Научная статья на тему 'Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации'

Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1141
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПОДРОСТОК / КОРРЕКЦИЯ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Капитанец Елена Германовна, Купцов Максим Валерьевич

Статья посвящена психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации. В процессе исследования разработано «дерево целей», показана авторская модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков, как основа для разработки частных методик, необходимых для решения задач по исследуемой проблеме, дается описание ее структурных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Капитанец Елена Германовна, Купцов Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of psychology and pedagogical correction of situational uneasiness of teenagers during passing the State Final Examination

The article is devoted to the psychological and pedagogical correction of the situational anxiety among the adolescents during the period of the state final examination. During the study the authors developed "tree of objectives", it shows the authors model of psycho-pedagogical correction of the situational anxiety among the adolescents as a basis for the development of the individual techniques needed to solve the problems on the researched topic, the description of its structural elements has been provided.

Текст научной работы на тему «Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации»

5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин.- СПб. : Издательство «Питер», - 2011. -320 с.

6. Дубровина, О.В. Особенности копинг-поведения лиц юношеского возраста с аддиктив-ным поведением / О.В. Дубровина, А.Е. Рябчикова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2012. № 6-3-1. С. 76-80.

7. Короленко, Ц.П. Аддикции в культуре отчуждения / Ц.П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск : Изд.-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 2013. - 434 с.

8. Кульсеева, Т.Г. Влияние психосоциальных технологий на лиц с аддиктивным поведением / Т.Г. Кульсеева // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медикосоциальной помощи в поликлиническом звене. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. - Улан-Удэ : [б.и.], 2015. - С. 188-189.

9. Менделевич В. Д., Зобин М.Л. Аддиктивное влечение / В. Д. Менделевич, М. Л. Зобин. -М. : Медпрессинформ, 2012. - 26З с.

REFERENCES

1. Atalieva, A.A. (2014), "Program "12 steps" as a method of social and psychological assistance for persons with addictive behavior", News of Odessa national university. Psychology, Vol. 19, No. 2 (32), pp. 19-25.

2. Balashova, E.O. and Oshevsky, DS (2012), "Distortion of valuable orientations as the risk factor for adolescent use of psychoactive substances", Psychology and Law, 2012, No. 2, pp. 89-99.

3. Gubskaya, V.V. (2014), "Application of the methods of art therapy in the provision of social and psychological assistance for persons with addictive behavior", News of Odessa national university. Psychology, Vol. 19, No. 2 (32), pp. 93-102.

4. Dmitrieva, N.V. and Levina, L.V. (2012), "Psychological mechanisms of development of addictive behavior, Siberian Pedagogical Journal, No. 9, pp. 65-72.

5. Druzhinin, V.N. (2011), Experimental Psychology, Peter, St. Petersburg.

6. Dubrovina, O.V. and Ryabchikova, A.E. (2012), "Peculiarities of coping behavior of persons of youthful age with addictive behavior ", Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences, No. 6-3-1, pp. 76-80.

7. Korolenko, Ts.P. and Dmitrieva, N.V. (2011), Addiction in the exclusion culture, publishing house NSPU, Novosibirsk.

8. Kulseeva T.G. (2-15), "Influence of psychosocial techniques on the individuals with addictive behavior", Conferences. The forms and methods of social work in various spheres of life. Materials of the IV International scientific-practical conference dedicated to the 10th anniversary of the opening of the first in Buryatia health and social care polyclinics office, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, pp. 188-189.

9. Mendelevich, V.D. and Zobin, M.L. (2012), Addictive craving, Medpressinform, Moscow.

Контактная информация: 23a12@list.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2016

УДК 159.9:316.37

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Елена Германовна Капитанец, кандидат педагогических наук, доцент,

Максим Валерьевич Купцов, магистрант, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Статья посвящена психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации. В процессе исследования разработано «дерево целей», показана авторская модель психолого-педагогической коррекции си-

туативной тревожности подростков, как основа для разработки частных методик, необходимых для решения задач по исследуемой проблеме, дается описание ее структурных элементов.

Ключевые слова: ситуативная тревожность, подросток, коррекция, модель.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p272-278

MODELING OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF SITUATIONAL UNEASINESS OF TEENAGERS DURING PASSING THE STATE

FINAL EXAMINATION Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, dean, Elena Germanovna Kapitanets, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maxim Valerievich Kuptsov, the undergraduate, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to the psychological and pedagogical correction of the situational anxiety among the adolescents during the period of the state final examination. During the study the authors developed "tree of objectives", it shows the authors model of psycho-pedagogical correction of the situation-al anxiety among the adolescents as a basis for the development of the individual techniques needed to solve the problems on the researched topic, the description of its structural elements has been provided.

Keywords: situational anxiety, adolescent, correction, model.

