Психологические науки
УДК 159.9:316.37
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У ЛИЦ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Елена Германовна Капитанец, кандидат педагогических наук, доцент,
Дмитрий Иванович Гладышев, магистрант, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
Аннотация
В статье обоснована актуальность выбранной проблемы, разработано «дерево целей» и модель (включающая четыре взаимосвязанных блока: теоретический, диагностико-аналитический, коррекционный и блок оценки эффективности), раскрыты основные этапы и программа психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра
Ключевые слова: аддиктивное поведение, самооценка, психолого-педагогическая коррекция, модель, программа, этап.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p267-272
MODELING OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF A SELF-ASSESSMENT AT PERSONS WITH ADDICTION BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF THE REHABILITATION CENTER
Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, dean, Elena Germanovna Kapitanets, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Ivanovich Gladyshev, the undergraduate, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article substantiates the relevance of the chosen problem, the authors developed "tree of objectives" and the model (which includes four interrelated parts: theoretical, diagnostic and analytical, correction and evaluation unit efficiency), it revealed the main stages and the program of psycho-pedagogical correction of self-esteem in people with addictive behavior in a rehabilitation center
Keywords: addictive behavior, self-esteem, psychological and pedagogical correction, model, program stage.
В настоящее время во всём мире среди многочисленных психологических проблем наиболее остро стоят проблемы, связанные с отклонением в поведении. Существенно увеличилось количество людей с аддитивным поведением. Идет глобальное распространение наркотических веществ, алкогольной продукции и других психоактивных веществ. В последние годы идет тенденция к снижению возраста у лиц, принимающих психоактивные вещества, все больше женщин стали подвержены тем или иным аддикциям. Криминализация общества, резкий рост зараженных ВИЧ-инфекцией, появление новых синтетических веществ дал мощный толчок руководству страны и сегодня на уровне органов государственной власти, Правительства РФ и Президента РФ об этом стали говорить. Проводятся различные мероприятия, принимаются целевые программы, срок отбывания наказания за незаконный оборот и распространение наркотиков был увеличен в разы. Все это говорит о том, что аддиктивное поведение является важной социально-психологической проблемой. Несмотря на увеличение финансирования на борьбу с распространением наркотиков, открытие современных реабилитационных центров, ужесточение законодательства против распространения наркотиков, число лиц, регулярно применяющих наркотические вещества, возрастает. Как показывает практика, такие методы
и действия не всегда приводят к нужному результату. В последнее время, стали говорить о том, что необходимо проводить коррекцию самооценки и поведения лиц с аддиктив-ным поведением. У людей с аддиктивным поведением нарушена самооценка, они неадекватно воспринимают реальность, а, следовательно, неадекватно на неё реагируют. Такие люди, как правило, не в состоянии заботиться о себе, они не осознают своих потребностей и проблем, они не умеют решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, не могут строить близкие, доверительные, глубокие полноценные отношения с другими людьми. Активно работающие мужчины и женщины внешне кажутся умелыми и самоуверенными, но внутренне они не уверены в себе и страдают от низкой самооценки. В связи с этим остро встает вопрос о выработке методов психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением, которые позволят зависимым людям повысить качество жизни, социализироваться, обрести утраченные духовные ценности, так как исследования показывают, что низкая самооценка и как следствие неудовлетворенность жизнью толкают людей к употреблению психоактивных веществ (Балашова Е.О. [2], Дмитриева Н.В. [4], Дубровина О.В. [6], Зобин М.Л. [9], Короленко Ц.П. [7], Левина Л.В. [4], Менделевич В. Д. [9], Ошевский Д.С. [2], Рябчикова А.Е. [6]).
Несмотря на существующие психотехнологии коррекции аддиктивного поведения (Аталиева А.А. [1], Губская В.В. [3], Кульсеева Т.Г. [8]) всё же недостаточная теоретическая и методическая их разработанность дает основание считать актуальным построение модели психолого-педагогической коррекции неадекватной самооценки у лиц с аддик-тивным поведением в условиях реабилитационного центра.
Цель исследования: проанализировать и опытно-экспериментальным путем проверить психолого-педагогическую коррекцию неадекватной самооценки у лиц с аддиктив-ным поведением в условиях реабилитационного центра.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач, в том числе и классических (Дружинин В.Н. [5]):
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить возрастные особенности проявления аддиктивного поведения.
