Научная статья на тему 'Исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков'

Исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2630
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ГЕНДЕР / ПОЛ / ПОДРОСТОК / ТРЕВОГА / СТРАХ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Евгения Николаевна

В данной статье приводится сравнительный анализ проявления тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста. По результатам исследования выявлено различие в показателях, где юноши больше всего подвержены тревоги, нежели чем девочки. Эта работа позволяет определить малоизученные направления исследования гендерных особенностей проявления тревожности юношеского возраста и обосновать дальнейшие перспективы работы в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков»

Исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков Study of gender characteristics of anxiety in adolescents

Литвинова Евгения Николаевна

Студент 6 курса

факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, Волгоград e-mail: litvinova. zhenya@list. ru

Litvinova Evgenia Nikolaevna

Student 6 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd state medical university Volgograd, Russia e-mail: litvinova.zhenya@list.ru

Аннотация.

В данной статье приводится сравнительный анализ проявления тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста. По результатам исследования выявлено различие в показателях, где юноши больше всего подвержены тревоги, нежели чем девочки. Эта работа позволяет определить малоизученные направления исследования гендерных особенностей проявления тревожности юношеского возраста и обосновать дальнейшие перспективы работы в данной области.

Annotation.

In this article, a comparative analysis of the manifestation of anxiety in boys and adolescent girls. According to the results of the study revealed a difference in performance, where young men are most susceptible to anxiety, rather than girls. This work makes it possible to determine the little-studied areas of research on the gender characteristics of the manifestation of anxiety in adolescence and to justify further prospects for work in this area.

Ключевые слова:

тревожность, гендер, пол, подросток, тревога, страх, психологические особенности, самооценка.

Key words: anxiety, gender, adolescent, fear, psychological features, self-conception.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Её изучением занимались такие психологи как Прихожан А. М., Мэй Р., Спилбергер Ч. Д., Божович Б.С.., Бернс Д., Новикова Е. В. и другие [1]. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, к трудностям в общении [6].

В нынешнее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка [4]. Такое явление способно повлиять на соматический аспект здоровья подростка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношение к себе [7].

Очевидно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека - существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка [2]. Однако большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге - с тревогой. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям [5].

В данной статье, тревога рассматривается с позиции гендерных проявлений. Само понятие «гендер» представляется как совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять

людям в зависимости от их биологического пола. В зависимости от того, к какому полу он принадлежит, индивид выстраивает своё поведение, свои взаимоотношения [3].

Таким образом, эмоциональное благополучие подрастающего поколения - один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности

Целью исследования являлось выявление гендерных особенностей проявления тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста.

В ходе работы были использованы такие методы исследования как наблюдение за учащимися в процессе обучения, беседа, метод математической обработки данных. В качестве методик были выбраны: «методика ситуативной и личностной тревожности Спилберга Ч.Д.; методика «Шкала тревожности Тейлора Дж.». В исследовании приняло участие 35 подростков возрастом 14-15 лет, учеников 9 класса, среди них 18 девушек и 17 юношей.

По результатам первой методики самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера выявлено, что у юношей отмечается выраженное преобладание ситуативной тревожности, чем у девочек и также личностной тревожности.

Нами был проведен анализ сравнения средних показателей методики Спилбергера Ч. по юношам и девочкам, показан на рисунке 1.

Сравнительная диаграмма показателей среднего значения методики Спилбергера Ч. по юношам и девочкам

Основной

Основной Основной Основной Основной Ос новной Основной

H

Основной

Основной с

Основной Основной

Среднее значение(М)

СТ СТ ЛТ ЛТ

юноши девочки юноши девочки Показатели тревожности

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма показателей среднего значения по методике Спилбергера Ч При сравнении результатов исследования по уровням значений тревожности и среднему показателю у мальчиков и девочек, была выявлена значительная разница в уровне тревоги. При ситуативной тревожности (М=44,5; Д=40: р <0,05). При личностной тревожности (М=45; Д=43: р <0,05) В обоих случаях, у юношей тревожность выражена сильнее, на более высоком уровне. Это значит, что юноши склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в более широком диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Такие личности с высокими показателями тревожности способны быть эмоционально острее и вспыльчивее по сравнению с другими.

Высокотревожные мальчики будут воспринимать ситуации с наличием стрессоров как более угрожающие, и будут испытывать более выраженный уровень ситуативной и личностной тревожности по сравнению с девочками.

Следующей методикой, способной выявить уровень тревожности у подростков в данной статье стала «шкала тревожности Дж. Тейлора». Статистические данные по методике представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная таблица с результатами по шкале тревожности Дж. Тейлора.

Юноши Девочки

Абс. % Абс. %

НЗ 4 24% НЗ 4 22%

СЗ к НЗ 6 35% СЗ с тенд. к НЗ 11 61%

СЗ к ВЗ 2 11% СЗ с тенд. к ВЗ 1 6%

ВЗ 4 24% ВЗ 2 11%

Оч. ВЗ 1 6% Оч. ВЗ 0 0%

М 16,1 М 11,2

По данным исследования видно, что количество уровня очень высокой тревожности у мальчиков (6%) больше чем у девочек (0%). Также существует значительная разница между высокими показателями. У девочек это 11%, у мальчиков 24%. Интересно то, что среднее значение с тенденцией к высокому, превалирует у девочек в меньшей степени нежели чем у юношей подросткового возраста (Приложение 2). Что касаемо показателей среднегрупповых значений, то у юношей они равны 16,1, а у девочек 11,2, что говорит о высоком показателе тревожности у мальчиков, нежели чем у девочек. (М=16,1; Д=11,2; р<0,05)

Результаты среднегрупповых показателей по данной методике представлены на рисунке 2.

Сравнительный результат среднего значения по методики Тейлора Дж.

у девочек и мальчиков

го Основной

е;

е;

® Основной

g Основной

то Основной

Основной

Ос

среднее значение(М)

трев-ть юноши трев-ть девочки Шкала тревожности

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма по методике Дж.Тейлора

Таким образом, мы пришли к выводу, что юноши в данной выборке наиболее тревожны по сравнению с девочками. Вероятнее всего мальчикам с повышенным уровнем тревожности свойственна агрессивность, конфликтность, психическая неуравновешенность или, наоборот, замкнутость, стеснительность, робость.

Причина тревожности подростков многогранна. Она может быть связана со страхом физической травмы, наказания, насилия, несчастного случая, или неудачи в учебе. Источником страха и тревоги могут быть родители, учителя и т. д.

Таким образом, мы выяснили, что существуют определенные различия в проявлении уровня тревожности у юношей и девочек. Мальчики в данной выборке наиболее тревожны по сравнению с девочками.

Список используемой литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер,2008. - 400 с.

2. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб: ПоР, 2006. - 160 с.

3. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. - М: МЦГИ -МВШСЭН - МФФ, 2006. - 415 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,1996. - 300 с.

5. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 336 с.

6. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Издательство МГУ, 2003. -

367 с.

7. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков / Каган В.Е. // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С. 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.