Научная статья на тему 'Коррекция суицидальных намерений у подростков'

Коррекция суицидальных намерений у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2668
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / БЕСЕДА / ТРЕНИНГ / CORRECTION / SUICIDE / SUICIDAL INTENTIONS / ADOLESCENTS / CONVERSATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Наталья Владимировна, Бархатова Анна Юрьевна

В статье представлены организация и результаты психолого-педагогического исследования, которое направлено на коррекцию суицидальных намерений у подростков. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность способов коррекции суицидальных намерений у подростков. Метод и методология проведения работы: анализ научной литературы, наблюдение, диагностические методики, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных. Результаты: проанализировано состояние проблемы суицидальных намерений у подростков в психолого-педагогической литературе, выявлены подростки, склонные к суицидальным намерениям, разработана и внедрена в практику образовательных учреждений коррекционная работа по снижению суицидальных намерений у подростков и проверена её эффективность. Область применения результатов. Материалы могут быть использованы в практической деятельности специалистов образовательных учреждений (социальные педагоги, психологи) для работы с подростками, которые имеют отклоняющееся поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF TEENAGERS'' SUICIDE INTENTIONS

The paper presents the organization and the results of psychological and pedagogical research, which is aimed at correction of suicidal intentions of adolescents. Purpose: to prove theoretically and to check experimentally the efficiency of methods of correction of suicidal intentions of adolescents. Methods and methodology of the research: analysis of scientific literature, observation, diagnostic techniques, psychological and pedagogical experiment, statistical methods of data processing. Results: the state of the problem of teenagers' suicide intentions is analyzed in psychological and educational literature, the teenagers inclined to suicide intentions are revealed, the correctional work on decrease of teenagers' suicide intentions is developed and introduced in practice of educational institutions and its efficiency is checked. Field of practical application. The materials can be used in the practice of specialists of educational institutions (social teachers, psychologists) for work with teenagers who have deviating behavior.

Текст научной работы на тему «Коррекция суицидальных намерений у подростков»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-2-22 УДК 159.99

КОРРЕКЦИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ

Карпова Н.В., Бархатова А.Ю.

В статье представлены организация и результаты психолого-педагогического исследования, которое направлено на коррекцию суицидальных намерений у подростков.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность способов коррекции суицидальных намерений у подростков.

Метод и методология проведения работы: анализ научной литературы, наблюдение, диагностические методики, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Результаты: проанализировано состояние проблемы суицидальных намерений у подростков в психолого-педагогической литературе, выявлены подростки, склонные к суицидальным намерениям, разработана и внедрена в практику образовательных учреждений коррекционная работа по снижению суицидальных намерений у подростков и проверена её эффективность.

Область применения результатов. Материалы могут быть использованы в практической деятельности специалистов образовательных учреждений (социальные педагоги, психологи) для работы с подростками, которые имеют отклоняющееся поведение.

Ключевые слова: коррекция; суицид; суицидальные намерения; подростки, беседа, тренинг.

CORRECTION OF TEENAGERS' SUICIDE INTENTIONS

Karpova N.V., Barkhatova A.Ju.

The paper presents the organization and the results of psychological and pedagogical research, which is aimed at correction of suicidal intentions of adolescents.

Purpose: to prove theoretically and to check experimentally the efficiency of methods of correction of suicidal intentions of adolescents .

Methods and methodology of the research: analysis of scientific literature, observation, diagnostic techniques, psychological and pedagogical experiment, statistical methods of data processing.

Results: the state of the problem of teenagers' suicide intentions is analyzed in psychological and educational literature, the teenagers inclined to suicide intentions are revealed, the correctional work on decrease of teenagers' suicide intentions is developed and introduced in practice of educational institutions and its efficiency is checked.

Field of practical application. The materials can be used in the practice of specialists of educational institutions (social teachers, psychologists) for work with teenagers who have deviating behavior.

Keywords: correction, suicide, suicidal intentions, adolescents, conversation, training.

Жизнь, в которую включается человек, с самого рождения многообразна, противоречива и сложна. Социальное окружение человека способствует не только развитию и становлению его как личности, но и зачастую является причиной его саморазрушения. Существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является «суицид». Понятие «суицид» впервые было употреблено Т. Брауном в первой половине XII века, отмечает А.И. Ложкин, под которым автор понимал, действие, совершае-

мое человеком в состоянии сильного душевного расстройства или под влиянием сильного психического заболевания [2].

Суицидальные намерения - это активные и серьезные размышления, разработка плана суицида, определение способов совершения самоубийства, времени, места его осуществления [1].