3. Провести моделирование процессов психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты первичной диагностики.
6. Разработать и в условиях реабилитационного центра реализовать программу психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением.
7. Провести анализ результатов коррекционной работы.
8. Сформулировать рекомендации по психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением.
9. Разработать дорожную карту внедрения психолого-педагогической коррекции неадекватной самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
При проведении исследования использовали метод целеполагания. «Дерево целей» - это структурно-построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, плана, программы, в которой определяется генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). «Дерево целей» представлено на рисунке 1. Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию неадекватной самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
Рисунок 1 - «Дерево целей» психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра
Для реализации генеральной цели предполагается проведение исследования по трем основным направлениям:
1. Изучить теоретические аспекты психо лого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра, как психолого-педагогическую проблему.
1.1. Проанализировать феномен психологической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в психолого-педагогической литературе;
1.2. Определить возрастные особенности проявления аддиктивного поведения;
1.3. Разработать модель психо лого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
2. Провести исследование и определить уровень самооценки у пациентов реабилитационного центра.
2.1. Определить и дать характеристику этапов, методов и методик исследования;
2.2. Дать характеристику выборки и провести анализ исследования.
3. Провести анализ опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
2.1. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением;
2.2. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования;
2.3. Подготовить рекомендации по психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением;
2.4. Составить карту внедрения модели психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
Модель (в широком смысле) - как не усложненный знаковый или мысленный образ какого-либо объекта или системы объектов, которые используются в качестве их «заместителя» и средства оперирования, а процессы моделирования способствуют системному анализу проблемы; позволяют определить приоритетность; обеспечивают увеличение инновационного процесса от идеи решения проблемы к конкретному средству ее решения; позволяют определить приоритетные зоны развития процесса, разработать адекватную систему управления. Представленная нами модель психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра (рисунок 2) включает в себя четыре взаимосвязанных блока: теоретический блок, диагностико-аналитический блок, коррекционный блок и блок оценки
эффективности психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
Рисунок 2. Модель психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением
в условиях реабилитационного центра
Теоретический блок включает в себя изучение проблемы в психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в методической литературе. Выявление основных определений самооценки, аддиктивного поведения, их основных характеристик. Определение возрастных особенностей проявления самооценки и аддиктивного поведения. Исследование уровней самооценки и подбор методик для
проведения формирующего эксперимента. Основные методы решения задач этого блока - изучение, анализ, обобщение, систематизация, моделирование.
Диагностико-аналитический блок предполагает проведение исследований по определению уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра. Для определения уровня самооценки использовали методики: методика В.В. Новиковой «Кто я в этом мире?»; нахождение исходного уровня самооценки (С.А. Будасси); диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Проведение исследования по названным методикам, позволило выявить лиц с ад-диктивным поведением, у которых имеется заниженный уровень самооценки и вследствие чего, с этой категорией будет проводиться психолого-педагогическая коррекция.
Коррекционный блок предусматривает проведение формирующего эксперимента, а также разработку и реализацию программы психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра. Целью предложенной в исследовании программы, является формирование адекватной самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
Задачи программы: 1. Сформировать навыки восприятия окружающей реальности и умения адекватно на нее реагировать. 2. Формирование трезвого, положительного, адекватного отношения к себе, путем устранения ложного представления о себе. 3. Формирование уверенности в себе и соответствующего поведения, через трезвое осознание своих личных качеств и умений.
Блок оценки психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктив-ным поведением в условиях реабилитационного центра направлен на проведение повторной диагностики уровня самооценки у лиц, в отношении которых была проведена психолого-педагогическая коррекция, сопоставление и анализ коррекционного этапа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе реабилитационного центра коррекции поведения «Согласие» для лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя г. Челябинска. В исследовании приняли участие пациенты в возрасте 25-28 лет в количестве 30 человек.