В современных условиях развития общества, в частности, системы образования подростки неизбежно сталкиваются с необходимостью решения сложных вопросов, связанных, в первую очередь, со сдачей выпускных экзаменов, решением учебных задач или выбором профессионального пути. Увеличение количества тревожных подростков, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью, определило выбор данного исследования. Как отмечают ученые (Н.А. Аминов, М.В. Антропова, В.М. Астапов, М.М. Безруких, И.В. Дубровина, В.В. Зайцева, А.П. Исаев, В.Р. Кучма, С.В. Матвеев, Т.М. Параничева, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин и др.), тревожность (завышенная или ее отсутствие) негативно проявляется в учебной деятельности, но и разрушает личностные структуры. Подростковая тревожность выступает как неконструктивная, вызывающая состояние паники, сомнение в своих силах и способностях, трудности в решении определенных жизненных ситуаций, в частности, в ситуации прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего образования в 9-ом классе [1-3]. Тревожность подростков влияет на формирование его личности, самооценку, поведение в состоянии стресса (Г.Г. Аракелов, Т.А. Нежнова, А.Е. Ольшанникова, В.Д. Сонькин и др.). Поэтому особую значимость приобретают те направления в деятельности педагога-психолога, которые предусматривают целенаправленное воздействие на эмоционально-волевую сферу подростков с целью изменения уровня их тревожности на данном этапе обучения.

В психологической науке накоплен достаточный опыт по изучению тревожности школьников [4-7], однако аспект психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА) остается наименее исследованным. Для успешной психолого-педагогической коррекции на начальном этапе необходимо было осуществить целеполагание. Следуя логике научного исследования, применили системный подход к процессу научного целеполага-ния в психологии и использовали метод «дерево целей».

Графически представим и опишем «Дерево целей» психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения итоговой государственной аттестации (рисунок 1). Генеральная цель: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков в период прохождения итоговой государственной аттестации.

1. Теоретически и эмпирически проверить модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков.

1.1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

1.1.1. Проанализировать литературу по выбранной теме исследования.

1.1.2. Обобщить теоретические результаты исследования.

1.2. Рассмотреть особенности ситуативной тревожности у подростков.

1.2.1. Изучить возрастные особенности подростков.

1.2.2. Систематизировать факторы проявления ситуативной тревожности у подростков.

1.3. Провести моделирование психолого-педагогической коррекции тревожности у подростков, связанной с прохождением государственной итоговой аттестации.

1.3.1. Разработать и описать модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков.

1.3.2. Определить этапы реализации модели.

1.3.3. Описать содержание структурных элементов модели.

2. Организовать и провести исследование по изучению тревожности у подростков перед прохождением государственной итоговой аттестации.

2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Дать характеристику выборки испытуемых.

2.3. Исследовать уровень ситуативной тревожности у подростков.

2.4. Проанализировать результаты констатирующего исследования.

3.Провести экспериментальное исследование по проведению психолого-педагогической коррекции реактивной тревожности у подростков.

3.1. Составить и апробировать программу психолого-педагогической коррекции тревожности у подростков.

3.2. Проанализировать полученные результаты коррекционной работы.

3.3. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по коррекции ситуативной тревожности у подростков.

Целостное представление о процессе психолого-педагогической коррекции реактивной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации можно получить при помощи моделирования. Привлечение моделирования в психологическую науку связано, с решением определенного круга задач теоретико-методологического, практического и прикладного характера.

Обсудим модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности, которая основана на свойствах системности исследуемого явления.

Основные этапы моделирования: постановка цели, построение модели, проверка модели на достоверность (адекватность модели), применение и обновление модели. Общая структура модели содержит 6 блоков: целевой; диагностический; блок проектирования; коррекционный; аналитический; результативный. Каждый элемент модели описывает последовательность выполнения психолого-педагогической коррекции реактивной

психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации

тревожности подростков. Результатом реализации модели является снижение уровня ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации.

Процесс психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков проходит несколько этапов:

- поисково-подготовительный этап, на котором определяются цель и задачи, методы и методики опытно-экспериментального исследования, продумывается логика проведения исследования, изучается база эмпирического исследования.

- этап констатирующего эксперимента, на котором составляется диагностическая программа и проводится психодиагностическое исследование исходного уровня реактивной тревожности подростков, выполняются обработка и анализ полученных данных;

- этап проектирования, на котором проводится составление, обоснование программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков, продумывается ход встреч;

- этап формирующего эксперимента, на котором реализуется программа психолого-педагогической коррекции, в экспериментальной группе проводится её апробация;

- этап контрольного исследования, на котором осуществляется повторная диагностика состояния ситуативной тревожности, производится обработка и интерпретация полученных результатов;

- аналитико-синтетический этап, на котором анализируются результаты апробированной программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков, производится оценка её эффективности, а также разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов по снижению ситуативной тревожности у подростков, формулируются выводы.