В настоящее время Россия занимает второе место в мире по числу завершенных суицидов. Статистические данные таковы: в Российской Федерации ежегодно совершают самоубийство около 40 тысяч человек. За последние годы уровень числа самоубийств в стране значительно снизился с показателя 39,5 (2001 г.) до коэффициента 23,4 самоубийств на 100 тыс. населения (2010 г.), тем не менее, он превышает критический уровень, установленный Всемирной организацией здравоохранения. [3]. Ежегодно совершается около 55 тыс. суицидов, из которых погибает 12,5 % среди детей 10-14 лет и 23,0 % подростков 15-19 лет [4], эта тема наиболее остро отражена в «Концепции демографической политики на период до 2025 года», утвержденной указом президента РФ, в которой предполагается сокращение уровня смертности за счет повышения эффективности профилактической и коррекционной работы с гражданами из групп риска в которую, как правило, попадают подростки. Вероятно, это происходит в силу разных особенностей: физиологических, социальных и психологических.

Но, несмотря на политику государства, большое количество литературы и популяризацию в социальной среде, проблема суицидального поведения превратилась в одну из острейших проблем нашего общества.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность способов коррекции суицидальных намерений у подростков.

Для исследования мы применили банк психодиагностических методик «Ваши мысли о смерти» З. Королева, «Ваши суицидальные наклонности» З. Королева, тест-опросник для определения уровня самооценки С.В. Ковалев,

«Тревожные и депрессивные состояния» Ч. Спилбергер. Базой исследования послужили средние образовательные учреждения г. Ишим, Тюменской области. В исследовании принимали участие учащиеся 7, 8 и 9 классов, всего 430 человека в возрасте 13-14 лет. Контрольная группа принимала участие только на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, экспериментальная группа принимала участие во всех этапах эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента мы решали задачу по выявлению подростков, имеющих суицидальные намерения с помощью психодиагностических методик, которые представлены ранее.

Критериями наличия суицидальных намерений были определены следующие: отношение к смерти, суицидальные наклонности, уровень самооценки, наличие тревожных и депрессивных состояний. Исходя из предложенных критериев, были выделены уровни суицидальных намерений.

Высокий уровень суицидальных намерений характеризуется тем, что человек испытывает болезненное отношение к смерти, часто размышляет на эту тему, думает о смерти, планирует акт самоубийства. Чрезмерно чувствителен, испытывает беспокойство, остро воспринимает несправедливость жизни и страдает от этого. Высокий уровень суицидальных намерений соответствует низкому и высокому уровням самооценки, при котором человек, как правило, болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости. Человек имеет выраженную психическую напряженность, тревожность, депрессию.

Средний уровень суицидальных намерений характеризуется тем, что смерть представляется желанной, загадочной, таинственной. При определенных обстоятельствах могли бы задуматься о суициде, и если бы все обернулось против них, предприняли бы такую попытку, оптимисты по натуре. Данный уровень суицидальных намерений соответствует тому, что эти люди время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими

людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований. Человек имеет неопределенное психическое состояние.

Низкий уровень суицидальных намерений характеризуется тем, что человек гонит от себя черные мысли, предпочитая держать в голове радости жизни, а не горести смерти. Эти люди имеют железную волю и крепкие нервы, готовы бороться с жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия. Данный уровень суицидальных намерений соответствует адекватному уровню самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия. Человек имеет хорошее психическое состояние.

В результате получили следующие данные: в контрольной группе высокий уровень суицидальных намерений представлен у 4,5% респондентов, а в экспериментальной у 11,9% респондентов. Средний уровень суицидальных намерений в контрольной группе представлен у 23,8% респондентов, а в экспериментальной группе у 35,7% респондентов. Низкий уровень суицидальных намерений в контрольной группе представлен у 71,5% респондентов, а в экспериментальной группе 52,3% респондентов.

Формирующий этап эксперимента заключался в организации работы направленной на минимизацию риска суицидальных попыток, а также коррекцию самооценки, тревожных и депрессивных состояний. Данная работа проводилась с экспериментальной группой. В коррекционной работе применялась индивидуальная профилактическая беседа и групповой тренинг.

Индивидуальная профилактическая беседа проводилась с целью минимизации риска суицидальных намерений, в беседе приняли участие все респонденты экспериментальной группы, форма проведения: индивидуальная. Приглашение на индивидуальную профилактическую беседу осуществлялось лично педагогом-психологом, во время беседы отсутствовали посторонние, беседа длилась ровно столько времени, сколько было необходимо. Во время беседы не

велись никакие записи, педагог-психолог был предельно заинтересован собеседником.

Следующим средством коррекционной работы являлся тренинг. Форма проведения тренинга - групповая. Тематический план тренинговых занятий представлен в таблице 1.