ВЫВОД
Аддиктивное поведение является деструктивной формой поведения. Эта форма поведения присуща лицам трудно адаптирующихся к меняющимся жизненным обстоятельствам, со слабой переносимостью психологических трудностей, низкой самооценкой. За счет применения психоактивных веществ они стремятся уйти от реальности, быстрее достигнуть психофизиологического комфорта. Профилактика аддиктивного поведения должна ориентироваться на изменение личностных особенностей, в частности неадекватной самооценки, которые провоцируют употребление психоактивных веществ.
Моделирование позволяет конкретизировать этапы процесса психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аталиева, А. А. Программа «12 шагов» как метод социально-психологической помощи лицам с аддиктивным поведением / А.А. Аталиева // Вюник Одеського нацюнального ушверситету. Психолопя. - 2014. - Т. 19. - № 2 (32). - С. 19-25.
2. Балашова, Е.О. Искажение ценностных ориентации как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ / Е.О. Балашова, Д.С. Ошевский // Психология и право. -2012. - № 2. - С. 89-99.
3. Губская, В.В. Применение методов арт-терапии при оказании социально-психологической помощи лицам с аддиктивным поведением / В.В. Губская // Вюник Одеського нацюнального ушверситету. Психолоия. - 2014. - Т. 19. - № 2 (32). - С. 93-102.
4. Дмитриева, Н.В. Психологические механизмы развития аддиктивного поведения / Н.В. Дмитриева, Л.В. Левина // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 65-72.
5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин.- СПб. : Издательство «Питер», - 2011. -320 с.
6. Дубровина, О.В. Особенности копинг-поведения лиц юношеского возраста с аддиктив-ным поведением / О.В. Дубровина, А.Е. Рябчикова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2012. № 6-3-1. С. 76-80.
7. Короленко, Ц.П. Аддикции в культуре отчуждения / Ц.П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск : Изд.-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 2013. - 434 с.
8. Кульсеева, Т.Г. Влияние психосоциальных технологий на лиц с аддиктивным поведением / Т.Г. Кульсеева // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медикосоциальной помощи в поликлиническом звене. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. - Улан-Удэ : [б.и.], 2015. - С. 188-189.
9. Менделевич В. Д., Зобин М.Л. Аддиктивное влечение / В. Д. Менделевич, М. Л. Зобин. -М. : Медпрессинформ, 2012. - 26З с.
REFERENCES
1. Atalieva, A.A. (2014), "Program "12 steps" as a method of social and psychological assistance for persons with addictive behavior", News of Odessa national university. Psychology, Vol. 19, No. 2 (32), pp. 19-25.
2. Balashova, E.O. and Oshevsky, DS (2012), "Distortion of valuable orientations as the risk factor for adolescent use of psychoactive substances", Psychology and Law, 2012, No. 2, pp. 89-99.
3. Gubskaya, V.V. (2014), "Application of the methods of art therapy in the provision of social and psychological assistance for persons with addictive behavior", News of Odessa national university. Psychology, Vol. 19, No. 2 (32), pp. 93-102.
4. Dmitrieva, N.V. and Levina, L.V. (2012), "Psychological mechanisms of development of addictive behavior, Siberian Pedagogical Journal, No. 9, pp. 65-72.
5. Druzhinin, V.N. (2011), Experimental Psychology, Peter, St. Petersburg.
6. Dubrovina, O.V. and Ryabchikova, A.E. (2012), "Peculiarities of coping behavior of persons of youthful age with addictive behavior ", Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences, No. 6-3-1, pp. 76-80.
7. Korolenko, Ts.P. and Dmitrieva, N.V. (2011), Addiction in the exclusion culture, publishing house NSPU, Novosibirsk.
8. Kulseeva T.G. (2-15), "Influence of psychosocial techniques on the individuals with addictive behavior", Conferences. The forms and methods of social work in various spheres of life. Materials of the IV International scientific-practical conference dedicated to the 10th anniversary of the opening of the first in Buryatia health and social care polyclinics office, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, pp. 188-189.
9. Mendelevich, V.D. and Zobin, M.L. (2012), Addictive craving, Medpressinform, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2016
УДК 159.9:316.37
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Елена Германовна Капитанец, кандидат педагогических наук, доцент,
Максим Валерьевич Купцов, магистрант, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
Аннотация
Статья посвящена психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации. В процессе исследования разработано «дерево целей», показана авторская модель психолого-педагогической коррекции си-