В построении модели коррекции ситуативной тревожности были использованы следующие группы методов исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование;

- эмпирические: эксперимент, методы диагностического обследования;

- статистические: математическая обработка данных по Т-критерию Вилкоксо-

на.

Для повышения достоверности и валидности результатов исследования был использован комплекс стандартизированных и формализированных психодиагностических методик, направленных на изучение ситуативной тревожности подростков.

Методика 1. «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Диагностическая цель методики: выявить наличие ситуативной (реактивной) тревожности у подростков.

Методика 2. «Шкала социально-ситуационной тревоги» А.М. Прихожан. Диагностическая цель: выявить ситуативную тревожность у подростков.

Методика 3. Методика диагностики школьной тревожности Филлипса. Диагностическая цель: определить уровень и характер проявления тревожности подростков, связанной со школой.

В данном исследовании показателями ситуативной (реактивной) тревожности подростков мы будем считать уровень и состояние дезадаптации личности в стрессовых ситуациях, страх самовыражения, страх предстоящей проверки знаний, страх несоответствия требованиям родителей, страх не оправдать ожидания родителей и педагогов (таблица 1). Критерии оценки ситуативной тревожности подростков применяются в процессе разработки и реализации программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков. По мнению А.Б. Петровой, психокоррекция - это деятельность психолога, направленная на исправление тех нарушений развития, которые не со-

ответствуют «оптимальной» модели, принятой системы критериев [6].

Таблица 1

_Критерии оценки ситуативной тревожности подростков_

Критерий ситуативной тревожности Характеристика критерия Методика диагностики

Уровень реактивной тревожности, уровень и состояние дезадаптации подростков в психотравмирующих ситуациях Неуверенность, несамостоятельность в принятии решений и действий, внушаемость Методика «Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина»

Страх в ситуациях оценки знаний, страх самовыражения, страх не оправдать ожидания окружающих Деструктивные эмоциональные переживания ситуаций, связанные с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих способностей и возможностей, негативные ощущения и переживание тревоги в ситуациях оценки и проверки знаний, высокая значимость других в оценке своих знаний, результатов деятельности, тревога по поводу оценок, ожидание негативных оценок Методика диагностики уровня школьной тревожности Фил-липса

Области действительности, вызывающие тревогу Оценка подростком тревогогенности ситуаций обыденной жизни Методика Прихожан А.М. «Исследование ситуативной тревожности»

Характеризуя подходы психолого-педагогической коррекции А.А. Осипова считает, что это система психолого-педагогических мероприятий, нацеленных на исправление психологических трудностей или поведения человека при помощи специализированных методов психологического воздействия [5].

В содержание занятий включено знакомство подростков со средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.), развитие личностных качеств, направленных на формирование позитивного образа «Я», совершенствование коммуникативных умений и навыков, которые необходимы для уверенного, конструктивного поведения, для преодоления трудностей в общении, в учебной деятельности, обучение способам саморегуляции, формирование стрессоустойчивости. Психолого-педагогическая коррекция реактивной тревожности у подростков должна быть направлена стимулирование понимания способов собственной деятельности, на формирование навыков самостоятельной оценки её результатов, самоконтроля, адекватного отношения к успехам и неудачам.

Отметим, что успешность работы на этом этапе в значительной степени зависит от умения психолога составлять коррекционные программы. При составлении коррекцион-ных программ следует учитывать следующие моменты:

- сформулировать основные цели коррекции;

- определить круг задач, конкретизирующие цели коррекции;

- разработать содержание каждого коррекционного занятия, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся;

- определить форму работы (групповая, индивидуальная);

- выбрать соответствующие техники и методы коррекционной работы с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей учащихся;

- запланировать формы участия учителей и родителей в коррекционном процессе;

- подготовить помещение, необходимое оборудование, материал для упражнений;

- разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса.

Для коррекции реактивной тревожности подростков была составлена программа,

основанная на работах И.В. Дубровиной и Р.В. Овчаровой [4-8]. Программа состоит из 14 занятий и включает три этапа: ориентировочный, развивающий, проективный. Названные этапы предполагают работу по четырём основным направлениям: решение проблемы и способы преодоления трудностей; отработка вербальных и невербальных форм уверен-

ного поведения; формы и средства самопознания; психологическая поддержка подростка и стимулирование представлений его о собственной ценности и значимости.

Программа психолого-педагогической коррекции предназначена для работы с подростками 13-15 лет (VIII-X классы). Цель: снизить уровень ситуативной тревожности у подростков. Задачи программы:

1. Познакомить участников со средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.);

2. Проработать личностные качества, направленные на позитивный и дифференцированный образ «Я»;

3. Развить коммуникативные навыки и умения, которые необходимы для уверенного поведения, для преодоления трудностей в общении, в учебной и других видах деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Обучить способам саморегуляции и конструктивного поведения в стрессовых ситуациях.

