревожности в юношеском возрасте можно выделить следующие:
— неопределенность социального положения;
— осознание противоречий между своими возможностями и способностями;
— несоответствие уровню успешности, выдвигаемых в обществе;
— внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с самооценкой и оценкой другими успешности в различных сферах деятельности.
Использованные источники:
1. Аракелов Г. Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. // Психологический журнал. -2005. - Т.18, №2. - С. 102-113.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая. - Л.: Наука, 2011. -270 с.
3. Илюхин А. Г. Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: копинг-стратегии и оценочная тревожность // Социально экономические явления и процессы. - 2011. - №3-4. - С. 476-482.
4. Кириллина С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков // Национальный психологический журнал. - 2013. - №4[12]. - С. 36-43.
5. Маслова Т. М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 168-171.
6. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник удмуртского университета. - 2013. - №2. - С. 42-52.
7. Щербатых Ю. В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобии / Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. - Воронеж: Истоки, 2014. -282 с.
УДК 316.6
Иванова Н.В. студент 2 курс направление подготовки «Психология»
Ваднева В.Д. студент 2 курс направление подготовки «Психология» Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе
Россия, г. Севастополь ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ И
ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ Аннотация: в данной статье рассмотрены ключевые особенности межэтнических коммуникаций студентов и роль этнической толерантности в этом взаимодействии, через анализ психологических особенностей студенческого возраста, как переходного периода от юношества к взрослости. Особое внимание уделено факторам формирования и развития культуры межнационального общения молодежи, а также условиям формирования межэтнической толерантности. Новизна данной работы заключается в том, что в ней обобщены и дополнены представления об особенностях межэтнической коммуникации студентов и специфике формирования толерантности молодежи.
Ключевые слова: межнациональные отношения, студенческий возраст, толерантность, этническая нетерпимость.
А
А