Таблица 1

Тематический план тренинговых занятий

№ Тема Цель

1 Введение Определение цели, задач, принципов и правил работы. Создание атмосферы общности, доброжелательности и взаимопонимания в группе

2 Работа с самооценкой Развитие представлений о себе, адекватной позитивной самооценки, коррекция личностных недостатков, формирование опыта позитивного отношения к себе

3 Работа с ценностными и смысловыми ориентациями Формирование способности к самостоятельному выбору и целедостижению. Определения смысловых ориентаций

4 Работа с тревожными и депрессивными состояниями Овладение своими чувствами, научиться принимать чувства другого человека, рефлексировать свое эмоциональное состояние

5 Работа с самоопределением и жизненными целями Развитие способности видеть перспективу своей будущей жизни, определение мотивов своей жизни

6 Работа с самоотношением Коррекция отношения к себе, формирование уверенности в себе

7 Работа с самосознанием Осознание и осмысление внутреннего мира своей уникальности личности

8 Работа с саморегуляцией Овладение способами саморегуляции и самообладания, применение способов саморегуляции на практике

9 Работа с самопознанием Развитие представлений о себе, осознание себя в окружающем мире и обществе, понимание своих комплексов

10 Подведение итогов Снятие напряжения, создание положительного эмоционального фона, сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе. Рефлексия занятий

На контрольном этапе эксперимента мы проверяли эффективность проведенной коррекционной работы. Контрольный срез осуществлялся с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Для выявления статистической значимости полученных результатов мы использовали методы математической обработки, а именно критерий ф* - угловое преобразование Фишера, его результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Статистическая значимость полученных результатов

Ф Степень свободы Уровень значимости

Уровень суицидальных намерений 1,694 р<0,04 р = 0,04

Уровень суицидальных наклонностей 0,812 - -

Уровень самооценки 0,131 - -

Уровень тревожности и депрессивности 2,205 р<0,01 р = 0,01

По результатам исследования мы сформулировали следующий вывод: уровень суицидальных намерений можно снизить, если организовать работу,

направленную на минимизацию риска суицидальных попыток, а так же коррекцию самооценки, тревожных и депрессивных состояний. По результатам исследования не было выявлено статистически значимых различий в изменении уровня суицидальных наклонностей и самооценке подростков контрольной и экспериментальной групп, после проведения экспериментальной работы.

Список литературы

1. Лапшин В.Е. Аутодеструктивное поведение подростков: причины приводящие к суициду // Вестник Владимирского юридического института. 2008. №1. С. 172-173.

2. Ложкин А.И. Психология поведения девиантной личности. Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2003. 160 с.

3. Львова И.Н. Социодемографические признаки и особенности носителей суицидального поведения в Республике Башкортостан // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №2 (10). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/lvova.pdf (дата обращения: 04.10.1013).

4. Шевырина Л.С. Клинико-социальные факторы, влияющие на возникновение социальной дезадаптации с суицидальными тенденциями у подростков // Вестник новых медицинских технологий. 2009. № 4. С. 67-68.

References

1. Lapshin V.E Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo institute [Bulletin of Vladimir Institute of Law], no. 1 (2008): 172-173.

2. Lozhkin A.I. Psihologija povedenija deviantnoj lichnosti [Psychology of behavior deviant personality]. Ekaterinburg: Izd-vo Uralskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii, 2003. 160 p.

3. Lvova I.N. Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)], no. 2 (10) (2012). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/lvova.pdf (data obrashhenija: 04.10.1013).

4. Shevyrina L.S. Vestnik novyh medicinskih tehnologij [Bulletin of new medical technologies], no 4 (2009): 67-68.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Карпова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии,

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова ул. Ленина, д.1, г. Ишим, Тюменская область, 627750, Россия E-mail: ntverdohlebova@mail. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4942-2357

Бархатова Анна Юрьевна, студентка 5 курса, педагогического факультета, специальность «Педагогика и психология»

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова ул. Ленина, д.1, г. Ишим, Тюменская область, 627750, Россия E-mail: anyuta-barhatova@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Karpova Nataliya Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor of Psychology Department

Ishim Ershov State Teachers Training Institute 1, Lenin Street, Ishim, Tyumen region, 627750, Russia E-mail: ntverdohlebova@mail. ru

Barkhatova Anna Yurievna, 5th year student of Pedagogical Faculty

Ishim Ershov State Teachers Training Institute 1, Lenin Street, Ishim, Tyumen region, 627750, Russia

E-mail: anyuta-barhatova@mail. ru Рецензент:

Дубровина О.В., кандидат психологических наук, доцент заведующая аспирантурой, ФГБОУ ВПО ИГПИ им. П.П. Ершова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.