Программа структурирована по принципу метода познания: активизация стремления к самопознанию и саморазвитию личности через осознание своих качеств, навыков, способностей и возможностей.

Коррекционная программа основана на стремлении подростков узнать себя, свои возможности, более полно реализовать себя, быть уверенными в себе, лишиться определенных страхов и стереотипов, добиться успеха в жизни [6 - 8]. Основную часть программы составляют игровые занятия, активизирующие самопознание и саморазвитие подростков в стрессовых ситуациях.

Программа включает 3 этапа: ориентировочный, развивающий, закрепляющий. Занятия проходят в форме тренинга 1-2 раза в неделю по 45 минут на протяжении 2 месяцев. Каждое занятие проходит в стандартной форме: ритуал приветствия, основное содержание, рефлексия после упражнения и ритуал прощания. Цель ориентировочного этапа (2 занятия): включить подростков в работу, установить доверительную обстановку в группе и правила работы в группе, раскрыть основные понятия по данной проблеме. Цель развивающего этапа (7 занятий): развить символическое мышление, научиться обнаруживать и принимать новые перспективы. На этом этапе подростки с помощью самопознания делают определенные открытия и узнают, на что они способны. Цель закрепляющего этапа (5 занятий): закрепить полученные знания (обучение способам саморегуляции), проанализировать и обсудить результаты самопознания подростков при прогнозировании своего будущего.

Работа осуществляется с помощью проективных методов рисуночного и вербального типов, групповой дискуссии, анализа конкретных ситуация, техник телесно-ориентированной терапии, социально-психологического тренинга, релаксационных упражнений, психогимнастики и музыкотерапии.

ВЫВОДЫ

Моделирование, на основе целеполагания методом «Дерева целей», позволяет получить целостное представление о процессе психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации. Проведенное моделирование создает основу для разработки и реализации программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков, состоящей из занятий, активизирующих стремление подростков к самопознанию и саморазвитию через осознание своих качеств, навыков, способностей и возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голиков Н.А. Плюсы и минусы ЕГЭ: взгляд директора школы, психолога и родителя в одном лице / Н.А. Голиков // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 26-33.

2. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография / В.И. Долгова, Е.В. Барышникова, Е.В. Попова. - М. : Перо, 2015. -208 с.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2011. - 320 с.

4. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2001. - 448 с.

5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М. : Сфера, 2002. - 510 с.

6. Петрова, А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство / А.Б. Петрова. -М. : Флинта, 2008 - 152 с.

7. Пишняк, А.И. Представления родителей московских школьников об успешной сдаче ГИА и ЕГЭ: возможности и барьеры / А.И. Пишняк, Н.В. Халина // Вопросы образования. - 2015. -№ 3. - С. 144-170.

8. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Академия, 1998. - 160 с.

REFERENCES

1. Golikov N.A. (2014), "Pros and cons of the exam: a view of the school director, a psychologist and parent", Education, No. 3, pp. 26-33.

2. Dolgova, V.I., Baryshnikova, E.V. and Popova, E.V. (2015), The innovative psycho-pedagogical technologies in work with senior school-children: monograph, Pero, Moscow.

3. Druzhinin, V.N. (2011), Experimental Psychology, Peter, St. Petersburg.

4. Ovcharova, R.V. (2001), Practical psychologist education technology, Scope, Moscow.

5. Petrova, A.B. (2008), Psychological correction and prevention of aggressive behavior of minors with behavioral problems: practical guide, Flinta, Moscow.

6. Osipova, A.A. (2002), General psychological correction, Scope, Moscow.

7. Pishnyak, A.I. and Halina, N.V. (2015), "Perceptions of the parents of Moscow students in relation to the successful completion of the DPA and the exam", Opportunities and barriers to education, No. 3, pp. 144-170.

8. Ed. Dubrovina, I.V. (1998), Psycho correctional and developing work with children, Academy, Moscow.

Контактная информация: 23a12@list.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2016

УДК 157.973

ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯМИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, РАЗЛИЧНЫХ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ

СПОСОБНОСТЯМ

Оксана Владимировна Защиринская, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Сергей Михайлович Шингаев, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-

Петербург, Асоль Николаевна Малахова, аспирант, Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова,

Санкт-Петербург

Аннотация

В исследовании представлены результаты факторного анализа экспертных оценок навыков невербальной коммуникации учителями у здоровых детей - учащихся первого класса, детей со специфическим смешанным расстройством развития и детей с легкой умственной отсталостью. Полученная факторная структура позволяет получить представление о компонентах невербальной коммуникации, интерпретируемых в ключе биопсихосоциального подхода.

Ключевые слова: общение, невербальная коммуникация, компоненты невербальной ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.