УДК 151.7 ББК 88.834.023
Морозов Максим Сергеевич
аспирант
кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Morozov Maxim Sergeevich Post-graduate Department of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Психологический анализ причин возникновения ситуативной тревожности старшеклассников в процессе их публичных выступлений
Psychological Analysis of the Senior Pupils’ Situational Anxiety Causes
in Their Public Appearance
В статье рассматриваются причины возникновения ситуативной тревожности старшеклассников в процессе их публичных выступлений. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях психолого-
педагогических и социальных причин тревожности старшеклассников. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора.
The article deals with the causes of senior pupils’ situational anxiety in their public appearance. The analysis of literature review data about the peculiarities of psycho-pedagogical and social causes of senior pupils’ anxiety is presented. The results of the author’s research and experimental work are summarized.
Ключевые слова: страх, тревога, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность, подросток, старшеклассник, публичные выступления.
Key words: fear, anxiety, situational anxiety, personal anxiety, teenager, senior pupil, public appearance.
Проведенный анализ психолого-педагогических исследований состояний
тревожности человека, позволяет сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной для современной психологической науки.
Актуальна проблема изучения уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.
Публичные выступления, рассматриваются нами как ситуация, сопровождающаяся переживаниями субъекта. Эти переживания вызывают тревожность.
В состоянии тревоги мы переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши соци-
альные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.
Термин «страх» используется обычно для описания процесса, включающего эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении. Определяющей характеристикой страха является то, что интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей её [5].
Термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны - активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги (СТ) возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид [4].
Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» используется так же для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность, как черта, или личностная тревожность (ЛТ), не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем личностной тревожности [4].
В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны со-
стояния напряжённости и тревожности у обучающихся.
В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
Как показали исследования, в подростковом возрасте переживание состояния тревоги имеет свои особенности. Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего «Я».
Такая тревога у подростка обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает. Тревожный ребенок становится социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становится хамелеоном по принципу: «Я (как и внутренний мир) как все». Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снимает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. д.
Наиболее высокий уровень тревоги - тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи. Если подросток не получает этой помощи, то дезорганизация поведения и деятельности достигает своего максимума. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием подростка в наиболее значимых сферах деятельности и общения. Либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т. п. Подобную тревожность часто испытывают подростки, которые учатся хорошо и даже на «отлично», ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении
деятельности. У таких детей отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. При таком конфликте дети вынуждены стремиться к тому, чтобы добиться успеха во всех сферах, но он не мешает им правильно оценить успехи, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении. Отмечается перегрузка и перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, а также повышенной утомляемости [2].
Следует также обратить внимание на детей, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Подросток как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется вследствие неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь на продуктивности деятельности [2].
Психодиагностические исследования детей подросткового возраста показало, что повышенная тревожность у детей общеобразовательных классов вызывает переутомление, т. е. временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния.
Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочета-
нии с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха [1].
Сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере.
Корень детской тревожности - не открытое пренебрежение интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан - и сам не знает за что. Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая - отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания [3].
Экспериментальное изучение причин возникновения ситуативной тревожности проводилось в процессе индивидуальной и групповой практической психологической работы с подростками.
В данной части работы участвовали 105 детей в возрасте 16-17 лет: 56 девочек, 49 мальчиков.
В ходе изучения причин тревожности нами применялись различные методы, среди них: наблюдение (с ведением выборочной записи по методу «повременной пробы» и частотным счетом), методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера, шкала тревожности Д. Тейлора, адаптированная Т. А. Немчиновой, рисуночный тест «Несуществующее животное», метод экспертных оценок.
Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности:
1) открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая - в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности.
1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги. (34% изученных случаев)
2. Регулируемая. При которой дети сами вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. (24% случаев)
Важной характеристикой обеих форм является то, что дети оценивают тревожность как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
3. Культивируемая тревожность - в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. (19% случаев)
Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая (примерно 23% случаев). Одну из ее форм - «неадекватное спокойствие» - мы описывали выше. В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.
Таким образом, доля психологических причин возникновения ситуативной тревожности является достаточно весомой. Установление и уточнение этих причин представляет собой достаточно трудоемкий процесс, поскольку применение традиционных психодиагностических процедур не всегда отражает истинное положение дел. Дальнейшее изучение данной информации требует времени и уточнения, что является перспективой нашего исследования.
Библиографический список
1. Долгова, В.И. Коррекция страха смерти у подростков: монография [Текст] / В.И. Долгова, Н.В. Кормушина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 324 с.
2. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности [Текст] / В.И. Долгова, А. А. Напримеров, Я.В. Латюшин. - СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена, 2002. - 165 с.
3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - 278 с.
4. Ромек, В.Г. Поведенческая психотерапия [Текст] / В.Г. Ромек. // учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 190 с.
5. Стресс и тревога в спорте [Текст] / сост. Ю. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 170 с.
6. Тревога и тревожность [Текст] / сост. и общая редакция В.И. Остапова. - СПб.: Питер, 2001 - 256 с.
Bibliography
1. Dolgova, V.I. Teenagers’ Fear of Death Correction: Monograph [Text] / V.I. Dolgova, N.V. Kormushina. - Chelyabinsk: LLC REKPOL Publishing House, 2009. - 324 p.
2. Dolgova, V.I. Personality’s Emotional Stability Forming [Text] / V.I. Dolgova, A. A. Naprimerov, Ya.V. Latyushin. - SPb.: Publishing House of RSPU, 2002. - 165 p.
3. Prikhozhan, A.M. Children and Teenagers’ Anxiety: Psychological Nature and Age Dynamics [Text] / A.M. Prikhozhan. - Moscow: MPSI; Voronezh: Publishing House of NGO «MODEK», 2000. - 278 p.
4. Romek, V.G. Behavioral Therapy [Text] / V.G. Romek // Manual for Students of Higher Educational Institutions. - Moscow: «Academy» Publishing Centre, 2002. - 190 p.
5. State Anxiety and Agitation [Text] / Comp. and General Edit. by V.I. Ostapov. - SPb.: Peter, 2001 - 256 p.
6. Stress and Anxiety in Sports [Text] / Comp. by Yu. Khanin. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1983. - 170 p.